Автор Тема: «Гамлет» Тома (КЗЧ, 6 октября 2015)  (Прочитано 6124 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #25 : Октябрь 12, 2015, 20:53:19 »
Опера об Офелии, решительно-победительном Принце датском и рефлексирующем Короле.
«Гамлет» А. Тома в КЗЧ - к.и.

Начну с заглавной партии. Все-таки победно-наступательный баритон Игоря Головатенко не слишком ассоциируется с шекспировским героем. Нет, он может петь не только громко и пафосно, но и с форте уходить на пиано, и быть лиричным, и с легато у него тоже все в порядке, но вот рефлексия - ??? нет, это не про него. Никоим образом не умаляя достоинств певца, скажу, что и техника отменная, и вокальная культура, и французский (ну, может, за исключением "пардонэ ма", что резануло ухо), но вот как-то расчетливо эмоциональный. Ну, это на мой вкус, конечно. Было такое ощущение, что решает свои, чисто технические задачи: выучил сложнейшую партию, весьма редкую, и исполнил ее на 5+. Но вот эмоционально не прожил - а может, просто не дано человеку чувствовать?! Но я все равно снимаю перед ним шляпу...
За рефлексию в спектакле отвечал Рафал Шивек - Клавдий. В его густом, глубоком, чуть жестковатом басе была такая бездна эмоций - от властной уверенности до отчаяния - что в первой половине оперы как-то перевернуло весь смысл. Впрочем, партия у него не очень объемная, и после антракта (а это 3 действия из 5) вниманием зала (или только моим?!) всецело завладел главный герой.
Офелия - Лора Клейкомб. Для меня однозначно номер раз в спектакле. Да - возраст дает себя знать, да - колоратуры поются с трудом, да - на верхушках заметны хрипы, но, чесслово, ее несовершенное пение для меня дороже правильных, но «стерильных» школярок. Этот журчащий тембр, даже этот "песочек" в голосе (краска! краска! ), эти «плачущие» интонации, эта эмоциональная переполненность и абсолютная заразительность вызвали настоящую овацию в зале после арии "Des larmes de la nuit, la terre était mouillée" («Холодные слезы ночи всю землю омывают»). Это я про объективность.
Не свезло только с Гертрудой . Когда Вардуи Абрамян заменили на Дорис Лампрехт – не в курсе, но я узнала уже в зале. Голос ужасный, на ферматах звучала как пила.
Остальные все спели отменно, посему перечислю:
Алексей Неклюдов (Лаэрт),
Игорь Морозов, Александр Миминошвили  (друзья Принца),
Дмитрий Скориков  (тень отца Гамлета),
Дмитрий Орлов (Полоний)
Тимофей Дубовицкий, Игорь Подоплелов  (могильщики).
В заключение – о самом главном. О музыке. С нее, разумеется, следовало б начать, но…  получилось – как получилось.
Конечно, до шекспировских высот Тома как до Луны, но «штучка» получилась симпатичной, типично французской, весьма мелодичной, хотя и  очень неглубокой… Оркестр, на мой взгляд, постарался на совесть: вначале громыхал, страшно глуша и  хор, и ансамбли, потом утихомирился. А уж соло инструменталистов и виолончельная группа – это уже было почти прекрасно. Так что спасибо дирижеру – французу Бенжамину Поннье (ну а кто еще должен был дирижировать такой редкой не только в наших «степях» оперой?!).
Резюмирую:  может, и не событие, но «краска» в оперной палитре Москвы...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #26 : Октябрь 12, 2015, 22:22:58 »
Принц Датский запел по-французски в Москве

Концертное исполнения «Гамлета» Тома в КЗЧ

Татьяна Елагина

http://operanews.ru/15101206.html
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #27 : Октябрь 13, 2015, 08:45:23 »
...и решила уйти в антракте...
А меня, чувствую, всеядность погубит...  :-[ ::) :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #28 : Октябрь 13, 2015, 10:30:52 »
...и решила уйти в антракте...
А меня, чувствую, всеядность погубит...  :-[ ::) :)

Я тоже стараюсь посещать разные мероприятия, но в этот раз подумала, что некоторые оперы справедливо стали редко исполняемыми. Всё-таки не зря произошёл какой-то отсев, отбор произведений.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #29 : Октябрь 13, 2015, 10:32:54 »
Опера об Офелии, решительно-победительном Принце датском и рефлексирующем Короле.
«Гамлет» А. Тома в КЗЧ - к.и.

Начну с заглавной партии. Все-таки победно-наступательный баритон Игоря Головатенко не слишком ассоциируется с шекспировским героем. Нет, он может петь не только громко и пафосно, но и с форте уходить на пиано, и быть лиричным, и с легато у него тоже все в порядке, но вот рефлексия - ??? нет, это не про него. Никоим образом не умаляя достоинств певца, скажу, что и техника отменная, и вокальная культура, и французский (ну, может, за исключением "пардонэ ма", что резануло ухо), но вот как-то расчетливо эмоциональный. Ну, это на мой вкус, конечно. Было такое ощущение, что решает свои, чисто технические задачи: выучил сложнейшую партию, весьма редкую, и исполнил ее на 5+. Но вот эмоционально не прожил - а может, просто не дано человеку чувствовать?! Но я все равно снимаю перед ним шляпу...

А я не снимаю перед ним шляпу. Потому что Головатенко действительно не проживает на сцене жизнь своего персонажа. На выходе получается ремесло, а не Искусство.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #30 : Октябрь 22, 2015, 22:34:57 »
Мощь Гамлета и тень Офелии…

«Гамлет» Тома в Московской филармонии: сенсация, но не откровение
Игорь Корябин, 22.10.2015 в 18:39

...Безусловно, Игорь Головатенко – благороднейший лирико-драматический отечественный баритон истинно вердиевского толка – с партией Гамлета справился в целом весьма достойно, хотя и спел её так, как всегда привык петь Верди. Ощутить в его интерпретации стопроцентное проникновение в возвышенно-тонкий стиль французской музыки можно было лишь фрагментарно, с переменным успехом. Скорее всего, дело здесь в чрезвычайно высокой для баритона тесситуре этой роли, ведь первоначально она была предназначена тенору: партию Гамлета уже в готовой партитуре композитор, нимало не колеблясь, переписал для россиниевского баритона Жана-Батиста Фора, зачисленного в труппу Opéra исполнителя, обладавшего изумительной легкостью и подвижностью звуковедения. Единственный мелодически запоминающийся на слух номер партии Гамлета – вакхическая песня, и даже при означенных проблемных моментах этот номер произвёл вполне благодатное впечатление. Персонажу Игорю Головатенко можно было полностью поверить как великолепному психологически рафинированному актёру (особенно – в его знаменитом монологе в начале третьего акта), однако стилистические аспекты этой партии всё же ещё требуют от певца известной доработки.

На контрасте с ним американка Лора Клейкомб, любимица московской публики ещё с конкурса Чайковского 1994 года, на котором она взяла II премию, вместо полноценного вокально-романтического образа Офелии своим землисто-неярким, заглубленным и немузыкально-жестким звучанием голоса смогла создать лишь маловыразительный эрзац. И это стало ясно уже с первого дуэта Офелии с Гамлетом и её арии в начале второго акта. Но даже при стёртой середине и пронзительно-резком звучании верхнего регистра певицы, что, понятно, шло в ущерб кантиленной мягкости звуковедения, с этим еще можно было смириться. Большая развернутая сцена сумасшествия Офелии с хором крестьян в четвертом акте – всегда лакмусовая бумажка на наличие исполнительской культуры, но в данном случае она высветила лишь сухое ремесло в сухом рациональном остатке, не наполнив душу ни единым флюидом подлинной чувственности, ни единым ощущением романтической атмосферы изысканности французского бельканто. Голос певицы де-факто изменился до неузнаваемости – от резкой пронзительно высокой звучности 90-х годов (кстати, на третьем туре конкурса в Москве в этом же зале она пела всё ту же сцену сумасшествия Офелии) до сухого неровного звучания сегодня, совершенно не наполненного теплотой выразительной интонации.

http://www.belcanto.ru/15102203.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Re: "Гамлет" Тома, к.и. в КЗЧ 6 октября 2015 г.
« Ответ #31 : Октябрь 24, 2015, 21:20:48 »
Пишет Слава (_arlekin_ )
2015-10-08 15:25:00

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3201319.html

"Гамлет" А.Тома, оркестр МГАФ в КЗЧ, дир. Бенжамин Пьоннье, сол. Игорь Головатенко, Лора Клейкомб


По правде говоря, сладенькая легкая музычка второсортного французского романтизма, приближенная по технике вокала к бельканто, в полном объеме

Пьоннье, однако, жертвовать длиннотами в популистских целях не стал

Точно в полном объёме? Точно длиннотами жертвовать не стал? Я следил за исполнением по либретто, ссылка на которое размещена в этом потоке, и обнаружил, что из этого либретто не было трех, по крайней мере, фрагментов: часть 1-й картины 2-го действия, в которой Клавдий и Гертруда вспоминают убийство короля; инструкции Гамлета комедиантам оттуда же; все хоры поселян из 4-го действия, кроме пения без слов, и танцевальный дивертисмент оттуда же (финальный хор в честь Гамлета, прописанный в этом либретто, исполнять изначально, как написано в программке, не планировалось).

Игорь Корябин пишет о купированной балетной сюите:

Цитировать
Притом что балетная сюита крестьянских танцев «Праздник весны» на обсуждаемом концертном исполнении была купирована...  ... за исключением купированной балетной сюиты, опера Тома прозвучала в Москве в полном объёме...
http://www.belcanto.ru/15102203.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау