Автор Тема: "Борис Годунов" в Новой Опере  (Прочитано 3878 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
"Борис Годунов" в Новой Опере
« : Март 17, 2013, 16:56:18 »
Хотя этот спектакль был поставлен еще в 1998 году, я рискнул поместить рассказ о нем в этот раздел, потому что просто другого места не нашел. Интересно, а почему опера «Борис Годунов» в НО идет так редко? Тут подобрался хороший состав с тремя дебютами и я решил пойти послушать, причем, не один, а с товарищами по работе. А было это 15 марта, в день большого погодного катаклизма. Вышли мы на Садовое кольцо, а там – ни зги не видно, как говорится, хороший хозяин … ну и так далее…Снег валил стеной, но мы, крепко взялись за руки, образовали цепь и таким образом добрались до Каретного ряда, несмотря на попытки ветра нас разметать! Вообще, больше всего нам пригодились бы собачья упряжка и нарты, как у представителей северных народов. Но и без нарт нас было не остановить, ибо тяга к искусству непобедима! Тем более, в театре было тепло, тихо, сухо и работал буфет! Постановка Беляковича оказалась достаточно любопытной, но, пожалуй, все-таки несколько мрачноватой.  Помнится, Колобов в свое время в МАМТ СНД дирижировал несколько другой постановкой, но, если не ошибаюсь, по той же первой авторской редакции оперы, тогда режиссером была Ольга Иванова. А этот спектакль я впервые в пятницу увидел. Декораций на сцене – минимум-миниморум, они собой представляют такие золоченые арки, которые превращаются то в ворота, то в оклады для икон, то в своды для крепления колоколов… Вступление сразу погружало в тревожную атмосферу ожидания, а потом на сцену вышел Пристав с кнутом (или хлыстом?) и стало совсем страшно. Ибо Олег Шагоцкий настолько вжился в роль, кричал так страшно, щелкал кнутом так громко, что создалось полное впечатление, что он обращается не столько к хору на сцене, сколько к народу в зале, и в какой-то момент мне показалось, что сейчас он этим кнутом нас вполне огреть может,  если размахнется получше, я уже даже рот открыл,  чтобы послушно затянуть «На кого ты нас покидаешь…», только пока думал, в какой тональности, момент был уже упущен…Но сцена была очень сильная! Хор НО звучал то жалобно, то грозно, это впечатляло. Меж тем, вслед за хором на сцене появился думный дьяк Щелкалов в добротном исполнении Артема Гарнова и остальные бояре. А во второй картине на сцене после очень эффектного колокольного звона и соответствующего объявления Шуйского, наконец, появился и сам Борис Годунов в исполнении Владимира Кудашева. Пожалуй, сначала, в первом монологе «Скорбит душа»  его голос звучал несколько глуховато и рыхловато. Пролог закончился очень красивым колокольным звоном и эффектным тутти хора на фортиссимо.
А потом началась сцена в келье Чудова монастыря. В партии Пимена впервые выступил Максим Кузьмин-Караваев. Его всегда очень интересно слушать. Правда, я волновался, подойдет ли его голос к этой весьма специфической партии. Но мои опасения оказались напрасными! Максим пел очень здорово! Голос звучал прекрасно – ровно, звучно, наполненно, благородно. Каждая фраза была очень веской и значительной. И грим у певца был подобран хорошо, вот только чересчур белая борода выглядела красиво, но немного неестественно, и даже, кажется, чуть мешала при произнесении шипящих. Потом проснулся Григорий Отрепьев, партию которого (тоже в первый раз) пел Георгий Васильев. Тут я обратил внимание, что в данной редакции партия Отрепьева немного отличается от общепринятой редакции оперы, кстати, в Екатеринбурге ведь тоже исполнялась первая авторская редакция, но там я этих отличий (и отличий в партии хора в самой первой картине) не заметил… Впрочем, это неважно, главное, что Васильев пел свою партию очень внятно, выразительно и ярко. Причем, по ходу он все время прибавлял, как, впрочем, и Кузьмин-Караваев. Я только еще не рассказал о еще одной особенности этой постановки: там персонажи часто после пения повторяют реплики в виде мелодекламации или, чаще всего, такого громкого выразительного шепота. Сначала я аж подпрыгивал на месте от этих «дополнительных» непривычных реплик, но потом ограничивался только вздрагиванием. Меж тем Кузьмин-Караваев зазвучал просто великолепно – богатый такой тембр с многочисленными обертонами, драматичнейший рассказ о событиях в Угличе прозвучал просто супервыразительно. Правда, я заметил, что из-за минималистского оформления сцены во время этого рассказа Отрепьеву заняться было совершенно нечем, и он шатался-болтался туда-сюда по сцене (видимо, в поисках хорошего режиссера?).  В заключительных фразах Отрепьева в этой картине, как мне показалось, сначала чувствовалась какая-то торопливость, но окончание явно удалось. Крепкий, красивый голос Васильева звучал  многообещающе и весомо.
А затем была замечательная сцена в корчме на литовской границе, в первой авторской редакции, к сожалению, начинающаяся со слов «Чем бы мне Вас потчевать, гости честные?». К сожалению – потому что Хозяйку корчмы пела замечательная певица Маргарита Некрасова, я очень люблю слушать ее прекрасный голос, а тут ей петь осталось маловато. Зато партия Варлаама почти не сократилась. В ней очень удачно выступил Сергей Артамонов. Звук у него был просто исключительно хорош! Огромнейшего объема, исключительной яркости и наполненности, такого я еще не слышал! И играл он очень эффектно, артистично, но при этом с чувством меры и со вкусом. Но, на самом деле, в сцене в корчме нужно было слушать Артамонова, Некрасову и Васильева, а смотреть-то надо было все время на Максима Остроухова, которому в его партии Мисаила петь-то почти и нечего, зато играть… Вот тут-то он и развернулся на полную катушку! Честное слово, нельзя было от него глаз оторвать: он и плясал, и пил, и узелок прятал, и веревочкой тряс, короче, отыгрывал абсолютно всё! Действительно, зачем было уродовать весьма эффектную средиземноморскую внешность Васильева традиционным характерным гримом Отрепьева («волосы рыжие», «на носу бородавка, на лбу – другая»), если все эти его особые приметы сполна отыграл Мисаил-Остроухов? В том числе обе бородавки! И где, в каком еще оперном театре есть артист, способный даже бородавки сыграть? Меж тем, Шагоцкий продолжал просто купаться в роли Пристава (не иначе, дорвался! :)), а Артамонов – в роли Варлаама, чтение указа превратилось в прекрасный водевиль с детективным оттенком. Ну, на самом деле – одна из лучших сцен получилась!
Потом была сцена в тереме, где сначала свою маленькую роль озвучила Ксения – Виктория Шевцова. Мне показалось, что ее голос звучал немного тускловато.  А Юлию Абакумовскую, которая пела Мамку Ксении, я много-много раз слышал в 80-е годы в первых партиях. Но, увы, сейчас звука ей не хватает. Голос Бориса при его появлении сначала тоже казался немного «ватным». Но после слов «Как хорошо, мой сын…» (небольшую партию Федора пела Наталья Бороздина) голос Кудашева зазвучал, наконец, так, как надо – сочно, широко, ярко, обертонисто и с массой динамических оттенков. Слушать монолог «Достиг я вышей власти»  было захватывающе интересно! Потом последовала сцена с Шуйским, роль которого очень интересно исполнял Сергей Поляков. И голос у него по тембру подошел, и манера очень здорово вписалась. Ну, правда, были небольшие шероховатости наверху с вокалом, как мне показалось, но образ получился очень цельным: Шуйский был умным, дальновидным, расчетливым, хитрым и опасным. А затем монолог Бориса «Ух, тяжело, дай дух переведу» прозвучал у Кудашева просто душераздирающе, такой накал страстей! И на этом первое действие кончилось, так, совершенно незаметно пролетели ни много ни мало час сорок.
А во втором действии картины было только две – сцена у храма Василия Блаженного и сцена смерти Бориса. В начале первой сцены вновь блеснул хор Новой оперы. А потом дошла очередь до третьего дебютанта – Ярослава Абаимова в партии Юродивого. Я его и не узнал в гриме! Чувствуется. что он долго работал над этой непростой ролью. Вообще, Юродивый в этой постановке появлялся и в первых двух картинах, и его появления там были неслучайны, но музыкального материала для него там не было. А здесь голос Юродивого звучал сначала очень отстраненно-отрешенно, что придавало его словам универсально-обобщающий характер. В сцене с мальчишками (которых играли, по-моему, девушки из хора) голос звучал с такой наивной чистотой и искренностью, что сердце разрывалось, как это у детей рука поднялась обидеть блаженного! А при обращении к Борису слова Юродивого приобрели весьма конкретный характер и даже несколько язвительный оттенок, мол, знаем-знаем все ваши тайны! А на словах «Нет, нет, Борис, нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», снова проступала такая наивность, мол, как же можно этого не знать, что молиться за такого царя нельзя? А в последующем пророчестве было уже и горькое обобщение, и боль за землю Русскую и смирение перед будущими несчастьями… Я постарался как можно точнее передать свои впечатления от исполнения Абаимовым партии Юродивого. Мне показалось, что это была не только интересная, но и достаточно глубокая интерпретация. Уж не знаю, правильно ли я ее понял…
А потом была сцена в Боярской Думе, начало которой тоже немного отличалось от «канонической версии» оперы и потому представляло особый интерес. Это фрагмент, где бояре выносят решение по «делу Самозванца». Опять хору было, где себя показать. Потом яркое появление Шуйского с его живописным рассказом о Борисе, а затем – самого Бориса со сценой безумия, а затем  - и Пимена с его неоконченным монологом. Все-таки Кузьмин-Караваев звучал просто чудесно. Голос был полон достоинства и внутренней убежденности. Звучал неторопливо и очень выразительно. Очень правильно были расставлены акценты. Причем, Шуйский в этой постановке заранее предвидел, какое впечатление произведет на Бориса этот рассказ, и именно он в этой постановке выгоняет Пимена. И после слов Бориса «Уйдите все», он не уходит, а остается на сцене, впрочем, как и все бояре. Заключительный монолог и сцену смерти Бориса Кудашев почти полностью провел на пиано, но очень драматично. Поэтому трагедия мук совести царя Бориса тронула всех зрителей. Они долго аплодировали и Кудашеву, и всем остальным артистам. И правда, удачный был спектакль, не зря мы на него сквозь пургу прорывались! Особенно порадовали Артамонов, три дебютанта – Кузьмин-Караваев, Васильев и Абаимов, Некрасова и, конечно, Кудашев, ведь без Бориса спектакля никогда не получилось бы! Спасибо всем!
« Последнее редактирование: Март 18, 2013, 01:21:22 от Schwarzenstein »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #1 : Март 17, 2013, 18:03:07 »
Александр, спасибо огромное за рассказ! Я никогда не слышал живьём «Бориса», только фильм смотрел по этой опере, очень старый. Неужели именно «Борис» - самый значительный пробел в моей личной статистике по услышанным живьём операм? Хотя нет, «Луиза Миллер», наверно, всё-таки. Или «Сицилийская вечерня». Или что-нибудь из Россини, Беллини или Доницетти. Значит, купюр было очень много? Вплоть до того, что Марины Мнишек вообще не было? А песня про взятие Казани была? Александр, мне кажется, Вы несколько преувеличили масштаб природных катаклизмов – ведь я в пятницу несмотря на то, что ехал издалека, без каких-либо трудностей добрался до Рахманиновского зала Консерватории, если не считать большую пробку обратно.
« Последнее редактирование: Март 17, 2013, 21:53:05 от Вольфрам »

Оффлайн Nakon

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Белорусская-кольцевая
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #2 : Март 17, 2013, 20:30:29 »
   Александр! Огромное спасибо за такой интересный рассказ! В нем Вы по количеству падений меня под компьютер от смеха приближаетесь к своему шедевру - Вертеру. Слушать одного, а смотреть на другого - тянул, тянул  Максим Остроухов одеяло на себя.
   Любят в Новой опере поговорить на сцене, но чтоб на Борисе Годунове! Это что-то новое, это ж ведь не немецкий зингшпиль. Предлагают нам смешение жанров, а чтоб вздрогнули!
   Чтоб в такую пургу идти гуськом, взявшись за руки, на оперу, добираться на общественном транспорте, застревая в пробках, как Вольфрам, - такой народ непобедим. Позвольте и мне примазаться к "народу": целый час ждала опаздывающих туристов на открытом месте, слава богу, хоть под зонтом. Все китайские группы отменились - ни один самолет не сел в Москве.
   А русские все равно ... идут на оперу!
« Последнее редактирование: Март 18, 2013, 08:05:13 от Nakon »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #3 : Март 17, 2013, 21:59:48 »
Историю редакций "Бориса" начали распутывать давно, но так и не распутали до конца до сих пор. Я имею в виду сравнительный анализ авторских редакций, а также необходимость рассмотрения редакций и изменений Римского-Корсакова, которые тоже не на пустом месте появились. В общем, нужен большой комплексный труд, но кто им будет в наше время заниматься, когда Асафьевыми даже и не пахнет, не говоря уже о Шостаковичах, способных сделать собственную осмысленную редакцию, ума не приложу.
1-я редакция, в самом деле, далеко не всю сюжетную линию драмы раскрывает, но 2-я редакция - это не просто "добавление материала", а это и существенная переработка ранее сочинённого, поэтому 1-ю нельзя рассматривать как "краткую версию", в том и сложность.
На самом деле обе авторские редакции вполне самостоятельны и друг в друге не нуждаются, но поскольку автор занимался не только дополнением, но и переработкой, сценические версии, как правило, используются материалы обеих редакций.
В общем, это громадная тема, которая до сих пор подробно не раскрыта достойным образом.
« Последнее редактирование: Март 17, 2013, 22:14:30 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #4 : Март 17, 2013, 23:09:10 »
Александр, спасибо огромное за рассказ! Я никогда не слышал живьём «Бориса», только фильм смотрел по этой опере, очень старый. Неужели именно «Борис» - самый значительный пробел в моей личной статистике по услышанным живьём операм? Хотя нет, «Луиза Миллер», наверно, всё-таки. Или «Сицилийская вечерня». Или что-нибудь из Россини, Беллини или Доницетти. Значит, купюр было очень много? Вплоть до того, что Марины Мнишек вообще не было? А песня про взятие Казани была? Александр, мне кажется, Вы несколько преувеличили масштаб природных катаклизмов – ведь я в пятницу несмотря на то, что ехал издалека, без каких-либо трудностей добрался до Рахманиновского зала Консерватории, если не считать большую пробку обратно.
Уважаемый Вольфрам! Это были не купюры, а именно первая авторская редакция. Первоначально у Мусоргского не было Марины Мнишек, сцены у фонтана и еще многих сцен, и вообще женщин кроме Ксении, ее мамки и хозяйки Корчмы не было, за это его критиковали, и потом он дописал польский акт (сцену в замке и сцену у фонтана), расширил партии хозяйки корчмы (написал ей песню "Ой, поимала я сиза селезня"), мамки Ксении (он ей тоже веселую песню написал) и вообще многое переработал, гениальная сцена под Кромами потом появилась. Так что существует несколько редакций, из них. кажется. две авторские, но это действительно очень сложный вопрос. А на каноническую редакцию Вам нужно обязательно сходить в Большой!
А погода нам показалась такой суровой, потому что мы пешком шли, нас заметал снег, был сильный ветер, и идти было очень трудно по снегу!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #5 : Март 17, 2013, 23:36:09 »
Хотя этот спектакль был поставлен еще в 1998 году, я рискнул поместить рассказ о нем в этот раздел, потому что просто другого места не нашел.

Отличный рассказ, спасибо!

Александр, мне кажется, Вы несколько преувеличили масштаб природных катаклизмов...

Не поэт Вы, Вольфрам, факт!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #6 : Май 30, 2014, 10:32:16 »
МНЕНИЕ ИЗ ЗАЛА
О спектакле "Борис Годунов" 28.05.2014
Fedor Borisovich:
"Был, конечно. Где же еще в Москве можно послушать первую редакцию "Бориса Годунова", да еще в столь бережном и, одновременно, необычном, до определенной степени театрализованном, исполнении. Главное впечатление - конечно, Виталий Ефанов, интонационно точный (и это в первой редакции, с ее шероховатыми мелодическими ходами!), динамически разнообразный и драматически убедительный. В сцене смерти совершенно растрогал убойно прозвучавшим "Я царь еще!" Евгений Ставинский со своим аристократически красивым тембром неожиданно убедительно вписался в партию Пимена, петь которого обычно доверяют суровым профундо. Голос Дмитрия Орлова я вообще давно мечтаю услышать в какой-нибудь роли, крупнее Старого цыгана - он того достоин - и вчерашний Пристав подтверждение. Сергей Тарасов обаял своим Варлаамом, со всеми мелкими приколами, добавленными в роль. Органичен был Сергей Поляков, ради Шуйского преобразовавший свой голос из крепкого в характерный. Спасибо всем артистам, музыкантам, а отдельно - театру за то, что держит в репертуаре такой раритет".

Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #7 : Февраль 05, 2015, 12:13:50 »
Я побывал на "Борисе Годунове" в среду. Из исполнителей крупных партий мне больше всего понравился, пожалуй, Пимен Андрея Фетисова. Великолепно тянулся летящий чарующий голос, причём тембр и интонации прекрасно соответствовали образу персонажа. Очень красиво звук зависал, мягко. И голос очень ровный. Ещё Георгий Васильев был очень хорош в Самозванце, продемонстрировал крепкий и совершенный голос и отточенное звуковедение. Тембр тоже был интересным и окрашенным, хотя и не совсем ярким. Очень выразительно спеты сцены и в келье монастыря, и у литовской границы, голосом очень точно переданы настроение и чувства Григория (аналогично Пимену). Я просто восхитился тем, как у Виталия Ефанова до последнего звука впета партия Бориса Годунова в плане динамических оттенков и продуманности звучания буквально каждого слова. Очень хорошее пиано по звуковедению. И форте тоже, кроме самого начала, когда проскакивали микроскопические хрипинки. Но тембр в этот раз был несколько бедным, я просто представлял себе Бориса с более тёмным, более сочным тембром, что помешало яркому впечатлению. Обожаемая Юлия Меннибаева, естественно, пела Фёдора замечательно, густым, мягким, округлым, аккуратным и обволакивающим звуком, тембр был несколько более матовый, чем обычно, что, на мой взгляд, очень подходит именно для "брючных партий", но всё равно глубоким. Сергей Тарасов был умеренно хорош по тембру и звуку в партии Варлаама, голос был объёмный, но не всегда сфокусированным, хотя обычно достаточно отточенным. Разборчиво прозвучала песня о взятии Казани, но слушатели после неё не аплодировали. Очень понравился Артём Гарнов (думный дьяк), особенно в первой сцене, голос был мягким, ровным, тёмным и насыщенным, это было одно из самых впечатляющих выступлений Артёма на моей памяти. К сожалению, вместо Маргариты Некрасовой хозяйку корчмы спела Татьяна Табачук, однако эта не очень большая партия удачно ложится на её голос, звучавший в целом бездефектно, и тембр тоже подходит. Сергей Поляков пел Шуйского однообразно и с небольшим неприятным призвуком, который помешал положительным эмоциям от его пения, однако формально голос звучал очень даже неплохо. Александр Богданов (Юродивый) пел то слишком тускло по тембру, то резковато, и удачно (по звуку) получившиеся ноты можно было пересчитать по пальцам. Олег Шагоцкий (пристав), как и обычно, звучал тяжело, крикливо, и дикция оставляла желать лучшего. Светлане Скварко-Скрипкиной (Ксении) очень не хватало яркости тембра, а голос Эммы Саркисян (Мамки Ксении) ещё и не хотел тянуться. Мне показалось, что в первой редакции (или по крайней мере в новооперной постановке) партия мамки Ксении значительно сокращена. Новооперного "Бориса" я слушал впервые, и декорации (арки) мне показались далеко не всегда уместными (пожалуй, обычно лучше вообще без декораций, как в первой сцене, чем с этими арками). Однако костюмы всех персонажей, включая хор, действительно очень нравятся, выполнены очень продуманно и являются одними из лучших среди постановок любимого театра. И это несомненный плюс новооперного спектакля, так как по моим наблюдениям, костюмы влияют на впечатление гораздо больше декораций, и к ним гораздо важнее отнестись ответственно при подготовке спектакля.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #8 : Февраль 05, 2015, 17:36:27 »
Вольфрам, спасибо за рассказ! Очень реалистично! После Ваших слов об Андрее Фетисове мне захотелось его послушать в какой-нибудь значительной партии (а не Спарафучиле). Ближайшая возможность - "Трубадур" 15 февраля, но билетов уже нет :(

А вот Богданов-Юродивый - это просто ужасно!!!
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #9 : Февраль 05, 2015, 17:48:15 »
Вольфрам, спасибо за рассказ! Очень реалистично! После Ваших слов об Андрее Фетисове мне захотелось его послушать в какой-нибудь значительной партии (а не Спарафучиле). Ближайшая возможность - "Трубадур" 15 февраля, но билетов уже нет :(

А вот Богданов-Юродивый - это просто ужасно!!!
Лишние билеты всегда есть, по моему опыту, а иногда и выброшенные перед началом в кассе. На многие аншлаги.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Борис Годунов" в Новой Опере
« Ответ #10 : Ноябрь 16, 2017, 21:02:41 »
23 НОЯБРЯ
четверг 19:00
Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников
Борис Годунов Алексей Тихомиров
Федор Мария Патрушева (дебют)
Ксения Виктория Шевцова
Мамка Ксении Эмма Саркисян
Князь Василий Шуйский Александр Скварко
Андрей Щелкалов Сергей Шеремет
Пимен Владимир Кудашев
Григорий Отрепьев Дмитрий Бобров (дебют)
Варлаам Сергей Тарасов
Мисаил Антон Бочкарёв
Хозяйка корчмы Татьяна Табачук
Юродивый Александр Богданов
Пристав Олег Шагоцкий
Митюха Михаил Первушин
Ближний боярин Александр Попов
Che mai sento!