Опера и вокал > Об операх и их творцах

Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?

(1/193) > >>

Predlogоff:
На создание этой темы меня вдохновили последние посты Кантилены и Надежды, но поскольку обсуждение вопроса не сводится к обсуждению конкретных постов, я решил вновь поднять эту проблему в самом общем плане.
Итак: как сегодня ставить оперу ?

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=214.msg8329#msg8329

Цитата от Надежды:
---------------
будучи консерватором, всегда буду убеждена, что опера - это ТЕАТРальный вид искусства, То есть, синтетический, где нет и не может быть несущественных мелочей. Да, музыка и вокал - главные приоритеты в опере, но они должны гармонично сочетаться с режиссурой и художественным оформлением спектакля. Тут я не делаю никакого открытия. Просто повторяю то, чему придерживался Владимир Аркадьевич, который более века назад был во многом новатор в таком подходе
---------------

Цитата от Надежды:
---------------
именно В. А. ввел настоящую режиссуру в оперу, пригласив туда таких талантливых людей как Мейерхольд, от которого пошли многие памятные постановки. В том числе и та "Пиковая", что мы обсуждаем в смежном потоке. Я имею в виду классические добротные постановки от Радлова, Баратова, Шлепянова, Соковнина - выдающихся режиссеров первой половины того века. Их работы составляют антиквариат русского оперного театра, приводящий сегодня в экстаз западного зрителя, когда тот имеет возможность их не только слышать, но и видеть (сужу по Ковент Гарден).
---------------

Цитата от Надежды:
---------------
Появились режиссёры-"авангардисты", которые выдают такое, что даже искушённый в таких постановках западный зритель и даже исскуствоведы ломают головы, что бы это значило. Как пример, последняя постановка "Кольца" в КГ Кейтом Вэрнером, больным человеком, что видно даже невооруженным глазом. О нашем Чернякове не говорю, так как не видела. Но то, что доводилось читать, это кошмар
---------------

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=214.msg8335#msg8335

Цитата от Предлогова:
---------------
я ужасный консерватор и даже ретроград - не дай то бог нашим театральным "модернистам", если человек с такими воззрениями, как мои, окажется на посту художественного руководителя Большого театра ) Такой бы всех "новаторов "оттуда поганой метлой вымел бы и занялся бы там таким ретроградством, которого ещё свет не выдывал: он потребовал бы восстановить все старые постановки в том виде, в каком они ставились чуть ли не при жизни Чайковского или, по крайней мере, во времена Голованова, Самосуда, Мелик-Пашаева и Хайкина; объявил бы Большой театр "национальным достоянием", сделал бы упор на звании "академический" и вытравил бы оттуда всех, кто недоволен классическим постановочным стилем конца 19-го начала 20-го века (не далее середины 20-го века).
И чтобы он им показал "кузькину мать" времён "суверенной демократии" !
И чтобы он пользовался всемерной поддержкой президента, Думы и правительства, а уж публика с радостным улюлюканьем приняла бы подобные "ретроградские" меры и ещё свистела бы вослед революционерам от искусства )
Вообще, я жалею, что в наших оперных театрах забыта старая добрая традиция освистывания и проваливания премьер плохих постановок - уж публика бы им показала, где раки зимуют, когда ей подсунули бы очередную режиссёрскую туфту.
---------------

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=214.msg8332#msg8332

Цитата от Кантилены:
------------------
Я не являюсь поклонницей безумного новаторства, но часто современная режиссура производит очень сильное впечатление. Что касается Чернякова, то, чтобы воспринимать его работы, необходима определенная внутренняя поднастройка - преодоление предубеждений, готовность "идти" за режиссерской мыслью,  а не сопротивляться ей с первой же сцены, увидеть концепцию за деталями. Если попытаться "открыть" себя для такого спектакля, то он не должен вызвать отторжения (если не брать частности), хотя может и не вызывать приятия. Многие проблемы, которые он ставит, очень серьёзны и актуальны сегодня. И музыку он чувствует - но (!) в отрыве от исторического контекста. Я глотала слёзы, когда в "Жизни за царя" шла сцена, в которой дети Сусанина вместе с Собининым на маленькой кухоньке при электрическом свете переживают гибель отца.  Ощущение потери близкого человека передано невероятно пронзительно при достаточно скупом построении мизансцены
------------------

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=616.msg8381#msg8381

Цитата:
--------------
"Дон Карлос" в доспехах и кринолинах, "Мадам Баттерфляй" в кимоно и густом гриме, "Борис Годунов" в кафтанах и бородах. Очень может быть, что сами спектакли не так плохи, как эти фотографии. Вот только срок годности этого постановочного стиля — костюмного, пышного и внешнедекоративного — давно истек. Никому сейчас не нужен псевдореализм, а нужна какая-то другая правда.
--------------


Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?

Кантилена:
Predlogoff V.V.

--- Цитировать ---я ужасный консерватор и даже ретроград - не дай то бог нашим театральным "модернистам", если человек с такими воззрениями, как мои, окажется на посту художественного руководителя Большого театра ) Такой бы всех "новаторов "оттуда поганой метлой вымел бы и занялся бы там таким ретроградством, которого ещё свет не выдывал: он потребовал бы восстановить все старые постановки в том виде, в каком они ставились чуть ли не при жизни Чайковского или, по крайней мере, во времена Голованова, Самосуда, Мелик-Пашаева и Хайкина; объявил бы Большой театр "национальным достоянием", сделал бы упор на звании "академический" и вытравил бы оттуда всех, кто недоволен классическим постановочным стилем конца 19-го начала 20-го века (не далее середины 20-го века).
И чтобы он им показал "кузькину мать" времён "суверенной демократии" !
--- Конец цитаты ---

Уважаемый Predlogoff!
У меня к Вам очень много вопросов в связи с изложенной Вами позицией относительно  оперной режиссуры. Ваша точка зрения ясна. И любое мнение, высказанное корректно и доказательно, я уважаю. Но у меня Ваш пост вызывает многие «почему».  Я просто хочу понять, почему вокруг режиссуры столько споров, почему кто-то приветствует, а кто-то отвергает любые, даже весьма аккуратные эксперименты. И, что удивительно, доводы тех, кто негативно относится к новаторству, часто бывают очень неубедительны. Не могли бы Вы раскрыть,  какие у Вас основания для такого отношения к современной режиссуре - как личные, так и связанные с эстетическими и социальными соображениями и вИдением здорового и ценного в искусстве (если, конечно, речь не идет только о Вашем личном СУБЪЕКТИВНОМ неприятии новаторства).

Я разделю эти "почему" на две группы:

1) Почему Вы так ратуете за возврат прошлого – тем более что даже не послевоенных 50-60-х гг. (которые считаются временем расцвета Большого театра), а ещё более отдаленной эпохи?
Я совершенно согласна, что шедевры прошлого и бесценный "антиквариат" необходимо бережно хранить, восстанавливать, воспроизводить на сценах. Но как же развитие театра? Как же движение, жизнь? Не может же из года в год на сцене идти одно и то же?  Не надоест ли публике на это смотреть? Ведь опера - это не застывшее искусство, это искусство живое. Как же связь с современностью?

2) Почему Вы категорически не приемлете современный режиссерский стиль в оперных постановках (как с использованием приемов актуализации, так и без оных – где новаторство выражено иным образом)? Ведь Вы - как я поняла за два месяца  достаточно интенсивного общения с Вами на этом форуме - цените ум, концептуальность, содержательность.  Кроме того, Вы ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ современными тенденциями в композиторском творчестве и исполнительстве и достаточно гибки в этом смысле - таких людей ещё поискать! (Получился у меня публичный комплимент, т.к. перечислила многие из тех качеств, которые очень ценю в людях – однако Вы тоже давали моим высказываниям публичную оценку, так что отвечаю взаимностью :)))). Итак, решений умных, тонких, нестандартных, концептуальных в современной оперной режиссуре много. Решений, заставляющих думать, активизирующих интеллектуальную и эмоциональную работу, заостряющих те глубокие проблемы, в которых живет современный мир. (Я не беру те режиссерские продукты, которые подобны примитивным современным клипам). Вам же, наверное, приходилось видеть подобные постановки? Или Вы априори их начисто отвергаете  - так, что даже из любопытства не смотрели и не смотрите? Но почему?

И ещё - относится написанное Вами только к Большому театру или к другим академическим театрам тоже (Мариинский, театр им. Станиславского)?  И допускаете ли, например, такую модель театрального пространства: один театр строго академический, в другом - и то, и другое, третий - "экспериментальная лаборатория", четвертый - авторский, режиссерский и т.п.? 

Кантилена:
Вообще, на этом форуме данная тема затрагивалась, в частности, вот в этом потоке:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=277.0. Но она слишком серьезная для "Бесед на галерке".

Последним, что я в том потоке написала, было следущее:

Чтобы вновь ставить эту тему, нужно, мне кажется, структурировать вопрос.
Например:
1)выявить и систематизировать основные тенденции в режиссуре;
2)то же самое в сценографии;
3)рассмотреть каждую тенденцию отдельно (в том числе в контексте развития современного искусства и культуры);
4)проанализировать деятельность наиболее известных режиссеров и их постановки;
5) а потом уже давать ВЗВЕШЕННЫЕ оценки.

Конечно, в рамках форумной дискуссии это сделать нереально.
Но, может быть, у нас на форуме получится так сконструировать и развить поток, чтобы вышло достаточно глубокое и содержательное рассмотрение проблемы - с упором на рациональные, а не на эмоциональные оценки?

Basil:

--- Цитата: Кантилена от Февраль 22, 2008, 18:56:45 ---может быть, у нас на форуме получится так сконструировать и развить поток, чтобы вышло достаточно глубокое и содержательное рассмотрение проблемы - с упором на рациональные, а не на эмоциональные оценки?

--- Конец цитаты ---

Почему бы и нет ?
Ведь мы с вами уже отмечали, что истерики на нашем форуме устраивать больше некому :))


--- Цитата: Кантилена от Февраль 22, 2008, 18:34:50 ---Почему Вы так ратуете за возврат прошлого – тем более что даже не послевоенных 50-60-х гг. (которые считаются временем расцвета Большого театра), а ещё более отдаленной эпохи?
--- Конец цитаты ---

Я ратую не за "возврат прошлого", потому что это невозможно, я ратую за стильное воплощение классических произведений. Но если музыкальные стили зачастую трудно воссоздать именно по причине размытости информации о них в связи с отсутствием грамзаписи в те давние времена и т.п., а потому в этом отношении можно полагаться лишь на традицию, то стили постановочные воссоздаются гораздо более точно и гораздо более ясно, какими они были в стародавние времена, хотя и тут многое запутано и во многом можно полагаться опять же только на традицию. Как говорится, "нельзя быть уверенным в непредсказуемом прошлом" (с) :)) Никогда не можешь заранее угадать, что там ещё БЫЛО когда-то :))
А т.н. "современная режиссура" стремится нанести сокрушительный удар ИМЕННО ПО ТРАДИЦИИ ! Т.е. она хорошо видит свою цель и прекрасно понимает, как бледно она выглядит на фоне этих традиций, а потому их разрушение - это залог её безмятежного существования.
Я выступаю за единство музыкального и постановочного стилей в связи с той самой неразрывностью синтетического произведения искусства, о которой говорила и Надежда.
В этом вопросе имеется множество всяческих "но", о которых мы можем поговорить по ходу потока, потому что многое неочевидно и спорно. В частности, если связь музыкального и постановочного стилей в опере для меня более менее ясна, то вот подобная связь в применительно к балету и балетной музыке, особенно такой, как музыка балетов, допустим, Чайковского и Прокофьева, для меня не столь несомненна !


--- Цитата: Кантилена от Февраль 22, 2008, 18:34:50 ---Я совершенно согласна, что шедевры прошлого и бесценный "антиквариат" необходимо ценить, восстанавливать, воспроизводить на сценах. Но как же развитие театра? Как же движение, жизнь? Не может же из года в год на сцене идти одно и то же?  Не надоест ли публике это смотреть? Как же связь искусства и современности?
--- Конец цитаты ---

Простите, а какая "связь" с жизнью имеется у т.н. "современной" режиссуры, особенно у радикально-авангардистского её крыла ? Что - Иоанна с автоматом Калашникова или Брунгильда - наркоманка с лазерным ружьём верхом на мотоцикле вас устроила бы в смысле "новизны ощущений" ?
Или князь Игорь, возвращающийся домой на танке ?
Или Хаген, наряженный Гитлером ?
Или похороны Зигфрида в Мавзолее под залпы артиллерийского салюта - это нормально ?
Или любовь Онегина и Ленского, приведшая их к дуэли из-за того, что Онегин изменил Ленскому с Ольгой ?
Или, быть может, вам нужна Иоланта, наряженная проституткой и прикованная к отопительной батарее с повязкой на глазах; и чтобы её пришли отбить и сорвать ей с глаз повязку - сгодится ?
СОВРЕМЕННО ?
Неужели вам нужны какие-то ВНЕШНИЕ признаки "современности", в которых вы хотели бы угадывать какую-то современную политическую конъюнктуру или сугубую бытовуху, окружающую вас в реальности  ?
Какое тут может быть "развитие театра" на этом пути ?
Я сам могу придумывать такие сценарии десятками и сотнями, но я-то понимаю, что это всё бред, а понимают ли те, кто что-то подобное и в самом деле ставит ? А те, кто это смотрит и усердно кивает с риском оторвать свою башку, они-то понимают, что их считают идиотами, которые всё схавают ?


--- Цитата: Кантилена от Февраль 22, 2008, 18:34:50 ---Почему Вы категорически не приемлете современный режиссерский стиль в оперных постановках (как с использованием приемов актуализации, так и без оных – где новаторство выражено иным образом)? Ведь Вы - как я поняла за два месяца  достаточно интенсивного общения с Вами на этом форуме - цените ум, концептуальность, содержательность.  Кроме того, Вы ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ современными тенденциями в композиторском творчестве и исполнительстве и достаточно гибки в этом смысле - таких людей ещё поискать! (Получился у меня публичный комплимент, т.к. перечислила многие из тех качеств, которые очень ценю в людях – однако Вы тоже давали моим высказываниям публичную оценку, так что отвечаю взаимностью :)))).
--- Конец цитаты ---
:))
Ради бога.
Любая публичная оценка будет мне дополнительной рекламой :)))))))))
Но что значит "категорически" не приемлю ?
Давайте сначала договоримся о принципах, которые мы будет принимать или НЕ принимать, а потом уже рассуждать, приемлю я что-то или нет.
Конечно я интересуюсь современными тенденциями во всех областях - причина в том, что я пока ещё не умер, поэтому пока ещё интересуюсь. Но этот интерес мало радости мне приносит, потому что мало хорошего и действительно ЗАСЛУЖИВАЮЩЕГО моего интереса я встречаю на своём жизненном пути.


--- Цитата: Кантилена от Февраль 22, 2008, 18:34:50 ---решений умных, тонких, нестандартных, концептуальных в современной оперной режиссуре много. Решений, заставляющих думать, активизирующих интеллектуальную и эмоциональную работу, заостряющих те глубокие проблемы, в которых живет современный мир. (Я не беру те режиссерские продукты, которые подобны примитивным современным клипам). Вам же, наверное, приходилось видеть подобные постановки? Или Вы априори их начисто отвергаете  - так, что даже из любопытства не смотрели и не смотрите? Но почему?

--- Конец цитаты ---

Понимаете, какая вещь: интерес к "проблемам, которыми живет современный мир", я удовлетворяю ДРУГИМИ способами, мне для этого не надо ходить в оперный театр.
Мне кажется, что такой подход, т.е. какое-то маниакальное стремление всех окунуть в то дерьмо, в котором ныне обретается современный мир, является следствием чрезмерной ПОЛИТИЗАЦИИ ВСЕГО И ВСЯ, от которой все уже стонут и изнемогают !
НЕ ХВАТИТ ЛИ ГРУЗИТЬ НАС СОВРЕМЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ?
С чего вы, собственно, взяли, что я хочу ходить в оперный театр, чтобы там какие-то недотянувшие "гении" продолжали меня грузить теми же проблемами, о которых я каждый день слышу по всем каналам радио и телевидения, читаю в интернете, в прессе и т.п. ?
Нельзя ли как раз АБСТРАГИРОВАТЬСЯ от этой самой "современности", чтобы преподнести нам какие-то КЛАССИЧЕСКИЕ образцы настоящего искусства ВНЕ контекста современности ?
Да, я понимаю, что как фильмы, так и театральные и оперные спектакли на отстранённые, т.н. "вечные", а также на исторические темы СЛОЖНЫ для постановки, ибо они требуют ЗНАНИЙ, как исторических, так и "общечеловеческих", они требуют продумывания всех мелочей, чтобы потом в спектакле публика не смеялась над недодуманными частностями и т.п.
А чего требует т.н. современная режиссура ?
Да ничего !
Придумал ЛЮБУЮ "концепцию" - да и пошёл лепить свою туфту и вешать публике лапшу на уши.
Да добро бы всё это делалось ЗА СЧЁТ ПОСТАНОВЩИКОВ - ан нет !
Это всё почему-то делается на государственные денежки в государственных театрах !
Вот я и спрашиваю - с какой стати я должен всё это видеть и оплачивать ?
А где же классические постановки, чтобы мы хоть могли УВИДЕТЬ, как это ДОЛЖНО быть и СРАВНИТЬ то, как БЫЛО когда-то и то, что СТАЛО теперь ?
Но ведь нас этой возможности лишают, не так ли ?
Чтобы демонстрировать какое-то "новаторство" надо бы иметь сначала хоть какую-то классическую базу, по отношению к которой это самое "новаторство" как раз и ВЫГЛЯДЕЛО бы таковым - а без сравнения какие же могут быть сделаны выводы и какое может быть новаторство ? "Новаторство" по отношению К ЧЕМУ ?
Короче, я считаю, что в театрах государственных, академических должен наличествовать и царствовать сугубый КОНСЕРВАТИЗМ - там должны работать настоящие профессионалы, хорошо знающие эпоху создания тех произведений, которые они ставят на сцене, они должны разбираться в музыке и партитуре, они должны знать театральные и постановочные стили эпохи создания музыки оперы. Вот если они это всё продемонстрируют, т.е. ПОДТВЕРДЯТ своё право считаться "профессионалами", то тогда - ради бога ! Пусть идут и ставят СОВРЕМЕННЫЕ спектакли, НО НА ДРУГИХ СЦЕНАХ, не на государственных.
Разве кто-то против, чтобы, допустим, где-то в "Новой опере" или на каких-то других площадках в Москве, Петербурге или где-то в провинции очередной экспериментатор ставил бы какие-то "модернистские" спектакли ЗА СОБСТВЕННЫЙ СЧЁТ или за счёт спонсоров ?
Скатертью дорожка !
Пусть ставят, что хотят на свои деньги !
Даже интересно, кто это всё будет смотреть :)))))))))))))
А если вести речь о постановочных принципах больших государственных сцен, то они должны быть сугубо консервативными, я бы даже сказал "охранительными".
В конце концов, классическое искусство, как и окружающую среду, тоже надо охранять от варваров - разве не так ?
А "современности" мне и за дверью театра хватает.

westa:
Уважаемый Predlogoff V.V.!
Подписываюсь под каждой строчкой Вашего последнего сообщения. Просто мысли прочитали. Я уже когда-то здесь на форуме высказывала мысль, что любое "новаторство" с  сюжетом, музыкой классической оперы должно оплачиваться из кармана постановщика.
У меня такой вопрос, что же понимается под  "развитием", какую смысловую нагрузку несет это слово-понятие? Ведь именно "развитием" оперы оправдывают современные постановки.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии