Автор Тема: Прокуратура заинтересовалась "Тангейзером" в Новосибирском театре  (Прочитано 65593 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 451
Минкультуры Удмуртии заступилось за спектакль «Метель»

«Считаем, что спектакль „Метель“, поставленный по мотивам повести А. С. Пушкина в трактовке В.Сигарева, ни в коей мере не нарушает права и свободу совести вероисповеданий, не оскорбляет религиозных чувств верующих», — говорится в заявлении республиканского Минкультуры.

Полностью:

Медуза. 14:44, 5 марта 2015 г.
https://meduza.io/news/2015/03/05/minkultury-udmurtii-zastupilos-za-spektakl-metel
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 451
Суд перенес рассмотрение дела режиссера оперы "Тангейзер" на 10 марта

НОВОСИБИРСК, 6 мар — РИА Новости. Мировой суд центрального района Новосибирска в пятницу перенес на 10 марта рассмотрение административного дела в отношении режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина из-за смены его адвоката, передает корреспондент РИА Новости.

Полностью:

РИА Новости. 06:42 06.03.2015 (обновлено: 06:45 06.03.2015)
http://ria.ru/incidents/20150306/1051184094.html#ixzz3TZj6i1ch
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 451
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Zver

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 136
Не подпишу. Ибо ненавижу режоперников. Нагадить на могилу Вагнера - не искусство.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Андрей Кураев

Театральный не-роман https://www.facebook.com/diak.kuraev/posts/1006060389422055

О новосибирской постановке становится известно все больше. И все меньше хочется поддерживать протест тамошнего митрополита.

В опере Вагнера нет ничего кощунственного. Скорее наоборот - есть вполне христианские мотивы.

В новосибирской версии смотрим либретто:

"Пролог
На время работы над фильмом "Грот Венеры" Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.
Часть 1
Начинаются съемки финальной сцены <Грота Венеры> прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии".
http://www.opera-novosibirsk.ru/afisha/tangeizer.php

Как видим, Иисус появляется в фантазиях персонажа оперы. Причем Либретто называет этого персонажа и его фильм скандальными. То, что мерещится персонажу спектакля, нельзя выдавать за мнение режиссёра.

"Наполеоновские" мысли Раскольникова нельзя выдавать за мечты Достоевского.

Нельзя Гайдая, режиссера "Бриллиантовой руки" обвинять в пропаганде сатанизма за за то, что его персонажи несколько раз кряду говорят "чёрт побери".

Мне кажется, что в данной ситуации нужно остановиться, не звать милиционера, а поговорить. Хочется услышать объяснения самого режиссёра. Ему, конечно, неудобна и непривычна такая роль. Ведь если художник вынужден объясняться не на языке своего ремесла, значит что-то пошло не так.
***

Возмущено науськивающие медиа говорят: там, мол всю сцену декорация: распятый Христос между ног обнажённой женщины.

Но это именно декорация. Если на сцене театра висит флаг со свастикой - значит ли это пропаганду нацизма?
Запретим "17 мгновений весны"?

Конкретно эта декорация это всего лишь цитата: так выглядела реклама известного и весьма дельного фильма "Народ против Ларри Флинта". Фильм о мерзости и всесилии порноиндустрии.

Но чтобы понимать и узнавать аллюзии - надо хоть что-то знать. А биография инициатора скандала очень характерна: типичный парень с рабочей окраины, дорвавшийся до власти

"Митрополит Тихон... после 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского. В сентябре 1974 г. поступил в семинарию. 10 октября 1976 г. зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии."

Работа у Питирима исключала возможность нормальной учебы в семинарии.

То есть образования просто никакого: ни семейного, ни светского. Все (включая семинарию) "заочно".

Да и качество учебы в те годы было совсем хилым, т.к. старая профессура уже вымерла, а брать "варягов" из светского научного мира еще не разрешали.

Аспирантура в те годы были абсолютно далека от науки: это была просто стажировка в ОВЦС, таскание чемоданов за знатными иностранцами с последующим писанием "отчетов" (доносов) про них.

А диссертация Тихона смешна: что может писать о византийском авторе Никите Хониате человек, не знающий греческого языка??? Не случайно Тихон ее не издал до сих пор... При Питириме он был завхозом.

Когда его двигали на епископа, ему нужно было указать в анкете хоть одну "богословскую публикацию".. Проработав в церковном издательстве более 10 лет, он не смог написать ничего! Требуемую статью ему быстро написал доцент МДА В. К. Антоник. Его самостоятельная работа на посту главы Изд-ва патриархии была столь провальна, что даже патр. Алексий убрал его
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет cleofide

Про "Тангейзера"

...В новосибирском спектакле, как я поняла из описаний в рецензиях, Тангейзер (кинорежиссер, а не бард, но это неважно - он художник в любом случае) совершает именно то, что должен был бы совершить, чтобы наповал шокировать миннезингеров и морально "убить" Елизавету (которая там сделана из его невесты - матерью). А именно - покуситься на святое, соединить Венеру и Христа.

Но это совершает, как опять же понятно даже из рецензий, герой оперы. И за это он несёт наказание. Он теряет всё и всех. Друзей, Елизавету, себя прежнего. И всё-таки  - прощён и помилован. Потому что любовь - есть.
Чем же такой спектакль может кого-то оскорбить?

Напротив, его пафос выглядит высоконравственным и вполне христианским по духу.
И этическое послание Вагнера передано с абсолютной точностью.

Это гораздо правильнее, чем ставить очередного рутинного "Тангейзера" в замшелых средневековых декорациях, чтобы публика чихала от пыли, зевала во время сцены состязания певцов и смотрела на часы в третьем акте, пока там молится Елизавета и убивается по ней верный Вольфрам фон Эшенбах. В мире таких постановок уже не делают. Спросите у потомков Вагнера в Байрейте...

Читайте полностью http://cleofide.livejournal.com/891930.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Более 7 тыс. человек подписались в защиту постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирске

Авторы петиции требуют немедленно снять обвинения с деятелей культуры, а также опровергнуть их

НОВОСИБИРСК, 6 марта. /ТАСС/. Петиция в защиту директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера вызвавшей возмущение православной общественности оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина собрала уже более 7 тыс. подписей. Она размещена на портале Change.org и адресована прокуратуре Новосибирской области и лично прокурору региона Евгению Овчинникову.

http://tass.ru/obschestvo/1813736
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фестиваль "Золотая Маска"
https://www.facebook.com/goldenmaskfestival/posts/804101142971656:0

Письмо экспертов "Золотой Маски" о ситуации со спектаклем "Тангейзер" Новосибирского театра оперы и балета.
В Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета
В Прокуратуру по Новосибирской области
В Следственный Комитет РФ по Новосибирской области

Уважаемые господа!


Сегодня следственным комитетом Новосибирской области проводится проверка по делу о постановке оперы «Тангейзер» в НГАТОиБ, а городской суд рассматривает дело об административном правонарушении. По версии прокуратуры таковым является показ спектакля «Тангейзер» на сцене НГАТОиБ 20 и 22 декабря прошлого года. К ответственности пытаются привлечь режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича.

Мы полагаем, что оценка спектакля должна формироваться на основе мнения профессионального сообщества – экспертов, критиков, коллег, а также зрительской реакции, которая, прежде всего, выражается в аплодисментах и заполняемости зала, а не на основании конфессиональных претензий и мнении прокуроров. В отличие от тех, кто предъявил этому спектаклю обвинения, мы его видели, и помимо уже написанных рецензий, которые прилагаются в ссылках в дополнении к этому письму, мы могли засвидетельствовать продолжительные овации более чем полутора тысяч человек в зале. Среди этих людей мы не видели ни одного, кто открыто выражал бы свой протест.

Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета – гордость нашей страны, а молодого режиссера Тимофея Кулябина можно считать одной из самых больших надежд современной российской сцены. И подобный прецедент, включающий в себя заявление крупного церковного деятеля, давление со стороны органов на значимый театр несет в себе угрозу опосредованной цензуры. Это особенно тревожно, поскольку критерии, по которым сейчас выдвинуты обвинения, крайне размыты и позволяют порой самые радикальные трактовки. История претензий различных религиозных сообществ к искусству знает множество драматических примеров из прошлого и настоящего.

Крайне настораживает и тот факт, что первым громким адресатом подобных обвинений стал спектакль, который, по нашему мнению, является попыткой глубокого анализа оригинальной вагнеровской темы и который невозможно заподозрить в намеренной провокационности. Напротив, в этой постановке, проводится последовательный и уважительный диалог со зрителем на тему свободы художника, ее границ, ее цены, и сложных взаимоотношений художника и веры. Все эти темы заявлены и в оригинальном либретто Рихарда Вагнера. Мы хотели бы засвидетельствовать, что все детали спектакля, вызывающие наиболее возмущенную реакцию, вырваны из оригинального контекста, в котором они не могут рассматриваться как провокация и намеренное оскорбление. Мы выражаем надежду, что обсуждение этого спектакля скорейшим образом вернутся из суда и следственного комитета в рамки общественной и профессиональной дискуссии, в которой мы будем рады принять участие.

С уважением,

Екатерина Бирюкова,
Председатель экспертного совета фестиваля Золотая Маска сезона 2014/15
шеф-редактор раздела Академическая музыка портала www.colta.ru,


Марина Гайкович
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Зав. отделом культуры "Независимой газеты", кандидат искусствоведения


Анна Гордеева
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
балетный обозреватель журнала "Музыкальная жизнь"


Владимир Дудин
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
редактор газеты "Консерватория"


Илья Кухаренко
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Театральный критик, продюсер, телеведущий «Россия-Культура»


Елена Черемных
Эксперт фестиваля «Золотая маска» сезона 2014/15,
Музыкальный обозреватель, автор книг по истории музыки
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 380
 Честно говоря, когда я заводила эту тему, я думала, что дискуссия будет о другом совсем. Мне, например, абсолютно неинтересно, кто победит в этой борьбе, как долго продолжались аплодисменты, которые в современном театре не значат ничего. Не видала я за последние лет 10-15 спектакля, которому бы не аплодировала публика.
А уж тем более сплетни на тему, кому и кто писал статьи.
Но дискуссии как-то не получилось.
Мне вот интересно, к чему Тимофею Кулябину был Христос, пел ли он у него в опере? Или так просто ходил туда-сюда? Какие смыслы это прибавило? Где должна кончаться эта самая свобода творчества?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 451
Честно говоря, когда я заводила эту тему, я думала, что дискуссия будет о другом совсем.
 
Мне вот интересно, к чему Тимофею Кулябину был Христос, пел ли он у него в опере? Или так просто ходил туда-сюда? Какие смыслы это прибавило? Где должна кончаться эта самая свобода творчества?

Название потока предопределило его содержание: в прокуратуре о прокуратуре. :D

А для обсуждения спектакля или свободы творчества надо, наверное, заводить другой поток или вести эти дискуссии в ветке о НГАТОБ, где, кстати, сосредоточены рецензии на "Тангейзера", появившиеся после премьеры.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Тем, кто не видел спектакль, невозможно его обсуждать. Поэтому нам остаётся только следить за развитием событий. Возможно, будет создан некий прецедент?!

А так я против и режоперы, и мракобесия. Режиссёры должны сами понимать, где граница дозволенного. По-простому, чтобы хотя бы не нарываться (в идеале хочется, чтобы у режиссёров был хороший вкус и чувство меры...) А церковь должна заниматься своими внутренними делами, у нас светское государство.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 380
Государство у нас светское, к Христу ни сном, ни духом не имеет отношения. Так что лучше его не трогать.

Оффлайн Zver

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 136
Государство у нас светское, к Христу ни сном, ни духом не имеет отношения. Так что лучше его не трогать.
Цитировать
Действующие лица:
Герман (Herrman), ландграф Тюрингии (бас)
Тангейзер, Генрих фон Офтердинген (Tannhäuser, Heinrich von Ofterdingen) (тенор)
Елизавета (Elisabeth), племянница ландграфа (сопрано)

Рыцари-певцы:
Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) (баритон)
Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide) (тенор)
Битерольф (Biterolf) (бас)
Генрих Шрайбер (Heinrich der Schreiber) (тенор)
Райнмар фон Цветер (Reinmar von Zweter) (бас)
Венера (Venus) (меццо-сопрано или сопрано)
Молодой пастух (сопрано)
Четыре пажа (сопрано)
Хор: дворяне, паломники, нимфы.
Где Христос?
Цитировать
...Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля ...
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери...

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 380
Христос в гроте Венеры, как известно тем, кто читал рецензии

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Как на самом деле известно из рецензий (конечно, куда лучше со стороны имеющих такую возможность сотрудников НГАТОиБ было бы «случайно» упустить на ютуб полную запись спектакля и дать возможность и друзьям, и врагам составить своё отношение почти непосредственно) — в постановке Кулябина Христос персонажем не является. Христос — персонаж фильма, который снимает Тангейзер, персонаж спектакля. Это Тангейзер показывает другим персонажам спектакля Христа в гроте Венеры, а Кулябин только показывает нам такого Тангейзера.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 380
 Вы меня извините, если Христос появляется на сцене, то почему он не является персонажем?

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
На сцене появляется актёр, играющий Христа в снимающемся фильме.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 380
Я не пойму, что вы хотите сказать? Какая разница? Если есть актёр, есть и персонаж.
Даже если он появлялся бы исключительно в сновидениях героя, это не мешало бы ему быть персонажем.
Я поняла прекрасно сюжет,  а что вы хотите сказать, честно говоря, не очень.

Оффлайн Zver

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 136
На сцене появляется актёр, играющий Христа в снимающемся фильме.
Это так у Вагнера в либретто? Можно ли так вольно обращаться с композитором, который все мелочи прописывал в партитуре? Если бы в афише было написано например "эротическая фантазия Кулябина на тему оперы Вагнера "Тангейзер"", это было бы честно. Вот например: "«Травиата»
Спектакль по опере Дж. Верди в двух действиях
Музыкальная редакция Евгений Колобов"

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Какая разница?.. Даже если он появлялся бы исключительно в сновидениях героя, это не мешало бы ему быть персонажем.
Договорились, Вы — не видите разницы.

Это так у Вагнера в либретто? Можно ли так вольно обращаться с композитором, который все мелочи прописывал в партитуре? Если бы в афише было написано например "эротическая фантазия Кулябина на тему оперы Вагнера "Тангейзер"", это было бы честно.
Очень с Вами соглашусь, что тут не более чем «спектакль по опере Вагнера», но по другой причине: как я понимаю, в музыке Вагнера появились паузы, не предусмотренные композитором, но понадобившиеся режиссёру в постановке.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Как я понимаю, дискуссия перешла в стадию: "Я Пастернака не читал, но скажу..."

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Страшно хочется «прочитать», но про гастроли спектакля в наши края пока не слышно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Протоиерей Дмитрий Смирнов высказал своё отношение к постановке «Тангейзер»

Любую оперу можно искромсать, любого писателя смешать с чем угодно под предлогом свободы творчества, сказал священнослужитель

http://rusnovosti.ru/posts/366278
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 451
К. Ларина
― Ребята, подождите минутку! Пока мы с вами тут рассуждаем, в городе Новосибирске в мировом суде рассматривается дело об административном нарушении режиссёра спектакля «Тангейзер» по опере товарища Вагнера. И молодого режиссёра действительно судят за спектакль.


Д. Драгунский
― Это за то, что Вагнер был антисемит, наверное, да? Я шучу. Горькая шутка.


К. Ларина
― Здесь работает закон о защите чувств верующих, который тот же Железняк и его товарищи торжественно приняли в Государственной Думе. Это первый случай, когда у нас судят именно произведение искусства.


Н. Иванова
― Нет, у нас ещё судили Самодурова.


К. Ларина
― Тогда не было этого закона, они там другое придумывали. Закона не было о богохульстве тогда ещё, там была другая история. Обратите внимание, почему тогда нельзя с таким же успехом… Какой-нибудь священник или оскорблённый православный, или любой другой оскорблённый верующий или неверующий напишет донос на какую-нибудь книжку. Почему нет?


Б. Куприянов
― Такой случай уже был. Слушайте, десять лет назад, если вы помните, перед Большим театром под музыку Чайковского спускали в унитаз книжки Сорокина.


Д. Драгунский
― А опера «Дети Розенталя»?


Н. Иванова
― Конечно. Это постоянно.


Б. Куприянов
― Это происходит неизбежно. И сейчас будет больше, потому что это на самом деле проявление гражданского общества, к несчастью. Вот то, о чём говорил Денис. То есть гражданское общество не совсем такое, как нам хотелось бы.


Н. Иванова
― Оно в тяжёлом состоянии.


Б. Куприянов
― Это проявление гражданского общества, проявление волеизъявления граждан.


К. Ларина
― Подождите, я понимаю. Слушайте, или я сошла с ума? Я не могу… Я читаю стенограмму первого дня заседаний этого суда, и там священник, настоятель какого-то Храма всех святых на Советской улице (так называется в Новосибирске), который не видел спектакля. Но логика рассуждения, в чём суть обвинения? Не в том, что оскорбил его. «Артист толстый. Там показывают фотографию, на афише артист похож на Христа». – «А почему вы решили, что это Иисус Христос?» – «А он похож. Это он имеется в виду. А там ещё на афише нимфы полуголые». – «Как полуголые? До какой степени полуголые?» – «А вот у них топлес, как в стриптиз-клубе», – говорит этот священник. Это что обсуждается? Мы что обсуждаем? Как в такой системе координат можно вообще рассуждать о произведении искусства? Как это может быть?


Д. Драгунский
― Очень просто. Каждый человек может…


К. Ларина
― Но не в суде же! За это не судят.


Д. Драгунский
― Именно в суде.


К. Ларина
― Это вопрос интерпретации.


Д. Драгунский
― Суд заключается в том, что суд не имеет права никому отказать в правосудии. Понимаешь? Вот человек приходит…


Б. Куприянов
― У нас путаница. В идеальной модели – да, на самом деле оно так и есть. В идеальной модели, я думаю, может прийти совершенно запросто в Лондоне в суд представитель мусульманской общины и сказать: «Запретите этот магазин на улице Сохо». В суде скажут: «Хорошо, отлично, ваше заявление принято. Идите отсюда подальше на свой юг из нашего Сохо». Это совершенно нормально.

Просто у нас эта ситуация не действует. Если бы она действовала, тогда бы мы говорили: «Вот такая у нас сложная система». У нас по-другому. У нас люди не согласны с литературным произведением и считают, что с ним надо бороться. Это именно потому, что у нас нет прошлого, у нас до сих пор обсуждается, простите, хороший ли был Иван Грозный или плохой. У нас дискуссии проходят на тему: «Хороший был Иван Грозный или плохой?» Иван Грозный был. Он никуда не денется. Мы его зачеркнуть не можем. Как и Сталин – извините, пожалуйста – он был. И спорить о том, что хороший Сталин или плохой? Мы просто каждый раз его из этой могилы вынимаем, вытягиваем за ноги, мы оживляем его с каждой дискуссией. Мы не можем понять, что он был и что нам с этим жить в любом случае. Это важнейшая история.

У нас к литературному произведению относятся, как к настоящему. Вспомните какого-то главного советского актёра, который играл… Я не помню. В 1918 году играл Филлера. Его били на улице потом в течение многих лет.

http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1505246-echo/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау