Автор Тема: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)  (Прочитано 29504 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« : Сентябрь 13, 2008, 21:02:27 »
"Светланова терзали депрессии, а люди думали, что у него плохой характер"

http://www.izvestia.ru/person/article3120379/

Весь сентябрь (2008 г) концертами и фестивалями Россия будет отмечать 80-летие великого дирижера
Мария Бабалова
Свой последний концерт Евгений Светланов дал 19 апреля 2002 года в Лондоне с оркестром Би-би-си. Звучали симфония Чайковского "Зимние грезы" и "Колокола" Рахманинова. А через несколько дней, в канун Пасхи Маэстро ушел. К тому моменту он уже долго и тяжело болел, и каждый концерт стоил ему титанического усилия воли. А громкий "развод" с Госоркестром, которым он руководил почти 35 лет, стал, пожалуй, самым трагическим фактом не только в идеально успешной биографии выдающегося музыканта, но и в новейшей культурной истории России. В могучем образе дирижера-титана появились черты гонимого одинокого художника, а сам он терзался чувством обиды.

Светланов навсегда останется грандиозной смыслообразующей фигурой нашей национальной культуры. Дело тут не только и не столько в том, что он возглавлял главный оркестр страны, или даже в том, что трудом его жизни стала запись полной антологии русской музыки в 110 дисках, а конечно же в невероятном, неохватном масштабе личности и таланта.

О том, каким Евгений Федорович был среди самых близких людей, рассказывают Лариса Мирановна Абелян - не только его однокурсница, но незаменимая помощница в его трудах на протяжении четверти века, а также директор Госоркестра СССР образца первой половины 90-х годов Георгий Евгеньевич Агеев.

вопрос: Какой была ваша последняя встреча со Светлановым?

Георгий Агеев: Я уже был директором другого оркестра - "Виртуозов Москвы". Мы улетали из Лондона в Москву. И один из музыкантов подошел ко мне и говорит: "Только что Светланова провезли". Я говорю: "Как? Что значит провезли?". "В инвалидном кресле", - отвечает. Я был в шоке. Выяснилось, что мы одним и тем же рейсом возвращаемся домой. Он летел, естественно, первым классом. И при посадке в самолет так получилось, что мы все проходили мимо него. Конечно, он всех нас видел. Несколько артистов ушли от него в "Виртуозы", а он терпеть не мог, когда люди покидали его по собственной воле. Они думали, что он до сих пор страшно зол, и даже побоялись с ним поздороваться. А я же, конечно, поздоровался. Он схватил меня за руку: "Георгий Евгеньич, ну куда же вы пропали? Что же вас столько лет не было? Я так рад вас видеть!".

Я увидел человека, которого пожирали метастазы. Он так и не снял темных очков. У него была жуткая щетина, а ведь он всегда бывал прекрасно выбрит. Все это выглядело ужасающе. Но он явно хотел общаться. И стал мне говорить: "Столько лет мы не виделись? Что же произошло?". Кажется, он искренне не помнил, что мы плохо расстались. Я в Госоркестре проработал шесть с половиной лет, больше, чем кто-либо из директоров. И Светланов не желал меня отпускать, поэтому в день моего ухода он спровоцировал ссору, чтобы только не прощаться по-человечески... Я пообещал ему, что по возвращении с гастролей по СНГ, которые у нас были сразу после Лондона, я позвоню и приеду. Но когда мы летели из Бишкека, в самолете было объявлено, что сегодня скончался Светланов... Это было через 11 дней после той нашей встречи.

Лариса Абелян: Я была знакома с Евгением Федоровичем сто лет - с консерваторских времен. Мы учились вместе, были большими друзьями. Но на "ты", должна заметить, мы переходили только в домашней обстановке. Никакого амикошонства не допускали. Я, можно сказать, с 1978 года работаю с Госоркестром. Мы вместе записали сотни пластинок и дисков. Звукорежиссеры менялись, а редактором всегда была только я.

Близкие видели, что он чувствует приближение своего конца. Умирая, он попросил меня отобрать для панихиды что-нибудь из его собственных сочинений, которые, как он грустно заметил, "быть может, прозвучат в последний раз".

­­в: Вся жизнь Светланова была в искусстве?

Агеев: Думаю, да. Он был довольно ортодоксален по своим вкусам в искусстве. Безумно любил Шукшина, например. Если речь о театрах, то он любил академические, забронзовевшие - такие, как Малый, старый МХАТ или Вахтанговский... И, естественно, у него была своя иерархия композиторов, которая незначительно менялась на протяжении жизни. Как ни странно, в этой иерархии Малер занимал верхнюю позицию. Помню, я рискнул принести Светланову китчевый фильм Кена Рассела о Малере. Чего там только нет, дедушка Фрейд замучился бы расшифровывать. Какие-то полуголые бабы в эсэсовских фуражках и сапогах... Честно сказать, я опасался, что затея кончится скандалом. А ему фильм понравился... Иногда он оказывался способен сделать шаг в сторону от своего поклонения Малому театру, Козловскому или Неждановой. Но все же он был очень русским во всех своих проявлениях - и как человек, и как художник.

­­в: Любовь к водке была в числе этих проявлений русскости?

Агеев: В те годы, когда я был директором, водки было уже гораздо меньше, чем раньше. Тогда он предпочитал коньяк Martel. Таким образом снимал напряжение после концертов. А уставал он безумно - за один концерт много больше, чем некоторые дирижеры за всю жизнь. После выступления засыпал в лучшем случае под утро, и поэтому репетиция в девять утра для него была трагедией. Но накануне за столом его можно было застать в хорошем расположении  духа, правда, если он сам считал концерт удачным.

­­в: А что значит "Светланов в хорошем расположении духа"?

Абелян: Он громко хохотал. Позволял рассказывать байки и анекдоты, вплоть до фривольных. Когда он был в хорошем настроении, можно было все себе позволить. Он как-то сразу расковывался. Говорил своей жене Нине: "Расскажи, как за тобой ухаживал тот или этот..." Весело проводили время. Это всегда была такая разрядка - два-три часа после концерта. Он очень был впечатлительный человек. И никогда плохих новостей, во всяком случае, из моих уст он не слышал.

Агеев: Представляете, каково мне было? Когда работа директора на 98 процентов заключается из плохих новостей. Ведь я должен был хоть что-то из этого до него донести!.. Единственный реальный способ поговорить со Светлановым о делах - это было отправиться к нему на дачу, прихватив бутылку финской водки. Но такую акцию удавалось провернуть не больше двух раз в год. Его жена Нина Александровна очень ревностно охраняла Евгения Федоровича от влияний внешнего мира.

Абелян: Потому что он часто по неизвестным причинам впадал в депрессию. Не хотел никого видеть, не хотел есть, спать, вообще ничего не хотел. Сидел, закрывшись в темной холодной комнате, и не мог общаться ни с кем, кроме жены. А люди думали, что у него чудовищно плохой характер.

Агеев: Помню, приезжаем на гастроли в Афины. Светланову, естественно, заказаны апартаменты в самом роскошном отеле. Номер фантастический: анфилады комнат, хрусталь, антиквариат повсюду. Стоит 1500 долларов в сутки. А Светланов ходит из комнаты в комнату и желваками играет. Я вижу, он почти в ярости, сейчас устроит скандал и точно в этой гостинице не останется. Хорошо я заметил скромный отель по соседству. Там в маленькой комнатушке с плотными шторами на окнах, за 160 долларов в сутки, в итоге и остановился великий русский дирижер и был абсолютно счастлив.

­­в: Светланов был неприхотлив в быту?

Агеев: Эстремально неприхотлив. Клетчатые рубашки, ветхая жилетка и "треники" с пузырями на коленях - это его репетиционная униформа. А на концертах он дирижировал, надевая исключительно "счастливые" трусы и носки, даже если они были сверстники Екатерины Алексеевны Фурцевой... На гастролях питался, как правило, сосисками с зеленым горошком. Теми, что Нина Александровна, чтобы сэкономить и убедить его в своей незаменимости, брала с собой в поездки.   

­­в: А как Светланов отпуск проводил?

Абелян: Ездил в Карелию, а в последние годы - в Швецию. Туда, где можно было вдоволь рыбачить и грибы собирать. Эти занятия он обожал. Он часами мог просиживать с удочкой или бродить по лесу, а потом очень ревностно оценивал добычу - свою и окружающих. Однажды Нина выловила пару огромных лещей. Евгений Федорович страшно завибрировал и тут же объявил, что немедленно идет в лес за грибами. Вернулся счастливый. Я смотрю на эту высокохудожественную корзину и немею от ужаса. Роскошный гриб фиолетового цвета, изогнутый весь. Я говорю: где ты его нашел? - Я его с березы содрал! Потом рядом мухомор - красная прелесть. И другие поганки - белые, цветные... Я ему: Женечка, из этого ничего нельзя кушать. Он говорит: Нина, я это все буду есть! Она говорит: да-да, хочешь умереть уже здесь? - Я не умру! Вот так проявлялся его дух противоречия и бешеное упрямство.

­­в: Как вы думаете, именно этот дух противоречия погубил под конец жизни Светланова его отношения с Госоркестром?

Агеев: Светланов был очень упрямый человек. Целеустремленный, упертый, не умеющий идти на компромисс и абсолютно не желающий меняться. Он очень тяжело переживал 1990-е годы. Он не вписался в новую эпоху. Надо четко представлять, кем он был в советские времена. В 26 лет он попал в Большой театр. В 30 с небольшим для него специально была придумана должность главного дирижера Дворца съездов - чтобы поднять его статус. Как только появилась возможность сменить Мелик-Пашаева в Большом театре, он в 1962 году его сменил. Правда, провел там всего два года, потому что отродясь не был дипломатом. А что такое существование среди этих сволочей? Сплошь лауреаты, народные артисты, и все требовали для себя премьер, особых условий, привилегий. Он ничего этого не мог и не хотел делать. Но очень быстро в его жизни возник Госоркестр... И каждый раз, когда ему что-то было надо, кто-то из секретарей ЦК КПСС или министр культуры это организовывал да еще на блюдечке с голубой каемочкой. Советская власть умела ценить своих гениев. А в 90-е выяснилось, что все стоит денег, и немаленьких, и Светланов теперь лично должен выбивать средства. А коллектив в 120 человек постоянно недоволен и бунтует. К такому повороту событий Светланов, конечно, не был готов. И печальный финал был предсказуем...

« Последнее редактирование: Июль 19, 2010, 12:50:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #1 : Декабрь 19, 2008, 15:11:53 »
Да очень интересно, и конечно все замечательно, только вот я не понял, что значит фраза Агеева "Как только появилась возможность сменить Мелик-Пашаева в Большом театре, он в 1962 году его сменил"
сквозит в этой фразе чтото такое, я б сказал мерзкопакостное, Мелик-Пашаеву тогда не было и 60, что за надобность была его менять?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #2 : Декабрь 19, 2008, 15:34:04 »
Да очень интересно, и конечно все замечательно, только вот я не понял, что значит фраза Агеева "Как только появилась возможность сменить Мелик-Пашаева в Большом театре, он в 1962 году его сменил"
сквозит в этой фразе чтото такое, я б сказал мерзкопакостное, Мелик-Пашаеву тогда не было и 60, что за надобность была его менять?

Историю со смещением Мелик-Пашаева в красках описала в своей книге Вишневская.
Разумеется, полагаться только на её слова нельзя - и не только в этом вопросе, а и в любом другом, да и вообще вся её книга тенденциозна и является ярким образчиком "творчества" времён "холодной войны" и несёт на себе явный отпечаток тогдашнего идеологического противостояния - но и кроме её слов имеются другие источники.
Светланов в этом смещении, разумеется, не участвовал, поэтому в интервью сказано о "возможности" смены. Что касается самой этой "возможности", то она была организована в результате закулисных интриг в Большом, к которым Светланов опять же не имел отношения, ибо сам он "политиком" никогда не был.
Я с вами согласен в том, что по этому поводу слова в интервью подобраны неудачные и их можно понять двояко.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #3 : Декабрь 19, 2008, 15:51:35 »
Да ясно, а как вы мило мимиоходом на Вишню спикировали, дивилюсь и искренне завидую я вот таким талантам)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #4 : Декабрь 14, 2009, 14:41:55 »
Приятная сенсация, имеющая прямое отношение к Светланову и его деятельности:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1365.msg31787#msg31787
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #5 : Декабрь 14, 2009, 16:27:30 »
Величайшие творения архитектуры были созданы в тоталитарные эпохи.  ;)


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #6 : Декабрь 15, 2009, 11:22:23 »
Величайшие творения архитектуры были созданы в тоталитарные эпохи.  ;)

:)) Вот именно. Но знаете, поздняя брежневская эпоха была не такой уж "тоталитарной" - тогда вольнодумие процветало уже по всем направлениям. Настоящая "тоталитарная" эпоха - это с конца 30-х по начало 50-х - вот это было да ! "Тоталитаризм" ! Как писал диссидент Зиновьев, в конце жизни осознавший разрушительный характер и своей, и вообще всякой  диссидентской деятельности и переквалифицировавшийся в патриоты, сталинский период - это высшая точка развития российской государственности ! :))
А вот что касается Светланова, я никак не могу найти в цифровом варианте оперу "Золотой петушок", которой он совершенно великолепно продирижировал и которая была выпущена ещё на виниле. А запись тем не менее цифровая.
Может, кто подскажет, была она вообще выпущена на CD или даже, быть может, на DVD ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #7 : Декабрь 16, 2009, 19:43:26 »
Величайшие творения архитектуры были созданы в тоталитарные эпохи.  ;)

:)) Вот именно. Но знаете, поздняя брежневская эпоха была не такой уж "тоталитарной" - тогда вольнодумие процветало уже по всем направлениям. Настоящая "тоталитарная" эпоха - это с конца 30-х по начало 50-х - вот это было да ! "Тоталитаризм" ! Как писал диссидент Зиновьев, в конце жизни осознавший разрушительный характер и своей, и вообще всякой  диссидентской деятельности и переквалифицировавшийся в патриоты, сталинский период - это высшая точка развития российской государственности ! :))
А вот что касается Светланова, я никак не могу найти в цифровом варианте оперу "Золотой петушок", которой он совершенно великолепно продирижировал и которая была выпущена ещё на виниле. А запись тем не менее цифровая.
Может, кто подскажет, была она вообще выпущена на CD или даже, быть может, на DVD ??
Большой театр в Японии 1989 
http://intoclassics.net/news/2009-08-21-8206

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #8 : Декабрь 17, 2009, 10:39:47 »
Большой театр в Японии 1989 
http://intoclassics.net/news/2009-08-21-8206

Ого !
Да это же просто праздник какой-то !
Спасибо за информацию.
Только что мне обломились Симфонии, а теперь вот - "Золотой Петушок". На виниле был выпущен вариант записи из Большого театра, следовательно, опера эта записана несколько раз чуть отличающимися составами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #9 : Апрель 08, 2010, 11:20:44 »
Открытие мемориальной памятной доски, посвященной Е.Ф. Светланову
07.04.2010

http://news.rambler.ru/Russia/culture/5926522/

Торжественное открытие мемориальной доски памяти знаменитого русского композитора, дирижера и пианиста Евгения Светланова состоится в среду (7 апреля 2010 года в 15.00 по адресу: Леонтьевский пер., д.14, стр. 1) в московском доме, где он жил и работал с 1984 по 2002 год, сообщила РИА Новости вдова маэстро Нина Светланова.

«Торжественное открытие пройдет в три часа дня по адресу Леонтьевский переулок, дом №14, строение 1», — уточнила она.

По ее словам, на доме появится бронзовая доска, в создании которой принимал участие целый коллектив скульпторов и архитекторов, в том числе — Салават Щербаков, Владимир Русаков, Николай и Нина Муромские, Сергей Николаев и Александр Попов.

На открытии выступят известный музыковед и музыкальный критик Святослав Бэлза, дирижер Марк Горенштейн, Василий Лановой, Петр Меркурьев, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Владислав Казенин, а также представители министерства культуры и Большого театра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов
« Ответ #10 : Июль 19, 2010, 12:49:22 »
некоторое время назад имела место сенсация.

(Classical, orchestral) Mahler - Complete Symphonies №№1-10 (E.Svetlanov/ The Russian State SO)/ Малер - Симфонии №№1-10 (Евгений Светланов/ ГАСО) - 1995-97 (13 CD), APE (image+.cue), lossless

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2460658

Я искал эти фонограммы уже более 10 лет, с тех пор, как мне не успели привезти заказ с полным комплектом из разорившегося прямо у меня на глазах интернет-магазина. С тех пор я собирал их по частям.
И вот кто-то выложил всё сразу..........
Я слушал все эти исполнения в середине 90-х годов в Москве и даже не знаю, чего ещё пожелать: послушать всё это ещё раз и умереть.

В связи с тем, что я сейчас постепенно переслушиваю эти записи, сверяя их со своими живыми воспоминаниями, хочу сказать, что малеровские трактовки Светланова очень хорошо отразились в сделанных на этих концертах записях.
Было бы любопытно выяснить, имел ли место какой-то монтаж, потому что некоторые симфонии исполнялись несколько раз, а отдельные части некоторых больших симфоний записывались отдельно. В частности, я присутствовал на записи завершающей части 3-й симфонии Малера, которая была сделана отдельно, вероятно, из опасения, что после громадной симфонии на последней её части в уставшей публике будет много шума. Но публика на финале 3-й симфонии сидела тихо, как мышка !
Поскольку запись была сделана в БЗК как раз ПЕРЕД концертом, в котором была исполнена 3-я симфония, по её акустическим свойствам я не могу точно сказать, была ли подмонтирована фонограмма живого выступления или же на дисках опубликована заранее сделанная запись.
Но общее впечатление в любом случае не поменялось, поэтому прояснение этого обстоятельства могло бы иметь чисто исторический интерес.

Мне посчастливилось послушать 3-ю симфонию со Светлановым вживую целых 3 раза в БЗК ! Сначала это была генеральная репетиция без публики, затем Светланов дал открытую генеральную репетицию для студентов московских учебных заведений, затем я слушал запись финала и ещё раз в концерте в тот же день всю симфонию целиком (с конферансом тогда ещё здравствующей А.Д.Чеховой). Это исполнение я не могу забыть до сих пор.
Симфония громадна. Было заметно, что Светланову чисто физически она даётся нелегко: в перерывах между частями он прямо на сцене садился отдохнуть на подиум, а затем продолжал исполнение.
Когда отзвучали последние звуки симфонии, я бросился за кулисы. Светланов был окружён множеством людей – различных его знакомых, музыкантов и т.д. На шее у него – прямо поверх концертного одеяния - висело полотенце. Лицо дирижёра было устало-отрешённым, со лба падали капли пота, сам он слабо реагировал на восторженные отклики, хотя на глазах у всех закулисных посетителей были слезы от только что пережитого музыкального потрясения, некоторые женщины просто рыдали. Каждая мышца лица Светланова вибрировала, выдавая последствия страшного напряжения, в котором он находился во время исполнения. Причём, из зала ничего подобного заметно не было, потому что сценическая форма была корректно выдержана, но когда за кулисами наступало расслабление, напряжение выдавало себя мышечным трепетом. На это невозможно было смотреть, у меня просто мурашки по телу бежали, когда я видел, ЧЕГО ему стоило его исполнение ! Сколько сил и здоровья забирает каждый такой концерт.
И так было на каждой малеровской симфонии.

Я вспоминаю ещё одно поразившее меня светлановское исполнение – начала 80-х годов, как раз времён смерти Брежнева.
Помимо прочего в этом концерте Светланов исполнил "Вальс" Равеля: ох, что это было, доложу я вам ! И как кстати это пришлось тогда, в эпоху радикальной смены партийно-государственного руководства. Я не знаю, выпущена ли эта запись на CD, но у меня такое впечатление, что нас всех до сих пор несёт в этом бурном потоке, хотя ни страны той уже нет, ни Светланова, ни его прежнего оркестра. В исполнении поразительным образом было передано тогдашнее господствующее ощущение "смены вех": всем было ясно, что что-то разваливается и что-то идёт ему на смену. И хотя никто не знал, чем всё это закончится, всем было ясно, что ничего хорошего уж точно нас не ждёт впереди ! И Светланову удалось выразить это через передачу идеи Равеля, вложенной им в его "Вальс": гибель в блеске шикарного инфернального танца.
И кто мне скажет после этого, что произведение искусства не может пророчествовать ?
В нашем мире возможно всё.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #11 : Июль 19, 2010, 18:58:49 »
Спасибо за интересное эссе. Очень захотелось заиметь этот комплект Малера. Я слышал Пятую...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #12 : Июль 23, 2010, 19:09:53 »
Важно отметить, что Светланов был универсальным дирижёром и музыкантом: будучи выдающимся композитором и великолепным пианистом, он и в дирижёрской сфере интересовался произведениями различных жанров. Светланов исполнял и балетную музыку, и концертные оркестровые пьесы, особой его любовью пользовалась русская опера: его исполнение "Золотого петушка" и "Китежа" можно считать эталонным.

Я помню, как Светланов говорил уже в 90-х годах, что он в своей музыкальной жизни  сделал всё, что хотел, а Симфонии Малера, листовская оратория "Христос" и другие его исполнения поздних лет  – это как бы "бонус" всем его почитателям.

Разговор о симфониях Малера в его исполнении, по существу, ещё не начат. Известны слова Светланова, сказавшего, что он "сыграл Малера по-русски", но, слушая его исполнение, я меньше всего думаю об аналогиях с его трактовками русской музыки. Вполне очевидно, что у Светланова был свой исполнительский стиль, а у его оркестра свой уникальный тембр. Я где-то говорил об этом, можно поискать ссылку, но ключевая идея состоит в том, что любой крупный дирижёр имеет свой набор оркестровых красок и, как следствие, свой характерный оркестровый тембр. Особенности звуковой палитры Светланова и особенности его мышления очень хорошо подошли музыке Малера: интеллектуальная составляющая, проявившаяся в знании программной подоплёки и ощущении формы громадных произведений, тембровая скупость в эпизодах, требующих прозрачности и отчётливости голосоведения, и тембровая роскошь в кульминациях, темповая гибкость и любовь к контрастам и физической мощи звучания, идущие, вероятно, от Голованова. За Светлановым очень хорошо шёл оркестр, воле его оркестранты подчинялись беспрекословно.

Я много раз присутствовал на его репетициях и очень хорошо помню, как резко исчезал звук, когда Светланов переставал дирижировать: никто из оркестрантов не доигрывал свои пассажи, никто не пробовал какие-то другие куски – как только Светланов опускал руки, оркестр словно "умирал". Каким контрастом это было в сравнении с другими дирижёрами, на репетициях которых оркестры делали, что хотели: во время остановок оркестранты пиликали что-то своё, разговаривали, отвлекались – у Светланова так не побалуешь ! Во время остановок Светланов давал пояснения, которые выслушивались в мёртвой тишине, а затем с нужного места игра возобновлялась.

Оперные его трактовки нуждаются в отдельных рассказах, которые, как я надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь нам предоставит: за каждой его оперной постановкой стоит целая история, всякий раз интересная и новая.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #13 : Июль 25, 2010, 02:18:17 »
Китеж не достать....( А вот фантастический Петушок - грандиозно! Слава, Богу, что переиздали!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
опера со Светлановым
« Ответ #14 : Июль 25, 2010, 16:22:07 »
Китеж не достать....

Вот:

(Opera) Римский-Корсаков - Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии - Калинина - ГАБТ - Светланов / Rimsky-Korsakov - Kitege - Kalinina - Bolshoi - Svetlanov - LIVE, 1983, APE (image+.cue), lossless

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1401220

А вот тут "Млада" и "Царская невеста":

(Opera) Николай Римский-Корсаков - Млада (Тугаринова, Королев - дирижер - Евгений Светланов) - 2001, APE (image+.cue), lossless

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1421301

(Opera) Римский-Корсаков - Царская невеста (Шумская, Борисенко, Иванов - Светланов) - rec. 1958 - 2009, APE (image+.cue), lossless

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2856689
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #15 : Июль 26, 2010, 18:41:42 »
Увидел в инете реакцию на светлановского Малера и решил кое-что написать по этому поводу:

Цитировать
Целиком 2-ю (симфонию Малера) все-таки не успела еще послушать. Allegro maestoso. Мне скорее понравилось – как еще один вариант. Немного вязкое начало -слегка грязноватый звук, как у фортепиано при злоупотреблении педалью, местами инструменты вылезают как одинокие, косоватые сухие сосны на болоте – я не музыкант, партитуры прочесть не могу – может, всё правда, и Малер тоже их видел.
Удивило, как при таком медленном темпе можно сохранить мощь – а ее там хватает.
Но эта мощь благодаря замедленному темпу -только демонстрация грозной силы, но не сила в действии.
У Янсонса смерчи сносят все живое, стихия отпущена.
А вообще, по большому счету, единственное, что не позволяет мне отнести эту запись к близким мне исполнениям – светлая она, светлановская тризна. Не услышала я трагедии. Не больно мне. Так, любопытно.

Я снимаю шляпу !!
Всё правильно !
Любопытно, как хорошо сумела эта дама расслышать ключевые моменты светлановских решений:
обособление тембров отдельных инструментов, которое не позволяет оркестровым тембрам сливаться в однообразную кашу;
мощь в медленных темпах - типичный светлановский штришок (!);
"демонстрация" (то бишь, как я понимаю автора поста, художественное "изображение") силы, но не сама сила ! Своего рода абстрагирование или сублимация ! Весьма типично для Светланова и, на мой взгляд, очень идёт музыке Малера ! Т.е. стихия под контролем, нету никакого безудержного буйства, музыка не превращается в стихию. Мне это кажется важным именно применительно к Малеру ! Я не хотел бы это оценивать в терминах "хорошо-плохо", просто отмечаю верность наблюдения этой светлановской особенности. К примеру, Гергиев, гениально подавший в одном из своих московских выступлений эту симфонию, тоже потряс меня не меньше Светланова, но он дал совершенно ИНОЙ образ этой симфонии - как некоего РЕАЛЬНОГО события, а не виртуального его художественного отражения. Я нахожу возможными ОБЕ эти трактовки (Светланов и Гергиева), в своих крайностях имеющих, тем не менее, нечто общее - грандиозность целого.
О гергиевской 2-й Малера мы немножко писали вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1957.msg23113#msg23113

И по поводу наличия характерного оркестрового тембра у Светланова – это тоже верно подмечено ! Другое дело, как оценить, но это уже другой вопрос – по-видимому, вопрос личных предпочтений ;
И, наконец, верно подмеченное "отсутствие трагедии", "светлый характер" музицирования. Да, это тоже одна из типичных светлановских "фишек": как мне тоже представляется, область подлинно трагического, как мы привыкли его понимать (с криками, страданиям, рыданиями и соплями), Светланов опосредовал в своём малеровском исполнительстве грандиозно-демоническим. И опять же, дело не только в Малере: то же самое было у Светланова и в Чайковском, и в Рахманинове, и в Бородине. Наиболее адекватно это у него выглядело, пожалуй, в Римском-Корсакове, отчасти в Скрябине (особенно позднем), в Равеле и т.д. Можно назвать ещё много композиторских имён, но не в их количестве суть. В данном случае любопытно было бы спросить, подходит ли это качество именно Малеру или нет ? На мой взгляд, очень даже подходит.
Я не думаю, что у Малера трагическое выступало от первого лица без художественного опосредования: всё-таки какая-то (существенная) мера художественной отстранённости, авторской позы, сублимирования у него присутствует. Даже и само "трагическое" у Малера, это не суть то, что непосредственно воздействует как таковое на чувственно-физическом уровне, а нечто философски абстрагированное. Причём, ВСЕГДА ! Как я представляю, у Малера все его "трагедии" в существенной степени являются художественным феноменом.
Да, он видел и воспринимал жизнь в трагическом ключе, да и судьбу его не назовёшь безоблачной, к тому же и проблемы со здоровьем тоже не способствовали композиторскому оптимизЬму. И всё же почти ко всему его творчеству я применил бы пушкинские слова: "печаль моя светла", и именно в ЭТОМ плане я хочу отметить очень точное эмоциональное "попадание" Светланова в малеровские настроения: Светланов отлично ощущает некую ДИСТАНЦИЮ, которая объективно имеется в малеровском творчестве между живым чувством и художественным его выражением.
Чтобы немного пояснить свою мысль, обращусь к скрябинским трактовкам Светланова. К примеру, если ему удалась не слишком эффектная 2-я симфония, то не слишком удалась довольно эффектная и гораздо более выразительаня по музыке 3-я именно по той причине, что её трагические порывы и её импульсивность не нашли должного выражения в рамках светлановского музыкального мировоззрения. Примерно то же самое можно сказать и по поводу сравненияего исполнений "Поэмы экстаза" и "Прометея": если светлановское исполнение "Прометея" может быть названо без обиняков гениальным (хотя Рихтер и там нашёл за что его покритиковать ! ), то исполнение "Поэмы экстаза" выглядит не столь впечатляющим, как мне кажется, именно потому, что "суровость и строгость" (Скрябин) "Прометея" нашли своего чуткого толкователя в Светланове, а "горячность и задушевность" (Скрябин) "Поэмы экстаза" не слишком были близки Светланову, который, тем не менее, и в этом произведении выдал всю ту мощь и поразительное ощущение формы, которые ему вообще всегда были органически присущи. Также он отлично показал скрябинскую изысканность, но вот "эротизма" у него не ощущается. Другой психотип !
Но что в одних произведениях воспринимается как "слабость" Светланова, в других произведениях воспринимается как его "сила" и вполне адекватно представлениям о художественном мире композитора. Я бы так сказал: недостатки Светланова являются продолжением его достоинств. По-видимому, это свойственно ЛЮБОЙ большой личности, и не нужно требовать даже от гения удач всегда и во всём.
Вообще, если вернуться к Малеру, то можно усомниться в очевидности его творческих устремлений: как мне представляется, в существенной степени они остались завуалированными, когда в "технике" его ощущается нечто самодовлеющее и абстрактно-прекрасное, независимо от художественного содержания.
Я уверен, что Светланов, пойдя по пути философско-абстрагированного подхода к творчеству Малера и пренебрегая ОТКРЫТЫМИ страстями, которые так эффектны и первозданно-стихийны под руками других дирижёров, в т.ч. и моего нынешнего любимца Гергиева, которого я считаю гением вообще, а также гением в Малере и Вагнере в частности, Светланов оказывается В ЦЕЛОМ куда более убедительным, если иметь в виду не непосредственно-чувственно воспринимаемое воздействие музыки Малера, а некое дистанцированно-уважительное поклонение малеровским художественным идеалам (мне кажется, что сие выражено в исполнении Светланова весьма отчётливо: явственно ощущается, что Малер для него – святыня !).
Кстати, в этом плане можно поискать аналогии светлановскому Малеру в записях других дирижёров - и если иметь в виду именно ЭТОТ план, то его до известной степени можно сопоставить с некоторыми другими исполнителями.
Да, как ни странно на первый взгляд, но Бернстайн, поумерив свои страсти в Малере, лишь выиграл в том отношении, что сделал свои трактовки более глубокими и многоплановыми, нежели это имело бы место в случае открыто раздуваемых страстей. На мой взгляд, Бернстайн показал себя в Малере глубоким мыслителем и философом. Хотя мог бы и устроить там штурм унд дранг, но что-то - вероятно, здравый смысл - удержало его от лобовых решений.
Если подытожить, то в цитированном мною посте дамой очень точно подмечены многие ключевые черты светлановского художественного вИдения вообще, а также его малеровских решений в частности.
Рад был увидеть много общего с моими представлениями о светлановском Малере и о Светланове-дирижёре вообще.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #16 : Июль 28, 2010, 01:01:49 »
Неее...Я лучше дождусь официальной "коробочки". "Млада" есть, "Петух" - тоже! Жаль, что не выпускают Отелло трансляционного из БТ.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #17 : Июль 28, 2010, 21:37:12 »
Неее...Я лучше дождусь официальной "коробочки". "Млада" есть, "Петух" - тоже! Жаль, что не выпускают Отелло трансляционного из БТ.

Так вроде выпускали же ??
Коллеги, кто подскажет ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #18 : Июль 28, 2010, 21:37:48 »
Ой какая плохая по аппаратному качеству светлановская фонограмма 9-й симфонии мне попалась !
Биения, звук искажён, размазан ! Ничего похожего в реале не было.
Жаль.
Можно сказать, "испортили" исполнение звукозаписью, хотя масштаб и значительность интерпретации всё равно угадываются. Остаётся ещё слабая надежда, что ошибку допустили при сворачивании в другой формат. Быть может, попросить кого-то переформатировать ?? Трудно поверить, что такую лажу допустили звукорежиссёры, но если это действительно так, то придётся поверить и в это.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #19 : Август 08, 2010, 00:19:13 »
КоммерсантЪ / Среда 20 марта 1996

Петр Поспелов

http://www.musiccritics.ru/?id=3&readfull=2665

Малер без культурологии
Концерт в Большом зале консерватории
Государственный симфонический оркестр России дал концерт в Большом зале консерватории. Дирижировал Евгений Светланов. Главным событием вечера стало исполнение Четвертой симфонии Густава Малера. Рассказывает ПЕТР ПОСПЕЛОВ.

Говорят, что в Гааге Евгений Светланов -- такой же национальный герой, как Павел Буре в Ванкувере или Диего Марадона в Неаполе. Если это и преувеличение, то небольшое: гаагский прохожий сможет толково объяснить вам, что Светланов сделал столичную команду -- личную гордость королевы Нидерландов -- достойной сравнения со знаменитым амстердамским Концертгебау, которым руководит Риккардо Шайи.

Светланов работает в Гааге, работает в Лондоне и Стокгольме, работает по всему миру. Мы не всегда этому рады: у нас накопилось достаточно обид на Государственный оркестр, который в отсутствие шефа часто сбивается с курса, а иногда и демонстрирует удручающую стилевую неуниверсальность. Но такие редкостные удачи, как Малер в прошедшем концерте, доказывают, что мировой класс оркестра не потерян.

Для самого Светланова Малер -- давний предмет особого интереса, для его поклонников -- лучший контраргумент против расхожего мнения: "Светланов -- великий исполнитель, но только русской музыки". Сейчас русский дирижер делает в Москве полный цикл малеровских симфоний. Он не объявлен в виде отдельного абонемента (как это сделано у Павла Когана, о чьем малеровском цикле мы недавно постарались написать вполне уважительную рецензию), хотя в этом сезоне уже прозвучала Пятая, только что была дана Четвертая, 15 апреля будет Вторая (кажется, впервые за дирижерскую карьеру Светланова), а в декабре, по случаю празднования 60-летия оркестра, прозвучит не Чайковский и не Рахманинов, а грандиозная малеровская Восьмая -- так называемая симфония тысячи исполнителей. Это лишь надводная часть большого плана. Главное -- почти все симфонии уже записаны на компакт-диски: русского Малера дарит миру одна из крупнейших мировых фирм -- Le Chant du Monde, а дистрибутором в 63 странах является другая -- Harmonia Mundi. В это же время Михаил Плетнев со своим оркестром заканчивает для Deutsche Grammophon полный цикл симфоний Чайковского, и, возможно, мы как-нибудь еще вернемся к сопоставлению этих двух, столь престижных для отечественного оркестрового дела, кампаний. Пока же скажем, что Четвертая Малера записана фирмой "Русский сезон" (российским партнером Le Chant du Monde) месяц назад, и это снимает долю удивления перед идеальностью ее состояния.

Но лишь долю -- вашему обозревателю давно не приходилось быть настолько свободным от беспокойства за качество игры, давно его не посещало чувство сладкого предвкушения удовольствия перед очередным выступлением -- при том, что результат всегда оказывался краше ожиданий. Партии всех солирующих голосов, будь то кларнет, валторна, группа контрабасов и перестроенная скрипка (Светланов не выпятил ее как аттракцион), были бережно проговорены -- но изумительная раздельность в нужную минуту уступала место вязке, сцеплению тембров. Звучание групп словно рассказывало о том, что такое настоящий оркестровый баланс. Однако любовное тщание, с которым Светланов сервировал своего Малера, казалось не более чем внутренним долгом человека, который не терпит, чтобы в его деле царил артистический беспорядок. Суть была в ином.

Четвертая Малера оказалась у Светланова не трагична. Принято думать, что искусство Малера повествует о разломе эпох, что стилизованная "венская классика" в Четвертой символизирует мысль об утраченной гармонии, а ироничность фольклорных образов скрывает предчувствие катастроф. Австро-немецкая традиция исполнения Малера -- культурологическая. Вместе с Малером звучит начало века, словно впитавшее в себя все мироощущение наступающего столетия. Светланов слышит его по-своему. В его подходе не звучит никакой последовательной аргументации в пользу определенного "иного" слышания; просто его Малер -- часть иной душевной реальности. Светланов не нуждается в воссоздании двойной дистанции: мы -- Малер -- малеровские прообразы. Его Малер един и целостен; это один из тех случаев, когда культура монолитная, живущая ощущением непрерывности и своими представлениями об иерархии, вдруг селит в своем доме культуру рефлективную, ироническую, чурающуюся ясности.

Малер Светланова звучит не как Чайковский, не как Мусоргский. Рождается новое слышание и абсолютно новый текст. Но, как ни парадоксально, именно здесь становится слышно, как стягиваются к незатейливому финалу (прозвучавшему без тени деланности и утрированной наивности) все нити интонационной логики симфонии. Если я не ошибаюсь, Светланов играл ее на 10 минут дольше обычного -- и вовсе не потому, что затягивал, как бывает, медленные разделы в надежде растворить время в переживании трансцендентного (в третьей части чувствовался нематериальный холодок, но не было ничего потустороннего): просто его чувство времени строится на иной внутренней основе. Этого Малера можно обсуждать, и вполне объяснимо, что не во всем мире он способен идти на ура -- как и музыка, допустим, Георгия Свиридова. (Не везде так охотно простят и чрезмерную приверженность к давним партнерам -- пение Наталии Герасимовой, при всем ее опыте и культуре, не соответствует уровню игры оркестра.) Но успехи предыдущих гастролей Госоркестра в Европе не исключают того, что русский Малер, стараниями Светланова и Le Chant du Monde, будет принят в мире хотя бы на равных правах с русской классикой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #20 : Август 08, 2010, 00:33:08 »
Я благодарю Сергея-Читателя за то, что он подкинул мне эту ссылку на "Коммерсанта" ! :)

Четвертая Малера оказалась у Светланова не трагична

Именно ! Я выше говорил то же самое !
Как жаль, что я не догадался поискать эту статью, когда писал свой пост, размещённый выше.

Да, правильно пишет её автор: "Принято думать, что искусство Малера повествует о разломе эпох, что стилизованная "венская классика" в Четвертой символизирует мысль об утраченной гармонии, а ироничность фольклорных образов скрывает предчувствие катастроф. Австро-немецкая традиция исполнения Малера -- культурологическая".
Именно ! Именно так ! А Светланов "посмел" отнестись к ней "просто" как к гениальной музыке, хотя, конечно, был знаком и с "культурологией".

незатейливому финалу прозвучавшему без тени деланности и утрированной наивности

Да, и об этом я тоже сказал - я рад, что всё это внятно не только лишь мне одному.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3362.msg42743#msg42743

...послушал я 3-ю Малера с Ч.Адлером
...такая монолитная масса звучания и такой форсаж, такая игра форсированными тембрами со "страшилками" и "пугалками" слушается и выглядит для меня сегодня ПАРОДИЙНО ? Не только у меня такое впечатление, кстати. При таком исполнительском подходе всё это напоминает подзвучку к каким-то детским сказочкам или диснеевским мультикам, где все то и дело брякаются на землю и шлёпают друг друга чем попало и т.д. Неужели Малера в его творчестве исполнители представляли себе таким вот наивным дурачком ?

Светланов не был склонен подчёркивать в Малере какой-то деланный наивняк - даже там, где это, казалось бы, напрашивается. Он отнёсся к Малеру как к святыне, требующей осторожного, уважительного и бережного отношения. Он, образно говоря, не хлопает его запанибратски по плечу и не утрирует малеровские художественные эффекты, отчего музыка лишь выигрывает в своём величии.
« Последнее редактирование: Август 08, 2010, 00:44:50 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #21 : Февраль 08, 2011, 19:48:50 »
По поводу светлановского Малера пару слов добавлю ……
Вчера – абсолютно случайно, ибо никогда не слежу за ней  - посмотрел передачу Сати Спиваковой по ТВ-Культура, которая вся целиком была посвящена Е.Ф.Светланову. В передаче присутствовала его последняя жена Нина, а также В.Спиваков, который, собственно, и задал нужный плавно-повествовательный тон всей передаче, несмотря на экспансивность обеих женщин ! :)) Сати мимоходом немножко удивилась присутствию своего мужа – если бы не посвящение Светланову, вряд ли он появился бы в её передаче – но тут уж личное близкое знакомство и даже, можно сказать, творческая дружба Спивакова и Светланова обязывали. Кстати, я заметил, что Сати в присутствии мужа присмирела и даже не гоготала во всё горло при звуках своих шуток, как она это обычно делает в данной передаче ! :)
Видимо Владимир Теодорович своей благородной внешностью и манерой поведения всё же весьма положительно воздействует на окружающих – даже на жену свою.
Да, кстати, раз уж зашла речь о нём, расскажу об одном характерном эпизоде. Ещё во времена Светланова дело было, когда В.Т.Спиваков дирижировал тогдашним ГАСО (оркестр ещё числился под управлением Светланова).
Представьте обстановку: вечерний концерт, даны 3 звонка, вот-вот будет объявление первого номера программы – оркестр на сцене, Спиваков уже вышел из артистической и ожидал выхода на сцену в предбаннике БЗК – в те времена (90-е годы) довольно неряшливом и ободранном. На лице Владимира Теодоровича его обычная полуулыбка, взгляд спокойно-вдохновенный, в руках палочка - он элегантен, сосредоточен, неспешно расхаживает по коридору и ни на кого не смотрит, глубоко погружённый в свои мысли. А в это время сотрудники ГАСО прямо перед дверью на сцену обсуждают своё житьё-бытьё, жалуются на жизнь, балакают, из какой страны они деньги с гастролей привезли, из какой не привезли, кто как напился и где пьяный валялся, стонут по маленьким зарплатам, перемывают кости спонсорам (хоть и ругают, но признают, что если бы не они, то "нас бы тут не было"), попутно кто-то там рядом рассказывает какие-то истории из своей и чужой интимной жизни и т.п.
Я наблюдал этот контраст – "небесного" и "земного", - выраженный поведением и состоянием Спивакова и – тут же по контрасту -  работников оркестра, и думал: как он среагирует на это ? Не выбьет ли его из колеи эта болтовня, не нарушит ли должное творческое настроение ? Ведь Спиваков не мог не слышать этот бесцеремонный трёп. Я позже сказал конферансье Анне Дмитриевне Чеховой: "Как они могли при нём обсуждать эту непотребщину прямо перед выходом на сцену ?? Они что – с ума сошли ??" Анна Дмитриевна только рукой махнула: "В каждом оркестре так". Но я не уверен, что это везде и всегда ТАК: при Светланове они не позволили бы себе пороть такую дребедень перед его выходом на сцену !
Но Спиваков абсолютно абстрагировался: ощущалось, что он уже мыслями на сцене; немного погодя, нимало не изменившись в лице и не вступив ни в какие разговоры, вышел на сцену дирижировать.
А я вослед за героем Конан-Дойля – думал о том, насколько разносторонен человеческий ум ! :))

Так вот, о светлановском Малере.
Спиваков рассказал любопытную историю о том, как за рубежом ВДРУГ (!) захотели услышать светлановского Малера: ведь Светланова там всегда ждали с программами из РУССКОЙ музыки, что, собственно, неудивительно. Но Спиваков настоял на том, чтобы представители европейского агентства, как раз приехавшие в Москву по своим делам для переговоров и заключения контрактов, побывали на концертах Светланова, где он как давал Малера. И вот после симфоний Малера, ВСЕ В СЛЕЗАХ :)) – они пригласили к себе Светланова и ГАСО с Малером, в результате чего светлановского Малера уже в те годы – ещё до издания знаменитого фонографического интеграла – узнали и в Европе.
Да, между прочим, слушая этот рассказ Спивакова, я подумал о том, что ведь фонограммы некоторых симфоний Малера под управлением Светланова, наверное, были сделаны и в Европе, следовательно, малеровская дискография Светланова может быть расширена. Это тем более любопытно, что некоторые записи из БЗК были не очень удачны как по музыке, так и по аппаратному качеству записи. Обидно-досадно, но это так. В частности, я считаю, что 9-ю симфонию под управлением Светланова буквально угробили то ли неграмотной фиксацией, то ли неграмотной обработкой фонограммы. Если эта вещь была записана в Европе, то было бы здОрово издать эту фонограмму.
Я этот эпизод привёл для того, чтобы подчеркнуть интерес западных слушателей и специалистов к светлановскому Малеру.

Вообще, в этой конкретной передаче Сати было много любопытного, так что рекомендую её послушать, если эту программу где-нибудь выложат для всеобщего просмотра.
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2011, 20:37:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #22 : Февраль 08, 2011, 20:15:09 »
Ваше замечание о ведущей, безусловно верно, однако положительная метаморфоза (в сторону такта и хорошего вкуса) произошла много раньше, передачи эдак 3-4 назад, по-видимому, не без чьего-то мудрого совета. И смотреть их теперь стало вполне занятно.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #23 : Февраль 09, 2011, 21:42:04 »
Я смотрела эту передачу, правда, историю, рассказанную Спиваковым о светлановском Малере пропустила (отвлек тел.звонок), так что спасибо Predlogoff'у  за пересказ.
Я также была приятно удивлена вполне сдержанным и спокойным характером передачи (не смотрела ее со времени  А.Г.).
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей З.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
Re: дирижёр Евгений Светланов (1928-2002)
« Ответ #24 : Апрель 05, 2011, 15:10:01 »
Светланова уважаю за его многоплановость. Будучи классическим музыкантом до мозга костей, он пригласил рок-музыканта Александра Градского участвовать в постановке "Золотого петушка".