Автор Тема: 2008-09  (Прочитано 34262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #50 : Сентябрь 30, 2008, 11:07:28 »
Номер ссылки| 2008093011
Тема| Музыка, СПб филармония
Авторы| Садых-заде Г.
Заголовок| Мертвый сезон
Где опубликовано| Невское время
Дата публикации| 20080920
Ссылка| http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/5101/mertviisezon/
Аннотация|
Смотришь на сверстанные концертные программы Филармонии – и душа приходит в уныние. Чайковский, Бетховен, Прокофьев, Шостакович, Брамс, Малер, опять Чайковский, и опять Брамс. Главное событие сезона – 70-летие Юрия Темирканова: по этому поводу 12 декабря запланирован грандиозный гала-концерт с участием его любимых солистов. Ни новых имен, ни оригинальных программ: из иностранных оркестров-тяжеловесов ожидается один – оркестр Баварского радио во главе с Марисом Янсонсом.


Всем заинтересованным лицам давно ясно: дистанцирование от общемирового музыкального процесса превращает Петербург в культурную провинцию. Потому что только провинциальное, местечковое мышление способно не замечать очевидного – того, что на мировом концертном поле появилось и играет важную роль новое поколение музыкантов, дирижеров и композиторов – «героев нашего времени». Время словно обтекает Петербургскую филармонию стороной, оставляя нетронутым этот «оазис культуры», а точнее, культурную резервацию, в наглухо запертые окна которой не проникнет извне ни глоточка воздуха, ни дуновения ветерка. В этом оплоте консерватизма, кажется, навечно заперты вкусы и сам дух 70-х: он настоялся, обрел крепость и специфический нафталиновый запах.

У нас не играют Булеза, Штокхаузена, Ноно и Ксенакиса, даже Веберна или Берга – авторов, репрезентирующих музыку прошлого века. Американская музыка – вечная terra incognita, освоение которой попытается начать в этом сезоне лишь дирижер Александр Титов, – в программе его концерта значится Holidays Symphony Айвза. На роль «живого классика» назначен Кшиштоф Пендерецкий – раз и навсегда.

Репертуар оркестров, в особенности Первого филармонического, заслуженного коллектива России сжимается год от году, как шагреневая кожа, – новые сочинения разучивать лень, да и незачем. Публика вполне довольна предлагаемой «популярной классикой», а на гастролях от русского оркестра жаждут услышать «верняк», то есть тех же Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. Имена иностранных дирижеров, выступающих в Большом зале с филармоническим оркестром, часто ничего не говорят публике. А если и говорят, то ничего хорошего.

Гонорары в Филармонии мизерные, в Сибири и даже в Саратове – гораздо выше. Этому обстоятельству не устают удивляться не только импортные, но даже наши, отечественные музыканты: почему в российской глубинке деньги находят, а в Питере им заявляют, что они должны за честь почитать выступить в знаменитом Большом зале Филармонии и денег за то не просить?

В Москве в прошедшем сезоне чередой выступали мегазведзы оперной сцены, да не увядшие, а действующие. В Петербурге, в абонементе Малого зала, безыскусно названного «Вокальные вечера», выступят свои звезды: Ольга Кондина, Юлия Лежнева, Ирина Богачева, Зураб Соткилава и – о счастье, о радость! – саратовский певец Леонид Сметанников. Концерты, собирающие в Москве полные залы, в Петербурге обречены на провал, потому что питерская публика не знает ни этих имен, ни этой музыки, не в состоянии оценить творческую идею, так как оторвана от мирового контекста, и потому недостаточно информирована.

В наши дни арт-менеджмент выходит на первый план в формировании концертной и фестивальной жизни. Во всем мире давно отлажены инновационные механизмы добывания денег для воплощения амбициозных проектов, разнообразные уловки пиара, разработаны принципы работы со спонсорами. Все эти наработки, умело примененные, насыщают музыкальный процесс энергией денег и творчества. Однако Петербургской филармонии мировой опыт без надобности: жизнь в ней течет, замкнутая на себе самой. Афиши жонглируют одними и теми же именами и названиями, ансамблями и оркестрами, преимущественно, местными. Причем новые комбинации создавать все труднее и труднее: невозможно десять раз в сезон заявлять в афишах одного и того же пианиста или скрипача. Люди не пойдут.

Раз в году дает традиционный клавирабенд Григорий Соколов и делает Филармонии план на три месяца вперед. Есть свой абонемент у очень неплохого ансамбля «Дивертисмент», играющего камерную музыку, – она нынче в дефиците. Пару нетривиальных программ подготовит второй дирижер Филармонии – Николай Алексеев. И это все. Даже центральный эпизод сезона – зимний фестиваль «Площадь искусств», – похоже, неожиданностей не сулит. Открываешь программы – и тебя настигает ощущение дежавю. Разве не точно таким концертом открывался и прошлогодний, и позапрошлогодний фестиваль? Юрий Темирканов – за пультом, Евгений Кисин – у рояля, звучит Третий фортепианный концерт Прокофьева. А затем в тысячный, наверное, раз фрагменты балета «Ромео и Джульетта».
В этом году главная придумка устроителей – сыграть всего симфонического Брамса: четыре симфонии и инструментальные концерты. Оригинальный замысел, не правда ли?

Сроки фестиваля, правда, перенесены. На 9-й год существования организаторы наконец сообразили, что фестиваль, задуманный исключительно для поддержания престижа Филармонии и ее художественного руководителя, своей функции не выполняет. Потому что проходит в мертвый сезон: в праздничные дни, с 24 или 25 декабря по 7 января. Газеты в это время не выходят, так что резонанс получался ничтожный. В этом году фестиваль пройдет с 14 по 24 декабря.

Филармония отчаянно проигрывает Мариинскому театру своего слушателя, так как уступает новому Концертному залу в креативности и разнообразии программ. Центр филармонической жизни, как это ни парадоксально, переместился с Михайловской улицы на улицу Декабристов. Великолепная акустика зала, созданная мировым авторитетом Ясухиса Тойотой, к тому же заметно превосходит акустику Большого зала, изрядно подпорченную после реконструкции. Потому что, несмотря на вопли общественности, Филармония не сочла необходимым сделать грамотный акустический проект, так и не пригласила хорошего специалиста по акустике.
Впрочем, Филармония предпочитает не замечать, что рядом, в том же городе, возник мощный конкурент и волна общественного интереса медленно, но верно смещается поближе к Театральной площади. Это вполне в стиле Филармонии. Главное – делать хорошую мину при плохой игре: мы, мол, лучше всех и потому вне конкуренции. Высокомерие, помноженное на тщеславие, питает амбиции, не подкрепленные реальными творческими достижениями. Картинка, прямо скажем, безысходная.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #51 : Сентябрь 30, 2008, 11:13:49 »
Номер ссылки| 2008093012
Тема| Опера, СПб консерватория
Авторы| Дудин В.
Заголовок| Юдифь консерваторская
Где опубликовано| Санкт-Петербургские ведомости
Дата публикации| 20080930
Ссылка| http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10253246@SV_Articles
Аннотация|
Консерватория открыла новый концертный сезон раритетом – ораторией «Юдифь торжествующая» Антонио Вивальди. За пультом стоял и. о. ректора Консерватории Сергей Стадлер, на сцене – Камерный оркестр Консерватории, на станках – хор студентов, партии солистов исполнили бывшие и нынешние студентки.
<...>
Конечно, услышанное в Малом зале Консерватории не претендовало на сравнение с фундаментальными интерпретаторскими версиями европейцев. Партитуру этой оратории можно бесконечно доводить до совершенства. Но в исполнении студентов оратория звучала убедительно. Хор почти с самого начала порадовал хорошим, ровным и не форсированным звуком, во многом благодаря возрасту исполнителей. Оправдал себя и состав солисток. Можно было услышать сразу четыре меццо-сопрано, у каждой из которых свои довольно близкие отношения с музыкой барокко – они чувствуют себя в ней как рыбы в воде. Густой, плотный, маслянистый тембр голоса Елены Веденеевой при наличии колоратурной подвижности в партии главной жертвы – Олоферна идеально сочетался с женственным, сексуальным, ярким, мягким и самым ровным в этом ансамбле – у Юдифи Анны Горячевой. Софья Худякова в партии Вагауса, сподвижника Олоферна, брала зал бравым артистизмом и широкой улыбкой. В небольшой партии иудейского первосвященника Озиаса Елена Соммер предъявила неплохой потенциал для развития в направлении барокко. Наибольший успех имело легкое, «белое» сопрано Наталии Москвиной, певшей партию Абры, подруги Юдифи.
Дирижеру Сергею Стадлеру удалось передать барочное великолепие «Юдифи торжествующей» и сохранить к нему внимание публики на протяжении двух с половиной часов.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #52 : Сентябрь 30, 2008, 11:28:36 »
Номер ссылки| 2008093014
Тема| Музыка, Персоналии Шнитке А.
Авторы| Мишина Е.
Заголовок| Олицетворявший Время
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080915
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=796&rubric_id=207&crubric_id=1000178&pub_id=982587
Аннотация|
Книга "Композитор Альфред Шнитке" - первая на русском языке биография нашего современника, десятилетие со дня смерти которого мы отмечаем в этом году. Валентина Холопова шла к созданию этой книги практически всю жизнь: от заметки в консерваторской многотиражке, через исследовательскую монографию (совместно с Е.Чигаревой) о секретах музыкального языка композитора - к его жизнеописанию в контексте творчества и общеполитических и культурных реалий жизни СССР во второй половине XX века. В этом последнем труде о Шнитке автор сознательно избегает сухих музыковедческих штудий: речь о его произведениях ведется сквозь призму личности мастера, его эстетических взглядов, духовной эволюции. Кажется, что Холопова стремится "приблизить" музыку Шнитке к сегодняшнему слушателю, рассматривая ее сущность во вневременных ценностных категориях. Размышляя, к примеру, о знаменитом Альтовом концерте, написанном для Юрия Башмета, автор пишет о его драматургии как о "конфронтации позитивных и негативных сил, или действия и контрдействия. Какая музыка концерта несет исключительно позитивный смысл? Ее в концерте очень немного: это экспрессивный вопрошающий голос солиста-альта, как бы голос самого автора-повествователя, и кроткое пение того же альта на фоне мягкого и возвышенного хорала у струнных. Последний эпизод можно сравнить с эпизодом Тайной вечери в далеком Втором скрипичном концерте..."


Со страниц книги постоянно "звучит" и слово самого композитора - цитаты из его интервью, бесед, научных статей, - что придает особую достоверность биографическому повествованию. Ведь жизнь Альфреда Шнитке изобиловала многими "острыми" ситуациями, которые интерпретировались по-разному. Холопова, не замалчивая их, не создавая "глянцевый" портрет, все же расставляет определенные акценты. Например, случай с несостоявшейся постановкой "Пиковой дамы" в парижской Гранд-Опера Юрием Любимовым, где Шнитке предложили сделать коррекцию партитуры Чайковского. Резюмируя эту историю, автор замечает: "С помощью призрака "Пиковой дамы" Шнитке стал реально широко известен. Раньше его хорошо знали в музыкантских и киношных кругах, а теперь это имя стало летать из уст в уста в самых различных прослойках общества. Как считают в Америке, пусть говорят что угодно, лишь бы правильно произносили фамилию..." Подобная позиция дает возможность автору коснуться многих серьезных моментов в истории развития нашей культуры, объективно обозначив в ней роль и место Альфреда Шнитке.

Будучи лично знакома еще со студенческой скамьи с героем книги, Валентина Холопова, по сути, часто выступает как мемуарист, переходя на повествование от первого лица. Приводит она свидетельства и мнения других современников - друзей, коллег, артистов, создавая тем самым широкую перспективу.

В конце книги приводятся слова композитора Виктора Екимовского о Шнитке, звучащие неким обобщающим итогом: "Его нельзя назвать просто композитором, в нашем отечественном искусстве второй половины XX века он олицетворял само Время - именно он повернул всех нас лицом к новой музыке, заставил поверить в нее и все свое творчество отдал свободе духа, которую мы сейчас благодаря ему получили. При этом он как бы принял на себя "грехи" нашего мира и мужественно пронес эту кару практически через всю свою жизнь".
 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #53 : Сентябрь 30, 2008, 11:31:37 »
Номер ссылки| 2008093014
Тема| Опера, Персоналии Гаранча Э.
Авторы| Абаулин Д.
Заголовок| Красное - женское.В Москве дала концерт Элина Гаранча
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080925
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=796&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=982529
Аннотация|
В Большом зале Московской консерватории выступила певица из Латвии Элина Гаранча. К сожалению, оказалось, что имя более чем востребованной сегодня в Европе певицы мало что говорит москвичам: партер зиял досадными пустотами. А ведь всего двумя неделями раньше казалось, что столица переживает настоящий вокальный бум. Концертное исполнение оперы Беллини "Капулетти и Монтекки" вызвало ажиотаж. Но опера, пусть и в концертном виде, это одно, а сольный концерт - совсем другое. Патриция Чофи и Анна Бонитатибус, исполнявшие главные партии в "Капулетти и Монтекки", полюбились московской публике именно в оперных партиях, а не сольными выступлениями. Да и во всех странах мира артист приобретает популярность прежде своими сценическими работами, а потом уже, как дополнение, выходит на концертную эстраду.
<...>
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2008, 11:54:19 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #54 : Октябрь 01, 2008, 11:33:39 »
Номер ссылки| 2008093015
Тема| Опера, Персоналии Гласс Ф.
Авторы|
Заголовок| Филип Гласс напишет оперу об Уолте Диснее
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20080930
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/09/30/glass/
Аннотация|


Нью-йоркская городская опера (New York City Opera, NYCO) поручила композитору Филипу Глассу написать музыку к спектаклю "Идеальный американец" ("The Perfect American"). Литературный первоисточник для этой оперы - книга австрийского писателя Петера Штефана Юнгка (Peter Stephan Jungk) об Уолте Диснее, поясняет The New York Times.

Премьера спектакля должна состояться в сезоне 2012-2013 годов. Агентство Bloomberg уточняет, что "The Perfect American" станет 24-й оперой Гласса. В предстоящем в 2009-2010 годах сезоне в NYCO покажут оперу на музыку Гласса "Эйнштейн на пляже".
В 2009 году NYCO возглавит Жерар Мортье, в прошлом руководивший Opera de Paris. Мортье уже заказал композитору Чарльзу Вуоринену написать оперу по рассказу Энни Пру "Горбатая гора", экранизация которого Энгом Ли в 2005 году наделала много шуму.
 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #55 : Октябрь 01, 2008, 11:43:43 »
Номер ссылки| 2008093016
Тема| Музыка, Персоналии Мацуев Д
Авторы| Давыдова М.
Заголовок| Дело в правильных руках. Четвертый фестиваль Crescendo -- в четырех городах
Где опубликовано|  Время новостей
Дата публикации| 20080930
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/180/10/213738.html
Аннотация|

 Очередной ежегодный фестиваль Дениса Мацуева Crescendo по счастливой случайности откроется в Международный день музыки, 1 октября. Участники проекта сначала проведут восемь дней в Калининграде, затем отправятся с гала-концертами в Санкт-Петербург и Москву (теперь это традиция), а в декабре дадут четыре концерта в Тель-Авиве.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-09
« Ответ #56 : Октябрь 01, 2008, 11:57:59 »
Номер ссылки| 2008093017
Тема| Опера, Персоналии Бурчуладзе П.
Авторы| Бабалова М
Заголовок| Чем болен Паата Бурчуладзе?
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20080930
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3121021/
Аннотация|

29 сентября в столичном Зале имени Чайковского должен был состояться концерт Пааты Бурчуладзе. Афиши, обещавшие, что всемирно известный бас будет исполнять русские романсы, появились еще в июле. Билеты были распроданы буквально за пару дней. Однако концерт отменен.
Выступление Бурчуладзе оставалось в силе даже после скандальных демаршей Вахтанга Кикабидзе. Душа радовалась: нашелся все-таки знаменитый и уважаемый человек, способный вести себя здраво и адекватно. В России по-прежнему любят артистов с грузинскими фамилиями, наша публика в принципе не обращает внимания на фамилии, если артист любим, и как же здорово, что красавец-спортсмен Паата это понимает...

Но недели за три до ожидаемого события всю нашу радость дезавуировала дежурная фраза на афише: "В связи с болезнью певца концерт отменен". Заметьте: именно категорично "отменен", а не перенесен на другое число. И это при том, что ни одно выступление Пааты Бурчуладзе, близкое к дате его московского визита, не аннулировано. Как-то сразу вспомнились школьные годы чудесные, когда требовалось раздобыть справку от врача накануне контрольной по алгебре...
<...>