Автор Тема: опера "Овод" Антонио Спадавеккиа по роману Войнич  (Прочитано 12591 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал

11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

Овод

Опера в 4-х действиях, 7 картинах
Концертное исполнение


Музыка Антонио Спадавеккиа
Либретто Иосифа Келлера по одноименному роману Этель Войнич

Дирижер – Андрей Петренко

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А ведь это сенсация, разве нет?
Интересно, что известно об этой опере?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Статья об опере А. Спадавеккиа "Овод" в Оперном словаре А. Гозенпуда:

ОВОД — опера А. Спадавеккиа в 4 д. (7 к.), либретто И. Келлера. Премьеры первых постановок: Пермь, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шморгонера; Харьков, 29 октября 1958 г., под управлением Л. Худолея; Рига, 11 апреля 1959 г.; Челябинск, 28 мая 1959 г.; Куйбышев, 31 мая 1959 г., под управлением С. Бергольца. Опера ставилась в Чехословакии (1959).

Роман английской писательницы Э. Войнич, обретший в России вторую родину и в значительной мере написанный под воздействием русского революционного движения, вызвал к жизни несколько опер; среди них "Овод" А. Зикса (1929) и В. Трамбицкого (Свердловск, 1929).

Драма главного героя — Артура порождена противоречием между его юношеской чистотой, восторженностью и фальшивостью общественной морали. Юноша чистосердечно рассказывает на исповеди о предстоящей тайной сходке борцов за свободу Италии. Священник выдает полиции тайну исповеди, и Артур невольно становится виновником ареста друзей. Любимая им Джемма называет его предателем и дает пощечину. Артур узнает, что был окружен ложью, что каноник Монтанелли, которого он считал своим учителем и другом, человеком правды, на самом деле его отец. Рушится мир иллюзий. Тринадцать лет спустя Артур появляется как революционер Риварес — Овод. Происходит его встреча с Джеммой, которая скорее чувствует, чем узнает в Риваресе Артура. В тот момент, когда вооруженный Овод хочет прорваться сквозь толпу жандармов, Монтанелли призывает его бросить оружие. Мятежника хватают враги. Слишком поздно узнает Монтанелли, что погубил сына. Овод бесстрашно встречает казнь.

Музыка оперы темпераментна, ярко театральна, эмоциональна. Автор использовал мелодику народной и революционной итальянской песни. В музыкальной драматургии применен принцип лейтмотивов как основы симфонического развития.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Очень-очень интересно! Наверное, Артур - тенор, а Монтанелли - бас? :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
О как!

Спадавеккиа Антонио Эммануилович http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/25686/bio
21 мая (3 июня) 1907, Одесса — 7 февраля 1988, Москва.

Советский композитор итальянского происхождения.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (31.05.1963).
Народный артист РСФСР (25.07.1977).

Дедушка Антонио, вместе с Гарибальди боролся за освобождение родины, но вынужден был бежать из Италии. Поселился в Одессе и обзавелся семьей. Сын гарибальдийца, Эммануэль стал капитаном. А вот внук долго разрывался между морем и музыкой, но sete di musica оказалась сильнее, и Антонио отправился учиться в Москву.
Окончил Московскую консерваторию (1937, педагог В. Шебалин).

В кино с 1947 года. Автор музыки к игровому, анимационному и документальному кино. Член ВКП(б) с 1944 года.

Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Сочинения:
оперы — «Акбузат» («Волшебный конь», совместно с X. Займовым, Уфа, 1942, 2-я редакция 1957),
«Хозяйка гостиницы» (по К. Гольдони, Москва, 1949),
«Хождение по мукам» (по А. Н. Толстому, Пермь, 1953, 2-я редакция — «Огненные годы», 1966),
«Овод» (по роману Э. Войнич, Пермь, 1959),
«Бравый солдат Швейк» (по роману Я. Гашека, Свердловск, 1963),
«К звездам» (триптих, Электросталь, 1967),
«Юкки» («Праздник фонарей», Свердловск, 1969),
«Письмо незнакомки» (моноопера по новелле С. Цвейга, Кисловодск, 1975),
«Капитанская дочка» (по А. Пушкину, 1977),
«Золушка» (детская, Энгельс, 1977),
«Волшебная лампа Аладдина» (детская, Энгельс, 1978),
«Аленький цветочек» (детская, 1979);
балеты — «Враги» (Москва, 1938), «Берег счастья» (Москва, 1944);
музыкальные комедии — «Нежданная свадьба» (Уфа, 1944), «Сердце скрипки» (Одесса, 1959), «Выстрел в темноте» (Оренбург, 1969);
для солистов, хора и оpкестра — оратория «Ленин — сердце земли» (слова Б. Брехта, П. Неруды, Н. Хикмета, Л. Хьюза, 1970), «Город-герой — Москва»(слова разных поэтов, 1975);
для симфонического оркестра — сюита «Джангар» (1940), Героическая увертюра на две башкирские песни (1942);
для фортепиано и оркестра — Концерт (1944);
для скрипки и оркестра — Концерт (1972);
для трубы и оркестра — Концерт (1959);
Струнный квартет (1937);
для скрипки, виолончели и фортепиано — Романтическое трио (1937);
для виолончели и фортепиано — Элегия памяти Н. Мясковского (1955);
для голоса и фортепиано — романсы;
музыка к драматическим спектаклям.
Che mai sento!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Кому интересно, в интернете можно послушать ариозо Артура из этой оперы в исполнении Геннадия Каменного
http://muzofon.com/search/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BE%20%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кому интересно, в интернете можно послушать ариозо Артура из этой оперы в исполнении Геннадия Каменного
http://muzofon.com/search/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BE%20%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Спасибо, я послушала! Действительно, Артур - тенор :)
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кому интересно, в интернете можно послушать ариозо Артура из этой оперы в исполнении Геннадия Каменного
http://muzofon.com/search/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BE%20%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Слушайте ...... А ведь это интересно!! Немножко, однако, наивно, но в данном случае это, наверное, не порок, а художественная необходимость, связанная с особенностями персонажа.
Одна из опер Спадавеккиа, кстати, шла недавно в "Новой опере", и я присутствовал на ней:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3915.0.html

Это "Письмо незнакомки".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надеюсь, что кто-нибудь пойдёт сюда и отпишется на форуме!
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #9 : Сентябрь 02, 2014, 12:25:16 »
А ещё я надеюсь, что в КЗМТ это запишут и выложат послушать. Ведь случай уникальный.
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2014, 20:31:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #10 : Сентябрь 02, 2014, 20:12:35 »
в КЗММДМ это запишут

Где запишут?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #11 : Сентябрь 02, 2014, 20:30:42 »
в КЗММДМ это запишут

Где запишут?

:)) В КЗМТ, конечно!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #12 : Сентябрь 02, 2014, 20:33:05 »
А ещё я надеюсь, что в КЗМТ это запишут и выложат послушать. Ведь случай уникальный.

Об этом остаётся только мечтать...
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
А вдруг будет трансляция...
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Овод" Спадавеккиа
« Ответ #14 : Сентябрь 02, 2014, 21:13:26 »
А вдруг будет трансляция...

Если будет хоть что-нибудь, я буду рад.
Надеюсь, что такой раритет запишут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
В начале 1960-х эта опера шла в Театре им.Станиславского и Немировича-Данченко. Очевидцы говорили, что в роли Артура очень хорош был И.Джафаров. Неудивительно, яркая внешность. южный темперемент, своеобразный тембр. А Монтанелли исполнял один из лучших певцов-актеров Георгий Дударев (бас). О записях я ничего не слышал.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Овод" Спадавеккиа
« Ответ #16 : Ноябрь 03, 2014, 17:51:14 »
Надеюсь, что такой раритет запишут.

Я тоже надеюсь, что запишут и дадут послушать тем, кто не смог присутствовать лично.
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Такие раритеты иногда транслируют, 11 числа нужно будет ещё раз на афишу посмотреть.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Раритетный “Овод” прозвучит в Концертном зале Мариинского

http://calendar.fontanka.ru/events/6920

11 ноября в Концертном зале Мариинского театра ожидается настоящая сенсация – здесь в концертном исполнении прозвучит опера Антонио Спадавеккиа «Овод».

Редкость из редкостей, раритет из раритетов – опера «Овод», написанная в 1959 году на основе либретто по знаменитому роману Этель Лилиан Войнич и более-менее исполнявшаяся только на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, прозвучит в Петербурге. В концертном исполнении примут участие солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер – Андрей Петренко.

Советская классическая музыка, в особенности оперная, для нового поколения слушателей – тайна за семью печатями. Даже послушать ее, в общем-то, негде. И в интернете можно найти лишь какие-то отрывки. Между тем, музыка сталинского и послесталинского ампира – это особое и, без сомнения, художественное явление, способное удивлять и притягивать. Последний пример – оперный спектакль «Крым», показанный в минувшем июле в театре «Санктъ-Петербургъ опера».

А еще Антонио Спадавеккиа написал музыку к знаменитой «Золушке» с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской. Еще один довод в пользу посещения этого представления.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Состава нет :D А билеты ещё есть!

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/

И есть ссылка на онлайн-трансляцию!
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #20 : Ноябрь 07, 2014, 19:59:36 »
Какая жалость, что очень уж неудобный день для меня - если только в этот день приехать и сразу после спектакля уехать, но это чересчур большой подвиг даже для такого "внезапного" авантюриста-путешественника, как я.
Так что надежда на трансляцию.
Сейчас напишу нашей волшебнице: быть может, lorina нам чем-нибудь поможет. Ведь уникальное событие.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Наверняка добрый люди сделают видео, а lorin'у можно потом попросить сделать аудио с него, если она по трансляции не сможет записать.

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Может, будут петь люди, чьи имена нам ни о чём не скажут. В любом случае, тут уж точно если и идти, так на оперу, а не на состав.

Какая жалость, что очень уж неудобный день для меня - если только в этот день приехать и сразу после спектакля уехать, но это чересчур большой подвиг даже для такого "внезапного" авантюриста-путешественника, как я.

Не тех людей назвали сильным полом!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Добрые люди, идущие на это интереснейшее мероприятие, могли бы пополнить соответствующий раздел форума рукописью.
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
"Разрешите напомнить вам, что фото- и видео-съёмка, а также аудиозапись во время спектакля запрещаются." (с)
Запись делают специально обученные люди. А у меня и техники нет, не знаю, как у остальных. И барышни в КЗ очень зоркие. Потому как молодые ещё.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Запись делают специально обученные люди. А у меня и техники нет, не знаю, как у остальных.

Вся надежда на остальных!..
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какая жалость, что очень уж неудобный день для меня - если только в этот день приехать и сразу после спектакля уехать, но это чересчур большой подвиг даже для такого "внезапного" авантюриста-путешественника, как я.

Не тех людей назвали сильным полом!

Ох, ну извините, мне ведь "давно уже пора играть в домино" (с), а я ещё по городам и странам прыгаю :)) Но этот день не для меня совсем.

Наверняка добрый люди сделают видео, а lorin'у можно потом попросить сделать аудио с него, если она по трансляции не сможет записать.

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Может, будут петь люди, чьи имена нам ни о чём не скажут. В любом случае, тут уж точно если и идти, так на оперу, а не на состав.

Кстати, да: тот самый случай, когда имеет смысл интересоваться самой музыкой, а исполнителей вполне достаточно будет просто приличных. Состав в этом плане неважен.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Ох, ну извините, мне ведь "давно уже пора играть в домино" (с), а я ещё по городам и странам прыгаю :)) Но этот день не для меня совсем.

На сайт радио (www.mariinsky.fm) ещё можно 11 заглянуть: смотреть там будет не на что, а затрат меньше.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Странно . На сайте http://www.mariinsky.ru/fm/ анонсирована трансляция оперы "Овод" 11 ноября в 19:00 , но в расписании передач на это время стоит совсем другое ...

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Всё , разобрался . Трансляция будет не на радио . а здесь - http://mariinsky.tv/n/
Так что сегодня смотрим и слушаем ...

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Если Вас интересует именно радио, можете попробовать в семь и его включить, на всякий случай, - у них не всегда всё правильно написано.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Кстати говоря , на Мариинском.ТВ "Овода" будут транслировать ежедневно вплоть до следующего концерта 21-го ноября . Можно послушать его в любое удобное время в этом временном интервале .

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

Кардинал Лоренцо Монтанелли – Юрий Евчук
Артур Бертон, он же Феличе Риварес – Артем Мелихов
Джемма – Наталья Павлова
Мартини – Ярослав Петряник
Зитта Ренни – Екатерина Сергеева

Ансамбль солистов Академии молодых певцов Мариинского театра

Cимфонический оркестр Мариинского театра

Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов

Дирижер – Андрей Петренко

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

...
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/

Ждём Ваших впечатлений на форуме! :)


Кстати, Спадавеккия (spada vecchia) - это старая шпага. По-моему, есть что-то символичное в том, что композитор с такой фамилией написал оперу про итальянских революционеров (правда, они были вооружены уже не шпагами). Романтика.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ура! Концертное исполнение оперы "Овод" состоялось. Спасибо Мариинскому театру за то, что вспомнили об этом произведении и вдобавок организовали онлайн-трансляцию!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

Кардинал Лоренцо Монтанелли – Юрий Евчук
Артур Бертон, он же Феличе Риварес – Артем Мелихов
Джемма – Наталья Павлова
Мартини – Ярослав Петряник
Зитта Ренни – Екатерина Сергеева


А также:

Грассини - Динар Джусоев
Полковник Феррари - Павел Стасенко
Доминикино - Денис Беганский
Джеймс - Андрей Тульников
Джулия, его жена - Наталья Якимова
Синьора Грассини - Анастасия Новосёлова
Отец Карди - Александр Трофимов
Тюремщик - Лев Эльгардт
Расклейщик афиш, шпик - Олег Лосев
Солдат - Владимир Бабокин


Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:


А также:


Спасибо за уточнение состава исполнителей!

Понравилось ли Вам? Напишите хотя бы вкратце, а то, похоже, Вы единственный, кто слушал это живьём, в зале. Не вообще, а из представителей форума, разумеется :))
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2014, 02:14:10 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Конечно, я был не единственным в зале, хотя до аншлага было далеко. Впечатления противоречивые. Во-первых, от самой оперы. В ней есть фрагменты красивые, эмоциональные, но есть и то, что вызывает скуку. Идеологическая составляющая тоже местами проступает. Даже зная роман, в либретто разобраться непросто, тем более что в программку не удосужились включить, как это обычно бывает, краткое содержание оперы, ограничившись биографическим очерком о композиторе. По сравнению с романом либретто показалось каким-то фрагментарным. Во-вторых, от исполнения. Всё-таки оно произвело впечатление несколько ученического, недорепетированного. Разве не об этом говорит хотя бы то, что солисты и хор не сразу сориентировались, прерываться ли на антракт или оставаться на сцене. Из солистов я бы выделил А. Мелихова (Овод), Е. Сергееву (Зитта), А. Трофимова (совсем маленькая партия Отца Карди). Не думаю, что нас ждет сценическое воплощение этой оперы в МТ. Спасибо любимому театру за возможность познакомиться с такой оперной редкостью!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из солистов я бы выделил А. Мелихова (Овод), Е. Сергееву (Зитта), А. Трофимова (совсем маленькая партия Отца Карди).

И всё? А как же Джемма и Монтанелли, то есть сопрано и бас?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Джемма старалась, но не всё получалось. И мне показалось, что она немного переигрывает. Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки! А после антракта даже "дал петуха". :(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Из программки вчерашнего концертного исполнения "Овода":

Композитор Антонио Спадавеккиа (1907 – 1988) и его опера «Овод»

Счастлив композитор, чья мелодия – пусть даже одна-единственная – становится настолько известной и популярной в народе, что о ее авторе не всегда вспоминают, а порой и просто забывают. Среди таких мелодий и величественные «Марсельеза» и «Интернационал», и рождественские «Тихая ночь, святая ночь» и «В лесу родилась елочка», и многие песни военных лет. А из послевоенного детства людям старшего поколения вспоминается одна изумительная киносказка – «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой, в которой сыграли великие артисты Фаина Раневская (Мачеха) и Эраст Гарин (Король) и рядом с ними юная Янина Жеймо (Золушка). Ее веселая песенка «Встаньте дети, встаньте в круг…» полюбилась и детворе и взрослым, стала «визитной карточкой» русского композитора Антонио Спадавеккиа.
Имя и фамилия «выдают» итальянское происхождение народного артиста РСФСР. Дед композитора – гарибальдиец Николо Спадавеккиа вместе с Гарибальди боролся за освобождение родины от иностранного владычества, но после поражения римского восстания, спасаясь от преследования властей, вынужден был с семьей бежать из Италии в Россию, где поселился в Одессе.

Сын гарибальдийца Эммануэль стал морским капитаном, а внук Антонио, унаследовав фамильную любовь к музыке (отец хорошо знал итальянские оперы, а мать, пианистка, получила музыкальное образование в Петербурге), стал композитором. И спустя столетие обратился к событиям национально-освободительного движения в Италии во время работы над оперой «Овод» по одноименному роману Этель Лилиан Войнич.

Антонио Спадавеккиа родился 3 июня 1907 года в Одессе. Вскоре после рождения Антонио семья переехала в Баку. Музыкальная жизнь в столице Азербайджана в двадцатые годы была весьма насыщенной. Антонио посещал камерные и симфонические концерты, оперный театр, где впервые услышал «Князя Игоря» и «Русалку», «Евгения Онегина» и «Демона», «Кармен» и «Фауста». Регулярные домашние занятия музыкой оборвались со смертью матери, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. По окончании школы Антонио – юнга, а затем матрос на нефтеналивном флоте. Но склонность к музыке возобладала: в 1926 году А. Спадавеккиа, не оставляя морскую службу, поступает на вечерние курсы Бакинского музыкального техникума.

Дальнейшие этапы – музыкальный рабфак при Московской консерватории, где на теоретическом отделении преподавали Н.Мясковский, М. Гнесин, Ан. Александров, И Способин, и наконец, в 1932 году, Антонио Спадавеккиа – студент консерватории по классу композиции Виссариона Шебалина.

Уже в студенческие годы определился преимущественный интерес будущего композитора к музыкальному театру. Среди его произведений есть и увертюры, и инструментальные концерты, и камерные ансамбли, и романсы… Но преобладают оперы, музыкальные комедии, музыка к драматическим спектаклям, к кинофильмам (среди последних, кроме уже названной «Золушки», такие известные ленты, как «Смелые люди», «Испытательный срок», «Каин-18», «Гуттаперчевый мальчик»). Перечисление произведений Спадавеккиа для музыкального театра заняло бы слишком много места. Главнейшие из них – оперы «Хозяйка гостиницы» (по К. Гольдони), «Хождение по мукам» (по А. Толстому), «Бравый солдат Швейк» (по Я. Гашеку), «Капитанская дочка» (по А. Пушкину), балет «Берег счастья», музыкальная сказка-игра «Золушка»… Но, бесспорно, наибольшей известностью пользуется его опера «Овод», которая после мировой премьеры в Перми (1957) ставилась в Харькове, Москве, Новосибирске, Куйбышеве, Львове, Риге и других городах СССР, в Болгарии, Польше, Чехословакии.

Роман Э. Войнич «Овод» особенно популярен в России. Драма главного героя Артура – в неискоренимом противоречии между его юношеской чистотой, восторженностью и жестокой реальностью власти – государственной и клерикальной. На исповеди юноша чистосердечно рассказывает о предстоящей сходке революционеров-гарибальдийцев. Священник, нарушая тайну исповеди, сообщает об этом полиции. Артур невольно становится виновником ареста друзей. Любимая им Джемма называет его предателем и дает пощечину. Артур окружен ложью – он узнает, что каноник Монтанелли, которого он почитал как учителя и друга, на самом деле его отец. Спустя много лет Артур возвращается как революционер под именем Ривареса – Овода. Джемма узнает в Риваресе Артура. Когда вооруженный Овод прорывается сквозь толпу жандармов, Монтанелли призывает его бросить оружие. Овод схвачен; слишком поздно Монтанелли узнает, что погубил сына. Овод бесстрашно встречает казнь, Монтанелли в исступлении проклинает небо…

Музыка оперы – традиционна и ярко эмоциональна, насыщена мелодикой итальянских песен и революционных гимнов. Композитор пользуется для характеристики героев системой лейтмотивов, подвергая их симфоническому развитию. Одна из итальянских газет откликнулась на постановку «Овода» Антонио Спадавеккиа: «Хотя он и является последователем русской оперной школы, тем не менее на его сочинения налагает отпечаток его итальянское происхождение. Несомненно, он нередко черпал вдохновение в опусах Верди и Пуччини… Но он никогда не подражал им, ибо как музыкант Спадавеккиа глубоко индивидуален, самобытен» (Alfredo Glovine. Antonio Spadavecchia. – La Voce della Regione, 1979, 12 dec.).

Иосиф Райскин
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки!

По трансляции голос был достаточно звучным, но вот что значит - слушать в зале. Ну ничего, я уверена, что этот бас поработает над собой, и у него получится выдавать более убедительный объём эмиссии звука.

Я хочу ещё как минимум один раз послушать эту оперу, а потом уже описать свои впечатления.
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2014, 11:07:44 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Опера не произвела впечатления "забытого шедевра" . Добротная советская опера с  подчас интересными мелодическими решениями некоторых сцен .  Но так , чтобы по спине мурашки побежали , волосы на голове зашевелились и скупая слеза покатилась по заросшей щеке - у меня такого не случилось   :-\ Среди исполнителей не услышал ни одного готового оперного солиста на ведущие партии . Все , по сути , "полуфабрикаты" разной степени готовности ., которым еще учиться и учиться . Думаю , на  ближайшие лет 15-20 запись этого исполнения останется единственным доступным аудио- и видеоматериалом для ознакомления с этой оперой . если , конечно , каким-то чудесным образом не всплывут архивные записи ( а  ставилась она одно время довольно активно ) .
Запись , кстати говоря , появилась на "Погружении в классику" -  http://intoclassics.net/news/2014-11-12-37080

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера не произвела впечатления "забытого шедевра" . Добротная советская опера с  подчас интересными мелодическими решениями некоторых сцен .  Но так , чтобы по спине мурашки побежали , волосы на голове зашевелились и скупая слеза покатилась по заросшей щеке - у меня такого не случилось   :-\ Среди исполнителей не услышал ни одного готового оперного солиста на ведущие партии . Все , по сути , "полуфабрикаты" разной степени готовности ., которым еще учиться и учиться . Думаю , на  ближайшие лет 15-20 запись этого исполнения останется единственным доступным аудио- и видеоматериалом для ознакомления с этой оперой . если , конечно , каким-то чудесным образом не всплывут архивные записи ( а  ставилась она одно время довольно активно ) .
Запись , кстати говоря , появилась на "Погружении в классику" -  http://intoclassics.net/news/2014-11-12-37080

Да уж ...... Это видео 5-6 Гб!! Зачем видео? На кого там смотреть и где это хранить? Так никаких дисков не напасёшься :)) Впрочем, дарёному коню в зубы не смотрят - это я о записавших :)) Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше. А видео пусть хранят те, кто его записывает, ведь архивы тоже нужны.
Что касается сути дела, т.е. самой оперы, то тут я с вами, уважаемый Томский, должен согласиться. Почему и молчал эти дни, хотя мнение моё сложилось. Да, вы правы: это профессионально, это крепко, фундаментально, в каком-то плане интересно и даже вполне исполнимо и театрально, но ...... Это не гениально.
Тем не менее, я очень доволен, что эти оперы вытаскивают, исполняют и даже записывают. ЭТО ВАЖНО!! иметь в запасниках такие фонограммы необходимо, чтобы они были под рукой.
Ваше известие, что "Овод" шёл в театрах, меня застало врасплох: я должен был это заметить, но не заметил. Видимо, в советские годы исполнялось всяко-разно сочиняемое, так что "Овод" Спадавеккиа прошёл мимо меня. Быть может, меня отпугнула хрестоматийностью сюжета, как вот "Мать" или что-то в этом роде.
В этом плане, кстати, требовать привлечения вокальных звёзд было бы странно: с т.з. вокала всё было сделано в целом вполне приемлемо, так что вполне можно понять из исполнения, что это за опера и какова она "на зуб". Конечно, мне тоже хотелось бы качества, но я не могу не понимать, что слишком многого в данном случае хочу :))
Хотя .......
Если делать один раз, то почему бы и не привлечь сильных вокалистов? Всё же эта опера намного интереснее в музыкальном отношении, чем балеты "Великий Гэтсби" или "Татьяна". В опере есть и кантилена, есть что "положить на голос", т.е. не совсем уж пустое место. И всё же это не гениально.
Стоило ли её вытаскивать? Выше сказал, что стоило, и не отказываюсь от этих слов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Спасибо!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #45 : Ноябрь 13, 2014, 17:56:40 »
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант

Волшебница. Фея.
Правильно: ну к чему концертному исполнению видеоряд??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки!

По трансляции голос был достаточно звучным, но вот что значит - слушать в зале.

Из любопытства послушал запись. Кое-что действительно воспринимается по-другому, не так, как в зале. Например, в записи у Монтанелли не только голос звучный, но даже и с дикцией, кажется, всё нормально, притом что в зале часть слов можно было разобрать с большим трудом.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант

Спасибо!!!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На youtube выложили это к.и.

http://www.youtube.com/watch?v=xRGb4Ai-hks
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне всё же кажется, что нужно выпустить эту вещь на дисках. Youtube - это нечто эфемерное. Кто его знает, что там сохранится, а что и нет.
Мне кажется, исполнение вполне приличное в том смысле, что из него можно сделать правильные выводы о самой опере.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Концертный зал Мариинского театра

3 мая 2015 г., воскресенье, 19:00

Овод
Опера в 4-х действиях, 7-ми картинах (концертное исполнение)

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/5/3/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Всё-таки решили повторить концертное исполнение? Но зачем же в майские выходные...
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Публике не угодишь. То работа, то выходные. Зато в МихТе под мудрым руководством Владимира Абрамовича  1-4 мая спектаклей нет. Все на дачу. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Я тут  в своих поисках записей советских певцов наткнулся на фильм , посвященный н.а.СССР Клавдии Кудряшовой , певшей в пермском оперном театре . С 14.14 идет дуэт Кати и Вадима из оперы Спадавеккиа «Огненные годы» ( вторая редакция оперы  «Хождение по мукам» ) . Либретто , как и для "Овода" , написал Иосиф Исаакович Келлер . Вадима поет , судя по голосу , Николай Украинский .
http://www.youtube.com/watch?v=ZPMSJbtUx3s

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
А я тут послушал эту оперу (дома).  :)
Музыкальных откровений нет; слушать было интересно; впечатление неровности - то неплохо, то какие-то совсем уж не соответствующие музыкально сюжету речитативы или оркестровки.
Но...
"Овод" в какие-то подростковые годы я называл своей любимой книгой (по силе произведённого впечатления). Любимой книгой он продержался недолго в отличие от "Короля Матиуша Первого"  :) , но всё же... Память осталась да и даже любовь, хотя перечитывал с тех пор только раз много лет назад.
Поэтому оперу я всё-таки воспринимал с изначальным доброжелательством. Благодатная коллизия, где любовь на третьем месте после отношений отца и сына и насилия (революции, свободы) против милосердия и веры в Бога.
Вот все эти линии сохранены, хотя и поданы не так объёмно.
И я всё ждал, какая будет концовка (я понимал по либретто, что она совпадает с книжкой: отречение Монтанелли).
Всё-таки не дотягивает; в книге долго показывается, как у Монтанелли всё перед глазами плывёт, и как он практически сходит с ума от горя; а тут всё достаточно быстро и недостаточно мощно, и поэтому не воспринимается не как реальное отречение, а, скорее, как эмоциональный всплеск. Хотя, возможно, это всё накладываются читательские впечатления.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я тоже послушала эту оперу по трансляции, ещё в ноябре, и с тех пор забыла отписаться :) В музыке действительно заметно влияние Верди и Пуччини, как об этом пишут в интернете. Музыка не самая яркая, и тем не менее, это всё-таки опера.

Уже после того, как я узнала, что существует опера по книге "Овод", то подумала, что сюжет действительно оперный - тут и несчастная любовь, и тайное отцовство, и предательство, и всё это происходит на фоне реальных масштабных исторических событий. А так как роман был известен только в СССР, то и опера могла появиться только в СССР, но написать её должен был, конечно же, потомок участника тех событий. Как и Евгений, я читала эту книгу в детстве и с тех пор хорошо помню и сюжет, и персонажей, и мне было очень интересно, как сюжет переложен для оперы. Лично я рада, что эту оперу исполнили, дали с ней ознакомиться. И роман, и опера заслуживают того, чтобы оставаться в памяти любителей искусства. Но мне, пожалуй, книга тоже показалась более сильной, чем опера.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ещё одна опера А. Спадавеккиа

А. Спадавеккиа - Бравый солдат Швейк (опера, 1962 г.)

Бравый солдат Швейк: Сатирическая опера в двух действиях, 10 картинах с эпилогом: По мотивам романа Я. Гашека.
Исполняет Ансамбль советской оперы ВТО (Всероссийского театрального общества). Под фортепиано. Запись из концертного зала 22 февраля 1962 г.

Ансамбль советской оперы ВТО занимался разучиванием и исполнением новых опер советских композиторов. Так и эта опера - "Бравый солдат Швейк" - была исполнена Ансамблем ещё до её первой театральной постановки в Свердловском театре оперы и балета в 1963 году.

Настоящая выкладка является первой публикацией записей Ансамбля советской оперы, ныне уже совсем забытого творческого коллектива, просуществовавшего в стенах ВТО в 1934-1962 гг. Эта запись относится к самому последнему году. существования Ансамбля. Подробнее об истории Ансамбля можно посмотреть здесь - http://vslovar.org.ru/cult/4853.html

Благодарю создателя сайта "Старое радио" Юрия Метёлкина за предоставленную фонограмму (http://www.staroeradio.ru/). (и спасибо MArhivist'у!)

https://www.youtube.com/watch?v=-rheYs5w568
Che mai sento!