Автор Тема: Личия Альбанезе (1909–2014), сопрано (США)  (Прочитано 4105 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Басов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 142
В юбилеи положено говорить хорошие слова и, поскольку 95 лет без сомнения совершенно круглая дата (В Википедии 22 июля 1913 года, театральная энциклопедия называет 1914, ну неважно, в этом возрасте все даты круглые), я сначала приведу ну очень большую цитату из Вокальных параллелей Лаури – Вольпи (книга взята с Клана Баритонов) а затем попытаюсь высказать свои впечатления (конечно не так гладко, как уЛаури-Вольпи, но искренне)

ЛИЧИЯ АЛЬБАНЕЗЕ


«Это один из самых нежных, самых задумчивых, самых «осмысленных» голосов, которые автору
когда-либо приходилось слышать. Арию «Хоть я и кажусь бесстрашной» из «Кармен», спетую, продекламированную, нарисованную и раскрашенную Личи Альбанезе, нужно слышать своими ушами; рассказать об этом невозможно. Ее миниатюрная женственная фигурка как нельзя лучше гармонировала с характером ее голоса, со всей ее натурой.
Музыкальность пронизывала все ее существо. Манера пения и интерпретационный стиль Альбанезе показались безупречными с первого же ее выступления.
Училась она у Бальтасара Тедески. Но как найти границу, за которой кончается дело рук преподавателя и начинается инициатива, самостоятельное творчество его ученика?
Как бы там ни было, Личия вышла к рампе уже окончательно сформированной артисткой, и мы так и не знаем, много ли добавил последующий сценический опыт к ее отточенному с самого начала мастерству. Но когда вы ее слушали, в совокупности качеств, составлявших ее творческую индивидуальность, одно вырисовывалось особенно ясно: интуиция или то внутреннее озарение, которое позволяет объемно увидеть всю исполняемую мелодию разом.
Наделенному ею артисту интуиция подсказывает такт за тактом выражение, темп, оттенки и нюансы — словом, все те мазки, из которых, подобно картине, слагается данный кусок музыки. И по мере того, как этот кусок воссоздается, на его материале происходит публичное раскрытие, реализация личности самого артиста.
Когда Личия Альбанезе находилась на сцене, она в полном смысле слова живописала своим пением ту или иную картину, трезво контролируя при этом идущие в дело выразительные средства и не теряя из виду конечную цель. Публика безропотно давала увести себя туда, куда певице было угодно, и в конце концов благодарила ее, автора столь убедительного и вместе с тем столь хруп кого миража, признательными аплодисментами.
Переехав в Нью-Йорк, Личия Альбанезе лишь изредка навещала Италию и свою родную Апулию. Прожектора «Метрополитен-оперы» ослепили и приворожили ее.

ПАРАЛЛЕЛЬ МАРЕНГО - АЛЬБАНЕЗЕ

Как вокал, так и творческое мышление этих двух артисток бесспорно имеют много общего.
Их физическая привлекательность и сценичность еще более усугубляют сходство. Напористая и уверенная, свидетельствующая об опытности звукоподача, гармония слова и звука также свойственна им обеим. Однако устремления их разнятся, ибо в первой преобладает артистка, во второй же — поэт. Маренго несколько академична, Альбанезе чутка и наделена богатым воображением. Обе они, словно послушницы в монастыре, отгородились от мира стенами своих театров, одна — подчиняясь ходу событий, другая — добровольно. В силу этого им не суждено было «заполнить собой мир», к чему стремятся многие певцы, превратившие себя в сущие передвижные машины для пения, не знающие ни минуты отдыха.
Но их далеко не повсеместная известность не должна вводить в заблуждение.
В Италии и во многих других странах Исабели Маренго, Лили Понс, Лукреции Бори и Личии Альбанезе просто не знают настоящей цены.
В свое время публика и критика не обратили на них внимания, а записи не дают правильного
представления о характере и тембровых особенностях их голосов (кроме, пожалуй,голоса Лили Понс).
Микрофон иногда награждает голос качествами, которых в нем нет, иногда не доносит того, что есть, но неизменно мумифицирует голос, делает с него безжизненный слепок.
Усилители и звукосниматели изменяют или даже искажают черты вокального «лица». (Вспомним, что тембр считается лицом голоса, как сам голос считается отображением духовного мира артиста.)
Есть голоса, которые в записи выигрывают. Пластинка придает им богатство и блеск красок, начисто отсутствующие в естественном звучании. Другие голоса, наоборот, в записи звучат как-то урезанно, и присущая им тембровая красота скрадывается.
Отсюда напрашивается вывод: никогда не следует всецело доверяться впечатлению от прослушивания записей и радиотрансляций. Нужно непременно прослушать данный голос «живьем» и судить о нем по реальному впечатлению, вызванному непосредственным слушательским общением.
Хуже всего, однако, то, что техника, искажая истину, фабрикует фальшивые ценности и дезориентирует этим недолговечные и своенравные привязанности современной публики, так легко подпадающей под влияние демагогов и мистификаторов.
А ведь еще олимпийские боги имели обыкновение мстить смертным, которым легковерие служило вместо эстетического чутья.
Тупой царь Мидас осмелился предпочесть вокальные упражнения сатира Марсия пению самого Аполлона. Аполлон наказал Мидаса, дав ему в награду пару ослиных ушей. Незадачливого же сатира он привязал к сосне и заживо содрал с него кожу.
Ах, как жаль, что божественный кожевник забыл дорогу на землю!
Заглянув в залы оперных театров, наполненных публикой респектабельной и лощеной, он роздал бы зрителям немало первосортных ослиных ушей и привязал бы к соснам у входа в театр добрую толику современных нам исполнителей. Ибо царь Мидас оказался лишь родоначальником неисчислимого потомства длинноухих зрителей и не менее длинноухих критиков. К несчастью, тот камыш, что на ветру принимался шуршать «у Мидаса —
ослиные уши», вырван и затоптан, а божественная свирель Аполлона давно предана огню.
И сегодня Аполлоново пение откровеннее, чем когда-либо, сливается с ослиным ревом в срамную какофонию. Молодое же поколение зачастую неспособно отличить рева от пения».

Книгу эту я прочитал уже после того, как Альбанезе стала для меня одной из 2-3 самых-самых… Первые её записи (у меня, естественно) -это Богемы с Джильи и Пирсом и хотя «по совокупности» любимая моя запись Серафиновская с Бергонци, Басти, Тебальди, д`Анджелло, Мими трогает только Альбанезе. Потом её Виолетта примирила меня с Травиатой, а её жалкие попытки сохранить (показать) какое то достоинство в сцене с Жоржем Жермоном напомнили мне первую встречу моей собаки (восточно-европейская овчарка, охват груди 94 см.) с котенком (сейчас уже здоровенный котяра). Собака с достоинством крутит хвостом, дескать, мы одного хозяина, а котенок ощетинился, пытается показать, что он то же что-то собой представляет и вот этот контраст достоинства взрослой овчарки и жалкие попытки
котенка показать, что он «тоже человек» - это как раз сцена Жермона и Виолетты -Мерилла-Альбанезе. Потом Микаэлла, пожалуй, затмившая Кармен, Манон, Лауретта (из Скикки), а уж Дездемона, это что-то действительно запредельное. Сначала пальчики веером:

Не вздумай только,
Что это жертва.
Дело не во мне.
Я попросить могла бы
С тем же правом,
Чтоб ты надел перчатки,
Закусил и, выходя, оделся потеплее.
Нет, если я когда-нибудь решу
Твою любовь подвергнуть испытанью,
Я что-нибудь назначу потрудней.
А это что!

Потом грандиозный скандал, потом интонации обиженного ребенка: как так, а был такой
предупредительный, потом это лямор де ламорте (на слух), грустно, но девчонка еще не понимает, что это не дома, и животный страх, когда просто только заходит Эмилия.
И для меня не случайность, что Лаури-Вольпи поместил пассаж о Мидасе и Аполлоне именно в паре Альбанезе-Маренго. А его «Вспомним, что тембр считается лицом голоса, как сам голос считается отображением духовного мира артиста» избавил меня от переживаний по поводу неприятия некой знаменитости по простейшей цепочке: голос отображает душу, наши души не созвучны, может это и к лучшему.

Последние фотографии Альбанезе в Сети вроде бы январь 2007 года. Если жива, пусть будет здоровье.

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Re: Личия Альбанезе (1909–2014), сопрано (США)
« Ответ #1 : Июль 22, 2008, 13:57:20 »
Я очень люблю живую запись "Травиаты" с Личией Альбанезе (под управлением Тосканини). Виолетта в ее исполнении - настоящий шедевр. Когда слушаешь, то совершенно не хочется анализировать детали, она просто захватывает целиком!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 300
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Личия Альбанезе (1909–2014), сопрано (США)
« Ответ #2 : Апрель 13, 2017, 22:37:55 »
Летний дом знаменитой оперной певицы продается за $5 млн

Летний дом Личии Альбанезе выставлен на продажу. Его цена составляет пять миллионов долларов. Об этом сообщает New York Post.

Летний дом оперной певицы итальянского происхождения находится в США в городе Норуолк. Именно там Личия устраивала громкие вечеринки. Со своего балкона, который выходил в гостиную, она предпочитала петь своим гостям. Личия Альбанадзе была знаменитой артисткой Метрополитен-оперы на протяжении 20 лет. Она выступала там больше 400 раз. Оперная певица умерла в 2014 году в возрасте 105 лет. Летний дом, который сейчас выставлен на продажу за пять миллионов долларов, был построен в 1939 году. Его площадь составляет порядка 530 квадратных метров. Внутри находится пять спален, а на снаружи сады и теннисный корт.

https://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2017/04/13/n_9920951.shtml
_____________

В русскоязычных источниках указан год рождения - 1913, но NYT пишет, что она 1909 года рождения https://www.nytimes.com/2014/08/17/arts/music/licia-albanese-exalted-soprano-is-dead-at-105.html?_r=0
Che mai sento!