Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1223979 раз)

daman и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4450 : Сентябрь 29, 2017, 16:14:17 »
Как всегда бывает с крупными явлениями, а грандиозная работа Монсенжона таковым и является, у него есть сторонники и противниками. От одной пианистки я слышал, что видеозаписи подобраны не самым лучшим образом. Я же подружился с Бруно на почве полного принятия его фильма.
В буклете к диску приведен список использованных произведений, но он может быть дополнен. Все помнят эпизод: мальчик в пионерской форме что-то играет на рояле. Понятно, что это не Светик Рихтер, но Монсенжон использовал детское произведение девятилетнего Рихтера. Запись была сделана Валентиной Николаевной Чемберджи во время домашнего вечера 17/11/87, посвященного памяти мамы Святослава Теофиловича. Рихтер тогда сыграл несколько своих пьес. Никто толком не знал названия произведения, звучавшего в фильме. После некоторого анализа я пришел к выводу, что это, скорее всего, «Плетение венков». О своей догадке я сообщил Валентине Николаевне и Бруно. Возражений не было. Возможно, моя догадка правильная.

Рихтер вспоминает, что играл на похоронах Юдиной:
24/11/70 – Москва. Нижнее фойе Большого зала консерватории. Скончалась Мария Вениаминовна Юдина.
RACHMANINOFF
Prelude in b, Op.32/10

Рихтер в фильме вспоминает о концерте из произведений Римского-Корсакова и Прокофьева во времена гонений на некоторых советских композиторов, в том числе, Прокофьева. Вот программа того концерта:
28/01/48 – Москва. МЗК.
Нина Дорлиак, Святослав Рихтер
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
На холмах Грузии, ор. 3;
То было раннею весной, op. 43;
Октава, op.45;
Посмотри в свой вертоград, op.41
Заклинание, op.26;
Я верю: я любим, op. 8;
Еврейская песня, op. 7;
Редеет облаков летучая гряда, ор. 42
-------––––––
ПРОКОФЬЕВ
На слова Бальмонта:
Заклинание воды и огня, ор. 36
Голос птиц, ор. 36
Помни меня, ор. 36

Русские народные песни:
Зеленая рощица;
На горе–то калина;

Романсы на слова Пушкина
В твою светлицу, op. 73
Румяной зарею покрылся восток, op. 73

«Гадкий утенок” (сказка Андерсена), ор. 18 (The ugly duckling)

[MUSSORGSKY
Жук (из цикла “Детская”)

RACHMANINOFF
Ветер перелетный, ор. 34]

В фильме вспоминается концерт в посольстве, который Рихтер чуть было не отменил из-за плохого рояля. И тут же звучит фрагмент из 2-й сонаты Брамса. Вот программа того концерта
10/05/84 - Париж. Посольство СССР. Концерт и прием.
BRAHMS
Piano Sonata No.2 in f–sharp, Op.2
–––––––––––––––
RACHMANINOFF
Etude Tableau in c–sharp, Op.33/9(8)
Etude Tableau in d, Op.33/5(4)
Etude Tableau in e–flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in c, Op.39/1
Etude Tableau in a, Op.39/2
Etude Tableau in f–sharp, Op.39/3
Etude Tableau in b, Op.39/4
Etude Tableau in D, Op.39/9

При этом в фильме были использованы записи с другого концерта:
04/03/84 – Токио.  Хитоми кинен кодо (зал Сёва). Дневной концерт.
Программы этих двух концертов были похожими, только в Токио еще исполнялись
BRAHMS
Variations on a Hungarian Song, Op.21/2
RACHMANINOFF
[Barcarolle in g, Op.10/3
Piano Piece – Melodie, Op.3/3 [1940]

Существует бесценное видео – полная запись 2-й сонаты Брамса с токийского концерта, но я чувствую, что вряд ли суждено с ним познакомиться.

Еще раз ссылка на фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=BEtbMEPUJsQ&feature=share

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Возможно, не все знают о существовании сайта, на котором выложено большое количество записей, в том числе и Рихтера: http://classic-online.ru/
Сегодня выложил там Экспромты Шуберта оп.90 №№ 2, 3 (G-dur), 4. Будапешт, театр им.Эркеля, 22/03/1973 (неофициальная запись).
http://classic-online.ru/ru/production/1281
 
С двумя экспромтами из этого опуса связаны личные воспоминания.
Начало октября 1978-го. Всеволод Михайлович Воробьев, о котором я здесь не раз уже упоминал, приехал ко мне, что трудно себе представить из-за удаленности моего дома (по меркам того времени – тогда еще о метро в нашем районе никто и не мечтал), и поведал, что 7-го октября концерт Рихтера! Это всегда было радостным известием, но и начинались мучения – как достать билеты? Они в киевских кассах практически никогда не продавались. У меня была знакомая, официальная распространительница билетов, сотрудница филармонии Нетта Марковна Лифшиц – светлая ей память. Благодаря подобным концертам она избавлялась он «неликвида» - билетов на балалаечников и проч. (не хочу обидеть музыкантов, играющих на таких инструментах, но так было, и на них публика не очень-то ходила). Я немедленно рванулся к ней, и билеты на 7-е октября получил, пусть и с нагрузкой. Но какова была моя радость и снова-таки проблема – Рихтер собирался дать два концерта, еще и 8-го октября, а на этот концерт билетов ей почему-то не дали. Объехав разные билетные кассы, наткнулся на Крещатике на человека, сидящего в подземном переходе просто за столом, заваленном разными афишами, но афиш с концертами Рихтера там не было. Я все же поинтересовался и услышал уклончивый ответ, что, мол, есть тут два билетика, но они кому-то обещаны, а тот пока их не выкупает... Я без обиняков просто и грубо спросил: «Сколько?» Он неохотно ответил: «Десять», т.е., пять рублей за билет без какой бы то ни было нагрузки. Замечу для людей помоложе, что высшая цена за самые «престижные» концерты была в те годы два пятьдесят. О ценах в те минуты не думалось, и сделка к моей радости была осуществлена. Более того, я договорился еще об одном билете, но в день концерта – для нашей кумы.
(Продолжение следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Продолжение.
Вечер 7-го октября, Большой зал Киевской консерватории, по акустике не самый лучший для концертов фортепианной музыки, а наш замечательный Колонный зал филармонии был тогда на ремонте. В программе только Шуберт: сонаты №6, ми минор, №11, фа минор, №13. Высота недосягаемая! Жаль, концерт не записывался. И бисы: Лендлеры, Музыкальный момент фа минор и Экспромт ля-бемоль мажор, оп.90. Лично мне в Музыкальном моменте не нравится, когда в левой руке у исполнителя подчеркнутое нон легато, хотя в нотах именно так написано, насколько я знаю, – сам когда-то играл. Но и легато играть нельзя – все-таки надо следовать авторским указаниям. И Рихтер нашел удивительное решение: не было резкости в левой руке, но и легато не было. Совершенно замечательное решение! Никакие записи этого не передают, к сожалению. Но я на самом деле начал всё это писать из-за Экспромта. Вот здесь и произошло чудо. Надо сказать, что при всей увлеченности я как слушатель всегда сохраняю контроль над собой, никакого гипноза и прочего в таком роде не ощущаю, что не мешает растворяться в музыке и «вибрировать» вместе с исполнителем. И вот удивительные переливы в правой руке, небесная чистота музыки породили как бы волну - я её почувствовал физически! Она медленно накатила, обволокла голову на какие-то мгновения и медленно ушла дальше. Не знаю, почувствовали ли мои соседи, сидящие сзади что-либо подобное, но явственно помню то состояние и сегодня. Ничего подобного я больше никогда не ощущал, даже на его концертах. Бывало разное, но по-иному. Знал ли о подобном воздействии сам исполнитель? Думаю, вряд ли, но сейчас мы уже об этом не узнаем, да и вряд ли это нужно. Искусство воспринимают по-разному – это уж как и сколько может человек вместить. Мне кажется, я тогда прочувствовал этот Экспромт в полной мере.
(Окончание следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Окончание.
Июль 2005-го, разгар Тарусского фестиваля Фонда Рихтера. Самый насыщенный и торжественный из всех, на которых довелось присутствовать. Год 90-летия Рихтера, и поэтому, то ли по причине хорошей организации фестиваля было ощущение праздника. В центре города большой транспарант, возвещающий о большом культурном событии. Скоро 1-е августа, концерт, после которого по традиции должна звучать запись великого Маэстро. Выбирал запись Виктор Зеленин. Поскольку меня пригласил в Тарусу именно он, я был посвящен в планы, и мы устроили предварительное прослушивание и обсуждение. Уж точно не помню, но, кажется, Экспромт Шуберта G-dur я тогда услышал в записи Рихтера впервые. Исполнение потрясло пронзительностью. В нем была правда и абсолютная естественность, не просто музыка, а ее душа – совсем по Метерлинку. В концерте 1-го августа молодые исполнители играли скрипичные сонаты Бетховена, но это было весьма заурядно. Позже они жаловались на жару, на пот, катившийся градом, от которого пальцы непослушно скользили по мокрому грифу. Можно было охотно поверить, но всё же это день памяти Рихтера, и хотелось чего-то особенного. Наконец концерт закончился, затихли аплодисменты, погас свет, портрет великого Музыканта на сцене засиял, освещаемый прожектором, и полились звуки – Экспромт G-dur. Это было непередаваемо хорошо. Исполнения не было, было нечто нерукотворное. Музыка посетила зал. Даже записи Рихтера подчас могли творить чудеса.
P.S. Мы слушали запись с концерта, посвященного 150-летию Шуберта, – Москва, БЗК, 18/10/78. Тогда это был последний бис. Думаю, Рихтер неслучайно закончил именно этим Экспромтом.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 106
        У Шуберта нет экспромта в тональности G-dur.

   Экспромт ор.90 no 3 (если имеется в виду он) написан в тональности Ges-dur.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Да, почти все играют в тональности Ges-dur, и я знаю об этом. В тетрадях Рихтера указана тональность G-dur. Кажется, три года тому назад во время Тарусского фестиваля я спросил Луганского, в какой тональности играет он. Оказалось, что в Ges, но он знал, что есть вариант в G-dur. Если не ошибаюсь, Софроницкий записал этот Экспромт в обеих тональностях.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Когда-то здесь активно обсуждали исполнение Рихтером 2-го концерта Рахманинова. Не могу себе представить более глубокого и естественного исполнения, а я слышал их немало. Сегодня, выкладывая на своем сайте недостающую статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: «Интеллектуальная сторона постижения музыки порой приводит Рихтера к упрямому догматизму. Не этим ли объясняется безоговорочное выключение им из своего репертуара каких-либо транскрипций или, например, противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
Только вот кто заблуждается – Рихтер или Рабинович? Вопрос риторический, т.к. с автором статьи уже не поспоришь.
А в общем-то статья большая, есть что почитать. Желающие найдут ее здесь:
https://www.svrichter.com/documents/books/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Наконец решился выложить ДНЕВНИК (4/07/1997 – 1/08/1997) Виктора Зеленина, верного друга и соучастника многих событий в жизни Рихтера.
Не стал переводить его в doc-формат, т.к. отдельные слова иногда прочитать не удавалось. Желающие смогут сделать это сами, а иногда что-то додумать.
Перед вами рассказ о последних днях жизни великого Музыканта. Не хочу высказывать какие-либо суждения, замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся как раз перед днем поминовения Православной Церковью святого благоверного князя Святослава, его небесного покровителя (вечер 5/07 – первая половина 6/07).
ДНЕВНИК выложен здесь:

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Выложил еще один ДНЕВНИК Виктора Зеленина - концерты Рихтера в июле 1986 г. и несколько фотографий.

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/