Автор Тема: Обыкновенное чудо, или контртеноры нашего времени  (Прочитано 47430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
В одной из тем этого раздела, “Кастраты и контртеноры”, обсуждались отличия тех и других… При создании ЭТОЙ темы я исходила из убеждения, что кастраты – достояние истории, а контртеноры – живая современность, которая требует более близкого рассмотрения. Теперь, когда относительно отличий все точки над “i” расставлены, и выяснено, кто смыкает, а кто не смыкает связки, думаю, настало время обратиться  непосредственно к контртенору -обыкновенному чуду, обитающему рядом с нами ! :)
Не хотелось бы сужать эту тему постановкой каких-либо вопросов. Просто примерно намечу, о чем тут можно поговорить… Ну, вот, например, занимает меня такой парадокс: контртеноры в интервью часто сетуют на недостаток партий, написанных специально для них; они исполняют женские партии, иногда переодеваясь для этого в женские наряды(http://www.imperia.net.ua/fullscreen8133n.html ) :o А в это время партии Керубино и Орфея, Никлауса и Оттавио поют травести… Как же на самом деле обстоит дело с контртеноровым репертуаром? Каковы перспективы контртеноров на оперной сцене? И вообще, как относятся к этому типу голосов участники нашего форума?


Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Queen of the Night, а в интервью опять идут разночтения в терминах: контртенор и тенор-альтино.
Партии Керубино и пр. поют травести, возможно, потому, что изначально они для них и были написаны: Керубино - для женского сопрано, Орфей - для меццо... Или я ошбаюсь и они были написаны для кастратов? (Однако в этой теме мы их не обсуждаем.)

А вообще-то перспективы контртеноров на оперной сцене не велики хотя бы из-за того, что репертуарные театры редко ставят барочную оперу или вообще не ставят.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Adri, Орфей написан для кастрата, это совершенно точно. А для меццо - это редакция (не знаю, чья). Читал, что есть ещё для тенора, и что Собинов делал какой-то компромис между всеми тремя.

На сколько я понимаю, в статье указано не совсем верно. Тенор-альтино - это нормальный мужской голос, но с более развитым верхом. Если у большинства теноров рабочие ноты заканчиваются на до второй октавы, а в пределе от силы ми-бемоль, то у этих голосов есть полноценное (без применения нашего с вами "любимого" фальцета) соль второй октавы. А те, кто поют партии колоратурного сопрано всё таки контр-теноры.

Допустим, слышал мнение, что Козловский - тенор-альтино. Поэтому мог спокойно исполнять вокализ Рахманинова - насколько я понимаю, произведение, очень непростое и для сопрано. А поступавший вместе со мной в консу (я правда провалился, а он прошёл далее) тенор тоже называл себя альтино, но на экзамене пел Ленского и Герцога (Та иль эта).

Хотя соглашусь, есть некая путаница. Но у нас вообще названий голосов - на любой вкус, я даже и не пытаюсь понять все виды сопрано...

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Итак, правильно ли я Вас понимаю, что, грубо говоря,  контртенор - это более высокий голос, чем  альтино ?

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Грубо говоря, вы меня поняли правильно. Насколько знаю я, тенор-альтино - это просто самый высокий тенор, очень редкий, и с очень большим диапазоном. Но он может петь нормальные теноровые партии, и звучит, как мужчина.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Нда, вот, например, Кипелов, бывший солист Арии, называет себя тенором-альтино...
Это такой легкий тенор, типа колоратурного сопрано у женщин. Наверно, Луиджи Альву можно назвать тенором-альтино.
А как тенор-альтино попал в статью о контртенорах, совсем непонятно.
Контртенор - это фальцетист, резонаторно поющий только головным звуком. Где же Белькоре, я уверена, что он дал бы более четкое определение.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286

Контртенор - это фальцетист, резонаторно поющий только головным звуком. Где же Белькоре, я уверена, что он дал бы более четкое определение.


К услугам прекрасной дамы! Вы совершенно правы, Адри, контртенора используют укрепленный фальцет. Вот только отождествлять фальцет и головной регистр я бы не стал, тут есть путаница в понятиях. То, что понимали в старой итальянской школе под фальцетом - это не фальцет в сегодняшнем понимании, это именно головной регистр. А контртенора используют как раз фальцет в сегодняшнем понимании, не головной регистр. В общем, фальцет и головной регистр - это не одно и то же.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223

Ну так уж и прекрасной... ::)
Belcore, спасибо большое за информацию.
Вчера послушала одного контртенора-итальянца в барочной опере на DVD, к сожалению, не помню его имени, не очень известный. Действительно, не скажешь, что он образует звук единственно с помощью головного регистра, все намного сложнее.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286

Ну так уж и прекрасной... ::)
Belcore, спасибо большое за информацию.
Вчера послушала одного контртенора-итальянца в барочной опере на DVD, к сожалению, не помню его имени, не очень известный. Действительно, не скажешь, что он образует звук единственно с помощью головного регистра, все намного сложнее.

Я уже давал, Адри, ссылку на "нарезку" с youtube - как разные тенора поют знаменитый фрагмент из "Пуритан" с верхним "фа", там и фальцет и головный регистр и микст, можно сравнить.
http://www.youtube.com/watch?v=6Jf-lD8_iMs

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Видимо, меня тогда на этом форуме еще не было, Белькоре.
Прослушала вашу ссылочку, сейчас расскажу.
Во-первых, запись в моих наушниках оставляет желать лучшего и разобрать, где микст, где фальцет сложно.
Во-вторых, не всех теноров узнала.
1. Не тот ли это "супер" тенор из США, что пел перед комиссией Не сун дорма?
2. Гедда. Понравился он мне, но ждала я от него большего звона наверху. Как и первый он поднимает гортань на Фа, но в отличие от первого поет на опоре и звук ведет. Конечно, это же все таки Гедда. Поет микстом?
3. ?? Кто такой совсем не поняла.
4. НА нем написано имя Gregory Kunde (не ругайте, я совсем темная по части имен). Пел кажись контртенором
5. Паваротти. Ну совсем мне не понравился (хотя качество записи лучше остальных), пел фальцетом и очень напомнил Филиппа Киркорова с Кастой Дивой
6. А это кто, такой, совсем его я не знаю.  :'( Он меня так опечалил, голос у него качает на середине, верхушку правда меньше качает, видимо, не запел.
7. А вот он мне нравится. Написано Да Коста. Правда, тембр голоса на верхней ноте значительно отличается от драматичной середины, но звенит и в горле не застревает как у номера 3.
8. Финелли его подписали. Это, наверно, запись какого-нб 11 года? У меня есть аналогичная с Маккормаком, но тот тенор-альтино, а этот поет контртенором или головным (?) абсолютно весь кусок.
9. ?? Мужик, ты кто такой? И почему ты в финале? В финал я требую да Косту или Гедду.

Такой вот эмоциональный анализ.
А вообче-то лучше всех микстом ФА в Пуританах пел Джузеппе ди Стефано, великий тенор и просто хороший человек.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
куда все ушли?
почему никто не пишет?
 :'(
я тогда тоже пошла на дачу.

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Я вернулась :)
Спасибо всем, кто внёс ясность в термин "тенор-альтино"! До сих пор мне не удавалось найти вразумительное его истолкование. Путаница у нас с типами голосов (и не только у нас, но и во всем мире), Михаил правильно заметил :)
Насчёт репертуара... Поскольку контртеноры воспринимаются правопреемниками кастратов, весь барочный репертуар - их. Если учитывать, что кастраты существовали до 1-й пол. 19 в. (по некот. данным - до 18 в., но в этом случае имеется ввиду, скорее всего, пик их популярности), для них были написаны еще и другие партии до этого периода. А это Керубино и Идамант Моцарта, и Орфей Глюка... Когда эра кастратов закончилась, на эти роли стали брать травести. А о контртенорах что, забыли?

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Ну, не забыли, конечно, а посчитали, что их мало. И решили: пусть поют женщины!
Ошибочное, по-моему, решение. Однажды в школе нас с классом водили на детское представление, где роль мальчика-озорника играла травести. Ростом и голосом – Надежда Румянцева. Но своими пышными формами могла затмить Памелу Андерсон. Я, конечно, получила культурный шок, и с тех пор травести просто не переношу.
К тому же, женский голос и голос контртенора  всё-таки  дают разное звучание…
Слышала когда-то, что и партия Неморино была написана для контртенора. Но его заменяют тенором обычным. Ладно бы, лирическим! А то видала я одного “лирико-колоратурного баритона” в этой роли. ;D Не увидела я в нем робкого юноши, которому для храбрости необходим “волшебный напиток”., а увидела мужика , который от нечего делать притворяется страдающим. Не у-бе-ди-тель-но!

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Ответ один: пусть поют, только чтобы красиво.
По-другому - ни-ни!
Ни как Паваротти в арии из Пуритан.
Вы послушали?

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Ой, Вы еще не на даче? :) Как приятно, что я тут сижу не в одиночестве!
Запись еще не слушала, но постараюсь. Вообще-то, мне нравится Паваротти... Видно, он тогда взялся не за "свое".
Насчет "петь красиво" - я с Вами согласна, Адри. Это пожелание вообще всем певцам :)

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Я не силен конечно в таких технических тонкостях вокала) но я послушал эту нарезку с верхней фа, ну я конечно не знаю как ее пел Рубини, если я не ошибаюсь, но то , что я послушал просто антимузыкально и антиэстетически, вообще нафиг эту ноту поют. Для меня красивого в ней ничего нет, по крайней мере в исполнении данных теноров))

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Видимо, меня тогда на этом форуме еще не было, Белькоре.
Прослушала вашу ссылочку, сейчас расскажу.
Во-первых, запись в моих наушниках оставляет желать лучшего и разобрать, где микст, где фальцет сложно.
Во-вторых, не всех теноров узнала.
2. Гедда. Понравился он мне, но ждала я от него большего звона наверху. Как и первый он поднимает гортань на Фа, но в отличие от первого поет на опоре и звук ведет. Конечно, это же все таки Гедда. Поет микстом?
3. ?? Кто такой совсем не поняла.
4. НА нем написано имя Gregory Kunde (не ругайте, я совсем темная по части имен). Пел кажись контртенором
7. А вот он мне нравится. Написано Да Коста. Правда, тембр голоса на верхней ноте значительно отличается от драматичной середины, но звенит и в горле не застревает как у номера 3.
9. ?? Мужик, ты кто такой? И почему ты в финале? В финал я требую да Косту или Гедду.



Вы совершенно правы, Адри, не звенит и в горле застревает. Так так оно и должно быть. Это аутентичная манера пения головным регистром, так пели тенора до реформы Дюпре. Так поет и Кунде, 3 номер - это тоже он, как и 4. Хотя, конечно, на наш современный слух микстовая манера Гедды звучит органичнее. А то, что делает да Коста, - это ближе к фальцетной манере контртеноров. Мне, честно говоря, его "фа" совсем не нравится. Хотя Вы правы, Адри, звенит, но уж больно крикливая нота. А Кунде - певец очень хороший:
http://www.youtube.com/watch?v=vd1CHtpraX8&feature=related

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Я не силен конечно в таких технических тонкостях вокала) но я послушал эту нарезку с верхней фа, ну я конечно не знаю как ее пел Рубини, если я не ошибаюсь, но то , что я послушал просто антимузыкально и антиэстетически, вообще нафиг эту ноту поют. Для меня красивого в ней ничего нет, по крайней мере в исполнении данных теноров))

Ну, в общем-то, логика, конечно, здесь есть. Вот, кстати, Кунде, например, и не поет ее в этом месте в спектакле:
http://www.youtube.com/watch?v=YekLpca70ic&feature=related
А вот в "Бьянке и Фернандо" - поет, там это очень уместно:
http://www.youtube.com/watch?v=1SP4_4D3aTQ&feature=related

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Видимо, меня тогда на этом форуме еще не было, Белькоре.
Прослушала вашу ссылочку, сейчас расскажу.
Во-первых, запись в моих наушниках оставляет желать лучшего и разобрать, где микст, где фальцет сложно.
Во-вторых, не всех теноров узнала.
2. Гедда. Понравился он мне, но ждала я от него большего звона наверху. Как и первый он поднимает гортань на Фа, но в отличие от первого поет на опоре и звук ведет. Конечно, это же все таки Гедда. Поет микстом?
3. ?? Кто такой совсем не поняла.
4. НА нем написано имя Gregory Kunde (не ругайте, я совсем темная по части имен). Пел кажись контртенором
7. А вот он мне нравится. Написано Да Коста. Правда, тембр голоса на верхней ноте значительно отличается от драматичной середины, но звенит и в горле не застревает как у номера 3.
9. ?? Мужик, ты кто такой? И почему ты в финале? В финал я требую да Косту или Гедду.



Вы совершенно правы, Адри, не звенит и в горле застревает. Так так оно и должно быть. Это аутентичная манера пения головным регистром, так пели тенора до реформы Дюпре. Так поет и Кунде, 3 номер - это тоже он, как и 4. Хотя, конечно, на наш современный слух микстовая манера Гедды звучит органичнее. А то, что делает да Коста, - это ближе к фальцетной манере контртеноров. Мне, честно говоря, его "фа" совсем не нравится. Хотя Вы правы, Адри, звенит, но уж больно крикливая нота. А Кунде - певец очень хороший:
http://www.youtube.com/watch?v=vd1CHtpraX8&feature=related

Тогда в принципе понятно, почему они поставили Кунде дважды, на 4 записи лучше слышно.
Белькоре, Вы же понимаете, я человек оглушенный звоном ВПФ, как только слышу родной звон, сразу же получаю удовольствие. ;D Слава Дюпре! :D

Я надеюсь, Царица Ночи меня простит, что я опять не по теме, но Кунде, действительно, хороший певец, вы, как всегда правы, Белькоре. Замечательное звуковедение, ровное, и позиция высокая, как я люблю, и звенит. Только вот тетеньку заменить бы и прекрасно.
« Последнее редактирование: Август 18, 2008, 13:40:15 от Adri »

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Ой, Вы еще не на даче? :) Как приятно, что я тут сижу не в одиночестве!
Запись еще не слушала, но постараюсь. Вообще-то, мне нравится Паваротти... Видно, он тогда взялся не за "свое".
Насчет "петь красиво" - я с Вами согласна, Адри. Это пожелание вообще всем певцам :)


Я вернулась с дачи, как из тропиков приехала.
Мне тоже нравится Паваротти в ариях, но не нравится, как он поет речитативы в операх, скука смертная.
Queen of the Night, подарите ссылочку на контртеноров или назовите кого-нибудь, хоть бы одно имя в теме прозвучит. А то я вот ни одного не знаю. :-\

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Видимо, меня тогда на этом форуме еще не было, Белькоре.
Прослушала вашу ссылочку, сейчас расскажу.
Во-первых, запись в моих наушниках оставляет желать лучшего и разобрать, где микст, где фальцет сложно.
Во-вторых, не всех теноров узнала.
2. Гедда. Понравился он мне, но ждала я от него большего звона наверху. Как и первый он поднимает гортань на Фа, но в отличие от первого поет на опоре и звук ведет. Конечно, это же все таки Гедда. Поет микстом?
3. ?? Кто такой совсем не поняла.
4. НА нем написано имя Gregory Kunde (не ругайте, я совсем темная по части имен). Пел кажись контртенором
7. А вот он мне нравится. Написано Да Коста. Правда, тембр голоса на верхней ноте значительно отличается от драматичной середины, но звенит и в горле не застревает как у номера 3.
9. ?? Мужик, ты кто такой? И почему ты в финале? В финал я требую да Косту или Гедду.



Вы совершенно правы, Адри, не звенит и в горле застревает. Так так оно и должно быть. Это аутентичная манера пения головным регистром, так пели тенора до реформы Дюпре. Так поет и Кунде, 3 номер - это тоже он, как и 4. Хотя, конечно, на наш современный слух микстовая манера Гедды звучит органичнее. А то, что делает да Коста, - это ближе к фальцетной манере контртеноров. Мне, честно говоря, его "фа" совсем не нравится. Хотя Вы правы, Адри, звенит, но уж больно крикливая нота. А Кунде - певец очень хороший:
http://www.youtube.com/watch?v=vd1CHtpraX8&feature=related

Тогда в принципе понятно, почему они поставили Кунде дважды, на 4 записи лучше слышно.
Белькоре, Вы же понимаете, я человек оглушенный звоном ВПФ, как только слышу родной звон, сразу же получаю удовольствие. ;D Слава Дюпре! :D

Я надеюсь, Царица Ночи меня простит, что я опять не по теме, но Кунде, действительно, хороший певец, вы, как всегда правы, Белькоре. Замечательное звуковедение, ровное, и позиция высокая, как я люблю, и звенит. Только вот тетеньку заменить бы и прекрасно.

Да, тетенька здесь не совсем....хотя она, в принципе и неплохая тетенька, да и со звоном у нее все в порядке...

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Ну не знаю, не знаю, Белькоре...
Мужчины, наверно, в тетеньках лучше разбираются  ;D
Но в данной записи звон у нее был только на верхних нотах, а середина, как у чирикающего колоратурного сопрано.

Оффлайн Queen of the Night

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 71
Я вернулась с дачи, как из тропиков приехала.
Мне тоже нравится Паваротти в ариях, но не нравится, как он поет речитативы в операх, скука смертная.
Queen of the Night, подарите ссылочку на контртеноров или назовите кого-нибудь, хоть бы одно имя в теме прозвучит. А то я вот ни одного не знаю. :-\
:) А я и сейчас, как в тропиках... Под сорок в тени - это, товарищи, не шуточки... :-\
Вот Вам ссылочка на хороший сайт, посв. к.-тенорам:
www.countertenors.narod.ru
Там есть и записи, и много-много имен.
Мне из них нравится, например, Олег Рябец.
Кстати, Вы смотрели открытие Олимпийских игр? Кто там всё-таки пел из к.-теноров - Рябец или Витас?
Насчет любви китайцев к голосу последнего много распространялись в масс-медиа. Но лично я его как-то не воспринимаю.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Спасибо, Queen of the Night, за ссылочку, и подальше-подальше, в тень.
Я не смотрела, к сож. Надеюсь не Витас. :)

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Ну не знаю, не знаю, Белькоре...
Мужчины, наверно, в тетеньках лучше разбираются  ;D


Так точно, Адри, мужчинам по долгу службы положено в тетеньках разбираться....Это я Вам, как сержант итальянской армии, авторитетно заявляю....