Автор Тема: Погибла ли оперетта как жанр ? И какова альтернатива ?  (Прочитано 17622 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В ТОЛЬЯТТИ СОСТОИТСЯ РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ОПЕРЕТТЫ «ДОКТОР МИРАКЛЬ»

http://www.vdmst.ru/00-00-0000/21487

На российской сцене эта знаменитая во всем мире оперетта не ставилась ни разу. Также они еще ни разу не звучала на русском языке. В Тольятти произойдет и то, и другое.

Премьера оперетты «Доктор Миракль» состоится 25 и 26 августа в рамках фестиваля «Классика Open Fest». Главные партии в ней исполнят солисты из разных городов России – Тольятти, Самары, Москвы.

Оперетта регулярно появляется на подмостках театров разных стран мира. Музыка ее остроумна, искрометна и изысканна, в ней узнается стиль Жоржа Бизе, ее написавшего. Либретто хорошо написано и забавно. Существуют переводы текста оперетты на английский и немецкий языки, а также на иврит. В России же она не исполнялось ни разу. Возможно, виной тому было как раз отсутствие качественного перевода. В оперетте слово обычно играет более важную роль, чем в опере. На фестивале «Классика OPEN FEST– 2014» этот пробел будет восполнен. Особая заслуга в этом принадлежит режиссеру-постановщику спектакля Антону Гопко. Именно он проделал объемную работу по созданию перевода, близкого к оригиналу и совпадающего с музыкой по ритму.

Антон Гопко родился в Тольятти, а теперь живет и работает во Франции. В свое время он закончил ГИТИС (РАТИ), несколько лет назад поставил «Три сестры» А. Чехова в театре «Колесо». Оперетта «Доктор Миракль» станет его третьей режиссерской работой на сцене Тольяттинской филармонии в рамках фестивалей «Классика OPEN FEST». В 2012 году публика наслаждалась его постановкой оперы «Скупой» композитора В.Пашкевича, а в 2013 – оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» А. Верстовского.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 668
На сцене тольяттинской филармонии состоится российская премьера оперетты Жоржа Бизе

На сцене тольяттинской филармонии состоится российская премьера оперетты Жоржа Бизе
25 и 26 августа тольяттинцев и гостей города ожидает еще одно музыкальное открытие в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST — 2014» — российская премьера оперетты Жоржа Бизе «Доктор Миракль» на сцене Тольяттинской филармонии.


Жорж Бизе – один из самых известных оперных композиторов Франции. Его «Кармен» входит в тройку самых исполняемых опер в мире. Мелодии Бизе на слуху у всех без исключения. О том, что у любви крылья, как у пташки, и что тореадору нужно быть смелее, известно даже самым далёким от музыки людям.

Музыкальный талант Бизе оставил немало прекрасных произведений, и исполнительский интерес к ним в последние годы непрерывно растет. Его первым сочинением для сцены является оперетта «Доктор Миракль». Она же стала первым серьёзным профессиональным успехом автора.

История создания этой оперетты довольно любопытна. В начале 1850-х годов композитор Жак Оффенбах, к тому времени «заслуженный» и признанный гений оперетты, возглавил театр Буфф в Париже, и вскоре перед ним возникла задача расширения репертуара. Для этого в 1856 году он объявил конкурс, участники которого должны были написать музыку на данное либретто (его авторами были известные в свое время драматурги Леон Баттю и Людовик Галеви).

Победителя ждал денежный приз и постановка его произведения в театре «короля оперетты» Оффенбаха. Жюри конкурса было очень авторитетным. В него входил весь цвет французской композиторской школы того времени: Даниэль-Франсуа-Эспри Обер, Шарль Гуно, Амбруаз Тома, Жак-Фроманталь Галеви, а также крупнейший драматург Эжен Скриб. Однако выбрать единственного победителя из 78 кандидатов они так и не смогли. В итоге первую премию разделили два молодых дебютанта: 18-летний Жорж Бизе и 25-летний Шарль Лекок. Их судьбы сложились по-разному: Бизе стал известен как автор оперных и симфонических произведений, а Лекок всю свою жизнь посвятил оперетте.

Премьера «Доктора Миракля» Жоржа Бизе состоялась в театре «Буфф-Паризьен» 9 апреля 1857 г. с участием выдающихся артистов и под управлением Жака Оффенбаха. Спектакль имел успех.

Музыка оперетты «Доктор Миракль» остроумна, искромётна и изысканна. Стиль Бизе в ней уже узнаваем, и уже проявляется его необычайно щедрый мелодический дар. А если прибавить к этому хорошо написанное и донельзя забавное либретто, то станет ясно, что оперетта «Доктор Миракль» - это маленький шедевр! И совсем не удивительно, что «Доктор Миракль» регулярно появляется на подмостках театров самых разных стран мира. Существуют переводы текста оперетты на английский и немецкий языки, а также на иврит.

А вот в России это творение Бизе не исполнялось ни разу. Возможно, виной тому было как раз отсутствие качественного перевода. Ведь в оперетте слово обычно играет более важную роль, чем в опере. Здесь исполнением на языке оригинала сыт не будешь. Оперетта должна быть весёлой и понятной.

На фестивале «Классика OPEN FEST– 2014» этот пробел будет восполнен: уже идут последние приготовления к российской премьере «Доктора Миракля»! Почти круглосуточно ведутся репетиции солистов спектакля с Симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии. В роли дирижера-постановщика выступает дирижер Пермского академического театра оперы и балета, музыкант, любимый тольяттинской публикой, Валентин Урюпин.

Особая заслуга в воплощении оперетты принадлежит режиссеру-постановщику спектакля Антону Гопко. Именно он проделал объемную и крайне важную работу по созданию перевода текста, близкого к оригиналу и совпадающего с музыкой по ритму, то есть эквиритмичного. Антон Гопко родился в Тольятти, а теперь живет и работает во Франции. В свое время он закончил ГИТИС (РАТИ), несколько лет назад поставил «Три сестры» А. Чехова в театре «Колесо». Оперетта «Доктор Миракль» станет его третьей режиссерской работой на сцене Тольяттинской филармонии в рамках фестивалей «Классика OPEN FEST». В 2012 году публика наслаждалась его постановкой оперы «Скупой» композитора В.Пашкевича, а в 2013 – оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом» А. Верстовского.

В оперетте «Доктор Миракль» заняты солисты из разных городов России: Тольятти, Самары, Москвы. Каждый из них уже был участником названных выше премьер.

Денис Хомицкий (баритон, Самара) и Юлия Каменская (сопрано, Москва) успешно дебютировали в театральном амплуа в опере «Скупой». Теперь они -  желанные гости тольяттинской филармонической сцены.

Солистка Тольяттинской филармонии Светлана Терентьева (сопрано) - лауреат международных конкурсов, прошедшая стажировку у итальянского маэстро Алессандро Сваба. Светлана — обладательница Гран-При фестиваля-конкурса «XIX век — золотой век русского романса» (2006), I премии Международного конкурса «Золотая лира» (2012) и других музыкальных наград. Она исполнила партию Любимы в опере «Скупой» и заглавную роль Юлии в опере-водевиле А. Верстовского «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом». В июле 2014 году Светлана приняла участие в третьей сессии Молодежного симфонического оркестра «Россия-Испания».

Антон Филинов (тенор, Тольятти - Саратов) – дебютант прошлого сезона фестиваля,   покоривший публику исполнением партии Рославлева старшего в опере-водевиле «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом».

Спектакль украсят интересная сценография, воплощенная главным художником филармонии Антоном Чириковым, и оригинальные костюмы от Маргариты Марфиной.

Тольятти Онлайн. 10:31  21 августа 2014 г.
http://www.tltonline.ru/news/2014/08/21/na_scene_toljattinskoj_filarmonii_sostoitsja_rossijskaja_premera_operetty_zhorzha_bize/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 990
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Под девизом: никаких проблем!

«Венская кровь» в питерской Музкомедии

Нора Потапова Оперный обозреватель

Популярная на Западе, оперетта «Венская кровь» — крайне редкая гостья в нашем отечестве. По причине как очень специфичного оригинала либретто, где все шутки крутятся вокруг Венского конгресса 1815 года и душу нам никак не греют, так и из-за довольно рыхлой драматургии. Но музыка! Большинство самых пленительных вальсов и полек Штрауса составило её костяк.

http://www.operanews.ru/15080306.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 668
В театре "Эрмитаж" сыграли премьеру со странным названием "Прооперетту"

Григорий Заславский
Обозреватель "Независимой газеты"


Левитин сочиняет замечательную «рамку» для рассказа о своей непреходящей любви – четыре композитора, соавторы, в программке пронумерованные от первого до четвертого, встречаются, чтобы выполнить задание партии и правительства. Они должны сочинить советскую оперетту. Четыре соавтора – четыре характера…

Полностью: http://www.ng.ru/culture/2015-09-10/8_ermitazh.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 668
С 24 по 28 октября в Санкт-Петербурге пройдет Первый фестиваль солистов оперетты, посвященный 160-летию этого музыкального жанра и названный именем артиста Георга Отса.

http://calendar.fontanka.ru/articles/2962/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 668
Венгерская десятилетка

Владимир Дудин

В Театре музыкальной комедии отметили 10-летие совместной деятельности с Будапештским театром оперетты и мюзикла. На обложке буклета, выпущенного к серии юбилейных гала-концертов, эта декада была охарактеризована как «совместный успех».

http://spbvedomosti.ru/news/culture/vengerskaya_desyatiletka/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Modus

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
Ну, мне кажется, чтобы с уверенностью сказать, что оперетта не умерла, необходимо привести конкретные примеры успешных оперетт, написанных в последние годы. Я бы сказал, что даже в опере с этим довольно печально, а оперетта - вообще сугубо музейный жанр, ставится только классика. Чего нельзя сказать о мюзикле, который, несомненно, жив. Что касается студентов консерваторий, мечтающих спеть в мюзикле, думаю, это объясняется следующей шуткой Россини: опера - искусство почти идеальное. В ней есть всего лишь один недостаток - певцы. Т.е., с одной стороны, самореализация в музыкально-драматическом жанре, с другой стороны, петь надо там так, как любит большинство людей, а не как принято в опере, чтобы живьём озвучить огромный театр, перекричав оркестр.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 001
...а оперетта - вообще сугубо музейный жанр, ставится только классика. Чего нельзя сказать о мюзикле, который, несомненно, жив.

Из Википедии:
Цитировать
Военные и национальные конфликты в Европе XX века привели к тому, что многие композиторы оперетты, по разным причинам, эмигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии (несколько более тривиальная по сравнению с опереттой). Сплав этих жанров с музыкой появившегося в те годы джаза, а со второй половины XX века — рок-музыки, привёл к появлению новой разновидности музыкального театра — мюзикла. Считать ли его отдельным жанром — вопрос спорный.

Так что если считать мюзикл — развитием жанра оперетты (а чисто по определению, это так и есть: сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии), то всё нормально. В жанре классической оперетты ставится, естественно, классическая Венская и Парижская оперетта, а всё остальное — в жанре современной оперетты, т.е. в жанре мюзикла. В России еще можно вспомнить феномен советской оперетты (в котором отметились многие известные советские композиторы), не знаю уж, насколько он сейчас актуален.

Оффлайн Modus

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
Ну, семи-оперы Генри Пёрселла тоже часто сравнивают с мюзиклами, поэтому вопрос границ жанра оперетты требует определённой экспликации.

В оперетте есть такие жанровые черты как:
1. Академический вокал, немного облегчённый (не характерно для мюзикла)
2. Две пары, комическая и драматическая (не характерно для мюзикла)
3. Комический сюжет (не характерно для мюзикла)
4. Наличие юмора (не обязательно в мюзикле)

А в мюзикле такие:
1. Большое количество персонажей с выходными номерами
2. Как правило, драматический сюжет (не характерно для оперетты)
3. Эстрадный вокал (не характерно для оперетты)
4. Куплетная форма основных номеров.
5. Обычно пишется по литературному произведению (не характерно для оперетты)

Т.е. мюзикл должен быть построен таким образом, чтобы напоминать сборный эстрадный концерт.

Насколько существенны эти различия? Рыбников жанр своего произведения "Юнона и Авось" определял как современная опера, а не мюзикл или рок-опера. Хотя "современная опера" - понятие растяжимое, Аргонов и Слонимский явно находятся на противоположных полюсах того, что под этим можно понимать. Является понятие мюзикла таким же растяжимым? У меня в загашнике есть один факт, указывающий на то, что нет. А вот понятие оперетты, на мой взгляд, и должно быть узким. Вся прелесть оперетты именно в определённой эстетике, которая задаётся, в том числе, этими рамками.