Автор Тема: опера "Овод" Антонио Спадавеккиа по роману Войнич  (Прочитано 12287 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какая жалость, что очень уж неудобный день для меня - если только в этот день приехать и сразу после спектакля уехать, но это чересчур большой подвиг даже для такого "внезапного" авантюриста-путешественника, как я.

Не тех людей назвали сильным полом!

Ох, ну извините, мне ведь "давно уже пора играть в домино" (с), а я ещё по городам и странам прыгаю :)) Но этот день не для меня совсем.

Наверняка добрый люди сделают видео, а lorin'у можно потом попросить сделать аудио с него, если она по трансляции не сможет записать.

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Может, будут петь люди, чьи имена нам ни о чём не скажут. В любом случае, тут уж точно если и идти, так на оперу, а не на состав.

Кстати, да: тот самый случай, когда имеет смысл интересоваться самой музыкой, а исполнителей вполне достаточно будет просто приличных. Состав в этом плане неважен.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Ох, ну извините, мне ведь "давно уже пора играть в домино" (с), а я ещё по городам и странам прыгаю :)) Но этот день не для меня совсем.

На сайт радио (www.mariinsky.fm) ещё можно 11 заглянуть: смотреть там будет не на что, а затрат меньше.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 281
Странно . На сайте http://www.mariinsky.ru/fm/ анонсирована трансляция оперы "Овод" 11 ноября в 19:00 , но в расписании передач на это время стоит совсем другое ...

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 281
Всё , разобрался . Трансляция будет не на радио . а здесь - http://mariinsky.tv/n/
Так что сегодня смотрим и слушаем ...

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Если Вас интересует именно радио, можете попробовать в семь и его включить, на всякий случай, - у них не всегда всё правильно написано.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 281
Кстати говоря , на Мариинском.ТВ "Овода" будут транслировать ежедневно вплоть до следующего концерта 21-го ноября . Можно послушать его в любое удобное время в этом временном интервале .

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

Кардинал Лоренцо Монтанелли – Юрий Евчук
Артур Бертон, он же Феличе Риварес – Артем Мелихов
Джемма – Наталья Павлова
Мартини – Ярослав Петряник
Зитта Ренни – Екатерина Сергеева

Ансамбль солистов Академии молодых певцов Мариинского театра

Cимфонический оркестр Мариинского театра

Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов

Дирижер – Андрей Петренко

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

...
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/11/11/3_1900/

Ждём Ваших впечатлений на форуме! :)


Кстати, Спадавеккия (spada vecchia) - это старая шпага. По-моему, есть что-то символичное в том, что композитор с такой фамилией написал оперу про итальянских революционеров (правда, они были вооружены уже не шпагами). Романтика.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ура! Концертное исполнение оперы "Овод" состоялось. Спасибо Мариинскому театру за то, что вспомнили об этом произведении и вдобавок организовали онлайн-трансляцию!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:

Кардинал Лоренцо Монтанелли – Юрий Евчук
Артур Бертон, он же Феличе Риварес – Артем Мелихов
Джемма – Наталья Павлова
Мартини – Ярослав Петряник
Зитта Ренни – Екатерина Сергеева


А также:

Грассини - Динар Джусоев
Полковник Феррари - Павел Стасенко
Доминикино - Денис Беганский
Джеймс - Андрей Тульников
Джулия, его жена - Наталья Якимова
Синьора Грассини - Анастасия Новосёлова
Отец Карди - Александр Трофимов
Тюремщик - Лев Эльгардт
Расклейщик афиш, шпик - Олег Лосев
Солдат - Владимир Бабокин


Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
11 ноября 2014 г., вторник, 19:00

В главных партиях:


А также:


Спасибо за уточнение состава исполнителей!

Понравилось ли Вам? Напишите хотя бы вкратце, а то, похоже, Вы единственный, кто слушал это живьём, в зале. Не вообще, а из представителей форума, разумеется :))
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2014, 02:14:10 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Конечно, я был не единственным в зале, хотя до аншлага было далеко. Впечатления противоречивые. Во-первых, от самой оперы. В ней есть фрагменты красивые, эмоциональные, но есть и то, что вызывает скуку. Идеологическая составляющая тоже местами проступает. Даже зная роман, в либретто разобраться непросто, тем более что в программку не удосужились включить, как это обычно бывает, краткое содержание оперы, ограничившись биографическим очерком о композиторе. По сравнению с романом либретто показалось каким-то фрагментарным. Во-вторых, от исполнения. Всё-таки оно произвело впечатление несколько ученического, недорепетированного. Разве не об этом говорит хотя бы то, что солисты и хор не сразу сориентировались, прерываться ли на антракт или оставаться на сцене. Из солистов я бы выделил А. Мелихова (Овод), Е. Сергееву (Зитта), А. Трофимова (совсем маленькая партия Отца Карди). Не думаю, что нас ждет сценическое воплощение этой оперы в МТ. Спасибо любимому театру за возможность познакомиться с такой оперной редкостью!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из солистов я бы выделил А. Мелихова (Овод), Е. Сергееву (Зитта), А. Трофимова (совсем маленькая партия Отца Карди).

И всё? А как же Джемма и Монтанелли, то есть сопрано и бас?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Джемма старалась, но не всё получалось. И мне показалось, что она немного переигрывает. Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки! А после антракта даже "дал петуха". :(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Из программки вчерашнего концертного исполнения "Овода":

Композитор Антонио Спадавеккиа (1907 – 1988) и его опера «Овод»

Счастлив композитор, чья мелодия – пусть даже одна-единственная – становится настолько известной и популярной в народе, что о ее авторе не всегда вспоминают, а порой и просто забывают. Среди таких мелодий и величественные «Марсельеза» и «Интернационал», и рождественские «Тихая ночь, святая ночь» и «В лесу родилась елочка», и многие песни военных лет. А из послевоенного детства людям старшего поколения вспоминается одна изумительная киносказка – «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой, в которой сыграли великие артисты Фаина Раневская (Мачеха) и Эраст Гарин (Король) и рядом с ними юная Янина Жеймо (Золушка). Ее веселая песенка «Встаньте дети, встаньте в круг…» полюбилась и детворе и взрослым, стала «визитной карточкой» русского композитора Антонио Спадавеккиа.
Имя и фамилия «выдают» итальянское происхождение народного артиста РСФСР. Дед композитора – гарибальдиец Николо Спадавеккиа вместе с Гарибальди боролся за освобождение родины от иностранного владычества, но после поражения римского восстания, спасаясь от преследования властей, вынужден был с семьей бежать из Италии в Россию, где поселился в Одессе.

Сын гарибальдийца Эммануэль стал морским капитаном, а внук Антонио, унаследовав фамильную любовь к музыке (отец хорошо знал итальянские оперы, а мать, пианистка, получила музыкальное образование в Петербурге), стал композитором. И спустя столетие обратился к событиям национально-освободительного движения в Италии во время работы над оперой «Овод» по одноименному роману Этель Лилиан Войнич.

Антонио Спадавеккиа родился 3 июня 1907 года в Одессе. Вскоре после рождения Антонио семья переехала в Баку. Музыкальная жизнь в столице Азербайджана в двадцатые годы была весьма насыщенной. Антонио посещал камерные и симфонические концерты, оперный театр, где впервые услышал «Князя Игоря» и «Русалку», «Евгения Онегина» и «Демона», «Кармен» и «Фауста». Регулярные домашние занятия музыкой оборвались со смертью матери, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. По окончании школы Антонио – юнга, а затем матрос на нефтеналивном флоте. Но склонность к музыке возобладала: в 1926 году А. Спадавеккиа, не оставляя морскую службу, поступает на вечерние курсы Бакинского музыкального техникума.

Дальнейшие этапы – музыкальный рабфак при Московской консерватории, где на теоретическом отделении преподавали Н.Мясковский, М. Гнесин, Ан. Александров, И Способин, и наконец, в 1932 году, Антонио Спадавеккиа – студент консерватории по классу композиции Виссариона Шебалина.

Уже в студенческие годы определился преимущественный интерес будущего композитора к музыкальному театру. Среди его произведений есть и увертюры, и инструментальные концерты, и камерные ансамбли, и романсы… Но преобладают оперы, музыкальные комедии, музыка к драматическим спектаклям, к кинофильмам (среди последних, кроме уже названной «Золушки», такие известные ленты, как «Смелые люди», «Испытательный срок», «Каин-18», «Гуттаперчевый мальчик»). Перечисление произведений Спадавеккиа для музыкального театра заняло бы слишком много места. Главнейшие из них – оперы «Хозяйка гостиницы» (по К. Гольдони), «Хождение по мукам» (по А. Толстому), «Бравый солдат Швейк» (по Я. Гашеку), «Капитанская дочка» (по А. Пушкину), балет «Берег счастья», музыкальная сказка-игра «Золушка»… Но, бесспорно, наибольшей известностью пользуется его опера «Овод», которая после мировой премьеры в Перми (1957) ставилась в Харькове, Москве, Новосибирске, Куйбышеве, Львове, Риге и других городах СССР, в Болгарии, Польше, Чехословакии.

Роман Э. Войнич «Овод» особенно популярен в России. Драма главного героя Артура – в неискоренимом противоречии между его юношеской чистотой, восторженностью и жестокой реальностью власти – государственной и клерикальной. На исповеди юноша чистосердечно рассказывает о предстоящей сходке революционеров-гарибальдийцев. Священник, нарушая тайну исповеди, сообщает об этом полиции. Артур невольно становится виновником ареста друзей. Любимая им Джемма называет его предателем и дает пощечину. Артур окружен ложью – он узнает, что каноник Монтанелли, которого он почитал как учителя и друга, на самом деле его отец. Спустя много лет Артур возвращается как революционер под именем Ривареса – Овода. Джемма узнает в Риваресе Артура. Когда вооруженный Овод прорывается сквозь толпу жандармов, Монтанелли призывает его бросить оружие. Овод схвачен; слишком поздно Монтанелли узнает, что погубил сына. Овод бесстрашно встречает казнь, Монтанелли в исступлении проклинает небо…

Музыка оперы – традиционна и ярко эмоциональна, насыщена мелодикой итальянских песен и революционных гимнов. Композитор пользуется для характеристики героев системой лейтмотивов, подвергая их симфоническому развитию. Одна из итальянских газет откликнулась на постановку «Овода» Антонио Спадавеккиа: «Хотя он и является последователем русской оперной школы, тем не менее на его сочинения налагает отпечаток его итальянское происхождение. Несомненно, он нередко черпал вдохновение в опусах Верди и Пуччини… Но он никогда не подражал им, ибо как музыкант Спадавеккиа глубоко индивидуален, самобытен» (Alfredo Glovine. Antonio Spadavecchia. – La Voce della Regione, 1979, 12 dec.).

Иосиф Райскин
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки!

По трансляции голос был достаточно звучным, но вот что значит - слушать в зале. Ну ничего, я уверена, что этот бас поработает над собой, и у него получится выдавать более убедительный объём эмиссии звука.

Я хочу ещё как минимум один раз послушать эту оперу, а потом уже описать свои впечатления.
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2014, 11:07:44 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 281
Опера не произвела впечатления "забытого шедевра" . Добротная советская опера с  подчас интересными мелодическими решениями некоторых сцен .  Но так , чтобы по спине мурашки побежали , волосы на голове зашевелились и скупая слеза покатилась по заросшей щеке - у меня такого не случилось   :-\ Среди исполнителей не услышал ни одного готового оперного солиста на ведущие партии . Все , по сути , "полуфабрикаты" разной степени готовности ., которым еще учиться и учиться . Думаю , на  ближайшие лет 15-20 запись этого исполнения останется единственным доступным аудио- и видеоматериалом для ознакомления с этой оперой . если , конечно , каким-то чудесным образом не всплывут архивные записи ( а  ставилась она одно время довольно активно ) .
Запись , кстати говоря , появилась на "Погружении в классику" -  http://intoclassics.net/news/2014-11-12-37080

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера не произвела впечатления "забытого шедевра" . Добротная советская опера с  подчас интересными мелодическими решениями некоторых сцен .  Но так , чтобы по спине мурашки побежали , волосы на голове зашевелились и скупая слеза покатилась по заросшей щеке - у меня такого не случилось   :-\ Среди исполнителей не услышал ни одного готового оперного солиста на ведущие партии . Все , по сути , "полуфабрикаты" разной степени готовности ., которым еще учиться и учиться . Думаю , на  ближайшие лет 15-20 запись этого исполнения останется единственным доступным аудио- и видеоматериалом для ознакомления с этой оперой . если , конечно , каким-то чудесным образом не всплывут архивные записи ( а  ставилась она одно время довольно активно ) .
Запись , кстати говоря , появилась на "Погружении в классику" -  http://intoclassics.net/news/2014-11-12-37080

Да уж ...... Это видео 5-6 Гб!! Зачем видео? На кого там смотреть и где это хранить? Так никаких дисков не напасёшься :)) Впрочем, дарёному коню в зубы не смотрят - это я о записавших :)) Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше. А видео пусть хранят те, кто его записывает, ведь архивы тоже нужны.
Что касается сути дела, т.е. самой оперы, то тут я с вами, уважаемый Томский, должен согласиться. Почему и молчал эти дни, хотя мнение моё сложилось. Да, вы правы: это профессионально, это крепко, фундаментально, в каком-то плане интересно и даже вполне исполнимо и театрально, но ...... Это не гениально.
Тем не менее, я очень доволен, что эти оперы вытаскивают, исполняют и даже записывают. ЭТО ВАЖНО!! иметь в запасниках такие фонограммы необходимо, чтобы они были под рукой.
Ваше известие, что "Овод" шёл в театрах, меня застало врасплох: я должен был это заметить, но не заметил. Видимо, в советские годы исполнялось всяко-разно сочиняемое, так что "Овод" Спадавеккиа прошёл мимо меня. Быть может, меня отпугнула хрестоматийностью сюжета, как вот "Мать" или что-то в этом роде.
В этом плане, кстати, требовать привлечения вокальных звёзд было бы странно: с т.з. вокала всё было сделано в целом вполне приемлемо, так что вполне можно понять из исполнения, что это за опера и какова она "на зуб". Конечно, мне тоже хотелось бы качества, но я не могу не понимать, что слишком многого в данном случае хочу :))
Хотя .......
Если делать один раз, то почему бы и не привлечь сильных вокалистов? Всё же эта опера намного интереснее в музыкальном отношении, чем балеты "Великий Гэтсби" или "Татьяна". В опере есть и кантилена, есть что "положить на голос", т.е. не совсем уж пустое место. И всё же это не гениально.
Стоило ли её вытаскивать? Выше сказал, что стоило, и не отказываюсь от этих слов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Спасибо!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Овод" Спадавеккиа по роману Войнич
« Ответ #45 : Ноябрь 13, 2014, 17:56:40 »
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант

Волшебница. Фея.
Правильно: ну к чему концертному исполнению видеоряд??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 945
Монтанелли до антракта был каким-то робким, а ведь это бас всё-таки!

По трансляции голос был достаточно звучным, но вот что значит - слушать в зале.

Из любопытства послушал запись. Кое-что действительно воспринимается по-другому, не так, как в зале. Например, в записи у Монтанелли не только голос звучный, но даже и с дикцией, кажется, всё нормально, притом что в зале часть слов можно было разобрать с большим трудом.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надеюсь, что у нас тут будет эконом-вариант, который всех устроит гораздо больше.
эконом-вариант

Спасибо!!!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На youtube выложили это к.и.

http://www.youtube.com/watch?v=xRGb4Ai-hks
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне всё же кажется, что нужно выпустить эту вещь на дисках. Youtube - это нечто эфемерное. Кто его знает, что там сохранится, а что и нет.
Мне кажется, исполнение вполне приличное в том смысле, что из него можно сделать правильные выводы о самой опере.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица