Автор Тема: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист  (Прочитано 210651 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #725 : Апрель 06, 2017, 22:38:02 »
Конечно, вы абсолютно вправе писать ваши впечатления, и делайте это, пожалуйста! Но я все же хочу сказать, что авторский текст - это одно (и я насколько возможно стараюсь быть ему верен во всех мельчайших подробностях), а исполнительские традиции - это другое. Традиций много. Если сравнивать Бетховена у Шнабеля, Гилельса или Гульда, окажется, что между ними нет ничего общего - что считать более или менее традиционным? Или: в сонате "Хаммерклавир" Бетховен выставил метрономы, которые все дружно игнорируют - это традиция или же, скорее, дурная привычка? Вот Г. Л. Соколов играет эту сонату мудро, уравновешенно, и ровно в два раза медленнее, чем предписано Бетховеном. Он это очень здорово делает и имеет право на это, бесспорно, но от авторского замысла это очень далеко. Или традиция советской школы не брать авторскую педаль - это хорошо? По-моему, это явная глупость, идущая от Г. Нейгауза (который был великим музыкантом, но тут очень сильно неправ). Я беру быстрые темпы не потому, что хочется побыстрее пошевелить пальцами, а потому что я чувствую такую необходимость, исходя из своих музыкальных ощущений. В 7-й сонате темп первой части престо и алла бреве, то есть половинка не медленнее чем 168. Все что ниже - уже аллегро, и первая часть становится по пульсации сдержаннее финального аллегро (в котором пульсация четвертями), что в корне неверно и тяжеловесно. В Аппассионате темп первой части - Аллегро ассаи, а темп финала - аллегро нон троппо, но все играют наоборот. Я попытался вернуть точное соотношение. Конечно, это рискованно по отношению к первой части, но в отношении целого это выигрывает.
Меньше всего бы мне хотелось, чтобы мой Бетховен нравился всем. Если бы так было, я бы расстроился, честное слово. Мне хочется, чтобы он был спорным, дискуссионным, полемически заостренным, как, к примеру, у Шнабеля, чье выдающееся исполнение как никакое другое далеко от золотой середины. Мне кажется, это очень в духе Бетховена. Конечно, у него очень разные сонаты, и совсем не все я играю настолько рискованно. В том же концерте были и не упомянутые вами 10-я, 17-я и 27-я.
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2017, 22:46:47 от Петр Лаул »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #726 : Апрель 07, 2017, 00:42:21 »
Вот тут разместили одно интервью, где довольно подробно говорится обо всем.
http://www.philharmsociety.spb.ru/articles/laul

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #727 : Апрель 07, 2017, 09:24:51 »
Уважаемый Петр! С большим интересом прочел интервью. Только по-моему традиция корректировать (скажем мягко) авторскую педаль в гораздо большей степени связана с А.Б. Гольденвейзером, который неоднократно писал, что такая педаль неисполнима "буквально на современных фортепиано" и отразил это в своих редакциях соответсвующих Сонат. У Нейгауза же я нашел только критику исполнения речитатива из 17 Сонаты Шнабелем, который буквально выполнял Бетховенскую педаль. Впрочем, может быть, дело в неких устных преданиях? 

Оффлайн Линара

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #728 : Апрель 07, 2017, 20:24:09 »
Спасибо за пространный ответ. Обязательно ознакомлюсь с интервью.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #729 : Апрель 09, 2017, 13:29:13 »
Да, Гольденвейзер тоже причастен. :) Насчет Нейгауза - есть еще запись урока с финалом 21-й, где эта педаль даже не обсуждается - все играется на "аптекарской" педали. А в этом финале педаль - это полмузыки, не меньше. Так что принцип ясен.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #730 : Апрель 15, 2017, 23:50:20 »
Неожиданный казус произошел сегодня с Петром Лаулом.
В 16 час. на Новой сцене Мариинки должен был выступить с концертом Б. Березовский. Но заболел.
И вот что пишет Петр в своем ФБ:

Хорошо жить рядом с Театральной площадью. Бывалоча, порепетируешь с утра с Денис Лупачев, потом поучишь как следует Лунного Пьеро, а в 15.50 тебе звонят из Мариинки-2 и просят заменить заболевшего пианиста в 16.00. И здравствуй, нежданная Аппассионата!
https://www.facebook.com/peter.laul?fref=ts

Короче, концерт не только состоялся, но Петр уже получил благодарственные отклики (напр., на параллельном форуме).
Вот что значит настоящий профессионализм. Браво!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #731 : Июнь 01, 2017, 21:17:11 »
15
ИЮНЯ
ЧЕТВЕРГ
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00

Людвиг ван Бетховен (1770–1827). Все фортепианные сонаты

Цикл концертов. Концерт № 5

Исполнитель:

Пётр Лаул (фортепиано)

В программе:
Л. ван Бетховен
Сонаты:

№ 5 до минор, соч.10 № 1
№ 13 ми-бемоль мажор, соч. 27 № 1 («Quasi una fantasia»)
№ 14 до-диез минор, соч. 27 № 2 («Лунная»)
№ 30 ми мажор, соч. 109
№ 31 ля-бемоль мажор, соч. 110

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #732 : Июнь 02, 2017, 13:25:21 »
Отзыв Игоря Берова в ФБ о бетховенском цикле Петра Лаула:

Игорь Беров
11 ч ·
Давно хотел сказать, что мне очень нравится, как Петр Лаул (Peter Laul) играет цикл из 32-х Сонат Бетховена. Мероприятие по-настоящему грандиозное, я вам скажу!
Он периодически выставляет запись сонат из абонементных концертов, которые играет в этом году в малом зале московской консерватории.
И скажу откровнено, что каждый его концерт жду с нетерпением, как очередную серию захватывающего детектива!
И не потому , что Петр на фотографии в своей шляпе внешне очень напоминает сыщика Пуаро , а потому , что любая соната в его исполнении настолько интересная, яркая и непредсказуемая, что всякий раз, слушая их , получаю истинное удовольствие!
Исполнение сонатного цикла у Петра - это живое театральное действие со своими героями, интересной фабулой и прекрасной актерской игрой!
Нет ни одной проходящей и нейтрально произнесенной ноты, интонации или фразы. Они у него все пропитаны жизнью!
Я, конечно, понимаю, что цикл бетховенскийх сонат, это не только живой увлекательный театр, а прежде всего огромный и многогранный внутренний мир композитора, целая энциклопедия его жизни.
В этом музыкальном космосе есть буквально все: - природа, светлая лирическая сфера, и философия, драматические коллизии, и настоящие человеческие страсти!
Когда играет Петр, всегда слышу что в этом многогранном мире, впереди всего стоит ЖИВОЙ человек, так сказать, мера всех вещей:)
Петр очень разнообразен в своей игре, не боится экспериментировать в музыке. Будучи огромным виртуозом, он зачастую позволяет себе играть не только в настоящих авторских темпах (кстати говоря, точно выписанных по метроному, которые не все пианисты тщательно выполняют), но так же в экстремальных, создавая колоссальную бущующую стихию и энергию.
Например, сложнейшие 29 -я Соната или Аппассионата в этом отношении у него звучат в высшей степени грандиозно!
А представители молодого поколения наверняка бы сказали: "Ох, и классно он отжигает! "
И они были бы правы по существу! :)
Да и вообще, Петр играет цикл сонат на редкость ярко, музыкально, очень сочно и образно, содержательно и с огромной палитрой звуковых красок. И очень важно еще то, что это всегда предельно эмоционально, с высоким градусом творческого накала. Его всего время хочется слушать еще и еще, честное слово!
Он обладает удивительно привлекательной артистичной харизмой.
И вот 15 июня, когда он в очередной раз завершает свой уникальный во всех отношениях творческий сезон, играя поздние сонаты Бетховена, а потом выставит их в записи , я , как всегда , брошу к черту все свои дела и помчусь читать, а точнее слушать и смотреть очередную главу великолепного, интересного и очень захватывающего музыкального детектива под названием "Цикл бетховенских сонат" в исполнении блестящего пианиста Петра Лаула!
Браво, Петр!
https://www.facebook.com/igor.berov?fref=nf


Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #733 : Июнь 17, 2017, 15:45:59 »
На своей странице ВК Петр Лаул выложил интересные видеозаписи. Одна - 2001 года, это Соната соль минор ор. 22 Метнера:

https://youtu.be/Bkgf-rwPTUk?t=123

Вторая - багатели ор. 119, игранные Петром на концертах бетховенского цикла в 2017 году в Москве и в 2015-м в Петербурге:

https://www.youtube.com/watch?v=aRKuJLo6Qaw


Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #734 : Август 24, 2017, 20:57:49 »
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга

15 сентября
пятница, 19:00
Петр Лаул
Вечер фортепианной музыки Александра Скрябина
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Музыкальное агентство «Камертон»

В программе:
СКРЯБИН
Двадцать четыре прелюдии, соч. 11
Пять прелюдий, соч. 74
Две пьесы, соч. 63 («Маски», «Странность»)
Две поэмы, соч. 32
Прелюдия и ноктюрн для левой руки
Этюды (из соч. 42)
Соната № 5
Соната № 6

Очень интересно! С предыдущей скрябинской программой (июнь 2016-го) ее объединяет, кажется, только 6-я соната и этюды ор. 42. И, конечно, надеемся, что, как и в прошлый раз, Петр выложит доп. материалы с концерта.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #735 : Сентябрь 16, 2017, 16:04:43 »
Немного вчерашнего Скрябина. В Капелле замечательный старый рояль, он в очень запущенном состоянии, но неожиданным образом его "больная" звучность, как мне кажется, добавила что-то очень важное в позднего Скрябина.

https://www.youtube.com/watch?v=6JVDqbwBsh4

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #736 : Сентябрь 16, 2017, 19:03:49 »
Большое спасибо, Петр! А остальное - 5я соната, прелюдии ор. 11, - надеюсь, последует? И еще интересно: то, что Вы выложили,- это первое отделение? Т.е., играли Вы не в том порядке, как указано на афише?

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #737 : Сентябрь 17, 2017, 00:48:46 »
Спасибо! Это бОльшая часть второго отделения (опус 63, 6-я соната и опус 74) и два биса. Остальное по разным причинам пока не готов выкладывать - где-то чего-то нацеплял, кое-где рояль сильно расстроился. В 11-м опусе 3-4 прелюдии меня не устроили, а не целиком его выкладывать смысла нет. Это же "на века", все подряд не выложишь. Может, потом добавлю пару мелочей. Пятая соната в старой записи в  Ютюбе и так висит.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #738 : Сентябрь 17, 2017, 10:59:48 »
Как Вы строги к себе, Петр! Да, 5-я соната висит, прелюдии ор. 11 есть в архиве Классик-онлайн (который снова стал платным!). Но каждое исполнение всегда будет отличаться, оно неповторимо...
В ФБ Вы упомянули, что сыграете концерт Скрябина в БЗФ. А когда именно?

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #739 : Сентябрь 18, 2017, 11:19:37 »
Концерт Скрябина в БЗФ сыграю в среду, 20 сентября. А в следующую среду еще сыграю в КЗМТ 1-й концерт Шостаковича на юбилейном концерте консерватории.
Если бы я не был строг, то завалил бы всех записями сомнительного качества. :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #740 : Сентябрь 18, 2017, 20:05:01 »
Концерт Скрябина в БЗФ сыграю в среду, 20 сентября. А в следующую среду еще сыграю в КЗМТ 1-й концерт Шостаковича на юбилейном концерте консерватории.

Как жаль, что все это не в Москве :( (Может, хоть трансляция будет.)
Удачи и полного взаимопонимания с дирижерами Вам, Петр!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #741 : Сентябрь 18, 2017, 20:36:48 »
Комментарий И. Берова к исполненным П. Лаулом поздним сочинениям Скрябина:

Петр Лаул Peter Laul Не устает поражать своей фантастической игрой! Его недавнее исполнение скрябинской программы в петербургской капелле - явление из ряда вон выходящее.
Особенно потрясла Шестая Соната. Совершенно мрачная и апокалиптическая музыка, в которой он держит в страшном, порою даже жутком оцепенении слушателя от первой до последней ноты. Честно говоря, местами становится просто не по себе. Примерно такие же ощущения испытывал после записи С.Рихтера этой сонаты в 50-х годах. Игровая энергетика просто колоссальная, даже не помню , кто эту сонату так здорово играл в последние годы! Ну и конечно же - потрясающе мощное звучание рояля с множеством красок и динамических градаций. На редкость удивительная игра! Спасибо, огромное, Петр! Это было по-настоящему пронзительно! Браво!

https://www.facebook.com/igor.berov?fref=gs&hc_ref=ARTX_RPmd2BHc1oCY6psHhkAjnZPh-fLZfy1x-jN0mDn5ui6sot3r7eOtbbK4oC0dB4&dti=1681736748767177&hc_location=group

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #742 : Октябрь 07, 2017, 17:54:50 »


Малый зал Московской консерватории (ул. Большая Никитская, д. 13/6)

Концерт шестой из цикла "ВСЕ ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА"

ПЁТР ЛАУЛ (ФОРТЕПИАНО)
Петр Лаул (Peter Laul)

Программа:

1 отделение
Сонаты:
№ 11 си-бемоль мажор, соч. 22
№ 15 ре мажор, соч. 28 («Пасторальная»)

2 отделение
Соната № 29 си-бемоль мажор, соч. 106 («Хаммерклавир»)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #743 : Октябрь 09, 2017, 22:57:17 »
П. Лаул на своей странице в ФБ выложил аннотацию к концерту 15 октября:

Пора начинать анонсировать этот концерт. Он, как мне кажется, в каком-то смысле главный, кульминационный во всем цикле. Позволю себе последовать примеру коллеги Сергея Кузнецова и выложу аннотацию, написанную для программки, тем более что меня об этом просят. Ни на что научное или особенно содержательное не претендую, строго не судите. Морду с анонса прошу считать недействительной. :)

   Программа сегодняшнего концерта состоит только из трех сонат. Но среди них – самая грандиозная, масштабная, запутанная, сложная для исполнения и понимания Соната №29, знаменитый «Хаммерклавир». Каждый музыкант, задумывающийся об исполнении 32 сонат Бетховена, сразу же видит в этой сонате главный камень преткновения. Замысел сонаты зарождался у Бетховена ровно 200 лет назад, осенью 1817 года, но до сих пор для любого пианиста она представляет серьезнейший вызов, испытание всех творческих, волевых и технических возможностей. Долгое время она была не понята и вовсе считалась неисполнимой, первым ее публично исполнил Ференц Лист в Париже спустя почти 20 лет после написания.
   Начинает концерт Соната №11 ор. 22 си-бемоль мажор, написанная в 1799-1800 годах. Сам Бетховен называл её «большой» и вернулся после некоторого перерыва к своей ранней схеме четырехчастной сонаты. Мне кажется, что во многом она – некий «взгляд в прошлое», последний «запоздалый» образец «чистого» раннего бетховенского стиля в сонатах, после которого Бетховен в 12-й, 13-й и 14-й сонатах отдаляется от привычных схем насколько возможно далеко. В чем-то 11-я представляет собой некий эталон, в ней сравнительно мало открытий или ярких откровений, но она в высшей степени гармонична и совершенна. Считается, что образный строй 11-й сонаты связан с «героизмом Наполеоновских войн»; это справедливо разве что в отношении первой части, которая действительно порой напоминает некий военный ритуал. Однако показную бравурность и воинственность уравновешивают некоторая ирония и юмор, неожиданно возникающие в быстрых частях. Открывается соната двукратным повторением мотива, напоминающего своего рода призыв или боевой клич. Изложенная терциями побочная тема напоминает солдатскую песню. Завершается экспозиция и вся часть замечательным в своей «квадратности» и даже «топорности» гаммообразным ходом октав. В его нарочитой примитивности мне видится проявление иронии Бетховена. Это подтверждается и тем, что на этом «солдафонском» мотиве строится значительная часть разработки. В целом часть носит бодрый, почти безоблачный характер и не лишена элегантности. Вторая часть Adagio con molta espressione была недооценена Антоном Рубинштейном: «Adagio красиво, особенно в звуковом отношении, но без особенной глубины». Совсем не могу с ним согласиться. Как раз здесь Бетховен предстает перед нами с неожиданной стороны – медленно развертывающаяся часть полна томления, новых и терпких, чувственных гармоний, словно предвещая некоторые фрагменты вагнеровского «Тристана». Особенно выделяется эпизод в середине части, томительный и загадочный. Пожалуй, это единственный в сонате взгляд не в прошлое, а в будущее, да еще какой! Менуэт возвращает нас к элегантности – тема его полна изящества и даже некоторого кокетства, которого не в состоянии омрачить даже неожиданно свирепое трио. Кстати, само наличие менуэта вместо привычного уже скерцо – тоже дань старомодности этой сонаты. Финальное рондо во многом схоже с таким же рондо 4-й сонаты, однако в теме больше приветливой грации и изящества, нежели задушевности, а центральный эпизод не столько драматичен, сколько сердит, но негодование это даже немного комическое, сродни «Ярости по поводу утерянного гроша». Антон Рубинштейн отзывался об этой части: «Рондо – одна из прелестнейших страниц Бетховена. Что может сравниться с очарованием первого мотива? В какой опере можно найти что-либо подобное?»
   Соната №15 ре мажор ор. 28, написанная в 1801 году, известна под прозвищем «Пасторальная», данным ей, как и в большинстве случаев, не Бетховеном, а издателем А. Кранцем. Сочиненная практически одновременно со знаменитой «Лунной», она во всех отношениях являет собой полнейший с ней контраст. Бетховен словно утомлен трагическими переживаниями и стремится к обретению покоя, душевной гармонии. В сонате отсутствуют резкие контрасты и страстные, патетические высказывания. Но, конечно, содержание сонаты не исчерпывается «пасторальностью» и далеко не безоблачно. Первая часть начинается очень длинной и спокойной темой на фоне повторяющегося баса. Она развивается неторопливо и плавно, и даже побочная тема не приносит сильного контраста. Экспозиция приводит к довольно спокойной кульминации и заканчивается совсем уже безмятежным мотивом вроде вальса. Однако в разработке происходит настоящий взрыв развития: Бетховен с невероятной виртуозностью последовательно сокращает в 5 приемов длинную главную тему, словно дробя ее на атомы и сводя к одинокому аккорду. Звучит это очень увлекательно, как своего рода музыкальная «воронка». После бурной разработки часть возвращается к изначальному спокойствию и безмятежности. Вторая часть – Andante ре минор – написана в сумрачном, но относительно подвижном характере и своим содержанием предвещает некоторые «беспокойные» шубертовские анданте – такие как во Втором фортепианном трио или Девятой симфонии. Хотя Антон Рубинштейн и видел в отрывистых басах Анданте «веселость и комизм», в этой части, пусть и не сразу, но все-таки явно прорывается трагическое жизнеощущение Бетховена того времени. Известно, кстати, что он очень ценил эту часть и нередко играл ее своим друзьям даже в поздние годы. Своим остинатным движением Анданте вызывает чувство беспокойства и «хождения по заколдованному кругу»; когда же в конце части пульс шестнадцатых стихает и тема остается в виде «скелета», гармонической формулы, музыка достигает предельной мрачности, граничащей с безнадёжностью. Тем большим контрастом служит третья часть – прозрачное, легкое скерцо, вызывающее ассоциации с какой-то веселой детской игрой, вроде пряток. Его легко было бы представить одной из багателей, настолько оно полно безоблачного веселья. Финал же возвращает нас к характеру первой части с повторяющимся басом, но в нем ощущается больше влияния народной музыки и юмора: тема рефрена даже слегка напоминает неуклюже переступающего с ноги на ногу гуся. Также возникают ассоциации с волынкой. Дальнейшее развитие части вальяжно и неторопливо. Заканчивается соната неожиданно стремительной и блестящей кодой, вихрем народного танца.
   Соната №29 си-бемоль мажор ор. 106, сочинявшаяся на протяжении 1817-1819 годов, носит прозвище «Хаммерклавир» (“Hammerklavier”). Связано это с тем, что Бетховен в заголовке предназначил ее для исполнения на новой для того времени разновидности инструмента, название которого буквально переводится как «молоточковое фортепиано». Собственно, Бетховен предварил таким же заголовком уже Сонату №28, но название закрепилось всё же за 29-й – по-видимому, никак невозможно было оставить столь грандиозную сонату без прозвища. В период сочинения Бетховен находился в состоянии многолетней судебной войны за опекунство над племянником Карлом, и переживал ее перипетии со всеми страстностью и фанатичностью, ему присущими. К тому же и материальное положение композитора было в то время весьма шатким, а слух был уже полностью потерян. Вся эта непрекращающаяся внутренняя борьба и сложное моральное состояние Бетховена сполна отразились на сонате, в которую он вложил всю возможную сложность замысла, изощренность композиторского мастерства и достиг в каждой части своего рода абсолюта оригинальности, грандиозности и глубины философского содержания. Избитая фраза о «Девятой симфонии для фортепиано» отчасти отражает реальность: действительно, это первая соната в фортепианной литературе, даже по протяженности не уступающая симфониям, не говоря уже о многослойности и насыщенности информацией каждой секунды музыки – в этом отношении ее вовсе не с чем сравнить. Особенно это бросается в глаза и уши, если учитывать метрономические обозначения темпов, выставленные Бетховеном. На эти указания, предписывающие в крайних частях необыкновенно подвижные темпы, принято смотреть скептически, но мне представляется, что плотность событий, возникающая при исполнении в таком темпе, производит ни с чем несравнимое впечатление, а риск оправдан и даже желателен - разве сам Бетховен не рисковал, сочиняя эту сонату? Выдающийся пианист и педагог Натан Перельман высказался так: «Очевидно, многие исполнители прошлого старались подальше упрятать от слушателей особенно дерзкие поступки Бетховена. Современный исполнитель должен приблизить их к слушателю, не страшась даже некоторого преувеличения… Здесь нужна игра-агитация». Кроме того, интересно отметить, что Бетховен стал активно использовать обозначения левой педали, причем из-за глухоты он в своем воображении явно преувеличивал ее возможности, что ставит перед исполнителем ряд интересных задач, особенно в медленной части. Первая часть, подобно 11-й сонате, начинается двукратным провозглашением основного мотива главной темы, но что за контраст! По меткому выражению того же Натана Перельмана, «вход в сонату “Hammerklavier” охраняется двумя си-бемоль мажорными великанами». Часть насыщена борьбой, в каждый момент времени создается ощущение каких-то колоссальных, тектонических процессов, направляемых волей человека, полного могущества и колоссальной энергии созидания. Интересно при этом, что практически вся часть выдержана в мажоре (лишь тень си минора иногда омрачает его, и эта тональность будет играть важную роль и в следующих частях). Но этот мажор можно назвать драматическим, событийным. В разработке проходит великолепное фугато, предвещающее финальную фугу. Вторая часть – злое, саркастическое скерцо, с нарочитой динамикой и короткими, рваными фразами. Впрочем, в его порывистости и нервности чувствуется и нечто шумановское. После мрачноватого минорного трио появляется и вовсе издевательский эпизод: музыка пускается в дурацкий пляс вприсядку. После пассажа через всю клавиатуру, который как будто «сметает» с рояля всю разгулявшуюся нечисть, Бетховен словно досадливо отмахивается от этого музыкального «недоразумения» и возвращается к основной теме скерцо. В конце неожиданно мелькает зловещая тень си минора, но затем скерцо буквально рассеивается в воздухе. И здесь начинаются главные события. Adagio sostenuto 29-й сонаты – одно из самых поразительных откровений и самых глубоких высказываний, которые только можно встретить в бетховенских сонатах. Прежде всего, это самая протяженная часть всех сонат (около 17 минут). Написана она в далекой и редкой для Бетховена тональности фа-диез минор. Две первые ноты части, вводящие слушателя в фа-диез минорный хорал, были приписаны Бетховеном значительно позднее. Ученик Бетховена Фердинанд Рис, которому тот адресовал просьбу об этом, так описывает свои впечатления: «Признаюсь, меня непроизвольно стала донимать мысль, будто с моим дорогим учителем что-то неладно — такая молва была весьма в ходу. Прислать две ноты в дополнение к большому, тщательно разработанному и переработанному, уже два года как завершенному сочинению!!! Однако мое изумление сделалось еще сильнее, когда я убедился в том, какое воздействие производят эти ноты. Ничего равносильного по эффекту и значительности этим нотам к законченной пьесе добавить было невозможно — невозможно, даже если это подразумевалось бы при начале сочинения». Часть построена на трех основных темах: скорбном, бесконечном хорале главной темы, отчаянном, экспрессивном почти до мелодрамы речитативе связующей и просветленном, утешающем мотиве побочной темы, проводящемся в глубоком басу. О содержании этой части написаны многие тома, здесь видят и размышления о судьбах человечества, и разговор с Богом, и многое другое, но любые поэтические описания снижают значительность музыки. При всем трагизме и глубине прорывающегося отчаяния, все же я бы мог согласиться со словами пианистки Марии Гринберг: «Бетховен подобен греческим трагикам. Его трагедии возвышают и очищают. Даже самые большие страдания и потери не выглядят у Бетховена безнадёжно». В конце части наступает тихое и кажущееся почти невероятным просветление, Бетховен применяет здесь особые, «разреженные» мажорные аккорды, словно мерцающие и озаряющие пространство неземным тихим светом. Начинается финал. Largo, открывающая финал импровизация – это совершенно уникальный эпизод во всем бетховенском творчестве. Здесь фуга как будто зарождается на наших глазах из небытия. Создается впечатление, что мы подсматриваем за творческим процессом Бетховена, видим его наброски: вот он будто пытается начать одну фугу, другую, отбрасывает, обрывает их на полуслове. Постепенно музыка словно пробуждается от глубокого сна. При всей кажущейся хаотичности, вступление к финалу строжайшим образом выверено, в нем последовательно по кварто-квинтовому кругу перебираются почти все тональности в поисках единственно правильного си-бемоль мажора. Тут и начинается фуга, являющаяся настоящим «пиршеством ума». Она далеко не красива, и очень сложна для понимания, но нельзя не поражаться мощи бетховенского интеллекта, внутреннего слуха и воображения, позволившего сконструировать это колоссальное здание. Бетховен использовал здесь все возможные полифонические ухищрения: это двойная фуга, тема которой проводится и в увеличении (в 2 раза медленнее), и в инверсии (в зеркальном отображении), и даже в ракоходе (задом наперед), при этом разрабатываются и ее отдельные мотивы, проходят сложнейшие стретты. Тема фуги очень необычна, она начинается тем, чем темы обычно заканчиваются – кадансом с трелью, затем после нескольких энергичных фраз следует нелогично длинный, «болтливый» пассаж шестнадцатых. Из основных событий сюжета отметим грандиозное звучание темы в увеличении, а также странный и загадочный эпизод в «теневом» си миноре, где тема проводится в ракоходе и звучит словно «заикаясь». После этого плотность происходящего достигает такого накала, что, как в сказке, хочется воскликнуть «Горшочек, не вари!» Тема распадается на атомы-трели, обрывается, и после звенящей паузы появляется вторая тема, очень простая, ясная и спокойная. Затем первая тема возвращается, после бурных стретт доводя фугу до логического завершения. В этот момент здание словно «обрушивается», мы как будто видим «обломки» темы на фоне устрашающей трели в басу, затем пыль медленно рассеивается, и начало темы, которое должно было быть ее концом, триумфально завершает сонату, как бы «становясь на место».
   Окончив 29-ю сонату, Бетховен, по легенде, сказал одному из друзей: «теперь я умею писать». Предел сложности был достигнут, и в последних трех сонатах Бетховен будет двигаться в сторону новой простоты и просветленности.

Оффлайн iriah

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #744 : Октябрь 16, 2017, 00:40:12 »
Пётр, большое спасибо за Большую сонату, op. 106 и за весь концерт! Я в полнейшем восторге.

(Знаю, что мой отзыв малоинформативен. Но сейчас, через три часа после окончания концерта, меня переполняют эмоции, а мысли пока не готовы.)

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #745 : Октябрь 16, 2017, 01:17:03 »
Огромное Вам спасибо! Для меня ужасно важно то,что Вы написали, потому что я как раз пока не могу понять, как это было, и скорее раздосадован всякого рода приключениями.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #746 : Октябрь 16, 2017, 21:00:25 »
Петр, у меня к Вам большая просьба "от лица" всех не попавших на вчерашний концерт: выложите, пожалуйста, записи из Малого зала! Особенно интересен, конечно, Хаммерклавир, но и первое отделение не хотелось бы оставить без внимания ::)

Оффлайн Линара

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #747 : Октябрь 17, 2017, 23:52:50 »
 Мне кажется, что в последнее время наши отечественные пианисты стали реже выступать с сольными программами, предпочитая игру в ансамбле или с оркестром.  Тем приятнее, что известный питерский пианист Пётр Лаул регулярно радует нас "сольниками" и даже отважился на такой грандиозный проект, как 32 сонаты Бетховена. Спасибо ему за это!
      15 октября в Малом зале Московской консерватории он отыграл очередную серию бетховенских сонат. В I отделении прозвучали 11 и 15 сонаты, пространство II отделения было отдано 29 сонате. 
      На мой взгляд, наименее удачным было исполнение 11 сонаты. Чрезмерный темп, взятый Петром в I части, испортил впечатление от сонаты в целом. Многое игралось взахлёб, очертя голову. В некоторых пассажах была какая-то каша, обильно смазанная педалью. И  бетховенские темы в вихре такого темпа потеряли свою остроту или обаяние.
      Мне могут возразить, что у Бетховена темп I части - Allegro con brio. Но Allegro же - не Vivace!
      И потом далеко не все пианисты безоговорочно следуют авторскому темпу. Например, Рихтер чуть спокойнее играет I часть 11 сонаты. Он слушает сам и даёт своему  слушателю насладиться той или иной темой, особенностями формы, красотой гармонии, перекличками голосов в левой и правой руках. У него всё слышно, ничто не проглатывается, и  слушатель всё успевает понять и прочувствовать.
      Не знаю, как для кого, а для меня очень важно, как сыграна I часть, насколько она меня захватила.  И если I часть меня увлекла и поразила, всё остальное слушается с неослабевающим интересом. И наоборот: не очень удачная I часть бросает "тень" на всю сонату.   
      А вот 15 соната мне понравилась. Она была сыграна более мягко, поэтично, в соответствии со своим заглавием (хотя и не самим Бетховеном придуманным). Что касается фактуры, то  всё было слышно и радовало своей, так сказать, членораздельностью.
      В 29 сонате, как ни странно, наибольшее впечатление произвела на меня медленная часть с её прямо-таки "шубертовскими длиннотами" и прямыми параллелями с романтизмом. Но дело не в этом. Сколько я ни слушала эту часть, мне всегда мешало ощущение бесконечных остановок на каденциях, которые никак не приводят к завершению. Одна каденция, потом другая, третья, а конца так и нет. Петру же, по моему ощущению, удалось добиться цельности звучания этой части. И она не показалась мне безумно длинной и утомительной. 
      Ну и, конечно, Пётр Лаул - мастер выбирать и играть бисы. Чего стоило Рондо-каприччиозо "Ярость из-за потерянного гроша"! Сыгранное феерически, оно не вызывало протеста против залихватского темпа: вещь сделана так скрупулёзно, всё в ней так продумано, так безупречно выиграно, с такой неподдельной весёлостью, что просто чудо. Браво, Пётр!

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #748 : Октябрь 18, 2017, 11:00:48 »
Спасибо за отзыв! Про 11-ю сонату спорить не буду, она не получилась, и дело не в темпе, а просто как-то не пошла она с самого начала. Даже думал остановиться и начать заново. Обидно, потому что задумана она была хорошо. Вот черт его знает, что и почему бывает. Вот в Гроше темп был предельный, но я его контролировал. А тут почему-то нет, в этом разница.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #749 : Октябрь 20, 2017, 17:30:11 »

Юлия Де-Клерк пишет на своей страничке в ФБ:

У нас сложилась добрая традиция. В ноябре (уже третий год подряд) Петр Лаул дает сольный концерт в Мемориальной квартире С. Рихтера. И что очень существенно, Петр готовит новую программу. Не пропустите концерт 19 ноября, будут французы... А мы, как всегда, с нетерпением ждем встречи с любимым пианистом.

Рискну предположить, что речь идет о сочинениях Дебюсси и Равеля.