Автор Тема: "Енуфа" Л. Яначек в МАМТ (премьера - февраль 2018)  (Прочитано 6178 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Енуфа
1 марта 2018 года, четверг, 19:00, Основная сцена


Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Ирина Чистякова
Лаца Клемень — Кирилл Матвeев
Штева Бурыйя — Евгений Либерман
Костельничка Бурыйя — Ольга Гурякова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Михаил Головушкин
Староста — Феликс Кудрявцев
Жена старосты — Элла Фейгинова
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Вероника Вяткина
Барена — Ксения Мусланова
Яна — Лилия Гайсина

В Музыкальном театре имени Станиславского показали премьеру «Енуфы»
Козы без Фан Тутти


Екатерина Кретова

...Увы, музыка Яначека, вторичная, не окрашенная индивидуальным стилем, являет собой цепочку эпизодов, не объединяющихся даже благодаря стараниям маэстро Бражника и достойному звучанию оркестра в единое целое. Сквозное по замыслу композитора развитие распадается на куски, как бревно, лежащее на сцене. Даже если не знать, что чешский композитор был очень ориентирован на музыкальный язык Мусоргского (впрочем, кто только на него не был ориентирован?), влияние Мусоргского слишком очевидно. Иногда возникает ощущение, что мы слушаем разросшуюся до небывалых размеров «Сцену у фонтана» из «Бориса Годунова», но выхолощенную, облегченную, лишенную тех индивидуальных черт, которые были свойственны русскому гению. Там, где Яначек пытается быть мелодичным и лиричным, например, в соло скрипки в эпизоде Енуфы, возникает мелодия безнадежно банальная и безликая, хотя и наполненная всем набором интонаций с «правильной» семантикой, выражающей «грусть». В вокальных партиях Яначек следует провокации Даргомыжского с его неосторожно брошенным лозунгом «хочу, чтобы звук выражал правду», который многих оперных композиторов завел в тупик. А потому вокальная строчка, естественно, наполнена скачками, преимущественно тритоновыми, вынесена в верхний регистр практически в каждой партии, что провоцирует певцов на форсирование звука и, увы, неточность интонации. Какие ноты поют, вернее, кричат в верхнем регистре певцы — иногда невозможно разобрать. Впрочем, обижать певцов нельзя. Поэтому упомяну лишь одно имя — Кирилл Матвеев, который не растерял ни капли вокального мастерства, да и как артист проявил себя очень выразительно и убедительно. Впрочем, артистичны были все. Александр Титель, который, как показалось, подошел к этой работе с задачами, более характерными для драматического театра, чем музыкального, дал возможность артистам сыграть свои роли по системе Станиславского. Немало способствует этому выбор русского языка. Что, с одной стороны, вроде бы и правильно — ведь тут у нас музыкальная драма. Да и оригинальный язык чешский — не итальянский, не немецкий и даже не французский. Но с другой — лишнее доказательство того, что музыка в этом спектакле не приоритетна и не привязана к фонетике языка. Хотели бы мы сегодня, когда нас уже приучили к исполнению опер на языке оригинала, слушать «Русалку» Дворжака по-русски? Вряд ли. А ведь «Русалка», кстати говоря, была создана примерно в то же время.

Итог слегка обескураживает: мрачный сюжет не вызывает ответной эмоциональной реакции. Рядовой зритель, не имеющий богатого опыта слушанья опер ХХ века, с трудом пробирается сквозь партитуру, которая вроде бы не пугает диссонансами и атональными вокальными линиями, а напротив, полна мягких гармоний и мелодичных оборотов, но все же она слишком речитативна и лишена тех музыкальных островков, которые рождают в душе эмоциональный отклик. Вряд ли кто-то уронит слезу в финале, как это сплошь и рядом случается в конце опер Пуччини, написанных в те же годы.

Можно сказать, что в этом смысле «Енуфа» разделяет судьбу большинства опер ХХ века, которые все больше и больше становятся достоянием истории оперного искусства, нежели желанными названиями в афише театра. Вот уже более 100 лет прошло, а они все еще остаются «современными» в каком-то странном, настороженном значении этого слова.

Читайте полностью http://www.mk.ru/culture/2018/03/05/v-muzykalnom-teatre-imeni-stanislavskogo-pokazali-premeru-enufy.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Чешская опера с русской душой

Сергей Бирюков

https://musicseasons.org/cheshskaya-opera-s-russkoj-dushoj/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Reznikers пишет (о спектакле 28 февраля):
Это был музыкальный провал. Театр допустил одну очень большую ошибку. Исполнение оперы на русском языке полностью убило уникальный язык Яначека. Ещё и оркестр играл совсем ужасно. Оркестр МАМТа сам по себе слабый, но такого позора ещё не было. Партитуру вообще было не узнать :(

По ссылке фото с поклонов https://reznikers1.livejournal.com/167033.html
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
это точно не было провалом.
Более того - это очень напоминало победу!
Бражник. конечно, не Маккеррас и не Нойман с Белоххлавеком и Хайтинком вкупе, но он старался-расстарался: музыка была, была и красота, была и терпкость музыкального языка. страстность и тревожность... То есть, всё-таки. атмосфера присутствовала, что подтвердят многочисленные те, кто заворожённо снимал не самой простой для восприятия музыкальной "ткани" Леоша Яначека впервые!
Была и режиссура. Неприхотливая, не особо вы----чурная)))), не особо оригинальная, но таки была! Идея была. Был визуальный ряд, который не реализовался на 100 процентов по причинам, наверняка. гуманистического характера - побоялись! побоялись идти до конца, говорить на сцене правдуи соответствовать как минимум информационной свободе конца второй декады 21 века, когда никого ничем уже не удивить!!!
Дерево,бревно, дубина мощно, но мёртво лежала поперёк сцены. Такой громоподобный и прямолинейный символ принадлежности к чему-то "корневому". родовому и т.д., который каждый может интерпретировать так. как хочется, но в рамках. собственно. парадигмы, заданной режиссёром и сценографом. Ужасно, но абсолютно здорОво и в стиле Тителя (виноград, река, рояль и т.д.в других его спектаклях)! Ну и ладно, потому что история проста и страшна, как греческая трагедия!
Мне понравилось! Да! Я не устал и не почувствовал мелкости, как у меня бывает по просмотру спектаклей Чернякова.
Далее певцы. Врут те, кто говорит, что Мурадымова себя не оправдала. Оправдала! И оправдала на мировом уровне. Весомая, внятная, не "косячащая" вокально, бесстрашная и очень впечатляющая.  Она видна и слышна. Она ни разу не позволила себе быть антивокальной!
Мавлянов-Штевушко. При том, что уровень отличный, слышно и видно. что певец много поёт и стилистика несколько потеряла очертания границ!Лично для меня он пел Пуччини вечером 28-ого февраля. А образ? - Образ получился. В некотором роде такой недоТуридду.
Ерохин-Лаца молодец! Отличная вокально-сценическая работа. Тут и попадание в стиль, чувство вокальной аутентичности, симпатия к герою. Ему б ещё похудеть чуток. И артикуляционно Ерохин был наиболее "подтянут", да.
Гусева-Енуфа. Проблемная зона. Голос певицы, которая сделала максимум, просто сам по себе не то, что нужно: неполётный, без "рихардоштраусовского" парения над оркестровой тканью, но довольно сильный и выносливый. Хорошо. Но без вокального обаяния и вокальной харизмы "делать" такую партию, в которой прославились певицы уровня Элизабет Сёдерстрём, Кариты Маттиллы, Сены Юринац, Габриэлы Бенячковой, Роберты Александер, очень тяжко.
Компримарии были реально хороши. Только бабушка Бурыйя могла бы быть повесомее... Но где ж сейчас взять Образцову!
Обязательно послушаю второй состав. И первый.
И вам советую!

Оффлайн elif

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 68
Вот тут небольшой сюжет о спектакле 28 февраля, Ерохин, Мурадымова и Мавлянов говорят пару слов о работе над ролями
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/229487

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
21 апреля 2018 года, суббота, 19:00, Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Бражник
Старая Бурыйя — Оксана Корниевская
Лаца Клемень — Николай Ерохин
Штева Бурыйя — Дмитрий Полкопин
Костельничка Бурыйя — Наталья Мурадымова
Енуфа — Елена Безгодкова
Старик-работник на мельнице — Евгений Поликанин
Староста — Роман Улыбин
Жена старосты — Вероника Вяткина
Каролка — Лариса Андреева
Служанка — Наталья Зимина
Барена — Мария Пахарь
Яна — Дарья Терехова

Это, получается, не первый и не второй состав, а экспериментальный, смешанный.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 799
А как спела Безгодкова? Что-то почти никто не обмолвился...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ещё один отзыв о втором составе
https://m.vk.com/wall-111540290_184
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А как спела Безгодкова? Что-то почти никто не обмолвился...

Не его падчерица!
Большая премьера «Енуфы» на Большой Дмитровке

Игорь Корябин, 19.03.2018 в 14:29

На втором премьерном спектакле 1 марта, о котором и ведется речь, из очень ровного и, в целом, впечатляющего вокально-актерского ансамбля в музыкальном плане, увы, выбивается драмсопрано Ольга Гурякова (Костельничка). Время над ее некогда большим и сильным голосом оказалось безжалостно, но как актриса, как певица, завораживающая скульптурностью пластики и мощным выплеском обжигающей энергетики, произвести впечатление она всё еще способна! Подлинное открытие спектакля в партии Енуфы – сопрано Елена Безгодкова: это имя для рецензента новое, но его обладательница – яркая, прекрасно оснащенная певица-актриса! Небольшую партию Старой Бурыйи на редкость изумительно проводит опытная меццо-сопрано Ирина Чистякова. Органично хороши и музыкально состоятельны оба тенора-соперника – Евгений Либерман в партии Штевы и Кирилл Матвеев в партии Лацы. Прекрасны трактовки хоровых (главный хормейстер – Станислав Лыков) и прихотливо жестких, музыкально «колючих», восхитительно терпких, мощно проникающих в глубины слушательского подсознания оркестровых страниц под управлением музыкального руководителя и дирижера постановки Евгения Бражника.

http://belcanto.ru/18031901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А как спела Безгодкова? Что-то почти никто не обмолвился...

И ещё:

Одна несчастная деревня
20.03.2018

Александр МАТУСЕВИЧ

Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко на «отлично» справились с одной из сложнейших опер мирового репертуара.

...реди вокальных достижений — ​великолепные образы «чистой» лирической пары, обретающей в финале столь неожиданное, выстраданное счастье: мягкий, богатый и сильный голос молодой Елены Безгодковой (Енуфа) органичен и в нежной лирике, и в драматическом отчаянии; стальной спинтовый тенор приглашенного из Екатеринбурга Кирилла Матвеева убедительно рисует духовный рост — ​от деревенского неотесанного грубияна до жертвенного всепрощенца — ​его героя Лацы Клеменя. Из массы второстепенных персонажей запоминается яркая Каролка Ларисы Андреевой. Премьера знаменательна возвращением на сцену после долгого молчания признанной примы театра с международной карьерой Ольги Гуряковой: сложнейшая роль преступной Дьячихи (или Костельнички — ​театр дает героине оригинальное чешское наименование) прожита артисткой с невероятной отдачей.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/186117-odna-neschastnaya-derevnya/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
“Енуфа” Яначека снова в Москве

Владимир Ойвин
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/enufa-moscow-2018/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Музыкальный театр
https://vk.com/wall-57323907_15179

Людмила Фадеева
сегодня в 16:53
Вчера был хороший повод помянуть нашу Ларису Павловну Солнцеву, поскольку мы ходили на «Енуфу» Леоша Яначека в Музыкальный театр Станиславского. Я очень переживала, что не могла быть не премьере этой оперы в начале марта: никак не получалось из-за Конгресса фольклористов! Только теперь удалось наверстать. Следующий спектакль, если кому интересно, в июле.

Приятно было держать в руках буклет, где сказано о том, как содействовала Лариса Павловна тому, чтобы опера пошла в России – сначала в Новосибирске, потом в Москве. Помогла режиссеру Льву Михайлову получить клавир, работала вместе с ним над русским переводом. Вообще необычно слушать Яначека по-русски (это мой третий опыт после «Средства Макропулоса» и «Приключений лисички-плутовки», я стараюсь не упускать возможности послушать его сочинения). Как-то с трудом представляла я себе, что оперы Яначека возможно петь на каком-то другом языке, кроме согласного с музыкой языка оригинала. Оказалось, возможно. Спасибо Ларисе Павловне, что приложила к этому руку. (Правда, осталось для меня загадкой, что она там изменила по тексту в самом конце оперы, чтобы было не совсем уж беспросветно? Ох, найти бы текст оригинала!)

Вообще могу сказать, что для всех, кто занимается славянами и народной культурой, эта опера обязательна к просмотру. Ну, почти как пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова у нас, что ли... Хотя, конечно, текст Габриэлы Прейссовой жёстче, страшнее, чем более архаичные, с национально-романтическим основанием тексты Островского. Но я, если честно, не могла отвязаться от мысли, что в этом сюжете есть какие-то отклики на его «Грозу» и что очень логично, что Яначек спустя годы написал оперу «Катя Кабанова».

Титель поставил страшный сюжет «Енуфы» очень корректно, без вульгарного натурализма. Поножовщина и пьянка оказались не самыми главными в этой истории, что правильно! Хотя, возможно, не до конца осознаешь, против чего это так восстала в самом начале мачеха Енуфы, за что она поносит Штеву и всю семью Бурыйа. Зато уж что точно удалось, так это вытащить страшнейшие внутренние конфликты и религиозные подтексты. Уже не первый раз радуюсь за Наталью Мурадымову. Она блестящая Костельничка!!! Это замечательная актёрская работа!!! Вот он – главный женский образ в опере, по-настоящему мучительный и страшный. Хотя, конечно, важен именно контраст Костельнички и Енуфы, мачехи и падчерицы (второе действие – вот настоящая сила, где они в диалоге и где Костельничка понимает, что все решения должна взять на себя! Ух, мороз по коже!!!).

Кстати, по поводу последнего. Не могу не возразить против названия оперы «Енуфа»! Это именно «Её падчерица», как у Прейссовой. В первоначальном названии содержится указание на двух женщин и совершенное ими. Не знаю, почему композитор не стал возражать против нового названия. Конечно, Енуфа берет всепрощением: и обманывай ее, и режь ее, и топи ее младенца – всё поймет и простит. Но что бы был этот характер, если бы рядом не было Костельнички! Вот где силища и вот где отчаяние!!! Настоящая греческая трагедия!!!

Короче, «Енуфа» в театре Станиславского – это то, что обязательно надо идти смотреть!!!


Музыкальный театр
сегодня в 7:40
https://vk.com/wall-57323907_15175
.
Николай Боголюбов
сегодня в 1:58
Послушал и посмотрел сегодня на сцене Станиславского оперу "Енуфа" с уже полюбившимися Натальей Мурадымовой и Николаем Ерохиным.
Это постановка Александра Тителя с творчеством которого у меня не самые простые отношения после "Снегурочки" в Большом, но сегодняшняя "Енуфа" различительно изменила мое отношение к его сценографии к лучшему. Настолько красиво, самобытно. Наконец то я увидел смысл в этом голом белом фоне вместо какого-либо занавеса. Как оживает сцена стоит массовке расположиться на сцене. И начинается магия. Очень красивые народные гуляния, трагические перипетии, и даже коза в начале третьего действия, как же органично, новаторски, было интересно, красочно, и очень красиво.

Голоса понравились все без исключения. 1 действие больше всего запомнилось именно визуальной составляющей, второе действие больше запомнилось голосами и работой оркестра, ну а третье действие самое трагическое, самое динамичное, сочетающее в себе все достоинства этой замечательной постановки.

Всё очень напоминает Снегурочку, казалось бы, но здесь всё это максимально интересно и очень естественно сделано. Полное соответствии музыки, звука, сюжета либретто, и происходящего на сцене. На такие постановки Тителя хочется ходить, и наслаждаться процессом.
Еще стоит заметить бережное отношение к исполнению текста на сцене. В первом действии титры были вообще не нужны. Ближе к третьему уже нужно было в некоторых сценах присматриваться.

Еще заметны любимые массовые народные сцены, связанные с зимой, и со снегом, что в "Снегурочке", что в "Енуфе".

Теперь конечно же очень хочется попасть и на "Медею".

Состав сегодня был как всегда потрясающий! Но сегодня мне именно сама постановка очень понравилась. В Тоске было всё достаточно камерно, но вокально и музыкально очень красиво, а "Енуфа" всем абсолютно понравилась. Да, и нужно разбавлять любимый бельканто...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 400
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Рецензия из газеты "Известия"

Чешские страсти

В Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) поставили оперу «Енуфа» («Ее падчерица»). Событие это примечательно по двум причинам. Во-первых, произведение чешского классика Леоша Яначека, хорошо известное профессионалам, но практически незнакомое широкой публике, возвратилось на столичную сцену спустя полвека после премьеры в Большом. И во-вторых, сюжет драмы начала XX века оказался неожиданно созвучен дню сегодняшнему, когда художники во всем мире говорят о тотальной нехватке любви.

https://www.stanmus.ru/press/12356
Che mai sento!