Автор Тема: Николай Семёнович Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр  (Прочитано 87277 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
В российских условиях было бы утопией пытаться издать Голованова на виниле.
Я все же немного остановлюсь на виниле, поскольку Голованов мой любимый отечественный дирижер и я готов был бы прыгать выше головы, если бы его издали на виниле.
В-первых, надо резать канавку непосредственно с оригинала без дополнительной перезаписи.
Перезапись убивает качество.
Далее, аппарат для воспроизведения оригинала должен быть старинным, не просто ламповым, а на старинных (не пальчиковых) лампах и других элементах, со старинным простым лентопротяжным механизмом.
Далее, аппарат для нарезки должен быть максимально приближен к аппаратам 20-х годов (даже при скорости 33 или 45), с простейшим ламповым усилителем, моно, без электромеханической обратной связи, без удлиняющего время звучания динамического сжатия.
Качество нарезки 20-х годов существенно лучше по сравнению с 50-ми и последующими годами.
Далее, прессовка должна иметь японское качество.
Винил я всегда проиграю, всегда найду аппарат для проигрывания.
Если скачет, процарапаю, если игла не подходит, заточу.
Всякий проигрыватель компакт дисков какие-то диски играет, а какие-то отказывается играть.
И тут ничего нельзя сделать, хоть кадриль вокруг него пляши, хоть краковяк.
А скрипучий невыразительный звук компактов демонстрирует неуважение к творчеству Голованова.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 36
Budenovetz говорит дело.

Если нет технической возможности нарезать канавку прямо с оригинала (например, слишком большая ампитуда сигнала, что, впрочем, исправляется грамотной компрессией; хотя НЧ там по определению в моно, что уже хорошо), - значит, нужно нарезать с копии, но сделанной в лучшем виде, чтобы звучало 1-в-1 с оригиналом (для чего можно позвать "золотоухих" экспертов). А впрочем, нужно взять оригинал (хотя бы один! самый громкий!) и попробовать.

Разумеется, тракт должен быть максимально коротким и желательно ламповым. То есть, никаких 80-ых штудеров, никаких микросхем, в крайнем случае - тракт на германиевых транзисторах. Но ЛПМ должен максимально нежно обращаться с лентой, так как лента эта далеко не новая, а старые магнитофоны очень жёстко обращались с лентой, тот же M5. Впрочем, нужно проверить, M5 все хвалят, там нет обратной связи. И никто не собирается на максимальной скорости перематывать ленту, тем более, что скорость перемотки в этом магнитофоне регулируется.

Октальные лампы - это, конечно, хорошо. Не думаю, что их шум будет больше шума фонограммы.

ТОЛЬКО моно. Никакого псевдостерео.

Лучше обойтись без динамического сжатия дорожек.

При всё этом - оставаться в рамках коррекции RIAA.

Не знаю, могут ли чехи обеспечить японское качество прессовки.

Но мне кажется, что всё, как всегда, так и останется на уровне кухонных разговоров. А идея-то хорошая.

Сделать с таким трактом хотя бы одну виниловую пластинку с двумя или тремя "самыми-самыми" вещами.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Если таких, как мы запустить в архивы (в противоположность запуску козла в огород), то мы издадим немало в отличном качестве и существенно пополним мировую дискографию.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
А скрипучий невыразительный звук компактов демонстрирует неуважение к творчеству Голованова.

:)) Думаю, что если аудифилы доберутся до оригинальных лент - в чём я сильно сомневаюсь, т. к. не знаю ни одного примера, уж больно дорогое удовольствие (за один час, проведенный в ГТРФ просто так, надо платить ок. 1 тыс. р., если не больше) - их аудиофильский снобизм будет весьма поколеблен. когда они услышат, в каком качестве пребывают все эти оригинальные ленты и какой реставрации они требуют. К тому же большинство самых ценных записей Голованова - это довоенные тонфильмы и ранние магнитки, и тут уж никакая японская масса не поможет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Если таких, как мы запустить в архивы (в противоположность запуску козла в огород), то мы издадим немало в отличном качестве и существенно пополним мировую дискографию

Вы полагаете, что это позволят кому-то сделать, кто не имеет к ним отношения? Да они скорее сдохнут, как собака на сене, но никому не отдадут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 36
Главный вопрос в нашем деле - это финансирование.

Максим, но ведь можно, наверное, делать реставрацию в реальном времени, пока делается копия с оригинала или нарезается лаковый диск (laquer master)? Существуют ли аналоговые приборы для ремастеринга/реставрации?

Predlogoff, если архивистам дадут деньги, им будет всё равно, кто и почему пользуется их лентами.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
Ближайшие концерты в музее-квартире Голованова:

«По страницам великих опер» Музей-квартира Н.С. Голованова - большая гостиная
02 декабря (понедельник)
Начало в 19.00
Исполнители:
Людмила Арно (сопрано),
Екатерина Колобанова (сопрано),                                 
Наталья Николаева (меццо-сопрано),
Екатерина Яцюк (фортепиано) 

Музыкально-просветительский вечер Эпоха модерна в музыке и живописи Музей-квартира Н.С. Голованова - большая гостиная
5 декабря (четверг)
Начало в 19.00
Исполнители:
Вступительное слово - Скворцова Ирина Арнольдовна.
Александр Малкус (фортепиано),
Ксения Леонидова (меццо-сопрано),
Ксения Апалько (фортепиано)

«Союз певца и пианиста» Музей-квартира Н.С. Голованова - большая гостиная
10 декабря (вторник)
Начало в 14.00
Исполнители:
студенты Московской консерватории им. П. И. Чайковского

«Выдающиеся виолончельные сонаты сороковых» Музей-квартира Н.С. Голованова - большая гостиная
11 декабря (среда)
Начало в 19.00
Исполнители:
Александр Рудин (виолончель),
Владимир Сканави (фортепиано)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
Январские концерты в Музее-квартире Голованова:


17 января (пятница)
Начало в 19.00
«Посвящение Евгению Колобову»
К 40-летию Музея-квартиры Н.С. Голованова
Музей-квартира Н.С.Голованова (Брюсов пер., 7, кв. 10)
Исполнители:
Наталья Креслина (сопрано),
Наталья Бороздина (сопрано)
Сергей Тужик (тенор),
Елена Поповская (сопрано),
Андрей Бреус (баритон),
Александр Воронин (фортепиано),
Маргарита Якунина (фортепиано)
В программе:
Музыка, воспоминания, документальный фильм «Наедине с Колобовым» (режиссер О. Чекалина)
Подробнее:
Вечер приурочен ко дню рождения выдающегося дирижера и основателя Московского театра «Новая опера» Евгения Колобова. Состоится показ документального фильма «Наедине с Колобовым», 26 мин. (студия «Интер-классик», 2005 г.). В основу фильма легло эксклюзивное интервью Е.В.Колобова, снятое в конце мая 2003 г., незадолго до его внезапной кончины. Евгений Колобов размышляет о музыке, о театре, о своем времени и своей стране. Съемки фильма проходили в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, г. Осе Пермского края и других местах, связанных с жизнью и творчеством музыканта. О работе над фильмом расскажет режиссер Ольга Чекалина, а воспоминаниями об отце поделится Марфа Колобова-Тесля. Также в вечере примут участие солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова.
Ведущая - Аида Соболева, член Международной федерации журналистов, генеральный директор кинокомпании «Интер-классик».
Билеты продаются в кассах Музейного объединения и в Музее-квартире Н.С.Голованова
Стоимость билетов: 350 руб.

21 января (вторник)
Начало в 19.00
 «Голованов и его время»
Ко дню рождения Н.С. Голованова
К 40-летию Музея-квартиры Н.С. Голованова
Музей-квартира Н.С.Голованова (Брюсов пер., 7, кв. 10)
Исполнители:
Ксения Леонидова (сопрано), Яна Бесядынская (сопрано), Евгения Сегенюк (контральто), Алексей Волжанин (тенор), Олег Диденко (бас), Артем Котов (скрипка), Сергей Журавель (флейта), Станислав Дяченко (фортепиано)
В программе:
С. Танеев, С. Василенко, Н. Мясковский, Н. Голованов, С. Прокофьев
Подробнее:
Этот праздничный концерт приурочен сразу ко дню рождения выдающегося дирижера Николая Голованова и 40-летию музея-квартиры Н.С. Голованова. В этот знаменательный вечер будет звучать музыка самого Николая Семеновича – он оставил обширное композиторское наследие, главные жанры которого духовная музыка и романсы, его учителей – Сергея Танеева и Сергея Василенко, а также его современников – Мясковского и Прокофьева, музыку которых он знал и уважал. А прекрасно подобранный состав исполнителей и разнообразная программа сделают этот вечер незабываемым.
Билеты продаются в кассах Музейного объединения и в Музее-квартире Н.С.Голованова
Стоимость билетов: 350 руб.

 

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
Какой интересный дубль!!  В отличие от известной полной записи "Майской ночи" с Максаковой и Шумской, здесь поют Нина Александрийская (Ганна) и Наталья Рождественская (Панночка).

Инвентарный номер: 12725582
Название: МАЙСКАЯ НОЧЬ Сцены из оперы
Хронометраж: 01:10:56
Исполнители: Солисты, хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР и Всесоюзного радиокомитета. Хормейстер Кувыкин Иван. Дирижер Голованов Николай. Соло на скрипке Каревич Михаил.Действующие лица и исполнители:Голова - Красовский Сергей (бас),Левко, его сын - Малютенко Петр (тенор),Свояченица Головы - Антонова Елизавета (меццо-сопрано),Ганна - Александрийская Нина (меццо-сопрано),Писарь - Абрамов Георгий (бас),Винокур - Стрельцов Сергей (тенор),Каленик - Демьянов Даниил (баритон),Русалки: Панночка - Рождественская Наталья (сопрано),Ворон - Павлова-Ассиар Р. (меццо-сопрано),Наседка - Долуханова Зара (меццо-сопрано),Мачеха - Хананина Лидия (меццо-сопрано)


А ведь эта запись Н.С. Голованова нигде не фигурирует. Вот вам ещё одна неизданная и никому неизвестная оперная запись Голованова!! Казалось бы, сенсация? Но у нас на это вряд ли кто-то обратит внимание.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
ах-ах-ах
даже и не представлялось!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
ах-ах-ах
даже и не представлялось!

Как увидел - глазам не поверил. Ещё одна опера с Головановым...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Н.С.Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #137 : Апрель 07, 2014, 21:09:25 »
Да, ещё одним вариантом "Майской ночи" удивили!
А это не ошибка, точно??
В моей любимой и самой интересной книге о Голованове - от 1982 года, - где были перечислены все фонограммы Голованова, в т.ч. и неопубликованные, в т.ч. и те, которые лежат в разных фондах, а не только на радио или на фирмах звукозаписи, упоминается только ОДИН вариант "Майской ночи", а также некоторые отдельные фрагменты этой оперы. Но об альтернативной записи ничего там нет! Нет даже намёка.
В ведь в этом списке до сих пор не было найдено ни одной ошибки! Да и это известие тоже - не ошибка, а дополнение. Так что всё вполне возможно.
Тем более, что Голованов проделал ведь другой такой опыт - с "Борисом Годуновым", для которого специально дважды записал фрагменты с участием разных Борисов, что позволило бы смонтировать два разных альбома. Быть может, он и в этом случае тоже хотел сделать что-то в этом роде?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
Вполне возможно, что это тоже монтаж. Неслучайно в каталоге ГТРФ указано "сцены из оперы" на 70 минут. Думаю, что ошибки тут нет. А в дискографии Голованова из книги 82 года указано как раз не всё. Например, дуэт Ромео и Джульетты с Лемешевым и Масленниковой, который мы выпустили впервые, там отсутствует.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Г-н Предлогов, по возм-ти пож-та ,разместить список записей. Спасибо
Максим, про Малютенко что известно? Спасибо

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Г-н Предлогов, по возм-ти пож-та ,разместить список записей. Спасибо

Дорогой Евгений!
Он очень большой и слишком подробный для размещения!
Но я попробую отсканировать и выложить в виде картинок - вот это я могу сделать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Спасибо очень интересно

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #142 : Апрель 07, 2014, 21:38:13 »
Вполне возможно, что это тоже монтаж. Неслучайно в каталоге ГТРФ указано "сцены из оперы" на 70 минут

Вот и я обратил на это внимание. Думаю, это монтаж. А может, литературно-музыкальная композиция??

Думаю, что ошибки тут нет. А в дискографии Голованова из книги 82 года указано как раз не всё. Например, дуэт Ромео и Джульетты с Лемешевым и Масленниковой, который мы выпустили впервые, там отсутствует

Ну как же! Присутствует! От 1948 года - а у вас была фонограмма какого года?
Там ещё упомянут этот же дуэт с Шумской и Козловским (1952 г.)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #143 : Апрель 07, 2014, 21:41:01 »
Да, кстати, откуда-то мне поступила информация, что существует запись 1-го концерта Чайковского под управлением Голованова с Э.Гилельсом в качестве солиста. Вы не встречали случаем упоминание этой записи в архивах?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 455
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #144 : Апрель 07, 2014, 21:49:19 »
Вот и я обратил на это внимание. Думаю, это монтаж. А может, литературно-музыкальная композиция??

Вот они обе:
http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf/7799
http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf/9584


Ну как же! Присутствует! От 1948 года - а у вас была фонограмма какого года?
Так ещё упомянут этот же дуэт с Шумской и Козловским (1952 г.)

В самом деле. :) Это я перепутал с какой-то другой дискографией.

Да, кстати, откуда-то мне поступила информация, что существует запись 1-го концерта Чайковского под управлением Голованова с Э.Гилельсом в качестве солиста. Вы не встречали случаем упоминание этой записи в архивах?

Мне кажется, я где-то читал, что там Голованов указан ошибочно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Н.С.Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #145 : Апрель 07, 2014, 23:16:19 »
Спасибо очень интересно

Вот он, этот список записей Голованова из книги 1982 г.:
http://files.mail.ru/8FBFC3027E154D73933545B79A718230
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
спасибо, интереснейшие вещи, например, максакова (из Пророка) или фрагменты Франчески
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2014, 00:23:14 от Eugen B »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Н.С.Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр
« Ответ #147 : Апрель 08, 2014, 09:43:02 »
спасибо, интереснейшие вещи, например, максакова (из Пророка) или фрагменты Франчески

С "Франческой" произошла ужасная история, описанная в той книге, из которой взят список записей Голованова. Дело в том, что в военное время и сразу после войны сетевое напряжение было пониженным, и аппаратура звукозаписи фиксировала всё на пониженной скорости, что при проигрывании на такой же скорости было незаметно. А когда через некоторое время сетевое напряжение вернулось в норму, т.е. повысилось, запись "Франчески" дали в эфир, и она была проиграна на высокой скорости, что звучало криминально. Голованов сообщил на радио, что негоже в таком виде давать запись, а её взяли и размагнитили, поняв это дело так, что сама запись плохая. Ведь в те времена магнитная плёнка была дефицитом, она использовалась и перезаписывалась многократно, вот её и пустили по кругу.
Запись головановской "Франчески" погибла, осталось лишь несколько отдельно записанных фрагментов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
ай-ай, хотя бы те фрагменты когда-нибудь услышать

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Голованов
« Ответ #149 : Апрель 08, 2014, 11:11:04 »
ай-ай, хотя бы те фрагменты когда-нибудь услышать

Надеюсь, услышим.
И всё же не могу не отметить с удовлетворением, что за 30 лет со времени издания этой книги почти все записи, перечисленные в ней, были изданы. А некоторые были изданы ещё до её выхода в свет и упомянуты в ней.
А ведь когда-то я мечтал даже о симфонических произведениях Скрябина, Рахманинова, Бородина, Калинникова и Чайковского, изданных на CDs. И это давно уже свершилось. Также появились или были переизданы на CDs оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова. Что-то никак не доберутся до полного издания всех симфонических поэм Листа, хотя все они записаны Головановым.
Я постепенно отмечал это всё в списке, и ныне он очень хорошо охвачен, хотя вот гениальная запись "Из Гомера" Римского-Корсакова до сих пор не издана.
Зато остаётся чего желать :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица