Автор Тема: Шуман. Оратория "Рай и Пери" (БЗК, 16.04.2016)  (Прочитано 2216 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=141696

16 АПРЕЛЯ, СУББОТА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00


Абонемент № 7. Российский национальный оркестр

Дирижер —
Михаил Плетнев

Солисты:

Кэтрин Мэнли (сопрано) Великобритания

Алина Яровая (сопрано)

Роман Шулаков (тенор)

Александра Кадурина (меццо-сопрано) Украина

Ярослав Абаимов (тенор)

Александр Миминошвили (бас-баритон)


В концерте принимает участие
хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова

В программе:
Р. Шуман
«Рай и Пери», оратория, соч. 50
« Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2016, 14:30:06 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Не знаю, смогу ли сам пойти, но тем, кто не слышал этой оратории (а особенно любителям немецкой музыки, Вагнера например :) ) всячески рекомендую сходить. Очень красивое, на мой взгляд, произведение.

Лет 20 назад мне довелось послушать его «изнутри»: в составе одного хора я участвовал в исполнении оратории в БЗК; дирижировал Борис Куликов, партию сопрано (Пери) пела одна из ведущих тогда солисток МАМТ Людмила Тогушева.

Цитировать
...С начала 40-х годов стиль Шумана, сохраняя свою душевную открытость и сердечную теплоту, становится более ровным, «просветленным». Заметно возрастает интерес композитора к крупным формам — симфонической и кантатно-ораториальной музыке. Одним из первых проявлений этой устойчивой тенденции стало завершенное в 1843 году замечательное творение композитора — оратория «Рай и Пери», впервые успешно исполненная 4 декабря того же года в Лейпциге под управлением автора.

В основе содержания оратории лежит вторая из четырех поэм «восточного романа» ирландского поэта-романтика Томаса Мура (1779–1852) «Лала Рук» («Лаларух»), чрезвычайно популярного в Европе, в том числе и в России.

Поэзией Мура восхищались поэты-декабристы Рылеев, Одоевский, Бестужев; Белинский даже сравнивал его с Гете и Байроном. Великолепные переводы сочинений Мура принадлежат Жуковскому, Козлову, Фету, Плещееву, а отдельные мотивы ирландского автора оказали определенное влияние на Пушкина и, особенно, Лермонтова (поэмы «Вадим» и «Демон»).

В процессе работы над ораторией Шуман писал: «Идея всего произведения столь поэтична, столь чиста, что совершенно восхитила меня... я замышляю едва ли не новый жанр... не для молельного зала (лат. „oratorio“ означает „молельня“ — И.Ф.), а для жизнерадостных людей».

Свое музыкальное прочтение главной идеи и сюжета поэмы композитор воплощает вдохновенно, словно на одном дыхании. Друг Шумана, литератор Эмиль Флексиг весьма успешно перевел английской текст поэмы на немецкий язык, прибегнув лишь к незначительным сокращениям и дополнениям.

***

...Прекрасная юная фея (Пери) вынуждена разделять жребий всего своего племени — падших духов, в давние времена изгнанных из Рая (Эдема). Ни Луна, ни Земля, ни звезды и Солнце не прельщают печальную легкокрылую Пери, все ее помыслы только о возвращении в благоухающий и чистый Парадиз.

Тронутый ее светлой печалью Ангел утешает ее и дает совет: «... вина простится пери той, что принесет к воротам рая желанный Небу дар святой. Смело ступай, тот дар добудь и в рай тебе свободен путь!»

Но долгим и трудным оказывается путь к исполнению заветного желания — Пери приходится совершить три попытки, последовательно пролетев над Индией, Египтом и Сирией.

Сначала она приносит к вратам Эдема каплю крови юного героя, павшего за свободу Отчизны, затем — последнее дыхание верных друг другу умирающих влюбленных. Оба эти дара принимаются Небесами, но... створки райских врат по-прежнему остаются недвижными: «Священней дар твой должен быть, чтоб светлый рай тебе открыть!»

Пройдя через сомнение и отчаяние, Пери вновь пускается в путь и, наконец, добивается успеха — добытая ей драгоценная, живительная слеза раскаявшегося грешника открывает пред ней врата Эдема...

***

Композиция оратории включает три части, состоящих в совокупности из 26 номеров (соответственно, 9, 8 и 9 в каждой части), следующих друг за другом фактически без перерыва. Каждый номер по сути представляет собой сквозную оперно-ораториальную сцену повествовательного, лирического или действенного характера.

Солисты, ансамбли и хоры нередко выполняют функцию рассказчика (Testo) или лирического комментатора, но могут быть и персонифицированы (партии Ангела, Пери, юного героя, свирепого султана Махмуда-Газны, влюбленных Юноши и Девы, раскаявшегося грешника, хор индийцев, хор завоевателей, хор ангелов, хор гениев Нила, хор праведников и т.д.)

Исключительно велика живописно-изобразительная функция оркестра, изобилующего тонкими колористическими приемами. В финалах каждой части Шуман в полном соответствии с содержанием неизменно находит оригинальное решение: в I части — могучая хоровая фреска, во II — проникновенная «прощальная» колыбельная, в III — ликующий, экзальтированный восторг. Но всегда неизменными остаются красочность гармонии, изобретательность фактуры, сердечная напевность и тонкая декламационная выразительность вокальной интонации.

Именно к «Рай и Пери» особенно применимы слова П.И.Чайковского, высказанные им о музыке Шумана в целом: «В ней мы находим отголосок тех... глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека»

Доктор искусствоведения, профессор И. С. Федосеев

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Билеты в наличии - от 700 до 2800 рублей

http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=141696
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
С фейсбука Натальи Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/740358856101165

Восторгаясь в целом нашей публикой (а ведь она могла бы уже и совсем отупеть, между прочим), поразилась тому, что вчера в Большом зале консерватории аншлага не было. Неужели такое нелюбопытство? А исполнялась оратория Шумана «Рай и пери», о которой даже редко кто слышал, а уж чтО это и о чем – подавно.
Очередной подвиг Михаила Плетнева, так как действительно трудно даже объяснить, что это и зачем. Но он идет по пути наибольшего сопротивления.

Оратория написана по одной из вставных поэм романтической повести ирландца Томаса Мура (1779-1852), модного в свое время в Европе и России.
Пери (прекрасная дева, почти фея, пишется с маленькой буквы) стремится попасть в рай, который по какой-то причине для нее закрыт. Поэтому она должна принести к вратам рая ценный дар. 26 номеров (9+8+9, с двумя антрактами). 9 – ее полет в Индию, откуда она приносит каплю священной крови одиноко погибшего гордого воина. Но дар недостаточно дорог. 8 номеров – полет в Египет: здесь умирает от смертельной чумы юноша, которому дарит свой поцелуй его девушка, погибая вместе с ним. Но и этот дар не принят. Еще 9 номеров – наконец, пери летит в Ливан: застает здесь молящегося ребенка, при виде которого кается, плача, страшный грешник: вспомнил, как и он сам был чист когда-то. Дар покаяния, принесенный к вратам рая, открывает их целеустремленной пери. Поди разберись тут. Текста в программке два (12 страничек мелко-мелко): немецкий – тот, что поется; и полный – в закидонистом переводе В.Жуковского, со всеми описаниями пышных восточных красот (из которых читателю надо еще выудить сюжет), ну, что-нибудь такое: «Что камней блеск в виду чудес, престолу Аллы предстоящих?»))))

В этом метании между двумя текстами все-таки удалось послушать чрезвычайно приятную музыку, которую Чайковский любил играть на фортепиано и называл «божественной вещью».
Мне кажется, много сил у Плетнева ушло на то, чтобы просто собрать в одно солистов (Кэтрин Мэнли, Алина Яровая, Александра Кадурина, Роман Шулаков, Ярослав Абаимов, Александр Миминошвили), хор и оркестр. Это практически почти опера, причем персонажей больше, чем солистов, а репетиций отпущено как на ораторию.
Хор Академии им. Попова под управлением Алексея Петрова работает божественно. Какие же там были ангельские песнопения, тишайшие, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвели именно они. Особенно хороши были «гении Нила», которые бесплотно веяли над сценой, другого слова не подберешь. Я, выходя из БЗК, девочек из хора поблагодарила – а они, уже на улице, все пели и пели, так всегда бывает с хористами: если музыка хорошая, трудно остановиться.

Итак, главным недостатком вчерашнего исполнения (впрочем, еще раз подчеркну, героического) было отсутствие непрерывной для меня ткани, в которую, со всеми ее чудесными гармониями, можно было бы на все полтора-два часа погрузиться и дрейфовать. Я бы в идеале послушала без антрактов, заранее подробно проштудировав немецкий текст. Мне его, впрочем, за день прислали, но я не удосужилась. А записи не было: так Плетнев распорядился. Может, и он и прав.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
«Рай и Пери». Оратория надежды
В Большом зале Консерватории состоялась одна из главных премьер нынешнего филармонического сезона — оратория Роберта Шумана «Рай и Пери» в исполнении Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева
https://snob.ru/selected/entry/107198

Фрагмент рецензии:
 В этом молчаливом, непроницаемом, застегнутом на все пуговицы человеке, никогда не позволявшем себе ни слишком громких высказываний, ни резких жестов, живет душа настоящего романтика. Правда, плетневский романтизм особый, очень русский, трагичный, рвущий сердце своей скрипичной надсадной нотой. Слушаешь Шумана, а как будто звучит Чайковский. Не знаю, намеренно или подсознательно, Плетнев убирает из оратории всю красивость и пафос. Остается прозрачная, какая-то надмирная, кристальная суть, один чистый ликующий звук, устремленный к людям. И тут Плетнев с Шуманом заодно. Недаром сама оратория была написана в его самый счастливый и плодотворный период. Когда он решил свои матримониальные проблемы с Кларой Вик, был полон планов и надежд, когда казалось, что душевная болезнь отступила навсегда.