Автор Тема: А.Б.Гольденвейзер (1875–1961) - выдающийся пианист и его школа: С.Е.Фейнберг (1890-1962), Г.Р.Гинзбург (1904-1961)  (Прочитано 32860 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
(продолжение)

Записи Самуила Евгеньевича Фейнберга давно стали неотъемлемой частью золотого фонда фортепианного исполнительского искусства. Обладавший колоссальным репертуаром, включавшим в себя практически всю русскую и зарубежную классику, произведения своих гениальных современников и собственные сочинения и транскрипции, признанный самим автором лучший исполнитель скрябинской музыки, тончайший интерпретатор музыки Шумана, Шопена, Листа, Бетховена и мн. других. Фейнберг первым в России исполнил, а затем и записал все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха. На фоне этой поистине безграничной широты таланта Фейнберга приходится с горечью осознавать, сколь малая часть его творчества была зафиксирована в аудиозаписи. Тем более ценным представляется каждая публикация еще неизвестных страниц его фонографического наследия.

Данное издание является уникальным в своем роде. Не так часто слушателям предоставляется возможность проникнуть в творческую лабораторию исполнителя, в его «святая святых». Записи великих исполнителей прошлого и современности являют нам, как правило, в своих лучших образцах, плод взвешенных эмоций и уравновешенных чувств, если речь идет о студийных записях, или запечатленное мгновенье поэтического озарения, вдохновенный монолог артиста перед слушательской аудиторией, если запись сделана во время концерта. И тот и другой вариант по-своему раскрывает для нас внутренний мир исполнителя, но всё же несет на себе отпечаток либо тщательного, иногда очень пристрастного самоконтроля, либо мимолетного настроения исполнителя, влияния публики, общейатмосферы концерта и т.п. Поэтому так разнятся студийные и живые записи одного и того же исполнителя, в том числе и по своим художественным достоинствам. Яркими примерами этого утверждения может служить сравнительный анализ «живых» и студийных записей таких корифеев отечественного фортепианного искусства, как В. В. Софроницкий и Гр. Р. Гинзбург.

В настоящем издании мы имеем дело с совершенно особым случаем. Сделанные «для себя», не предполагавшиеся к изданию, публикуемые ныне записи Самуила Евгеньевича открывают для нас внутренний мир выдающегося исполнителя, личности огромного культурного масштаба, не связанного в момент исполнения никакими рамками и условностями.

По воспоминаниям профессора З. А. Игнатьевой, одной из последних учениц великого музыканта, Самуил Евгеньевич любил играть в классе своим ученикам изучаемые ими произведения, или близко связанные с ними по смыслу. Впечатление от таких спонтанных «концертов» было настолько сильным, что по окончании исполнения сознание ученика с трудом возвращалось в 28 класс консерватории из тех заоблачных, божественных высот, куда уводило его исполнение учителя. А Самуил Евгеньевич, пряча улыбку, говорил: «но так играть нельзя, - а то заругают!»

Невероятным является факт, что эти бесценные «домашние» записи сохранились до наших дней - учитывая ту одержимость, с которой Самуил Евгеньевич уничтожал все свои архивы, особенно те, где хотя бы благосклонно упоминалось его имя, или приоткрывался постороннему взгляду сокровенный процесс его творчества. Подчас безнадежно испорченные влиянием времени или техническим несовершенством тогдашней звукозаписывающей техники, они являют нам новые штрихи к портрету личности музыканта.

Аудиофонд Московской консерватории бережно хранит эти фонограммы, а в 2010 году он пополнился новыми записями из домашнего архива С. Е. Фейнберга, переданными консерватории его учеником, исследователем и пропагандистом его творчества В. В. Буниным. Это обстоятельство во многом поспособствовало выходу в свет настоящего издания.

Изучение записей Фейнберга в архиве Московской консерватории привело к неожиданному открытию. Выяснилось, что наряду с общеизвестной, уже почти хрестоматийной записью ХТК Баха, изданной на пластинках и переизданной на компакт-дисках - существует еще одна, правда не в полном объеме (отсутствует вторая половина 1-го тома). Это записи так называемых «прогонов» или исполнительские «пробы», сделанные, зачастую непосредственно перед тем, как отправиться в здание Радиокомитета для «официальной» сессии грамзаписи. Некоторые записи были сделаны в Малом зале консерватории на аппаратуре и пленке консерватории, некоторые там же, но на магнитофоне самого «товарища Фейнберга», как указано на одной из коробок, некоторые в маленькой консерваторской студии, лишенной какой бы то ни было акустики, а иногда и дома на Миусской, о чём перед записью музыки Самуил Евгеньевич сам объявляет в микрофон, называя при этом точную дату записи.

По воспоминаниям ученицы С. Е. Фейнберга профессора Л. В. Рощиной, по воскресеньям, с портфельчиком в руке, в сопровождении своего брата-художника Леонида Евгеньевича Фейнберга, Самуил Евгеньевич поднимался в Малый зал консерватории, где его встречал работавший в те годы тонмейстером к кабинете звукозаписи консерватории Мстислав Петрович Ковалев. Кабинет звукозаписи располагался тогда в крошечной комнатке рядом с балконом Малого зала - сейчас это комнатка дежурных по залу - оттуда приносился микрофон, включалась запись, и Самуил Евгеньевич начинал играть. Практически все прелюдии и фуги писались с одного раза, без повторов, за исключением ре-мажорной прелюдии из первого тома, которую Самуил Евгеньевич записал два или три раза.

Качество этих записей различно. Записи, сделанные в консерватории, из-за нехватки материалов зачастую делались на плёнке, уже несколько раз бывшей в употреблении. К тому же ролик, как правило, состоял из склеенных кусков плёнок разных типов, что прибавляло к записи шумы разного «шумового» достоинства, а плохо прилегающая головка стирания записи оставляла еще и отчетливо слышимые остатки предыдущей записи. Так, на некоторых прелюдиях и фугах можно различить доносящиеся сквозь рояльное звучание голоса скрипки или неведомого вокалиста. Среди «немузыкальных шумов», присутствующих на домашних записях - скрип половиц, голоса близких и т. п. Сказывается и отсутствие акустики, и несовершенство техники, и не всегда точно настроенный рояль… Но все это вдруг растворяется буквально через минуту, и сознание слушателя, увлекаемое ввысь полетом духа исполнителя, начинает буквально парить над всеми этими земными несовершенствами.

Оставляю за рамками этой статьи подробный сравнительный анализ исполнительских трактовок прелюдий и фуг ХТК «официальной» и «домашней» версий - это предмет отдельной научной статьи. Предельно ясно лишь одно, что Фейнбергу была абсолютно чужда всякая «законсервированность» трактовки, мумификация образов.

Эти записи настолько не похожи друг на друга по характеру исполнительской интерпретации, что возникает ощущение, будто их делали два разных человека. Чувство абсолютной творческой свободы, утонченность и естественность высказывания, «полно-кровность» стиля отличает «домашнюю» версию исполнения. Возникает ощущение, что и сама музыка рождается прямо «здесь» и «сейчас»!

Реставрация записей длилась больше года. Несколько небольших фрагментов записи ХТК оказались безнадежно испорченными. Надежды на относительно легкое восстановление утраченного материала путем «вставок» из «официальной» версии полностью рухнули, особенно когда эти версии пришлось сравнивать буквально по такту. Настолько несочетаемыми по звуку, темпу, внутреннему состоянию они оказались. Оставалось лишь отправить эти записи в корзину, но реставраторам Лаборатории звукозаписи Московской консерватории удалось сделать невозможное. Проявив чудеса профессионализма и изобретательности, они сделали все, чтобы оставить эти записи в данном издании и сохранить целостность их восприятия.

Четвертый диск настоящего издания является своего рода «компенсацией» слушателям за отсутствие несохранившейся до наших дней «домашней» записи второй половины первого тома ХТК и содержит настоящие раритеты в фейнберговской дискографии. Впервые из его домашнего архива публикуется запись пяти трехголосных Инвенций (Симфоний), ре-мажорной Токкаты, ля-минорной Фуги с восхитительным прелюдированием выписанной Бахом аккордами предшествующей ей Фантазии. Также в издание вошли отреставрированные записи с пластинок 78 об/м: жемчужин фейнбергского аудионаследия - Бурре из Английской сюиты № 2 ля минор (зап. 1938 г.), Партита № 1 Си-бемоль мажор (зап. 1946 г.) и одна из его первых записей - транскрипция хоральной прелюдии «Ach bleib’ bei uns, Herr Jesu Christ» (зап. 1929 г.). Также впервые в одном издании собраны все записанные Самуилом Евгеньевичем собственные обработки хоральных прелюдий Баха - высочайший образец фейнбергского искусства фортепианной транскрипции и его абсолютный исполнительский шедевр.

Евгений Платонов, Лаборатория звукозаписи МГК
http://www.mosconsv.ru/ru/disk.aspx?id=131934

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
музей-квартира Гольденвейзера
« Ответ #51 : Июнь 24, 2012, 14:46:44 »
Я неоднократно пыталась в Музее Глинки заказать экскурсию по музею-квартире Гольденвейзера (равно как и Голованова). И все время один и тот же ответ; после ремонта (!!!) обе мемориальные квартиры не работают. Какая-то это странная история, тем более, что недавно в квартире Гольденвейзера проходили Сафоновские чтения. Может быть у кого-то есть какая-то информация, что с этими филиалами глинковского музея происходит и можно ли туда попасть?

Сегодня по завершении трансляции утреннего блока прослушиваний конкурса им.Скрябина ведущая конкурса в зале пригласила всех слушателей в музей-квартиру Скрябина, недавно открывшийся музей-квартиру Голованова (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2301.30) и в музей-квартиру Гольденвейзера ! Получается, что он тоже работает и туда можно попасть ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.Б.Гольденвейзер (1875–1961)
« Ответ #52 : Декабрь 02, 2012, 14:49:51 »
Музей-квартира Гольденвейзера 

Метро: Пушкинская , Тверская , Чеховская
Адрес: 103009, Москва, Тверская ул., 17, кв.110
Телефон: 7(495)629-2929
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Новый диск Григория Романовича Гинзбурга:

http://www.shop.melody.su/item.php?id=1007

Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию диск замечательного пианиста-виртуоза, одного из славных представителей русской фортепианной школы ХХ века – Григория Гинзбурга.

Сейчас имя Гинзбурга отошло в тень на фоне его более знаменитых коллег – Э. Гилельса, С. Рихтера, Я. Флиера, С. Нейгауза и других. Между тем, в свое время, в 1930–1950-е гг. его концертные выступления вызывали восторг слушателей и профессиональных критиков. «Я положительно не знаю, – писал знаменитый фортепианный критик Г. Коган, – кто еще из наших пианистов может похвастать таким совершенным легато, такой пластичной и прозрачной педализацией, такой серебристой звучностью кантилены, кто из них может сравниться с Гинзбургом в узорной рельефности каждой линии, каждой детали, каждого штриха, в точности, легкости и прозрачности».

В 14 лет Гинзбург впервые выступил на сцене Московской консерватории, в 18 лет сыграл первый концерт Листа. В дальнейшем Лист стал одним из его любимых композиторов. Гинзбург, однако, не ограничивался виртуозной музыкой, включая в свой репертуар произведения венских классиков, Чайковского, Рубинштейна, советских композиторов… На данном диске представлены произведения Ференца Листа и фортепианный концерт (№4) Антона Рубинштейна, интерпретация которого Григорием Гинзбургом стала эталонной для музыкантов многих поколений. Ф. Лист Из цикла «Годы странствий» Италия. Венеция. Неаполь

1. № 1 Гондольера – 5.47
2. № 3 Тарантелла – 5.48 Швейцария
3. № 2 На Валленштадтском озере – 2.45
4. № 4 На берегу ручья – 4.05
5. № 9 Женевские колокола – 5.37
6. № 6 Долина Обермана – 12.10 А. Рубинштейн
7. Этюд № 2 Фа мажор, соч. 23 – 4.15 Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре минор, соч. 70
8. I. Moderato assai – 11.39
9. II. Andante meno mosso – 10.28
10. III. Allegro un poco animato – 10.19 Общее время: 75.20 Григорий Гинзбург, фортепиано ГАСО, дирижер А. Шерешевский (8–10)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Г.Р.Гинзбург (1904-1961)
« Ответ #54 : Февраль 06, 2013, 01:27:09 »
Как это мило со стороны  "Мелодии" ! :)
Вот только не могу припомнить, не издавал ли уже кто-то то же самое ?
Кстати, эта студийная запись 4-го ф-п концерта Рубинштейна очень хороша: если её нормально отремастировали, то она должна и по аппаратному качеству, и в художественном отношении быть на порядок лучше ранее изданной живой записи. Когда-то она издавалась на виниле.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Г.Р.Гинзбург (1904-1961)
« Ответ #55 : Март 07, 2013, 22:39:34 »
Слушал диск Григория Гинзбурга, выпущенный "Мелодией": Лист, пьесы из "Годов странствий" и А.Рубинштейн, 4-й ф-п концерт.
Ну просто потрясающая игра ! Звукорежиссура, правда, с уровнем записи в те времена ещё не справлялась, а может, плёнка пострадала, ведь прошло уж не полвека, а 60 лет, если не больше. К сожалению, издатели поленились указать точные даты опубликованных записей, хотя в архиве они все, конечно, строго датированы.
В отличие от ранее выпущенных записей, все эти фонограммы студийные, в т.ч. и 4-й концерт Рубинштейна тоже записан в студии, и эта запись своими художественными достоинствами затмевает живую запись этого же произведения, сделанную Гинзбургом в те годы и тоже изданную ранее на дисках. Игра просто исполинская, заставляющая верить, что исполняется выдающееся сочинение.
А Лист сыгран так, что и сегодня не требуется никаких скидок на "давность лет": совершенный пианизм, поразительное колористическое мастерство, поистине живописный звук, вдохновенная подача материала. Записи Григория Гинзбурга являются свидетельством существования "золотого века русского пианизма", в хронологических рамках которого жил и творил этот выдающийся пианист, прилагая собственные громадные усилия к тому, чтобы этот "золотой век" состоялся.
Какие великие пианисты играли в ту эпоху в России, просто ни в сказке сказать, ни пером описать, я много раз перечислял эти имена, и даже среди них имя Григория Романовича сверкает подлинным бриллиантом.
Браво, маэстро.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Уникальная фонограмма - 30-минутное выступление А.Б. Гольденвейзера с воспоминаниями о Рахманинове!!!

http://svidetel.su/audio/2120

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уникальная фонограмма - 30-минутное выступление А.Б. Гольденвейзера с воспоминаниями о Рахманинове!!!

http://svidetel.su/audio/2120

Благодарю, Максим!!
Никогда не слышал эту фонограмму, сейчас слушаю с интересом. И всем рекомендую. Это прямо живой голос истории русской музыки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уникальная фонограмма - 30-минутное выступление А.Б. Гольденвейзера с воспоминаниями о Рахманинове!!!

http://svidetel.su/audio/2120

Благодарю, Максим!!
Никогда не слышал эту фонограмму, сейчас слушаю с интересом. И всем рекомендую. Это прямо живой голос истории русской музыки.

Максим!!
Прослушав речь Гольденвейзера, я обнаружил, что он упоминает выступавшего перед ним Николая Семёновича - это, конечно же, Голованов! А сохранилась ли речь Голованова на этом собрании? И где её найти?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Максим!!
Прослушав речь Гольденвейзера, я обнаружил, что он упоминает выступавшего перед ним Николая Семёновича - это, конечно же, Голованов! А сохранилась ли речь Голованова на этом собрании? И где её найти?

Я задал этот вопрос Юрию Метёлкину, который оцифровывает архив ВТО. Посмотрим.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Максим, спасибо за воспоминания Гольденвейзера - очень интересно!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Пока оцифрованы только выступления Гольденвейзера и Конёнкова. Вероятно, Голованов тоже записан. Подождём.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пока оцифрованы только выступления Гольденвейзера и Конёнкова. Вероятно, Голованов тоже записан. Подождём.

Да-да, конечно! Сообщайте, если вам поступит или где-нибудь попадётся эта информация.
« Последнее редактирование: Ноябрь 12, 2014, 09:15:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Музей Им М.И. Глинки

Сегодня, 10 марта 1875 года родился Александр Гольденвейзер – русский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель и общественный деятель.

https://www.facebook.com/VMOMK.Glinki/photos/a.1450501438513081.1073741828.1449104995319392/1612628732300350/?type=1&fref=nf
Che mai sento!