Автор Тема: Дариус Мийо (1892-1974), французский композитор  (Прочитано 8748 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насчёт Мийо неожиданно возник разговор:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2348.msg29078#msg29078

Да, не скажешь, что Мийо "первичен", но он ведь и не кривлялся - в нём ценно как раз то, что он писал, как пишется ! был довольно естественным. Я с удовольствием слушал его ф-п и оркестровые танцы, Симфонии, струнные квартеты, оперы, балеты, концерты и др. произведения, которых у него сотни опусов ! Кстати, на один его сборник я давно хочу указать, но всё не было повода: его бразильские танцы для ф-п (и для оркестра) - это просто гениально ! Он вообще умел проникаться чужим интонационным миром и многие его сочинения на бразильские темы выглядят едва ли не как "национально-бразильские" :)) В мастерстве "офольклоривания" он не уступает самому Стравинскому ! Только получается это у него намного органичнее: не столь вульгарно-примитивно и не в лоб. Так что вполне традиционалистской направленности композитор, у него есть замечательная музыка, которая нашим нейтрально-серым "эдисонденисовцам" и не снилась - да они бы скорее удавились, чем начали бы сочинять столь живую и яркую музыку, какую выдавал Мийо: пронизанную джазовыми и бразильскими фольклорными мотивами. Впрочем, у них для этого просто пороху не хватило бы ! Кишка тонка !
Конечно, Мийо был экспериментатором, как и все в те времена, но не следует на основании его присутствия в скандально знаменитой "шестёрке" делать слишком далеко идущие выводы: "шестёрка" была весьма разношёрстной, её не объединяли никакие твёрдые принципы, вернее сказать, у неё вообще не было никаких принципов, их объединяло лишь желание сочинять музыку - и получалось это у них весьма ПО-РАЗНОМУ ! По крайней мере с Сати нельзя рядом ставиь Мийо - совершенно другая эстетика и другая идеологи и технология. Поэтому все его "эксперименты" при всей их смелости имели отчётливо традиционалистский вектор.
Да, между прочим, Мийо нам на оперном форуме интересен тем, что он написал оперу "Преступная мать" - 3-ю из серии сюжетов Бомарше про Фигаро :)) "Женитьбу Фигаро" написал Моцарт, "Севильского цирюльника" - Россини (хотя и до него был прекрасный образец !).
А вот "Преступная мать" так и куковала без приличной музыки почти до конца 20-го века - только Мийо сподобился. Надо бы ознакомиться, но я никак не доберусь до фонограммы.
Давайте поищем.
Кстати, на эту тему написал оперу совр. композитор Корильяно ("Призраки Версаля" по мотивам "Преступной матери" Бомарше) - тоже можно ознакомиться, только я уже заранее уверен, что это барахло, потому что написано в 80-90-х годах 20-го века, да ещё в Америке :)))))))))
« Последнее редактирование: Октябрь 05, 2009, 19:01:32 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #1 : Октябрь 02, 2009, 19:31:03 »
Квартеты Мийо слушаю.
В порядке номеров.
Интересно наблюдать, как меняется его стиль.
Вчера слушал 1-2-3, а также балеты "Сотворение мира" и "Бык на крыше" :), Бразильские танцы, а сегодня послушаю 5-6-7-8-9-10.
Давайте поищем "Преступную мать".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #2 : Октябрь 10, 2009, 22:21:01 »
Я выслушал все квартеты Мийо, а также многое другое.
Кстати, квартеты его есть вот тут:
http://www.intoclassics.net/news/2009-5-24-6102

Я вспомнил в связи со своим изучением много интересного, о чём хочу рассказать также и в рамках других потоков, в частности в "Отражениях".
Но сначала о квартетах, раз уж так повернулось дело. Я расскажу об этом чуть позже, когда оформлю свои мысли.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #3 : Октябрь 11, 2009, 19:36:52 »
Я выслушал все квартеты Мийо, а также многое другое.
Кстати, квартеты его есть вот тут:
http://www.intoclassics.net/news/2009-5-24-6102

Я вспомнил в связи со своим изучением много интересного, о чём хочу рассказать также и в рамках других потоков, в частности в "Отражениях".
Но сначала о квартетах, раз уж так повернулось дело. Я расскажу об этом чуть позже, когда оформлю свои мысли.

Благодарю за ссылку, я переслушаю. Как переслушаю - напишу. Вообще меня меньше всего интересует творчество композиторов Франции, правда кое что интересно у Дебюсси, Равеля, Пуленка, Онеггера, Мессиана.

Не знаю, насколько это правда, но слышал я о том, что буд-то бы в настоящий момент во Франции один лишь авангард представлен. Странно, неужели у Пуленка нет последователей, как выразительна, ярка, самобытна и свежа его музыка!
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #4 : Октябрь 12, 2009, 19:05:52 »
Не знаю, насколько это правда, но слышал я о том, что буд-то бы в настоящий момент во Франции один лишь авангард представлен. Странно, неужели у Пуленка нет последователей, как выразительна, ярка, самобытна и свежа его музыка!

Я думаю, причина в том же, почему и в России нет последователей Свиридова :)
Потому что сочинять МУЗЫКУ очень сложно, зато заниматься "искусством звука" гораздо проще.
Вообще, сегодня нас захлёстывает пошлость, а самое главное - серость: какой может быть "последователь Пуленка", если авангардисты его с потрохами съедят, обвинив в банальности и старомодности. Зато они жуть какие "современные" - пишут барахло, подобное которому ставят в театрах под видом "современной режиссуры" и строят в городах под видом т.н. "современной архитектуры".
Я думаю, что всё это звенья одной цепи.

Прослушав квартеты Мийо я не хочу сказать, что всё это сплошь "гениально" - там есть и слабые вещи, но там есть и очень интересные произведения. А самое главное, череда этих квартетов образует некий "дневник" композитора, по которому можно изучать его стиль и изменение музыкальных воззрений.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #5 : Октябрь 13, 2009, 00:26:15 »

Потому что сочинять МУЗЫКУ очень сложно, зато заниматься "искусством звука" гораздо проще.

Вы знаете, сочинять МУЗЫКУ не сложно - это даже не вопрос для композитора, для одаренного композитора, для настоящего композитора. Присутствует невероятная одержимость и сложности при этом никакой не чувствуется и усталости тоже нет, при условии если процесс создания проистекает гладко. Бывают моменты когда перестаешь слышать внутри себя, тогда мучаешься, пытаешься услышать что будет дальше, а не слышишь, но пройдет некоторое время и ты снова слышишь, слышишь как должно быть дальше - это великая радость. Вообще великая радость сочинять музыку, наверное такая же великая как и дарить ее слушателям.

Почему такая ситуация связанная с какой - то раздробленностью что ли в музыкальных направлениях, стилях, какая - то квазимузыкальная эклектика да и музыкальная эклектика тоже на лицо, где музыкальные сочинения не сведены к какому-то общему знаменателю?! Я думаю это по тому, что нет крупной композиторской фигуры, которая бы задала тон, дала толчок к движению дальнейшего музыкального развития. Вот был Шостакович, а сейчас кто? А сейчас каждый сам себе Шостакович (иные мнят себя Стравинскими)!

Нет пропаганды академической музыки, нет стержневой музыкальной политики которую проводили бы настоящие музыканты одержимые музыкой и будущем отечественной музыкальной академической культуры, нет меценатства, а оно сейчас нужно как никогда, не единичные проявления, а последовательные систематические, постоянные. Возможно свою отрицательную и решающую роль в этом играет сама раздробленность слушательской аудитории (аудитории ориентированной на академическую музыку), нет единства, гробовая тишина, каждый занят своим, да слушает музыку, любит музыку, более того жить без нее не может и сделать ничего не может, а может быть и не хочет. Нет ярких лидирующих фигур - двигателей в музыкальной академической сфере, вокруг которых сплотились бы и слушатели. А что сейчас? - купи - продай!

http://www.adelon.ru/company/327  - ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Не про эти ли инновации с таким задором долдонил Шмурак? - актуальные вопросы бизнеса в музыке (правда забыли уточнить в какой музыке, в актуальной или не очень)! А кто тогда собственно сочинением музыки заниматься будет? Кто будет думать о проблеммах искусства, да собственного творчества в частности и решать их?! Нет, предлагается думать об импровизациях в классической музыке и джазе, вопросах бизнеса в музыке, ценообразования, организации музыкальных фестивалей и конкурсов - как современной формы концертной деятельности.  Фестиваль и конкурс - форма современной концертной деятельности! Другими словами форма современной концертной деятельности по их мнению вовсе не авторский концерт и стремление к этому, стремление силой собственного творчества собрать публику в храме музыки. в зале, а участие в фестивале или конкурсе, в этом стилевом винегрете, где как правило сочинение пишется для предлагаемого организаторами определенного коллектива исполнителей, с определенным набором инструментов и только таким, с ограничениями по длительности звучания, возрасту участников и т.п. т.е. форма современной концертной деятельности предполагает написание шаблонных сочинений для исполнения в череде сочинений других авторов и соответственно для разнородной публики, вовсе не объединенной в зале творчеством какого либо одного автора, а раздробленной на множество частей, где больший процент каждой из этих частей составят как правило родственники, да знакомые авторов представленных сочинений, а оставшийся процент - родственники да знакомые творческого коллектива исполнителей. Словом, музыкальная забегаловка! Благостные лица композиторов - жизнь удалась, судьба свершилась - сыграли 15-ти минутный "краковяк" для 4-х туб, флейты пикколо и аккордеона записанного на магнитофонную ленту. Пустые, безразличные физиономии музыкантов-исполнителей, ждущих скорейшего окончания данного балагана и начало следующего. А организаторы в гримерке, обсуждают кому из участников вручить "Волшебный лист Физалиса" - главную награду фестиваля, а кому фиговый листок в качестве поощрительной подачки и заодно определить планы проведения будущего капустника (где будут пастись все те же рожи, как композиторские так и исполнительские), критерии отбора, в каком из драм. сараев проводить и т.п. Но главное впереди - банкет, плюшка и майский чай в пакетике - публика в восторге! От всего этого веет какой-то позорной показухой, расчетом и главное в этом никогда не будет по-настоящему творческого, это вообще не возможно. Творчество нельзя впихнуть в предлагаемые рамки т.к. оно само предлагает свои собственные рамки и не факт, что эти рамки совпадут с рамками предлагаемыми устроителями фестиваля. Да скорее всего не совпадут. И что тогда? Сочинять музыку с целью вместить ее в предложенные рамки? Это цель сочинения музыки? Выходит что некоторые считают, что это именно так. А как быть тем, кто сочиняет музыку которая не вписывается в эти рамки, но имеет свои собственные, индивидуальные? Выходит, что для них современная форма концертной деятельности попросту закрыта.  "Искусство - профессия", "профессионал" - самые (на мой лично взгляд) выражения несущие колоссальный вред самому искусству и творческой личности в частности!

Они думают (это из общения с ними, композиторами сегодняшнего дня, начинающими композиторами), что это профессия, следовательно она должна приносить доход. Это все хорошо, если настоящее творчество и доход представляют естественный процесс, но на мой взгляд это вполне реально в исполнительской сфере. А как быть в композиторской сфере? Сочинять ради денег, говоря простым языком? Сочинять на заказ? Я думаю, что при подобном раскладе творчество, даже талантливое постепенно приобретет характер конвейера, где художественная сторона несомненно пострадает ибо автор уже думает вовсе не столько о художественной стороне, высоких материях, сколько о сроках выполнения заказа и материальном вознаграждении. Но дело не только в заказах. Как оказывается, невероятно сложно найти исполнителя для своих сочинений. Вот один профессиональный композитор  :))) познакомился с кларнетистом. И что? Ну да, в основном пишет сочинения для кларнета с фортепиано  :))). Ну нелепица полная. Причем торОпиться - только бы успеть, только бы успеть, чтоб на "Московской осени" сыграли очередную кларнетовую сонату, а то придется на "Весне" играть, а на "Весну", у меня говорит запланирован показ прелюдий для кларнета с фортепиано  :)))).
Я думаю, что таких случаев масса, подавляющее большинство.

Вот почему лично меня интересует музыка, которая пишется в стол (в стол она пишется не потому, что автор стесняется ее показать, а потому, что нет возможности). Да, конечно вполне вероятно, что в стол пишется много всякого мусора, но велика вероятность, что в стол пишутся и подлинные Музыкальные Шедевры. И вероятность эта на мой взгляд неизмеримо выше, чем вероятность возникновения Шедевра на концертной эстраде (ну разве что будет носить характер случайности). А в крупном зале, например в БЗК думаю, что такая вероятность вообще сведена к нулю.

Да и Творцы исполнительского искусства это тоже редкость.

А исполнители – открыватели неизвестных сочинений, неизвестных авторов – современников, чувствующие Талант– это по-моему вообще редкостный дар.

Ну неужели не один из исполнителей не хочет быть первооткрывателем? Наверное хочет играть классику, открывать в ней новые горизонты  :))), но ведь это тоже особо редкостный дар, доступный единицам. А у меня такое впечатление (возможно ошибочное, но исходя из моих личных наблюдений вроде бы нет) что практически все начинающие музыканты, в большинстве своем стремятся открыть новые горизонты в музыке классической и только в ней. Ах, с каким упоением и с каким знанием дела (это на их лицах написано во время игры) они бренчат на своих инструментах, как они визжат своими сопраноми  :))) и наверно думают, что чем громче, тем лучше, а если, например в дуэте заглушить партнера (видимо считают его соперником), тогда наверное ощущают себя настоящими непревзойденными творцами исполнительского искусства, так скать жизнь удалась)). А вот к музыке сегодняшнего дня (к неизвестной музыке, неизвестных авторов-современников) вообще не проявляют никакого интереса. А авторы своих «музЫк» если имеют знакомых исполнителей, часто подстраиваются под них, под их исполнительское мастерство, под их технику, под их умения, словом ставят перед собой цель сочинить так, чтобы разучивание исполнителем заняло как можно меньше времени и никаких нареканий как по технической стороне, так и по сложности изучаемого материала не было со стороны исполнителя, а то вдруг он еще откажется учить материал или еще хуже – никогда более свою «исполнительскую» руку помощи не протянет  :)))))).

Одному начинающему автору было сказано автором со стажем (как учитель ученику)) ): "Пиши проще, времена Мравинского, когда разучивали месяцами давно прошли".

Ну о каких тогда новых Шедеврах музыкального искусства, искусства сегодняшнего дня можно говорить если как композиторская так и исполнительская стороны по большему счету думают не о музыке и ее будущем, а о своем «грандиозном» мирке, хотя на самом – то деле мирок их мне представляется тихим, тесным, душным и невзрачным! Как я уважаю продвиженцев, одержимых музыкой, тех кто пишет не ради исполнения, а по внутреннему глубокому посылу, но как же мало таких людей, но если такие есть – они совершают подвиг. И если то, что они делают – ПРАВДА, она рано или поздно проявится – это неизбежно! А остальные просто именуются исполнителями или композиторами, чаще сами себя именуют таковыми ибо публика хранит гробовое молчание.

Что же делать??

Делать свое дело, делать его честно по-настоящему, только в этом случае исполнитель ощутит себя исполнителем, а композитор композитором. Но реальная картина – в массе своей все же иная.

Слышал фразу адресованную одному композитору: «Копи деньги, иначе твою музыку вообще никто никогда играть  не будет»! И опять все сводится к одному – лишь бы исполнить, не важно что и как, но лишь бы исполнить. Я не спорю, для композитора важно, принципиально Важно, чтобы его сочинение было исполнено и еще более важно, чтобы оно было доведено до слушателя. Но на мой взгляд это не должно превращаться в самоцель, а если для кого-то это главнейшая из целей, то грош цена таким целям ибо это ничтожно!
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2009, 12:13:55 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #6 : Март 15, 2010, 18:09:04 »
Я выслушал все квартеты Мийо, а также многое другое.
Кстати, квартеты его есть вот тут:
http://www.intoclassics.net/news/2009-5-24-6102

Я вспомнил в связи со своим изучением много интересного, о чём хочу рассказать также и в рамках других потоков, в частности в "Отражениях".
Но сначала о квартетах, раз уж так повернулось дело. Я расскажу об этом чуть позже, когда оформлю свои мысли.

Мысли я эскизно изложил уже давно (для себя), затем хотел этот текст доработать, но так и не собрался ! :))
Поэтому придётся опубликовать его в том виде, в котором он у меня лежит на компьютере. Возможно, я ещё что-нибудь изменю или допишу, но не уверен в этом ! :)

============================================

Квартеты Мийо.

№1 – тональный, начинается остро ритмизованной мелодией. Настроение в целом светлое. Как ни странно читать об этом сегодня, но первым исполнителям казалось, что в этом сочинении "много перцу" :))
№ 2 – тональный, светлый по музыке, яркая насыщенная гармония и фактура. 2-я часть – сумрачный ноктюрн. 3-я часть – изящная и изысканная вещица в быстром движении, полная скользящих штрихов, пиццикато. Оба квартета (1 и 2-й) вполне могут быть охарактеризована как типично французская музыка, отдельными композиторскими приёмами напоминающая французских импрессионистов.
№ 3 – в 2-х частях, очень медленных. 2-я часть с участием вокалистки - сопрано. Как у Шёнберга и у Хинастеры, но всего 2 части.
№ 4 – для 1-й части характерны красочные политональные наложения. 2-я часть – оригинальная траурная музыка, местами очень экспрессивная, с обрывающимися кульминациями, заканчивающаяся обрывом звучания на надрывном крещендо; 3-я часть – что-то вроде мрачной тарантеллы. Тональность присутствует, но очень много хроматизмов и атональных переходов.
№ 5 – свободно атональный
№6 – тональный, но с весьма свободно трактуемой тональностью и ползучими непредсказуемыми модуляциями.
№ 7 – тональный, но с политональными оркестровыми эффектами, испытавший на себе влияние оркестровой музыки Мийо. Медленная часть опять имеет ноктюрновый характер – какое-то сумеречное блуждание, а в конце – успокоение. В финале квартета – народные элементы.
№ 8 - очередной квартет поражает всё тем же неиссякаемым творческим даром, который обычно называют "моцартовским": никаких затруднений темообразования, никакой вымученности, музыка изливается свободно-импровизационно. Пожалуй, такой дар можно было бы назвать и "баховским", но при всей полифонической насыщенности фактуры Мийо обладал необычайно лёгким пером, которое больше напоминает именно о Моцарте ! Тем более, что для него не характерен нарочитый конструктивизм и строгость полифонических форм. Нет у него и брамсовской монументальности – и каждая отдельная часть, и вся форма квартетов в целом всегда компактна, манера композиторского высказывания довольно лапидарна.
Средняя часть 8-го квартета – это опять ноктюрн с тягучей мелодикой. Финал, как и 1-я часть, характеризуются сложностью воплощения идеи тональности и существенной самостоятельностью различных фактурно-тематических своёв. В этом произведении Мийо не страшится неприкрыто-резких диссонансов – пожалуй, по смелости реализации идеи тонального центра и по радикальности отклонений от него 8-й квартет может быть сопоставлен с 5-м.
№ 9 – для него характерна бОльшая определённость тонального центра (в сравнении с 8-м и 5-м) и даже классичность гармонии и тональных переходов и сопоставлений. В этом квартете имеется множество очаровательных мелодических и тембровых находок. В 1-й части происходит словно бы "возвращение к истокам" – с импрессионистскому направлению французской музыки. Т.е. к тому самому импрессионизму, который "подарил нам мир, озарённый ласковым Солнцем". Во 2-й части – изысканная полиритмия, скерцозность. Вся форма квартета в целом следует одному из классическых образцов - 4-частному. 3-я часть, как почти всегда у Мийо, довольно продолжительна по времени – это, как мы уже неоднократно наблюдали в других произведениях этого жанра, типичный для него слегка мрачноватый квартетный "ноктюрн". Мелодическая вязь постоянно обретает высокую степень экспрессии, после чего напряжение достигает кульминации и тут же сбрасывается. Конец медленной части тонально подготавливает вступление финала, который врывается бурным потоком, прерываемым в середине части громогласным маршеобразным эпизодом на основе муз.материала части. Квартет заканчивается сочетанием интонаций марша его середины с мужественными речитациями, уводящими действие очень далеко от безмятежности настроений 1-й части.
Волевой росчерк последней фразы и не менее решительный унисон стявят точку в развитии действия от мечтательной изысканности 1-й части до трагической решимости финала. Пожалуй, благодаря экспрессивности медленной части, ритмическим и динамическим контрастам и мрачной сгущённости красок финала этот квартет выглядит наиболее драматичным среди всех своих предшественников: в нём ощущается нечто бетховенское.
№ 10. – 1-я часть – полнозвучные аккорды и эффектные хроматизмы при ведущей роли мелодического начала, не отличающегося, однако, яркостью интонаций. 2-я часть – игривая, изящная коротенькая вещица, после которой вступление 3-й части выглядит как вторжение мрачно-диссонирующего чужеродного начала, когда на фоне беспокойно-требовательных басовых "клякс" звучит надрывно экспрессивная мелодика в высоком регистре. Басовые кластеры напоминают "стук судьбы" и даже, быть может, являются аллюзией на сходные по идейной нагрузке бетховенские лейтмотивы. На фоне повторяющегося ритмичного ворчания этих клякс и как бы под его "гнётом" развивается действие всей части. Это тоже "ноктюрн", но на сей раз необычайно мрачный. А после него, как и в 9-м квартете, звучит решительный финал. Однако, в данном случае напряжение всё же не добирается до той стадии, которой оно достигло в 9-м квартете.
№11. - 1-я часть немного сумбурная по настроению и по гармонии – как всегда у Мийо, мелодическая линия имеет приоритет в развитии и подчиняет себе всё остальное, в т.ч. и гармонию. Эта часть балансирует на грани атональности, однако, не переходя эту грань, хотя многие моменты её – особенно переходные эпизоды - абсолютно атональны. 2-я часть по контрасту с 1-й выглядит светлой и беззаботной. хотя в ней вовсе не наступает бОльшей гармонической определённости – мелодический элемент преобладает. 3-я – как всегда, мрачный ноктюрн, 4-я – игривое движение при сохранении всё тех же общих особенностей стиля.
№ 12. – 1-ю часть вполне можно назвать "классицистской" в сравнении с предыдущими опусами – типические старинные мелодические фигуры и украшения, форма очень компактная, как, впрочем, и в других квартетах. Настроение в целом более светлое, чем в 11-м квартете. 2-я часть – лирическая и умиротворённая, в середине чуть более мрачная, тональность вполне определённа, все черты стиля Мийо наличествуют: мелодическая самостоятельность голосов, подчинённость гармонии голосоведению, идеальная сбалансированность фактуры. 12-й квартет 3-частный: 3-я часть – в энергичном движениии, пожалуй, наиболее резкая в гармоническом отношении среди всех частей этого квартета. К концу части атмосфера просветляется.
13-й. – квартет в 3-х частях. 1-я часть – пожалуй, большее внимание уделено свободным сопоставлениям тональностей. Настроение лучезарное, радостное. 2-я часть – тонко инструментована. В ней присутствуют нарочито-сумрачные гармонические наплывы, вероятно, программного характера, художественный смысл которых состоит в драматическом оттенении светлых скрипичных наигрышей. 3-я часть – названа "мексикана" и в некотором приближении таковой и является :). Часть проводится в быстром движении, национальные интонации и ритмика в какой-то мере присутствуют, ближе к концу части, пожалуй, более отчётливо.
14-й. – этот квартет тоже 3-частный. 1-я часть – немного смутная по настроению, но вполне типичная для Мийо. В ней наблюдаются политональные наложения и довольно плотная полифония при обычной для автора самостоятельности голосов квартетной ткани. 2-я часть – начинается прерывающимися, как бы недоговорёнными мелодиями и вся она имеет вопросительный оттенок. Она не похожа на типичные для Мийо квартетные "ноктюрны", уже знакомые по предыдущим опусам этого жанра – для неё характерно постоянное взаимодействие голосов в умеренном движении, но вместе с тем часть довольно протяжённая по времени, в результате чего на выполняет функцию музыкального центра квартета – в середине её звучит 4-голосный фугированный эпизод с довольно сложной полифонической вязью. 3-я часть начинается в характере "народного праздника" и вся выдержана в этом ключе. Конечно, вся эта "народность" не является первозданной, она опосредована композиторской обработкой в духе остального творчества Мийо.
15-й. – последний квартет "3-частной серии". 1-я часть – по настроению напоминает 1-ю часть 14-го квартета, но она всё же более прозрачна по инструментовке. 2-я часть – как и центральная часть предыдущего квартета, характеризуется беспокойным движением голосов и общим экспрессивным фоном она мало напоминает "ноктюрновые" медленные части большинства предшествующих квартетов, хотя, конечно, типических черт и в ней тоже предостаточно, но в таких случаях в медленную часть словно бы проникают приёмы из медленных эпизодов более подвижных остальных частей квартетов. С одной стороны, это делает медленную часть более органически включённой в конструктивное целое всего произведения, но с другой стороны, лишает её существенной доли своеобразия. Финал в быстром движении отмечен, пожалуй, наиболее внятным тематизмом.
Но самое интересное в 14 и 15 квартетах не это, вернее, самым интересным являются не их самостоятельные достоинства как таковые, сколько то обстоятельство, что музыка обоих этих квартетов ….. Вы не поверите ! – задумана и создавалась совместно и может быть НАЛОЖЕНА одна на другую и синхронизирована так, что в результате получится … Октет ! В это почти невозможно поверить, пока не услышишь звуковой результат. Любопытно, однако, что даже при самостоятельном прослушивании каждой вещи в отдельности бросается в глаза не только идентичность формы и порядок следования всех разделов, но и явная общность музыкальных свойств. И всё же этот "розыгрыш" достоин внимания.
Даже если такой "эксперимент" сам по себе не слишком удивляет кого-то посреди технологического изобретательства 20-го века, но результат всё же заставляет воспринимать его в изумлении ! :))
16-й. – возвращение "большой" 4-частной формы квартета. 1-я часть – очень необычна в контексте квартетного творчества Мийо: вся выдержана в медленном движении. Впрочем, форма всего этого квартета необычна и сюрпризы начинаются уже с 1-й части. В плане необычности вспоминается также 3-й квартет Мийо  – в 2-х частях, да ещё с добавлением сопрано. Музыка 1-й части может быть названа, пожалуй, "позднеромантической", что даже немного удивительно после всего извилистого и сложного композиторского пути, пройденного на этот момент Мийо. Отчётливо присутствующая тональность, аллюзии на музыку начала 20-го века: ранние квартеты Шёнберга, ранние вещи Берга, Р.Штрауса, поствагнеровские настроения и т.п. 2-я часть – быстрое движение, джазовые интонации, солирующие инструменты звучат словно в джазовом ансамбле. 3-я часть – опять в медленном движении, но на сей раз в ней снова ощущается вполне типичная для более ранних квартетов Мийо "ноктюрновость", а композиторскими приёмами эта часть напоминает чуть ли не Форе – мягкость колорита, мелодичность, отсутствие диссонансов. Любопытно сравнить её с 1-й – тоже медленной – частью: тут тоже воспоминание о музыкальном прошлом, но в несколько другом ракурсе. 4-я часть – вот тут в музыку внедряются элементы более позднего стиля Мийо, ощущается влияние современной музыки и более жёсткой композиторской манеры – диссонансы, темповые перебои, хотя бойкий темп её напоминает о его опытах работы с фольклором, да и заканчивается всё вполне "радужно" :)). От этого квартета в целом остаётся впечатление, что в разных его частях Мийо будто бы стремился показать разные музыкальные стили.
17-й. – 1-я часть, как это часто бывает у Мийо, начинается немного смутно, но потом наступает некоторое просветление. Тональность далеко не всегда определённа, хотя и присутствует. 2-я часть опять сумрачно-ноктюрнового характера. 3-я часть – игриво-классицистского характера, радостная по настроению. Финал проходит в быстром движении, но заканчивается
18-й. – Необычная для квартета Мийо форма – первая и последняя части в медленном движении. По всей видимости, это следует объяснить "прощальным" настроением этого квартета, изначально задуманного автором как последний его квартет. В самом конце квартета – сознательная авторская цитата из завершения 1-й части 1-го квартета Мийо – как символ завершения и логического замыкания пройденного пути. Почему именно 18-м номером решил композитор закончить свою "квартетную эпопею" ? Об этом чуть ниже. 1-я часть, как было сказано, медленная и кантиленная, тонально довольно определённая, в целом довольно светлая, хотя в ней преобладает настроение задумчивости. 2-я часть, по автору - "первый гимн": в энергичном движении с темой гимнического характера, с фугированными эпизодами. 3-я часть – "второй гимн", гораздо более мягкий и лиричный, нежели первый. Оба "гимна" можно мыслить как пропеваемую "славу" по окончании большого дела –  по завершении квартетной эпопеи Мийо. 4-я часть – как и 1-я, медленная, прощальная, с цитатой из 1-го квартета.

Что любопытно, Мийо прожил до 1974 года и успел ещё закончить книгу мемуаров под названием "Моя счастливая жизнь", тогда как последний (18-й) квартет был сочинён в 1950-51 году, и на этом история "квартетов" Мийо закончилась. Первый квартет был им написан в 1912 году, на заре его композиторской деятельности, и жанр этот сопровождал его всю жизнь – как вдруг прекратился !
Но это прекращение квартетной линии выглядит странным лишь на первый взгляд. К примеру, череда Симфоний для большого оркестра (Мийо написал 12 симфоний для симф. оркестра) тоже сопровождала его не всю жизнь и ей было положено начало вовсе не на заре его творческой деятельности, а уже во вполне зрелом возрасте. И всё же Симфонии появились в его послужном списке довольно рано – но поначалу они были камерными (для различных составов) и имели самостоятельную нумерацию. Однако и "большие" Симфонии тоже не сопровождали его до самого конца жизни, но как объяснил сам автор, в старости он не прекратил писать симфонии вовсе, он просто перестал называть произведения этого жанра "симфониями", сопроводая их названиями программно-поясняющего характера.
Но "квартеты" как обозначаемый этим названием жанр исчезли из творчества Мийо в 1951 году – появившись, правда, ближе к концу жизни в другой форме и под другими названиями: "Посвящение Стравинскому" и "Этюды на литургические темы". Этому странному для непосвящённых обстоятельству исчезовения из его творчества жанра квартета сам композитор дал прозаическое объяснение: в молодости он поклялся написать не меньше 18 струнных квартетов (с намёком на количество струнных квартетов Бетховена), а когда выполнил эту задачу, то счёл свою "квартетную миссию" выполненной ! Он мысленно "соревновался" в этой сфере с Бетховеном и достиг своей цели если не с т.з. качества музыки, то по крайней мере с т.з. её количества :))
Однако уже при создании 14-го и 15-го квартетов Мийо фактически создал Октет, являющийся их "музыкальной суммой" (см. выше), что свидетельствовало, с одной стороны, о переходе к другому жанру, а с другой стороны, как бы об обратном тяготении к жанру камерной симфонии через укрупнение инструментальных составов камерных ансамблей. Так, после 18-го квартета "эстафета" камерного ансамбля перешла к Квинтету – в последующие годы Мийо не писал квартетов, но создал квинтеты для разных составов: для фортепиано и струнных, для струнных разных составов (с дополняющим квартет альтом, виолончелью или контрабасом), затем и Квинтеты закончились, зато появился Секстет, а потом и Септет, благо Октет был создан раньше на базе двух квартетов :)) Т.е. автор сознательно заполнил весь этот спектр, если не считать, конечно, камерных ансамблей с участием иных инструментов и инструментальных групп и камерных симфоний зари его творчества.
А в самом конце жизни  всё пошло по убывающей: камерный жанр начал мельчать - появился вдруг уже не кваинтет, а квартет для ф-п и струнных, затем ф-п трио, а в самом конце - названные выше вещицы для квартета струнных. Кстати, по поводу появления его ф-п квартета Штокхаузен удивился: "Надо же, кто-то ещё пишет такие вещи!" :)) Вот так в творчестве Мийо любопытным образом эволюционировала идея камерного ансамбля, начавшись сочинениями для простейших составов и струнными квартетами, продолжившись квинтетами и более внушительными составами, а зачем опять всё вернулось к изначальным скромным средствам и, наконец, угасло ……. В такой эволюции присутствует нечто философское !
С этой точки зрения жанр струнного квартета в рамках творчества Мийо нельзя мыслить как самостоятельный – это была лишь одна из его творческих ипостасей – весьма плодоносящая, но не единственная, её логическим продолжением в конце жизни явились более масштабные камерные ансамбли, а финал творческой активности символизирован возвращением к скромным ансамблям и формам. Можно сказать со всей определённостью, что камерный жанр стал зеркалом эволюции Мийо и даже зеркалом его биографии, в котором отразилась вся его "счастливая жизнь" и плодотворная деятельность, поэтому череду его квартетов нельзя считать "исчерпанной" 18-м номером, т.к. камерный жанр в творчестве Мийо на этом не иссяк и череда камерных сочинений фактически была продолжена в линии камерных ансамблей других составов – всю эту цепочку надо рассматривать во всей совокупности, а выделение из неё одних лишь струнных квартетов было бы чем-то искусственым и нарушающим логику творческой эволюции Мийо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #7 : Март 15, 2010, 18:12:27 »
Отсюда кое-что любопытно выделить отдельно в плане изучения композиторской технологии:

в 14 и 15 квартетах самым интересным являются не их самостоятельные достоинства как таковые, сколько то обстоятельство, что музыка обоих этих квартетов ….. Вы не поверите ! – задумана и создавалась совместно и может быть НАЛОЖЕНА одна на другую и синхронизирована так, что в результате получится … Октет ! В это почти невозможно поверить, пока не услышишь звуковой результат. Любопытно, однако, что даже при самостоятельном прослушивании каждой вещи в отдельности бросается в глаза не только идентичность формы и порядок следования всех разделов, но и явная общность музыкальных свойств. И всё же этот "розыгрыш" достоин внимания.
Даже если такой "эксперимент" сам по себе не слишком удивляет кого-то посреди технологического изобретательства 20-го века, но результат всё же заставляет воспринимать его в изумлении ! :))


Кто это послушал ? :)
Каково ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дариус Мийо (Франция)
« Ответ #8 : Май 20, 2011, 19:08:34 »
Любопытную нашёл информацию:

http://intoclassics.net/news/2009-05-26-6167

Darius Milhaud
Concerto for marimba, vibraphone and orchestra, Op.278

1. I. Animé
2. II. Lent
3. III. Vif

Peter Sadlo marimba, vibraphone
(rec. 16 & 17.04.1992)

Suite française, Op.248

5. I. Normandie (Animato)
6. II. Britagne (Lento)
7. III. Ile-de-France (Vivo)
8. IV. Aksace-Loraine (Lento)
9. V. Provance (Animato)

(rec. 30.09.1991)


Albert Roussel
Petite Suite Op.39

11. I. Aubade (Allegro comodo)
12. II. Pastorale (Andante)
13. III. Mascarade (Allegro con spirito)

(rec. 09.02.1990)

Suite in F Op.33
(fa majeur)

15. I. Prélude
16. II. Sarabande
17. III. Gigue

(rec. 20 & 22.09.1990)

live
Münchner Philarmoniker
Sergiu Celibidache
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица