Автор Тема: Опера "Царица" Давида Тухманова  (Прочитано 28743 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера "Царица" Давида Тухманова
« : Июль 01, 2009, 20:16:28 »
ПРОЕКТ «ОТКРЫТАЯ ОПЕРА»

«Царица», Д. Ф. Тухманов

Премьера в Санкт-Петербурге 22 и 23 июля
(Александринский театр, площадь Островского, д. 6)
Билеты можно приобрести в кассах города и у распространителей в интернете (www.kassir.ru, www.dtzk.ru, www.muzbilet.ru и других).

http://helikon.ru/tree/?lang=rus&id=189
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #1 : Июль 03, 2009, 19:35:08 »
Вот ещё информация: http://www.opera-carica.ru/
-------
«Царица» — это яркое и зрелищное шоу, основанное на современном музыкальном и литературном материале, предназначенное для семейного просмотра. Оперу о судьбе величайшей из русских императриц — Екатерине Великой написал выдающийся композитор нашего времени Давид Тухманов, либретто — Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. За 2 часа 10 минут перед глазами зрителя пронесется вся история царствования и любви Екатерины на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный и роскошный декор дополняется десятками зеркал, пламенем 696 свечей и неподражаемыми сценическими костюмами.

В этом удивительном по своим масштабам оперном спектакле заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Для исполнения ведущих партий во время премьерных показов в Санкт-Петербурге приглашены:
на роль князя Потемкина-Таврического — солист Большого театра России, солист Московского театра оперетты народный артист России Юрий Веденеев;
на роль шведского короля Густава IV — обладатель уникального голоса, мужского сопрано, Олег Рябец.

Постановка задумана в формате «открытой оперы». В ее основе лежит абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей. Создатели спектакля демонстрируют свежее творческое видение, нестандартный подход к этому виду искусства, стремятся сделать его понятным и интересным для неискушенной публики. Автор идеи проекта — народный артист России Лев Лещенко.

«В „Царице“ яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения — лирические арии, хоры народа и придворных, большой оркестр, дополненный колокольным звоном, — с простотой и мелодичностью музыкального материала и интересным узнаваемым сюжетом», — отметил режиссер-постановщик Дмитрий Бертман.
Проект осуществляется Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ» и направлен на формирование интереса, любви и уважения к историческому наследию нашей Родины, содействие художественному и эстетическому воспитанию молодежи, повышение престижа оперы как формы досуга и культурного просвещения. Это прекрасный пример возрождения меценатства и филантропической деятельности в России.
 
-------------
Что-то у меня большие сомнения относительно этого мероприятия.
И многие имена не внушают доверия.
Складывается впечатление, что это что-то в опереточно-  мюзик-холльном ключе.
Думаете, следует послушать ??? ?


Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #2 : Июль 03, 2009, 22:29:49 »
Мне Д.Тухманов представляется талантливым композитором, который вполне может создать нечто более глубокое, чем мюзикл. Смущает, правда,  слово "шоу" в анонсе.
И что-то там умолчали, что на роль графа Орлова приглашен Николай Басков ???
см. www.helikon.ru
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #3 : Июль 04, 2009, 11:14:38 »
Мне Д.Тухманов представляется талантливым композитором, который вполне может создать нечто более глубокое, чем мюзикл. Смущает, правда,  слово "шоу" в анонсе.
И что-то там умолчали, что на роль графа Орлова приглашен Николай Басков ???
см. www.helikon.ru
А что тут удивительного? Жизнь есть жизнь, и новое сочинение надо раскручивать. Конечно, все знающие люди понимают, что Басков как оперный певец - понятие весьма и весьма относительное. Но есть и другая сторона медали - Баскова народные массы в России знают намного лучше, чем любого реального оперного певца или певицу, даже Нетребко с Хворостовским. Поэтому скорее всего композитор поступил так - написал специально для Баскова несложную партию, которую он способен исполнить не испортив, и его имя в афише далее будут использовать для привлечения народа. Ибо без раскрученных имен на исполнение свеженаписанной оперы народ за уши не затащишь, даже если билеты задаром раздавать...

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #4 : Июль 04, 2009, 15:33:46 »
Ибо без раскрученных имен на исполнение свеженаписанной оперы народ за уши не затащишь, даже если билеты задаром раздавать...
Ну, на премьере "Карамазовых" в Мариинке был аншлаг или почти аншлаг, я даже была удивлена. На последующие спектакли, правда, публика не ломится, но спектакль держится в репертуаре.
Хорошая загрузка зала была и на первых исполнениях "Очарованного странника".
Так что...

Но этот проект (имею в виду "Царицу") очень-очень большие сомнения вызывает. Мне кажется, что не об опере в традиционном (академическом) смысле здесь идет речь, анонс уже настраивает на какое-то шоу и развлекаловку.
Я боюсь, что если пойду, то придется мучиться или убегать :)).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #5 : Июль 04, 2009, 15:47:13 »
Что-то у меня большие сомнения относительно этого мероприятия.
И многие имена не внушают доверия.
Складывается впечатление, что это что-то в опереточно-  мюзик-холльном ключе.
Думаете, следует послушать ??? ?

Не знаю :))
Но я ещё в прошлом году заприметил эту ожидаемую премьеру, поэтому решил всех оповестить. Всё же, как никак, "современная опера" !
Между нами говоря, я считаю Тухманова, безусловно, гениальным композитором-песенником: то, что ему удалось сделать в жанре эстрадной песни, по красоте и разнообразию просто уникально.
Я преклоняюсь перед ним !
Другое дело, что ему удастся в крупном жанре :)
Поживём, услышим !
Кстати, премьера-то в Петербурге, хотя первое исполнение ожидалось в Москве в "Геликоне".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #6 : Июль 18, 2009, 21:21:22 »
14.07.09 18:35
Дмитрий Бертман поставил оперу на музыку Давида Тухманова
 
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=271610&cid=44

Премьера открытой оперы «Царица», которая рассказывает судьбу Екатерины Великой, состоится 22 и 23 июля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. По мнению создателей, эта постановка должна вернуть жанру оперы популярность, передает РИА Новости.

Постановку оперы на музыку Давида Тухманова осуществил народный артист России, руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман. Он рассказал, что идея создания принадлежит известному эстрадному певцу Льву Лещенко, который много сотрудничал с Тухмановым и знал, что композитор два года назад написал такую музыку.

«Царица» - это первый опыт известного композитора в таком жанре. Как рассказал Бертман, в произведении Тухманова есть тональная, ритмовая музыка и главное есть мелодия, которая за 20 и 21 века после Прокофьева и Шостаковича стала уходить из оперы.

Либретто оперы о судьбе немецкой девочки, ставшей великой русской царицей, написал известный поэт Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди. В спектакле заняты солисты, хор и оркестр «Геликон-Оперы». Одна из исполнительниц партии Екатерины - известная певица Мария Максакова, которая работала ранее в театре «Новая Опера» и была приглашенной солисткой оперы Большого театра, а с 2006 года - ведущей солисткой «Геликон-Оперы».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #7 : Июль 19, 2009, 15:43:20 »
Не особо хочется мне туда идти, но любопытство заставляет :))
Так что, наверное, сможем обсудить...

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #8 : Июль 23, 2009, 10:57:34 »
Не особо хочется мне туда идти, но любопытство заставляет :))
Так что, наверное, сможем обсудить... 
Мои опасения подтвердились.
Зря я туда ходила. Только промучилась.
Примитив в богатых декорациях.

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #9 : Июль 23, 2009, 14:34:05 »
А пиратскую запись кто-нибудь делал? Хочется самому послушать. Судя по вчерашнему сюжету по ТВ о постановке и прозвучавшим там фрагментам музыки, это должно было быть вполне съедобно, а может быть даже и вкусно. Потом, с трудом могу поверить, что человек, написавший "День Победы", может написать плохую музыку...

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #10 : Июль 23, 2009, 18:51:07 »
Исполнители: 22.07.2009г.

Княгиня Екатерина - М.Максакова,
Екатерина II - Е.Ионова,
Императрица Екатерина - Л.Костюк,
Григорий Орлов - Д.Пономарев,
Граф Панин - А.Киселев,
Князь Потемкин - Ю.Веденеев,
Графиня Брюс - Е.Гущина,
Александрина - М.Калинина,
Густав IV- Олег Рябец
П.Зубов - В.Ефимов
и др.
Дирижер - К. Чудовский
Режиссер - Дм.Бертман
Сценография - И.Нежный, Т.Тулубьева

Итак, зря я туда ходила. Правда, получила представление....

Уже первые сцены вызвали у меня раздражение, и чем дальше, тем оно всё больше возрастало, сменяясь в иные моменты полной индифферентностью к происходящему на сцене.  Высидела второй акт только ради того, чтобы обеспечить материалом форум :)))).
За действием мне трудно было заставить себя следить, с какого-то момента я стала тупо разглядывать картинки, поэтому детально рассказать о постановке просто не смогу.

Из уважения к Тухманову (хотя я к его песенному творчеству равнодушна и не разделяю мнения о его прямо уж гениальности, он для меня хороший профессионал) не могу себе позволить высказаться так резко, как хотелось бы. Поэтому буду писать скучно :))

По жанру это вроде и опера и не опера. По форме, музыкально-интонационной природе  вокальных партий «Царица» имеет больше общего с оперой, но характер музыкального материала и вокальные особенности некоторых номеров скорее заставляют думать о мюзикле или оперетте. В жанровом отношении получилась какая-то смесь. Некоторые музыкальные фрагменты были бы скорее  "к лицу" кинематографу, чем оперной площадке.

Концептуально «Царица» является  воплощением типического шаблона: мелодичность, обособленность отдельных номеров, вспомогательная роль оркестра.
Музыкальный язык незамысловатый. И это было бы вполне нормально, учитывая изначальные цели проекта, если бы обобщенную модель   некоего «традиционного» представления об «оперности» оживили яркие эволюционирующие образы, драматически напряженные сцены, красивые живописные картины. Но -  увы! - этого не произошло.   

Драматургия произведения весьма слаба. Пожалуй, в этом отношении «Царица» не совсем типична, но сие не пошло ей на пользу. В творении Тухманова нет традиционного движения по восходящей с развитием взаимоотношений основных героев и кульминационной развязкой. «Царица» состоит из отдельных сцен, условно отражающих  хронологию правления Екатерины II, при этом в действие последовательно вводятся новые персонажи, а другие его покидают. Единственным лицом, которое задействовано в сюжете на протяжении всей оперы, является только Екатерина (что естественно), однако её партия по ходу оперы исполняется разными солистками. В основе драматургии оперы – превращение юной немецкой принцессы в государыню Екатерину Великую. Эта идея в опере читается, но музыкально воплощена весьма  беспомощно. Большая часть сюжета связана со сменой фаворитов императрицы, действие вращается по кругу:  дуэт (любовный) – массовая сцена (бал). Иногда между ними втискивается ариозо. Характеристики фаворитов невзрачны, а подобное построение начинает утомлять однообразием. Сцена в конце 2-го акта, в которой в сюжете косвенно (через реакцию в Петербурге) затрагивается восстание Пугачева, оказывается совершенно пустой и поверхностной и ничего не прибавляет.

Общее построение оперы таково:
Акт 1
1.Петр III хочет заключить будущую Екатерину Великую в крепость, чтобы жениться на фаворитке. Г.Орлов сообщает Екатерине это известие и клянется в преданности полков.
2.Народ обсуждает события в стране, выражает неодобрительное отношение к Петру Ш.
3.Екатерина размышляет о прошлом и будущем.
4.Гвардейцы устраивают переворот. Двор обсуждает новости. Приходит известие о гибели Петра III.
5.Екатерина – императрица. Орлов рассчитывает взойти на престол вместе с ней. Екатерина колеблется. Государственный совет выносит нужное ей решение.
6.Бал. Закат Орлова.
7.Подавление восстания Пугачева.

Акт 2
8.Новый фаворит – Потемкин, Екатерина мечтает о завоевании Тавриды. Екатерина размышляет о браке.
9.Екатерина увлекается П.Зубовым, Потемкин угрожает уходом в монастырь и возвращает расположение императрицы
10.Роскошный бал в честь завоевания Крыма. Екатерина чествует Потемкина, но покидает празднество вместе с Зубовым.
11.Екатерина-бабушка. Екатерина мечтает о прочном мире со Швецией и готовится выдать замуж старшую внучку (Александрину) за короля Густава 1У.  Молодые жених и невеста питают друг к другу симпатию. Зубову поручено составить брачный договор.
12.Шведы требуют, чтобы Александрина приняла лютеранскую веру. Зубову не удается договориться. Помолвка откладывается. Екатерина не привыкла терпеть поражений и надеется настоять на своих условиях. Здоровье её начинает ухудшаться.
13.Бал. Екатерина делает тщетную попытку уговорить Густава  на то, чтобы Александрина осталась православной и готова жертвовать счастьем внучки ради престижа государства. Силы оставляют её.
14.Эпилог. Хор воспевает  величие Екатерины.

Музыка оперы отвечает чаянием любителей мелодии, но катастрофически вторична. В ней словно собраны все оперные штампы на все случаи жизни. Оркестровка заурядна и бледна, хотя и профессиональна. Мелодии местами симпатичны, но интонации трафаретны до пошлости – так что возникает ощущение пародийности. Во время звучания «лирических» дуэтов я каждый раз недоумевала: это написано серьезно или как прикол? Так и не смогла понять :)).  Эти мысли подкрепляли и исполнители, особенно в первом акте,  старавшиеся изобразить «чюйство» в самых худших оперных традициях, и постановка, в которой явно проступали гротесковые черты.  Все массовые сцены сопровождались энергичным попсово-квадратным бумс-бумс-бумс литавр.  Оркестровые эффекты примитивно иллюстративны, композитор не смог обойтись от искушения добавления колокольного звона в торжественном финале. Есть в музыке откровенные стилизации под барокко, а также под псеводорусскую клюквенную песенность, есть совсем крошечные атональные вкрапления – видимо, как дань современности. Музыкальное решение всех образов ходульно.

Исполнение было на грани фантастики. Первый акт – это просто жуткий кошмар, так что волосы вставали дыбом. Это неописуемо - особенно исполнители партий Екатерины и Орлова.  И хотя Екатерине не нужно «перекрывать оркестр», потому что «перекрывать» особенно нечего, певицу не было слышно даже вблизи, а когда было слышно, думалось, что лучше бы её не было слышно. Трудно дать хоть какую-то критическую оценку, потому что плохо ВСЁ! Во втором акте, с другими исполнителями, вокал был в целом сносный. Хотя, если разбирать по партиям...

На постановку организаторы проекта не поскупились. Старались сделать спектакль зрелищным. Декорации представляли собой передвижные модули, которые переворачивались в разных эпизодах и воссоздавали что-то напоминающее экстрерьер или интерьер парадных залов Екатерининского дворца или убранство богатых личных покоев. Лепнина, позолота, паркет, люстры, свечи - всё как положено. Задник менялся – то выстраивался из модулей, то воссоздавал живописное полотно (или гобелен), то использовался для видеопроекции (морские волны во время бала в честь завоевания Крыма). В финале на сцену выехал постамент памятника Екатерине возле Александринского театра, на который взошла исполнительница главной партии, а также её «приближенные»-статисты. Костюмы выполнены красочно, иногда в условной манере с оттенком гротеска: преувеличенно подчеркивались фижмы на  юбках, на одном из балов дамы вышли в высоких париках с встроенными  в прическу подсвечниками, на другом – в бирюзовых платьях с вплетенными в волосы игрушечными парусниками.

В режиссерских решениях бросались в глаза стебные приемчики. Гвардейцы сбиваются с шага,  «народ» пританцовывает в современных ритмах, дамы с кораблями на головах в реверансе покачиваются, как волны, один из фаворитов ползает под пышными юбками придворных дам. Жесты и пластика действующих лиц местами гиперболически манерны. Всё намекает на несерьезность и театральность событий на сцене. Детально расписывать нет желания, да меня сцена в общем-то мало интересовала. Во всех массовых эпизодах преобладают синхронно-симметрические движения хора: в такт покачивают головами, одновременно поворачиваются и т.п. С учетом того, что я не могла не воспринимать музыку как пародию на оперу, мне режиссерские решения, может быть, понравились бы фарсовостью, если бы многое не казалось плоским  блюдом "второй свежести".

Резюме, меня (лично) всё категорически не устроило. Дело даже не в опереточности - я хорошую оперетту люблю - а в суррогатности, шаблонности и примитивности того, что получилось. На мой взгляд, это богатая дешевка, может быть, и симпатичная, а всё равно дешевка. Эмоционально меня «Царица» вообще не затронула никак – даже в качестве «легкой» музыки.

Публика приняла постановку очень тепло, встречала аплодисментами отдельные номера и  визжала по окончании. Всё было обставлено с помпой. Вынесли корзину цветов от губернатора, всем хористам и статистам долго раздавали по розочке, солистам – букеты. На сцену вышел автор, постановочная бригада, Лещенко как инициатор идеи. Может, такие однодневки людям и нужны? Черт его знает. Но это отнюдь не высокое искусство, даже в легком жанре. Иначе я бы не была столь категоричной. 
« Последнее редактирование: Июль 23, 2009, 19:04:44 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #11 : Июль 23, 2009, 19:16:10 »
А пиратскую запись кто-нибудь делал?

Как можно говорить такие вещи на нашем форуме ?? Пиратские копии делать нехорошо ! Другое дело, если кто-нибудь случайно обнаружит их в интернете и приведёт ссылку, например, от фанатов Тухманова - тогда уж ничего не поделаешь, придётся слушать :))

Судя по вчерашнему сюжету по ТВ о постановке и прозвучавшим там фрагментам музыки, это должно было быть вполне съедобно, а может быть даже и вкусно. Потом, с трудом могу поверить, что человек, написавший "День Победы", может написать плохую музыку...

Я тоже так думал, но реально может оказаться несколько другой.
Вот как проверим, так и обсудим.

Зря я туда ходила. Только промучилась.
Примитив в богатых декорациях.

Это я виноват ! Я вас подставил ! :)
Этот крест должен был достаться мне, потому что я первый поднял об этом разговор и собирался пойти на спектакль, но поскольку премьеру перенесли из Москвы в Петербург, моральный удар пришёлся по вам :)
Но я клянусь, что никак не ожидал от Тухманова второсортной музыки !! Впрочем, можно будет обсудить, когда все с нею ознакомятся.
Вот вам и "тональность" !! :) Отличное доказательство того, что наличие тональности ничего ещё не гарантирует.
Значит ещё одна "Красавица и чудовище" в богатых декорациях ?
Я не рассказал, потому что не считал это интересным для нашего форума, но в прошедшем сезоне я со своими знакомыми случайно побывал на мюзикле "Красавица и чудовище" во Дворце молодёжи на м."Фрунзенская". Декорации были просто обалденные - и статичные, и подвижные, и костюмы были богато украшены, и мелкие детали сценических интерьеров были проработаны, но музыка....... Вы сами понимаете !
Значит, Тухманову тоже не удалось блеснуть в другом жанре ?
Жаль, жаль !
Сожалею.
Но до изучения конкретики пока от крайних оценок воздержусь :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #12 : Июль 23, 2009, 21:46:53 »
Predlogoff
Цитировать
в прошедшем сезоне я со своими знакомыми случайно побывал на мюзикле "Красавица и чудовище" во Дворце молодёжи на м."Фрунзенская".

Да, я тоже случайно  :))(мне просто всучили билеты) побывала на премьерном спектакле "Красавица и чудовище" - костюмы действительно были потрясающе великолепны, сделаны с большой изобретательностью и вкусом (так на них 1 млн $ было потрачено), но со второго действия я ушла, не выдержала - музыка незатейлива, оркестр звучал ужасно >:()
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #13 : Июль 24, 2009, 19:40:07 »
Predlogoff
Цитировать
Цитировать
Цитата: Кантилена от Июль 23, 2009, 10:57:34
Зря я туда ходила. Только промучилась.
Примитив в богатых декорациях.
Это я виноват ! Я вас подставил ! 
Да, на сей раз Вы :))). Я  эту идею изначально с сомнениями восприняла, и никакой интерес меня туда не гнал. Ну ничего. Зато мы теперь в курсе относительно почти всех оперных премьер в нашей стране :)).

Predlogoff
Цитировать
Но я клянусь, что никак не ожидал от Тухманова второсортной музыки !! Впрочем, можно будет обсудить, когда все с нею ознакомятся.
Я теперь переживаю, что, возможно, слишком гневно отреагировала на это мероприятие.:))). Может быть, дело в сильной приобщенности к высшим достижениям мирового оперного наследия, поэтому что-то, что нельзя к ним отнести, так тяжело и негативно воспринимается: возникают вопросы – а зачем это слушать?  Но мне абсолютно не понравилось, честно :))! Зачем такая вода нужна? Для себя я не вижу никакой целесообразности в том, чтобы слушать эту оперу.

А нужны ли такие проекты или нет вообще, я не знаю. Но, как я уже писала в другом потоке, мы должны давать авторам стимул что-то писать.

А ещё  мне всё-таки сейчас с симпатией вспоминается «Тяжба» Нестеровой. В ней тоже материал не слишком индивидуален, но тем не менее язык кажется более интересным. Тоже не бог весть что, но эту оперу я слушала с бОльшим интересом. Может быть, это как раз то, о чем Алексей Шмурак говорит как об «актуальности»?  Только, конечно,  вопрос не в тональности/атональности, а в современности музыкального языка вообще. 

Predlogoff
Цитировать
Вот вам и "тональность" !!   Отличное доказательство того, что наличие тональности ничего ещё не гарантирует.
Конечно!!

Predlogoff
Цитировать
Между нами говоря, я считаю Тухманова, безусловно, гениальным композитором-песенником: то, что ему удалось сделать в жанре эстрадной песни, по красоте и разнообразию просто уникально.
Я преклоняюсь перед ним !
А я не нахожу ни красоты, ни тем более гениальности особой. Удовлетворительный  профессиональный уровень и не более – но это мое личное субъективное отношение. Сейчас залезла специально в дискографию, чтобы уточнить, что написано Тухмановым (дело в том, что я никогда особенно не интересовалась авторами эстрадной музыки, поэтому  песни знаю, а кем написаны – иногда нет :)), и из списка его песен очень мало что могу выделить как то, что считаю выдающимся. Притом, что я к эстрадной музыке относилась и отношусь хотя и без особенного интереса, есть то, что мне нравится в этом жанре. «День Победы» я принимаю в силу того, что эта песня стала восприниматься как один из символов именно праздника 9 мая, но многие другие военные песни других авторов – а военная тема, видимо,  оказалась настолько близкой и искренне волнующей людей, что было создано очень много великолепных песен о войне (пожалуй, эта тематика дала чуть не один из наиболее ценных пластов советского песенного репертуара)– я люблю много больше.
« Последнее редактирование: Июль 24, 2009, 20:51:04 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #14 : Июль 24, 2009, 19:50:30 »
Появились критические материалы.

В Раннев:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1209230

Жизнеспособность отечественной, даже еще советской эстрады и ее способность к экспансии на сопредельные территории изумительны. Вот и Давид Тухманов, классик, автор песен "День Победы" и "Мой адрес — Советский Союз", прежде равнодушный к серьезным жанрам, решил подступиться к самому проблемному из них на сегодня — опере. Но при этом авто решил довольствоваться малой кровью и к тому же поставил оперу на чужой территории — смонтировав свою "Царицу" из оперных штампов XIX века, помещенных в гламурный антураж эстрадного шоу.

Присмотревшись к канонам классической оперы, господин Тухманов перехватывает у них то одно, то другое, причем не размениваясь на отдельные ноты, а оптом — мелодизм, гармонию, оркестровку. Казалось, все доносившееся со сцены и из оркестровой ямы в этот вечер написал вдруг лишившийся всего неповторимого в себе Петр Ильич Чайковский. Если б это были постмодернистские трюки, которые, как известно, стыда неймут, в работе Давида Тухманова можно было бы отыскать иронический смысл. Но автор заявляет о своей "Царице" как о серьезном композиторском опусе, не утруждая себя, однако, в отличие от создателей эксплуатируемых им оригиналов, поиском собственного музыкального языка.

Либретто Юрия Ряшенцева, еще одного ветерана легкого жанра, автора песен к телевизионным "Трем мушкетерам", и Галины Полиди — пробежка по амурным эпизодам из жизни Екатерины Великой. Авторы пытаются убедить зрителя, что их откровенно водевильный текст — драма про сильные чувства. Но герои едва успевают заявить о своих симпатиях друг к другу, как их одергивают: достаточно, следующий. Причем чередуются не только фавориты Екатерины, но и она сама: по либретто, ее, разновозрастную, играют три актрисы. В результате клочковатый стиль повествования воспроизводит на сцене формат биографических очерков из глянцевых таблоидов типа "Каравана истории".

Все в этой опере искренне хочет понравиться слушателю. И если бы подобная продукция лишь развлекала и умиляла, то ее можно было бы трактовать как добротный проект шоу-индустрии. Режиссура художественного руководителя "Геликон-оперы" Дмитрия Бертмана, сценография Игоря Нежного и Татьяны Толубьевой, работа солистов и молодого дирижера Константина Чудовского действительно были отменными. Но авторы проекта, в том числе его вдохновитель — народный артист России Лев Лещенко, в многочисленных интервью предлагают считать эту эстрадную малину в париках и кринолинах среди бутафорской роскоши декораций современным искусством. Публика на этот фейк не повелась, пестрое зрелище не настроило ее на серьезную волну, и салонная атмосфера, воцарившаяся в зале и в фойе театра, никак не отвечала значительности намерений авторов. Скорее она напоминала великосветский корпоратив с эксклюзивной, возвышенной программой.

Давид Тухманов, талантливый песенник, переквалифицировался в этом проекте в серьезного композитора и вложил много сил в партитуру. Но та легкость, с которой сегодня медийные персонажи меняют профессии — парикмахеры становятся певцами, балерины пробуются в кино,— не работает в композиторском ремесле. Здесь все дается с трудом, а все лучшее отфильтровывается с опытом. Песенники ищут новые звуки в коллективном слуховом опыте, серьезные композиторы ищут их в себе. Но к "Царице" ни тот, ни другой вариант творчества отношения не имеет: здесь поиск ведется по закромам уже кем-то написанной музыки.

----------------------------
Моё мнение о музыке полностью совпало с критиком. Он тоже определяет оперу как совокупность штампов и общих мест, лишенных авторского своеобразия. Удивительно, что у Раннева тоже возникла мысль, что оперу можно было бы принять за пародию. Мы практически слово в слово сошлись :)).

Единственное, что у меня вызывает удивление, оценки Ранневым исполнительских работ.
Я недоумевала, когда критик ругал Семенчук и др. солистов в "Троянцах", которые были исполнены прекрасно. А теперь он находит отменным исполнение "Царицы", хотя, по моему мнению, вокал в первом акте был ну просто, что называется, "туши свет". Во втором более достойно, тут уж я подошла с придирками. Но в общем-то, по большому счету, всё равно ничего особо хорошего. В оценке оперного исполнительства Раннев, на мой взгляд, не вполне адекватен :)).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #15 : Июль 26, 2009, 13:45:17 »
Я тоже ознакомился с этой оперой.
Всё-таки нахожу её удачной !
Конечно, смотря с чем сравнивать: к примеру, если мы начнём сравнивать её с лучшими вещами Чайковского или Римского-Корсакова, то можем убедить сами себя в том, что нам чего-то не хватает для полного счастья.
Чтобы пояснить свою мысль, хочу вспомнить об операх и ораториях, к примеру, Генделя - каким их музыкальный уровень представляется сегодня ? Я думаю, никто не будет отрицать, что у него далеко не всё гениально ! Но тем не менее, большинство его произведений представляет собой добротную классику, постоянно исполняется и почти всё записано.
Я всё же думаю, что Тухманов справился со своей задачей и создал хорошее, добротное произведение во вполне традиционном ключе. Если попытаться его "прописать" в какой-то эпохе и стилистической нише, то я назвал бы советские 70-80-е годы 20-го века. Пожалуй, я охарактеризовал бы эту его музыку не как "оперную", а, скорее, как "опереточную" - особенно в 1-й части. Порой она напоминает музыку к кинофильму, но мало похожа на "мюзикл".
Во 2-й части наблюдается некоторая стилистическая пестрота, которой трудно дать определение - пожалуй тут больше от "мюзикла" и даже от оперного прошлого. Однако это и не иллюстрация к какому-то видеоряду, а самостоятельное произведение.
Короче говоря, если подходить к этой опере с самыми высокими мерками, но она не выдержит сравнения, но с другой стороны, если с такими же мерками подойти к Генделю, то и у него тоже придётся выкинуть 3/4 его творчества.
Поэтому я не знаю, как относиться к подобным вещам, могу лишь предложить относиться к ним спокойно :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #16 : Июль 26, 2009, 14:02:24 »
Так своего-то там, мне кажется, вообще ничего нет. Даже если считать эту оперу опереттой.
Начисто отсутствует авторская индивидуальность. А потому прослушивание материала фактически является напрасной тратой времени, удовольствия никакого :))
Если бы это была музыка к кинофильму (т.е. главным были бы сценарий и режиссура), я, может быть, и сочла бы её неплохой. Но как самостоятельное произведение, тем более  оперное, оно является, на мой взгляд, нулевым. Кроме того, даже для оперетты абсолютно бездарно отработана драматургия - никакого развития взаимоотношений, столкновений и проч. Просто набор иллюстраций. Нет, я всё-таки это принять не могу, даже один раз слушать было тяжко, а второй раз обращаться к этому материалу ни за что бы не стала, делать что ли больше нечего?

Оффлайн amatospb

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #17 : Июль 27, 2009, 16:02:37 »
Послушал оперу с удовольствием. Я не специалист, и не буду перепечатывать текст программки. Если судить строго, то музыка никакая. Сюжет никакой. Некоторые моменты ловил себя на мысли, что где-то уже слышал некоторые мелодии. Но, как зрелище - спектакль понравился. Декорации, костюмы, постановка - великолепны. Это не чопорно-статичные постановки питерских театров. Играет на сцене вся труппа, до самых последних рядов массовки. Впервые на постановке "Геликон-опера". Труппа отличная. От хора я вообще в восторге.
Что касается работ Тухманова и Бертмана: сидя у монитора компьютера, можно размышлять о том, что я бы кое-что поменял, заменил, переделал, вообще убрал.... Но поэтому мы не Тухмановы и не Бертманы. Всем нравиться нельзя.
Главный вывод: для меня это было ново и интересно. Я доволен тем, что видел и слышал. Кстати, мы всегда говорим "слушать оперу".... А здесь я еще и смотрел. Спасибо.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #18 : Июль 27, 2009, 20:22:04 »
Ещё одна рецензия:
http://www.vremya.ru/2009/131/10/233779.html
----------
...Но в конце концов оперные либретто редко могут похвастаться связностью сюжета, предоставляя решать эту задачу музыке. Пол-интриги заключалось в том, что от Тухманова ждали чего-то мюзиклообразного, что в антураже XVIII века могло бы и выстрелить. Увы, с классиком советской эстрады случилось то же, что и с Полом Маккартни: он пожелал примерить на себя мантию «серьзного» композитора. Откуда берется уверенность, что стоит написать что-нибудь «под классику, только проще», и публика, прежде за километр обходившая театры, повалит туда валом, непонятно. Даже обещанного «возвращения в оперу мелодии» не состоялось: сколько-нибудь запоминающихся номеров в «Царице» примерно штуки три.

Оффлайн amatospb

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #19 : Июль 28, 2009, 18:25:52 »
Хорошая рецензия на ВРЕМЯ.ру:о)))) Особенно понравился комментарий к рецензии... Он содержательнее и честнее:о))

Оффлайн Чернокнижник

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #20 : Август 01, 2009, 22:19:48 »
Я скажу только одно.Тем кто пишет про массовку и статистов,да будет известно,что таковых в Геликоне нет.Я был за кулисами лично и сам видел,как за минуту с небольшим артисты хора переодевались из одного сложного костюма в другой(с чулками,париками и т.п.) и успевали выбегать на перестановку декораций,потому что её тоже делали они.И так почти всё время на протяжении всего спектакля.Вот вам и массовка.Этот спектакль стоит посмотреть с другой стороны-вот это шоу.И это кровь и пот,а на сцене улыбка и из последних сил и синхрон после месяца репетиций многочасовых.Я лично такой работы ещё не видел никогда.А о музыке я промолчу.Может время что и покажет,но сомневаюсь.Хотя финал первого акта очень сильный именно музыкально.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #21 : Сентябрь 04, 2009, 20:50:06 »
http://www.operanews.ru/09080901.html

Императрица обходительная и от природы веселонравная.
Мировая премьера оперы Давида Тухманова «Царица».



Мировая премьера оперы Давида Тухманова 'Царица' «Царица», по замыслу создателей – «это зрелищное шоу, основанное на современном музыкальном и литературном материале и предназначенное для семейного просмотра». Оперу о величайшей русской императрице Екатерине Великой написал знаменитый композитор Давид Тухманов; история царствования и любви Екатерины разворачивается на фоне величественных декораций, воссоздающих интерьеры и внешний вид Царскосельского дворца. Пышный декор дополнили десятки зеркал, пламя свечей и великолепные сценические костюмы. Кстати, все декорации и костюмы для премьеры делались в Петербурге: по словам режиссера-постановщика спектакля, народного артиста России Дмитрия Бертмана, «вся Москва всегда заказывает декорации и костюмы в Питере, потому что в Москве их делать давно разучились».

Премьера в Александринском театре стала событием выдающимся по многим соображениям. Во-первых, постановка новых опер современных композиторов в России пока ещё остаётся явлением экстраординарным. Во-вторых, оперу написал Давид Тухманов – композитор, творчество которого у многих поколений слушателей связано с песней, и не просто песней, а настоящим шлягером: согласитесь, что «Чистые пруды», «Притяжение земли», «Аист на крыше», «Напрасные слова», «Восточная песня», «Эти глаза напротив» или альбом (который сегодня назвали бы «концептуальным» или «культовым») «По волне моей памяти» – как-то не ассоциируются с оперным жанром. Ну, а в-третьих, эта постановка стала ещё одним выступлением в нашем городе московского музыкального театра «Геликон Опера» – а это уже само по себе всегда огромное событие в музыкально-театральной жизни города. Даже далёкие от мира музыки люди, прогуливавшиеся по Невскому в районе «Катькиного садика» легко могли догадаться, что этим вечером в Петербурге происходит нечто не совсем обычное: площадь Островского перед зданием театра, уже с утра очищенная милицией от всегда в изобилии парковавшихся там машин, сияла непривычной чистотой; к входу в театр вела ковровая дорожка, а по сторонам стояли позолоченные «живые статуи».

Среди стекавшейся в театр публики были замечены известные тележурналисты, поэты Юрий Энтин и Юлий Ким, скрипач Сергей Стадлер, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, актёры питерских театров и даже звёзды телепередачи «Что, где, когда?», а также множество «бизнес-леди», сиявших искусственным и натуральным загаром, прикрытым рискованно малым количеством одежды. Губернатор Валентина Матвиенко в сопровождении председателя Комитета по культуре Антона Губанкова опоздали к началу и покинули театр после антракта.

Моцарт утверждал, что в опере «поэзия должна быть послушной дочерью музыки», поэтому с неё мы и начнём – тем более, что либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди нельзя отнести к шедеврам этого жанра. И дело здесь даже не в качестве поэзии: просто музыка стиха в данном случае должна растворяться в мелодиях композитора, а текст должен быть максимально ясным и доступным – как для слушателя, так и для актёра. Конечно, это ещё и вопрос дикции у певцов (о них мы поговорим чуть ниже). Однако когда текст арии пестрит словами вроде «согласованный», то даже на русской опере невольно устремляешь взор поверх сцены в поисках субтитров. Есть в тексте и откровенные неточности вроде «Государственного совета»: если быть точными, то при Екатерине II существовал учрежденный в 1768 году «Совет при высочайшем дворе», который упразднил Александр I и своим указом от 30 марта 1801 года создал «Совет непременный» – а определение Государственного совета появилось по инициативе М. Сперанского только в 1810 году. Совершенно неуместными показались карикатурные мечты Платона Зубова «а-ля Жириновский», в которых он клянётся омыть «русские сапоги» в Индийском океане: памфлет и политическая сатира, разумеется, имеют право на жизнь и в музыкальном театре, однако смешение исторической драмы, буффонады и публицистики в одном сочинении может легко превратить оперу в винегрет. Впрочем, не будем придирчивы: опера – это не учебник истории, но страсть, любовь – и конечно же, музыка. И главный недостаток либретто – крайне вялую драматургию – достойно исправляет композитор: Тухманов-драматург оказался на несколько порядков «круче» либреттиста, обеспечив достойные динамику и «драйв» разворачивающихся в опере событий сугубо музыкальными средствами.

Музыку этой оперы определяли по-разному: «Царицу» называли «открытой оперой», имея в виду её доступность широкой публике; режиссёр Дмитрий Бертман вообще полагает, что «Тухманов изобрел совершенно новый оперный жанр: «Царица» – это опера постмюзиклного времени». В общем, любая опера, написанная сегодня, формально будет считаться «постмюзиклом» – да и не очень благодарное это дело, заниматься поисками точного определения. Гораздо важнее, что с первых звуков увертюры становится ясно, что мы слышим произведение мастера. Музыка сольных номеров в опере по преимуществу гомофонная – или, проще говоря, мелодия в ней главенствует и является основным носителем музыкальных идей. Однако в хорах идёт мощное полифоническое развитие, а сольные голоса из хора явно указывают на творческие приёмы Мусоргского.

Вообще, любители и знатоки музыки легко узнают «приветы» от известных композиторов прошлого: то тут, то там из соцветий нот вдруг «выглянут» Чайковский, Бизе или Верди; однако композитор нигде не опускается до прямого цитирования или «стёба», который так любят пресловутые «постмодернисты» – с добрым юмором композитор как будто намекает знатокам: мол, слышали, знаем! Критик, настроенный менее благодушно, мог бы назвать эти всевозможные «приветы» от Пуччини, Шостаковича и даже Кальмана эклектикой – и возможно, оказался бы прав.

Однако главное достоинство музыки в том, что неискушённый меломан сможет безмятежно ею наслаждаться, не задаваясь мучительными культурологическими ребусами. Партитура, как шедевр хорошего кулинара, в меру приправлена терпкими гармониями ХХ века и украшена барочными менуэтами – остроумными и изящными стилизациями а-ля Гендель и Пёрселл. На «постмюзикловость» сочинения указывает разве что почти хулиганский и «вставной» по стилистике, «мюзиклово-канканный» номер юной внучки императрицы, Александрины.

Оркестр «Геликон-оперы» под руководством Константина Чудовского, дирижёра яркого и безусловно талантливого, звучал гибко, в хорошем балансе со сценой и залом – и это несмотря на то, что в изрядно урезанную после ремонта оркестровую яму Алекесандринки часть музыкантов просто не поместилась (состав пришлось «урезать»), а ударные расположились в одной из лож. Актёрский состав в «Царице» впечатляет своей многочисленностью: полноценных составов здесь три – и вдобавок, в каждом из них роль Екатерины поют три исполнительницы (в соответствии с возрастом): юную Княгиню Екатерину, Екатерину Вторую и, разумеется – императрицу Екатерину Великую. Труппа в «Геликоне» очень ровная: здесь, может быть, и не так много красивых голосов, но зато все солисты – превосходные актёры и, как говорится, в комплексе «дадут фору» многим и многим солистам больших и малых театров. Откровенно разочаровала только Мария Максакова в роли юной княгини: её вокальный уровень, к сожалению, много ниже всех остальных участников спектакля – совершенно не «опёртый» на дыхание голос, «проглоченный» куда-то в затылок и «каша во рту» вместо ясной дикции. Она движется по сцене, как модель на подиуме – и если другие артисты в спектакле живут, то г-жа Максакова пока, увы, только очень старается. (Кстати, на одной из репетиций эту партию великолепно пела Елена Семёнова). Екатерину Вторую с несомненным успехом спела Елена Ионова, а образ «заматеревшей» самодержицы превосходно воплотили Ксения Вязникова и Лариса Костюк, шутя управившись с непростой для меццо тесситурой.

В роли Графа Орлова равно хороши оказались Николай Дорожкин и Дмитрий Пономарёв, хотя генеральную репетицию блестяще спел Вадим Заплечный – у последнего голос имеет более ярко выраженную драматическую окраску, и он, как показалось, с большим бесстрашием атакует верхние ноты. Василий Ефимов (Платон Зубов) произвёл неприятное впечатление своим гипертрофированным самолюбованием на фоне весьма скудных вокальных данных (его верхние ноты вызывали в зале сдержанный смех); хороши были Михаил Гужов (на генеральной) и Александр Киселёв в роли Графа Никиты Панина. Великолепной характерной актрисой показала себя Анна Гречишкина в роли Александрины, внучки императрицы. Хорош был и контртенор Олег Рябец в эпизодической партии Густава IV-го.

Буквально вознёсся надо всеми «выше Александрийского столпа» Князь Потёмкин-Таврический в исполнении народного артиста России, баритона Юрия Веденеева. Превосходный, плотный и собранный голос, без усилия наполняющий зал, прекрасные сценические манеры и какой-то врождённый аристократизм сделали его героем премьеры.

Хотя, если уж речь зашла о героях, то невозможно не сказать о главном герое: это коллективный участник спектакля, хор «Геликона» – который, кстати, выступает в этой опере и балетом, и мимансом, и «рабочим классом», передвигающим декорации. По преимуществу молодые ребята (кстати, почти все – с образованием хорового дирижёра) работали с невероятным воодушевлением и мастерством. Блестящее воплощение работы хореографа Эдвальда Смирнова (тоже, в свою очередь, достойной всяческих похвал) порой заставляло усомниться: это хор работает на сцене или поющий кордебалет?

Вообще, в спектакле доминировала характерная черта, отличающая любые спектакли «Геликон-оперы» ото всех наших музыкальных театров: это необыкновенная атмосфера радости служения искусству (как бы высокопарно это не звучало), царящая на сцене и передающаяся в зал. Актёры работают с радостью и необыкновенным воодушевлением – и это разительно отличает геликоновцев от артистов всех наших больших и малых оперных заведений, в любой роли выступающих с видом угнетённых злобным помещиком крепостных – или хоровых коллективов, которые даже хор «Славься!» порой обращают в нестройно-заунывную бурлацкую песнь. Одновременно лаконичны и роскошны декорации Игоря Нежного, повторяющие интерьер и экстерьер Екатерининского дворца; под стать им и великолепие исторических костюмов Татьяны Тулубьевой. Правда, на фоне всей этой роскоши какой-то занозой выглядел Платон Зубов – без парика, в «домашней обстановке» он являл публике пёстренькую стрижку с кокетливым мелированием, характерную скорее для завсегдатая гей-клуба, но никак не для князя, будущего генерал-губернатора и последнего фаворита Екатерины, в последний год её царствования сосредоточившего в своих руках тринадцать должностей по высшему управлению империей.

Режиссура Дмитрия Бертмана легка, остроумна и изящна. Времена, когда Бертман был неким еnfant terrible отечественной музыкальной режиссуры (как сознавался он сам, порою лишь для того, чтобы о театре больше говорили) ушли в прошлое; теперь он работает свободно, и спектакль просто дышит «невыносимой лёгкостью бытия». Екатерина в его спектакле, в первую очередь – женщина в разные периоды своей жизни, безо всякой педализации как интимных подробностей, так и государственной деятельности. Императрица у Бертмана такова, какой выглядит в эпитафии (которую, по преданию, сама для себя и сочинила): «Вступив на Российский престол, желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность, она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях».

Не знаю, кого в этом винить, режиссёра или композитора – но у оперы неожиданно оказалось аж три финала подряд (невольно вспомнился Вагнер с его бесконечными кодами): после абсолютно логичной, драматургически выверенной сцены, когда пожилая императрица остаётся в полном одиночестве за закрытыми дверьми огромной дворцовой залы, идёт один, «народный» финал; мастерски написанный хор с соло «а-ля Юродивый» однозначно отсылает здесь к Сцене под Кромами в некоторых сценических редакциях «Бориса Годунова» Мусоргского (тоже, кстати, абсолютно неуместной после сцены смерти Бориса). Но и после этого эпизода, затихающего в нежнейшем пианиссимо, вдруг начинается этакий имперский «гранд-финал»: хор славит царицу, на сцену выезжает постамент памятника (точная копия монумента, установленного в ноябре 1873 года в сквере перед Александринским театром), свои места вокруг постамента занимают «обронзовевшие» исторические персонажи, а специальный подъёмник возносит Екатерину наверх. Наверное, либреттистам следовало вспомнить, что идея установки памятника императрице не раз возникала ещё с первых лет её правления, однако так и не была осуществлена, поскольку сама Екатерина была категорически против этого.

А вот воздвиг ли себе памятник нерукотворный композитор Давид Тухманов, покажет только время: всем операманам известны хрестоматийные провалы «Травиаты» Верди или «Кармен» Бизе, ныне разобранных на шлягеры любителями «популярной классики». В любом случае, опера хороша уже тем, что в антракте большинство публики было занято тем, что активно вспоминало подзабытые страницы отечественной истории.

Кирилл Веселаго
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Домохозяйка

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #22 : Апрель 02, 2010, 21:14:52 »
Сразу оговорюсь, что не знаток ни оперы, ни музыки, а любитель.
Слушала эту оперу в Москве. Долго недоумевала, почему так мало о ней рецензий, а если есть, то как о покойнике (или хорошо, или ничего). И вот нашла этот форум. Спасибо, что столько профессиональных разборов, мне очень было интересно с ними ознакомиться.
Но у меня за несколько месяцев окончательно сформировалось отношение к этому шоу:
В фойе почему-то стояли дамы с коробками датского печенья. Меня это несколько смутило, однако, когда подошла ближе, то обнаружила, что дамы продают не печенье, а  программки оперы... Билет я купила за 200 р., программка же стоила - 300! Покоробило, но ничего, думаю, не мог же Тухманов откровенную дрянь смастрячить, чтобы на программках бабло отбивать. Смог!!! И ещё как! Эта такая же опера, как печенье, продаваемое как даткое в жестяных банках: сплошь консерванты, притороно сладко, рассыпчато, но после 2-3-х штук тошнит.
И все бы ничего. Ну попытался мастер-песенник попробовать себя в ином жанре, молодец! Но та помпа, которая вокруг это творения была создана, ещё раз подтверждает, что максимум внимания к фигне, лишь бы народ не задумался, а где, где русская музыка? Где русская опера? Вот вам "Царица" , и ни в чем себе не отказывайте.
Извините, если резко.

Оффлайн gene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • Святая Русь!
    • ЛУГАНСК | НОВОСТИ ЛНР | НОВОРОССИЯ | ДОНЕЦК
Опера "Царица" французского автора
« Ответ #23 : Апрель 03, 2010, 17:09:42 »
Тухманов выбрал очень неудачное название. Существует опера Царица какого-то французского автора. Вот ее исполняют Нельсон Эдди и Жанетт Макдональд в фильме Майские дни:
http://vkontakte.ru/video-9384284_141263168

Знает ли кто-нибудь, кто автор этой оперы и где можно о ней узнать?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Опера "Царица" Давида Тухманова
« Ответ #24 : Апрель 03, 2010, 20:42:14 »
Как это не удивительно, но автор этой "французской оперы"  - наш П.И.Чайковский, вернее музыка взята из его произведений, а сцены этой несуществующей оперы, видимо, поставлены специально к фильму и существуют как его неотъемлемая часть.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.