Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 90893 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #125 : Август 22, 2014, 05:22:00 »
В Хельсинки сыграли премьеру неизвестного фрагмента оперы Шостаковича про журналиста, ставшего орангутангом

22 августа 2014, 03:11

20 и 21 августа в одном из лучших концертных залов Европы – хельсинкском Доме музыки – в рамках знаменитого здешнего «Фестиваля искусств» сыграли пролог неизвестной оперы Шостаковича «Оранго». Этот неизвестный музыкальный фрагмент был наден десять лет назад, в 2004 году, сотрудником Музея им. Глинки Ольгой Дигонской. Мировая премьера прошла в Лос-Анджелосе в 2011 году, за дирижерским пультом стоял тот же финский маэстро Эса-Пекка Салонен, который выходил последние два вечера к оркестру и хору Финского радио в Хельсинки. Что самое любопытное, когда неизвестная доселе музыка русского классика была-таки исполнена в России – в марте 2014 года, – в Большом зале консерватории, в рамках Фестиваля Ростроповича, управлял Лондонским оркестром «Филармония» тот же Эса-Пекка Салонен. Надо сказать, что маэстро справился со своей задачей блестяще – вся музыкальная скоморошина Шостаковича, вся его убийственная сатира на окружавшую композитора реальность (опера сочинялась к 15-летию Октября в 1932 году 26-летним Шостаковичем) прозвучали с бесчисленными нюансами, мощью, свойственной времени, и изящными акцентами, ни один из которых не был заглушен.

Сюжет выглядел актуальным даже в пересказе арт-директора Хельсинкского фестиваля Эрика Содерблёма на встрече с журналистами за три часа до концерта. Содерблём с азартом рассказывал им, что история эта – про идеального гражданина – искусственного выведенного советскими учеными гибрида человека и орангутанга, которого некто Весельчак представляет как главное оружие в борьбе России с Западом. Оранго в итоге оказывается героем "с судьбой" – до медицинского эксперимента он в парижской прессе клеймил коммунистов. Эрика Содерблёма потрясла актуальность музыки Шостаковича и либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова, и он пригласил маэстро Салонена на свой фестиваль, предложив сделать не просто концертное исполнение, а с некоторыми постановочными элементами. В итоге на трех огромных экранах возвышался грандиозных размеров памятник Ленину (действие оперы происходит в самом большом в мире Дворце Советов с самыми циклопических размеров статуями). А энергичные резиденты Академии молодых певцов Мариинского театра, тем временем, разыгрывали убийственные сатирические сценки: чучело с длинным черными волосами, полностью закрывающими лицо, зверело и бросалось разом и на скептиков-иностранцев, и на восьмое чудо света танцовщицу Настю Терпсихорову. Настя, кроме прочего, однажды теснила на экране вождя, крутя пируэты в подсолнухах, но монумент возвращался снова и снова, становясь раз от раза все более «мультяшным».

Собственно 40-минутного дошедшего-таки до нас фрагмента оперы «Оранго» оказалось вплоне достаточно, чтобы осознать, насколько материал и вспомнить, что за 32-м годом последовал 37-й. Шостакович, видимо, неожиданно для самого себя сочинил сатиру настолько откровенную, что не понять ее может только орангутанг. Между тем, за 10 лет не нашлось российского дирижера, который взялся бы за исполнение этого текста Шостаковича, сочинившего по сути музыкальный эквивалент булгаковским «Собачьему сердцу» и «Мастеру и Маргарите». И главным популяризатором этого произведения в мире остается Эса-Пекка Салонен, чью умною и изысканную работу с оркестром и собственно с Шостаковичем фестивальная публика оценила 20-минутной овацией.

Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру
http://calendar.fontanka.ru/articles/1766/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #126 : Август 24, 2014, 19:11:48 »
В Хельсинки сыграли премьеру неизвестного фрагмента оперы Шостаковича про журналиста, ставшего орангутангом

Helsingin juhlaviikot 2014
Radion sinfoniaorkesteri
Esa-Pekka Salonen, kapellimestari

Dmitri Šostakovitš: Orango,  Prologi (1932)


Libretto: Aleksei Tolstoi & Aleksander Startšakov
Gerard McBurney, orkestrointi
Erik Söderblom, dramatisointi
Louis Price, video design
Dominante, Murtosointu, kuoro
Seppo Murto, kuoron valmennus

Mariinski-teatterin nuorten laulajien akatemian jäsenet:
Suzanna – Natalia Pavlova, sopraano
Renée – Natalia Jakimova, sopraano
Armand Fleury – Aleksander Šagun, tenori
Paul Mache – Aleksander Trofimov, tenori
Ulkomaalainen 1 – Vladimir Babokin, tenori
Ulkomaalainen 2 – Oleg Losev, tenori
Eläintieteilijä – Dmitro Koljeuško, tenori
Orango – Ivan Novoselov, basso
Ääni väkijoukosta – Leo Elhardt, basso
Seremoniamestari – Denis Beganski, basso
Bassosoolo – Juri Jevtšuk, basso

Sinfonia nro 4 c-molli op. 43 (1935-36)

http://ohjelmaopas.yle.fi/1-2309941

Для прослушивания нажать на стрелку рядом со словом Kuuntele.

Sergey

  • Гость
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #127 : Август 25, 2014, 11:10:00 »
С интересом прочитал письмо Шостаковича из Одессы.
Нет ли в нем опечатки?
Первый список руководителей (перечень носимых портретов) почти совпадает со вторым списком (выкрикиваемые имена)...
Еще один непонятный момент. Согласно ссылке цитируемое письмо Гликману датировано 29.XII.1957. Но в 1957 г. на демонстрациях портреты Сталина уже не носили и не вывешивали. Я в 1957 г. был в сознательном возрасте и портретов Сталина на демонстрациях не помню. Отец меня тогда регулярно брал с собой на демонстрации - в те годы это было принято. А 1957 г. - это ведь уже после 20-го съезда.  Хотя памятники Сталину еще стояли - их снесли только после 22-го съезда - в 1961 г.,  тогда же вынесли тело Сталина из мавзолея.
То, что в 1957 г. портретов Сталина на демонстрациях уже не было, помнится не только мне - см., например, сообщение на одном из форумов: здесь.
« Последнее редактирование: Август 25, 2014, 15:31:36 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество и жизнь Шостаковича
« Ответ #128 : Август 25, 2014, 20:51:22 »
С интересом прочитал письмо Шостаковича из Одессы.
Нет ли в нем опечатки?
Первый список руководителей (перечень носимых портретов) почти совпадает со вторым списком (выкрикиваемые имена)...
Еще один непонятный момент. Согласно ссылке цитируемое письмо Гликману датировано 29.XII.1957. Но в 1957 г. на демонстрациях портреты Сталина уже не носили и не вывешивали. Я в 1957 г. был в сознательном возрасте и портретов Сталина на демонстрациях не помню. Отец меня тогда регулярно брал с собой на демонстрации - в те годы это было принято. А 1957 г. - это ведь уже после 20-го съезда.  Хотя памятники Сталину еще стояли - их снесли только после 22-го съезда - в 1961 г.,  тогда же вынесли тело Сталина из мавзолея.
То, что в 1957 г. портретов Сталина на демонстрациях уже не было, помнится не только мне - см. здесь.

Я бы не был столь категоричен!
Да, ХХ съезд партии 1956 года с "секретным докладом" был уже позади, но прошёл всего год, а партийная машина была неповоротлива и работала неоднозначно. А затем - в июне 1957-го - ещё был бунт сталинистов Политбюро - Молотов, Маленков, Каганович "и примкнувший к ним" Шепилов. Ну а затем Хрущёв предал и поддерживавшего его всегда Жукова, и других. Последствия свержения всех этих деятелей проявились позже, сразу ничего не бывает.
Так что портреты Сталина - обычное дело в конце 50-х. Ещё не были убраны и снесены также скульптуры Сталина, не были изуродованы и заменены изображения Сталина в московском метро и т.д. Хороший пример - мозаики на выходе станции "Добрынинская": там вместо Сталина в толпе со всеми стилистическими признаками 30-х гг. демонстранты несут портрет ...... ха-ха ...... космонавта Гагарина! А на соседней мозаике вместо Сталина на боевом знамени изображён Ленин. Заменено настолько топорно, что следы этих врезок отчётливо видны. Так сильно торопились выполнять указания урода Хрущёва - этого грязного, лживого и тупого гнома и главного интригана советской политики. Жаль, Сталин его не зарезал вовремя, проморгал вождь этого гада. Куда он смотрел?? По-моему, у Хруща всё на морде было написано - что сволочь и предатель.
Всё это - низвержение и замена изображений Сталина, в т.ч. и вынос тела из мавзолея - произошло на несколько лет позже - уже в начале 60-х после XXII съезда партии. Хрущёв там все свои фрейдизмы выплеснул. Солженицын отмечал, что не читал ничего интереснее речей на XXII съезде, а в таких вопросах этому гаду можно доверять! :)) Солж всегда шкурой чуял, как быстрее подтолкнуть Россию к краху, и всегда радовался разрушительным проявлениям.
Многое в те годы просто уничтожили, заменив изображения Сталина какими-то уродскими поделками, изменив вид этих объектов до неузнаваемости, в т.ч. и на ВДНХ, и внутри станций метро и т.д. На ВДНХ вообще снесли напрочь грузинский павильон! :)) И я помню, что на этом место много лет была пустота, пока не построили совсем другой корпус, не имеющий отношения ни к Грузии, ни вообще к чему-то из тех лет. Также там были изуродованы почти все павильоны - я бываю там часто и отмечаю, какое "современное" уродство воздвигали над старыми постройками. Теперь началась реставрация. По-видимому, Хрущ ненавидел Сталина до такой степени, что готов был сжечь всю страну, лишь бы стереть все следы прежней власти и её вождя. Это я к тому, что, к примеру, Китай двинулся вперёд, не устраивая своему народу шок по поводу Мао и прочих авантюристов, а у нас в стране мало того что шок устроили, низвергнув вождя, так они из этого шока никакой пользы не извлекли и ничего не поменяли. Вот в чём проблема: одно лишь разрушительство. А китайцы семимильными шагами несутся сегодня вперёд и с портретами Мао, и с коммунистами, и со всей своей путаной идеологией - а мы всё растоптали, в т.ч. и сами себя вместе с вождями. Уж себя бы хоть пожалели, чёрт бы уж с ним, со Сталиным-то.
Так что всё это было ещё впереди, и Шостакович в 1957 году не мог заглянуть так далеко, к тому же это Одесса, а не Москва :))))) Так что Шостаковичу я верю.
Да, композитор, повидавший всякое на своём веку, трусливо вилял, видимо, рассчитывая на то, что его письма с подобными славословиями читают гэбисты - не исключаю, что так и было. Вот ДЛЯ НИХ он это и пишет. А не для Гликмана - и уж тем более, не для нас.
« Последнее редактирование: Август 25, 2014, 21:03:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 764
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #129 : Август 25, 2014, 23:26:06 »
http://ohjelmaopas.yle.fi/1-2309941
Для прослушивания нажать на стрелку рядом со словом Kuuntele.

Спасибо огромное за ссылку!
Премьеру в Лос Анжелесе, похоже, записала "Дойче Граммофон" - есть диск, выпущенный в 2012 г.
http://www.deutschegrammophon.com/en/cat/4790249

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 764
Re: Творчество и жизнь Шостаковича
« Ответ #130 : Август 25, 2014, 23:33:01 »
...Да, композитор, повидавший всякое на своём веку, трусливо вилял, видимо, рассчитывая на то, что его письма с подобными славословиями читают гэбисты - не исключаю, что так и было. Вот ДЛЯ НИХ он это и пишет. А не для Гликмана - и уж тем более, не для нас.
А я вижу в этом письме буквально зощенковский сарказм!.. - не зря это педантичное повторение фамилий и не зря это - одно-единственное! - несовпадение! Отличный литературный прием! Петр Лаул абсолютно точно уловил литературный дар и удивительное чувство юмора (в первоначальном - "космическом" - значении этого слова) у Шостаковича в его письмах к Соллертинскому. Думаю, и Гликману, и - что важно - КГБ это было ясно, о чем это здесь Шостакович, но ведь так написано, что не придерешься!!..

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #131 : Сентябрь 01, 2014, 17:22:33 »
3 сентября 2014 23:20
Канал КУЛЬТУРА

Гамлет. Х/ф
Художественный фильм (Ленфильм, 1964), 2 серии.
Режиссер и автор сценария Григорий Козинцев.
Оператор Ионас Грицюс.
Музыка Дмитрий Шостакович.

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская, Вадим Медведев, Владимир Эренберг, Степан Олексеенко, Игорь Дмитриев, Григорий Гай, Рейно Арен.

По одноименной трагедии В. Шекспира (перевод Б. Пастернака).

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/24291

Потрясающий фильм.

P.S. Также можно посмотреть:

2 сентября 2014 23:20
Гамлет. х/ф
Великобритания,  1948
Режиссер: Лоуренс Оливье
Сценарий: Уильям Шекспир, Лоуренс Оливье
Оператор: Десмонд Дикинсон
Композитор: Уильям Уолтон
Художник: Кармен Диллон, Элизабет Хеннингс
В ролях: Лоуренс Оливье, Эйлин Херли, Бейзил Сидни, Джин Симмонс, Феликс Эйлмер, Норман Вуленд, Теренс Морган, Стэнли Холлоуэй, Питер Кушинг, Эзмонд Найт, Расселл Торндайк, Джон Лори, Патрик Траутон, Тони Тарвер, Эзмонд Найт, Энтони Куэйл
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/58342

4 сентября 2014 23:20
Гамлет. х/ф
Великобритания, США, Франция, 1990
Режиссер: Франко Дзеффирелли
Сценарий: Кристофер Де Вор, Франко Дзеффирелли
Продюсер: Дайсон Лоувелл
Оператор: Дэвид Ваткин
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Мел Гибсон, Гленн Клоуз, Алан Бэйтс, Пол Скофилд, Иэн Холм, Хелена Бонэм-Картер, Стивен Диллэйн, Натаниэл Паркер, Шон Мюррей, Майкл Мэлоуни, Тревор Пикок, Джон МакИнери, Ричард Уорвик, Пит Постлетуэйт, Кристофер Фэрбанк, Сара Филлипс
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/6926

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #132 : Сентябрь 07, 2014, 20:38:16 »
9 сентября 2014 20:00
Концертный зал радио «Орфей».
К 85-летию Алексея Дмитриевича Масленникова.
Римский-Корсаков – опера «Моцарт и Сальери».
Исполнители – Алексей Масленников (Моцарт), Артур Эйзен (Сальери), СО ГАБТ СССР, дирижер Рубен Вартанян. Запись 1981г.
Д. Шостакович – вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». Исполнители – Нина Дорлиак (сопрано), Зара Долуханова, (меццо-сопрано), Алексей Масленников (тенор), Дмитрий Шостакович (ф-но).
Запись 1966г.
http://www.muzcentrum.ru/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #133 : Сентябрь 25, 2014, 14:26:15 »
Санкт-Петербургская филармония откроет сезон в день рождения Д. Шостаковича

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/09/item9779.html

Большой зал Санкт-Петербургской филармонии по традиции откроет сезон 25 сентября в день рождения Дмитрия Шостаковича.

Заслуженный коллектив России и Юрий Темирканов исполнят Десятую симфонию композитора, впервые прозвучавшую 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского.

В этот же вечер пианист Николай Луганский, один из лучших интерпретаторов произведений Сергея Рахманинова, солирует в его Третьем концерте (известно, что Рахманинов впервые играл свой Третий ре-минорный концерт в Нью-Йорке, в рамках американских гастролей 1909-го года).

На следующий день, 26 сентября стартует сезон Академического симфонического оркестра. Художественный руководитель оркестра Александр Дмитриев, празднующий в этом году свое 80-летие, будет дирижировать Пятой симфонией Чайковского и увертюрой к малоизвестной в России опере «Эврианта» Вебера. Пианистка Екатерина Мечетина солирует в 20-м концерте Моцарта.

У Дмитрия Шостаковича от предыдущей симфонии Десятую отделяют восемь лет: период опалы, «борьбы с формализмом» и почти полного запрета на профессию. Десятая симфония – одно из сочинений с авторской музыкальной подписью, мотивом «D-S-C-H». В третьей части к этому мотиву присоединяется еще один, в котором зашифровано имя студентки Шостаковича, азербайджанской пианистки и композитора Эльмиры Назировой, романтического увлечения и музы мастера.
Che mai sento!

Оффлайн metronom

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #134 : Октябрь 03, 2014, 15:13:02 »
В специальной литературе, посвященной творчеству Шостаковича (и в первую очередь подробной объемной двухтомной монографии Хентовой, книге Михеева, монографии Мейера и в большинстве других) по неизвестным, по крайней мере мне, причинам Второму виолончельному концерту практически не уделено должного внимания. Сочинение упоминается вскользь, информации минимум и вся она довольно поверхностного вида. Я, конечно, не могу претендовать на глубокий анализ всего произведения, но некоторые мысли по этому поводу выскажу.
 Много необычного и загадочного в этом сочинении. Сама структура концерта, идейный смысл и обилие использованных цитат и аллюзий выделяют его на фоне не только остальных произведений этого периода, но и всего творчества в целом. Одиннадцатый квартет как и Второй концерт для виолончели знаменуют своим появлением поздний период творчества Шостаковича. Со слов автора, у этого произведения много общего с Четырнадцатой симфонией. И действительно, здесь композитор откровенно, открыто говорит о своем прошлом, обращается к своей судьбе на фоне беспредельного исступления и отчаяния. Но не только это входит в круг образных идей Концерта, они намного шире. Человек, а если еще точнее – финал человеческой судьбы - это именно тот стержень и смысловой центр сочинения. Как это часто бывает у Шостаковича, чувства максимально предельно обнажены. Благодаря образности музыкального мышления, броским (иногда в нарочито крикливом, плакатном звучании деревянных и медных инструментов), изобретательным средствам и четкой музыкальной драматургии Концерт является самым значительным инструментальным сочинением. Наиболее покоряющей силы воздействия удается достичь тогда, когда удается создать особый вид звучания солирующего инструмента (кроме этого, в некоторых квартетах, Первом скрипичном концерте) который по теплоте и эмоциональной выразительности наиболее приближен к человеческому голосу.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #135 : Октябрь 09, 2014, 18:49:59 »
«Если бы мой отец писал музыку, он писал бы как Шостакович»

ИЗАБЕЛЬ КАРАЯН О СВОЕМ ПРОЕКТЕ «FRÄULEIN TOD TRIFFT HERRN SCHOSTAKOWITSCH»

Текст: Анастасия Буцко

В саксонской глуши, поселке Гориш (40 километровот Дрездена вверх по Эльбе, 600 жителей), пять лет назад появилось чудо чудное и диво дивное — фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича. Поводом к основанию стало то обстоятельство, что в 1960 году Дмитрий Шостакович в течение двух недель гостил в расположенном рядом с поселком правительственном санатории, где в уединении и спокойствии написал Восьмой квартет.

Инициаторы фестиваля — социально активные местные жители и примкнувшие к ним музыканты оркестра Государственной капеллы Дрездена (Staatskapelle Dresden). В оргкомитет входит лично маэстро Кристиан Тилеманн. На пятый год среди живописных холмов и полей появился фестиваль с очень высокой музыкальной культурой, изысканной программой, бойким спросом на билеты и удивительной аутентичной атмосферой. Местные жители водят экскурсии «по местам Шостаковича», в двух деревенских харчевнях готовят пельмени, именуя их «любимым блюдом Шостаковича» (в чем есть обоснованные исторические сомнения), а в заброшенном деревенском сельпо Konsum уже в следующем году должен появиться музей Шостаковича. Местные жители также очень ревниво относятся к тому, что Восьмой квартет именуют в музыковедческой литературе «дрезденским». По их мнению, его следует впредь именовать «горишским».

Среди энтузиастов Дней Шостаковича в Горише — актриса Изабель Караян. Необыкновенно похожая на своего знаменитого отца внешне, Изабель Караян неизменно шла своим путем, в качестве драматической актрисы она востребована на ведущих сценах Германии и Австрии. Для юбилейного фестиваля она подготовила сценическую композицию под названием «Фройляйн Смерть встречает господина Шостаковича». Зажатая между двух роялей, Изабель Караян читала тексты Хармса, Введенского, других литераторов и друзей композитора. Музыкальную часть спектакля составлял Восьмой квартет. Анастасия Буцко побеседовала с Изабель Караян, сидя на лавочке бывшего правительственного пансионата, с видом на окна апартаментов, где когда-то жил Шостакович.

— Госпожа Караян, расскажите о вашем проекте «Fräulein Tod trifft Herrn Schostakowitsch».

— Нашей темой был страх — чувство, столь мощно определявшее жизнь Шостаковича и одновременно знакомое и понятное каждому из нас. Мы хотели избежать рецитации текстов самого Шостаковича. Его высказывание — это музыка. Отправной точкой для меня была музыка Восьмого квартета. Далее я выбрала и сгруппировала вокруг этой музыки тексты современников Шостаковича, ни один из которых не пережил ту страшную эпоху.
Еще я хотела показать сарказм, который был очень важной частью духа той эпохи и духа музыки Шостаковича. Мы очень мало об этом контексте знаем, это для нас такая Атлантида.

— Что вас привлекает в Горише?

— Ну это же абсолютный феномен! В первый раз я долго искала это место на карте и думала, как сюда добраться, тут же ни вокзала, ничего! А потом приезжаешь сюда — посреди поля стоит шатер, в нем битком народу, и все благоговейно слушают эту непростую музыку. Во всем этом есть дух паломничества.

— Музыка Дмитрия Шостаковича долго оставалась за пределами стандартного филармонического репертуара, к западноевропейскому слушателю она, по сути, пришла в последнее десятилетие. Каково было ваше отношение к музыке Шостаковича в вашей юности?

— Симфонии я знала и любила всегда. Особенно, конечно, те, которые регулярно исполнял мой отец. Шостакович был для отца очень важной фигурой. Он даже как-то сказал: «Если бы я писал музыку, я писал бы как Шостакович».

...

— На Западе существует распространенное представление о Шостаковиче как о композиторе, по сути, растоптанном сталинизмом и писавшем какую-то «не такую» музыку, «перекошенную». Вы разделяете это представление?

— Мне кажется, что суть феномена Шостаковича — это та невероятная сила и стойкость, которые позволили ему исполнить свое предназначение, несмотря ни на что. Он сказал именно то, что хотел сказать. И если ему приходилось порою прятать или шифровать иные сокровища своего творческого гения, то обязанность слушателя — дать себе труд их понять.

Полностью:

COLTA.RU. 9 ОКТЯБРЯ 2014 Г.
http://www.colta.ru/articles/music_classic/4954
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #136 : Октябрь 15, 2014, 12:58:36 »
Вдова композитора Шостаковича вернула на родину рукопись оперы «Нос»

Раздел: Культура и общество / События / Интервью | Опубликовано: 15 октябрь 2014, 12:05

http://inform-24.com/3163-vdova-kompozitora-shostakovicha-vernula-na-rodinu-rukopis-opery-nos.html

Сегодня, 15 октября, в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоится юбилейный показ оперы «Нос» Дмитрия Шостаковича. Вот уже 40 лет, как этот спектакль входит в репертуар Камерного театра. Вдова композитора  –Ирина Антоновна Шостакович рассказала Информ-24 об истории этого сочинения, первых постановках и о том, как выкупила у австрийского музыкального издательства Universal Edition рукопись оперы.

Вдова композитора Шостаковича вернула на родину рукопись оперы «Нос» 

"Нос" - не рекомендовать к исполнению

Работу над произведением, которому в будущем предстояло облететь в различных постановках весь мир, композитор начал в 1927 году. «Если вернуться к истории этого сочинения, то опера в 1928 году была показана сначала рабочей аудитории в Ленинграде. Публика отнеслась к ней скорее добродушно, и МАЛЕГОТ поставил «Нос» в 1930 году. Спектакль шел с большим успехом, но появились рецензии, одна из которых была очень оскорбительная, Дмитрий Дмитриевич ее запомнил и, видимо, очень переживал. А потом настал момент, когда появились статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь». И оперу сняли», – рассказывает Ирина Антоновна. «И так продолжалось вплоть до конца его жизни: каждая его премьера имела оборотную сторону. Если вспомнить, к примеру, Тринадцатую симфонию или даже один из последних вокальных циклов – «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» – разрешение пришло в день концерта», – добавляет жена композитора.

В те годы советское государственное издательство «Музгиз» тесно сотрудничало с венским издательством Universal Edition. Они обратились к Дмитрию Шостаковичу с тем, чтобы получить от него партитуру оперы. Представленный договор был составлен на немецком языке. «В 1930 году Дмитрий Дмитриевич был совсем молод (ему было 24 года), и, видимо, он не вник в детали, потому что по договору  Universal Edition получало все права на это произведение. Дмитрий Дмитриевич отдал им партитуру, и в договоре было указано, что она становится собственностью издательства», - рассказала жена композитора.

Дегенеративная музыка

С началом Второй мировой войны партитура на долгое время пропала из виду. Но в 1937-1938 годах в Германии проходила выставка «дегенеративного искусства». Там были выставлены произведения художников и композиторов, чуждые нацистской культуре и идеологии.  Ирина Шостакович рассказала, что долгие годы искала рукопись оперы, но информации о ее точном местонахождении не было: «И совершенно случайно Сикорский в Гамбурге (Musikverlang Hans Sikorski - влиятельное немецкое музыкальное издательство – прим. ред.) сказал мне, что он видел в журналах статьи о выставках дегенеративного искусства, и что там выставлялась партитура оперы «Нос». Тогда я запросила издательство Universal Edition, они подтвердили, что рукопись у них, прислали копию». Так, спустя годы, рукописная партитура оперы великого композитора вернулась на историческую родину.

Но мысль о том, что опера должна быть поставлена в России, созрела раньше. В 1974 году пост музыкального руководителя Московского музыкального камерного театра Бориса Покровского занял Геннадий Рождественский. Именно он нашел копию партитуры оперы «Нос» в библиотеке Большого театра. По переписанной рукописи были сделаны 30 экземпляров партитуры, и началась работа над постановкой. «Если бы не Геннадий Николаевич, это и поставить было бы невозможно тогда», – говорит Ирина Шостакович.

Не так давно Ирина Антоновна выкупила оригинал рукописи у австрийского музыкального издательства Universal Edition: «Мне удалось с ними договориться. Они мне ее продали за очень большие для меня деньги – 300 тыс. евро, но я решила, что нужно все-таки вернуть ее сюда, в архив. Потому что атмосфера ее создания – как он прикасался к бумаге, писал, волновался – все запечатлелось на этих листах. Я, может, и не нашла бы ее, но «рукописи не горят». И они молодцы, что сохранили все-таки эту рукопись», – рассказала Ирина Шостакович.

40 лет на сцене

В августе 1974 года, за месяц до премьеры, Дмитрий Шостакович посетил репетицию оперы в недавно открытом Камерном театре Бориса Покровского. «Атмосфера была очень живая, рабочая. Дмитрий Дмитриевич пришел туда, несколько волнуясь. Но когда стали играть оперу, началось сценическое движение, он очень развеселился, стал улыбаться. Еще были разные стулья и очень маленькая оркестровая яма. Но все были очень рады, что эта опера вернулась», - вспоминает Ирина Шостакович.

Премьера оперы состоялась 12 сентября 1974 года, за год до смерти композитора. За 40 лет театр показал постановку «Носа» во многих странах мира. «Я, конечно, очень рада, что она продержалась так долго, сохранилась, и теперь ее все знают», – рассказывает Ирина Антоновна.

За последние десятилетия опера была поставлена в самых различных театрах мира и в самых различных стилях – где-то удачно, где-то – не очень. В 2004 году «Нос» был поставлен на сцене Мариинского театра, в 2011 году – в Лионе. Были постановки в Дрездене, Амстердаме, Вене.

Партитура оперы «Нос» была издана уже после смерти композитора. «В будущем году мы готовим новое издание партитуры и клавира. Я поздравляю Камерный театр с юбилеем постановки и очень хочу поблагодарить всех, кто принимал в ней участие», - говорит Ирина Шостакович.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #137 : Октябрь 15, 2014, 16:14:46 »
В августе 1974 года, за месяц до премьеры, Дмитрий Шостакович посетил репетицию оперы в недавно открытом Камерном театре Бориса Покровского. «Атмосфера была очень живая, рабочая. Дмитрий Дмитриевич пришел туда, несколько волнуясь

"Несколько" - это не то слово! В силу необычайно нервной природы своей психики Шостакович очень сильно волновался. И должен был сохраниться исторический документ: на той репетиции присутствовала киносъёмочная группа, и она-то и донесла до публики исторические кадры. С тех пор я не видел этого фильма, но должен же он где-то на полках Госкино сохраниться?? Лицо Шостаковича, снятое крупным планом, постоянно дёргалось, потому что даже спустя почти 50 лет он не мог спокойно слушать собственную музыку, с которой у него было слишком многое связано.
Пожалуй, широкой публике впервые была с такой наглядностью явлена нервозная чувствительность Шостаковича, и мы все, кто это видел, вдруг осознали, считав это с его лица, ЧЕГО ему стоили все его труды на ниве искусства.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #138 : Октябрь 16, 2014, 09:40:27 »
В августе 1974 года, за месяц до премьеры, Дмитрий Шостакович посетил репетицию оперы в недавно открытом Камерном театре Бориса Покровского. «Атмосфера была очень живая, рабочая. Дмитрий Дмитриевич пришел туда, несколько волнуясь

"Несколько" - это не то слово! В силу необычайно нервной природы своей психики Шостакович очень сильно волновался. И должен был сохраниться исторический документ: на той репетиции присутствовала киносъёмочная группа, и она-то и донесла до публики исторические кадры. С тех пор я не видел этого фильма, но должен же он где-то на полках Госкино сохраниться??...
Насколько мне помнится, кадры, снятые на репетиции оперы "Нос" вошли в документальный фильм 1976 года "Воспоминание о Шостаковиче" (режиссёр: Б. Гольденбланк), выпущенный к 70-летию со дня рождения композитора  - сведения об этом фильме я нашел здесь. Так что эти кадры наверняка сохранились.
А за 10 лет до этого, к 60-летию композитора, был сделан еще один документальный фильм о Шостаковиче, в котором были потрясающие кадры, где 7-ю Ленинградскую симфонию на сцене зала Ленинградской филармонии под руководством Элиасберга исполняют те немногие музыканты, которые к тому времени остались в живых из того состава, который играл эту симфонию в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Вот следов этого фильма мне в интернете отыскать не удалось.
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2014, 11:27:17 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #139 : Октябрь 20, 2014, 00:56:07 »
Да, помню оба эти сюжета - потрясающие документы своего времени. Помню, когда во время исполнения 7-й симфонии оставшимися оркестрантами того исторического состава показывали пустые стулья, за которыми должны были сидеть музыканты, игравшие симфонию в блокаду, а на момент съёмок уже умершие, это воздействовало сильнейшим образом.
Конечно, это было специально для фильма драматически обыграно, но я это не могу забыть до сих пор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #140 : Ноябрь 21, 2014, 22:06:36 »
http://www.spbdnevnik.ru/news/2014-11-21/pyataya-simfoniya-shostakovicha-vpervyey-prozvuchala-77-let-nazad-v-peterburge/

Пятая симфония Шостаковича впервые прозвучала 21 ноября 1937 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

Предыдущий 1936 год оказался для Дмитрия Дмитриевича Шостаковича крайне тяжелым. Пресса обвиняла уже признанного композитора в формализме, уходе от народа. Крайнее недовольство было вызвано и оперой "Леди Макбет Мценского уезда", а также балетом "Светлый ручей". От Шостаковича требовали музыки, соответствующий духу "социалистического времени". Многие из друзей и родственников Шостаковича были арестованы и исчезли, а на протяжении года композитор опасался, что то же случится и с ним. В этом же году была и создана Четвертая симфония, которую публика, казалось бы, просто пропустила мимо ушей. От него продолжают требовать "простой" музыки.

Композитор пишет музыку к кинофильмам – верный способ прокормить семью. Однако Шостакович не может бросить настоящую музыку и буквально за несколько недель в 1937 году пишет Пятую симфонию из четырех частей. Сам композитор отмечал, Пятая симфония во многом перекликается с четвертой. Эта музыка – ответ на вопрос, как через непонимание, конфликты, трагедии и внутреннюю борьбу увидеть в жизни свет.

Сам композитор писал: "...Тема моей симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане...".
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #141 : Декабрь 05, 2014, 04:26:08 »
Сергей Ходнев о лондонской выставке, посвящённой балету Шостаковича "Болт"
http://www.kommersant.ru/doc/2619572
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Peer Gynt

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #142 : Декабрь 07, 2014, 03:44:47 »
http://www.spbdnevnik.ru/news/2014-11-21/pyataya-simfoniya-shostakovicha-vpervyey-prozvuchala-77-let-nazad-v-peterburge/

В этом же году была и создана Четвертая симфония, которую публика, казалось бы, просто пропустила мимо ушей.

Маленькое замечание, если позволите. "Пропускать мимо ушей" публике было совершенно нечего, поскольку еще до премьеры, запланированной на 11 декабря 1936 года, сам Шостакович снял Четвертую симфонию с репетиций (шквальная критика "Екатерины Измайловой" и других его произведений). Во время блокады партитура была утеряна, Шостакович восстанавливал ее по наброскам, адаптировав для двух фортепиано, а позднее в городских библиотеках были обнаружены оркестровые партии.

В конечном итоге советский слушатель впервые познакомился с Четвертой симфонией лишь в 1961 году. Она прозвучала в исполнении Московского филармонического оркестра, дирижировал Кирилл Кондрашин.
Говорить о музыке, это все равно, что танцевать об архитектуре :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #143 : Февраль 11, 2015, 14:49:33 »
На Новой сцене Большого театра 4 июля 2014 г.  состоится мировая премьера балета на музыку Дмитрия Шостаковича "Укрощение строптивой" (хореограф-постановщик — Жан-Кристоф Майо).

Список произведений Д. Шостаковича, использованных в балете

1. «Москва-Черёмушки», Музыкальная комедия, соч. 105, № 7 «Прогулка по Москве»
2. Музыка к кинофильму «Встречный», соч. 33, № 1 «Presto»
3. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 17 «Алтай»
4. Музыка к кинофильму «Гамлет», «Дворцовая музыка»
5. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 5, «Шарманка»
6. Музыка к кинофильму «Пирогов», Сюита, соч. 76а, № 4, «Скерцо»
7. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116, «Бал»
8. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116, «Бал во дворце»
9. Музыка к кинофильму «Встречный», соч.33, № 3 «Песня о встречном»
10. Симфония № 9, соч. 70, 3-я часть, «Presto»
11. Музыка к кинофильму «Встречный», соч.33, № 2 «Andante»
12. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97, «Романс»
13. Музыка к кинофильму «Софья Перовская», соч. 132, «Вальс»
14. «Москва-Черёмушки», Музыкальная комедия, соч. 105, № 26 «Полька с поцелуями», № 19 «Дуэт Лидочки и Бориса «Добрый молодец»
15. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97а, «Пощечина»
16. Музыка к кинофильму «Великий гражданин», соч. 55, «Траурный марш»
17. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 37 «Сцена бури», «Спокойствие после бури»
18. «Камерная симфония» — Квартет № 8, соч. 110а в переложении
Р. Баршая, 1-я часть, «Largo»
19. «Камерная симфония» — Квартет № 8 соч. 110а в переложении
Р. Баршая, 2-я часть, «Allegro molto»
20. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 18 «В хижине Кузьминой»
21. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 6, «Галоп «Какая хорошая будет жизнь»
22. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116а, «Шарманка» (вальс)
23. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116а, «В саду»
24. Винсент Юманс «Таити-трот», транскрипция для оркестра
Д. Шостаковича, соч. 16
25. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97а, Сюита, № 7 «Прелюдия»

http://www.bolshoi.ru/performances/714/details/

24 и 25 апреля 2015 года Большой театр привезет этот балет в Петербург.
http://www.danceopen.com/ru/2015?id=937
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #144 : Март 02, 2015, 05:38:02 »
Музыка в бронзе

В мае в Москве появится памятник композитору Дмитрию Шостаковичу. "Огонек" узнал подробности

Церемония открытия памятника состоится 28 мая в рамках фестиваля "Черешневый лес"; затем начнется концерт, составленный из произведений Шостаковича.

Полностью:

Журнал "Огонёк" № 8 от 02.03.2015, стр. 34
http://www.kommersant.ru/doc/2673740
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #145 : Март 04, 2015, 07:42:19 »
Раду Поклитару: «Невротик никому не интересен, даже если он — Гамлет»

Елена ФЕДОРЕНКО

11 марта на Новой сцене Большого — долгожданная мировая премьера: балет «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича. Над спектаклем работают режиссер Деклан Доннеллан, хореограф Раду Поклитару и сценограф Ник Ормерод.

культура: Каким образом Вы соединили произведения Шостаковича в единую балетную партитуру?

Поклитару: Когда речь заходит о «Гамлете», то возникает сразу пара: Шекспир и Шостакович. Дмитрий Дмитриевич писал музыку к «Гамлету» дважды — к фильму Григория Козинцева и к спектаклю Вахтанговского театра. Обе сюиты, мы, конечно же, послушали внимательно. На мой взгляд, сюитность — враг полнометражного балетного спектакля. Музыка делится на маленькие номера, и единого движения от начала к финалу не выходит. С подачи Большого театра мы вели переговоры со многими известными композиторами, нашими современниками, о написании новой партитуры. Но у востребованных композиторов, так же, как у хороших хореографов и режиссеров, планы расписаны на длительное время вперед. Получали отказ за отказом. Тогда возникла идея использовать готовую музыку Дмитрия Дмитриевича. Сложилось так, что одно лето я провел в Юрмале, где переслушал все симфонии Шостаковича. Конечно, было ясно, что мы не станем использовать программные симфонии — «1905 год», «Бабий Яр». «Ленинградскую» тоже исключили из предполагаемого списка, потому что она имеет плотный ассоциативный ряд, и его не изменить. И вот произошло чудо. Совершенно волшебным образом оказалось, что симфония № 5 и симфония № 15, если взять ее без первой части, идеально соответствуют нашему либретто. Как это произошло, до сих пор не понимаю. Лучшего окончания для нашего «Гамлета», чем гениальный финал последней симфонии композитора, быть не может. За дирижерский пульт встанет Игорь Дронов.

Полностью:

Культура. 03.03.2015
http://portal-kultura.ru/articles/balet/89209-radu-poklitaru-nevrotik-nikomu-ne-interesen-dazhe-esli-on-gamlet/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #146 : Март 05, 2015, 15:02:49 »
«Шостакович проект»: опера-балет «Оранго» и балет «Условно убитый»

Дмитрий Шостакович

Либретто А. Мирошниченко

Мировая премьера состоится в Перми в 2015 году

«Шостакович проект» включает две одноактные постановки — оперу-балет «Оранго» и балет «Условно убитый» — на музыку великого русского композитора, жившего и работавшего в советский период истории. По словам Алексея Мирошниченко, это будут «зарисовки на тему советского прошлого» с узнаваемыми элементами быта и характерными персонажами той эпохи. Ожидается, что на сцене появятся Мужчина с портфелем, Человек в кожаном плаще, Студентки в белых носочках, Мороженщица, Человек в противогазе с собакой и т. д. В спектакле примет участие вся труппа Пермского балета, а также более тридцати учащихся Пермского хореографического училища, которые исполнят «ретро-вальс».

Оба сочинения Шостаковича — настоящие раритеты. Долгие годы считавшаяся утерянной опера «Оранго» (вернее — пролог к ней — то, что из всей оперы успел написать Шостакович по заказу Большого театра) была обнаружена в 2004 году в архивах Всероссийского музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Над «Оранго» (от «орангутан»), действие которой разворачивается в Стране Советов, Шостакович начал работать в 1932 году, когда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания нового сверхсущества, экспериментального получеловека-полуживотного. Либретто фантасмагории «Условно убитый» хореограф Алексей Мирошниченко переписал, сохранив имена главным героям. В его балете ведущую роль играет мороженщица Машенька Фунтикова, а не ее возлюбленный Стопка Курочкин. Вместе они попадают в зону тренировочной воздушной тревоги, где Машенька становится целью начальника маневров Бейбуржуева. Для воссоздания эстетики 1920—1930-х годов сценографы Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова обратились к театральным эскизам одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер.

«Условно убитый» единственный раз был поставлен в России в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле —  в виде эстрадного ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, а за рубежом первое театральное представление этой оперы состоялось лишь в 2013-м — в Люцерне, в рамках фестиваля «Смена декораций», под названием Der Fall YY  («Дело YY»).

http://diaghilevfest.ru/events/detail/4654
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #147 : Март 06, 2015, 06:53:26 »
«Много смеемся, несмотря на то что ставим трагедию»

Раду Поклитару о своем балете «Гамлет»

А что у вас с музыкой? Ведь такого балета нет.

В итоге мы решили брать уже написанную музыку. Первая мысль — Шостакович. Есть фильм "Гамлет", две сюиты из музыки к фильму, есть сюита для спектакля. Но сразу выяснилось, что все это не подходит именно из-за сюитности. Получается набор номеров, а "Гамлет" — это вещь, которая очень сложно развивается внутри себя самой, не хотелось бы мелкого дробления. И мы стали слушать симфонии Шостаковича.

Сразу отмели симфонии, у которых есть программное название, то есть "1905 год" и прочие. Не взяли 7-ю, потому что непрошибаемый ассоциативный ряд, с ней связанный, не имеет смысла ломать. Осталось не так много, мы в итоге остановились на 5-й симфонии — это наш первый акт, и на 15-й, последней симфонии Шостаковича, без ее первой части.

Полностью:

Журнал "Коммерсантъ Weekend" № 8 от 06.03.2015, стр. 34
http://www.kommersant.ru/doc/2675094
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #148 : Март 09, 2015, 06:45:58 »
"Мы хотим рассказать о потере"


Хореограф Раду Поклитару рассказал Елене Кравцун, какого «Гамлета» он ставит для Большого театра

— Говорят, что переговоры с наследниками Шостаковича по поводу использования его музыки шли довольно тяжело. Вы нашли общий язык? 


— Мы познакомились с вдовой композитора, Ириной Антоновной Шостакович, замечательно провели в беседе час времени, рассказали ей нашу концепцию, она с потрясающим вниманием слушала, спрашивала о таких деталях, которые могут заинтересовать человека, который уже в материале нашего спектакля. В итоге то, что мы рассказали о нашем проекте, абсолютно ее устроило. Я не знаю, откуда у вас эта информация...

Полностью:


Журнал "Огонёк" №9 от 09.03.2015, стр. 32
http://www.kommersant.ru/doc/2682567
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 111
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #149 : Май 30, 2015, 10:18:47 »
В Москве наконец-то появился памятник Шостаковичу.

http://www.kommersant.ru/doc/2738000
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау