Автор Тема: «Золотой петушок» Римского-Корсакова в Мариинском театре  (Прочитано 2315 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дорогое снотворное в богатой упаковке

«Золотой петушок» в Мариинском театре

Нора Потапова

Вот приведут на такой спектакль дитя всё в оборочках или галстучке бабочкой, и больше оно в оперу ни ногой ни за какие буфеты! Потому что развлечение ему — только третий акт, тоже бессмысленное, но ярко расцвеченное шоу. Однако до него ни дитя, ни родители не досидят. Сбегут. И правильно сделают.
http://www.operanews.ru/15010506.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Закон прихоти

Премьере оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Мариинском театре светит победа в номинации «недоразумение сезона»

Дмитрий Циликин

...

Эту миловидную молодую даму, работавшую в разных качествах на телевидении, с каких-то щей пригласили ставить оперу. Мало того, Анна Матисон приняла на себя обязанности художника-постановщика (вместе с Сергеем Новиковым) и дизайнера костюмов. Пригласить-то пригласили, да позабыли объяснить, что режиссура — точная профессия и одновременно искусство, имеющее свой язык, свои средства выразительности. Что любое сценическое действие что-то означает, что мизансцены имеют смысл и т. д. В результате поднимается суперзанавес (красотища во вкусе провинциальной елки), за ним гигантский сундук, девчонка с рюкзаком в виде петуха делает селфи, стучится в стенку, является какой-то хлыщ в брючках, пиджаке и котелке, поет вступление Звездочета, створки открываются, там царство Додона. Злосчастный хор болтается как цветок в проруби. Солисты тоже не знают, куда встать и когда сесть, и пытаются оживить отпущенное им время бессмысленной суетой и жестикуляцией. Притом они в огромных шапках в виде куполов — а во втором акте этот гремучий псевдорусский кич сменится елочным царством Шемаханской царицы, где посреди холмиков, усеянных синими светящимися цветочками, высится бутафорский Змей Горыныч. Царица почему-то фигуряет в платьице ультрамини и босиком. В царстве Додона среди прочей аляповатой пестроты имеется афиша цирка — на ней, как мы ретроспективно понимаем, аккурат Царица. Деваха из пролога оказывается самое Петушком. А когда Додон требует: «Пусть, ни мига не теряя, принесут мне Попугая» — выходит танцовщица, у которой на всю оставшуюся оперу завязываются с Петушком отношения столь недвусмысленные, что впору ставить на афише 18+. Пока наконец Петушок не обряжает Попугая в свою юбку и не отдает свой рюкзак.

Что значит вся эта натужная вязкая трехактная ерунда? Так ведь сказано: моя прихоть, мой приказ. Прихотью же (со стороны Валерия Гергиева), вероятно, объясняется и само появление этого зрелища. Разве что оркестр был высокопрофессионален как всегда.

Санкт-Петербург

Полностью:

Ведомости. 12.01.2015, 1 (3747)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/821371/zakon-prihoti

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10911.msg152252.html#msg152252
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Петух, он же курочка
и прочие эксперименты в опере «для семейного просмотра»

На Новой сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в постановке молодого режиссера Анны Матисон.

Анна Матисон, дебютантка в оперном жанре, благодаря сказочной щедрости Валерия Гергиева осуществила постановку одной из самых загадочных русских опер.

Однако заслуги Анны Матисон в отечественном киноискусстве отнюдь не гарантировали успеха ее оперному дебюту.

Желание театра добавить в репертуар оперу для детей и их родителей более чем понятно. Но что чувствуют родители в тот момент, когда из шатра по велению режиссера выходит блондинка с розовым телом, прикрытым легкой туникой, и неприкрыто соблазняет глупого царя Додона? И соблазняет его не пять минут, а намного дольше и по нарастающей: сначала мягко, по-кошачьи, а в кульминации – диковато и агрессивно, вроде как Саломея в своем Танце семи покрывал.

Владимир Дудин

Полностью:

С.-Петербургские ведомости. 20.01.2015
http://www.spbvedomosti.ru/news/culture/petukh_on_nbsp_zhe_nbsp_kurochka/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
А что, неужели никто из участников нашего форума не ходил на премьеру? Я читала отзывы в ФБ. Но это случайная выборка.

Может, и правильно, что не ходили на "Золотого петушка". Нервы, время, деньги сэкономили.  >:(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А что, неужели никто из участников нашего форума не ходил на премьеру? Я читала отзывы в ФБ. Но это случайная выборка.

Может, и правильно, что не ходили на "Золотого петушка". Нервы, время, деньги сэкономили.  >:(

Вы всё-таки сходили? :) Как впечатления?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Да. Вчера. Специальный занавес красивый.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да. Вчера. Специальный занавес красивый.

Что, совсем плохая постановка? И пели плохо?  :o
Che mai sento!

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Да. Вчера.
Не допускаете возможности, что впечатление от исполнения в премьерные дни могло (должно было?) быть по некоторым причинам сильно иным?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Допускаю.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Что, совсем плохая постановка? И пели плохо?  :o

Постановка – ни о чём. Постановщица-девица заказ получила – работу сдала. Её россказни о какой-то идее матриархата, ведущей роли женщины и т.п. только россказнями и остались. В спектакле это никак не просматривается. Да и откуда этому взяться, если этого нет в опере. Но ей же надо было объявить о какой-то концепции постановки, вот и объявила, а поставить про это, видимо, забыла, если вообще собиралась. В этом смысле К. Серебренников со своим "Золотым петушком" в Большом куда как последовательнее. Кстати, он еще идет или Урин его ликвидировал? Давно его не было в афише. А пели (и играли) так, как будто пришли вахту отработать. Скучно. Всё по отдельности. Каждый сам по себе. Всё формально. Наверное, это тоже следствие работы режиссера-постановщика. Ну, и дирижера, конечно, если говорить о пении (кстати, интересно, взяли бы в МТ дирижером племянника, если бы он не был племянником Сами Знаете Кого?). Но упрекнуть певцов в том, что они как-то не так пели и играли, язык не поворачивается, ибо как петь и играть, если на башке голове у тебя необъятных размеров какая-то дрянь головной убор, да еще и руки в разные стороны растопырены весь спектакль.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Подолью масла в огонь... :) Я читаю в ФБ весёлого человека из Петербурга, и с его разрешения и даже одобрения копирую сюда его отзыв на вчерашний спектакль (самому человеку лень регистрироваться на форуме).

Karl Buratinovich

https://www.facebook.com/buratinovich/posts/797879563633342?pnref=story

Что выйдет, если оперу про дураков поставят дураки? Правильно, «Золотой петушок» в Мариинке-2, токошто убедился в этом на «премьере». Это что-то чудовищное. Я не знаю, кто такая Анна Матисон, но она имеет к оперной режиссуре явно такое же отношение, как ассенизатор к парфюмерии. Опера, несмотря на зрелищную сценографию Сергея Новикова, убита наповал какой-то вселенской немощью. Помню, Римский-Корсаков обмолвился в 1907 году: «Петушок в России не пойдёт». И пусть бы не шел, уважили бы композитора (чем идти в таком изобретательном неглиже). Надо отдать должное, к концу действа часть публики сбежала, но аплодирующих лохов тоже осталось предостаточно.

По порядку. Вначале появляется туристка с рюкзачком в виде петуха – наверное, японская (в каком-то путеводителе про Венецию написано, что когда туда летишь, в самолете «начинаются японцы и больше уже никогда не кончаются» – так и тут). Туристка будет мозолить глаза постоянно: ходит спиной к залу (акцентируя рюкзачок), фоткается, сидит в углу, мнется перед огромными воротами чудо-царства (то ли жмет какую-то кнопку у двери, то ли просто трется о стену – не видно), в середине первого действия начинает кукарекать (оказывается, она и есть Петушок), образует с попугайчихой (которая «Глуп ты, попка») устойчивый (лесбийский?) дуэт вплоть до обмена юбочками в финале. Вместе они будут подолгу слоняться по сцене, не зная куда деть руки, – стоять, подпрыгивать, качаться на качельках, присаживаться на корточки (погадить?), шевелиться и проч. (хотя первую по сюжету вроде полагается сразу же "посадить на спицу").

Додон с сыновьями – «купологоловые», каждый с огромной василиеблаженной луковицей вместо шапки (намек штоле на чрезмерную православнутость?). Звездочет – неуклюжий денди марки "воланд". Шемаханская – босая путана (в красном пеньюаре, с белыми космами), постепенно западающая на Полкана. Свита Шемаханской – частично балетная подтанцовка, частично какие-то неоверистские тётки (поселянки?), опять же слоняющиеся или надолго припадающие за неясностью намерений долу. Попугайчиха и в восточных тридевятых царствах бредет, аки пёс, за хозяином, периодически подецки пляшет. Додонов «народ» выведен на сцену практически в полном составе, миллионами, от мала до велика, отчего в царстве стоит неорганизованная толчея.

Режиссерша отчаянно и глупо комикует, настойчиво пытаясь из затейливого модернисткого опуса сделать рассчитанный на буфетчиц плоский лубок...

Околесица на сцене компенсируется висящими субтитрами, в том числе на (!) русском языке (для глухих? или настала мода ставить костыли певцам?). Подолгу тоскующая публика иногда по прочтении титра хихикает, фсётке либретта в опере гениальная.

Карочи, средств освоено меряно-немеряно (в декорации вбухан, небось, годовой бюджет, докризисный притом), а король (царь, царица) всё равно голый.. Римского жалко-прежалко.

Да, в спектакле есть безусловный плюс – нарядный, мерцающий звездами занавес.

ЗЫ. Пели более-менее прилично почти все, кроме разве что дебютантки Антонины Весениной, пропевшей всю арию Шемаханской ровно на четверть тона ниже (оркестр тихарился, как мог, чтоб не выдать тональность и высотные разногласия).

эх
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Мариинский театр. Новая сцена. "Золотой Петушок" (постановка 2014 г.). Специальный занавес.

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Немного видео из первого акта. http://www.youtube.com/watch?v=XroIyhPX1LM

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Немного видео из первого акта. http://www.youtube.com/watch?v=XroIyhPX1LM

Головные уборы зачётные :)) Занавес тоже красивый. Мне кажется, что некоторые просто придираются и злобствуют!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
И еще завидуют, конечно!  ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Подтасовка мнений тоже налицо, я почему-то не вижу ни одного отзыва о постановке от ребёнка лет 6–12, может, детям всё как раз нравится?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Подтасовка мнений тоже налицо, я почему-то не вижу ни одного отзыва о постановке от ребёнка лет 6–12, может, детям всё как раз нравится?

В определенный вами возрастной диапазон не попадает, но, может быть, отзыв и 14-летнего зрителя можно принять во внимание:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10088.msg151616.html#msg151616
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
C другой стороны, если вам кажется, что налицо подтасовка мнений, почему не выскажете своё мнение о "Золотом петушке"? Уверен, что оно многим будет интересно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Увы, у меня другое мнение насчёт интересности субъективного мнения. Но, по факту, на этого «Петушка» лично я при возможности схожу ещё не раз (хотя «Салтан» лучше) и в составе предпочту из пока слышанных Ольгу Пудову и Андрея Попова. Полноразмерной оркестровой ямы, видимо, уже не будет, тут выбирать не приходится. А постановка — она безобидна: не шумит, не слепит и в неподходящих местах общего смеха в зале не вызывает. Дети в зале тоже на удивление безобидны, так бывает, когда они не успевают заскучать.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Увы, у меня другое мнение насчёт интересности субъективного мнения.

Любое мнение, хоть профессионального критика, хоть форумчанина, хоть пользователя ФБ или ВК, субъективно, но тем оно и интересно, потому что важно иметь представление о всем спектре позиций, поскольку только в этом случае может сформироваться более или менее целостная картина происходящего. А форум, как мне кажется, как раз и дает возможность для сопоставления этих мнений. Взять того же "Петушка". Тут и рецензии из СМИ (кстати, все - и положительные, и отрицательные), тут и мнения тинейджера и др. пользователей соцсетей, побывавших на спектакле, тут и высказывания форумчан -  rpb, ваше и т.д. Какая уж тут подтасовка мнений! Так что, пожалуйста, пишите, уважаемый(ая) gawkette!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
Дети в зале тоже на удивление безобидны, так бывает, когда они не успевают заскучать.

Как раз передо мной на "Петушке" 1 февраля сидели два мальчика, причем без взрослых, которые, видимо, расположились где-то в отдалении. Одному лет шесть-семь, другому, скорее всего, около семи-восьми. Тот, который постарше, еще как-то с собой справлялся.  ;D А младший то вставал, то садился, то ложился, то крутил головой и смотрел по сторонам и назад, разглядывая зал в темноте.  ;D Их (а может, взрослых, с которыми они пришли  ;)) хватило на два действия.  ;D После второго антракта в зал они не вернулись.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Любое мнение, хоть профессионального критика, хоть форумчанина, хоть пользователя ФБ или ВК, субъективно
Ну что Вы, они субъективны по-разному. О разнице уже поговорили тут.
Слушатель, знакомый с исполняемым произведением, обладающий слухом и т.д., расскажет нам что-то о фактах окружающей действительности, а прочая «публика, которую не обманешь», в отзыве расскажет нам кое-что лишь о собственной личности. Хотя административно-художественному руководству театров и эти «нравится/не нравится» могут быть чуточку полезны, чтобы судить о востребованности постановок и исполнителей, ведь в кассу в основном только неучи и выстраиваются, многие образованные ходят по контрамаркам.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 169
ведь в кассу в основном только неучи и выстраиваются, многие образованные ходят по контрамаркам.

Благодарен вам за то, что вы оставили мне шанс не упасть окончательно в своих собственных глазах!  ;D По контрамаркам я не хожу, но и в кассу не выстраиваюсь, ибо покупаю билеты за свои кровные на сайте.  ;D ;D ;D А вот по контрамаркам зачастую такие "образованные" являются, что не знают, где вход в театр, на оперу, балет или драматический спектакль они пришли в Мариинку.  ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 460

Дмитрий Циликин в "Деловом Петербурге":


Боюсь, это предмет ведения уже не рецензента, а, скорее, психоаналитика. Судите сами. Под Новый год некто Анна Матисон дебютирует в Мариинском театре (и в театре вообще) в качестве сценографа, художника по костюмам и даже режиссера–постановщика оперы Римского–Корсакова "Золотой петушок". Где среди прочего царь Дадон поет: "Пусть, ни мига не теряя, принесут мне попугая". Из каковой невинной реплики в спектакле вырастает целый персонаж — Попугай, чья роль становится одной из главных: он (вернее, она — Попугая изображает дама) красной нитью прошивает оставшееся действие, вступая в не очень понятные, но выглядящие весьма пикантно взаимоотношения с заглавным Петушком (он — тоже дама). Проходит пара месяцев, и головокружительная карьера г–жи Матисон делает еще один виток — теперь она предстала автором либретто и художником двух одноактных балетов по сказке Феликса Зальтена про олененка Бемби. Открывается занавес второго — "В джунглях" — и через все джунгли по диагонали висит гигантская голова… кого бы вы думали? Попугая! Интересно, что бы тут сказал доктор Фрейд.

Остальные декорации тоже выдержаны в попугайской расцветке. В воздухе парят циклопических размеров цветы, свисают лианы, на заднике мельтешит видео, и периодически все заливает густой фиолетовый свет. Под стать и костюмы: все краски радуги, все фасоны, у олених пятнистые чулки до середины бедра, будто они собрались жарить канкан в Мулен Руж, охотники фигуряют то в колониальном стиле, то в килтах (так это джунгли или Шотландия?), а у Старого Вожака и у ставшего впоследствии вожаком Бемби здоровенные ветвистые рога растут отнюдь не из головы, но из зада. Не приму возражения: мол, детям такое нравится. Врожденного вкуса — в отличие от, например, музыкального слуха — не бывает, он лишь воспитывается.



Ой, был я на том "Петушке". Люблю музыку Николая Андреевича, потому, оказавшись в Питере перед Новым годом, отправился и на "Петушка", и на "Салтана". "Салтан" в Мариинке, кстати, прекрасный, в билибинских декорациях, исключительным образом радует душу.

А вот на "Петушке" я себе единственное удовольствие доставил - громкое "бууу" постановочной команде, когда еще выдастся случай. Кто и зачем продвигает госпожу Матисон - непонятно, но она бездарна и бестолкова абсолютно, вместо режиссуры и сценографии у нее получилась вязкая тягомотина с изрядной прибавкой, как верно подмечено, нездоровых каких-то фантазий. Полная, абсолютная профнепригодность без намека на просвет.

Впрочем, не удивлюсь, если ее раскрутят до масштабов Васеньки или даже Митеньки. Для этого все задатки есть.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
2017-04-03 17:55:00
http://opera-manka.livejournal.com/20356.html

30.03.2017 Золотой петушок в Мариинский-2
Дирижер – Заурбек Гугкаев
Царь Додон – Сергей Алексашкин
Царевич Гвидон – Александр Трофимов
Царевич Афрон – Александр Герасимов
Воевода Полкан – Андрей Серов
Ключница Амелфа – Анна Кикнадзе
Звездочет – Андрей Попов
Шемаханская царица – Юлия Сулейманова
Золотой петушок – Кира Логинова

Когда покупала абонемент имени Римского-Корсакова, главным побудительным мотивом было сходить наконец-то на некоторые его оперы, до которых иначе руки не дойдут. "Золотой петушок" как раз такой случай, даже на премьеру я не смогла заставить себя пойти и все откладывала-откладывала. Откуда такая нелюбовь, ведь саму оперу я ни разу не слышала, - даже гадать не буду. Тем более, что спектакль оставил меня абсолютно равнодушной. Постановка показалась недодуманной и недоделанной. Как будто режиссеру не хватило сил, интереса и/или мастерства, чтобы из отдельных, достаточно интересных идей сделать законченное произведение. Временами было ощущение, что солисты «слоняются» по сцене, потому что не знают, что им делать.

Не похвалю и дирижера. Оркестр звучал скучно и однообразно даже в чисто оркестровых моментах, и мне кажется, что Николай Андреевич в этом не виноват. Обычно его увертюры и интерлюдии доставляют куда больше удовольствия.

И все-таки о хорошем. Для спектакля в дни весенних каникул подобрали очень хороший состав, благодаря которому мне и удалось не заснуть. Лучше всех были, конечно, Алексашкин-Додон и Попов-Звездочет. Очень приятное впечатление оставила и дебютантка Сулейманова-Шамаханская царица. Сил ей немножко не хватило, но это было более чем простительно.

Зал был непростой, "младенцы" разве что на головах не стояли, а делать замечания на красочной и с виду детской сказке (пусть и только с виду!) было бы старческим брюзжанием.
Che mai sento!