Автор Тема: Приобщить к опере  (Прочитано 85840 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #125 : Август 19, 2015, 13:56:48 »
Исаакян: Наши европейские друзья рассказывали, как с целью приобщения молодежи к опере устраивают в театрах дискотеки: снимают в зале сиденья, стелют танцпол... Выпивка, ди-джеи... И периодически, раз в 20–25 минут, появляются оперные певцы. Думаю, эта тенденция к упрощению создает ложное ощущение «причастности». Никакого истинного познания не происходит — так, разовая вечеринка в необычном месте.

Полностью:
http://portal-kultura.ru/articles/person/116538-georgiy-isaakyan-opernoy-rezhissuroy-dolzhny-zanimatsya-professionaly/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #126 : Сентябрь 03, 2015, 06:45:44 »
Англичане презентовали прекрасную совершенно штуку — старинную оперу для грудничков. Сидят аутентисты с этими своими дорогущими старинными инструментами, и рядом ползает маленькое чудовище, которое пытается этот старинный инструмент познать. Желательно — расковыряв и посмотрев, что у него внутри.

http://www.colta.ru/articles/music_classic/8377
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #127 : Октябрь 04, 2015, 17:02:56 »
Сегодня в Зале Прокофьева новой Мариинки исполнением оперы "Великан", написанной девятилетним Серёжей Прокофьевым, был дан старт абонементу 53 "Шесть маленьких опер для детей": http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/10/4/8_1200/ . По-моему, получилось очень здорово, с прицелом как раз на приобщение к опере маленьких зрителей. Постановщику (А. Маскалин) удалось минимальными средствами сделать так, чтобы их (да и взрослых тоже!) заинтересовать и поддерживать этот интерес в течение получасового представления, шедшего под рояль (пианист, кстати, тоже был полноправным участником спектакля в роли Сережи Прокофьева). Среди слушателей оказались и солисты Мариинки со своими детьми, в том числе герой недавней премьеры "Саломеи" в Новой опере Андрей Попов.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #128 : Октябрь 09, 2015, 16:03:21 »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Приобщить к опере
« Ответ #129 : Октябрь 15, 2015, 20:30:12 »
Ровно полвека назад, когда мне было 5 лет, семья вдруг вспомнила, что я не крещён. Стали обсуждать упущение, и бабушка, бывшая главой семейного клана, запретила поход в церковь, сказав следующее: "К Богу не тащат за руку - к нему приходят сами. Вырастет - окрестится, ежели захочет". Я запомнил её слова. Но понял их много позже.

Зачем эта преамбула? Затем, что мне не по душе название темы. Такое ощущение, что мы обсуждаем технику проведения акции. Почему приобщить? Почему не приобщиться?

Нам поневоле придётся смириться в тем, что в любом поколении поклонников оперы будет не больно-то много. Не потому, что она плоха, или вкусы изменились, или пропаганда не работает. А потому, что прекрасное, окружающее нас, многолико. Здесь и музыка за пределами оперы, и природа, и поэзия, и спорт, и живопись, и архитектура, и много ещё чего. Люди любят разное. Это разное (если речь о малыше) надо показать,  не более того. Но показ не есть приобщение, ибо приобщение - процесс развития внутреннего мира личности, а не усилий, прилагаемых к личности извне. Спросите об этом тех, кто бросил музыкальные и художественные школы, спортивные секции или курсы иностранных языков - они подтвердят мои слова. Только показ без нажима! Только предложение без настояний!

Выше много говорили о том, с какого композитора приобщать, с детских или со взрослых опер, с театра, клуба или записей. И ни одного слова о самом "подопытном". А ведь люди неописуемо мозаичны по своим психологическим и физическим характеристикам. И стартовые условия у них разные: пристрастия родителей и характер общения с ними,  достаток семьи (не могу я ездить в Венскую оперу, даже диски покупать не на что), круг общения вне семьи, иные (помимо музыки) пристрастия, наличие или отсутствие оперного театра и филармонии по месту жительства и т.д., и т.п. Посему с каждым процесс приобщения будет происходить сугубо индивидуально. Нет ни формулы, ни рецепта.

Меня ни к чему не приобщали. Радио, телек, где было полно всякой музыки. Пластинки старшего брата с цыганами и старинными русскими романсами в исполнении Галины Каревой. Мамины пластинки с Шульженко и Руслановой.  Позднее - пластинки братниной жены с инструментальной классикой. Всё - мимо, мимо, мимо... И вот ровно сорок лет назад, пятнадцатилетний пацан слышит по радио передачу о Титта Руффо. Пелись куски из "Гамлета" - мимо. Куски из "Риголетто" соло и с Марией Гальвани - уши встали торчком. А потом сцена в церкви из "Фауста", где концовка мефистофелевской тирады ("муки там без конца") спета на октаву (!) выше, чем это делают басы. Аут!!!

С той поры я ваш, дамы и господа. Только всё равно ваш покорный слуга - неполноценный человек. Я ничего не понимаю в музыке, сужу по принципу "нравится - не нравится" и люблю голос как музыкальный инструмент, а не спектакль как единое целое. И коллекционирую голоса. И запоминаю только голоса. И удовольствие чисто физиологическое получаю лишь от прекрасного, на мой взгляд, звучания. Я равнодушен к режиссуре, не вижу и никогда не увижу различий между дирижёрами.

Отсюда вопросы: приобщился ли я к опере? Нужен ли я в зрительном зале и здесь? Нужен ли такой зритель и слушатель оперному искусству?


Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Приобщить к опере
« Ответ #130 : Октябрь 18, 2015, 15:56:26 »
В дополнение к сказанному - о моих детях.

Дочь, 29 лет, капитан полиции, старший эксперт по экономическим преступлениям. В активе по 4 года в детском хоре и в бальных танцах. Музыкальный слух, по оценке педагогов, близок к абсолютному. На этом фоне - полное отсутствие музыкальных пристрастий, более того, общее равнодушие к музыке. Разве что иногда попеть под чужую гитару. Помимо этого - отвращение к поэзии, то есть к ритмически правильным текстам с созвучиями. Зато интенсивный потребитель классической прозы, и в этом процессе нет ни пауз, ни дозировки.

Сын, 16 лет, школьник с хорошим музыкальным слухом. В активе 8 лет фанатичных занятий борьбой самбо. Легко впитывает поэзию от Грибоедова до Высоцкого включительно, а с прозой нередко мучается. Оформленных музыкальных пристрастий тоже не имеет. К вокальной классике не стремится, но если отвести его в зал, легко выдерживает действо. Столь же легко запоминает оперные мелодии и в хорошем настроении мурлычет арию дона Базилио. При этом сообщает, что опера - не его, а лучше уж КСП или что-то в этом роде.

Вот и пойми, как оно идёт, приобщение.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #131 : Октябрь 21, 2015, 13:03:16 »
...С той поры я ваш, дамы и господа. Только всё равно ваш покорный слуга - неполноценный человек. Я ничего не понимаю в музыке, сужу по принципу "нравится - не нравится" и люблю голос как музыкальный инструмент, а не спектакль как единое целое. И коллекционирую голоса. И запоминаю только голоса. И удовольствие чисто физиологическое получаю лишь от прекрасного, на мой взгляд, звучания. Я равнодушен к режиссуре, не вижу и никогда не увижу различий между дирижёрами.

Отсюда вопросы: приобщился ли я к опере? Нужен ли я в зрительном зале и здесь? Нужен ли такой зритель и слушатель оперному искусству?

Конечно, нужен! :) Если я правильно поняла, вы живёте в Ярославле? Вы посещаете концерты в Ярославской филармонии? Выбираетесь ли в Москву? Или только записи слушаете?
Che mai sento!

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Приобщить к опере
« Ответ #132 : Октябрь 24, 2015, 10:43:32 »
Да, живу в Ярославле. В советское время каждое лето в нашем драмтеатре проходили месячные гастроли одного из российских или украинских оперных театров. Ходил на каждую из привезённых опер плюс заключительный концерт. Впечатление, как правило, было не сильным за одним исключением - гастроли тогда ещё горьковской оперы где-то на границе 70-х и 80-х годов. У них в ту пору не было только тенора хорошего, а прочие солисты - выше всяких похвал. Сейчас все эти гастроли забыты.

В филармонию, конечно, ходил и хожу, но чем дальше тем реже. Опять-таки в советские времена к нам ездили великие: Ойстрах и Гилельс, Ростропович и Вишневская, Нестеренко и Образцова, Пальм, Пьявко, Руденко... Теперь их нет. А нынешние не дают тех ощущений, даже фамилии в памяти не оседают.

В столице не бываю по банальным причинам: прежде было время, но не было денег, теперь всё ровно наоборот. Посему - диски и трансляции.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #133 : Ноябрь 04, 2015, 11:48:34 »
Не знаю, куда поместить эту чудо-публикацию. Наверное, сюда. Ведь популярная газета взяла на себя типа просветительские функции.

Колоратурное сопрано и бас-профундо. Основные певческие голоса

АиФ.ru разбирался в мире оперных голосов.

http://www.aif.ru/culture/art/koloraturnoe_soprano_i_bas-profundo_osnovnye_pevcheskie_golosa
______________________________________________________________________________________

В этой статье, в частности, сказано: "Партии для сопрано являются одними из самых распространённых. Главные героини опер, молодые девушки и молодые женщины с определённым жизненным опытом." - Так и хочется спросить, с каким таким определённым опытом? Что имеется в виду? :o

Следующий перл: "К сожалению, певицы-контральто редки и не слишком известны. Но для примера можно вспомнить голоса эстрадных певиц: Тины Тёрнер, Софии Ротару, Эдиты Пьехи."

В материале даны ссылки на аудиозаписи, причём Синявская и Шаляпин представлены рядом с Богдановым, Магомадовым и Ладюком из Новой Оперы. Вот я думаю, что лучше, полное отсутствие интереса/внимания к опере или такие странные заметки?
Che mai sento!

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Приобщить к опере
« Ответ #134 : Ноябрь 04, 2015, 14:34:58 »
Да нет, это скорее уж в потоки о критике. Сама по себе задумка не плоха, как раз для критиков, но исполнение - мать честная!.. Мало того, что эстрадных тёток натолкали, вместо Базилио зачем-то назвали Бартоло, да ещё и поёт не Шаляпин. Да уж...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #135 : Ноябрь 21, 2015, 16:35:12 »
...Я вот итальянцев не воспринимаю, а Вагнера готов целыми днями слушать.


Из ваших рассказов стало понятно, что вы любите русскую оперу и Вагнера, а из итальянцев совсем никто? Даже Верди? А французская опера как?
Che mai sento!

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #136 : Ноябрь 21, 2015, 18:36:59 »
...Я вот итальянцев не воспринимаю, а Вагнера готов целыми днями слушать.


Из ваших рассказов стало понятно, что вы любите русскую оперу и Вагнера, а из итальянцев совсем никто? Даже Верди? А французская опера как?
Я к опере пришел летом 2013, и первая вещь, которую я увидел целиком - это МЕТовский "Парсифаль".
Поэтому вкусы мои пока не сильно устоялись, может когда-нибудь и Верди начнет нравиться. Из Верди видел только черняковскую "Травиату" из Ла-Скала, и "Аиду" в Мариинке. Как-то оно не очень, слишком просто. Хотя постановка "Аиды" в Мариинском театре просто шикарная, и к исполнению нельзя было придраться. Доницетти "Лючию" в МАМТе случайно посмотрел - вместо "Тангейзера" ее давали, решил билет не сдавать. Тоже не особо впечатлило.
К французам странное отношение, вроде нравится, а вроде что-то не то. Фауст - популярная вещь, красивая, но какая-то попсовая, МЕТовская постановка мне понравилась, а в Мариинке - совсем нет. "Троянцев" Берлиоза в Мариинке слушал, постановка понравилась, с первого раза тяжеловато, еще разок послушал бы. Диссонанс мешает, вроде монументальная вещь, а поют по-французски, как Эдит Пиаф какая-нибудь, язык не настраивает на нужное восприятие. Возможно, с итальянцами то же самое.
Но Рихарда Штрауса пока тоже не воспринимаю. "Женщину без тени" в исполнении Гергиева слушал - ничего не понял. Сейчас на "Саломею" купил билет в "Новую оперу", послушаю, может лучше пойдет.
Из наших, Прокофьева воспринимаю с трудом, Шостаковича даже не пытаюсь. "Левшу" Щедрина видел - тоже не понял прелести. Да и "Зори" Молчанова еле дослушал - в Большом этот сезон ими открывали на новой сцене.
Мож еще на что взор обратить?
А вот самый главный вопрос - как к опере пришел? На него я не могу ответ дать. Просто не знаю. Я уже писал об этом в сообществе, посвященном творчеству Вагнера, пожалуй повторюсь здесь:
Цитировать
До какого-то момента - легкое увлечение классикой, в качестве фоновой музыки за рулем или при работе, наряду с другими жанрами, в основном немецким и скандинавским пауэр-металлом, в частности NightWish (что там про популяризацию оперы говорят? Интересно, сколько любителей творчества Тарьи пришли к первоисточнику?).
Потом в руки случайно попадается компакт-диск с попсовым сборником типе "Вагнер - Золотая коллекция" - в основном увертюры: Тангейзер, Лоэнгрин, Летучий Голландец... Заинтересовало... Дальше ничего не происходило года три.
Потом, опять-таки случайно, натыкаюсь в инете на рекламу концерта в каком-то лютеранском храме, в программе Ф.Лист и Р.Вагнер. Сходил, послушал - в основном какие-то не вполне внятные интерпретации для фортепиано, органа и камерного оркестра. Понимаю, что Вагнер - это то, чего хочется, но не в этом виде. Первые попытки понять оперу вообще и оперы Вагнера в частности, по популярным фрагментам. Понимаю, что ничего не понимаю... Перерыв, на сей раз недолгий - несколько месяцев.
Ну а далее натыкаюсь на этот сайт (wagner.su) (ночью! спать уже хочется - сознание слегка притуплено)- это оказалось контрольным выстрелом в голову :)))
Раздел "Анонсы", МетОпера (вона как, опера в кино!), Вагнер, "Парсифаль" (что за зверь??? ладно, поглядим, не понравится - и хрен с ним), когда? - через полторы недели, "купить билет онлайн" - есть. Что там еще? Строчкой ниже - "Летучий Голландец", Санкт-Петербург. Дальше - поток сознания: июнь, Питер, белые ночи, Вагнер... Сайт - Мариинский театр - афиша - "купить билет онлайн" - балкон, середина, первый ряд, прямо над царской ложей (за 9 дней до спектакля - лучшие места, которые я больше не смог купить ни разу даже за полгода! - знак судьбы!) - всего 640 рублей (халява! дайте два!) - "зарегистрироваться" - "в корзину" - "оформить", "оплатить" - готово...
Дальше осознание происходящего, легкая паника ("да пропадай пропадом этот Питер я там никого не знаю, был однажны, проездом, пропадут билеты - не великие деньги - больше пропиваем")...
Через неделю - МетОпера, зал Чертаново: Папе, Кауфманн, Маттеи, Никитин (эти имена я там услышал впервые), "Парсифаль" (теперь любимая постановка), рано утром старт на авто в Питер, к вечеру там. Белые ночи, город гуляет ("Алые паруса"), к утру добираемся до места ночлега, сон до обеда, раскачка, перекус, "Мариинка", Вагнер, "Голландец", Гергиев, Никитин (тот самый! живьем!)...
Ну и естественно, что после такой атаки шансов выжить уже не оставалось никаких. В Москву я вернулся конченным вагнерианцем.
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2015, 02:45:59 от kineskop »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 955
Re: Приобщить к опере
« Ответ #137 : Ноябрь 22, 2015, 02:14:57 »
В Москву я вернулся конченным вагнерианцем.
Интересно, а в каких Вы отношениях с немецким языком?
Потому что на немецкую оперу, мне кажется, «клюют» в основном те, кто изучал язык и неровно дышит к немецкой культуре вообще (у Вас это, судя по всему, немецкий и скандинавский пауэр-металл :) ). Тогда как, например, чистые италоманы, наоборот, немецкую музыку не очень понимают, немецкий вокал не любят, а немецкий язык на дух не переносят. :)

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #138 : Ноябрь 22, 2015, 02:30:45 »
Немецкий я практически не знаю, хотя на слух он мне действительно нравится.
А весь пауэрметал - на английском, что Edguy, что Stratovarius, что Blind Guardian и NightWish.
P.S. А вообще мне один товарищ, будучи в измененном состоянии сознания, рассказывал, что видит меня в прошлой жизни в рядах армии Вермахта. Мож, в этом все дело? ;D
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2015, 10:51:33 от kineskop »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #139 : Ноябрь 22, 2015, 11:11:32 »
"Троянцев" Берлиоза в Мариинке слушал, постановка понравилась, с первого раза тяжеловато, еще разок послушал бы. Диссонанс мешает, вроде монументальная вещь, а поют по-французски, как Эдит Пиаф какая-нибудь, язык не настраивает на нужное восприятие.

В настоящей Мариинке с космонавтами или уже в новой Мариинке без троянов?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #140 : Ноябрь 22, 2015, 13:37:11 »
В новой

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #141 : Ноябрь 23, 2015, 12:21:31 »
Доницетти "Лючию" в МАМТе случайно посмотрел - вместо "Тангейзера" ее давали, решил билет не сдавать. Тоже не особо впечатлило.

А ведь там пела Хибла Герзмава:

Замена спектакля "Тангейзер"
8 мая 2014 18:30
Уважаемые зрители!
В связи с болезнью исполнителя вместо спектакля «Тангейзер» 8 мая 2014 года будет показан спектакль «Лючия ди Ламмермур». Главные партии исполняют Хибла Герзмава, Нажмиддин Мавлянов, Андрей Батуркин, Дмитрий Ульянов, Сергей Балашов. Дирижирует Феликс Коробов.
Начало спектакля в 18 часов 30 минут.
Билеты действительны.
Возврат билетов можно осуществить до 19 часов 8 мая в кассе театра.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
http://stanmus.ru/event/3067
Che mai sento!

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #142 : Ноябрь 23, 2015, 14:48:25 »
Ну это как если бы Вы пошли в ресторан, где готовят очень вкусные мясные блюда, например стейки, а в этот день там был бы какой-нибудь специальный "день кондитера", и в меню были бы одни торты и пирожные. Вкусные, качественные, красивые, с отличными чаями и кофе. Ваша реакция?
Вот у меня было то же самое ощущение. Естественно, пироженку-другую попробуешь из вежливости, и уйдешь разочарованный.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Приобщить к опере
« Ответ #143 : Ноябрь 23, 2015, 16:53:42 »
Уважаемый kineskop, а вы обратили внимание на мою реплику в теме о трансляциях - см. здесь. Поскольку вы заявили о себе как о поклоннике Вагнера, советую вам посмотреть и послушать эту запись по трансляции из Венской оперы. При этом вам никуда не надо будет идти, ни в какой кинотеатр, как это бы в случае с трансляцией Парсифаля из Мет. Между прочим, я тогда, чтобы посмотреть метовский Парсифаль, тоже ходил в кинотеатр, только в другой, чем вы - тот что располагается в здании ГУМа. Но мне совершенно не понравилась его акустика - звук был слишком громким и не слишком качественным. Здесь же всё будет зависеть только от вашего компьютера и ваших звуковых колонок или наушников. Кстати, я предпочитаю именно наушники.

Оффлайн Tatulek

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 165
Re: Приобщить к опере
« Ответ #144 : Ноябрь 24, 2015, 15:19:34 »
Приобщилась (кхе-кхе) к опере через классическую музыку экстерном: переехала в новый офис, расположенный поблизости к залу "Оркестрион" - пара-тройка походов на концерты и душа запросилась вдаль, там где еще и поют.
Первой прослушанной оперой была "Богема" в МАМТе, хотя родители утверждают, что в раннем детстве я с удовольствием слушала музыкальные передачи и различные радиопостановки по радиоточке. Сейчас "Богема" далеко не самая понравившаяся опера, но я рада, что она привлекла меня в этот чудесный мир.

А как один из способов привлечения к опере и к классической музыке, хочу отметить уважаемых мной во многом азиатов!
У них есть совершенно чудесное анимэ "Nodame Cantabile", по которому был снят такой же популярный сериал. Это конечно сильно на любителя, но среди отзывов 16-25 летних людей часто можно увидеть сообщения "После этого анимэ я увлекся музыкой".
Ведь там в доступной и интересной форме рассказывается про музыку, композиторов, оркестр и т.п.
Бетховен, Дебюсси, Шопен, Шуман, Стравинский, Гершвин... это неполный список того, что там можно услышать.

По-моему мнению, нам очень не хватает подобных образовательно-развлекательных программ и проектов.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Re: Приобщить к опере
« Ответ #145 : Ноябрь 26, 2015, 19:16:46 »
«Медиа-проект «Борис Годунов» — это своего рода операционная программа»

Каким должен быть cовременный зритель?

Художник-постановщик Глеб Фильштинский и видеорежиссер Серафима Гаврилова ответили на вопросы Яны Курилович.

Глеб Фильштинский: Начну с того, что опера — это очень условная штука. Театр — в принципе условность, а опера — сверх-условность. Значит, опера — это сверх-театр. А у сверх-театра должен быть сверх-зритель, который не только понимает, что происходит в спектакле, но и знает, в каких обстоятельствах и как создавалось произведение.
Зритель должен быть готов воспринять его культурологическую и историческую подоплеку. Иначе 70 процентов происходящего пролетит мимо или вызовет раздражение.

Но не музыковеды- наша целевая аудитория. И не жюри «Золотой маски». Наша аудитория — те, кто открывает интернет, чтобы посмотреть погоду, а через сорок минут находит себя на сайте по консервированию огурцов. Медиа-проект «Борис Годунов»- это своего рода операционная программа. Пытаешься загрузить Microsoft Word без Windows — не работает. То же самое с «Борисом»: нет понимания того, что происходит с персонажем, не поймете, что происходит на сцене.

http://novat.nsk.ru/press/interviews/media-proekt-boris-godunov/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #146 : Ноябрь 26, 2015, 22:30:22 »
Я год назад сестре на день рождения подарил билеты в Большой театр на "Бориса Годунова". С этого момента она заинтересовалась оперой. До этого она ходила на "Сказку о царе Салтане" в МАМТ - впечатления были очень скептические, а после "Годунова" - неподдельный восторг. Недавно мы слушали "Хованщину" в МАМТ, на днях идем туда же на "Тангейзера".
Думаю, какой-нибудь "Онегин" или "Травиата" были бы отличным средством отвадить от музыкального театра надолго.
Кстати, небольшая выборка по моим знакомым показала: почти всем без исключения "с нуля" нравится Вагнер - "Голландец", " Тангейзер" и особенно "Лоэнгрин". Один знакомый, первой в жизни оперой услышав ""Лоэнгрин" в Мариинском-2, так и сказал: "Никогда бы не подумал, что буду почти 5 часов слушать оперу, и мне это понравится". Также хорошо воспринимается Мусоргский и, несколько тяжелее, Римский-Корсаков. Чайковский без предварительной подготовки не идет, про итальянцев и говорить нечего - скука смертная.
Так что популярные медиапроекты на основе "Бориса Годунова" - это вещь правильная, и скорее всего будет действенной.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #147 : Ноябрь 27, 2015, 00:44:11 »
Думаю, какой-нибудь "Онегин" или "Травиата" были бы отличным средством отвадить от музыкального театра надолго.

К сожалению, в Москве с «Евгением Онегиным» проблема. В МАМТе плохие составы, в НО сокращённая редакция, а в ГАБТе - постановка Чернякова. Может, Бертман выручит? Но пока даже некуда порекомендовать пойти.

«Травиату» не троньте! Я сколько раз уже её слушала и целиком, и частями, но каждый раз, когда слышу фрагменты этой оперы по ТВ или по радио, останавливаю внимание и не могу оторваться.

Также хорошо воспринимается Мусоргский

Насчёт Мусоргского – нужно Renato спросить :))

и, несколько тяжелее, Римский-Корсаков

Мой свёкор признался, что, при всей любви к русской опере, в своё время в Большом не осилил, не смог дослушать «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

про итальянцев и говорить нечего - скука смертная.

Очень интересное, но крайне субъективное суждение :) А вот у меня как «пошёл» «Севильский цирюльник» в 2010 году, а потом «Сила судьбы», а потом, в 2011-м «Любовный напиток», а потом «Дон Карлос» в ММДМ (помню, я тогда слушала оперу впервые и удивлялась, что такое бывает на свете; а рядом сидел итальянец и было ясно, что он досконально знает эту оперу и любит её), а потом «Лючия ди Ламмермур» (с Хиблой Герзмавой, и в первый раз мне так понравилось… а теперь, увы… :)) )… Так я и пристрастилась к опере. Правда, в тот период «Турандот» и «Мадам Баттерфляй» не «пошли» (да и сейчас я их не люблю).

Мы стали водить старшее поколение, воспитанное на русских и советских операх, на итальянские оперы, и люди удивляются, какие хорошие композиторы Доницетти, Беллини, и что у Россини есть оперы помимо «Севильского»… И Верди, конечно, впечатляет. И, по моей выборке, неофиты с удовольствием идут на итальянские оперы и потом втягиваются :)
Che mai sento!

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Re: Приобщить к опере
« Ответ #148 : Ноябрь 27, 2015, 09:10:34 »
К сожалению, в Москве с «Евгением Онегиным»... в НО сокращённая редакция... даже некуда порекомендовать пойти.
Вот как раз туда для начала и пойти. По большому счету, как раз все эти хоровые распевы у Чайковского скуку смертную и наводят с непривычки.
и, несколько тяжелее, Римский-Корсаков
Цитировать
Мой свёкор признался, что, при всей любви к русской опере, в своё время в Большом не осилил, не смог дослушать «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
В эту вещь нужно "въехать" само вряд ли пойдет. Примерно как в "Тристана и Изольду". Хорошую запись (рекомендую Гергиева), и следить по тексту либретто. И так, возможно, пару раз. Я этим занимался в поезде Москва-Питер :) Ну и от исполнения сильно зависит. Нужен хороший бас на роль князя Юрия Всеволодовича, без этого опера не пойдет от слова "совсем".
Не зря "Град Китеж" называют "русский Парсифаль", это произведение сколько раз слушаешь - столько в нем открываешь что-то новое. К сожалению, нет хороших видеозаписей "Китежа". Хотя бы даже того, что в Мариинском-2.  идет.
У Римского-Корсакова нужно начинать с "Сказки о Царе Салтане", "Царской невесты", потом "Садко". Остальное - позже.
Цитировать
Мы стали водить старшее поколение, воспитанное на русских и советских операх, на итальянские оперы, и люди удивляются, какие хорошие композиторы Доницетти, Беллини, и что у Россини есть оперы помимо «Севильского»
А что, в советских театрах не пели итальянские оперы? Быть того не может
« Последнее редактирование: Ноябрь 27, 2015, 09:36:26 от kineskop »

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Приобщить к опере
« Ответ #149 : Ноябрь 27, 2015, 19:42:57 »
Думаю, какой-нибудь "Онегин" или "Травиата" были бы отличным средством отвадить от музыкального театра надолго.
Также хорошо воспринимается Мусоргский и, несколько тяжелее, Римский-Корсаков. Чайковский без предварительной подготовки не идет, про итальянцев и говорить нечего - скука смертная.

Своеобразно и безапеляционно. Чайковский у меня пошёл без всякой предварительной подготовки. Итальянцы вызывают не скуку, а восхищение. К Вагнеру и Мусоргскому, напротив, равнодушен. У Римского нравится лишь "Царская невеста". Сколько людей, столько мнений.