Автор Тема: Леонид Собинов (1872–1934), тенор  (Прочитано 29610 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #25 : Май 30, 2008, 12:47:14 »
Уважаемый Анатолий Маркович! А подскажите, пожалуйста, в каких петербургских магазинах могут продаваться диски с записями из Вашей серии? Я в основном приобретаю диски в "Открытом мире" или в "Северной лире". Иногда в "Союзе". Там мне они на глаза не попадались.
Уважаемая Кантилена !Вы наверное слышали , что  распространение компакт -дисков с записями академической музыки  находится  в глубочайшем кризисе .Этот кризис вызван исключительно тем ,что каждый купивший  какую нибудь интересную запись разрешает  своим друзьям скопировать ее или вывешивает в Интернете для свободного скачивания.В результате реальные продажи компакт дисков  с записями классики за последние два года сократились в три раза.
Это обстоятельство  повлекло за собой отказ  продюсеров от издания в первую очередь уникальных исторических записей .
Дело в том ,что критический тираж, при котором заводское производство компакт дисков  остается рентабельным это 1000 экзепляров. Сейчас в России зкомпакт диски с записями Леонида Собинова, Якова Зака или Сергея Кусевицкого в разумные сроки можно продать в количестве  не более 100 экз. При таких скромных объемах  остается только один вариант - полный отказ от заводского тиражирования уникальных записей и переход на CD-R тиражирование по  по частным заказам. На западе  см.    http://www.arkivmusic.com/classical/Drilldown?name_id1=27912&name_role1=2&bcorder=2&label_id=4808         эта технология уже два года как  получила широкое распространение .
Однако такое  возможно только в случае продаж дисков через Интернет магазины.
Естественно что  микротиражи с учетом  титанического труда , затраченного на ремастеринг   рентабельны   при более высокой цене распространяемых   дисков.
Такова плата за повсеместное , кстати распространенное среди музыкантов,  пиратство.
Вот почему  диски с моими записями вы можете приобести только в  одном интернет магазине по адресу http://www.aml.nm.ru/shop.htm 
На этой строничке (в конце)  есть простая  инструкция как это сделать.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #26 : Май 30, 2008, 14:16:26 »

Насчёт технологии записи я с вами спорить не буду, т.к. недостаточно хорошо владею предметом и не могу ничего утверждать, но вот по поводу партитуры могу точно сказать, что именно партитурной редакции в записи Зака не было.
Если вслушаться в звучание 1-го трека записи Зака, то можно заметить, что такт на секундах с 6'35 до 6'37, аналогичный такту 12'15-12'17 в репризе, не предварён схожим музыкальным материалом, который в репризе звучит в такте 12'13-12'15. Таким образом, в первом случае целый такт был потерян, что нельзя объяснить никакой редакцией, а только лишь техническим дефектом, потому что 1 такт никто не стал бы вдруг выкидывать, оставляя его в репризе.
Я внимательно рассмотрел детали и пришёл к выводу, что дублирование невозможно: во-первых музыка в них чуть разная, а во-вторых, Зак играет с небольшими исполнительскими изменениями текста, так что имитация недостающего такта последующим всё равно невозможна.
И если на пластинке он где-то не "спрятался" за бугоргом дефекта, то это очень и очень жаль.
Увы.
Predlogoff ! Хорошо что вы уточнили момент появления  дефекта. При внимательеом отслушивании он действителоьно заметен. Поэтому я провел небольшое расследование ."Скушивание" одного такта произошло в момент 6'32" (по моему счетчику) , то есть  в момент смены второй  стороны грамзаписи на третью,но не по моей вине , а по вине звукотехника .который почти на секунду замешкался с  переводом режима записи с первого рекодера на второй, в результате чего и выпал этот такт.
Дефект не устраним, так как утраченного такта нет ни в конце второй стороны записи  ни в начале третьей.

ЗЫ Вообще то в те времена существовало три технологии записи больших произведений на 3-4-х мин. сторонах пластинки.
1. Записи каждой стороны делались "с перехлестом", то есть на каждой новой стороне повторялся как минимум один такт записанный в конце предыдущей стороны.Этой технологии придерживался, например  Вейнгартнер.Для монтажа эта самая удобная форма записи ,так как позволяет отрезать лишнее.Хотя и здесь естьсвои  подводные камни . Последние такты на каждой стороне  записи всегда чуть чуть затягивались и делались  похожими  на концовку, тогда как первые такты следующей стороны игрались более  энергично и быстро  как вступление.Произвести стыковку "чисто" в таких случаях бывает  очень сложно.
2.Запись каждой стороны  делась без перехлеста ,но с паузами на перустановку воскового диска .Так обычно писал Кусевицкий .
При таком способе записи помимо  погрешностей описанных в первом случае обнаруживались погрешности .когда что то исчезало из записи. Например, при записи  первой части  симфонии № 6 Чайковкого (в конце третьей стороны) Кусевицкий  в короткой паузе (которой заканчивается сторона) на тутти   исключил партию литавр, которая хорошо слышна в записях  и у Мравинского и у Фуртвенглера и т.д., в результате мне  ,чтобы не нарушить ритмическую структуру первой части   пришлось   ввести "пустую", правда очень  короткую  паузу.
3. Запись каждой стороны делается с мгновенным переходом с  одного рекордера на другой при не прерываемом исполнении целой части произведения . Так писать мог себе позволить,  например Я.Хейфец.Правда и в этом случае многое зависит от искуства звукотехника, Ведь нужно было сделать такое переключение точно  в какой то осмысленный момент времени звучания  музыки.
Такие фонограммы обычно очень удобны для монтажа.
Второй концерт Шопена с Заком писался по  аналогичной технологии ,но мы не в Америке писали ,видимо отечественное оборудование могло сработать с задержкой при переключении рекордеров либо просто на секунду  что то "заело"

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Леонид Собинов
« Ответ #27 : Май 30, 2008, 16:09:31 »
 Уважаемый Анатолий Маркович !

Пользуясь счастливым стечением обстоятельств в виде Вашего присутствия на данном форуме, хотел бы задать вопрос "дилетанта-потребителя":  на каком "уровне качества" звуковоспроизводящего оборудования должно быть слышно отличие дисков G от S, и S от N ?

Возможно, на этот вопрос может ответить и кто-нибудь из наших форумчан ?

Извиняюсь, что вопрос несколько "в сторону" !

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #28 : Май 30, 2008, 16:47:19 »
Уважаемый Анатолий Маркович !

Пользуясь счастливым стечением обстоятельств в виде Вашего присутствия на данном форуме, хотел бы задать вопрос "дилетанта-потребителя":  на каком "уровне качества" звуковоспроизводящего оборудования должно быть слышно отличие дисков G от S, и S от N ?

Возможно, на этот вопрос может ответить и кто-нибудь из наших форумчан ?

Извиняюсь, что вопрос несколько "в сторону" !
Разницу между S и N ( или обычным КД) можно услышать практически на любой аппаратуре , если конечно  слушатель  обладает музыкальной  восприимчивостью .Этот вывод  проверен на многих слушателях.
 Между G  и  S  разницу  можно услышать, но   на аппаратуре выполненой по идеологии АМЛ -мьюзик.
Эту тему я хочу более подробно рассмотреть в отдельном потоке.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 502
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Леонид Собинов
« Ответ #29 : Май 30, 2008, 21:07:31 »
Вот бы найти еще пластинку с дуэтом Берендея и Купавы, где Собинов поет вместе с М.А. Дейшой-Сионицкой!

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #30 : Июнь 01, 2008, 22:48:03 »
Послушайте два  трека с последнего диска  "Леонид Собинов"  (второй трек   с участием Неждановой )
http://shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=171

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #31 : Июнь 02, 2008, 15:14:56 »
Послушайте два  трека с последнего диска  "Леонид Собинов"  (второй трек   с участием Неждановой )
http://shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=171

Поразительно, какая глубина тембра и динамики !
Трудно поверить, что это голоса 100-летней давности !
С появлением ваших вариантов воспроизведения можно убедиться, как сильно уродовались эти фонограммы ранее, когда всеми силами стремились убрать шорохи и щелчки пластинки, вместе с шумом убивая и качество сигнала.
Вы уже говорили о том, что во второй половине 20-го века, с приходом "в массы" высококачественной аппаратуры появился фетиш "чистоты звучания", когда малейшие шорохи стали восприниматься как "неполадки" :) Интуитивно всегда было ясно, что шорохи особо не влияют на впечатление, т.к. наш мозг обладает великолепными фильтрующими возможностями и позволяет при прослушивании выделить даже слабый и неустойчивый сигнал на фоне шума, как бы расслаивая эту информацию на полезную и бесполезную. Т.е. характеристика сигнал/шум, которую обеспечивает наш мозг, очень хороша. Поэтому у меня всегда вызывали смех фетишистские усилия "убрать" шум. Я с этими попытками сталкивался даже среди любителей, самостоятельно оцифровывающих пластинки - я убеждал НЕ ФИЛЬТРОВАТЬ, не гробить звук электронными и программными фильтрами, но мне все фетишисты говорили одно и то же - что щелчки раздражают и их надо убирать, даже если при этом теряется часть полезной информации :))
Но фетишист на то и фетишист - его не переубедишь.
Быть может, в будущем появятся более тонкие фильтры, полагаю, они будут "интеллектуальными", т.е. обеспечивающими подробный компьютерный анализ звука, а не чисто электронными - вот тогда можно будет говорить об оптимальной очистке с гарантией сохранения 100% полезной информации исходной фонограммы.
А пока что эту роль может выполнить лишь человек, контролирующий процесс воспроизведения. На сегодня я могу признать лишь "ручную" очистку, т.е. ювелирную индивидуальную работу с каждым дефектом, а любая массовая, обеличенная обработка сигнала должна применяться крайне осмотрительно.

Любопытно, что в этом качестве проявилась некоторая общность манеры интонирования и сходство дикции А.Неждановой и О.Слободской - в иных записях я на это не обращал внимание, а теперь это вдруг проступило, несмотря на все отличия вокала этих певиц.
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2008, 17:11:17 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Александр

  • Гость
Re: Леонид Собинов
« Ответ #32 : Июнь 02, 2008, 16:00:39 »
Одна из лучших и хорошо сохранившихся записей А.В.Неждановой и Л.В. Собинова. Анатолий Маркович, эта фонограмма с оригинального диска из Вашей коллекции?

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #33 : Июнь 02, 2008, 19:35:35 »
Одна из лучших и хорошо сохранившихся записей А.В.Неждановой и Л.В. Собинова. Анатолий Маркович, эта фонограмма с оригинального диска из Вашей коллекции?
Да!

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #34 : Июнь 02, 2008, 21:04:41 »
Послушайте два  трека с последнего диска  "Леонид Собинов"  (второй трек   с участием Неждановой )
http://shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=171

Поразительно, какая глубина тембра и динамики !
Трудно поверить, что это голоса 100-летней давности !
С появлением ваших вариантов воспроизведения можно убедиться, как сильно уродовались эти фонограммы ранее, когда всеми силами стремились убрать шорохи и щелчки пластинки, вместе с шумом убивая и качество сигнала.
Вы уже говорили о том, что во второй половине 20-го века, с приходом "в массы" высококачественной аппаратуры появился фетиш "чистоты звучания", когда малейшие шорохи стали восприниматься как "неполадки" :) Интуитивно всегда было ясно, что шорохи особо не влияют на впечатление, т.к. наш мозг обладает великолепными фильтрующими возможностями и позволяет при прослушивании выделить даже слабый и неустойчивый сигнал на фоне шума, как бы расслаивая эту информацию на полезную и бесполезную.
Predlogof ! Для того что бы добиться открытости , ясности и динамичности звучания , богатства тембров у дореволюционных записей нужно  не только прекратить  бороться с щелчками и шорохами ,но главное выполнить все требования сформулированные мной в сообщении №9
Как бы не выглядели приведенные мной   принципы с  точки зрения естественно научного подхода нелепым бредом  , но именно  они работают и очень эффективно.
То что мозг человеко способен без участия рассудка втаскивать непонятным нам способом музыкальный сигнал из шума гораздо более эффективно чем любые  элетрические фильтры я понял  40 лет назад работая и общаясь  с проф.Г.В.Гершуни ,открывшего в 1948 г. субсенсорную чувствительность слуха.

Александр

  • Гость
Re: Леонид Собинов
« Ответ #35 : Июнь 03, 2008, 09:19:31 »
Анатолий Маркович, я почему ещё спросил - послушав Вашу реставрацию дуэта Эльзы и Лоэнгрина - я понял каким образом и как Антонина Васильевна могла петь партию Татьяны в "Евгении Онегине" расчитанную на более крепкий голос, чем у неё. Тем, кто будет слушать дуэт очень рекомендую обратить внимание на начальный момент пения Неждановой, на грудной звук великой певицы . ;) ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #36 : Июнь 03, 2008, 15:44:22 »
То что мозг человеко способен без участия рассудка втаскивать непонятным нам способом музыкальный сигнал из шума гораздо более эффективно чем любые  электрические фильтры я понял  40 лет назад работая и общаясь  с проф.Г.В.Гершуни ,открывшего в 1948 г. субсенсорную чувствительность слуха.

Я давно знаком с работами и идеями Гершуни и я не удивляюсь тому, что в своё время (в 40-50-х годах) они были восприняты как "мистика" и "бред" :)) И это несмотря на то, что он, по сути, всего лишь шёл по пути великого физиолога Павлова и ни на йоту не отступил ни от его учения, ни от его методологии, ни от т.н. "материализма". Но дело в том, что ТОГДА "материализм" мыслили немного по-другому, т.к. никто не готов был признать информацию ещё одной фундаментальной сущностью бытия.
Кстати, разве не по этой причине у нас в стране били и кибернетику, объявляя её лженаукой ? Разве там не то же самое было - разве её не ругали за "мистику" и попытки подмены человеческого разума машинными вычислениями ? :)) Я понимаю, что это не укладывалось в рамки твердолобого "марксизма" с мощнейшим редукционистским душком, как его ТОГДА понимали, но ведь и Винер оказался прав, и Павлов, и Гершуни ! Собственно, идеи Павлова о разноуровневых сигнальных системах и их взаимодействии - разве это не предтеча кибернетики ??
Всё непонятное и до поры до времени необъяснимое выглядит, действительно, как "мистика" - но потом наступает момент прозрения, приходят новые люди с новыми идеями - и всё проясняется: мистический туман развеивается и мы оказываемся на новом, более высоком и адекватном уровне понимания процессов, ранее казавшихся необъяснимыми и даже "мистическими".

... чтобы добиться открытости , ясности и динамичности звучания , богатства тембров у дореволюционных записей нужно  не только прекратить  бороться с щелчками и шорохами ,но главное выполнить все требования сформулированные мной в сообщении №9
Как бы не выглядели приведенные мной   принципы с  точки зрения естественно научного подхода нелепым бредом  , но именно  они работают и очень эффективно.
:))
Почему же бредом ?
Так могут говорить лишь те, кто плохо ориентируется в современных открытиях и тенденциях развития естествознания.
Выше я об этом уже кое-что сказал, но хочу продолжить применительно к звукозаписи и к особенностям человеческого восприятия речи и музыки. Ведь музыка, как звучащее "информационное сообщение", обладающее своей символикой, своими кодами, а также, что особенно важно, своей субсенсорикой, которая сказывается не только в возможности восприятия и воздействия на организм слабых звуковых сигналов, воспринимаемых 1-й сигнальной системой на физическом уровне, но находящихся за порогом чувствительности нашей 2-й сигнальной системы (по Павлову, что никто не отменял), а потому неспособных пробиться на "уровень сознания" и выглядящих как "ощущения", но и в возможности подсознательной обработки неявных и нечётких сигналов, несомых самим сочетанием звуков, ритмов, гармоний, особенностей формообразования и т.п., т.е. всего того, что, собственно, и образует то, что принято называть "музыкой".
Я не буду давать определение музыки не только потому, что это сложно, но ещё и потому, что я не могу этого сделать в тех терминах, которые предлагает музыкальная теория в нынешнем её виде, наработанном веками.
Но я хочу дополнить своё замечание об "информации" как ещё одной НИ К ЧЕМУ НЕ СВОДИМОЙ фундаментальной сущности.
На настоящий момент человечеству известны 3 фундаментальных сущности: материя, энергия и информация. Но если материя и энергия очень хорошо укладываются в классическое понимание "материи", т.е. они всегда могут быть каким-либо образом объективно измерены, то информация хотя и может, но не обязана быть объективно воспринятой, потому что она всегда контекстна: для кого-то это "информация", а для кого-то - пустое место. Для кого-то некие наблюдаемые процессы являются информационными, т.е. имеют ЦЕЛЬ, а для кого-то это "случайность" и ненаправленные физические процессы, цели не имеющие. Если информация не воспринята, то это уже не информация ДЛЯ ДАННОГО воспринимающего объекта (или субъекта, когда в качестве воспринимающей стороны выступает человек).
Но самое важное в данном случае то, что информация - это НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ сущность.
Я читал вашу полемику на других форумах, Анатолий Маркович :)) И я видел, как ваши оппоненты бесились при слове "нематериальная" :))
Но я прекрасно видел, что вы говорили именно об информации, а информация это не есть ни материя, ни энергия ! И в ЭТОМ смысле с т.з. классической науки она, действительно, нематериальна !
Информация всегда имеет какой-то информационный носитель, она всегда опосредуется какой-то "материей", всегда выражается через то или иной сочетание материальных (или энергетических, т.е. выражаемых другими измеряемыми величинами) структур, но информация это не есть материя и она никоим образом не сводится к ней и не зависит от свойств материального носителя.
Каким способом ни напиши слово - авторучкой ли, карандашом ли, палкой ли на песке - его ИНФОРМАЦИОННАЯ сущность от этого не поменяется.
В этом плане слово, безусловно, нематериально, как и любая информация.
Мне очень жаль, Анатолий Маркович, что вы тратите столько сил и времени на то, чтобы объяснить свои идеи людям непонимающим :))
Не может понять тот, кто не обладает должной подготовкой для восприятия преподносимых ему идей. Я не буду рассуждать о том, МОЖЕТ он подготовиться или принципиально НЕ МОЖЕТ, т.е. способен ли он подготовиться и воспринять некие идеи в принципе или его мыслительный аппарат неспособен на это от природы - я вижу лишь факт: человек, не обладающий должными знаниями, никогда не сможет воспринять идеи, подразумевающие некие знания в качестве "базы" :))
И причина всё в том же: информация всегда контекстна - если воспринимающая сторона не владеет кодами для дешифрации поступающих сообщений, то она не сможет извлечь из них ту информацию, которая была в них закодирована.
Это называется ещё и по-другому: "как об стенку горох" :))
Примерно то же самое наблюдается в том случае, когда тонкие музыкальные эффекты и особенности интерпретации, рассчитанные на изощрённое восприятие, попадают в уши человеку, не обладающему ни тонким восприятием, ни опытом, способным обеспечить базу для обработки поступившей информации.
В таком случае говорят так: "в одно ухо влетело, а в другое вылетело" :))

Как видим, наш народ на такие случаи давно припас меткие поговорки :))

Но я наблюдал ещё один интересный эффект, который вызывали ваши сообщения на других форумах - вместо того, чтобы забанить ДУРАКОВ, которые были принципиально неспособны понять вас и по этой причине в раздражении засоряли все ваши потоки своей галиматьёй, администраторы забанили ВАС :))
Т.е. они восприняли как источник информационного мусора именно ВАС, потому что ваши идеи были источником раздражения для дураков :))
Это какой-то нонсенс, то таковы факты ! Отсюда я делаю вывод, что тамошние администраторы - тоже дураки :))
Содеянное ими свидетельствует об ограниченности ума, но вы должны с этим смириться: "плетью обуха не перешибёшь" :)
Не обижайтесь на них: "если человек дурак, то это надолго".
« Последнее редактирование: Июнь 03, 2008, 18:09:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #37 : Июнь 04, 2008, 15:32:45 »
Ниже я цитирую фрагмент работы Ижинкина, в которой он упоминает поразительные по своим результатам опыты Гершуни, проведённые по методике Павлова.
Ижинкин занимался изучением механизмов речи, но понятное же дело, что восприятие речи и восприятие музыки, суть, одинаковы по своим механизмам и отличаются лишь распознаваемой звучащей символикой.

Из статьи Н.Ижинкина "МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ" (М., 1958 г).

--------------------------------
В чем же состоит это явление, называемое передачей во вторую сигнальную систему? Если сообщение составлено полно и в речевом механизме выработаны приспособления для приема этого сообщения, то испытуемый выполнит действия, предписанные сообщением или составит сообщение для себя сам. Это будет сообщение, в котором будут указаны правила действия. Если теперь это сообщение будет путем словесных замен перестроено так, чтобы потребовалось выполнение такого же действия, и если это перестроенное сообщение будет также принято, то произойдет замена сигнальных значений. Это и есть передача во вторую сигнальную систему. В этом случае от испытуемого добиваются действия по правилу: словесный раздражитель принимай за непосредственный. Водитель транспорта инструктирован в обратном смысле — он непосредственный раздражитель должен принимать за словесный. Но в обоих случаях происходит перемена сигнальных значений через посредство второй сигнальной системы. В этом и заключается сила этой системы.
Отрицательный результат, т. е. отсутствие так называемой передачи во вторую сигнальную систему, может произойти при двух условиях:
1) если испытуемому не дали никакого словесного осмысленного сообщения, хотя и вызвали его действия, или если данное сообщение он не принял и не составил особого сообщения для себя, то испытуемый в обоих случаях будет действовать вне всякой связи со словесной системой. Вновь принятое сообщение не может переменить сигнального значения ранее бывших первосигнальных раздражителей, если это сообщение не полно;
2) если сообщение полно и принято испытуемым, но в сообщаемых правилах содержится запрет изменять сигнальное значение, то это правило будет выполнено и испытуемый на слова "красный свет" не будет реагировать, хотя ранее реагировал на появление непосредственного раздражителя красной лампы. Полное сообщение в таком случае будет таким: "Надо peaгировать только на зажигание красной лампы. Ни на какие слова, например красный свет или красная лампа, реагировать не надо". Если испытуемый после такого сообщения все же будет реагировать на слова, это означает, что он не принял запретительного сообщения или после приема оно было утеряно.
Таким образом, передача во вторую сигнальную систему есть ничто иное, как перевод первосигнальных значений в словесные нормативные значения, составляющие сообщение. Так как такие значения являются нормативными, они могут быть переданы и приняты речевым механизмом другого человека или такое сообщение будет составлено для себя как руководство к действию. Очевидно, что перевод в словесные значения возможен лишь при соблюдении двух условий — наличия первосигнальных значений и приспособлений в механизме речи для нормативного переозначения.
Принципиально в языке есть все необходимые средства для того, чтобы любое из первосигнальных значений могло быть переведено в систему словесных переозначений. Однако фактически оказывается, что есть обширная область так называемых незамечаемых явлений, которые словесно не переозначаются. Сюда относится бесконечное множество элементов в составе воспринимаемых вещей. Называние их заняло бы бесконечное время. Воспринимаемые вещи выделяются в целом и это целое приобретает нормативное наименование. И все же любой из элементов вещи может быть превращен в целое и получить название.
Но есть и такая группа первосигнальных значений, о которых, казалось бы, не может быть составлено сообщение. Это так называемые субсенсорные условные рефлексы, которые не доходят до второй сигнальной системы. Исследованиями лаборатории Г. В. Гершуни (Г. В. Гершуни, Изучение ощущений в условных реакциях человека. Труды Физ. ин-та им. И. П. Павлова, т. IV, изд-во АН СССР, 1949, стр. 20) показано, что на звуки с интенсивностью ниже порога ощущения на 3-6 дб могут быть выработаны условные рефлексы.
Опыт ставился так. Неощущаемые звуковые раздражения, лежащие на 3—6 дб ниже порога ощущения, сочетались с болевым раздражением кожи, вызывающим кожногальванический рефлекс. Оказалось, что через 25—35 сочетаний неощущаемых раздражений с болевыми раздражениями появилась условная реакция на неощущаемое звуковое раздражение.
Понятно, что о таких рефлексах испытуемый не может составить сообщения. Однако об этих рефлексах составлено сообщение экспериментатором. Статья Г.В.Гершуни есть ничто иное, как сообщение о наличии некоторых явлений, названных субсенсорными рефлексами. Известный распорядок опыта, составленный по определенному словесному плану, позволил построить сообщение, в содержание которого входит словесное переозначение незамечаемого испытуемым явления. Сопоставление сообщений испытуемого "не слышу" (при подаче подпорогового раздражения) и "больно" (при условной реакции на болевое раздражение) явилось основанием для составления экспериментатором нового сообщения, в котором произошла замена сказанных испытуемым слов другими: существует субсенсорный рефлекс. Такая замена происходит по строгим правилам логических сочетаний, в которых указывается, какие из словесных замен являются истинными и какие ложными. Первый ряд слов (испытуемого) — "не слышу", "больно" эквивалентен словам (экспериментатора) : существует субсенсорный рефлекс, если соблюдены логические правила вывода. Вследствие эквивалентности указанных слов они переозначают одно и то же явление. Разница состоит только в том, что первая группа слов обозначает то, что было доступно лишь одному испытуемому, вторая же группа слов обозначает то, что доступно всякому другому, если он способен принять данное сообщение.
При обсуждении проблемы передачи во вторую сигнальную систему нельзя забывать, что это система нормализованных переозначений. Она нормализована в каждом из языков, допускающих взаимные переводы, и во всем опыте общества. Вследствие этого система второсигнальных переозначений приобретается каждым человеком извне. Хотя любое явление может стать предметом сообщения, но не всякое сообщение может быть принято любым человеком. Для того чтобы состоялся прием, у него необходимо образовать приемные приспособления. Целый ряд наблюдений показывает, что такие приспособления образуются через опыт приема сообщений, располагаемых в известной последовательности по сложности.
--------------------------------
(конец цитаты)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #38 : Июнь 04, 2008, 15:46:45 »
Цитата: Ижинкин
Есть и такая группа первосигнальных значений, о которых, казалось бы, не может быть составлено сообщение. Это так называемые субсенсорные условные рефлексы, которые не доходят до второй сигнальной системы...
...на звуки с интенсивностью ниже порога ощущения на 3-6 дб могут быть выработаны условные рефлексы.
Опыт ставился так. Неощущаемые звуковые раздражения, лежащие на 3—6 дб ниже порога ощущения, сочетались с болевым раздражением кожи, вызывающим кожногальванический рефлекс. Оказалось, что через 25—35 сочетаний неощущаемых раздражений с болевыми раздражениями появилась условная реакция на неощущаемое звуковое раздражение.
Понятно, что о таких рефлексах испытуемый не может составить сообщения. Однако об этих рефлексах составлено сообщение экспериментатором. Статья Г.В.Гершуни есть ничто иное, как сообщение о наличии некоторых явлений, названных субсенсорными рефлексами

На самом деле, если вдуматься в открытое Гершуни, то поначалу, действительно, можно подумать, что экспериментатор либо шулерствует, либо сошёл с ума :))
Но опыт повторяли и он стабильно воспроизводился !
Стало быть, перед нами поразительное научное открытие.
Вдуматься только : "условная реакция на неощущаемое звуковое раздражение".
На НЕОЩУЩАЕМОЕ ! Имеется в виду, неощущаемое как звук.
Разумеется, на Гершуни обрушились со всех сторон :))
А на самом-то деле речь идёт о том, что организм воспринимает некие сигналы на уровне "биоаппаратуры", но эта информация не проходит на уровень сознания, в результате человек реагирует на то..... чего он не слышит :)))))
Как выразился учёный, "о таких рефлексах испытуемый не может составить сообщения".
Т.е. некое "ощущение", несомненно, присутствует, но ОСОЗНАТЬ его человек не в состоянии, т.к. он не может уловить происходящее сознанием, перевести свои ощущения в сферу возможности их вербализации.
Собственно, об этом и говорил Анатолий Маркович - фонограмма может содержать сверхслабые сигналы или некие сочетания сигналов, или следствия неких воздействий на исходную звуковую информацию (вызванные аппаратурой воспроизведения, проводами, фильтрами и т.п.), приводящие к появлению сверхслабых сигналов, которые человек "не слышит", но которые явно оказывают на него подспудное воздействие, не выходящее на уровень 2-й сигнальной системы, т.е. попросту говоря, не выходят на уровень сознания.
Поэтому его идея максимального сохранения информации исходного носителя в первозданном виде, безусловно, способствует сохранению слабых сигналов исходника, вызывающих у слушателя субсенсорные условные рефлексы, причин появления которых слушатель никогда не сможет внятно объяснить.
« Последнее редактирование: Июнь 04, 2008, 17:33:15 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Леонид Собинов
« Ответ #39 : Июнь 04, 2008, 20:33:20 »
...
Вдуматься только : "условная реакция на неощущаемое звуковое раздражение".
На НЕОЩУЩАЕМОЕ ! Имеется в виду, неощущаемое как звук.
Разумеется, на Гершуни обрушились со всех сторон :))
А на самом-то деле речь идёт о том, что организм воспринимает некие сигналы на уровне "биоаппаратуры", но эта информация не проходит на уровень сознания, в результате человек реагирует на то..... чего он не слышит :)))))
Как выразился учёный, "о таких рефлексах испытуемый не может составить сообщения".
Т.е. некое "ощущение", несомненно, присутствует, но ОСОЗНАТЬ его человек не в состоянии, т.к. он не может уловить происходящее сознанием, перевести свои ощущения в сферу возможности их вербализации.
Собственно, об этом и говорил Анатолий Маркович - фонограмма может содержать сверхслабые сигналы или некие сочетания сигналов, или следствия неких воздействий на исходную звуковую информацию (вызванные аппаратурой воспроизведения, проводами, фильтрами и т.п.), приводящие к появлению сверхслабых сигналов, которые человек "не слышит", но которые явно оказывают на него подспудное воздействие, не выходящее на уровень 2-й сигнальной системы, т.е. попросту говоря, не выходят на уровень сознания.
Поэтому его идея максимального сохранения информации исходного носителя в первозданном виде, безусловно, способствует сохранению слабых сигналов исходника, вызывающих у слушателя субсенсорные условные рефлексы, причин появления которых слушатель никогда не сможет внятно объяснить.

Вообще-то это не "совсем" странно: если у вас действуют волны с частотой в другом, не в аудио-диапазоне, скажем, излучения сотовой связи, то они не воспринимаются сознанием, но могут оказать свое влияние на здоровье. А там, как я понял, речь идет не о других частотах, а о малых амплитудах. Т.е. это, конечно, странно, требует расширенных экспериментальных доказательств, но никак не противоречит материализму. 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #40 : Июнь 05, 2008, 12:28:13 »
как я понял, речь идет не о других частотах, а о малых амплитудах. Т.е. это, конечно, странно, требует расширенных экспериментальных доказательств, но никак не противоречит материализму. 

Я полагаю, надо или вообще поменьше думать о "материализме", или уточнить, что мы под этим понимаем.
Сигнал, конечно, ЕСТЬ, другое дело, что он может не восприниматься на уровне сознания как ЗВУК.
Это касается не только малых амплитуд, что само собой - это касается также и частот, не воспринимаемых как звук, но тем не менее воздействующих на биологическом уровне (поступающих в 1-ю сигнальную систему).
Так что никакой "мистики" и никаких "неизвестных науке способов передачи информации".
Я понимаю, что в чьей-то голове может не помещаться мысль о том, как можно ощущать неслышимое, т.е. то, что поступает по звуковому тракту, но не воспринимается на уровне сознания как звук. Полагаю, это уже проблемы тех, кто не обладает соответствующей подготовкой и гибкостью ума.
Кстати, для того, чтобы воспринимать и интерпретировать сигналы, доступные на уровне субсенсорики, необходимо накопление опыта приёма таких сигналов. Без "обучения" субсенсорные сигналы не будут обладать тем действием, которое они могли бы произвести. Т.е. почти как "по Павлову", необходимо накопление некоторых рефлексов, которые впоследствии помогут разобраться в звуковых тонкостях и на каком-то подсознательном уровне позволят отбирать и даже анализировать свои впечатления, т.е. позволят ощущать то, что явно воздействует на слух, но не воспринимается сознанием как звук.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Леонид Собинов
« Ответ #41 : Июль 18, 2010, 21:56:04 »
Вот здесь Максим выложил ссылки на фонограммы Собинова:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3251.msg42253#msg42253
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 502
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Леонид Собинов
« Ответ #42 : Июль 28, 2010, 10:29:53 »
На "Старом радио" есть хорошая радиопередача о Собинове:
http://www.staroeradio.ru/collection.php
« Последнее редактирование: Июль 28, 2010, 10:51:40 от Максим »

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: Леонид Собинов - 140 лет
« Ответ #43 : Июнь 07, 2012, 21:18:26 »
140 лет великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову.

http://web.gtrf.ru/events/action/4702.aspx

http://ria.ru/spravka/20120607/665901445.html

Леонид Собинов, русский Лоэнгрин
контекст

    Биография Леонида Собинова

мультимедиа

    фотоленты: "Русский итальянец" Леонид Собинов

Леонид Собинов
© РИА Новости

Добавить комментарий
11:42 07/06/2012

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Л.В.Собинов в роли Ленского
 РИА Новости | Купить иллюстрацию
Народный артист РСФСР Леонид Витальевич Собинов во время исполнения партии Ленского в опере П.И.Чайковского "Евгений Онегин". Фотография 1900 года. Репродукция.

Феномен великого русского тенора Леонида Собинова - в полном отсутствии феномена. То ли дело его современник Федор Шаляпин. Вот где трагический персонаж, с его эмиграцией и вечной разодранностью между двумя влюбленностями - в Родину и в деньги. А Собинов… родился в 1872 году, 7 июня (сейчас отмечаем 140-летие). Стал адвокатом, потом великим оперным певцом, при большевиках - народным артистом и почти до своей смерти в 1934 году был директором Большого театра. И все. Не за что зацепиться. Кроме как за очевидный факт, что Собинов был бесспорно звездой. Последнее важно, с учетом того, что короля играет свита, а звезду создает публика.

Великая эпоха

Первым в этом плане считается Ференц Лист, до него вокруг музыкантов не было всех известных сегодня очевидных симптомов массового безумия, включая толпы поклонниц, самоубийства последних и многое другое.

То есть звезда - не обязательно поп-музыкант. Особенно в эпоху, когда поп-музыки еще почти и не было. Первые звезды, великие голоса эпохи джаза - Росс Коломбо, Руди Вэлли и другие - появились еле-еле в конце 1920-х годов. А вот великий тенор Энрико Карузо - он был звездой, и деньги получал несравнимые с джазистами. Так и в России в начале века: публика обожествляла Шаляпина, Собинова, Нежданову, золотые голоса оперы. Плевицкая, Вертинский и прочие звезды кабаре - то был уже второй эшелон.

Конечно, тогда была великая эпоха оперы, ее грандиозный взлет. Последняя гениальная опера - "Турандот" Пуччини - была написана в 1926 году, но ведь тогда никто не знал, что она последняя. Опера была высшим из искусств, оперные звезды - богами. Да и в России тоже. В оперу ходили все сословия, пели там только на русском в целях просвещения, потому что всем было понятно - искусство улучшает людей и меняет их жизнь к лучшему.

Как так получилось, что такая великая эпоха породила ужас гибели миллионов, а в России еще и в виде гражданской войны? Не спасла, значит, красота мир?

Здесь можно вспомнить акунинский цикл "Смерь на брудершафт". Герой его, Алеша Романов - стопроцентный Собинов, только баритон, и поэтому типичный гений-любовник эпохи. Зато что с этим Романовым автор вытворяет по ходу всяких войн и во что тот превращается - в красного командира!
Леонид Собинов. Романс "Средь шумного бала". 1910-11 годыЛеонид Собинов. Романс "Средь шумного бала". 1910-11 годы
(170 сек./1.95 Mb)

И Собинов - дружит с большевиками, поет, гастролирует в том числе за границей, мог бы уехать десять раз. В заметках о Собинове, написанных наркомом просвещения Луначарским, подчеркивается лояльность певца (и директора Большого театра) советской власти. И это несмотря на то, что сыновья его были в Белой гвардии, один погиб.

Революция и культура

Человек искусства и революционеры - это очень занятная тема, особенно когда наблюдаешь ее с близкого расстояния и в наши дни. Конечно, никогда творческая интеллигенция не поддерживает бунтарей в полном составе, обычно активно "против власти" выступает лишь небольшая ее часть.

Но вот посмотрите, что происходило в начале века со знаменитым и уже не бедным тенором Собиновым. Он даже не поддерживал революцию, он в каком-то смысле был ею. Вот воспоминания Корнея Чуковского на тему "Собинов и 1905 год" - тенор, оказывается, и революционные стихи писал (кстати, человек был с немалыми литературными талантами).

Леонид Витальевич Собинов
 РИА Новости | Купить иллюстрацию
Леонид Витальевич Собинов в роли Лоэнгрина. 1900 год.

А как же революционные теракты, грабеж банков, гражданская война с ее расстрелами и всем прочим? Похоже, множество людей творческой интеллигенции исходили из того, что абсолютное зло - это царизм (прогнившая власть угнетателей), прочее - приемлемо, а лишнее уйдет.

А отчего оно уйдет? Да оттого, что в большевистской идеологии, кроме всякого прочего, была заложена еще и всенародная страсть к просвещению и приобщению угнетенных масс к великой культуре. И культура в лице Собинова и сотен других могла тому лишь радоваться, она видела в себе решение всех проблем. Вот так ранняя советская эпоха и несла в себе зерна совершенно несовместимых растений - террор и коллективная травля людей, обучение грамоте и рост искусств…

Здесь, конечно, надо учитывать особенности характера великого русского тенора, который был родом из купеческой ярославской семьи. Это был человек не только обычный до необычайности, а какой-то образцово хороший человек. Красавец всю жизнь до старости, не то, что Паваротти с его внешностью Карабаса-Барабаса. Добрый, прославившийся благотворительностью… Но больше всего это проявлялось там, где он по большей части и существовал - на сцене.

И что же он там создал?

Звезды погасли

Собинов был великим тенором не только потому, что природа и труд дали ему великий голос. Он, точно как Шаляпин, работал над образом и сообщал необыкновенную выразительность пению.
Леонид Собинов. Романс Надира из оперы "Искатели жемчуга". 1910-11 гг.Леонид Собинов. Романс Надира из оперы "Искатели жемчуга". 1910-11 гг.
(233 сек./2.67 Mb)

Карузо, в общем, просто выходил на сцену и пел. А вот превращение оперы в великое драматическое искусство - это из России, от Шаляпина и Собинова. Вот пример: в моей коллекции, кажется, шесть вариантов знаменитой арии из "Ловцов жемчуга" Бизе, этакий парад великих голосов. Но только Собинов с полной искренностью поет (на русском!) то важное, о чем в этой арии говорится. И уже потом замечаешь, что тут - голос, который все может.
Леонид Собинов. Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин". 1910-11 годыЛеонид Собинов. Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин". 1910-11 годы
(248 сек./2.84 Mb)

Собинова до сих пор называют "лучшим в истории Ленским и Лоэнгрином". В партии Лоэнгрина он поразил Европу, она начала петь его по-другому. А это, между прочим, довольно любопытный персонаж, примерно как Гамлет: кто его играет в виде больного, кто - светоча Ренессанса, кто - невольного злодея. Этим и интересен. Вагнеровский Лоэнгрин - загадка для окружающих, и ему поэтому не доверяет даже собственная невеста. Иногда из него в постановках делали идеального воина, борца за добро. Сегодня у нас в "Новой опере" Лоэнгрин - пришелец из 21-го века с атташе-кейсом в руке среди изумленной средневековой толпы.

Леонид Собинов Антонина Нежданова и Константин Станиславский
 РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Слева направо: артисты Леонид Собинов, Антонина Нежданова и Константин Станиславский после награждения орденами Трудового Красного Знамени.

А для Собинова… ну, зачем сложности, Лоэнгрин просто добрый, хороший, идеальный человек - такой, как он сам. Теперь Ленский: у Пушкина это скорее пародийный и бесполезный персонаж, которого жаль - погиб по глупости (примерно как Чацкий у Грибоедова, совсем не герой). А Собинов пел Ленского без всякого "двойного дна", просто хороший поэт, какие тут пародии? Сегодня такая "лобовая" постановка кажется невероятной, нам бы амбивалентности. Но, видимо, золотой век оперы был и простым веком.

И последнее: не забудем, что Собинов долго был директором Большого. И оставил там очень многое и надолго. Русскую вокальную школу, например - когда у всех голосов была особенность, окраска.
Леонид Собинов. Каватина Князя из оперы «Русалка». 1910-11 годыЛеонид Собинов. Каватина Князя из оперы «Русалка». 1910-11 годы
(238 сек./2.73 Mb)

Люди типа Карузо или Паваротти есть классический случай голоса - чистого бриллианта без малейших оттенков, голоса-идеала. Русские голоса-самоцветы были узнаваемы мгновенно, и школа эта жила долго. Как же было здорово, когда в 1950-е - 1960-е на сцене Большого можно было услышать одновременно Нэлеппа, Лисициана, Козловского, Михайлова, Максакову; что за фейерверк - но вот вспыхнул в последний раз и погас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Аудиозаписи предоставлены ФГУП "Фирма "Мелодия"

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 743
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Леонид Собинов
« Ответ #44 : Июнь 20, 2014, 00:20:53 »
Дому-музею Леонида Собинова переданы в дар старинные пластинки с записями знаменитого оперного певца

19 июня 2014, 19:13

Уникальные грамзаписи появились в Ярославле. Мемориальному дому-музею Леонида Собинова переданы в дар старинные пластинки с записями знаменитого оперного певца. Это одни из первых виниловых носителей, которые изданы немецкой фирмой в 1901 году. А экспонат 1904 года имеет красную этикетку. Так в начале 20 века обозначались записи самых популярных исполнителей. Теперь три уникальных виниловых пластинки будут бережно храниться в фондах собиновского музея. Проигрывать их вне лабораторных условий строго запрещено. Техника может повредить целостность экспоната. Но у музея есть оцифрованные записи. Фрагмент одной из них - Каватину князя из оперы «Русалка» в исполнении Леонида Собинова - мы представляем вашему вниманию.

http://1yar.tv/ru/article/all/rubrics/culture/45355
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 743
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Леонид Собинов
« Ответ #45 : Июнь 23, 2014, 11:53:55 »
Заманчивый опыт чужих традиций

Валерий ИВАНОВ http://samarskieizvestia.ru/document/17993

№86 (6754) от 20.06.14

В Саратове прошел XXVII Собиновский музыкальный фестиваль

Одна из старейших в российской провинции культурных акций представляет большую ценность для Самары

Давние связи

У находящихся по соседству волжских городов Самары и Саратова давние культурные связи. В Самаре хорошо знакомы с творчеством таких известных саратовских мастеров искусств, как дирижер Юрий Кочнев, принимавший участие в абонементных концертах нашей филармонии и в фестивале «Басы XXI века», прославленный оперный певец Леонид Сметанников. Выступал в Самаре и саратовский Губернский театр хоровой музыки – коллектив, аналога которому в нашей области, к сожалению, пока нет. Самарские артисты, в свою очередь, - частые гости Саратова.

Большую ценность представляет опыт одного из старейших в российской провинции саратовского Собиновского музыкального фестиваля. Для Самарского академического театра оперы и балета этот опыт особенно важен: с каждым годом все более прочное место в культурном пространстве страны занимает весенний оперный фестиваль, возрожденный в театре по его возвращении в открывшийся после реконструкции стационар.

Страницы истории

Собиновский фестиваль был учрежден в 1986 году. Его неизменный художественный руководитель - главный дирижер Саратовской академической оперы народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев. По инициативе маэстро в 1999 году из чисто оперного фестиваль превратился в музыкальный. За это время в его афише были представлены почти все жанры музыкального искусства. Наряду с оперой, это балет, симфонические и ораториально-симфонические сочинения, а также самые радикальные направления современной музыки. «Изюминка» фестиваля - престижный Конкурс конкурсов вокалистов, на который приглашаются только победители различных соревнований. В спектаклях, концертах и Конкурсе конкурсов Собиновского фестиваля неоднократно принимали участие и самарские артисты.

В нынешнем году XXVII Собиновский музыкальный фестиваль был посвящен «золотому веку» русской музыки. Юрий Кочнев: «В 2014 году, объявленном в стране Годом культуры, сошелся ряд обстоятельств: 175 лет со дня рождения Модеста Мусоргского, 170 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова и 100 лет со дня смерти Анатолия Лядова. Кроме того, в этом сезоне театр осуществил постановки двух масштабных произведений русской классики – оперы Александра Бородина «Князь Игорь» и балета Александра Глазунова «Раймонда». Все это определило тематику нынешнего фестиваля. В его афишу вошли сочинения творивших одновременно во второй половине XIX - начале XX столетий грандиозных русских композиторов, которые составили славу мирового музыкального искусства».

Редкие эксклюзивы

В традициях Собиновского фестиваля исполнение редко звучащих, а порой неизвестных современным слушателям сочинений. Череда именно таких сочинений составила программу концерта открытия нынешнего фестиваля. Вначале были исполнены принадлежащие Римскому-Корсакову «Увертюра на русскую тему» - с вариациями на тему «Дубинушки», и кантата «Из Гомера» - вступление к ненаписанной опере по мотивам «Одиссеи». Осталось ощущение, что второе из этих сочинений с отголосками вагнеровского «Полета Валькирий» по своей стилистике не очень характерно для композитора. Эпизоды с участием Губернского театра хоровой музыки и хора Саратовской консерватории привнесли теплоту в несколько суховатое звучание симфонических фрагментов этих сочинений. Симфоническая картина Анатолия Лядова «Из Апокалипсиса» представляет собой музыкальное преломление одного из библейских сюжетов «Откровений Иоанна Богослова». Исполнение этих, может быть, не самых популярных в свое время произведений дали слушателям возможность окунуться в музыкальную атмосферу Петербурга конца XIX века.

Значительный интерес вызвали сочинения Александра Глазунова – по существу забытая симфоническая фантазия «От мрака к свету» и «Коронационная кантата», прозвучавшая едва ли не в третий раз после коронации Николая II, для которой она была специально написана композитором.

Неизвестный Мусоргский

Главной кульминацией концерта открытия стало исполнение хором и оркестром сочинения Модеста Мусоргского «Поражение Сеннахериба». В основе его сюжета библейский рассказ об ассирийском военачальнике Сеннахерибе, который с громадным по тем временам войском численностью около 200 тысяч человек осадил беззащитный Иерусалим. Осада неожиданно была снята, так как утром в день штурма все ассирийские солдаты оказались мертвыми. При этом погибли не только воины, но и их лошади. Жители Иерусалима восприняли это как чудо. Так же воспринимал это и Мусоргский.

У этого сочинения интересная история. Его окончательная, совершенная по форме и драматургии авторская редакция дошла до наших дней в фортепианном изложении. По инициативе ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания доктора искусствоведения Евгения Левашова и маэстро Юрия Кочнева специально к Собиновскому фестивалю оркестровка «Поражения Сеннахериба» была заказана известному российскому композитору Владимиру Кобекину. Евгений Левашов: «Несмотря на то, что вся программа нынешнего Собиновского фестиваля является циклом премьер, «Поражение Сеннахериба» Мусоргского - это мировая премьера, безукоризненная с исторической точки зрения».

Уникальный эксперимент

На нынешнем фестивале был представлен уникальный для музыкального форума эксперимент. Это драматическая постановка - пьеса «Царь Иудейский» о последних днях земной жизни Иисуса, музыку к которой написал Александр Глазунов. Юрий Кочнев: «Царь Иудейский» - это синтез драмы и музыки, к которому в прошлые века стремились многие композиторы. Примеры – «Князь Хомский» Глинки – Кукольника, «Пер Гюнт» Грига, «Снегурочка» Чайковского – Островского».
Автор пьесы - Великий князь Константин Романов - двоюродный дядя Николая II, президент Петербургской академии наук, талантливый писатель и поэт, на стихи которого под аббревиатурой КР русскими композиторами создано большое число популярных романсов. Единственное представление «Царя Иудейского» состоялось в придворном Эрмитажном театре ровно сто лет назад. Несмотря на то, что в соответствии с требованиями православной церкви в этой пьесе евангельские события изображены опосредствованно, а Христос предстает только в виде музыкальных образов, Священный Синод не допустил ее на театральные подмостки. При советской власти об исполнении «Царя Иудейского» вообще не могло быть и речи. Вследствие этого по существу была предана забвению и продолжающая традиционное для различных жанров русского искусства обращение к библейским сюжетам великолепная музыка Глазунова.

И вот по прошествии столетия эта музыка в полном объеме прозвучала в яркой интерпретации Юрия Кочнева. Автор сценической композиции и режиссер-постановщик представления Андрей Сергеев сумел добиться точного соответствия гармоничного, стильного по визуальному ряду и впечатляющего по эмоциональному накалу театрализованного действия характеру окрашенных то светлой лирикой, то глубочайшим трагизмом, то отличающихся эпическим размахом симфонических и хоровых эпизодов.

За исключением роли Понтия Пилата, на которую пригласили корифея Саратовского театра драмы Григория Аредакова, во всех драматических ролях выступили солисты оперной труппы театра.

Оперная панорама

Значительное место в афише Собиновского фестиваля, как всегда, занимали оперные спектакли. Первым был показан «Князь Игорь», пополнивший в нынешнем сезоне репертуар Саратовского театра, в котором русская оперная классика представлена достаточно разнообразно. К этой опере Александра Бородина столичные и провинциальные российские театры в последние годы проявляют повышенный интерес, причем различные ее постановки уже вызвали немало жарких споров.

Свою концепцию предложила и постановочная группа саратовского спектакля - дирижер Юрий Кочнев, режиссер и художник Андрей Сергеев и балетмейстер Кирилл Симонов. В спектакль включена сокращенная редакция никогда не исполняющегося второго половецкого акта. Благодаря этому обрели завершенность некоторые сюжетные линии оперы и появилась возможность услышать в контексте сценического действия лейтмотивы, использованные Глазуновым в восстановленной им по памяти увертюре. Но этого, как показалось, все же недостаточно для отхода от исторически сложившейся традиции исполнения «Князя Игоря»: второй половецкий акт по существу не прибавил музыкальных откровений, а лишь утяжелил действие.

В спектакле отсутствуют ставшие обычными для многих постановок «Князя Игоря» помпезность и эпический размах. Его сценография подчеркнуто аскетична по фактуре и цветовой гамме, в оформлении не грандиозные объемы декораций, а скорее намеки на те или иные знаки древней эпохи. Все это, впрочем, не вызывает особого зрительского неприятия. Достаточно уязвимой на сей раз показалась режиссура спектакля, отсылающая к эстетике прошлого столетия с недостаточной проработкой характеров персонажей и статичностью мизансцен. Авторской хореографии «Половецких плясок» присущи моторность и экспрессивность, но в целом она вполне традиционна и не отличается новизной пластики.
Фестивальный «Князь Игорь» привлек, прежде всего, глубиной музыкальной интерпретации маэстро Кочнева. Из приглашенных солистов наибольшее впечатление произвел обладатель роскошного по тембру баса Станислав Трофимов - Кончак из Челябинска.

Яркой страницей фестиваля стал показ оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Спектакль поставлен Андреем Сергеевым в 2006 году, и то, что восемь лет назад казалось в нем искусственным и даже нелепым, с течением времени стало по существу обычным для оперных подмостков, во всяком случае, уже не воспринимается как эпатаж. Достаточно вспомнить одноименный самарский спектакль нынешнего года, где чего только нет в постановочном плане.
В фестивальном «Онегине» блеснули солисты Мариинского театра и Академии молодых певцов при этом театре. Они сумели не только вписаться в самые неординарные мизансцены спектакля, но и привнести в них кое-что от себя. Это относится, прежде всего, к исполнителю заглавной партии Владимиру Морозу – певцу, обладающему прекрасным баритоном и тонким артистизмом. На редкость убедительный с точки зрения вокала и сценического проживания образ Татьяны создала Гелена Гаскарова. Илья Селиванов предстал лиричным, в меру экспансивным Ленским. Любимую публикой партию молодой певец исполнил проникновенно, с большой эмоциональной отдачей.

Была показана и поставленная все тем же Сергеевым без малого одиннадцать лет назад опера Александра Даргомыжского «Русалка». Некогда популярную, а в наши дни забытую театрами оперу недавно поставили в Мариинке, и это позволило заполучить гастролеров, что является обязательным условием для включения спектаклей в афишу Собиновского фестиваля. Партию Мельника исполнил корифей Мариинского театра Геннадий Беззубенков, а партию Наташи – молодая солистка театра Екатерина Соловьева.

Всеми названными концертными программами и спектаклями дирижировал Юрий Кочнев. Маэстро выразил сожаление по поводу того, что в афише нынешнего фестиваля «Золотой век русской музыки» не было ни «Садко» Николая Римского-Корсакова, ни «Орестеи» Сергея Танеева. Эти оперы идут сегодня только в саратовском театре, и для участия в них не удалось найти достойных гастролеров.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 16 743
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Леонид Собинов
« Ответ #46 : Октябрь 18, 2014, 19:37:48 »
http://yaroslavl.rfn.ru/rnews.html?id=529600261&cid=7

Дом-музей Л.В. Собинова планируют открыть в конце мая 2015-го

Ровно 80 лет назад музыкальная общественность простилась Леонидом Витальевичем Собиновым. Великий русский певец скончался в Риге от сердечного приступа в возрасте 62-х лет. Его тело перевезли в Москву специальным траурным поездом. Похоронен Собинов на Новодевичьем кладбище. К этой дате в Ярославском музее-заповеднике реставраторы закончили работу над одним из сценических костюмов певца из оперы Даргомыжского «Русалка». Собинов исполнял в ней партию князя. Самый ранний из собиновской коллекции, находящейся в Ярославле и насчитывающей около двадцати экспонатов, костюм датируется 1898-м годом. Сшитый из натурального шелка, он со временем сильно обветшал, на ткани имеются множественные утраты, и реставраторам, чтобы вернуть ему былой вид, пришлось изрядно потрудиться.

«Для того чтобы укрепить эту ткань, пришлось выполнить частичный демонтаж шелка. Был демонтирован ворот, рукава и произведена реставрация. Методом клеевого укрепления с последующим укреплением иглой и нитью», - рассказывает художник-реставратор ЯХМ Светлана Ларионова.

После окончательных работ этот костюм займет свое место в экспозиции Мемориального дома-музея имени Собинова, который уже более пяти лет находится на реставрации и закрыт для посетителей. Комнаты дома пока пусты, экспонаты находятся на хранении, и лишь гарнитур красного дерева, доставленный из московской квартиры певца, специалисты не рискнули подвергнуть транспортировке и бережно укрывали его во время ремонтных работ.

«Это не значит, что мы не работали. За это время много было сделано и, кстати, много вещей поступило в коллекцию. Мы надеемся, что к дню рождения Леонида Витальевича - а он родился 26 мая - и это будет еще один юбилей - 20 лет музею - все-таки экспозиция будет открыта», - сказала директор Мемориального дома-музея Л.В. Собинова Алла Аносовская.
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 502
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Леонид Собинов
« Ответ #47 : Октябрь 30, 2014, 15:04:12 »
Хорошо, если музей в самом деле наконец-то откроется. Минувшим летом побывал около этого домика, на улице Собинова,- замечательное место. Рядом стоят такие же старинные домики, мимо которых, вероятно, Собинов ходил. Кроме того, в Ярославле есть памятная доска на б. гимназии, которую он окончил.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Леонид Собинов
« Ответ #48 : Ноябрь 08, 2014, 00:15:09 »
Памятник Леониду Собинову в Ярославле и концертный зал им. Собинова Ярославской филармонии, расположенные совсем рядом с одной из центральных площадей Ярославля - площадью Волкова. Фото сделаны 26 октября во время моего путешествия по Ярославлю и Костроме.
Фотографии, как обычно, можно увеличить на странице просмотра, куда можно попасть щелчком мыши. Общим фотоотчётом о путешествии (в нескольких частях) займусь на выходных.






Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Леонид Собинов
« Ответ #49 : Ноябрь 08, 2014, 01:38:13 »
Неужели в ваш приезд там выпало столько снега??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица