Автор Тема: Владимир Горовиц (1903-1989), легендарный русский пианист  (Прочитано 2118 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Горовиц (1903-1989), легендарный русский пианист

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E2%E8%F6,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E0%EC%EE%E9%EB%EE%E2%E8%F7

http://www.belcanto.ru/horowitz.html



Биография его поистине необычайна и даже фантастична, а год рождения, как я вижу, уточнён: раньше считалось, что он родился в 1904 году, а теперь, подняв архивы, выяснили, что в 1903-м.

Забавно, что до этого момента у нас на форуме не было потока, посвящённого Горовицу, хотя мы о нём постоянно вспоминали. Вероятно, это объясняется тем, что такие артисты настолько пронизывают своим присутствием художественный мир, что даже несколько странно посвящать им отдельный разговор.
И всё же пусть будет.
« Последнее редактирование: Август 21, 2014, 12:34:06 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вычитал это и долго хохотал:

"Владимир Горовиц учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевском музыкальном училище, преобразованном с сентября 1913 года в Киевскую консерваторию. По её окончании в 1920 году диплом В.Горовиц так и не получил, так как у него не было свидетельства об окончании гимназии".

:)) Получается, что один из величайших пианистов мира так и не получил диплом об окончании им музыкального учебного заведения?? Забавно и поучительно.

Многочисленные записи Владимира Горовица размещены на сетевых ресурсах:

http://classic-online.ru/ru/performer/128

Для тех, кто ещё не слишком хорошо знаком с исполнительством легендарного музыканта, могу специально рекомендовать некоторые записи, которые иначе как гениальными не назовёшь, а именно: "Долина Обермана", 2-я баллада и др. ф-п пьесы Листа, 10-я соната и пьесы Скрябина, "Остров радости" Дебюсси, 3-й концерт Рахманинова в записи конца 70-х гг. с Орманди, 2-я соната Рахманинова в записи 60-х гг., его собственные обработки, бисы и т.д. Ими список не исчерпывается, но в исполнении этих вещей Горовиц поистине не знал себе равных.
« Последнее редактирование: Август 21, 2014, 12:29:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Horowitz in Moscow 1986
http://www.youtube.com/watch?v=p4gALGMf3Mw

Неплохой рассказ о Горовице и его пребывании в России, съёмки в неформальной обстановке, а также запись концерта в БЗК.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Горовиц играет в Вашингтоне в Белом Доме перед знваной публикой и президентом США Д.Картером:

http://www.youtube.com/watch?v=mDWJ9mN2S0c

Рекомендую посмотреть этой действо. Очень поучительно!
Перед началом концерта большую речь произносит тогдашний президент Джеймс Картер, затем играет Горовиц.
Пианист начинает концерт переложением американского гимна в своём монументальном "гремучем" стиле - все слушатели встают!

Один из тех, кто смотрел это видел, пишет на youtube:

Garry Mak
Male from Russia patriot of America.

:))

Горовиц сыграл в Белом Доме 2-ю сонату Шопена, его же "Героический" полонез As-dur, 2 вальса, Вальс "В.Р." С.В.Рахманинова, "Грёзы" Шумана, свои Кармен-вариации.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Horowitz in Moscow 1986
http://www.youtube.com/watch?v=p4gALGMf3Mw

Неплохой рассказ о Горовице и его пребывании в России, съёмки в неформальной обстановке, а также запись концерта в БЗК.
   Приятно было увидеть несколько знакомых лиц в толпе, пришедшей в кассу БЗК за билетами (28 лет назад!). Правда, сам я ни за билетами, ни на концерт Горовица не ходил.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Сегодня пришел к окончательной (для себя) формулировке. Умом я это понимал, но прочувствовал сейчас. Кто-то, естественно, не согласится, да и я мог бы всего этого не писать, но вот решил поделиться.
К своему удивлению последние два дня слушаю почти исключительно Горовица. Он никогда не был «моим» музыкантом, но почему же я именно к его искусству обращаюсь? Накатила усталость к концу семестра, не очень хорошее настроение и самочувствие. Трудно слушать, когда перед тобой открываются глубины, пусть даже исполнитель играет «со всевозможной простотой» (с), но она настолько богата, что требует от слушателя большой отдачи. В искусстве же Горовица изящество, нет прозрений вселенского масштаба, но есть своя культура и привлекательность. Он не стал ближе, но помог прикоснуться к другой эстетике. Понимаю бешеный восторг поклонников, к которому не присоединился бы, но благодарность за некоторые произведения (не все) хочу выразить.
Речь идет о видео с концерта в Вене (1987). Чудное Рондо Моцарта D-dur, K.485, даже 13-ю сонату, B-dur, K.333, принял. Экспромт Шуберта, оп.90,№3, Ges-dur пропусти мимо ушей, исполнение ни о чем, «Детские сцены» мне всегда неинтересно было слушать – ничего поделать с собой не могу – и это при всей моей любви к Шуману, зато «Утешение» №3 Листа произвело большое впечатление. Без фа-минорного музыкального момента Шуберта мог бы обойтись, тем более, без неизменных «Искорок» Мошковского.
Сравниваю свои ощущения с записью Рихтера в дневнике: «...И феноменально, и возмутительно, и здорово (по-«консерваторски»), и чудный звук, и всё так противоречиво. Такой талант! И такой…» - дальше цитировать не стану. Возмутительного (но там речь о других записях) не нашел, но что-то никак не затронувшее услышал.

Год назад случилась неприятность с почти сердечным приступом на нервной почве, хоть оно у меня здоровое. Вспомнил, что Рихтер советовал слушать 11-ю сонату Бетховена: B-dur может оказать помощь сердцу. Решил проверить. Начинал слушать, почти сразу же останавливал и включал другую запись, искал «облегченный» вариант. Но такого не было, все записи требовали отдачи, а я на это не был способен, мог только брать. И это при том, что его исполнение мне  близко, как никакое другое. Когда-то несколько дней подряд с неизменным удовольствием слушал все имеющиеся 13 его записей. Но в тот тяжелый вечер почувствовал, что будет только хуже, что такие откровения трудно перенести.

Понимаю, что есть люди, и их немало, которым не нужны головокружительные музыкальные высоты, а замечательный пианизм Горовица, который у него был и в преклонном возрасте, культура, пришедшая из прошедшей эпохи, – это и есть главное в музыке, а всё, что сверх того – нечто, наверное, ненужное. Читаешь отзывы от исполнения им Сонаты Листа – а там восторгаются октавами, как будто это и есть основное содержание этого великого опуса. Мог бы привести и другие примеры. Да, чуть не забыл – «Крейслериану» слушаю редко, но почти только в его исполнении.

В общем, побывал в эти дни как бы в другом обществе. И там тоже есть своя жизнь!