Автор Тема: А.Б.Гольденвейзер (1875–1961) - выдающийся пианист и его школа: С.Е.Фейнберг (1890-1962), Г.Р.Гинзбург (1904-1961)  (Прочитано 35130 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В связи со 135-летием со дня рождения великого нашего фортепианного педагога Александра Борисовича Гольденвейзера (1875-1961), школа которого, наряду со школами К.Н.Игумнова и Г.Г.Нейгауза, была, несомненно, одной из ведущих пианистических школ России и всего мира, я хотел бы начать поток, посвящённый этой выдающейся личности нашего музыкального прошлого.
В Москве имеется музей-квартира А.Б.Гольденвейзера - не побоюсь этого слова, легендарная квартира, в которой бывали, получали уроки и музицировали самые известные музыканты нашей страны.
На протяжении всего существования Музея музыкальной культуры им.Глинки Александр Борисович Гольденвейзер был его преданным другом и помощником. В 1955 году он передал в дар государству свой архив, библиотеку и мемориальные ценности, и квартира музыканта была превращена в филиал ГЦММК, а в апреле 1959-го в ней открылась музейная экспозиция.
После полувековой деятельности Музея-квартиры возникла необходимость капитального ремонта и реконструкции помещения. По завершении работ (в 2006 году) появилась возможность разместить в Музее-квартире большее количество мемориальных экспонатов, а также проводить концерты, выставки, научные чтения и конференции, тем самым продолжая развивать исполнительско-педагогические традиции, заложенные А.Б. Гольденвейзером. Мемориальная часть дает возможность воочию познакомиться с творческим миром музыканта, профессора консерватории прошлого времени, почувствовать связь Гольденвейзера с его коллегами – выдающимися личностями – Прокофьевым, Скрябиным, Рахманиновым, Метнером; проникнуться духом домашних музыкальных собраний, когда звучат мемориальные рояли, клавиш которых касались великие музыканты – друзья и коллеги Александра Борисовича Гольденвейзера.

Адрес музея-квартиры: 103009, Москва, Тверская улица, дом 17, квартира 110.
Проезд: станции метро «Пушкинская», «Тверская», троллейбусы 1, 12.
Телефон: (495) 629-29-29.

Телефонный номер приведён новый (на 2010 год) - он был изменён несколько лет назад при переходе на обслуживание цифровой тел.станцией (ранее там был номер 229-29-29).
Помню, раньше туда можно было прийти чуть ли не в любое время, но ныне для посещения музея-квартиры необходимо заранее оставить заявку.

Любопытно отметить, что школа Гольденвейзера, как её сегодня можно было бы назвать - "школа строгого романтизма", - когда-то на фоне остальных - вполне "романтических" по своему генезису - школ выглядела чуть ли не "академической". Бытовали даже разговоры об "академизме" Гольденвейзера. Собственно, степень "академизма" его музыкантских принципов и преподавательской методики с наших сегодняшних позиций может быть оценена как весьма умеренная, хотя ему принадлежат и поныне ценные редакции классицистских ф-п сочинений Моцарта и Бетховена.
Парадоксально, а может, наоборот, закономерно то обстоятельство, что принципы школы Гольденвейзера оказались гораздо более живучи, чем принципы других школ: как выяснилось, в своём умеренном "академизме" и в умеренном же "романтизме" школа Гольденвейзера заглянула в более далёкое музыкальное будущее и оказалась более адекватной позднее наступившей - и далеко уже НЕ романтической по своим ключевым чертам - исполнительской эпохе с её вниманием к уртекстам, с её требованиями стильности и технической опрятности исполнения, и её приматом интеллекта и требованием мудрой сдержанности чувственных проявлений.
Я уже отмечал, что даже исполнительство Рихтера, "номинально" ученика романтика Г.Г.Нейгауза, по своим ключевым свойствам гораздо сильнее соприкасается со школой именно Гольденвейзера, а отнюдь не Нейгауза ! Я не хочу сказать, что Нейгауз, дескать, "менее интеллектуален", Чем Гольденвейзер - о нет ! Но я хочу сказать, что примат открыто-романтического чувствования был вполне чужд исполнительству Рихтера, которого, если не знать его биографии, но знать среду, в которой он вращался, в гораздо бОльшей степени можно было бы посчитать "учеником" именно Гольденвейзера, а не Нейгауза ! :) Пожалуй, мудрость Нейгауза состояла в том, что он, всё понимая, ничему не препятствовал, а лишь способствовал самовыражению Рихтера - "классика" новой исполнительской эпохи, эпохи построматической. А эта эпоха, как я уже сказал выше - это эпоха торжества идей школы Гольденвейзера.

Принципы пианистической школы Гольденвейзера нашли своё выражение в исполнительстве и преподавательской деятельности его учеников, многие из которых в свою очередь сделались яркими деятелями отечественной музыкальной культуры и отечественной системы музыкального обучения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Послушал потрясающие диски Григория Романовича Гинзбурга:

http://www.intoclassics.net/news/2009-10-29-3642
(диск №4)

CD 4

Шуман
Карнавал
 
Бетховен
Контрданс до мажор
 
Лист
"Колокола Женевы"
 
Григорий Гинзбург
Фантазия на тему Россини
 
Шопен
Три экспромта
Соната №2
 
Лист
Паганини-этюд
Венгерская рапсодия №10
 
1954, 1959 гг

Там же и другие записи.

Трудно зафиксировать свои восторги на каком-нибудь одном исполненном сочинении, поэтому я хочу поговорить о небольшой выборке исполнений Гинзбурга, сделанной в соответствии с моими вкусами.
Любопытный материал имеется по Этюду Шопена соч.25 №11 a-moll, чуть позже я его скопирую из имеющейся литературы, потому что он крайне интересен и поучителен с т.з. возможностей интеллектуального постижения музыки, а сейчас хочу обратиться к феноменальной трактовке "Женевских колоколов" Листа и к исполнению 2-й сонаты Шопена, которого я по странному стечению обстоятельств до сих пор ни разу не слышал, хотя читал о нём у наших маститых критиков советской эпохи.
Критика отмечала нестандартность подхода Григория Романовича ко 2-й сонате Шопена, обращая внимание, в частности, на его подачу музыки финала Сонаты. Да, у Гинзбурга здесь тоже романтические метания и порыв, но что любопытно (и на что обращала внимание тогдашняя критика): у Гинзбурга финал не выглядит чем-то "загробным" даже после предшествующего похоронного марша, наоборот – финал необычайно активен и даже агрессивен - он вовсе не воспринимается как "послесловие" ! В подаче Гинзбурга финал полон активности, пусть даже и инфернальной – это словно какое-то "возрождение", будто яростный и злобный протест против только что случившегося. К сожалению, эта любопытная линия не получила широкого развития в творчестве других пианистов, поэтому среди трактовок 2-й шопеновской сонаты исполнительское решение Гинзбурга до сих пор выглядит как "белая ворона". И тем не менее было бы неправильно не обратить внимание на эту интересную особенность решения Гинзбурга, на его своеобразный подход к форме целого, на его концепцию.
Что же касается исполнения остальных частей Сонаты, начиная с 1-й её части, то поражает масштабность подачи материала, удивляет плотность звука, массивность аккордов и т.п. – и это сразу после хрупких миниатюр Шопена, в которых Гинзбург только что демонстрировал лёгкость и изящество, которые он привносил даже в листовские оперные транскрипции, опровергая расхожие представления о нагромождённости и вязкости их фактуры. А тут, в Сонате: решительность движений, мощь, несгибаемая логика развития. Полагаю, всё это идёт от рахманиновско-рубинштейновской традиции. Полагаю, не нуждается в доказательствах факт знакомства Гинзбурга с рахманиновской записью этой Сонаты. Уверен также, что не последнюю роль в выборе Гинзбургом исполнительских средств сыграл А.Б.Гольденвейзер.
Вообще, на таких примерах предоставляется возможность убедиться, какую силу могут приобретать традиции, заложенные волевой личностью: ведь имеется же авторский текст, имеется полный набор других сочинений Шопена, с которыми можно соотносить композиторские решения его сонат, а тем не менее, исполнительский гений великого Ант.Рубинштейна через воспоминания и игру слышавших его исполнение музыкантов в качестве эзотерической информации дошёл даже до нас, будучи зафиксированным в фонограммах последователей его линии, опосредовавших его решения в своей собственной игре. Удивительный пример музыкального исполнительского творчества, ни в каких нотах не зафиксированный, а передаваемый изустно и через фонограммы из поколения в поколение !
Миниатюра Листа "Женевские колокола" в подаче Гинзбурга отличается высшим пианистическим совершенством, исчерпывающим владением тембровой палитрой рояля, феноменальной по силе воздействия образностью, в полном смысле этого слова "зримой" звукоизобразительностью ! Конечно, название этой замечательной программной пьесы – одной из лучших у Листа - говорит само за себя и подталкивает к поискам разнообразной "колокольности", но то, что делает с нею Григорий Романович, иначе как "звуковым чудом" не назовёшь: это и прозрачные импрессионистские звучания "заставки" пьесы (перекликающиеся "колокольчики" в высоком регистре), это и тембристые (на густой педали) аккорды "колоколов" в низком регистре, имитирующие бой больших старинных часов европейской городской башни, это и искромётные пассажи её середины, это и глубокие одиночные колокольные басы её окончания. Графический нотный рисунок этой пьесы выглядит чрезвычайно скупым для Листа, отличающегося обычно щедростью фортепианно-оркестральной палитры, но тем интереснее та тембровая расцветка её, которую предложил Г.Гинзбург, сделавшись едва ли не лучшим в истории грамзаписи исполнителем этой пьесы.
Феноменально исполнение Гинзбургом "Кампанеллы" Паганини-Листа, зафиксированное, кстати, в студии не только аудио-, но и видеозаписью: Григорий Романович, всегда интересовавшийся техникой и техническими новинками, в чём он может быть с полным правом уподоблен И.Гофману, не преминул, конечно, зафиксировать некоторые жемчужины своего репертуара в видеозаписи, сделавшись таким образом одним из пионеров этого многообещающего начинания.
Его знаменитую – как её шутя называли, "шампанистую" - транскрипцию на т.Россини я не буду комментировать: этот шедевр вошёл в "золотую коллекцию" фортепианных переложений, как и его исполнение автором – Григорием Гинзбургом.
« Последнее редактирование: Май 07, 2010, 12:46:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Дорогой Предлогофф!

Давно не испытывал такой благодарности, какую испытываю к Вам, слушая этот комплект Гинзбурга. Начал с 4 диска, и 2 сонаты, естественно, и слушаю 3 раз по кругу, хотя ещё час назад не поверил бы, что способен на такое.

Моих комментариев не требуется, скажу только, что абсолютно потрясён. Даже Рахманинов местами отдыхает. Если коротко, то восхищает подход с нуля, "от клавиш", от текста, инструментально-номинальный, или ноуменальный, как сказал бы, если бы услышал это, Веничка.

Ни малейших наслоений въевшихся в кровь ассоциаций с духовым оркестром за гробом, и потому никаких изображающих "приличествующую случаю" сдержанность искусственных ограничений на динамику и то, что слышат пианистически уши: эти роскошные рокочущие басы в репризе марша просто изумили меня естественностью. Даже обиделся, что сам в своё время не додумался, и как-то робел перед маршем.

Впрочем, я жил до 16 лет в таки небольшом городе, и каждые похороны были по Коммунистическому таки проспекту с тем самым оркестром и репризой. Переход от медленной части к репризе, который удивил меня у Коробейникова, явно слизан отсюда, но сделан на порядок примитивнее. Впрочем, моя не тронутая новейшими веяниями подруга утверждает, что Коробейников таки может, ежели звёзды сойдутся.

А финал - просто праздник ушей и веры в первичность фактуры. Экий безумный разворот там - только лучшие расширения Мессиана стоят рядом в музыке 20 века, а если скинуть 100 лет, то жаль, что такого человека, как всегда, погубили бабы.

В гробу я видал Падеревского с этого момента.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Да уж, нам, знакомым с выдающимися записями более поздних времён, сегодня трудно понять, что можно было найти в игре Падеревского. Правда, говорят, что он записывался, пребывая уже далеко не в лучшей своей форме, но всё равно, даже если закрыть глаза на чисто техническую сторону, всё остальное-то тоже не слишком блестяще выглядит !

А вот что касается игры Г.Гинзбурга, то это, конечно, что-то феноменальное. Какие всё же большие артисты были у нас за железным занавесом ! Их искусство было для них смыслом жизни - в этом, наверное, и разгадка их мастерства и художественной силы их трактовок.
Я сам себе удивляюсь: как я мог проявить столь малый интерес ко 2-й сонате Шопена в исполнении Гинзбурга, что до сих пор не слышал этой фонограммы ? Одно меня может извинить: до недавнего времени она не была издана.
А вот почему она не была издана в советские времена, это для меня загадка. По-видимому, в те времена полагали, что у нас есть шопенисты и "получше". Тем же, по-видимому, объяснялось и отсутствие листовских и скрябинских записей Рихтера, и ключевых рахманиновских записей Флиера и т.д.
Хорошо хоть, что эти записи Гинзбурга вообще сохранились ! Это очень большой пианист - ясно, что фигура мирового масштаба.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Моё письмо было опубликовано на одном ресурсе, и я был страшно рад увидеть живой интерес к Гинзбургу в снобистских массах :):
http://www.snob.ru/profile/blog/6090/18165

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Моё письмо было опубликовано на одном ресурсе, и я был страшно рад увидеть живой интерес к Гинзбургу в снобистских массах :):
http://www.snob.ru/profile/blog/6090/18165

Ох, да что может сказать эта жалкая кучка интеллектуальных импотентов, кроме вот этого:

Цитата: сноб
И Горовиц?

Ну и всё ясно.
« Последнее редактирование: Май 10, 2010, 21:35:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Да, снобы удивительно неснобы, я это уже говорил Стёпе :)

Но, Предлогофф, у меня к Вам ещё одна огромная претензия!!!

Я добрался до 12 этюда Скрябина на дисках Гинзбурга. КАК ВЫ МОГЛИ?! Или Вы не знали об этой записи во времена той дискуссии на жалком ресурсе?!

Это - так, как играл бы я, 1:1, если бы мог прочесать левую так, как не может ни один смертный.

Кроме Григория Гинзбурга.

Я знаю теперь, как зовут моего любимого пианиста.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Но, Предлогофф, у меня к Вам ещё одна огромная претензия!!!
Я добрался до 12 этюда Скрябина на дисках Гинзбурга. КАК ВЫ МОГЛИ?! Или Вы не знали об этой записи во времена той дискуссии на жалком ресурсе?!

Нет, почему же - я о ней знал и мы её там даже каким-то чудом обсудили в перерывах между приступами паранойи некоторых невменяемых участников, которые всё порывались рассказать нам, что мы, т.е. те, кто это обсуждает, ничего не понимаем в музыке ! :))

Это - так, как играл бы я, 1:1, если бы мог прочесать левую так, как не может ни один смертный.
Кроме Григория Гинзбурга

Да, левая рука феноменальна, а в подаче партии левой руки ощущается нечто эзотерическое, что восходит к самому автору. Я об этом там говорил тоже.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Кто-нибудь знаком с дискографией А. Б. Гольденвейзера? Меня интересует, какие его записи произведений Чайковского издавались кроме "Детского альбома", "Размышления", "Романса", "Диалога" и "Сентиментального вальса"?

Выпускались ли, например, "Развалины замка", "Немного Шумана", "Грустная песенка", "Колыбельная песня", "Июнь", "Каприччио", "Песня без слов", "Скерцо", "Ноктюрны", "Полька", "Юмореска" и др.?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Выпускались ли, например, "Развалины замка", "Немного Шумана", "Грустная песенка", "Колыбельная песня", "Июнь", "Каприччио", "Песня без слов", "Скерцо", "Ноктюрны", "Полька", "Юмореска" и др.?

Чайковский в его исполнении был на виниле в серии "Выдающиеся исполнители". На CD я даже не знаю, что выходило.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот нашёл кое-что в сборниках:

Russian Pianists I
Green Door
GDCS-0029

ALEXANDR GOLDENWEISER
TCHAIKOWSKY: from Album of Children, Op.39
8. No.7 Ill Puppet
9. No.8 Burial of puppet
10. No.9 Waltz, Allegro assai
11. No.6 New puppet, Allegro
12. No.11 Mazurka

-----------------------------------

The Golden Era of Russia Pianism Vol.2

Александр Гольденвейзер
Шопен
- Прелюдия No.13 Op.28
- Прелюдия No.20 Op.28

------------------

Russian Piano School Vol.01 ( Александр Гольденвейзер )

Tchaikovsky
1. Romance In F, Op.51 No.5
2. Meditation In D, Op.72 No.5
3. Valse Sentimentale In f, Op.51 No.6
4. Dialogue In B, Op.72 No.8
Arensky
5. 'Sari,' Op.28 No.4, From 'Forgotten Rhythms'
Borodin
6. Mazurka In C, From 'Petite Suite'
Rachmaninov
7. Barcarolle In g, Op.10 No.3, From 'Morceaux De Salon'
Medtner
8. Novella In c, Op. 17 No. 2
Goldenweiser
9. Song And Dance From 'Kabardino-Balkarsky Songs And Dances'
Rachmaninov
10. Ste No.2 For Two Pianos, Op.17 (To A.B. Goldenweiser): 1. Introduction. Alla Marcia
11. Ste No.2 For Two Pianos, Op.17 (To A.B. Goldenweiser): 2. Waltz. Presto
12. Ste No.2 For Two Pianos, Op.17 (To A.B. Goldenweiser): 3. Romance. Andantino
13. Ste No.2 For Two Pianos, Op.17 (To A.B. Goldenweiser): 4. Tarantella. Presto

Alexander Goldenweiser, Grigory Ginsburg 10-13

------------------------------------


Чехия, RCD 16260

Александр Гольденвейзер и Григорий Гинзбург, фортепьяно


С.В. Рахманинов


01. Fantasy. Suite 1 in G minor, Op.5 - Barcarole (Allegretto) [0:07:27.45]
02. Both Night and Love (Adagio sostenuto) [0:06:17.70]
03. Tears (Largo di molto) [0:06:28.05]
04. Joyous Holiday (Allegro maestoso) [0:02:55.00]
Запись 1952 г.


Six pieces for piano for Four Hands Op.11
05. Barcarole [0:04:17.35]
06. Scherzo [0:06:28.05]
07. Russian Song [0:06:32.35]
08. Waltz [0:06:36.27]
09. Romance [0:06:16.55]
10. Glory [0:03:23.40]
Запись 1951 г.


Suite 2 in C, Op.17
11. Introduction (Alla marcia) [0:04:30.50]
12. Walzt (Presto) [0:04:51.68]
13. Romance (Andantino) [0:04:03.52]
14. Tarantella (Presto)
Запись 1948 г.

--------------------------


Alexander Goldenweiser - The Russin Piano Tradition

Александр Гольденвейзер, фортепьяно


TCHAIKOVSKY


Album for the Young, Op.39 [23.03]
1 Morning prayer (1.00) 2 Winter morning (1.00) 3 Little horseman (0.37) 4 Mother (0.59) 5 The toy soldiers' march (0.44) 6 The sick doll (1.08) 7 The doll's funeral (1.22) 8 Waltz (1.23) 9 The new doll (0.30) 10 Mazurka (0.57) 11 Russian song (0.24) 12 The peasant plays the accordion (0.31) 13 Kamarinskaya (0.32) 14 Polka (0.46) 15 Italian song (0.46) 16 Old French song (0.41) 17 German song (0.48) 18 Neapolitan song (1.03) 19 Nyanya's tale (0.53) 20 The witch (0.41) 21 Sweet dreams (1.44) 22 Song of the skylark (0.47) 23 The organ-grinder's song (0.45) 24 At church (1.30)
Recorded in Moscow 1952 (LP: 02898/9)


GRIEG


Lyric Pieces Book VII, Op.62 [15.01]
25 I Sylphe (1.40) 26 II Gratitude (3.55) 27 III French serenade (2.20) 28 IV Brooklet (1.31) 29 V Phantom (2.49) 30 VI Homeward (2.55)
Recorded in Moscow 1953 (LP: 03296)


from Lyric Pieces Book VIII, Op.65 [16.28]
31. I From days of youth (4.38) 32 II Peasants' song (1.47) 33 V In ballad style (3.06) 34 VI Wedding-day at Troldhaugen (6.42)
Recorded in Moscow 1953 (from LP: 03297)


Lyric Pieces Book IX, Op.68 [16.47]
35 I Sailor's song (1.34) 36 II Grandmother's Minuet (1.41) 37 III At your feet (2.51) 38 IV Evening in the mountains (2.24) 39 V Lullaby (2.30) 40 VI Valse mélancholique (4.21)
Recorded in Moscow 1954 (LP: 03308)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Как раз интересно, что выходило Чайковского на виниле и на шеллаке (на CD сейчас мало выпускают неизданных записей вообще). Хочется понять, насколько Гольденвейзер не опубликован в целом, а по Чайковскому у него уж очень аппетитная программа.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как раз интересно, что выходило Чайковского на виниле и на шеллаке (на CD сейчас мало выпускают неизданных записей вообще). Хочется понять, насколько Гольденвейзер не опубликован в целом, а по Чайковскому у него уж очень аппетитная программа.

Вы имеете в виду "аппетитную программу" в архивах Гостелерадио ?
Кстати, обратите внимание: вещи для фортепианных ансамблей он играет с одним из лучших своих учеников - с Григорием Гинзбургом. А ведь когда-то Гольденвейзер играл рахманиновские ансамбли самому автору и даже, кажется, иногда музицировал с ним в 4 руки.

Я посмотрю и напомню, что играл АБГ на большом виниловом диске, но я знаю, что это лишь малая часть его записей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ого !


Раздел: Радиофонд - Концерты, музыкальные программы
ID: 12626423
Год: 
Где произведена запись/дата записи: Большой зал Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. 1948
Хронометраж: 0:17:20
Исполнители: Гольденвейзер Александр (фортепьяно)
Название произведения: МЕФИСТО-ВАЛЬС для фортепьяно (“Танец в деревенском кабачке”) Эпизод № 1 из “Фауста” Н. Ленау Ля мажор Соч. 1859-60 
Композитор: ЛИСТ Ференц


=================



Раздел: Радиофонд - Концерты, музыкальные программы
ID: 12626010
Год: 
Где произведена запись/дата записи: Большой зал Московской консерватории им. П.И.Чайковского. 1950
Хронометраж: 0:27:22
Исполнители: Гольденвейзер Александр (фортепьяно), Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер Аносов Николай (РСФСР).
Название произведения: КОНЦЕРТ для фортепьяно с оркестром фа минор Соч. 2
Композитор: АРЕНСКИЙ Антон
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А Чайковского в исполнении Гольденвейзера в архиве и впрямь великолепная подборка !


ИЮНЬ “Баркарола” № 6 из 12-ти характеристических картин для фортепьяно “Времена года” Из цикла:"“Времена года”" соль минор Соч. 37-бис (1875-1876 гг.)

НОКТЮРН № 1 из “Двух пьес” для фортепьяно Фа мажор Соч. 10 (1871-1872 г.)

РОМАНС № 5 из сборника “Шесть пьес для фортепьяно” Фа мажор Соч. 51 1882

ЮМОРЕСКА № 2 из “Двух пьес” для фортепьяно Соль мажор Соч. 10 (1871-1872 гг.)

НОКТЮРН до диез минор Соч. 19 № 4 (1873 г.)

РАЗМЫШЛЕНИЕ для фортепьяно Ре мажор Соч. 72 № 5 (1893 г.)

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС для фортепьяно фа минор Соч. 51 № 6 (1882 г.)

ТЕМА И ВАРИАЦИИ № 6 из “Шести пьес” для фортепьяно Соч. 19 (1873 г.)

ДИАЛОГ № 8 из “Восемнадцати пьес для фортепьяно” Си мажор Соч. 72 1893

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ № 2 из “Восемнадцати пьес для фортепьяно” Ля бемоль мажор Соч. 72 1893

НЕМНОГО ШУМАНА № 9 из “Восемнадцати пьес для фортепьяно” Ре бемоль мажор Соч. 72 1893

ПЕСЕНКА БЕЗ СЛОВ № 6 из “Двенадцати пьес средней трудности” для фортепьяно ля минор Соч. 40 (1878 г.)

ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА № 2 из “Двенадцати пьес средней трудности” для фортепьяно соль минор Соч. 40 (1878 г.)

ПРЕРВАННЫЕ ГРЕЗЫ № 12 из “Двенадцати пьес средней трудности” для фортепьяно Ля бемоль мажор Соч. 40 (1878 г.)

ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ 24 легкие пьесы для фортепьяно Из цикла:"Детский альбом" Соч. 39 (1878 г.)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
НОКТЮРН № 1 из “Двух пьес” для фортепьяно Фа мажор Соч. 10 (1871-1872 г.)

Эта вещь в его исполнении - просто шедевр. Я ничего подобного никогда не слышал. Последний раз нечто подобное промелькнуло у Рихтера - и всё ! Теперь так просто не играют, ибо не понимают, как должна выглядеть эта пьеса и какой очаровательной по звуку она должна быть, какая должна быть педаль, какое туше.
Пьеска эта была опубликована на большом виниловом диске.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
А Чайковского в исполнении Гольденвейзера в архиве и впрямь великолепная подборка !

Вот и я о том же. И Аренского там тоже очень много (более 20 произведений). Но что-то я не помню, чтобы это все выпускалось в полном объеме. 

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Мне повезло сказочно: В.К. Мержанов - ученик С.Е. Фейнберга, а я сейчас занимаюсь у ученицы Мержанова. Ей уже под 70, и на каждом занятии мне удается послушать что-нибудь о той самой легендарной московской пианистической школе, представителями которой являются эти титаны. Какая была культура отношений между профессорами и студентами, культура отношения к профессии!

на сайте www.classica-online.ru  есть записи 2 тома ХТК И.С. Баха в исполнении С. Фейнберга.
Рекомендую к прослушиванию.

Кстати, к 90-летию В. Мержанова была выпущена очень интересная брошюра под редакцией Михаила Лидского, в которой содержатся воспоминания Виктора Карповича о его великих педагогах, выдержки из книги Фейнберга "Пианизм как искусство"...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
Нашёл на Ютубе любопытную запись Фейнберга:

Samuil Feinberg plays Liszt Mephisto Waltz No. 1

http://www.youtube.com/watch?v=SPvreSHlwcI

Рекомендую послушать, очень интересно в плане того, как играли Листа в начале ХХ века - думаю, Фейнберг сохранил основные черты своей трактовки ещё с дореволюционных времён.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В сети увидел ошибку на classic-online:

---------------------
Лист Ференц (Франц) - Транскрипция "Largo ai factotum" из оперы Д. Россини "Севильский цирюльник"

http://classic-online.ru/ru/performer/1091?p=2&performer_id=1091
---------------------

Это не Лист, это транскрипция Г.Р.Гинзбурга, которую он сам блистательно исполнял в своих концертах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Нашел в эл. каталоге ГТРФ вот такое:

КОНЦЕРТ ПИАНИСТА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕРА
Хронометраж   01:29:30
Год записи   1948

1. Моцарт СОНАТА № 10 для фортепиано До мажор KV 330
2. Шопен  БАЛЛАДА № 1
3. Шопен МАЗУРКА фа минор Соч. 7 № 3
4. Шопен МАЗУРКА ля минор Соч. 17 № 4
5. Шопен МАЗУРКА до мажор Соч. 24 № 2
6. Шопен МАЗУРКА си минор Соч. 30 № 2
7. Шопен МАЗУРКА до диез минор Соч. 30 № 4
8. Шопен МАЗУРКА ре мажор Соч. 33 № 2
9. Шопен МАЗУРКА си минор Соч. 33 № 4
10. Шопен МАЗУРКА ми минор Соч. 41 № 2
11. Лист КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД № 3 ре бемоль мажор
12. Лист СОНЕТ ПЕТРАРКИ № 104 № 5 из цикла “Годы странствий. Год второй. Италия” Ми мажор
13. Лист МЕФИСТО - ВАЛЬС
14. Шуберт ЭКСПРОМТ ля бемоль мажор Соч. 90 № 4

Что-то не припомню, выпускался ли он когда-то. Скорее всего нет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Мефисто-вальс" я вообще никогда не слышал в его исполнении; 1-ю балладу Шопена слышал, но не в живом, а в каком-то позднем и неудачном студийном варианте; да ещё 1-2 мазурки Шопена только, а остальное - не знаю даже, откуда появилось. Могли записать и не надписать бобину, как то часто у нас бывало ! :)) В результате позднее через десятилетия у них случались "находки" по принципу "искали рукавицы, а обе за поясом".
Наборчик в этом концерте интересный - и очень типичный для тех лет ! Безусловно, записи такого корифея, пускай даже и поздние, должны быть пущены в оборот: в 1948 году Гольденвейзеру было уже за 70 !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
"Мефисто-вальс" я вообще никогда не слышал в его исполнении

"Мефисто-вальс" интересно было бы послушать, а заодно и проверить, насколько справедлив известный анекдот о том, как после концерта (не этого ли?) уже весьма пожилой Гольденвейзер спросил у Г. Нейгауза "Ну как Вам мой "Мефисто-вальс"?", на что Нейгауз ответил: "О, это были лучшие полчаса в моей жизни!".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Мефисто-вальс" интересно было бы послушать, а заодно и проверить, насколько справедлив известный анекдот о том, как после концерта (не этого ли?) уже весьма пожилой Гольденвейзер спросил у Г. Нейгауза "Ну как Вам мой "Мефисто-вальс"?", на что Нейгауз ответил: "О, это были лучшие полчаса в моей жизни!"

:)) С учётом того, что "Мефисто-вальс" должен звучать минут 11-12 и даже у вящих тугодумов звучит не больше 15 минут.
Да, Генрих Густавович был остёр на язык и нажил через это тучу врагов, но я не думаю, чтобы он заявил нечто подобное прямо в глаза престарелому профессору, да ещё при свидетелях, тем более, что в те годы он сам уже играл не лучше ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Еще сохранился в записи юбилейный концерт Гольденвейзера (1950 г.):

КОНЦЕРТ И ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕРА

На нем Гольденвейзер исполнил концерт Аренского http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf/41886

Кроме того, на концерте исполнялась "Русская сюита" самого Гольденвейзера и Антракт из "Орестеи" Танеева (дир. Н. Аносов)
http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf/41885
http://www.gtrf-ra.ru/ru/gtrf/41884