Автор Тема: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы  (Прочитано 20419 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В Рязани открылась выставка, посвящённая 110-летию Александра Пирогова

http://www.rzn.info/news/culture/31671





Ценители классической музыки отмечают в этом году 110 лет со дня рождения известного оперного певца Александра Пирогова. Он родился в Рязани и был младшим из пяти братьев. В 25 лет Александр Пирогов пришел в Большой театр и стал его солистом, сообщает ГТРК «Ока».

К 110-летию со дня рождения Александра Пирогова в библиотеке имени Горького открыта выставка. Фотографии и личные вещи певца предоставили его родные. Фонды библиотеки пополнились и коллекцией DVD-дисков с уникальными записями спектаклей с участием певца из династии русских самородков.

За творческую жизнь певца, более 30 лет, он спел практически весь классический русский и зарубежный басовый репертуар, он также исполнил ряд партий в новых советских операх. Пирогов поражал голосом редкой красоты и выразительности, имевшим широкий диапазон и неповторимый тембр.

Арию в его исполнении можно услышать и сейчас, после цифровой обработки. Ведь на старых пластинках голос Александра Пирогова был едва различим. Чем-то необъятным называли современники бас Пирогова. Теперь, спустя почти век, меломаны говорят просто: «Его голос, как океан». Так считает и заведующая отделом литературы по искусству библиотеки им. Горького Тамара Фролова. Она говорит, что с таким голосом, наверное, выходили на Оку, провожали и встречали пароходы.

Александр был одним из пяти братьев Пироговых. Удивительным голосом обладали все. Но, пожалуй, именно Александр Степанович, как говорят исследователи, добрался до вершины творчества. Иван Грозный, Мельник, Борис Годунов, Царь Дадон, Иван Сусанин – за сценой Александра Пирогова называли «мастером перевоплощения». Песни, романсы и оперные арии в его исполнении снова станут популярны, уверены искусствоведы. Но пока на родине, в Рязани, о Пироговых знают далеко не все.

---------

На сайте Бельканто имеется кое-какой материал об А.Пирогове:

http://www.belcanto.ru/pirogov.html

Там же есть ссылки на его фонограммы.

Есть статья в Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
« Последнее редактирование: Январь 20, 2010, 16:17:39 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Александр Пирогов (великий русский бас)
« Ответ #1 : Август 07, 2009, 20:27:45 »
Но пока на родине, в Рязани, о Пироговых знают далеко не все.

О Боже ! Можно подумать, в Рязани знаменитости такого уровня на каждом углу валяются ! Вот в США гордятся чуть ли не каждой кочкой. Даже в относительно старинном Сан-Франциско то, что относится к достопримечательностям, в Москве бы вообще проигнорировали.

Александр Пирогов явно более знаменит, чем Григорий. Однако что-то в тембре А.Пирогова мне не нравится - точно не понятно, кажется, какие-то высокие обертоны, что-ли. Я пытался с этим поиграть в звуковом редакторе - ничего не получилось.
Тембр Григория Степановича мне нравится больше.   

А насчет других братьев я ничего не знаю, хотя у всех, как я понимаю, голос был "от природы".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
братья Пироговы
« Ответ #2 : Январь 20, 2010, 16:23:22 »
Тембр Григория Степановича мне нравится больше.   
А насчет других братьев я ничего не знаю, хотя у всех, как я понимаю, голос был "от природы".

О братьях было кое-что вот тут:

Ссылка на материал

Правда, Григорий там почему-то назвал "основателем династии" ! :)))))) Что за ерунда ?

Вообще-то на "Бельканто.ру" со временем тоже надо будет расширить материал о Пироговых.

А только что я увидел в сети вот такое сообщение:


Скончалась актриса Малого театра Людмила Пирогова

http://www.rian.ru/culture/20100119/205336825.html

19/01/2010

МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. Актриса Малого театра, заслуженная артистка России Людмила Пирогова скончалась на 71-м году жизни во вторник, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

В театре уточнили, что Пирогова скончалась после тяжелой и продолжительной болезни.

Людмила Пирогова родилась 21 июля 1939 года в артистической семье, ее родители были драматическими артистами, а дед - легендарный бас - Григорий Пирогов. С 1960-го ее зачислили в труппу Малого театра, служению которому она отдала почти полвека.

На старейшей драматической сцене актрисе довелось сыграть более 30 ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Среди ее работ - роли в пьесах Достоевского, Толстого, Грибоедова, Островского, Тургенева, а также Аксенова и других. Одной из лучших работ в творческой биографии актрисы стала роль Вари в "Вишневом саде" Чехова.

"Лиричность, обаяние, мягкий юмор и тонкое чувство стиля сочетались в игре Людмилы Пироговой с высокой культурой исполнения. Именно эти замечательные качества сблизили актрису с драматургией Чехова", - отметили в театре.

Среди ее наград - медаль Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #3 : Январь 20, 2010, 16:34:40 »
Григорий Степанович Пирогов.

http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=106250

[12(24).1. 1885, с. Новоселки Рязан. губ., ныне Рязан. обл. — 20.2.1931, Ленинград, похоронен в Москве] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Брат певцов Александра, Алексея и Михаила Пироговых. Род. в крестьянской семье. В 1898 переехал с родителями в Рязань, где работал в плотницкой артели. С 16 лет пел в церковном хоре, где под рук. регента Климова изучал нотную грамоту. При содействии моск. знатока вокального искусства Б. Песчанского поступил в Моск. муз.-драм. уч-ще, где в 1903—08 обучался пению в кл. М. Медведева (два года), затем у Л. Донского. Одновременно работал в чаеразвесочной купца В. Перлова и пел в содержащемся на его средства церковном хоре под рук. Ф. Иванова. 23 апр. 1908 выступил в партии Каспара ("Вольный стрелок") в экзаменационном спектакле п/у А. Брандукова на сцене Большого т-ра, после чего был приглашен в Ростов-н/Д (антр. Г. Шумского); здесь исп. неск. партий, в т. ч. Графа Монтероне и Царя Египта. Вскоре антр. обанкротилась, и певец был вынужден вернуться в Москву, где неск. раз безуспешно пытался поступить в Большой т-р. По совету А. Матвеева, прошел пробное прослушивание в петерб. Мариинский т-р и был принят в труппу. 10 апр. 1909 дебютировал в партии Нилаканты (вокальные данные певца высоко оценил Э. Направник). В 1910—15 и 1917—21 солист моск. Большого т-ра. В сезоне 1915/16 пел в Одесском оперном т-ре, в 1916/17 — в петрогр. Нар. доме (антр. А. Аксарина). В 1912 гастролировал в петерб. "Художественной опере". В нач. 1920-х гг. выступал в "Свободной опере С. Зимина", где в одном из представлений оперы "Демон" А. Рубинштейна участвовали три брата: Григорий (Демон), Александр (Гудал), Михаил (Старый слуга). С 1921 выступал в операх и давал сольные концерты во многих городах Сибири, Урала (в 1926—27 пел в Свердлов. оперном т-ре), Украины, Закавказья, Узбекистана. В 1930 пел в моск. Втором гос. акад. т-ре оперы и балета. С успехом гастролировал в Будапеште (1914), Риге (1923), Берлине (конец 1923 — нач. 1924, в операх "Борис Годунов", "Фауст", "Севильский цирюльник", п/у Л. Блеха), Бухаресте, Праге и Копенгагене (лето 1924). Обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом мягкого "виолончельного" тембра и широкого диапазона (св. двух октав: от ми большой октавы до соль-диез первой), свободно преодолевал тесситурные трудности, природные вокальные данные позволяли певцу исп. партии баса-профундо, басовые и баритоновые. Исп. отличалось певучестью, прозрачным звучанием, редкой гибкостью и широкой вокальной кантилены, владением муз. речитативом, огромной стихийной эмоциональностью. Муз. критики иногда упрекали певца в форсировании звука и недостатках дикции. За 22 года сцен. деят-сти исп. 52 разнохарактерные партии (из них 28 в рус. репертуаре). 1-й исп. партий: Зыкова ("Тайга"), Надир-Шаха ("Алмаст"); в Большом т-ре — Салтана ("Сказка о царе Салтане"), Леско ("Манон"), Гунтера ("Гибель богов"), Вотана ("Волькирия"); в Петрограде — Добрыни Никитича ("Добрыня Никитич"). Лучшие партии: Руслан (в Большом т-ре чередовался с В. Петровым), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Галицкий, Досифей, Борис Годунов, Гремин, Томский, Кочубей, Салтан, Додон, Добрыня Никитич ("Добрыня Никитич"); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Нилаканта, Вотан ("Валькирия"); Свенгали, Вакулинчук. Др. партии: Фаддей, Фарлаф, Пимен, Иван Хованский, Шакловитый, Кончак, Олоферн, Собакин, Анафеста, Югурта; Кардинал ("Жидовка"), Амонасро, Эскамилио, Гунтер и Хаген ("Гибель богов"), Альберих ("Золото Рейна"), Вотан ("Золото Рейна" и "Зигфрид"). Партнеры: И. Алчевский, Г. Бакланов, Л. Балановская, А. Боначич, Р. Горская, С. Лемешев, М. Максакова, А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пел п/у М. Голинкина, Э. Купера, Э. Направника, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга. Работал с режиссером Н. Боголюбовым. П. был замечательным камерным певцом. С 1911 с большим успехом давал сольные концерты, участвовал во многих благотворительных концертах, выезжал на гастроли (Киев. Тамбов. Рязань, Н. Новгород, Казань, Тверь, Тифлис), иногда под псевд. П. И. Рогова. После 1917 часто пел перед рабочими (в клубах, на предприятиях) и красноармейцами. 25 ноября 1930 в Большом зале Моск. конс. состоялся последний концерт певца. Камерный репертуар П. включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, А. Спендиарова, С. Василенко. С большим мастерством исп. рус. нар. песни "Дубинушка", "Эй, ухнем", "Вот мчится тройка почтовая", "Ты взойди, солнце красное". Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1907) и в Москве ("Пате", 1910); в 1968 в СССР была выпущена долгоиграющая пластинка с ранее не известными записями. В 1932 по ходатайству работников Моск.-Окского речного пароходства одному из лучших окских пароходов было присвоено имя певца. В 1966 имя братьев Григория и Александра Пироговых присвоено Рязан. муз. уч-щу. Лит.: Алексеев П. У Г. Пирогова // Театр. 1916. № 1824. С. 7; Г. Пирогов. (Некролог) // Сов. искусство. 1931. № 10; Богданович А. Памяти большого артиста // Театр. неделя. 1941. № 9. С. 23; Ремезов И. Г. С. Пирогов. — М.; Л., 1951; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 97—98; Львов М. Из истории вокального искусства. — М., 1964. С. 223—224; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 274, 276; Кокин А. Любителям пения // Сов. культура. 1967. № 75. С. 2; Павлов А. Расшифрованный голос // Ленингр. правда. 1968. № 179; Лесс Ал. Вторая стихия: Рассказы. — М., 1969. С. 138—140; Квалиашвили М. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 171—172; Maксакова М. Воспоминания о друге // Муз. жизнь. 1974. № 19. С. 8—9; Иванов А. Григорий Пирогов // Там же. 1975. № 8; Его же. Чудо на Оке. — М., 1984; Династия певцов // Сов. культура. 1979. 6 июля; Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. С. 294, 356, 360—361; Крупнов А. Певцы Пироговы // Известия. 1980. 24 дек.; Вельтеp H. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 19, 30. Пирогов, Григорий Степанович Род. 1885, ум. 1931. Певец (бас). Выступал на сцене Большого театра (1910—1921). Брат А. С. Пирогова (см.).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #4 : Январь 20, 2010, 19:10:44 »
Григорий Степанович Пирогов.

http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=106250

[12(24).1. 1885, с. Новоселки Рязан. губ., ныне Рязан. обл. — 20.2.1931, Ленинград, похоронен в Москве] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец.


Дмитриев в своей книжке отнес и А.С. Пирогова, и Г.С. Пирогова к центральным басам.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #5 : Январь 21, 2010, 11:17:51 »
Дмитриев в своей книжке отнес и А.С. Пирогова, и Г.С. Пирогова к центральным басам.

Понимаете, какая вещь ......
Я заметил, что для тех артистов, которые оставили нам фонографические документы, в наше время задним числом пересматривают их классификационную принадлежность. Полагаю, что это связано не только с изменением самой системы классификации, не только с изменением наших вкусов, но и с изменением всей мировой картины нынешнего вокального искусства.
Многие аналитики говорят, что голоса ныне измельчали, стали жиже, что высокие голоса тоже изменили своё качество, попросту стали другими, не такими, как раньше. Особенно часто это отмечают те критики, кто родился до 2-й Мировой и наблюдал постепенное изменение качества мирового вокала, происходившее у них на глазах. К тому же появились новые термины, даже если и заимствованные, но поменявшие своё интеллектуальное наполнение. В общем, причин для пересмотра классификационной принадлежности прежних голосов довольно много.
Вот в потоке о Фрице Вундерлихе или о Клаусе Флориане Фогте уже был разговор о том, что певцы с такими данными в прошлом вряд ли были бы допущены - да и сами вряд ли взялись бы - за тот репертуар, в котором ныне приветствуются голоса такого типа. А ныне, когда это считается допустимым и подобные голоса вовсю используются даже и в вагнеровском репертуаре на первых ролях, не вызывает удивления, что задним числом пересматривается классификационная принадлежность голосов певцов прошлого.
Это всё спорно и всё это можно обсудить, но я лично уверен, что в этом если не "вся", то значительная часть "правды", если иметь в виду изменение оценок в отношении прошлого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #6 : Апрель 25, 2010, 00:37:42 »
К.Г.Паустовский

Фрагмент рассказа "Во глубине России".


Все мы привыкли к тому, что у нас в России человек, с виду непримечательный и скромный, может оказаться на поверку очень незаурядным и значительным. Особенно понимал это писатель Лесков. Понимал, конечно, потому, что досконально знал и любил Россию, изъездил ее вдоль и поперек и был наперсником и закадычным другом сотен простых наших людей.
Под скромной внешностью Дмитрия Сергеевича, который, и шутку говоря, отличался только тем, что в нем не было ничего примечательного, скрывался неутомимый искатель нового в своем деле, требовательный к себе и окружающим гуманист.
Под грубой внешностью «Утиля» билось широкое и доброе сердце, и, кроме того, это был человек воображения, которое он применил к своему как будто мизерному делу.
Я подумал об этом и вспомнил одно забавное происшествие и наших местах, случившееся с моим приятелем и со мной.
Однажды мы поехали рыбачить на Старую Канаву. Так в этих местах зовут узкую лесную речку с быстрым течением и коричневой водой. Речка эта протекает в большом отдалении от человеческого жилья, в глубине леса, и попасть на нее не так-то просто. Сначала нужно ехать сорок километров по узкоколейке, потом километров тридцать идти пешком.
На Старой Канаве в ямах с водоворотами обитали крупные язи, и за ними-то мы и поехали.
Возвращались мы на следующий день. В лесные тихие сумерки мы вышли к разъезду на узкоколейке. Сильно пахло скипидаром, опилками и гвоздикой. Был уже август, кое-где на березах висели первые пожелтевшие листья. То один, то другой такой лист загорался по очереди золотым пламенем от луча закатного солнца.
Подошел маленький поезд, весь из пустых товарных вагонов. Мы влезли в тот вагон, где было побольше народа. Женщины везли кошелки с брусникой и грибами. Два оборванных и небритых охотника сидели, свесив ноги, в открытых дверях вагона и курили.
Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон, и женщины, вздохнув, замолчали.
Поезд вышел в луга, и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна.
Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза ее казались золочеными. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать.
Когда женщины замолкли, оборванный охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику:
— Споем и мы, Ваня? Как думаешь?
— Ну что ж, споем! — согласился спутник. Оборванцы запели. У одного был густой мягкий бас.
Он лился свободно, широко, и мы все сидели, пораженные этим необыкновенным голосом.
Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления, потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в ее сторону, потому что это были слезы не боли и горечи, а переполняющего сердце восхищения.
Певцы замолкли. Женщины начали благословлять их и желать им счастья и долгой жизни за доставленную редкую радость.
Потом мы расспросили певца, кто он такой. Он назвал себя колхозным счетоводом из-за Оки. Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных московских певцов и профессоров Консерватории послушал его голос. "Преступно,— говорили мы,— сидеть здесь в глуши с таким голосом и зарывать талант свой в землю". Но охотник только застенчиво улыбался и упорно отнекивался.
— Да что вы ! — говорил он.— Какая же опера с моим любительским голосом! Да и возраст у меня не такой чтобы так рисковать и ломать свою жизнь. У меня в ceле сад, жена, дети учатся в школе. Что это вы придумали - ехать в Москву! Я в Москве был три года назад, так у меня от тамошней сутолоки голова с утра до ночи кружилась и так болела, что я не чаял, как бы мне поскоpeе удрать к себе на Оку.
Маленький паровоз засвистел тонким голосом. Мы подъезжали к своей станции.
- Вот что! — решительно сказал мой приятель oxотнику.— Нам сейчас выходить. Я оставлю вам свой московский адрес и телефон. Приезжайте в Москву непременно. И поскорей. Я вас сведу с нужными людьми.
Он вырвал из записной книжки листок и торопливо набросал на нем свой адрес. Поезд уже подошел к станции, остановился и тяжело отдувался, готовясь тронуться дальше.
Охотник при слабом свете заката прочел записку моего приятеля и спросил:
- Вы писатель?
- Да.
- Как же, знаю. Читал. Очень рад познакомиться. Но позвольте и мне в свою очередь представиться,— солист Большого театра Пирогов. Ради всего святого, не обижайтесь на меня за этот небольшой "розыгрыш". Одно только могу сказать на основании этого розыгрыша: счастлива страна, где люди так горячо относятся друг к другу.
Он засмеялся.
— Я говорю, конечно, о том, с каким жаром вы хотели помочь колхозному счетоводу стать оперным певцом. И уверен, что если бы я действительно был счетоводом, то вы бы не дали погибнуть моему голосу. Вот за это спасибо!
Он крепко потряс нам руки. Поезд тронулся, и мы остались, озадаченные, на дощатой платформе. Тогда только мы вспомнили рассказ Дмитрия Сергеевича о том, что певец Пирогов каждое лето отдыхает у себя на родине, в большом заокском селе неподалеку от нас.

(1950 год)
« Последнее редактирование: Апрель 25, 2010, 00:51:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #7 : Апрель 30, 2010, 17:24:46 »
Вышла новая книга "Дети Оки: повесть и очерки" (Рязань, 2009) - сборник о знаменитых русских вокалистах и хормейстерах - уроженцах Рязанского края.



В сборник вошли повесть «Сын Оки» об Александре Пирогове, написанная его сыном Олегом Пироговым, и несколько очерков (разных авторов). В очерках рассказывается о вокалистах, певших одновременно с Александром Пироговым на сцене Большого театра, и о тех, кто в конце ХХ века способствовал развитию русского хорового искусства (В.Д. Наумов, Н.Н. Озеров, П.С. Оленин, М.А. Оленина-д’ Альгейм, А.С. Пирогов, Н.С. Ханаев, Е.Д. Аглинцева, Е.Г. Попов, К.Б. Птица).
http://www.izdatel-sitnikov.ru/book/catalog/published/38/

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #8 : Апрель 30, 2010, 18:42:20 »
А я и не знал, что Клавдий Борисович (не вру я в имени-отчестве ? вдруг в голове всплыло) Птица  - тоже из Рязани ! Фантастически вокальный город !
« Последнее редактирование: Апрель 30, 2010, 19:36:56 от Mikky »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #9 : Апрель 30, 2010, 19:17:37 »
:) Да вся Россия была когда-то "вокальной" страной !
К сожалению, дело вовсе не в одних лишь большевиках: исчезновение прежней народной культуры, в частности, традиций самодеятельного пения, это следствие глобализации. Когда наращивается индустриальная мощь и формируется специфическая городская культура индустриальной эпохи, слабо связанная и даже совсем не связанная с сельской, к сожалению, это порождает новые социальные императивы, среди которых певческому искусству остаётся слишком мало места.
Я думаю, решающим фактором тут является отрыв от природы и от сельского быта с его раздольем и внушённым этим простором и этими видами труда желанием петь. Тем более, что городская культура более агрессивна, она подавляет своей заорганизованностью любую "вольницу".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #10 : Апрель 30, 2010, 19:42:34 »
Когда наращивается индустриальная мощь и формируется специфическая городская культура индустриальной эпохи, слабо связанная и даже совсем не связанная с сельской, к сожалению, это порождает новые социальные императивы, среди которых певческому искусству остаётся слишком мало места.

По-моему, это еще все-таки проблема нарушения традиций. Мои предки жили в Москве еще в 1812 году - т.е. налицо "чисто городская культура". И пока была жива бабушка, когда собирались гости, за столом всегда пели старинные русские романсы и РНП.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #11 : Апрель 30, 2010, 20:18:28 »
Когда наращивается индустриальная мощь и формируется специфическая городская культура индустриальной эпохи, слабо связанная и даже совсем не связанная с сельской, к сожалению, это порождает новые социальные императивы, среди которых певческому искусству остаётся слишком мало места.

По-моему, это еще все-таки проблема нарушения традиций. Мои предки жили в Москве еще в 1812 году - т.е. налицо "чисто городская культура". И пока была жива бабушка, когда собирались гости, за столом всегда пели старинные русские романсы и РНП.

Разве можно сравнить тот неразвитый капитализм 1812 года с тем, что был в 1912 году, а тем более с тем, что будет в 2012 ? :) В те годы почти никакой принципиальной разницы между культурой города и деревни в
России не было. Я не беру высшие круги власти, я говорю о низах, откуда и выходят гениальные певцы: из народной толщи, из массы.
Я думаю, что настоящий удар по деревне нанесли в 1929 году. Именно тогда был разрушен вековой быт русской деревни, каким он был на протяжении столетий. Сталин этих "коллективизаторов" потом перерезал, да уже поздно было. Сделанного не воротишь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #12 : Январь 01, 2012, 18:47:41 »
Вечер памяти А.С. Пирогова в ЦДРИ 17.12. 1984 г. (аудиозапись более двух с половиной часов звучания).

Ведущий - И.И. Петров.

Среди участников - И.С. Козловский, Б.А. Покровский. Е.Ф. Смоленская, Е.А. Грошева, Н.Д. Шпиллер, А.И. Орфенов, в конце Е. Нестеренко спел арию Мельника, песню "Червяк" Даргомыжского и серенаду Мефистофеля.

http://svidetel.su/audio/1137

« Последнее редактирование: Январь 01, 2012, 22:09:37 от Максим »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #13 : Январь 01, 2012, 20:04:01 »
У меня в коллекции много фотографий со штампом "музей ГАБТ", в том числе и с А. Пироговым.

[вложение удалено администратором]

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #14 : Август 12, 2012, 17:05:21 »
Небольшой сюжет из кинохроники 1954 г.

Юбилей А.С. Пирогова в Большом театре:

http://www.youtube.com/watch?v=E0weePaXSzQ

На этом вечере А.С. Пирогов исполнил фрагменты из "Бориса Годунова". Сцена в тереме с этого вечера была  впервые издана на нашем диске - http://aquarius-classic.ru/album?aid=71&tid=9



Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #15 : Ноябрь 14, 2012, 23:40:05 »
Вот полюбуйтесь, какой, извините за выражение, лажей нас потчует телеканал "Культура". Про другой канал не стал бы писать, но здесь название обязывает, а главное - программа называется "Абсолютный слух" (!). Ведущий объявляет арию Бориса в исполнении А.С. Пирогова и говорит, что это хроникальная запись 1933 года (!). Вместо этого показывают - что бы вы думали? Ну разумеется, фрагмент из всем известного хрестоматийного фильма Веры Строевой "Борис Годунов" 1954 года, только почему-то в черно-белом изображении.

http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1491&start_record=2012-11-07-20-40

К слову сказать, у А.С. Пирогова действительно есть хроникальные кадры в роли Бориса Годунова из киножурнала "Советское искусство" за 1933 год. Но это запись немая, хранится в красногорском архиве кинофотодокументов.  Полагаю, что телеканалу "Культура" следует исправиться и в следующих выпусках показать правильную съемку 1933 года.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #16 : Ноябрь 18, 2012, 22:13:43 »
Вот полюбуйтесь, какой, извините за выражение, лажей нас потчует телеканал "Культура". Про другой канал не стал бы писать, но здесь название обязывает, а главное - программа называется "Абсолютный слух" (!). Ведущий объявляет арию Бориса в исполнении А.С. Пирогова и говорит, что это хроникальная запись 1933 года (!). Вместо этого показывают - что бы вы думали? Ну разумеется, фрагмент из всем известного хрестоматийного фильма Веры Строевой "Борис Годунов" 1954 года, только почему-то в черно-белом изображении

Наверное потому и перепутали, что чёрно-белое !
Но это мелочи в сравнении с тем, что иной раз приходится выслушивать или читать, так что мелкие ошибки можно ещё как-то понять. Но не простить :))
А как же они будут показывать съёмку 33 года, если она немая ?
Да, кстати, а зачем её делали в те времена ? С целью дальнейшего озвучения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #17 : Ноябрь 18, 2012, 23:20:29 »
А как же они будут показывать съёмку 33 года, если она немая ?
Да, кстати, а зачем её делали в те времена ? С целью дальнейшего озвучения ?

Показать ее можно с каким-нибудь звукорядом того же Пирогова. У него, к примеру, есть ранние записи фрагментов из "Бориса" (1930-х гг.). Снималось это как обычная кинохроника того времени. Не знаю - может быть есть где-то и звуковой вариант? Просто мне попадался в эл. каталоге РГАКФД вот в таком виде:

 Название : Советское искусство №2.
N Учетный : 3412
N Сюжета : Нет
N Производств. : Нет
Вид документа : к/ж
Дата выпуска : 1933

Аннотация : 1сюж. - Монолог Л. Яровой из пьесы "Любовь Яровая" в исполнении артистки В. Н. Пашенной (синхр. ); В. Н. Пашенная в роли Маланьи в спектакле "Растеряева улица".
      2сюж. - Фрагмент оперетты Р. Планкета "Корневильские колокола" в театре им. В. Немировича-Данченко в исполнении артистов Н. Кемарской и Добролюбова (синхр. ).
      4сюж. - Поэт Вас. Каменский читает стихи, играет на гармошке, поет (синхр. ).
      5сюж. - Сцены из спектакля "Ученик дьявола" по пьесе Б. Шоу в театре Ю. Завадского; в сценах из спектакля заняты артисты: Н. Д. Мордвинов, Г. Е. Гергманов, А. П. Алексеева, М. Б. Таранов, Н. Н. Лунд, Е. М. Мессерер и др.
      6сюж. - Солист Большого театра А. С. Пирогов в роли Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского (синхр. ).
Киностудия : Союзкинохроника
Звук : Немой
Цвет : ч/б
Кол-во частей : 2
Метраж : 383,6

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #18 : Январь 06, 2013, 13:18:56 »
А сохранились ли записи Григория Пирогова?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #19 : Январь 06, 2013, 14:02:55 »
А сохранились ли записи Григория Пирогова?



http://aquarius-classic.ru/album?aid=70&tid=9

 Григорий Пирогов

  1. Ария Неизвестного (А. Верстовский «Аскольдова могила», 1 д.) 2.27
  2. Серенада Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 3 д.) 2.37
  3. Стансы Нилаканты (Л. Делиб «Лакме», 2 д.) 2.20
  4. Как король шел на войну (Ф. Кенеман-М. Конопницкая, пер. А. Колтоновского) 2.41
  5. Дубинушка (русская народная песня) 3.00
  6. Песня убогого странника (Н. Маныкин-Невструев - Н. Некрасов) 2.49
  7. Ты взойди, солнце красное (русская народная песня, обр. М. Слонова) 3.06
  8. Последний рейс (Э. Альнес - Г. Фергеданд, обр. М. Слонова) 2.39

Александр Пирогов
  9. Монолог Бориса (М. Мусоргский «Борис Годунов», 2 д.) 4.14
10. Из-за острова на стрежень (русская народная песня) 3.55
11. Дубинушка (русская народная песня) 3.46
12. Баллада (Перед воеводой) (А. Рубинштейн - И. Тургенев) 3.25
13. Сцена Мельника и Князя (А. Даргомыжский «Русалка», 3 д., Князь - С. Стрельцов) 11.28
14. Куплеты Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 1 д.) 2.10
15. Серенада Мефистофеля (Ш. Гуно «Фауст», 3 д.) 3.04
16. Ария Кончака (А. Бородин «Князь Игорь», 2 д.) 7.31
17. Ария короля Рене (П. Чайковский «Иоланга») 4.57
18. Рассказ старого цыгана (С. Рахманинов «Алеко») 5.54
19. Пророк (Н. Римский-Корсаков - А. Пушкин) 3.46

Оркестр фирмы "ПАТЕ" (1-4). Оркестр Большого театра (9, 13-18)
Хор Большого театра (5-7, 13, 14. 18). Хор и/у. А. Свешникова (10, 11)
Дирижеры: М.Ипполитов-Иванов (9). А.Чугунов (1З), А.Орлов (14-15). С.Самосуд (17),
Н. Голованов (18), дирижер неизвестен (1-4)
Фортепиано: Б. Жилинский (12), пианист неизвестен (7, 8, 19)
Год записи: 1910(1-8). 1930(9), 1934(10-12). 1937 (14-15, 19), 1939(13), 1940(17),
конец 1930-х- начало 1940-х гг. (18).

Собранные в настоящем альбоме записи позволяют составить представление об уникальном явлении исполнительской культуры XX в. - легендарной плеяде русских басов - братьях Пироговых.

Наряду с немногочисленными записями Григория Пирогова (1885-1931), сделанными на заре его вокально-сценической деятельности, в альбом включены редкие записи Александра Пирогова (1899-1964) преимущественно довоенного периода (близкого к тому времени, когда братья зачастую выступали вместе). Так, монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти» приводится в уникальной записи п/у. М.М. Ипполитова-Иванова (по всей вероятности, это одна из первых записей голоса А.С. Пирогова на пластинки). К ранним записям относятся также русские народные песни «Из-за острова на стрежень» и «Дубинушка» с хором п/у. А.В. Свешникова (впоследствии эти песни были записаны певцом на радио с оркестром народных инструментов); к этому же времени относится редкая пластинка с балладой А.Г. Рубинштейна «Перед воеводой», исполненной А.С. Пироговым под аккомпанемент Б.Л. Жилинского (ученика М.А. Балакирева). Несомненный художественный и исторический интерес представляет редкая запись сцены Мельника и Князя, сделанная на пластинки в 1939 г. (в партии Князя - солист Большого театра того времени С.Н. Стрельцов, другая редкая запись этой сцены, осуществленная на тонфильм в ансамбле с П.И. Чекиным, впервые опубликована в серии «Выдающиеся исполнители» на диске «Александр Пирогов: Арии, сцены из опер»). Куплеты и серенада Мефистофеля из оперы «Фауст» в исполнении А.С. Пирогова известны в основном по полной записи этой оперы 1947 г. (дир. В.В. Небольсин). В настоящем издании эти исполнительские шедевры певца приводятся в редкой записи на пластинку 1937 г. (дир. А. И. Орлов)

Особую группу составляют ранние фондовые записи А.С. Пирогова. Ария Кончака, записанная в довоенный период на тонфильм, до сих пор не была опубликована, поэтому ее издание, несомненно, представляет особый интерес для почитателей искусства А.С. Пирогова, уже знакомых в записи с двумя другими его образами в опере А.П. Бородина - Князя Игоря (например, по фильму «Большой концерт») и Галицкого (в полных записях оперы). Ария короля Рене переносит нас в 1940 год, когда в Большом театре состоялась премьера «Иоланты» к 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского. К сожалению, полная запись оперы была сделана без участия А.С. Пирогова, создавшего в этом спектакле проникновенный образ любящего отца слепой Иоланты. Ария Рене была записана Пироговым в том же 1940 году на пластинку и тонфильм - последняя запись включена в программу диска. Завершает альбом одна из редчайших записей А.С. Пирогова - «Пророк» Н.А. Римского-Корсакова, до сих пор не публиковавшаяся.

Ария короля Рене с этого диска - http://www.youtube.com/watch?v=w1W03yo5ArY

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 300
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
4 июля – день рождения великого русского баса Александра Пирогова

04.07.14 16:05     Юлия Дац, Владимир Буданов http://ryazan.rfn.ru/rnews.html?id=52323&cid=7

Рязань 4 июля. ГТРК "Ока" Сегодня поклонники оперной музыки вспоминают блистательного исполнителя, рязанца Александра Пирогова. Вершиной его творчества считается образ Бориса Годунова в одноимённой опере.

В личном собрании Александра Марасанова есть три сотни опер и 120 балетов. Среди тех, что вызывают в душе особый трепет – те, где партии исполняет Александр Пирогов. Музыкальную эйфорию подогревает гордость: земляк же!

Борис Годунов в исполнении Александра Пирогова – просто выше всяких похвал, считает Александр. Кстати, за исполнение заглавной роли в этой опере мэтр был удостоен второй по счёту Сталинской премии. А первую он получил в годы Великой Отечественной: денежное вознаграждение – 100 тысяч рублей – певец тогда передал в фонд Главного Командования. В то время Александр Степанович был звездой Большого театра. За четверть века, что блистал на легендарной сцене, он перепел всю классику. Также в его репертуаре были и романсы, и народные песни.

Серенада Мефистофеля – одна из немногих видеозаписей с Александром Пироговым. Эти кадры сделаны незадолго до смерти певца в 1964 году. В рязанском селе Новосёлки сохранилось родовое имение семьи Пироговых. Имя братьев носит рязанское музыкальное училище. Все пятеро, Александр, к слову, самый младший, обладали исключительно красивыми басами. И вошли в историю мировой оперной сцены.
Che mai sento!

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 206
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #21 : Декабрь 11, 2015, 17:46:11 »
Признавая без оговорок величие Александра Пирогова, так и не смог его полюбить. Голос и темперамент роскошны. Но меня всякий раз режет переход от глуховатого, словно пылью припорошенного звука при негромком пении к яркому металлу на верхах. Гораздо легче воспринимаю Григория Пирогова. Интересно, что их общие гены заметны в голосах.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Братья Пироговы - выдающиеся русские певцы
« Ответ #22 : Апрель 15, 2017, 20:52:23 »
С.Я. Лемешев рассказывает о братьях Пироговых. Радиопередача 1976 года (любительская запись).
https://www.youtube.com/watch?v=RMsEmoRj7eQ

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Большой архив фотографий Алексея Степановича Пирогова:

https://fotki.yandex.ru/users/dr-iv-belii/album/385103/





Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Максим , а есть ли какие - нибудь записи Алексея Пирогова в партиях первого плана ( он ведь и их исполнял ) , арии из опер ?
А есть ли записи Гусельниковых , перешедших в Большой из Горького в начале , кажется 60-х ? Вопрос , правда , не по теме , но если у Вас есть такая информация , ответьте пожалуйста .