Автор Тема: "Дон Жуан" Моцарта в постановке Чернякова в Большом театре  (Прочитано 4224 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Новый "Дон Жуан" на сцене Большого

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=484608&cid=178

Знаменитая опера Моцарта "Дон Жуан" возродится на сцене Большого театра спустя 50 лет - ее премьера в постановке Дмитрия Чернякова состоится 28 октября. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказали сами создатели постановки, среди которых, помимо Чернякова, дирижер Теодор Курентзис и режиссер Торстен Келле.

На сцене Большого опера "Дон Жуан" ставилась последний раз в 1950 году. По словам Чернякова, новая постановка является совместным продуктом Большого театра России, Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Королевского Театра в Мадриде, а также Канадской оперной компании в Торонто.
"Московской публике очень повезло - ей удастся посмотреть один из самых последних оперных спектаклей, мировая премьера которой состоялась всего несколько месяцев назад - 1 июля этого года в Экс-ан-Провансе", - рассказал Черняков. Однако режиссер отметил, что предстоящий спектакль существенно отличается от показанного на французском фестивале. "На сцене Большого мы продолжим жизнь этой оперы, но в другом качестве, - пояснил Черняков. - Она, конечно, будет в тех же декорациях, в том же режиссерском решении, но мы многое изменили. Это другой спектакль, где очень много придумывалось именно под персоналии, под исполнителей, которые здесь абсолютно другие. Только четыре исполнителя пришли из того спектакля". Он также добавил, что в Москве будет два состава - абсолютно разных.

Партию Дон Жуана в спектакле исполнят грек Димитриос Тилякос и американец итальянского происхождения Франко Помпони. Из российских исполнителей в ней задействованы Екатерина Щербаченко, Николай Казанский, а также участница молодежной программы Большого театра Алина Яровая, которая дебютирует на сцене в этой опере. Есть среди исполнителей "Дон Жуана" и певцы, принимавшие участие в премьере оперы на фестивале в Экс-ан-Провансе - Дэвид Бизич, Колин Бальцер, Анатолий Кочерга и Черстин Авемо.

По словам Теодора Курентзиса, музыкального руководителя и дирижера постановки, главным достижением в работе над спектаклем было то, что оркестр Большого театра смог максимально приблизиться к традициями барочной музыки. "Сначала я думал, что это невозможно, но произошло настоящее чудо, - рассказал Курентзис. - Мы сумели за месяц усердных репетиций сделать то, что обычно делается за два года. А мои отношения с оркестром в процессе работы - одни из лучших за всю мою карьеру".

Как рассказали создатели, чтобы приблизиться к аутентичному звучанию музыки XVIII века, для этой постановки были специально закуплены жильные струны и барочные смычки. В спектакле используются ранее приобретенные валторны и трубы, аналогичные старинным инструментам.
"Дон Жуан" - четвертая совместная постановка Курентзиса и Чернякова и вторая - в Большом театре. Их совместная премьера прошлого сезона в Большом - опера "Воццек" - прошла с огромным успехом.

По словам заместителя генерального директора театра Антона Гетьмана, новый спектакль будет показываться 6-8 раз за сезон.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
22.10.2010 10:12
В Большом театре идут последние репетиции оперы "Дон Жуан"Автор: Александра Черепнина
http://www.vesti.ru/doc.html?id=401633

Большой театр готовится к премьере – 28 октября зрителям представят "Дон Жуана". Оперу Моцарта поставил современный режиссер-новатор Дмитрий Черняков.

Здесь репетируют оперу, но не поют. Главное - почувствовать своего героя. Режиссер Дмитрий Черняков разбирает с актерами каждую фразу. В его прочтении "Дон Жуан" превращается в детективную историю. Разгадка известна, но движение к ней все равно увлекает. Упор сделан не на характеры героев, а на конфликт.

"Это очень глубокое прочтение, в нем есть огромная психологическая составляющая, - говорит исполнительница главной партии Сьюзан Гриттон. – Главное то, как поступают герои, почему они так поступают, что их тревожит".

Дмитрий Черняков - один из самых востребованных современных оперных режиссеров - всегда читает классику по-своему. Здесь он тоже перерабатывает известный сюжет о герое-любовнике. Всех женских персонажей связывает семейными узами, чтобы подчеркнуть, что Дон Жуан в их мире - гость. Эту оперу режиссер уже показывал летом в Экс-ан-Провансе. На французском оперном фестивале его постановка стала одной из лучших. Состав исполнителей с тех пор обновился, а вот декорации остались прежними.

"В Экс-ан-Провансе не очень большая сцена, поэтому сам павильон получился не очень глубокий, пришлось делать искусственную перспективу, сужать искусственный павильон, чтобы создать иллюзорное пространство", - рассказывает художник по свету Глеб Фильштинский.

На книжных полках - мировая классика. Книги декораторы специально подбирали в букинистических магазинах. Среди них есть даже такие раритеты, как редкое собрание сочинений Виктора Гюго. Но эта комната не только библиотека. Здесь гостиная, кабинет и столовая одновременно. Абстрактное пространство, где переплетаются все нити сюжета.

В Большом театре идут последние репетиции оперы. Премьера "Дон Жуана" назначена на 28 октября.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Неужели в Большом театре уже не поют, а только репетируют оперу?

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Спектакль месяца: Дон Жуан стал жертвой стерв и нимфоманок
http://www.gzt.ru/topnews/culture/-spektaklj-mesyatsa-don-zhuan-stal-zhertvoi-sterv-/331932.html



В новой постановке оперы «Дон Жуан» в Большом театре много не по-оперному откровенных сексуальных сцен, полуголых женщин и мужчин, и даже «гомосексуальных» поцелуев. Кроме того, попав на сцену Большого, спектакль заметно «обрусел». По сути, режиссер создал новую оперу, хоть и на знакомую музыку.


Премьеру оперы Моцарта «Дон Жуан» в Большом театре, которая состоялась 28 октября, ждали с опаской. Театр решил перенести на свою сцену спектакль режиссера Дмитрия Чернякова, поставленный на музыкальном фестивале в Экс-ан-провансе. Все, кто посмотрел его в Эксе, в прямой телетрансляции или в интернете, понимали, что для российских любителей оперы этот «Дон Жуан» слишком радикален.

Вопросы вызывала и музыкальная составляющая будущей премьеры. В Эксе дирижер Ли Лепре, управлявший оркестром, предпочел уйти в тень. В Большом за «Дон Жуана» взялся дирижер Теодор Курентзис. Музыкант, создавший оригинальную концепцию исполнения Моцарта, уже рассказывал о ней GZT.RU.

После премьеры в Москве публика раскололась на два лагеря. В финале спектакля часть зрителей аплодировала стоя, другая часть стала демонстративно уходить, едва начались финальные поклоны. На людей, привыкших к постановкам «Дон Жуана» в духе костюмированного концерта с ариями, спетыми в романтической традиции, новая трактовка подействовала, как красная тряпка на быка.

Читать далее: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-spektaklj-mesyatsa-don-zhuan-stal-zhertvoi-sterv-/331932.html?from=copiedlink


После первого свидания Донна Анна ползет за Дон Жуаном по сцене в одной рубашке
Источник: ИТАР-ТАСС
Опера для киноманов

Музыкальная версия Теодора Курентзиса получилась гораздо убедительнее театральной. Оркестр Большого театра неплохо справляется со сложностями аутентичного (на инструментах эпохи Моцарта) исполнения. Арии и речитативы, очищенные от романтической красивости, звучат у певцов естественно и задевают за живое. Сдержанный звук оркестра (старинные инструменты играют не так громко, как современные) наполнен мощной энергией. Заметно, что Моцарт для Курентзиса не куртуазный шалун из XVIII века, как для многих дирижеров, а гений, чьи музыкальные идеи и образы по-прежнему современны и переживут века. Чтобы доказать это, Курентзису не понадобилось ничего менять или переворачивать с ног на голову.

Это сделал Дмитрий Черняков, который стремится превратить оперу в искусство современное и продвинутое, наподобие кино3D. Добиваясь актуальности, он в своих постановках всегда сочиняет поверх авторского сюжета свой собственный, а стиль в последние годы заимствует у разных кинорежиссеров. Чтобы зрители угадали, что Черняков имел в ввиду, в программке «Дон Жуана» в Эксе даже напечатали кадры из «Теоремы» Пьера Паоло Пазолини.


Замена списка
В «Дон Жуане» режиссер до основания переписал либретто, сочиненное для Моцарта поэтом Да Понте. В оригинальной версии бездельник Дон Жуан пополняет список своих побед, соблазняя одну женщину за другой,— от знатной Донны Анны до крестьянки Церлины. В его арии даже есть фраза об этом самом списке.

Командор, которого Моцарт по сюжету оперы закалывает шпагой, в постановке Большого театра умирает, ударившись головой о книжный шкаф


Героя пытается наставить на путь истинный одна из его жен Донна Эльвира и слуга Лепорелло. С женщинами Дон Жуан встречается в разных местах, и практически с ними не знаком, как и они с ним. С убийства Командора, отца Донны Анны, до момента, когда статуя Командора уносит Дон Жуана в ад, проходят всего сутки.

Чернякову же важен не дон-жуановский список, а совсем другой. Еще до начала оперы на черном занавесе высвечивается перечень членов семьи Командора: Церлина— дочь Донны Анны, Эльвира— ее двоюродная сестра, Лепорелло- дальний родственник, живущий в доме. Еще до увертюры семейство Командора (Анатолий Кочерга) усаживается за стол обедать. Дон Жуан (обаятельный Димитрис Телякос) присутствует на обеде как муж Донны Эльвиры. По версии Чернякова, герой-любовник имеет дело с родственницами, которые прекрасно знают, что он женат.

Режиссер заходит еще дальше. Его Дон Жуан никого не соблазняет, просто идет навстречу желаниям женщин. Они в этой постановке— стервы и нимфоманки. Белокурая Донна Анна (Сьюзан Гриттон), сначала повисает на Дон Жуане, как на дереве, обхватив его ногами, а чуть позже раздевает жениха Дона Оттавио (Колин Бальцер) до пояса и отдается ему. Юная Церлина (Черстин Авемо) чувственно целует Дон Жуану пальцы и ладони. Когда Донна Эльвира (Вероника Джиоева) укладывается на стол в соблазнительной позе, ее желания становятся понятны без слов.


Перемена места и времени
Все описанное выше происходит в столовой дома Командора— комнате, обшитой массивными деревянными панелями. Дон Жуан снова и снова возвращается сюда, как убийца на место преступления. Хотя он, по версии режиссера, Командора шпагой не закалывал. Старик умер, стукнувшись головой об угол книжного шкафа во время драки с Жуаном.


Черняков ставит разборки женщин с Дон Жуаном как семейный скандал

Источник: ИТАР-ТАСС
<...>
От чеховских пьес в спектакле— ощущение томительной скуки, безделья и безысходности. Единственный способ избавиться от тоски— напиться, устроить вечеринку или завести роман. От сериалов— отсутствие внутренней тонкости. Дон Жуан тут, в сущности, вовсе не соблазнитель, а бабник, семейство Командора похоже на обитателей Рублевки из фильмов «о богатых». Многие сцены поставлены очень смешно, но публика на премьере не почувствовала юмора. Со временем, эти эпизоды будут идти под смех зрительного зала.


Ад— это родные
Мир, созданный режиссером в «Дон Жуане», обезбожен и начисто лишен потусторонних сил. Поэтому с героем в финале разделываются родственники, объединившиеся, чтобы проучить «паршивую овцу». Потусторонние голоса, пугающие Дон Жуана тут,— розыгрыш. Статуя Командора, к которой обращается герой3D, так и не появится на сцене. Командора, который пришел забрать Дон Жуана в ад, изображает один из родственников, для пущего сходства с покойным приклеивший усы.


Оперы «Воццек» Берга и "Дон Жуан" Моцарта, которые Теодор Курентзис поставил в Большом театре, стали событиями в музыкальной жизни Москвы
Источник: Сайт Теодора Курентзиса

Пока Дон Жуан корчится от ужаса (он был готов отправиться в ад без покаяния, но в последний момент сдали нервы), родственники наблюдают за ним, холодно и отстраненно, как ученые за насекомым на булавке. В финале герой остается жить, но он больше не интересен женщинам, которые его добивались, а значит, он уже не Дон Жуан.

Эта тема— умный и одаренный индивидуалист, которого окружающие пытаются принизить или вовсе уничтожить,— все время возникает в спектаклях Чернякова. Была она и в «Евгении Онегине», и в «Воццеке», поставленных в Большом. Странное дело— чем удачнее складывается карьера режиссера на Западе, тем острее становится тема уничтоженного обществом индивидуалиста.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
А что все молчат?
Своё мнение я уже где только не сказал.
ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ ПРОИЗВЁЛ НА МЕНЯ НЕПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ!
Как будто меня обманули: я покупал кофе, а мне продали напиток "Золотая нива"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да что тут нового можно сказать - наш обозреватель разместил ссылки на кучу откликов. Спектакля этого ждали, предвкушая скандал, и скандал, кажется, состоялся.
Моё первое знакомство с деяниями Чернякова осуществилось на рубеже веков, когда я посетил его постановку "Китежа" Римского-Корсакова в Мариинке, продирижированного лично Гергиевым. Уже в те времена, когда скандальная "геростратова слава" Чернякова ещё не набрала сегодняшних оборотов и почти никаких откликов на его постановки не поступало, спектакль вызвал моё раздражение и произвёл впечатление полного маразма. Прошу обратить внимание, что я не находился под чьим-либо влиянием и моё собственное мнение было выработано совершенно независимо: с самого первого раза оно было резко отрицательным и с тех пор лишь ухудшалось, хотя, кажется, хуже уже некуда.
Я считаю фигуру Чернякова и всю его деятельность вторичной, высосанной из пальца, не стоящей серьёзного внимания и обращаю на него внимание только по той причине, что он и его деяния нам с маниакальным упорством кем-то НАВЯЗЫВАЮТСЯ, в связи с чем любопытно было бы узнать, кто это всё продвигает и на ком держатся столь одиозные фигуры.
Я хотел бы знать, какой конкретно администратор или же группа административных лиц навязывают нам такие вот "театральные вкусы", после чего хотел бы их всех - вместе с Черняковым - видеть выметенными поганой метлой из Большого театра.
Отклики опубликую ниже со ссылками.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
28.10.2010   15:36
"Дон Жуана" Моцарта превратили в мексиканский сериал
"Вести ФМ"
Автор: Анна Кочарова

http://www.vesti.ru/doc.html?id=403045

Большой театр сегодня представляет первую оперную премьеру сезона – "Дон Жуана" Моцарта в постановке Дмитрия Чернякова. Этот режиссер знаменит своими необычными трактовками классиками, порой даже провоцируя скандалы. Обозреватель "Вести ФМ" Анна Кочарова убедилась, что и на сей раз Черняков остался верен себе.

Эту постановку уже увидела вся Европа - премьера состоялась на фестивале во французском Экс-ан-Провансе. Чуть позже спектакль транслировал европейский телеканал Arte, а теперь Дон Жуана Чернякова и вовсе можно посмотреть в Интернете. Перенося эту постановку на сцену Большого театра, режиссер опасался - и сам об этом говорил - что получится другой спектакль. Судя по всему, его опасения оправдались. Дмитрий Черняков, пожалуй, самый известный в Европе российский оперный режиссер. Да и на родине он не оставляет поклонников оперы равнодушными - одни произносят его имя с придыханием, другие считают его постановки чудовищными. Одно можно сказать точно - Дмитрий Черняков никогда не ставит традиционно. В свое время действие "Аиды" Верди он перенес в Чечню. На сей раз из моцартовского Дон Жуана он сделал почти что мексиканский сериал. Все герои этой постановки, которые в оригинале относятся к разным социальным слоям, здесь связаны близким кровным родством. Вот и получается, что все женщины, которых обхаживает знаменитый повеса, - дочки-матери. Это, по задумке режиссера, должно было обнажить внутренние переживания героев.

"Дон Жуан, появившись в их жизни, дал им очень много нового. Открыл для них целые возможности, раздвинул мир. Но с другой стороны, это опасно, это разрушает все. Это ведет в тупик. И, конечно, они испугались", - поясняет Черняков.

Герои в серых костюмах и темных очках, похожие на охранников в банках; золотая молодежь во время попойки; брошенные Дон Жуаном женщины, которые готовы содрать с себя одежду и повалить на пол желанного мужчину - все действие оперы, которое у Моцарта происходит в разных местах, но в довольно сжатые сроки, у Чернякова, напротив, замкнуто в одном пространстве, похожем то ли на гостиную, то ли на библиотеку, и растянуто во времени. Зачем такие перемены? Дмитрий Черняков говорит, что увидел в либретто моцартовской оперы много сюжетных неувязок. Но в этой версии спектакля вопросов возникает, пожалуй, еще больше. Соратник Чернякова - дирижер Теодор Курентзис - на их счету уже 4 совместных работы - признается, что работать в с певцами в этой постановке непросто. Но, судя по всему, сложности его не пугают.

"Почти половину оперы они поют сбоку, спиной к дирижеру. Поэтому ансамбли даются со сложностями", - сетует Курентзис.
Перебороть себя - вот, кажется, одна из главных проблем, которая стояла перед исполнителями. Молодая певица Алина Ярова, участница молодежной программы Большого театра, искренне признается, что ей на это понадобилось немало времени.
"Поначалу было сложно принять те характеры, которые он предлагал. Просто, возможно, моя душа не принимала некоторые аспекты характера", - пояснила Ярова.

Безусловно, в начале XXI века нельзя ставить так же, как это делали 100 или даже 50 лет назад. Но почему традиционное прочтение классики вдруг резко вышло из моды? И зачем Большому театру, у которого явно ощущается недостаток добротных традиционных оперных спектаклей, сразу прыгать через голову и ставить что-то из ряда вон выходящее. Может быть, лучше просто и спокойно поставить "Дон Жуана" Моцарта так, как его задумал композитор, даже если это будет немного старомодно?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Остальное наш обозреватель очень удачно скомпоновал вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3353.msg48292#msg48292

Я не вижу смысла копировать текст целиком в этот поток, потому что его можно прочитать по ссылке на нашем форуме, но я хочу сказать, что меня удивляет и поражает то маньячество, которое нам навязывается под видом "современной культуры".
Самое ужасное, что я начал осознавать, так это то, что всё это делается под видом "культурных инноваций" и со ссылкой на идею "необходимости инноваций и модернизации", пропагандируемую президентом Медведевым. Хочу отметить, что инновации технологические и политические, в которых нуждается наша страна, это совсем не те "культурные инновации", которые навязываются нам под видом "современной живописи", "современной режиссуры", "современной поэзии" и т.п., и проводить между ними параллели НЕПРАВОМЕРНО ! Нельзя под видом "инноваций" подсовывать вместо культуры те жалкие поделки и подделки под культуру, которые "несёт в массы" Большой театр, превратившийся в оперной своей части ныне в какую-то смрадную "кухню модернизации и инноваций", от которой несёт чёрт знает какими "благовониями".
Все эти деятели оказывают очень плохую услугу идеям "модернизации" и "необходимости инноваций", подставляя под удар их прожектёров.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Дмитро

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
А на мой субъективный взгляд  ожидаемого скандала не получилось. Абсолютно инертное отношение зрителей к спектаклю, практически отсутствие аплодисментов по ходу действия, отток значительной части публики после первого действия  и вежливое спасибо 1/2 зала на финальных поклонах.
В который раз в Большом чудо не произошло ;D

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Сказать честно, мне было так скучно на вчерашнем спектакле, что как раз я и ушла после первого действия  и была не одинока -небольшой ручеек людей вытекал из театра в антракте. (Но так практически бывает на всех концертах, поэтому связывать это с характером постановки или качеством исполнения напрямую не стоит).

Я была разочарована , потому что не увидела естественного течения жизни, которое наблюдала в предыдущих спектаклях Ченякова (Е.О., Воццек) при всех их перегибах. А вчера то ли артисты недоработали, то ли Черняков уже выдохся - не увлекало. Даже сексуальный оживляж, разбросанный там и сям по ходу действия, еще больше подчеркивал статичность постановки, сделанной на самом деле в  консервативной традиции.
И потом, Черняков еще больше добавил неувязок в либретто. К примеру, Донна Анна поет слова "Я обеспокоена состоянием моего отца, он при смерти", а на сцене уже стоят венки и портрет с траурной каймой. В основном я из-за подобного абсурдизма и ушла. Опера, конечно, это условность, но не до такой же степени.

P.S.на вчерашнем спектакле аплодисменты были постоянно при смене картин, а в антракте я слышала как молодые люди говорили, что постановка хорошая, неординарная.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Абсолютно инертное отношение зрителей к спектаклю, практически отсутствие аплодисментов по ходу действия, отток значительной части публики после первого действия  и вежливое спасибо 1/2 зала на финальных поклонах.
В который раз в Большом чудо не произошло ;D

Зачем публика вообще аплодирует в таких случаях? Пора уже научиться публике "boo-кать".
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Зачем публика вообще аплодирует в таких случаях? Пора уже научиться публике "boo-кать".

Ну, Трубадур, неужели я полтора часа еще буду томиться  на спектакле, чтобы только про"boo-кать" :o
 Кстати, хотела спросить, как там в ваших краях - уходят люди с половины спектакля или концерта или считают своим долгом досидеть до конца и отреагировать соответствующим образом?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Алексей

  • Гость


Зачем публика вообще аплодирует в таких случаях? Пора уже научиться публике "boo-кать".
[/quote]

Во Франции так и поступили с этим "шедевром".....
   

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Зачем публика вообще аплодирует в таких случаях? Пора уже научиться публике "boo-кать".

Ну, Трубадур, неужели я полтора часа еще буду томиться  на спектакле, чтобы только про"boo-кать" :o
 Кстати, хотела спросить, как там в ваших краях - уходят люди с половины спектакля или концерта или считают своим долгом досидеть до конца и отреагировать соответствующим образом?

Да,я Вас понял. Хотя Вы тоже вообще-то показали свой протест тем что ушли оттуда. Но те кто остались до самого конца,могли бы хотя-бы принципиально не аплодировать. Правда это трудно если певцы хорошо поют, жаль их труд.

Хм...Вы задали вопрос на который мне трудно ответить.:)) Пока что те плохие спектакли что я видел, выручало хорошее исполнение,и из-за этого публика оставалась.K сожалению здесь не выпускают режиссёров в конце спектаклей. Ох если бы Дмитрия Бертмана выпустили бы после "Пиковой",я бы с удовольствием его освистал. На его "Пиковой" публика сиделa до конца, я объясняю это тем,что в Стокгольме "Пиковая " не шла кажется с 1949-1950 гг, когда спектакль ставился на Биргит Нильссон (исполняла Лизу), и поэтому постановка Бертмана было событием которое многие не хотели пропустить. На "Пиковой" единственное что я мог сделать,это просто не аплодировать.
Но я постараюсь теперь за этим по-наблюдать внимательнее,что бы по-лучше ответить на Ваш вопрос, как раз на этой недели собираюсь в оперу. :))
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Я лично аплодировал всё-таки артистам. Ибо "жить" в этом им было трудно: некоторые были очень хороши (Сьюзан Гриттон-Анна и Колин Бальцер- Оттавио), некоторые старались(Джиоева, Тилякос, Кочерга), некоторых надо гнать (Цанга, Авемо, Лепорелло с трудной фамилией)! Там на одном форуме написали, что Митя не вышел на поклоны потому, что "занавес слишком быстро опустился". Это просто умереть-не-встать! Люди просто перестали хлопать - и всё! О многом говорит.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
 «Скромное обаяние буржуазии», или Моцарт для среднего класса?

 http://www.tvkultura.ru/news.html?id=491928&cid=178

Обозреватели сегодняшних газет не жалеют скепсиса, откликаясь на первую оперную премьеру в Большом. В чем причина – узнаем у «Новостей культуры».
В пух и прах – других слов и не подберёшь, читая в сегодняшних «Известиях» рецензию на первую оперную премьеру сезона в Большом. Модный режиссёр Дмитрий Черняков представил на главной сцене страны своё видение «Дон Жуана». Как пишет газета, Черняков не пожелал возиться со Средневековьем и перенёс действие в дом современного буржуа. Местные обитатели развлекаются ролевой игрой на тему, давно и досконально препарированную современным искусством: жизнь - это смертельная болезнь, передающаяся половым путем. У всех действующих лиц две заботы - секс и похороны. При полном отсутствии даже намека на любовь. В итоге получился безнадежно устаревший и провинциальный (в худшем смысле слова) Моцарт. Мыслей в спектакле - ноль. Всё, что есть, - чужое. Дон Жуан почти всё время одет в пальто кофейного цвета и футболку, как герой Марлона Брандо в «Последнем танго». Хватит ли новому главному дирижеру театра Василию Синайскому воли и желания употребить власть и отказаться от неудачного спектакля? Меж тем, согласно долгосрочным планам, Дмитрий Черняков собирается ставить оперу Глинки «Руслан и Людмила». А этот спектакль в октябре 2011-го должен открывать историческую сцену Большого.., заставляют задуматься «Известия».

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Анимация без реанимации. “Дон Жуан” в Большом театре

 http://www.mk.ru/culture/article/2010/11/07/542023-animatsiya-bez-reanimatsii.html



После элегантной расправы над Бергом и его “Воццеком” Большой театр решил продолжить художественную войну с австрияками. На этот раз выбор пал на великого Моцарта. Замахнуться на Амадея поручили лучшим эстетическим киллерам современности — режиссеру и художнику Дмитрию Чернякову и дирижеру Теодору Курентзису. И заказ был выполнен идеально.
<...>
Это и было чудо, существующее только в сознании самого маэстро Курентзиса, а в реальности обернувшееся нестройным звучанием, резкими перепадами динамики и дикими темпами, которые дирижер считает главным признаком аутентичности.
<...>
Режиссерское “решение” Чернякова, как обычно переворачивающее сюжет с ног на голову, вопиет и сводит с ума. Естественно, действие перенесено в наши дни. И происходит все в шикарном особняке в английском стиле — дерево, резьба, роскошная люстра (Чернякову пора уже проектировать интерьеры для рублевских домовладельцев!). Все персонажи — друг другу родственники. Между сценами проходит то две недели, то пять дней, то месяц — об этом зрителя информирует текст, проецируемый на занавес, который обрушивается в конце каждой сцены. Наложить на всю эту бредятину либретто Да Понте, которое зритель вынужден читать на табло и тщетно сопоставлять с несуразицами, происходящими на сцене, поистине вредно для людей с тонкой психической организацией. Почему никто друг друга не узнает? Почему Донна Анна не в курсе, что в смерти Командора замешан Дон Жуан, хотя она прекрасно видит его в сцене “поединка”? Впрочем, и поединок — не поединок. Старик просто уронил на себя несколько книжек — вот и помер. В финале никакой Командор к “наказанному распутнику” не является: мстители просто нанимают актеришку, дабы испугать распоясавшегося родственника.
<...>
А женщины… В этой постановке Дмитрий Черняков превзошел сам себя в неприязни к женскому полу: Донна Анна (Биргитта Кристенсен) — толстая (художник подчеркивает ее фактуру безвкусным нарядом) алкоголичка, Донна Эльвира (Вероника Джиоева) — истеричка, страдающая маниакально-депрессивным психозом, Церлина (Черстин Авемо) — сексуально озабоченная, угловатая тинейджерка. И поют они именно это — заданное режиссером образное решение, не имеющее никакого отношения к музыке Моцарта.
<...>
Кстати, о своей режиссуре Черняков тоже рассказал красиво: дескать, очень внимательно он изучил партитуру, каждую ноту, каждую сцену… Он, правда, скрыл, что случилось потом: очевидно, установив для себя, что вся эта партитура безнадежно устарела и не может стать хорошо продаваемым арт-продуктом, он решил реанимировать бедняжку единственным известным ему способом — наделить ее эксцентричным сюжетом, разломать присущее ей время и навязать другое, заимствованное из телесериалов. Увы, реанимация не удалась — просто потому, что абсолютно живой организм не нуждается в реанимации. Зато получилась анимация — в том смысле, в котором это слово используют на курортах в Турции: эдакая развлекаловка для не очень взыскательных туристов. Представляете Чернякова с Курентзисом на берегу моря среди отдыхающих: “А теперь, господа, сыграем в веселую игру под названием “Замочить “Дон Жуана”!”

Оффлайн Алекс

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
07.11.2010
Горе от ума.
«Дон Жуан» в Большом.

http://operanews.ru/10110701.html

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Господин Предлогофф, Вы как-то задавали вопрос о том, кто нам так навязывает чернуху Чернякова. Буквально на днях в Главной роли" весьма любимый Вами г-н Иксанов просто слов не мог найти от восторга по поводу этого своего протеже - не меньше, как гением его считает, от постановок его в телячьем восторге, и тот ставил, ставит и ставить будет в Большом театре абсолютно все, что ему заблагорассудится. Одно слово - гений...

Собственно сам гений сегодня был у столь же уважаемой г-жи Спиваковой - прекрасная возможность заглянуть в его бегающие глазки, заплетающийся от самовосхваления (явно при этом граничащего с клинической формой тревожности) язык и абсолютно паталогическую упертость в свою внутреннюю картинку мира как бесконечного ужастика.

И все же что остается непонятным - это почему мы, зрители и слушатели, должны страдать год за годом, тщетно листая афишу Большого театра в поисках "нечернухи" - посмотрите, на что сегодня в кассах билетах навалом - на того же Воццека, Евгения Онегина  т.п.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
почему мы, зрители и слушатели, должны страдать год за годом, тщетно листая афишу Большого театра в поисках "нечернухи" - посмотрите, на что сегодня в кассах билетах навалом - на того же Воццека, Евгения Онегина  т.п.

Поэтому я и говорю, что из Большого надо гнать в шею ВСЕХ ! И набирать штат заново.
Это можно законно оформить, и рано или поздно что-то придётся делать. А пока необходимо создавать общественное мнение: вы же видите, пресса в реале и в интернете - за исключением нескольких одиозных журналистов - настроена резко отрицательно по отношению к группировке, окопавшейся в Большом театре. Пресса отслеживает мнение публики, и есть надежда, что руководство Большого удастся сбросить. Быть может, перед большими выборами ? Или после них ?
Правительству и президенту, которым, видимо, слон на ухо наступил и которые ничего не понимают в искусстве, абсолютно безразлично, что думают по поводу этого режиссёрского шабаша в Большом сами слушатели, но слушателям далеко не всё равно, что творится в Большом: разве секрет, что Большого театра в Москве уже много лет практически не существует ? И не только потому, что главная сцена долго реконструируется, а прежде всего потому, что он изнутри сгнил в художественном плане.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
О бедном Жуане замолвите слово
Где опубликовано| Культура N42
 http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=917&crubric_id=1003831&rubric_id=200&pub_id=1141193

<...>

У Дмитрия Чернякова, надо заметить, отношения с высокой классикой весьма конфликтные. Дело не только в том, что он изымает ее из исторического и стилистического контекста, погружая в совсем иную систему координат – как правило, одну и ту же, – да перенося действие в новейшие времена. Случается ведь у иных режиссеров, что и при таком подходе в конечном счете все каким-то образом срастается, если только он в основе своей не противоречит музыке и авторской драматургии. Черняков же в своих работах демонстрирует все усиливающуюся тенденцию к предельной автономизации. В “Дон Жуане” последняя достигла уже той степени, когда музыка Моцарта и текст Да Понте – сами по себе, а режиссерские экзерсисы – сами по себе, и вместе им не быть…

Правда, на пресс-конференции Черняков заявил примерно следующее: неверно, дескать, считать, что я работаю совсем вне музыки, – каким-то косвенным образом она все же воздействует на мои замыслы. Почти как в старом анекдоте: неужели музыка навеяла? Посмотрим, однако, что именно навеяла музыка Моцарта Дмитрию Чернякову.

Единое, как в классицистском театре, место действия – комната в доме Командора. Сам Командор (великолепная работа Анатолия Кочерги) напоминает некоего Дона Корлеоне, с которым едва ли не все персонажи связаны семейными узами. Роковая ссора с Дон Жуаном – следствие недоразумения: на самом-то деле Донна Анна, одержимая нимфоманией, преследует Дон Жуана исключительно из-за того, что он то ли пренебрег ее сомнительными прелестями, то ли не вполне удовлетворил ее непомерные аппетиты… Знаменитая ария узнавания и мести той же героини – не что иное, как самовозбуждение, завершающееся неудавшейся попыткой прямо тут же совершить коитус с Доном Оттавио, оказавшимся, увы, то ли бессильным, то ли иначе ориентированным (на что откровенно намекает один из последующих эпизодов)…
<..>
Такое вот кино, по-своему любопытное, но к Моцарту имеющее разве только ну очень косвенное отношение...
<...>
Кино-то, собственно, и есть главная фишка черняковского спектакля, не просто нашпигованного бесчисленными цитатами, но и выстроенного как череда сменяющих друг друга кадров. Такая “раскадровка” (едва ли не после каждого эпизода занавес стремительно падает, и на нем появляется титр: прошло столько-то дней, что в общем контексте лишено какого-либо иного смысла, кроме назойливого вдалбливания: вы смотрите кино) порой сильно раздражает искусственными паузами. Главное же, что вся эта кинематографичность, временами довольно эффектная, остается сугубо формальным, внешним приемом, случайно наброшенным костюмом с чужого плеча...
<...>

Между прочим, едва ли не впервые за все последние годы среди отзывов на работу Чернякова преобладают весьма критические. Похоже, что режиссура подобного типа, не вырастающая из глубин произведения, но надеваемая на него сверху, начинает надоедать даже многим из ее недавних адептов. А значит, и мода на режиссера Чернякова может скоро пройти, если только он сам, будучи, в отличие от некоторых юных и не в меру напористых коллег, по-настоящему талантливой личностью, не сыграет на опережение, осознав тупиковость избранного направления и представ в ином обличье. В конце концов, до премьеры “Руслана” в его постановке, что должна открыть Основную сцену Большого, остается еще год.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
О бедном Жуане замолвите слово
Где опубликовано| Культура N42
 http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=917&crubric_id=1003831&rubric_id=200&pub_id=1141193

мода на режиссера Чернякова может скоро пройти, если только он сам, будучи, в отличие от некоторых юных и не в меру напористых коллег, по-настоящему талантливой личностью, не сыграет на опережение, осознав тупиковость избранного направления и представ в ином обличье

Ха-ха ! НЕ ДОЖДЁТЕСЬ !!
Тоже мне, нашли "талант" !
Да что и где он поставил "талантливого " ? Когда ? Где это всё ?
Какая классика была им поставлена "в лучших традициях", чтобы подтвердить его "высокий класс" ?
Ничего же нет у него за душой ! И никогда не было ! Он голодранец !
НИ ОДНОГО спектакля, который мог бы подтвердить его статус "талантливого режиссёра".
Известно, что именно на классике проверяется "класс" - ну и где хоть один классический спектакль, на примере которого он продемонстрировал своё владение профессией ?
Где ты ?
Нету.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица