Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 224045 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Григорий Соколов
Родился в 1950 году. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу-десятилектку (ныне музыкальная школа-лицей) при Ленинградской консерватории по классу Л.И.Зелихман и в 1973 году Лениградскую консерваторию, где учился у профессора М.Я.Хальфина. Первый сольный концерт сыграл в 12 лет, в 16 лет стал победителем Международного конкурса имени П.И.Чайковского (I премия, 1966, Москва). Один из выдающихся музыкантов современности, Григорий Соколов ежегодно дает около 80 концертов, выступая в залах Лондона, Парижа, Вены, Зальцбурга, Берлина, Мюнхена, Рима, Мадрида, Петербурга, Нью-Йорка.  Записывается крайне редко, предпочитая студийным записи с концертов.
« Последнее редактирование: Апрель 25, 2014, 19:44:09 от Predlogoff »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #1 : Апрель 13, 2009, 13:32:07 »
12 апреля 2009г.
Санкт-Петербург, Большой зал филармонии

1 отделение
Бетховен
Соната №2 A-dur op.2/2
Cоната №13 Es-dur op. 27/1

2 отделение
Шуберт
Соната D-dur D 850

Бисы:
Рамо Les sauvages из сюиты g-moll 
Шопен Прелюдии op. 28 -  b-moll, e-moll,d-moll, des-dur
Скрябин “Желание” (Desir)  op. 57/1

Дополнительные материалы: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg22878#msg22878
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2009, 20:30:29 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #2 : Апрель 13, 2009, 19:21:15 »
Концерты Г.Соколова  всегда являются событием для петербургских меломанов. Их с нетерпением ждут, а в назначенный день БЗФ становится местом паломничества. Вчерашний концерт не стал исключением. Зал был полон, у входа и в холлах перед концертом царило повышенное оживление, за программками выстраивались очереди, а в перерыве в коридорах уже было не протолкнуться. Аура в зале устанавливается такая, что рассудочно-взыскательное восприятие выступления пианиста становится неприличным. 

Я, считая Г.Соколова безусловно выдающимся и незаурядным пианистом,  не отношу себя к его адептам и далека от того, чтобы видеть в нем медиума и ловить каждый его звук как откровение свыше. Более того, такая атмосфера вокруг концертов меня раздражает, кто бы ни играл. Для меня Г.Соколов прежде всего высокопрофессиональный музыкант. Хотя его способность завораживать зал, пожалуй, следует назвать удивительной. И в какой-то мере временами я её чувствую на себе в процессе выступлений пианиста. 

Программа в этом году выбрана весьма гармоничная – две сонаты Бетховена и соната ре-мажор  Шуберта, которая во многом продолжает бетховенские сонатные традиции. На бис исполнены произведения, включавшиеся Соколовым в его прошлые концертные программы (в частности, в прошлом году в Петербурге исполнялся цикл 24 прелюдий Шопена). Полагаю, что Бетховен и Шуберт отвечают творческой эволюции пианиста последних десяти лет. Вписывается в неё и Шопен. В то же время, наверное, можно сказать, что программы Соколова в последнее время значительным разнообразием не отличаются: его исполнительство сконцентрировалось на  определенном репертуаре и выработанном стиле его подачи.

Думая над тем, что же написать о вчерашнем концерте, я столкнулась с трудностями :))). Не знаю, что можно сказать. Пианистов с подобным звуковым мастерством, наверное, найдется немного. Красота и чистота звука, безупречное владение интонацией,  изумительное пианиссимо, отточенность деталей достойны восхищения и оказывают сильное воздействие. Пианистическая форма очень неплоха, виртуозные элементы (например, гаммки во второй сонате Бетховена) пианисту неплохо удались. Осмысленность интерпретации заслуживает уважения. Соколов отступает от внешнего блеска и излагает музыкальную мысль лаконично с опорой на её внутреннюю красоту.

Это всё хочется приветствовать, но концерт, между тем, оставил неоднозначное впечатление. При всех достоинствах игры Соколова мне в его интерпретациях сильно недостает подвижной эмоциональности, теплой отзывчивости. Дело в том, что мудрость может заключаться и в непосредственности, а «высокое» у Бетховена или Шуберта вполне совместимо с жизнерадостностью и легким озорством. В сонатах Бетховена, при продуманности образного ряда (и, наверное, невозможности сказать о том, что Соколов что-то не отразил), разнообразия настроений мне всё же не хватало. Во второй сонате, например, исполнитель несколько приглушил жизнерадостность главной партии первой части. Но ведь именно на её фоне ощущается тяга к идеалу и неудовлетворенность существующим, человеческие переживания, выраженные в побочной. Соколов сглаживает и драматургию сонаты в целом. Несколько ослаблены и контрасты между частями. Кроме того, Г.Соколов явно тяготеет к замедлению темпов. В связи с этим, упиваясь в отдельные минуты звуковым великолепием и чувством инструмента, к концу первого отделения я почувствовала сильное утомление.

Соната Шуберта прозвучала грустно, с преобладанием созерцательной лирики. Темпы также взяты более чем умеренные в среднем, и общий тонус исполнения настраивал на задумчивый лад.
И если я с удовольствием слушала скерцо, которое исполнено в светлой ностальгической манере,  то в финале  хотелось  слышать и наивную детскую радость и непосредственность, характерные для фортепианной лирики в некоторых произведениях Шуберта.

Так что отношение к основной программе концерта у меня какое-то несложившееся, хотя в целом я довольна тем, что пошла. Бисы понравились.

Может быть, что-то потом добавлю. Впечатления ещё не улеглись. :)))
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2009, 20:50:53 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #3 : Апрель 14, 2009, 21:31:54 »

А я нахожусь под большим впечатлением от концерта Г.Соколова.  Спасибо, Кантилена, за запись :)  На мой взгляд, Соколов, конечно, выдающийся исполнитель - вполне оправданно желание некоторых людей специально ездить в Петербург на его концерты.  Поражает его необыкновенно красивый  звук с богатой палитрой всевозможных  нюансировок. Очень глубокая интерпретация бетховенских сонат,  2-я соната Бетховена  меня  просто заворожила, особенно в медленных частях - это был настоящий живой разговор о многогранности бытия.  Шуберт не показался грустным, если только слегка. В шопеновских прелюдиях потряс  темпом и  экспрессией. Я вообще-то  не люблю, когда завышают темп в ущерб смыслу исполняемого произведения. Мне в этом отношении не нравится даже  Рихтер в  рев. этюде Шопена. который приводился в потоке о Рихтере в Америке ( там, где идет сравнение с игрой Гаврилова). А здесь от  фантастического темпа Соколова в некоторых прелюдиях   захватывает дух и это  вносит дополнительную экспрессию.  Прелюдию  Des-dur исполнил в  манере Софроницкого, но без садизма последнего, так что все-таки капает дождь, а не сыпется град прямо на голову. Интересно, что завершил концерт Соколов утонченным и призрачным звуком в тихом  скрябиновском сочинениии (как и Луганский в последнем сольном концерте хрустальной прелюдией Рахманинова).
Прекрасный концерт!
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #4 : Апрель 15, 2009, 19:19:11 »
А у меня подобное прочтение данных сонат Бетховена вызывает сомнения: нет ли надуманности в этой концептуализации? И склоняюсь к тому, что у Г. Соколова имеются перегибы.
Во второй сонате Бетховена страстные поиски идеала и мысли «о вечном», которые можно усмотреть в ПП первой части и в Largo, сочетаются с удовольствием от "легкости бытия" и радостей жизни - в ГП 1-й части, в скерцо и в значительной мере в рондо. Соната написана молодым композитором. Нужно ли утяжелять замысел? А в 13-й сонате есть черты салонности. И, по оценкам некоторых музыковедов, присутствие простодушия и легкомысленности в ряде частей является одним из элементов идеи сочинения. С этим, может быть, можно поспорить, но  в интерпретации Соколова мне в любом случае чувствуется натянутость. Я реально устала к её финалу. При изумительном звуке и филигранности деталей.
Я не думаю, что растягивание темпа и налет глубокомыслия практически во всех частях всех исполняемых в концерте произведений позволяют улучшить художественное впечатление.

Что касается сонаты Шуберта, то грустью были проникнуты средние части. Но снижена и жизнерадостность первой, ослаблен её тонус. Оттого первая часть, на мой взгляд, получилась несколько формальной, т.к. она предполагает энергичное и деятельное исполнение. Но главное, - в сонате должны присутствовать непосредственность, непринужденность, а в финале – незамутненность чувств (вплоть до наивности), а они в трактовке Г.Соколова почти проигнорированы, и соната исполнена с настроением уставшего от жизни человека, умозрительно описывающего какие-то живые эмоции, но не испытывающего их. Может быть, в исполнении была ностальгичность, но в нём также ощущались излишняя умиротворенность и некоторое равнодушие (или даже что-то вроде взгляда "свысока") к живым темам произведения.

Поэтому я считаю подход Г.Соколова небесспорным. И относительно того, является ли он действительно "глубоким" - я бы оставила вопрос открытым.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2009, 01:10:29 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #5 : Апрель 15, 2009, 19:25:30 »
Я вообще-то  не люблю, когда завышают темп в ущерб смыслу исполняемого произведения. Мне в этом отношении не нравится даже  Рихтер в  рев. этюде Шопена. который приводился в потоке о Рихтере в Америке (там, где идет сравнение с игрой Гаврилова).
А как же авторское указание allegro con fuoco - бурно, с огнем?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #6 : Апрель 15, 2009, 19:30:08 »
Прелюдию  Des-dur исполнил в  манере Софроницкого, но без садизма последнего, так что все-таки капает дождь, а не сыпется град прямо на голову

:)) Хорошая метафора ! У Софроницкого часто так бывает - то сидит деликатничает, а то вдруг как начнёт вдалбливать !
В связи с этим я вспомнил, что потенциально довольно интересный поток про 24 прелюдии Шопена мы забросили, а там есть кого послушать: Давидович, Софроницкий, Керер, Луганский. Можно добавить ещё Корто, Рихтера (не все Прелюдии), Алексеева, да и Г.Соколова до кучи !
Кстати, любопытно, что Шопен выписал в прелюдии Des-dur один из её крупных центральных разделов целиком в нотах, не надеясь на то, что пианисты стали бы выполнять знаки повторения, если бы они были указаны автором :)
Забавно.
Я уверен, что НИКТО не стал бы добровольно выполнять повторение и что Шопен это понимал !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #7 : Апрель 16, 2009, 10:22:02 »
Рецензия Д. Ренанского:

Клавир во время чумы. Григорий Соколов почувствовал кризис
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1156265

ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ считает, что крупнейший из отечественных пианистов сыграл нечто большее.

Григорий Соколов всегда жил преодолением стереотипов, начиная от восприятия затертых до дыр произведений и заканчивая пониманием сущности музыки как таковой. Шло время, но на концертах Соколова менялись лишь программы и превосходные формы оценки их исполнения. Стереотипом стал сам Григорий Соколов. Из года в год ему все легче давались выходы в те верхние слои звуковой атмосферы, в которых публике с каждой весной дышалось все тяжелее. Разряженная безмятежность казалась чересчур искусственной, все невозвышенное и земное отметалось. Любой намек на человеческую драму закапывался так глубоко, что натяжение музыкальных структур достигало опасного предела, а дистанция между аутичным пианистом и покорной публикой делалась непреодолимой.

Нынешнее выступление господин Соколов посвятил разрушению мифа о себе самом. Хотя программа вроде как и не предвещала ничего нового: из Бетховена выбор был сделан в пользу самого аполлонического (ранние Вторая и Тринадцатая сонаты), из Шуберта — самого эфирного (соната D850). Но оба безоблачных мира пианист вспорол внутренними противоречиями и вывернул смысловыми швами наружу. Фантазийные бетховенские фитюльки Соколов то растушевывал неуловимыми импрессионистскими полутонами, то наваливался на них всей громадой современного рояля. Замедлив привычные темпы, исследуя каждый пассаж под микроскопом и взяв каждую модуляцию под мушку, Соколов добрался до первооснов. Здесь — барочные секвенции и чувственность в духе сыновей Баха, там — взрывы гайдновской спонтанности и россыпь старинно-клавирной молоточковости. Вскрыв всю подноготную младобетховенской генеалогии, Соколов умудрился вчитать в обе сонаты еще и романтическое будущее пианизма: в бетховенской шевелюре предлагалось угадать то куртуазный шопеновский локон, то капитальную бороду Брамса.

Нельзя сказать, чтобы Бетховен так уж легко поддавался всем этим метаморфозам. Но в трении сопротивляющегося материала мучительно созидалось новое исполнительское качество. В самое малое количество нот Соколов и раньше мог вместить предельное количество музыки. Теперь он словно бы проверяет — сколько еще аллюзий и сравнений способен выдержать первоисточник? Подобное раблезианство не слишком милосердно ни по отношению к композитору, ни тем более — к публике. Концентрация звуковой информации на минуту музыкального времени зашкаливала, так что после первого отделения концерта многие не случайно почувствовали что-то вроде культурного отравления. Подорвав на корню Бетховена, во второй половине вечера Соколов принялся было за Шуберта. Но опыт по лишению шубертовской сонаты привычного жанрового тепла получился не столь удачным. В игре пианиста сквозила отчетливая усталость, не столько физическая, сколько духовная. Выйдя на новые эстетические рубежи, Соколов остановился: груз идейной опустошенности прошлых лет не дал преодолеть кризис окончательно.

Традиционно обширная офф-программа расставила все по своим местам. Все шесть сыгранных на бис пьес исполнялись Соколовым и раньше, и каждая из них поразила обостренной экспрессией. В миниатюре Рамо трепыхалось бьющееся сердце, в пяти шопеновских прелюдиях полыхал адский вихрь и исступленно бил похоронный набат — никогда еще Соколов не обнажал чувственное начало так явно. Его будто прорвало: пианистический пир двух первых отделений обернулся в заключение концерта эмоциональной чумой. Герметичный звуковой мир прохудился, музыкант будто бы вспомнил о тех, кто сидит в зале, и тех, кто находится за его пределами, — Соколов играл скорее не о своем кризисе, а как минимум об общемировой катастрофе. Чем в очередной раз подтвердил принадлежность к касте гениев, отличительной чертой которых всегда являлось свойство делать личное общемировым.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #8 : Апрель 16, 2009, 14:26:56 »
Все чаще замечаю, что мои мысли совпадают с мнением Ренанского  ??? (только не в отношении Коробейникова :))
Цитировать
Концентрация звуковой информации на минуту музыкального времени зашкаливала

 вот и я об этом. 
Соколов наделил 2-ю сонату смыслами, которые Бетховен и не предполагал высказывать,  этим Соколов  меня и поразил. Иногда и "К Элизе" играют как философскую притчу, мне такое исполнение нравится гораздо больше.
Я почти на все сто согласна с данной рецензией Ренанского, написанной, как всегда, очень замысловатым языком.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #9 : Апрель 16, 2009, 20:54:43 »
Ещё одна рецензия (Независимая газета. Марина Гайкович  ):
http://www.ng.ru/culture/2009-04-16/8_sokolov.html

Фантазии и их отражения

Российские меломаны смирились с тем фактом, что Соколова можно услышать только в городе на Неве. В столицу по принципиальным соображениям он не едет, хотя переговоры велись на самых высоких уровнях, Московская филармония готова была на любые условия, но – нет… А потому в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии то и дело встречались знакомые лица: журналисты из московских изданий, студенты училищ и вузов… В Петербург, чтобы услышать гения, выезжают даже любители.

Соколов играет одну и ту же программу в течение сезона. В этом году он выбрал Вторую и Тринадцатую сонаты Бетховена и ре-мажорную сонату Шуберта. Последнее сочинение – опус редко исполняемый, вероятно, вследствие размеров и материала сонаты: вслед за энергичной первой частью следуют еще три, сходные по характеру – легкие, изящные, отчасти танцевальные, отчасти меланхоличные, и это милое однообразие, где каждая мелочь, каждая деталь тщательно выиграна исполнителем, воздействует на некоторых как наркотик или попросту усыпляет внимание.

Бетховен в интерпретации Соколова вещь хотя и спорная, но концептуально убедительная. Консерваторы упрекнут его, возможно, в излишней свободе и несоответствии представлениям о Бетховене как о представителе Sturm und Drang («Бури и натиска»). Пианист привносит в раннюю сонату свежих красок, моцартовского или даже шубертовского очарования, сохраняя при этом свойственные Бетховену драматические контрасты. Тринадцатая соната стала откликом, отражением Второй сонаты. Настолько явственно было желание Соколова сроднить, сживить эти оба цикла, что даже отзвучавшая финальная капля Второй сонаты должна была через пару секунд влиться в мерный ход следующего цикла. Помешали аплодисменты. Своим въедливым, настойчивым и местами упрямым исполнением Соколов опровергает бетховенскую ремарку quasi una fantasia. В этой сонате он не размывает границы разделов-частей, а, наоборот, четко их проводит, выставляя упругой графичностью вразумительную меру индивидуального движения каждой части.

Импровизированное «третье отделение» (бисы) состоялось и на сей раз. В качестве жемчужин выступили прелюдии Шопена, так что у поклонников был повод вспомнить программу прошлого года, где пианист как раз и исполнил шопеновский цикл.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #10 : Апрель 16, 2009, 21:51:02 »
Что-то у Соколова в этот раз пальцы заплетались ! Начиная с первого же номера программы и заканчивая 24-й Прелюдией Шопена. Абсолютно не похоже на то качество, которое он демонстрировал в прошлые приезды. Собственно, меня это не взволновало бы, как и в принципе никогда не волнует, если не мешает воспринимать саму ИДЕЮ, которую желает преподнести исполнитель. Естественно, такая "идея" не должна сводиться к механически-идеальному озвучиванию текста :))
Меня часто с удивлением спрашивают, почему я редко пишу о фальшивых нотах - да потому и не пишу, что НЕ ЭТО меня интересует :)) Если бы речь шла о Софроницком или Г.Г. и С.Г.Нейгаузах, никогда не отличавшихся хорошей механикой игры, то я вообще не обращал бы внимание на техническую сторону, потому что не она представляет главный интерес применительно к их исполнительству, но когда речь идёт о таких фигурах, как Н.Петров или Г.Соколов (список далеко не закончен), тут уж приходится констатировать, что пианистическое совершенство является важной составляющей общего впечатления от их игры и что в их случае она никак не может быть оставлена в тени и отодвинута в сторону при попытках проанализировать их трактовки.
Этим я поясняю, почему меня смущает пианистическое несовершенство такой ф-п игры: в данном случае пианистический лоск является важной составной частью общей "аполлоничности" трактовки, неотъемлемой составляющей подобной исполнительской эстетики.
Я извиняюсь за слово "аполлонический", недавно запущенное мною в заголовке потока об И.Архиповой и неожиданно расхватанное буквально всеми, кто читает мои посты, и растиражированное по всему музыкальному рунету :)). Но словечко, слава богу, очень уместное, а потому даже в устах Грохотова и Ренанского не тускнеющее :))
По поводу Бетховена у предыдущих ораторов нашего форума было сказано верно: Бетховен Г.Соколова сглажен, почти бесконфликтен (это наблюдалось и ранее), и отдельные резкие акценты не меняют этого впечатления. Но именно 2-й сонате сие не слишком повредило: там как раз и нету никаких особо ярко выраженных "бетховенизмов", по которым мы могли бы уверенно опознать Бетховена (если предположить, что мы никогда не слышали эту сонату), поэтому я считаю, что исполнение было вполне удачным !
Правда ради прослушивания ТАКОГО исполнения я всё равно не поехал бы в другой город, но это уже факт МОЕЙ биографии :))
Кстати, я абсолютно не согласен с Ренанским в том плане, что он вдруг заявил, что Соколов, дескать, "подорвал на корню Бетховена" – НИЧЕГО ПОДОБНОГО ! Если Ренанский ПРИВЫК к тому, что Соколов поступал РАНЕЕ именно так, т.е. "подрывал" многое из того, что играл, то как раз в ЭТОТ раз Соколов был более чем традиционен и именно ЭТО удивило меня больше всего другого :)) ! К тому же нынче вовсе не было какого-то особого "замедления привычных темпов" (от кого и для кого "привычных" ?), так что г-н Ренанский опять попал пальцем в небо, побывав, очевидно, на каком-то ДРУГОМ концерте или описывая нечто такое, что ему в очередной раз примерещилось, но чего не происходило в действительности :)) Он привык к чему-то "необычному", как привык расслабленно болтать об этом, а Соколов устроил подвох и обвёл его вокруг пальца, т.к. сыграл вполне традиционно, а Ренанскому и тут примерещилось что-то "нетрадиционное". Вообще, любому критику опасно находиться в плену собственных стереотипов, ибо предмет описания может поменяться (например, вернуться на прежние позиции), а если брехня вокруг него продолжится в прежнем ключе, то, тем самым, авторы её рискуют попасть впросак.
2-я соната Бетховена была сыграна во вполне приемлемых, а вовсе не затянутых темпах: это крупная, капитальная соната и она по факту является "большой", и хотя в подаче Соколова она не явилась каким-то "откровением свыше", т.к. исполнение её было очень хорошей "копией", словно бы снятой с общеизвестных исторических трактовок и сделанной в умеренно-академическом духе, но это было ХОРОШО !! Исполнение её порадовало меня именно ОТСУТСТВИЕМ выпендрёжа.
 
13-я соната Бетховена, которая вообще является редкой гостьей на эстраде, т.к. находится в тени своего "близнеца", 14-й (т.н. "Лунной") сонаты, на мой взгляд, тоже вполне удалась Соколову, но опять же с т.з. удачного копирования неких давнишних образцов, хотя и с чуть меньшей склонностью пианиста к сглаживанию контрастов бетховенского драматизма, так что и тут всё было более чем традиционно, что тоже меня порадовало !
Кантилена пишет о тенденции к исполнительской "успокоенности" во 2-й сонате - согласен ! На этом фоне 13-я, по музыке объективно не слишком яркая Соната, казалась весьма контрастной по набору настроений.
 
Соната Шуберта D-dur получилась масштабной на манер самых развёрнутых произведений композитора - Сонат B-dur и G-dur, - но в то же время не скажешь, что это было скучно ! Однако я согласен с Кантиленой в том, что настроение финала подпортило общую картину: из соображений сомкнутости формы целого он должен быть более живым если не по темпу, то хотя бы по настроению. Лучшей частью этой Сонаты я считаю 3-ю – и по музыке, и по её исполнению в этот раз: если бы эту Сонату и хотелось сыграть, то вот из-за этой части ! Всё же это произведение весьма неравноценно по качеству музыкального материала (первые две части, честно говоря, композиторски уступают двум последним), в нём нет той перманентной авторской гениальности, которая присутствует в Сонате B-dur или оживает под руками самых великих мастеров в Сонате G-dur. Музыка финала тоже очень неплоха, но перегружать этот пустячок надуманной "философичностью" до такой степени, как это сделал Соколов, полагаю, не следует ! Это уж чересчур, тут всё же не "Хаммерклавир" преподносится !
Наверное многое в концептуальном плане в подаче Соколовым шубертовской Сонаты выглядит несколько надуманным, но по крайней мере того ужаса, который я ощущал в процессе восприятия немыслимо тягомотного исполнения Сонаты fis-moll Шумана несколько лет назад в Петербурге - когда я умирал от тоски и боялся, что не доживу до её завершения,  - я не испытал. Если Соната Шумана в 2006 году была просто изуродована и убита исполнением, то в этот раз Шуберт всё-таки вполне сносно слушался.
По всей видимости, Соколов имеет какую-то "обратную связь" и как-то реагирует на собственные промахи: то ли у него есть круг общения, в котором он обсуждает свои концерты, то ли он слушает свои записи, то ли по памяти проверяет сделанное (как поступал и Рихтер) и делает выводы на будущее – мне неведомо ! Но факт состоит в том, что пианист РЕАГИРУЕТ на собственные промахи и ПОПРАВЛЯЕТ многое в своих трактовках, даже если он и не переиначивает ранее неудачно сделанное, то по крайней мере в произведениях, исполняемых позднее, старается не допускать прежних стратегических ошибок. В связи с этим я должен отметить, в частности, и "проблему темпов": ведь факт, что в этот раз никакой тягомотины не было. И хотя быстрые темпы вообще никогда не были отличительной особенностью исполнительского стиля пианиста, ПРЕДНАМЕРЕННОЙ заторможенности (под девизом "как можно медленнее во что бы то ни стало !") в этот его приезд не наблюдалось, я хотел бы это ещё раз подчеркнуть !
 
Кантилена отметила, что "бисы понравились", а я так более категорично выскажусь: для последних лет концертирования Соколова (по крайней мере в Петербурге) стало характерно, что лучшей частью концерта у него становятся именно бисы ! Измотав к концу программы себя и публику "концепциями" основной программы, Соколов словно даёт глотнуть свежего воздуха в бисах :)) На самом деле я считаю, что содержание основных частей программ его концертов давно уже перестало представлять живой (!) интерес, и это время следует проводить в буфете, а возвращаться в зал и слушать надо одни лишь бисы. Подобное сопоставление настроений основной программы и бисов уже столько раз повторялось в концертах Соколова, что за несколько лет сделалось "системой".
В связи с этим, кстати, я предложил бы другую компоновку последней программы: в 1-м отделении надо было играть 2-ю сонату Бетховена, а во втором - Сонату Шуберта (или наоборот), а 13-ю вообще не играть, приступая сразу к бисам. Полагаю, что ТАКОЙ вариант, во-первых, гораздо меньше вымотал бы самого концертанта, во-вторых, гораздо меньше истрепал бы публику, а в-третьих, позволил бы Соколову расширить временнУю зону бисов и сыграть побольше той музыки, которая в его подаче выглядит гораздо интереснее и вызывает гораздо бОльший энтузиазм публики, нежели основная часть программы. Иначе получается, что в продолжение концерта он выполняет некую "повинность", мучая и себя, и других, а освобождается от неё к тому моменту, когда он и сам уже устал, и когда публике уже пора расходиться.
Я, кажется, созрел для того, чтобы высказать некую "крамолу": а не пора ли Соколову переходить к программам, которые были бы попроще и в техническом, и в интеллектуальном плане ? А то иной раз такое впечатление, что он взваливает на себя некий тяжкий моральный груз, под которым буквально сгибается на эстраде, волоча его через весь клавирабенд: он играет так, как будто ОБЯЗАН в муках вернуть какой-то тяжкий ДОЛГ, а мы эти муки лицезреем.
Но зачем так себя мучить, разве он нам что-то должен ??
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2009, 09:03:50 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #11 : Апрель 16, 2009, 21:55:03 »
Кстати, Кантилена, а почему Ренанский пишет о "ПЯТИ шопеновских прелюдиях", в которых "полыхали вихри"  ?
Я слышал только четыре, а где же ещё одна ? :)
Или одной мы недосчитались ??
 
bis1_Rameau_Les Sauvages
bis2_Chopin_Prelude B-moll_op.28
bis3_Chopin_Prelude E-moll
bis4_Chopin_Prelude d-moll_ Allegro appassionato
bis5_Chopin_Prelude Des-dur
bis6_Scriabin_Desir_op57
 
Тут чего-то не хватает ? 
Как понимать его абзац:
 
"Все шесть сыгранных на бис пьес исполнялись Соколовым и раньше, и каждая из них поразила обостренной экспрессией. В миниатюре Рамо трепыхалось бьющееся сердце, в пяти шопеновских прелюдиях полыхал адский вихрь и исступленно бил похоронный набат".
<конец цитаты>
 
Я что-то не понимаю: Ренанский скрябинское "Желание" принял за " 5-ю прелюдию Шопена" что ли ? :)))))
Я знаю, что он не слишком большого ума, но это было бы чересчур даже для него :))))
Отсюда вопрос: а был ли он на концерте-то ?
Где же о Скрябине ? Вообще ни гу-гу !
Это поразительно !
Но поскольку я знаком с его претенциозными текстами, то могу их дописать вместо него, ибо с учётом Скрябина Ренанский должен был дополнить свой надушенно-выспренний пассаж чем-нибудь вроде нижеследующего:
 
<<Все шесть сыгранных на бис пьес исполнялись Соколовым и раньше, и каждая из них поразила обостренной экспрессией. В миниатюре Рамо трепыхалось бьющееся сердце, в четырёх шопеновских прелюдиях полыхал адский вихрь и исступленно бил похоронный набат, а в нервно-напряжённых гармониях скрябинского модерна ощущались чюрлёнисовско-врубелевские безысходные томления и предвкушения багрового мрака шпенглеровского "Заката Европы" - никогда еще Соколов не обнажал чувственное начало так явно>>.
 
Ну и т.п. брехня :)))))))))))
Вот такая демагогия :))))))
По крайней мере с учётом дальнейших модных "пугалок" об "общемировой катастрофе" это лыко вписалось бы в строку вполне логично :)))))
А вообще, как просто пишутся такие статьи, не правда ли ? :)) Самое главное - не давать никакой конкретики, зато сыпануть горсть отсебятины, пару пугалок "про кризис", ни к селу ни к городу про "раблезианство" (гульдианство ? или в плане сатирического переосмысления ? или он это просто брякнул для непоняток ?), парочка стандартных фраз про "единение личного со всеобщим", "про народ", разумеется "про гениальность" - бац, и статейка готова :)))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #12 : Апрель 16, 2009, 22:13:40 »
Я слышал только четыре, а где же ещё одна ? :)
Или одной мы недосчитались ??
Я ничего не утаивала :)).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #13 : Апрель 16, 2009, 22:19:06 »
Я ничего не утаивала :)).

Ну значит Ренанский опять лоханулся.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #14 : Апрель 17, 2009, 13:15:06 »
Приветствую вас, дамы и господа, и прошу интеллектуального убежища. Всё, не могу больше читать Классику, это уже не скука, а полный маразм, когда профессиональным пианистам и докторам искусствоведения нечего сказать о Соколове, и обсуждаются какие-то бессмысленные словосочетания. Лифановский меня победил. Сдаюсь.

Пять прелюдий в статье ДР, мне кажется. просто описка, он был на концерте точно. Надо сказать, я не разделяю гнева по поводу его рецензий. Это - не рецензии, а заказные статьи в жёстко установленном редакцией стиле, и с этой точки зрения они великолепно сделаны. Это - действительно демагогические тексты, строго следующие стилю коммерсантовской рубрики, просто жанр такой. Просто 40 лет назад на Рублёвке развлекались, приглашая после баньки Ойстраха и Петрова, как недавно рассказал Петров по Культуре, а сейчас - чтением Коммерсанта. Для ДР это заработок и хорошая практика чисто словесных упражнений, я не вижу тут греха :). Проблема возникает скорее в том, что негде читать профессиональные рецензии, поэтому так много внимания уделяется случайным публикациям в непрофильной прессе.

Рад прочитать от Predlogoff нечто близкое моим ощущениям от записи концерта 12 числа. Я дважды стирал на Классике посты с крамольными фразами "Было скушно", "Было любопытно, но скушно" и "предсказуемо за версту", сам не веря написанному собой и в ужасе думая задним числом, как меня размажут по стенке цитатами из меня же прошлых лет. ГС всегда был для меня неприкасаемым, и наблюдать его тенденции последних лет жутковато.

Не в качестве комплимента, но правды для замечу, что только здесь можно прочитать обоснованные суждения о концертах, обычно от Kantilena и Predlogoff, хотя и общий уровень разговора никогда не падает до нуля, мало случайных слов и участников.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2009, 13:29:58 от regards »

Оффлайн Muehlbach

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #15 : Апрель 17, 2009, 13:48:31 »
Что-то у Соколова в этот раз пальцы заплетались ! Начиная с первого же номера программы и заканчивая 24-й Прелюдией Шопена. Абсолютно не похоже на то качество, которое он демонстрировал в прошлые приезды. Собственно, меня это не взволновало бы, как и в принципе никогда не волнует, если не мешает воспринимать саму ИДЕЮ, которую желает преподнести исполнитель. Естественно, такая "идея" не должна сводиться к механически-идеальному озвучиванию текста :))

Рад приветствовать вас, господа! :-) Но что-то я заплетающихся пальцев не услышал... Ну может в той же степени, как они порой у Гилельса заплетались :-)

Я извиняюсь за слово "аполлонический", недавно запущенное мною в заголовке потока об И.Архиповой и неожиданно расхватанное буквально всеми, кто читает мои посты, и растиражированное по всему музыкальному рунету :)). Но словечко, слава богу, очень уместное, а потому даже в устах Грохотова и Ренанского не тускнеющее :))

Мне даже стыдно стало, что я Ваше слово начал тиражировать. Тем более в компании с Ренанским (тьфу, не к ночи будь помянут!). Хотел было пообещать впредь не использовать. Да только не угадаешь, на какое еще слово Вы себе патенты выпишете. :-).

По поводу Бетховена у предыдущих ораторов нашего форума было сказано верно: Бетховен Г.Соколова сглажен, почти бесконфликтен (это наблюдалось и ранее), и отдельные резкие акценты не меняют этого впечатления. Но именно 2-й сонате сие не слишком повредило: там как раз и нету никаких особо ярко выраженных "бетховенизмов", по которым мы могли бы уверенно опознать Бетховена (если предположить, что мы никогда не слышали эту сонату), поэтому я считаю, что исполнение было вполне удачным !
Правда ради прослушивания ТАКОГО исполнения я всё равно не поехал бы в другой город, но это уже факт МОЕЙ биографии :))
Кстати, я абсолютно не согласен с Ренанским в том плане, что он вдруг заявил, что Соколов, дескать, "подорвал на корню Бетховена" – НИЧЕГО ПОДОБНОГО ! Если Ренанский ПРИВЫК к тому, что Соколов поступал РАНЕЕ именно так, т.е. "подрывал" многое из того, что играл, то как раз в ЭТОТ раз Соколов был более чем традиционен и именно ЭТО удивило меня больше всего другого :)) ! К тому же нынче вовсе не было какого-то особого "замедления привычных темпов" (от кого и для кого "привычных" ?), так что г-н Ренанский опять попал пальцем в небо, побывав, очевидно, на каком-то ДРУГОМ концерте или описывая нечто такое, что ему в очередной раз примерещилось, но чего не происходило в действительности :)) Он привык к чему-то "необычному", как привык расслабленно болтать об этом, а Соколов устроил подвох и обвёл его вокруг пальца, т.к. сыграл вполне традиционно, а Ренанскому и тут примерещилось что-то "нетрадиционное". Вообще, любому критику опасно находиться в плену собственных стереотипов, ибо предмет описания может поменяться (например, вернуться на прежние позиции), а если брехня вокруг него продолжится в прежнем ключе, то, тем самым, авторы её рискуют попасть впросак.
2-я соната Бетховена была сыграна во вполне приемлемых, а вовсе не затянутых темпах: это крупная, капитальная соната и она по факту является "большой", и хотя в подаче Соколова она не явилась каким-то "откровением свыше", т.к. исполнение её было очень хорошей "копией", словно бы снятой с общеизвестных исторических трактовок и сделанной в умеренно-академическом духе, но это было ХОРОШО !! Исполнение её порадовало меня именно ОТСУТСТВИЕМ выпендрёжа.

По сути согласен. И вообще делать из 2-й сонаты "откровение" и не требуется. И ожидать в ней "откровений" - глупо. Сам материал такой - это не 2-я Шопена, не 3-й Рахманинова и т.п. Классицистская живость, любезность, точность, блеск, отполированность деталей. "Аполлонический восторг" (гонорар с Предлоговым делим пополам - ему за "аполлонический", мне за "восторг"). То же и у Гайдна с Моцартом. И слава богу, что такая музыка есть. И недаром Соколов играет 1-й концерт Бетховена, и ранние бесконфликтные бетховенские сонаты. Эта сторона в искусстве его явно привлекает. И чем дальше тем сильнее. К 13-й, сыгранной в этот раз сие тоже относится.
Про Сонату Шуберта уже кое что говорилось у Лифановского.
Про бисы я думаю, что Соколов, почитав столь ценные и так сурово высказанные рекомендации, устыдится, возьмет сии рекомендации на вооружение, и впредь после 1-го отделения будет играть одни только бисы - специально для пользователей ClassicalForum'a :-)

...А, вот и Регардс подоспел! Мое Вам почтение! Увы, поскольку в гостиной у Предлогова собрались исключительно те, кому на концерте Соколова было скушно, а я таковых чувств на концерте не испытал, откланиваюсь. Не буду излишней живостью нарушать ваше печальное времяпрепровождение :-)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #16 : Апрель 17, 2009, 18:53:37 »
Predlogoff
Цитировать
Что-то у Соколова в этот раз пальцы заплетались ! Начиная с первого же номера программы и заканчивая 24-й Прелюдией Шопена.
Но, наверное, смотря что брать за отправную точку?
В общем шероховатостей, мне кажется, было не так уж много (не критично). Поначалу во второй сонате Бетховена меня чуть напрягли некоторые пассажи, но когда Соколов полностью вошел в концертную форму, то, по-моему, всё пошло хорошо.  Совершенной техническую сторону я бы не назвала – я долго думала, каким словом определить её в своем первом сообщении  и в итоге оставила «неплохо», т.к. что-то мне не позволяло отозваться восторженно.

Predlogoff
Цитировать
По поводу Бетховена у предыдущих ораторов нашего форума было сказано верно: Бетховен Г.Соколова сглажен, почти бесконфликтен (это наблюдалось и ранее), и отдельные резкие акценты не меняют этого впечатления. Но именно 2-й сонате сие не слишком повредило: там как раз и нету никаких особо ярко выраженных "бетховенизмов", по которым мы могли бы уверенно опознать Бетховена (если предположить, что мы никогда не слышали эту сонату), поэтому я считаю, что исполнение было вполне удачным !
А мне кажется, что вторая соната, во-первых, не совсем уж бесконфликтная. Острых драматических столкновений в ней нет, и форма скорее строится на разнохарактерности частей, чем на единой идейно-концептуальной платформе с усилением связи между её разделами. Но смену настроений между контрастирующими частями и разделами частей необходимо, на мой взгляд, обозначать более рельефно, тем более что она  объективно присутствует. От этого исполнение выигрывает.
А во-вторых, по-моему, во второй  сонате типичные бетховенские черты проглядывают. Думаю, что ПП первой части и Largo – вполне бетховенские. В некоторых фрагментах присутствует оркестральность – тоже бетховенская.
Но привносить в сонату много философии было бы излишне. Впрочем, я не думаю, что Г.Соколов выявил в сонате какую-то особенную глубину. Я об этом уже писала.
Вот, собственно говоря, в чем у меня и сомнения. В исполнении была какая-то двойственность. С одной стороны, Соколов не пошел явно по пути придания блеска, грациозности, озорства, ослабив искристость и снизив подвижность (или по крайней мере не акцентируя эти качества). А с другой стороны, сгладил наличествующие в сонате конфликты, что не позволяет разглядеть в ней предвестия будущих бетховенских образов. Что в итоге получилось – даже трудно определить. На «философию» это тоже не очень тянет, да и сам материал не способствует.

Predlogoff
Цитировать
Кстати, я абсолютно не согласен с Ренанским в том плане, что он вдруг заявил, что Соколов, дескать, "подорвал на корню Бетховена" – НИЧЕГО ПОДОБНОГО ! Если Ренанский ПРИВЫК к тому, что Соколов поступал РАНЕЕ именно так, т.е. "подрывал" многое из того, что играл, то как раз в ЭТОТ раз Соколов был более чем традиционен и именно ЭТО удивило меня больше всего другого  :)) !
А мне кажется, что Соколов и радикального ничего не предложил, и в то же время придерживался той линии, которой он в целом  следовал доселе. Т.е чего-то принципиально нового по отношению к его собственным исполнительским предпочтениям, по-моему, нет.
 
Predlogoff
Цитировать
2-я соната Бетховена была сыграна во вполне приемлемых, а вовсе не затянутых темпах: это крупная, капитальная соната и она по факту является "большой", и хотя в подаче Соколова она не явилась каким-то "откровением свыше", т.к. исполнение её было очень хорошей "копией", словно бы снятой с общеизвестных исторических трактовок и сделанной в умеренно-академическом духе, но это было ХОРОШО !! Исполнение её порадовало меня именно ОТСУТСТВИЕМ выпендрёжа.
А по поводу темпов – мне почему-то тоже кажется, что они замедленны. По крайней мере, в зале это ощущалась так. Может быть, дело не в фактическом времени, а просто субъективно недоставало живости.
Становилось действительно скучновато, притом что мастерство и привлекательные стороны пианизма Соколова были явлены.
Кстати, зря, на мой звгляд, Соколов не сделал небольшого перерыва между 2-й и 13-й сонатами.  Может быть, стоило ему уйти за кулисы, а он взялся за следующее произведение  буквально через несколько секунд после 2-й, прервав аплодисменты публики. Это, конечно, было весьма оригинально, но такая монолитность отделения оказалась утомительной.

Predlogoff
Цитировать
В связи с этим я должен отметить, в частности, и "проблему темпов": ведь факт, что в этот раз никакой тягомотины не было. И хотя быстрые темпы вообще никогда не были отличительной особенностью исполнительского стиля пианиста, ПРЕДНАМЕРЕННОЙ заторможенности (под девизом "как можно медленнее во что бы то ни стало !") в этот его приезд не наблюдалось, я хотел бы это ещё раз подчеркнуть !
В сонате Шуберта – да. Но она могла интереснее прозвучать. Всё-таки он перемудрил.

Predlogoff
Цитировать
В связи с этим, кстати, я предложил бы другую компоновку последней программы: в 1-м отделении надо было играть 2-ю сонату Бетховена, а во втором - Сонату Шуберта (или наоборот), а 13-ю вообще не играть, приступая сразу к бисам.
Точно. На последних частях 13-й я буквально заставляла себя слушать.

Predlogoff
Цитировать
Но поскольку я знаком с его претенциозными текстами, то могу их дописать вместо него, ибо с учётом Скрябина Ренанский должен был дополнить свой надушенно-выспренний пассаж чем-нибудь вроде нижеследующего:
 
<<Все шесть сыгранных на бис пьес исполнялись Соколовым и раньше, и каждая из них поразила обостренной экспрессией. В миниатюре Рамо трепыхалось бьющееся сердце, в четырёх шопеновских прелюдиях полыхал адский вихрь и исступленно бил похоронный набат, а в нервно-напряжённых гармониях скрябинского модерна ощущались чюрлёнисовско-врубелевские безысходные томления и предвкушения багрового мрака шпенглеровского "Заката Европы" - никогда еще Соколов не обнажал чувственное начало так явно>>.
:)))). Похоже.
Только, уважаемый Predlogoff, пожалуйста, не надо заимствовать стиль Д.Ренанского, пусть на «Классике» так развлекаются, им больше заняться нечем. А у нас более серьезные вопросы в повестке :)))).
Да и потом, если все начнут писать, как Ренанский, то что же Ренанскому-то останется делать?
А если серьезно, то я к нему почему-то очень благожелательно отношусь. Хотя встречаю с неизменной улыбкой его словесную эквилибристику.

« Последнее редактирование: Апрель 17, 2009, 19:05:58 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #17 : Апрель 17, 2009, 19:17:50 »
собрались исключительно те, кому на концерте Соколова было скушно, а я таковых чувств на концерте не испытал, откланиваюсь. Не буду излишней живостью нарушать ваше печальное времяпрепровождение :-)

А разве я говорю, что мне было "скучно" ?
Скорее я согласен с Regards'ом в том, что в этот раз исполнение Соколова было более предсказуемым (нежели обычно в последние годы). Правда, мы с ним разошлись в эмоциональной оценке этого факта :) Но это уж частности характеров.
Я Соколова слушаю уже много десятилетий и ВСЕГДА ценил его талант. Кстати сказать, по своим базовым свойстам он не очень-то сильно поменялся со времён конкурса им.Чайковского, который он выиграл: уже ТОГДА было ясно, что немецкая музыка будет его "коньком", а староклавирная музыка найдёт в нём своего адепта и будет им переосмыслена и возвращена на концертную эстраду в наиболее эффектных своих образцах - таких вот, как "Дикие" (:)) Рамо.
Кстати, по части вот такого "щипкового" клавесинного репертуара Г.Соколов какой-то гранью своей музыкальной индивидуальности соприкасается с Н.Петровым, у которого тоже были схожие  интересы и тоже отлично получались клавесинные пьесы.
Очень жаль, кстати, что у них обоих эта сторона их таланта так и не получила достаточного развития.
 
Что касается бисов, то я всего лишь констатирую факты и не более того. Конечно, в этот раз бисы не столь сильно в эмоциональном плане отличались от основной программы, как тогда, когда он сыграл во 2-м отделении 1-ю Сонату Шумана (никак не могу забыть этот ужас) и публика, уже отсидевшая себе все пятые точки и почуяв что-то более человечное и естественное, на бисах аж визжала от радости и с мест повскакивала :))))))
Знаете, даже хорошо, что он в Москву не приезжает: а то придёт к нему на концерт вот такая цаца, как я, да скажет потом, дескать, что "ничего особенного, мог бы и не приезжать" :) Правильно Рихтер отметил: в БЗК много снобов :))
Но в былые времена я никогда не пропускал его концертов в БЗК и слышал и 3-ю Брамса, и B-dur'ную Шуберта, и "Итальянский концерт" и номера из ХТК Баха, и 3-й концерт Рахманинова, и многое многое другое - и это было великолепно, но в дальнейшем, особенно в 90-х годах, у него начался период "дополнительных концептуальных нагрузок". Знаете, как в Совдепии давали товары и билеты "в нагрузку" к желаемым товарам и билетам, вот так и у Соколова получилось, что его "концепции" мы стали получать "в нагрузку" к его исполнению - и меня это, ей-богу, тяготило. Вроде и хочется послушать, а как начинаешь представлять, что он будет тянуть и важничать, так всё желание сразу испарялось.
Но в последнем концерте подобные "нагрузки" присутствовали в минимальных дозах.
А вообще........
На этом примере можно наблюдать всё ту же картину "завершённости": в музыке и в исполнительстве уже всё сказано, добавить вроде уже нечего, А ХОЧЕТСЯ ! И тут даже крупнейшие исполнители начинают искать компромисс между своим стремлением сыграть стильно и желанием внести в исполнение СВОИ черты. На мой взгляд, Соколову должно быть безразлично, найдут ли в его игре "традиционализм" или же объявят "новатором", потому что он настолько уже ВЫШЕ подобных оценок, что ЛЮБОЕ его решение будет принято "на ура", поэтому он может больше думать о музыке, как она есть, безотносительно к тому, повторяет он за кем-то некие до него найденные конкретные решения или нет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #18 : Апрель 17, 2009, 19:25:10 »
Мне ещё кажется, что раздуваемая прессой суета вокруг ежегодных концертов Г.Соколова, провозглашение его «провидцем», «медиумом» и проч., а также сформировавшийся зрительский ажиотаж («не слушать, а внимать»), «ритуальность» концерта (которой способствует сам пианист) ведут к какому-то повышенному вниманию и определенному ходу обсуждений. Меня это всегда очень настораживают.
Я плохо воспринимаю «Учителей», которых таковыми начинают представлять, «паломничества» и проч. Сопоставление с реальными впечатлениями концерта отчасти поэтому вызывает кучу сомнений. Целенаправленные поиски "трансцендентности" в выступлении вместо обсуждения реальных его характеристик в какой-то мере девальвируют впечатления от в целом замечательных концертов. Но неочевидность трансцендентности, провидения и прочего не следует трактовать как негативную характеристику.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2009, 21:39:59 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #19 : Апрель 17, 2009, 22:36:21 »
Кстати, Кантилена,  я человек, который практически не знает Г.Соколова. Конечно, я много о нем  слышала, может, когда-то и видела по телевизору его выступления, из его записей у меня есть только Hammerklavier и тем более я не знала о том, что  в ваших газетах пишут о каком -то провидчестве и трансцендентности Соколова, а  не так давно я читала негативные впечатления некоторых товарищей по поводу предыдущего концерта. Так что я могу рассматриваться как совершенно незаинтересованный и непредубежденный человек. И что же?  Должна сказать, что  начав слушать концерт со 2-й бетховенской сонаты, я просто была ошеломлена и прослушала ее всю, разинув рот (в переносном смысле, конечно), что со мной в последнее время очень редко случается. Да, я почувствовала  очень светлую внутреннюю энергию самого исполнителя, который спроецировал свою ауру на звуковую ткань не очень затейливой сонаты и в таком преломленном виде донес ее  до нас, сделав ее (сонату)  прекрасной и наполненной смыслами.
Темпы у Соколова в этой сонате, конечно, замедлены.   Я слушала эту сонату в Москве в классе Доренского  за два дня до исполнения Соколова . Блок Largo apassionato-Scherzo-Rondo  исполнялся на 3,5 мин короче, чем у Соколова. А там, я думаю, темпы отмерены точно. 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lira78

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #20 : Апрель 18, 2009, 00:56:44 »


Хотя нам здесь, наверное, недостает остроты и динамики общения
ну если только в этом проблема... :)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пианист Г. Соколов
« Ответ #21 : Апрель 21, 2009, 14:21:19 »
Вот ещё материал от Дм.Ренанского.
Соколов.doc

http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/9407/

Григорий Соколов – одно из питерских чудес, другого такого музыканта в России нет. Да и в Петербурге выдающийся пианист выступает с концертами только раз в год, а в остальное время представляет российскую фортепианную школу за рубежом. Много лет назад он отказал Москве в своем расположении и с тех пор здесь больше не играет. На концерт Соколова в питерской филармонии <...>слетаются и консерваторские студенты, и многолетние поклонники, часто не имеющие никакого отношения к музыке, а также к городу Санкт-Петербургу. OPENSPACE.RU поговорил с некоторыми из них.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #22 : Апрель 05, 2010, 15:24:02 »
07 апреля 2010 года, среда

Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
(Санкт-Петербург, ул. Михайловская, 2)

Фортепианный вечер. Григорий Соколов.

Программа:
Бах — Партита N 2 до минор;
Брамс — Семь фантазий, соч.116;
Шуман — Соната N 3 фа минор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #23 : Апрель 05, 2010, 15:28:26 »
Я не поехал на этот концерт: жуть как боюсь объёмистой 3-й сонаты Шумана. Во-первых, у меня ещё не прошёл ужас от исполнения Соколовым 1-й шумановской сонаты, а во-вторых, Московский пасхальный фестиваль пришёлся как раз на эти дни.
Но я договорился с питерцами через ЛС о доп.материалах ! :) Надеюсь, люди не подведут ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #24 : Апрель 07, 2010, 20:17:37 »
Послушал 10 и 15 сонаты по Культуре.

Боже мой, какая зануда!!! Изображает какое-то "объективное совершенство" с прямолинейностью первоклассника, предсказуем до ужаса (копирайт Предлогова), и просто лень комментировать.

Я счастлив за всех, кто не поехал, в том числе - за себя!

Предсказываю реакцию: партиту назовут совершенной, от Шумана будут визжать, потому что сонату эту даже пианисты многие не знают, и реакция будет на новую для слушателей музыку и мастерство как таковое, а вот на Брамсе я предсказываю полный провал даже для нашей тупой публики. Ну трудно на Брамсе не опозориться с такой механической запрограммированностью.

Я давно собирался послушать Соколова спустя 30 лет, но теперь не поеду. Предпочитаю помнить его молодым и подающим мне надежды :)

Прощай, Гриша!