Автор Тема: Невзрачный Париж  (Прочитано 1163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Невзрачный Париж
« : Январь 31, 2015, 14:29:17 »
Невзрачный Париж
Apr. 25th, 2009 at 10:18 PM

На расстоянии временнОй исторической дистанции, когда уже можно более-менее объективно судить о событиях первой половины 20-го века, можно сделать однозначный вывод, что сдача Франции без боя Гитлеру спасла средневековые её постройки, а также, конечно, постройки более поздних времён: если бы шли бои, всё это было бы порушено, как Варшава, Берлин и многие другие города.
Париж тоже сдали без боя, иначе не видать бы нам сегодня Парижа :) Правда, французы очень не любят вспоминать об этих позорных событиях :))
Гитлер хотел взорвать Париж при отступлении и даже отдал такой приказ, но тогдашние местные власти отказались это делать и тем самым спасли город от разрушения.
Вообще, когда окидываешь мысленным взором европейскую историю, начинаешь понимать, каким, с одной стороны, логичным следствием вековых выкрутасов её политиков, а с другой стороны, чудовищем выглядит на её фоне Гитлер. Разрушения времён 2-й Мировой были столь глобальными, что с лица Земли исчезла материальная память о целых эпохах – какими нужно было быть варварами, чтобы безжалостно разрушать создаваемое тысячелетиями. И всё же это было сделано. Причём, это происходило не только во время 2-й Мировой. Поэтому "в подлинниках" Европа более менее уцелела в провинциальных городах, в которых не было слишком сильных боёв и радикальных последствий всяческих революций или которые находятся в труднодоступных районах, а также в тех крупных городах, которые не побывали на линии фронта и не переходили из рук в руки усилиями противоборствующих сторон. Между прочим, это обстоятельство должны учитывать те, кто захочет посетить Европу с культурным визитом с целью обозрения её достопримечательностей – там многое ныне присутствует отнюдь не в подлинниках, а в тщательно восстановленных копиях – я имею в виду в т.ч. архитектуру, к примеру, Версаль (едва не снесённый ради потехи революционЭрами) или главную историческую площадку Дрездена (разбомбленную безо всякой надобности т.н. "союзниками"). Как и у нас в Царском селе знаменитая янтарная комната представляет собой хорошую копию, которая, быть может, в каком-то плане даже ЛУЧШЕ, чем подлинник, но всё же не подлинник.
Берлин же просто был превращён в пыль, довоенного Берлина не существует. Да, там кое-что восстановлено, но практически всё это новодел.
Когда думаешь о мракобесии начала 40-х годов, просто кровь в жилах стынет: ведь наша страна действительно спасла Европу, а может, и весь мир. Если бы мы не добили Гитлера и если бы прошло ещё немного времени, то Гитлер, попади ему в руки атомная бомба, ни секунды бы не колебался, отдавая приказ о её применении.
В свете происшедшего тогда в Европе в исторической перспективе выглядит очевидным благом тот факт, что Сталин не сдал фашистам Петербург и Москву, иначе не видать бы нам их, как своих ушей – Гитлер обе наших столицы расстрелял бы при наступлении, а всё уцелевшее стёр бы в пыль при отступлении. Так что громадные жертвы были принесены нашим народом при обороне этих наших городов не зря. Забегая вперёд, хочу отметить, что даже на фоне Европы Москва сегодня выглядит шикарно, а спасённым во время ВОВ Петербургом мы можем просто гордиться – второго такого города в Европе нет ! Быть может, есть города более стильные и более красивые, не говоря уже о том, что с более древней исторической частью, но подобного ему всё равно нету и уже никогда не будет. Исторический Петербург и его пригороды – это наша гордость и наша "европейская жемчужина".
Но Париж страдал не только во время войн, но и во время революций, как и Реймс, где я тоже побывал, совершив своё собственное "Путешествие в Реймс" :). Так, Реймский собор, где короновали французских королей, и собор Нотр Дам де Пари пострадали во время французских революций – побитые витражи, порушенные скульптуры и т.п. РеволюционЭры демонтировали скульптуры и символически отрубали им каменные головы на гильотинах. Кстати, символика скульптур на соборах, иногда неприличная (по части отражения дьяволизма), весьма разнообразна и достойна отдельного рассказа, который, полагаю, можно заменить прочтением соответствующей спецлитературы.
Некоторые побитые витражи в коронационном соборе в Реймсе восстанавливал Марк Шагал – он выиграл объявленный конкурс и кое-что успел воплотить в материале. Остальные уничтоженные витражи до сих пор пока что заменены простыми белыми стёклами. Не имея возможности пристально и детально рассмотреть висящие под потолком витражи Шагала, я воздержусь от оценок, но общее интегральное впечатление было скорее положительным.
Разумеется, специальный день в Париже я посвятил Лувру и его художественным сокровищам. В частности, посетил, наконец, легендарную Джоконду Леонардо да Винчи, до которой у меня ранее руки (вернее, ноги) так и не дошли – даже когда её в Москву привозили, я этот момент прошляпил. Там же работы Рембрандта, Ван Гога, содержимое специализированных залов и т.п.
То же самое я сделал и в Дрездене: посетил знаменитую Дрезденскую галерею (восстановленную) и лицезрел знаменитые картины из её коллекции, которые, однако, не так "раскручены", как полумифическая ныне Джоконда, спрятанная от покушений шизофреников за бронированным стеклом. В Лувре можно делать фото без ограничений, поэтому вокруг картины всегда толпа с фотоаппаратами, как будто там можно сфотать что-то новое. А вот в Дрезденской галерее фотать вообще запрещено :)
Любопытно, что на многочисленных репродукциях цветовая гамма Джоконды существенно отличается от реально наблюдаемой сегодня в подлиннике. Так, на репродукциях явно усилена синяя часть цветового спектра картины, тогда как в реальности она предстаёт в бордово-зелёных тонах. Не буду настаивать на правильности своей точки зрения, но это может быть связано либо с очевидным смещением доминанты  цветового зрения в красную часть спектра у Леонардо (между прочим, это было типично для многих старинных и древних мастеров изобразительного искусства и керамики- тогда хуже видели в синих лучах), либо потемнением картины от времени.
В Париже я посетил также с визитом Опера-Гарнье – именно так её называют французы – ОперА-ГарньЕ (по имени архитектора) или просто ОперА: термин "гранд-опера" они не используют, а если у них спросить, где находится "гранд-опера", они могут направить в Опера-Бастий, но никак не в желанную вам Оперу :))
Внутреннее убранство рекреаций Опера-Гарнье впечатляет – да и сам зрительный зал выдержан в благородных "багровых тонах". Акустика великолепна и обеспечивается архитектурными решениями, классической формой зала, конфигурацией его украшений и т.п.
Между прочим, в опере на спектакле разрешено делать фото – я запамятовал и давно хотел уточнить этот момент и вот в рекреации лично прочитал табличку по-французски: нельзя делать видео, нельзя фотографировать СО ВСПЫШКОЙ – и больше никаких уточнений ! Делать фото БЕЗ вспышки – можно :). На символическом рисунке перечёркнута ВСПЫШКА, а не сам фотик.
Обойти Париж пешком за те несколько дней, что я в нём пребывал, да ещё с нагрузкой в виде других своих проблем, я, конечно, не мог, но всё же постарался максимально использовать время. Париж полон знаковых мест – к примеру, театр Комеди Франсез, "Cafe de la Paix" или дом №14 по бульвару Капуцинок, связанный с показом первых кинофильмов братьев Люмье. Бульвар Капуцинок начинается в аккурат около Оперы – разве это не удивительное соседство ? Т.с. "гений места".
Не упустил я также возможности вознестись на небоскрёб "Монпарнас", чтобы взглянуть на огни ночного Парижа. Надо сказать, что башня естественным образом довольно сильно раскачивается и её колебания ощущаются безо всяких приборов :) Было впечатление, что стою на палубе корабля :)
Взгромождался я также и на Эйфелеву башню с её неприятным лифтом, с виду ненадёжным и скрежещущим – с неё открывается вид, быть может, не такой эффектный, как с вертолётной площадки башни Монпарнас, зато более внятный с меньшей высоты.
Такси в Париже очень развито и имеет два тарифа – дневной и ночной, так что потеряться в Париже довольно трудно :) Такой наглости, как у московских, у парижских таксистов нету, но если они в вас опознают лохов, то будут катать по всему Парижу, несмотря на то, что до нужного места вам надо было ехать 2-3 минуты :)
Отели там разных классов – от самых шикарных до самых экономных: в "самых-самых" (в обе стороны) я не бывал, однако жил в самом Париже, где средний уровень сервиса довольно высокий за умеренные деньги.
Парижскую подземку исторической части города и наше московское метро невозможно сравнивать, это абсолютно разные вещи – с одной стороны, в Париже очень густая сеть подземок, какой в Москве нету, но удивляет нынешняя незаполненность парижских подземок и какая-то их обречённость: судя по всему, деловая жизнь необратимо уходит из Парижа в Дефанс и в пригороды, поэтому я предсказываю, что парижское метро скоро загнётся и будет постепенно закрываться из-за недофинансирования. На это указывает и жуткая грязь и обшарпанность подземок, станции которых похожи на подворотни бандитских районов города, а маленькие вагончики поездов больше напоминают старые вонючие автобусы. Московское метро в сравнении с этим убожеством – просто дворец :) Даже станции брежневских времён с их вполне утилитарным дизайном и туалетной плиткой на стенах не уступают парижским, а уж исторические и самые современные станции вообще вне сравнения. Если добавить к этому вонючих парижских бомжей, валяющихся по всем переходам метро, то картина будет полна. Да, между прочим, прямо на пороге Оперы в тоже чуть не споткнулся о бомжа, закутавшегося в оперные афиши.
Дефанс – это "город будущего", современный технологичный район Парижа. Я назвал бы его "город жуткого будущего": он представляет собой сборище гигантских небоскрёбов, объединённых общими нижними этажами, где находятся транспортные пути и коммуникации. В таком городе можно жить в одном небоскрёбе, а на работу ходить в соседний, а при увольнении с одной работы и переходе на другую – просто приходить на другой этаж того же здания, нажимая другую кнопку в том же лифте. Как-то сами собой вспоминаются фантастические "Стальные пещеры", где каждому выделено фиксированное количество воды, пищи и ресурсов в соответствии с присвоенным общественным статусом.
Дефанс произвёл на меня кошмарное впечатление – я надеюсь, что сдохну раньше, чем придётся жить в таких вот "городах будущего", где живёшь в одной нумерованной ячейке, а на работу ходишь в другую. Осталось ещё на лбу штрихкод каждому жителю выжечь и всё будет в порядке. И этого недолго осталось ждать – скоро всех "посчитают".
Цены в Париже по европейским меркам умеренные, хотя какая-нибудь дурацкая баночка Колы 0.33л может стоить 2.5 еврика. А весьма приличный обед при этом может стоить 15-20 евро. Если заказывать ужин с выпивкой, песнями и плясками, то это выйдет в 30-40 евриков, не меньше, а если его заказать ещё в приличном помещении, то это выльется в 100-150 евриков.
Жратва там в целом дороже, чем в Москве, но качество при этом не выше. Разумеется, я не беру шикарные рестораны с эксклюзивной французской кухней, лично отобранными клиентом лягушачьими лапками и т.п.
Прошвырнулся я и по пресловутым "Елисейским полям", оформленным к приближавшемуся Рождеству – если б вы только знали, как меня всегда бесило это "русскоязычное" название сией магистрали ! На самом деле название произошло от слова "элизиум", т.е. "рай", а сами "поля" должны в переводе именоваться "райскими", но как всегда у наших соотечественников, название "елисейские поля" оказалось скалькировано с названия "елисейский магазин".
Это пОшло, дорогие сограждане.
По Парижу, особенно по исторической его части, надо, конечно, гулять, а не ездить, иначе невозможно ощутить его своеобразие.
Но вообще, Париж – для французов, да и вся Франция – только "для своих". Никаких "дружественных интерфейсов" или переводов надписей на др. языки :)) К примеру, если вы не умеете пользоваться автоматами для покупки билетов на метро и отправились гулять по Парижу, то вечером или утром рискуете не попасть в метро, если не запаслись билетами заранее, получив их из рук кассирши :) Так что учитесь пользоваться автоматами. В Париже очень много ситуаций, которые без знания языка могут превратиться в громадную проблему, потому что у французов, в т.ч. и в Париже, работает негласный девиз: "Франция для французов". Если обратитесь к парижанам по-английски или по–немецки, то от вас могут шарахнуться, как от зачумлённых :) А между прочим, в Германии, особенно в приграничных районах, свободно болтают по-французски и по-английски. Единственное что, в Дрездене со мной отказались разговаривать на каком-либо языке, кроме немецкого. Но Дрезден ощущает себя провинцией относительно других областей Германии и на этой почве комплексует. А может, дрезденцы никак не могут простить "союзникам" зверской бомбардировки города, когда он за сутки весь был превращён в пыль без особой военной необходимости, просто из вредности, в отместку, поэтому и кривятся при звуках английской речи :))
Впрочем, если вспомнить, как в 40-х годах 20-го века чудили немцы по Европе, то я лично особой жалости к ним тоже не испытываю.
Париж, кстати, это один из самых бандитских мегаполисов Европы – тут грабят буквально средь бела дня: если зазеваетесь, любуясь "красотами Парижа", то рискуете быть обчищенными проезжающими мимо мотоциклистами. У меня прямо на глазах были случаи: ворюги подъезжают к прохожим и вырывают у них из рук и из карманов вещи, деньги и документы – так что не разевайте варежку ! :) Иначе ощиплют, как курицу.
Что касается проституции, то этим ранее славился Монмартр, а особенно, одна из его главных улиц – сегодня всю эту шелупонь вытеснили в Булонский лес, так что если хотите ярких впечатлений – ну, к примеру, чтобы вас обобрали и надавали по башке и по морде, то поезжайте туда искать секс-приключений. Не сомневаюсь, что вы их получите сполна.
Из Парижа я совершал "культурные выезды" в Фонтенбло. Тут мне повезло с погодой – не было осадков и воздух был сухой, в результате чего шикарные интерьеры дворца Фонтенбло, в котором каждая комната посвящена своему правителю, были полностью открыты для посещений. Я прошествовал по пышным аппартаментам различных императоров, постепенно достраивавших и заполнявших комнаты дворца специально под себя, тем самым оставляя свой след в Фонтенбло и не трогая аппартаменты своих предшественников. Открыли даже неотапливаемые громадные помещения – в т.ч. то крыло, где расположены тронный зал и домовая церковь. В саду Дианы разгуливали ленивые павлины, которые обленились до такой степени, что даже еду уже не выпрашивали. Вопреки всеобщему мнению, павлины не боятся холодной погоды.
Посетил я также т.н. "русское кладбище" (не очень-то хотелось, но для галочки) и вполне оценил своеобразный способ освобождения его от могил – если могилы не содержатся в чистоте и в порядке и родственники или спонсоры не платят за аренду "могило-места", то могилу сносят. Кстати, оказывается там хотели построить стадион вместо этого кладбища, но пока бОльшую часть могил кладбища оплачивают родственники и спонсоры и пока за избранными могилами следит муниципалитет, этого не случится. А в дальнейшем могилы Бунина, Нуриева, Юсупова (убийцы Распутина) и т.п. будут снесены, а останки или перезахоронены, или свалены в Катакомбы. На могилках пунктуально выставляются разноцветные точечки масляной краской – точечки означают статус могилы. Например, белая точка означает, что за могилой следит муниципалитет. Если могилка не содержится в должном порядке и не оплачивается, то на неё кладут уведомление о том, что могила скоро пойдёт с молотка для новых желающих тут покоиться. Вот так ! Учёт и контроль, как завещал великий Ленин :)) Французы реорганизовали-таки Рабкрин ! Места в Европе мало, экономят и на кладбищах тоже. Впрочем ….. Если могилы и кладбища постепенно не ликвидировать, то вся Земля будет ими покрыта, а кому это надо ??
Есть там и коллективная могила тогдашних казаков, бежавших из России от революции, т.е. от вполне заслуженной виселицы – из них за рубежом получились лишь таксисты и каскадёры, потому что они не умели ничего делать, кроме как шашкой рубать. Вообще, казаки и смерть российских обывателей от их шальных сабелек – в моём воображении связаны неразрывно и мне ничуть не жаль этих "казацких эмигрантов".
Ещё мне непонятно, чем, собственно, Наполеон лучше Гитлера ? Почему французы его любят, превозносят и прах его захоронен в соборе Дома инвалидов ? На мой взгляд, поклоняться Наполеону и чтить его - это всё равно, что почитать Гитлера или Муссолини.
О Париже можно рассказывать долго, но столь же безрезультатно :) Единственное, что можно посоветовать тем, кто туда поедет, так это подготовиться и отсмотреть большое количество киноматериалов, а потом разок посетить его лично и иметь в запасе хотя бы 2 недели, чтобы прочувствовать аромат парижской жизни, прошвырнуться по Champs Elisee, посетить "Мулен руж", Оперу, пройтись по улице "Опера", отобедать в "Кафэ де ля Пэ", побывать на Монпарнасе и на Эйфелевой башне, погулять по Латинскому кварталу, обойти улицы площади Этуаль, почтить своим присутствием Лувр и другие художественные площадки, побывать в Базилике на Монмартре, пройтись до острова Ситэ, заглянуть на службу в собор Парижской Богоматери т.п. И сделать всё это не спеша. От себя скажу, что изучать Париж в реальности – бесполезно: надо готовиться заранее. И это относится не только к Парижу, но вообще к любому уголку Европы и мира: авторитетно заявляю, что лучше всего всё это изучать по телевизору :)))))) Проверено.
Касаемо вечернего освещения Парижа хочу отметить его скромность – муниципалитет запретил яркую световую товарную рекламу, дабы не портить исторический вид города. Зато Эйфелева башня в этот мой приезд сияла не повседневным обычным своим электрическим освещением, а тёмно-синим цветом, сделанным под цвет флага Евросоюза с жёлтыми звёздочками на борту, обращённом к Сене. Это было связано с текущим председательством Франции в Евросоюзе. В начале каждого часа башня 5 минут сверкает вспышками мерцающих электрических огней.
Вообще в целом Париж, как ни странно, довольно невзрачный город: в сравнении со многими другими городами Европы или, к примеру, с Петербургом он выглядит даже серым. Это связано с тем, что он, несмотря на позднейшие достройки и перестройки, сохранил свой средневековый мрачный колорит, поэтому я думаю, что фраза "увидеть Париж и умереть" придумана чересчур восторженными людьми с недостатком хорошего вкуса, но с чрезмерно развитым воображением.

Валентин Предлогов