Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 207488 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #25 : Апрель 07, 2010, 20:47:31 »
Эк вы его сурово отчитали ! :)
Он же ещё концерт сегодняшний не доиграл ! :))
Но там 3-я соната Шумана - это нечто убойное будет в его подаче. Я как увидел её, как вспомнил о Сонате №1 того же автора, на которую я попал в 2006 (кажется ?) году в Питере в исполнении Соколова (я чуть не умер на ней, думал, что не доживу до завершения), так прям испугался даже ! Мы об этом вот тут витийствовали (Ссылка).
Ну посмотрим, проверим, почитаем, что теперь скажут.

Кстати, вот что пишет о концерте Соколова, состоявшемся в октябре 2002 года, в программе которого, кстати, присутствовали 10 и 15-я сонаты Бетховена, П.Лаул:


-----------------------------

В концертном зале им. А.К.Глазунова

Родному дому посвящается.

http://www.rogev.com/sokolov/reviews/laul.htm

В цикле концертов "Родному дому посвящается" (к 140-летию Консерватории) зала им. А.К.Глазунова в октябре выступил выпускник нашей Консерватории, один из самых выдающихся музыкантов современности, народный артист России Григорий Соколов.
Регулярные, но, к сожалению, редкие появления Григория Соколова в родном городе давно уже стали своего рода творческой доминантой музыкального сезона, событием, которого вся музыкальная общественность ждет целый год с особым нетерпением, собирая слухи об очередных программах пианиста. Тем ценнее был для всех нас подарок в Концертном зале им. А.К.Глазунова – сольный концерт мастера, состоявшийся в октябре 2002 года. За свою недолгую консерваторскую жизнь мне еще ни разу не приходилось быть свидетелем такого столпотворения в зале нашей Консерватории и такого концентрированного внимания со стороны публики к настоящему таинству, происходящему на сцене. Для первого отделения Григорий Липманович выбрал три сонаты Бетховена – Девятую, Десятую и Пятнадцатую, которые, пожалуй, сравнительно редко исполняются на большой концертной эстраде, а первые две и вовсе привычны в исполнении студентов музыкальных училищ, так что встреча с этими сонатами в таком блестящем и одновременно углубленном исполнении явилась, можно сказать, настоящей радостью. Как-то уже и неудобно стало говорить о невероятном уровне фортепианного мастерства Соколова – это то высшее владение инструментом, когда на него просто перестаешь обращать внимание, воспринимая только «чистую» музыку, не отвлекаясь ни на что второстепенное (редчайшее качество даже у великих пианистов). В общем, первое отделение, продолжавшееся почти час, слушалось на одном дыхании. Во втором отделении маэстро повторил произведения, сыгранные им в весеннем концерте в Большом зале Филармонии: танцы для фортепиано Комитаса и Седьмую сонату Прокофьева. У Григория Соколова в последнее время стало хорошей традицией включение в программы редко исполняемых произведений, преимущественно старинной музыки, которые всегда становятся откровением для слушателя и зачастую оставляют самое поразительное впечатление из всего сыгранного на концерте. Григорий Липманович исполнял эту музыку так, что невольно создавалось впечатление аналогии именно со старинной музыкой – то же абсолютное «ощущение шедевра» в каждое мгновение, та же феноменальная отделка деталей и поразительное многообразие тембров в промежутке между одним и тремя, даже четырьмя piano. Возможно, в каком-то роде это было самое сильное впечатление от концерта. В заключение концерта прозвучала Седьмая соната Прокофьева – «конек» большинства пианистов, которые в последнее время состязаются между собой в скорости и громкости исполнения, превращая это трагическое произведение в чисто виртуозную и даже бессмысленную пьесу. С первого же мгновения первой части и до самого конца все слушатели оказались как будто под действием высочайшего электрического напряжения. Незабываемая атмосфера этого вечера, любви к маэстро, после долгого перерыва вернувшемуся в свою alma mater, передалась и ему самому, поэтому он был в этот вечер особенно щедр на бисы. Каждая из сыгранных на бис трех мазурок Шопена и произведения Куперена и Баха – Зилоти были отмечены особым вдохновением. Хотелось, чтобы этот концерт не закончился никогда. Однако он все же закончился, и остается лишь надежда на то, что такие события в нашем концертном зале станут доброй традицией, и мы еще не раз услышим Григория Соколова в родных стенах.

П.Лаул
« Последнее редактирование: Январь 29, 2013, 16:03:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #26 : Апрель 09, 2010, 10:13:54 »
В отличие от сегодняшнего Соколова, которого я бы охарактеризовал как носителя беспредметного мастерства (и первые симптомы я наблюдал давно, Лунная в КЗЧ как будто играет человек, которому она осточертела), Юрий Фаворин обладает от природы не только феноменальными двигательными данными, но и врождённой интуицией или ты как хочешь это назови.

Интересная формулировка - носитель беспредметного мастерства ! :)
Но с другой стороны, в лучшие его годы Соколова трудно было назвать "поэтом пианистического мастерства" - неужели же такое абстрагирование и погружение в ремесленные бездны это расплата художника за пребывание в сегодняшнем нашем мире ?
По отрывочным откликам, которые на сей момент поступили, Соколов, во всём блеске своего мастерства, ужасно сыграл клавиабенд 07-04-2010 в Петербурге. Судя по всему, это было что-то вроде того, что я услышал в 2006 году, но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же.
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2010, 10:34:02 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #27 : Апрель 09, 2010, 17:01:35 »
Predlogoff
Цитировать
но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же
А  мне как раз соната Шумана безоговорочно понравилась из всей программы (послушала в записи): технически безупречно, живо, с прекрасной связаностью контрастных эпизодов в единую  бесшовную музыкальную ткань, и, исполненная как всегда звуком неисчерпаемой глубины  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #28 : Апрель 09, 2010, 18:20:14 »
По отрывочным откликам, которые на сей момент поступили, Соколов, во всём блеске своего мастерства, ужасно сыграл клавиабенд 07-04-2010 в Петербурге. Судя по всему, это было что-то вроде того, что я услышал в 2006 году, но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же.
В конце 2000 года я был на концерте Соколова в Байройте. Да простится мне, это тоже была тягомотина...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #29 : Апрель 09, 2010, 18:54:21 »
Ожидается любопытный отклик в печати: почитаем, послушаем, сравним.
Я давно сказал, что я не поклонник "позднего" Соколова, поэтому меня особо слушать не нужно ! :) Но я ценю некоторые его записи, например, "Искусство фуги" Баха в его исполнении, 3-й концерт Рахманинова в отдельных удачных записях.
Скрябин его мне никогда не нравился - уж очень топорно он его играет, если не считать отдельных миниатюр. Шопен в каких-то отдельных вещах - почему-то именно в бисах ! - мне иногда у него нравился !
Но вообще, знаете, у меня вызывает недоумение его "культ": на мой взгляд, для появления и существования какого-либо культа не имеется никаких объективных оснований. И чем дальше, тем меньше оснований.
А эта манера замедлять и апологетизировать мельчайшие детали, особенно же в тех местах, где это не имеет ни малейшего значения, меня, честно, раздражает. В немецкой музыке он когда-то был очень силён: я до сих пор вспоминаю его исполнение 3-й сонаты Брамса периода 80-х годов или его же исполнения прелюдий и фуг из ХТК Баха.
Но в целом на сей день я полностью разделяю шикарные слова Regards'а по поводу Г.Соколова: беспредметное мастерство.
Из дисков его у меня есть то, что я назвал - правда вот ХТК у меня нету: он его не записал целиком, а имеются ли живые записи, я не в курсе.
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2010, 22:23:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #30 : Апрель 09, 2010, 23:09:41 »
В конце 2000 года я был на концерте Соколова в Байройте. Да простится мне, это тоже была тягомотина...
А что он тогда исполнял?

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #31 : Апрель 09, 2010, 23:15:28 »
...По отрывочным откликам, которые на сей момент поступили, Соколов, во всём блеске своего мастерства, ужасно сыграл клавиабенд 07-04-2010 в Петербурге. Судя по всему, это было что-то вроде того, что я услышал в 2006 году, но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же.
На данный момент вроде бы никаких отрицательных откликов не поступало  :o. Те, кто побывал в БЗФ, отзывались только положительно. Откуда информация?

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #32 : Апрель 10, 2010, 00:28:15 »
В конце 2000 года я был на концерте Соколова в Байройте. Да простится мне, это тоже была тягомотина...
А что он тогда исполнял?
Вот что он исполнил 10.11.2000 в Байройте:

Шуман. Арабеска до мажор, ор. 18
Шуман. Из Новеллетт, ор. 21, №№ 2, 7, 8
Франк. Прелюдия, хорал и фуга
Шопен. 10 мазурок, №№ 47, 48, 51, 30, 31, 32, 39, 40, 41, 49

Бисы:
Равель. Токката
Шопен. Ноктюрн (посм.)
Шопен. Прелюдия № 20
Бах......

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #33 : Апрель 10, 2010, 00:52:12 »
Вот что он исполнил 10.11.2000 в Байройте:

Шуман. Арабеска до мажор, ор. 18
Шуман. Из Новеллетт, ор. 21, №№ 2, 7, 8
Франк. Прелюдия, хорал и фуга
Шопен. 10 мазурок, №№ 47, 48, 51, 30, 31, 32, 39, 40, 41, 49

Бисы:
Равель. Токката
Шопен. Ноктюрн (посм.)
Шопен. Прелюдия № 20
Бах......
Я в том же конце 2000-го слушал Куперена, Франка и 10 мазурок Шопена в Метце. Помню, что прослушал на одном дыхании буквально все!
Видимо это был период смены программы и вместо Шумана был изумительный Куперен, которым я и сегодня заслушиваюсь.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #34 : Апрель 10, 2010, 02:00:22 »
<a href="http://www.sendspace.com/file/0jm1ki">Вот</a> часть той программы. Никогда не соглашусь, что это "тягомотина"...

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #35 : Апрель 10, 2010, 11:50:52 »
<a href="http://www.sendspace.com/file/0jm1ki">Вот</a> часть той программы. Никогда не соглашусь, что это "тягомотина"...
Согласия никто от Вас не ждет. Могу за Вас порадоваться. А я тогда был очень огорчен -- ничего затрагивающего душу не услышал. При феноменальном аппарате.

Никаких обобщений.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #36 : Апрель 10, 2010, 12:27:53 »
Согласия никто от Вас не ждет. Могу за Вас порадоваться. А я тогда был очень огорчен -- ничего затрагивающего душу не услышал. При феноменальном аппарате.

Никаких обобщений.
Я могу понять, что Вам не понравилось, но выражение "тягомотина" - явно не подходит.
А не пробовали послушать еще раз? Сейчас? Через 10 лет...

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #37 : Апрель 10, 2010, 12:47:16 »
Я могу понять, что Вам не понравилось, но выражение "тягомотина" - явно не подходит.
А не пробовали послушать еще раз? Сейчас? Через 10 лет...
Вот сейчас и слушаю -- то, что Вы выложили. А слово... ну помилуйте, могут ли быть универсальные рецепты словоупотребления? Я подцепил свои впечатления к впечатлениям другого человека, употребившего это слово. Когда исполнение не затрагивает -- бывает неинтересно, даже скучно. Можно назвать тягомотиной. А можно как-нибудь по-другому.

Кстати о том, что обнаруживается при прослушивании через 10 лет. Вот минуты три назад окончился Франк. Вещь -- одна из моих любимейших. Сыграна безусловно хорошо. И та богатая звуковая палитра, которая у него здесь наличествует, в понятие тягомотины действительно не укладывается. Но... (дальше уже -- мое личное, поэтому обсуждать не стоит) это все-таки "взгляд извне", это нарисованные, а не живущие образы. Ну что поделаешь, не моё это.

Кстати, Вы нигде не оговорились (или не выразились слишком конспективно) -- он играл Куперена как такового? Что-то с представлением о Соколове совсем не вяжется. А вот Токкату Равеля из сюиты "Гробница Куперена" он и тогда в Байройте сыграл, и в Вашей записи она есть.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #38 : Апрель 10, 2010, 12:52:21 »
Куперена, если интересно, могу тоже дать послушать.

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #39 : Апрель 10, 2010, 13:01:18 »
Куперена, если интересно, могу тоже дать послушать.
Интересно, отчего же нет.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #40 : Апрель 10, 2010, 13:28:47 »
-- он играл Куперена как такового? Что-то с представлением о Соколове совсем не вяжется.
Если не вяжется, то видимо представление не совсем верное? Может быть чего-то не расслышали? Он человек очень тонкий и теплый, хоть и выглядит сурово.
Когда-то до меня можно было достучаться "кувалдой" Вагнера, но не "лирикой" Соколова. С годами это меняется и начинаешь слышать то, чего не слышал раньше.
<a href="http://www.sendspace.com/file/4qtmel">Вот здесь Куперен</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #41 : Апрель 10, 2010, 13:35:05 »
Куперена, если интересно, могу тоже дать послушать.

Да, Куперен - это одна из его удач ! Я с удовольствием уже давным давно приобрёл и послушал наигранные им произведения.
Удача, несомненная удача.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #42 : Апрель 10, 2010, 13:38:21 »
...По отрывочным откликам, которые на сей момент поступили, Соколов, во всём блеске своего мастерства, ужасно сыграл клавиабенд 07-04-2010 в Петербурге. Судя по всему, это было что-то вроде того, что я услышал в 2006 году, но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же.
На данный момент вроде бы никаких отрицательных откликов не поступало  :o. Те, кто побывал в БЗФ, отзывались только положительно. Откуда информация?

Информация из личных источников ! :))
Я думаю, кое-что ещё прояснится. Дело в том, что я ожидаю одного отвязного отклика на это концерт. Судя по всему, меня ввели в заблуждение относительно концерта Соколова. Однако и у меня тоже были личные основания ожидать от этого концерта худшего, но они, к счастью, не оправдались (по крайней мере в значительной части не оправдались).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #43 : Апрель 10, 2010, 13:44:19 »
Информация из личных источников ! :))
Я думаю, кое-что ещё прояснится. Дело в том, что я ожидаю одного отвязного отклика на это концерт. Судя по всему, меня ввели в заблуждение относительно концерта Соколова. Однако и у меня тоже были личные основания ожидать от этого концерта худшего, но они, к счастью, не оправдались (по крайней мере в значительной части не оправдались).
Это хорошо, что худшие ожидания не оправдались? Знаю некоторых, у которых все наоборот  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #44 : Апрель 10, 2010, 13:45:49 »
Predlogoff
Цитировать
но тогда была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же
А  мне как раз соната Шумана безоговорочно понравилась из всей программы (послушала в записи): технически безупречно, живо, с прекрасной связаностью контрастных эпизодов в единую  бесшовную музыкальную ткань, и, исполненная как всегда звуком неисчерпаемой глубины  :)

Lorina, вы молодец. Вы правы.
А я ошибся в своих мрачных прогнозах.
(голосом Миронова) "Был неправ. Вспылил. Готов искупить..." (с) :)
Это мне живой укор: в искусстве никогда нельзя ставить окончательный "крест" на ком-нибудь из выдающихся его представителей, потому что они всегда способны выдать что-нибудь в духе и на уровне своих прежних достижений ! :)
Однако позволю себе оставить в стороне Баха и Брамса, а заодно и до смерти заигранные бисы, от одного списка произведений которых (играемых Соколовым едва ли не каждый год) мне едва не стало дурно, дабы не портить "ни себе, ни людям" впечатления от 3-й сонаты Шумана.
Я чуть выше писал, что Соколов был в молодости очень силён в немецкой музыке (Бах, Брамс, Шуман, Бетховен), поэтому вряд ли может быть случайностью тот факт, что он ВЕЛИКОЛЕПНО сыграл 3-ю сонату Шумана ! Да, великолепно, сногсшибательно, быть может, даже гениально. Не люблю бросаться такими громкими словами, но если справедливость допускает и даже требует их употребления, то почему бы и нет ?
Да, я и сегодня уверен, что некоторые сочинения Шумана ему не удались; да, я подтверждаю в очередной раз, что был совершенно убит его невероятно тягомотным исполнением 1-й шумановской сонаты в 2006 году в Петербурге – у Соколова это было какое-то "полное затмение", я до сих пор жалею, что слышал этот ужас. В тот приезд только тёплая солнечная погода и красота апрельского Петербурга и его пригородов смогли удержать на уровне моё настроение (но осадочек всё равно остался). И вот я заочно спроецировал это своё отношение к его трактовке 1-й сонаты на 3-ю – и .... ошибся.
Ничего подобного той тягомотине, которая наблюдалась 4 года назад в 1-й сонате, в 3-й сонате не было и в помине – и это несмотря на то, что Соколов взял полный текст произведения, сокращённый автором, видимо, из соображений соблюдения формы и обеспечения приемлемой по тем временам длительности и без того масштабной фортепианной вещи, какой она ему представлялась. ГС убедительно доказал, что в удалении этого эпизода не было никакой необходимости, а даже напротив – именно с ним Соната приобретает бОльшую цельность и логичность развития формы – действие 1-й части очень плавно и естественно как бы "перетекает" в возвращённый Соколовым эпизод. Думается, что если в "Симфонических этюдах" сокращения пошли лишь на пользу сочинению, то в 3-й сонате они лишили произведение чудесных музыкальных и формообразующих моментов. Мы должны поблагодарить нашего прославленного пианиста за то, что он вернул эту чудесную музыку на место (как в своё время он вернул в наш музыкальный обиход вариант финала 2-й шумановской сонаты, сыграв его ПОСЛЕ основного текста сонаты как бы "в довесочек", для полноты картины).
С первых же звуков 3-й сонаты пианист погружается в мир фантастически-смятенных шумановских образов: то бурлящих, то мерцающих, то останавливающих свой бег, то вновь разгоняющихся. Это настоящая романтика, какой она всегда была и какой всегда должна быть – в этом плане пианист убедительно продемонстрировал, что он не забыл, к какой школе и какой традиции принадлежит !
В подаче Соколова никаких "проходных мест" в 3-й сонате не было: всё имело смысл, всё было на своём месте, всё было глубоко продумано и столь же глубоко прочувствовано. Причём, что я считаю особенно ценным в данном случае и что считаю особо важным подчеркнуть, для нынешнего исполнения Соколова 3-й сонаты Шумана было характерно полное ОТСУТСТВИЕ КАКОГО-ЛИБО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО "МОДЕРНИЗМА" !
Собственно, эта чума, берущая своё идейное начало в абсолютной "оторве" авангарда 20-го века, поставившего своей целью противостояние классике и глумление над нею и много преуспевшего в этом, как и в глумлении над здравым смыслом и человеческими чувствами и человеческим слухом, и продолжившаяся в деятельности музыкантов-интерпретаторов, КОМПОЗИТОРСКИ переосмыслявших классическую музыку и зверски-безжалостно корёжащих её в угоду современным авангардистским веяниям и всевозможным выморочным "концепциям" (хрестоматийный пример – Г.Гульд), в чём можно найти полную аналогию с шизофренической деятельностью режиссёров-постановщиков ХХ-го (особенно же 2-й его половины) и XXI-го веков, столь же азартно издевавшихся над оперой и классическими спектаклями, как садисты-авангардисты издевались над классической музыкой и музыкальными инструментами, вероятно, получая от этого некое смрадное удовольствие.
И вот, возвращаясь к трактовке Соколова 3-й сонаты Шумана, я хочу специально подчеркнуть, что в этом исполнении не было и следа какой-либо надуманности, даже тени каких-либо выморочных "концепций", никакого "модернизма" и вообще, ничего такого, что могло бы помешать услышать и насладиться музыкой каким-то чудом возвращённого нам подлинного Шумана-романтика. Да, сегодня это уже можно считать "чудом", потому что наша современность с её технологичностью, проникшей во все виды творчества и превратившей не только исполнительскую, но и композиторскую профессию в некий способ изобретательства, отнюдь не способствует "творчеству": композиторы уже не "сочиняют", они "изобретают новое", исполнители не "интерпретируют", они заботятся лишь о том, чтобы сделать "не как у людей" – и, что для них особо желательно,  как-нибудь поизвращённее !
С другой стороны, те, кто играет по шаблонам прошлого, чисто механически повторяя хрестоматийные трактовки – как этим сегодня занята чудовищная по своим размерам армия азиатских музыкантов, штампующих исполнения, как печатные платы на своих заводах, производящих типовую электронику, - тоже отнюдь не "классические формы" соблюдают, т.к. музыкальная форма, даже если создана заранее, всегда подвергается воздействию фактора реального живого исполнения. И если она этим фактором дополнительно не формируется, то это означает, что форма окостенела и омертвела. Собственно, именно ЭТО мы и видим у затопляющей весь мир азиатской исполнительской манеры.
Пожалуй, этот азиатский "враг музыкального искусства" будет ещё похлеще европейско-американского авангарда ! Впрочем, чума может проявляться в различных формах, поэтому я не буду отвлекаться в этом коротком отзыве на другие вопросы.
Соколов же своим исключительно удачным исполнением 3-й сонаты Шумана (лучшем из когда-либо мною слышанных, несмотря ни на какие случайности живого исполнения) ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОТИВОСТОИТ как одной, так и другой чуме – и именно в этом, как мне думается, заключается тот урок, который мы должны вынести из нынешнего исполнения этой Сонаты, прозвучавшей под руками Соколова в Петербурге.

Отвлекаясь от конкретного концерта, который, благодаря одному только исполнению 3-й сонаты Шумана, можно смело называть "выдающимся", я хотел бы добавить самые общие соображения о судьбе в нашем нынешнем мире тех художников, которые вышли из предыдущей эпохи, в недрах которой искусство – в т.ч. и музыкальное - ещё было какой-то значимой общественной силой и ещё не погрузилось в бездну коммерциализации и прочих "прелестей" индустриального обезличивания. Ведь были же времена, когда музыканты всех поколений ещё могли неспешно заниматься своим творчеством без оглядки на то, "что скажет Марья Алексевна" ! Т.е. люди могли заниматься музыкой и, как говорил Плетнёв, они думали лишь о том, как лучше сыграть то-то и то-то, а не о том, по каким конкурсам им предстоит скакать, отхватывая на них призы и жертвуя ради этого расширением репертуара и собственной индивидуальностью.
В каком-то смысле трагизм этой ситуации коснулся и Соколова: я уже говорил о том, что искусственность замедлений и груз каких-то внешних надуманных "концепций" в недавнем прошлом очень сильно совместно давили на его исполнения, многие из которых были просто чудовищны и отвратительны в таком невозможном виде. Многим из них я был свидетелем и с ужасом их вспоминаю. Но, по всей видимости, подобные провалы неминуемы для творческих людей, именно ТАКИМ образом реагирующих на окружающую обстановку и на современные художественные (вернее, АНТИхудожественные) императивы !
В такой обстановке хочется пожелать всем одарённым музыкантам лишь одного: чтобы каждый талант больше прислушивался к полученной им классической школе и к традициям, потому что именно в этой области сосредоточен вменяемый духовный потенциал, который может удержать искусство на плаву, т.е. в рамках чего-то ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, а вся эта авангардистская и модернистская "модная" дешёвка, что оперно-постановочная, что исполнительская – это всего лишь дешёвка и есть, а у неё есть свои дешёвые исповедники и ещё более дешёвые, но не в меру и не по уму и не по знаниям болтливые поклонники. Полагаю, основная масса людей всё же остаётся психически вменяемой, а поскольку человеческая природа не изменилась даже при вступлении в начальную фазу постиндустриального общества и человеческое восприятие и человеческие чувства по-прежнему требуют человеческих же импульсов от искусства, упор на "классичность" и на всякого рода традиционализм в музыкальном искусстве всегда найдёт свою благодатную почву и отклик в широких слушательских массах.
« Последнее редактирование: Апрель 10, 2010, 14:16:06 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #45 : Апрель 10, 2010, 13:56:48 »
Если не вяжется, то видимо представление не совсем верное?
Представление гораздо чаще бывает неполным, чем неверным.
Цитировать
С годами это меняется и начинаешь слышать то, чего не слышал раньше.
Видите ли, я 10 лет назад был примерно таким же, как и сейчас -- во второй половине жизни человек за такие сроки сильно не меняется (хотя именно за этот период, не став ни на иоту менее восприимчив к лирике, я очень сильно "повагнерел")))). Тут другое интересно -- что Ваша запись относится к тому же времени, что и тот байройтский концерт. Про Франка я уже сказал, а первые прослушанные сейчас мазурки сыграны прекрасно. Но вспомним. что тогда в первом отделении он играл Шумана. А сейчас в этой ветке больше всего критики высказано как раз насчет Шумана. Вполне возможно (сейчас уже не помню), что тогда мне именно Шуман настолько резко не понравился, что это наложило отпечаток и на восприятие других вещей. А может, и тогда он их сыграл не так хорошо. Все может быть.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #46 : Апрель 10, 2010, 14:56:46 »
Да, Куперен - это одна из его удач ! Я с удовольствием уже давным давно приобрёл и послушал наигранные им произведения.
Удача, несомненная удача.
А разве Куперен издавался? Кем? Что за диск?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #47 : Апрель 10, 2010, 15:01:28 »
Predlogoff
Цитировать
вряд ли может быть случайностью тот факт, что он ВЕЛИКОЛЕПНО сыграл 3-ю сонату Шумана ! Да, великолепно, сногсшибательно, быть может, даже гениально. Не люблю бросаться такими громкими словами, но если справедливость допускает и даже требует их употребления, то почему бы и нет ?
Прекрасно, что Вы не поскупились на такую сильную оценку, а то все как то очень сдержано оценивают действительно выдающееся исполнение 3-й сонаты Шумана. Я почему то из всего концерта выбрала для начала эту сонату, а как услышала первые звуки, так сразу написала письмо одному товарищу, что очень сожалею о том, что не смогла поехать в С-П на живой концерт (была такая возможность). Несмотря на ее длительность я с ходу послушала ее дважды, настолько она меня поразила.
 А avg и michael_b я советую послушать 3-ю сонату Шумана с последнего  концерта Соколова - на Классике есть ссылка на запись

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #48 : Апрель 10, 2010, 15:09:09 »
А avg и michael_b я советую послушать 3-ю сонату Шумана с последнего  концерта Соколова - на Классике есть ссылка на запись
Я уже послушал! Пока не хочу ничего писать. Летом я собираюсь послушать эту программу в Вильнюсе. Вы понимаете, что невозможно сравнить живое исполнение с не очень качественной записью.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #49 : Апрель 10, 2010, 15:13:01 »
Вы понимаете, что невозможно сравнить живое исполнение с не очень качественной записью.
Если бы не понимала, то не написала бы  о том, что очень сожалею о том, что не попала на живой концерт Соколова в С-П. :(
Кстати, такое качество записи мне нравится больше, чем качество профес. записи
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.