Автор Тема: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)  (Прочитано 59832 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #75 : Октябрь 05, 2011, 15:10:33 »
Я не очень понял смысл данного предложения. Пожалуйста, разъясните, что именно Вы имеете ввиду?

И почему это я в замешательстве? _)

Вы, видимо, не все сочинения Тимура слушали, а я слушал разные его работы, разные по технологической специфике. Я подумал, что Вы помимо прелюдий еще что-нибудь послушаете из работ Тимура, работ которые находятся в серьезном противоречии циклу прелюдий, как по технологии, так и в художественном смысле (на мой взгляд !), что вряд ли бы ускользнуло от Вашего, сударь, инспекционного взора :)
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #76 : Октябрь 05, 2011, 15:18:20 »
Вы, видимо, не все сочинения Тимура слушали, а я слушал разные его работы, разные по технологической специфике. Я подумал, что Вы помимо прелюдий еще что-нибудь послушаете из работ Тимура, работ которые находятся в серьезном противоречии циклу прелюдий, как по технологии, так и в художественном смысле (на мой взгляд !), что вряд ли бы ускользнуло от Вашего, сударь, инспекционного взора :)
С удовольствием послушаю! Подскажите, где можно найти записи?

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #77 : Октябрь 05, 2011, 15:40:41 »
Подскажите, где можно найти записи?

Концерт для виолончели с оркестром (2004-2005).
http://ifolder.ru/14109121

"Вечерняя музыка" для флейты, скрипки, альта и виолончели (2010).
http://ifolder.ru/23069258

"Йәшен", по стихотворению Рашита Назарова (2011).
http://www.youtube.com/watch?v=wLfHZ2R5NrU&feature=player_embedded

"Два наброска и песня" для виолончели соло (2010).
http://ifolder.ru/23316675

"Вариации на народную тему" (1995-1996).
http://youtu.be/_XRS3rQp3rw

Партита-приношение (2000).
http://ifolder.ru/16173435

"Посвящение Джону Кейджу" (2001).
http://www.youtube.com/watch?v=63uvpLJ9K-E&feature=player_embedded

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #78 : Октябрь 05, 2011, 16:30:48 »
Сегодня набрал и отредактировал свою давнюю вокальную миниатюру.

"Эпиграмма" на текст А. С. Пушкина для низкого мужского голоса и фортепиано (1999).
http://ifolder.ru/26162167

Аудио:
http://ifolder.ru/14477808

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #79 : Октябрь 05, 2011, 17:08:08 »
Ооооочень симпотичная Эпиграмма! Мне ооочень понравилось! Правда. Очень саркастично, нестандартно, и интересно!

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #80 : Октябрь 06, 2011, 00:06:40 »
Ооооочень симпотичная Эпиграмма! Мне ооочень понравилось! Правда. Очень саркастично, нестандартно, и интересно!

Занятная вещица :)
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #81 : Октябрь 06, 2011, 20:39:24 »
Несколько аудиозаписей, ссылки на которые я ещё не давал здесь:

Вариации на тему Паганини для фортепиано (первая редакция, 2002).
http://stream.ifolder.ru/4694723

"121", вокальный цикл на тексты Дмитрия Пригова для мужского голоса и фортепиано (2003).
http://ifolder.ru/14478325

"История одной картины", моносвистакль по рассказу Аркадия Аверченко для мужского голоса, виолончели, рояля, препарированного рояля и магнитофона (2001).
http://ifolder.ru/13455275

"EDES..." для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и препарированного рояля (2007).
http://ifolder.ru/8974681

Фантазия для скрипки и фортепиано (2003-2004).
http://ifolder.ru/16558969

Струнный квартет (2002-2003, 2-я ред. - 2006).
http://stream.ifolder.ru/4680623

Скорбная музыка для скрипки и органа (1999).
http://stream.ifolder.ru/4699722

Сюита в народном духе (1995-1996): "Азамат" (свободная обработка башкирской народной песни), Танец, Колыбельная, Марш.
http://ifolder.ru/16920486

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #82 : Январь 27, 2012, 17:50:31 »
"Четыре народные мелодии" для фортепиано

http://ifolder.ru/28347458
mp3, 320 kbps

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #83 : Февраль 09, 2012, 14:49:22 »
"Тетрадь в блюзовых тонах" (2005-2006)
http://ifolder.ru/28608279
mp3, 320 kbps

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #84 : Февраль 18, 2012, 20:57:26 »
Две миниатюры: "Озорник" и "Сценка" (1998).
http://ifolder.ru/28788825
mp3, 320 kbps

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #85 : Февраль 27, 2012, 14:39:35 »
Как гласит "Википедия", у Тимура сегодня юбилей.  :)

Пусть каждое новое десятилетие будет для Вас все более и более творчески плодотворным!

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #86 : Февраль 27, 2012, 14:47:06 »
Как гласит "Википедия", у Тимура сегодня юбилей.  :)

Пусть каждое новое десятилетие будет для Вас все более и более творчески плодотворным!

Большое спасибо!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #87 : Февраль 27, 2012, 15:15:12 »
Как гласит "Википедия", у Тимура сегодня юбилей.  :)

Да, вот она, эта страница:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EC%E0%E3%E8%EB%EE%E2,_%D2%E8%EC%F3%F0_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тимур Александрович Исмагилов (род. 27 февраля 1982, Уфа) — современный российский композитор, пианист, аранжировщик.

Я тоже поздравляю Тимура с юбилеем: 30-лет ! Прекрасный возраст - уже немалый опыт жизненный и профессиональный, а вся жизнь ещё впереди.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #88 : Февраль 27, 2012, 15:26:21 »
Я тоже поздравляю Тимура с юбилеем: 30-лет ! Прекрасный возраст - уже немалый опыт жизненный и профессиональный, а вся жизнь ещё впереди.

Большое спасибо! Надеюсь пожить подольше - много планов и задумок.

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #89 : Апрель 30, 2012, 14:51:13 »
"Багатели" для фортепиано (2012). Цикл посвящён Борису Иоффе.
http://youtu.be/n3FFyZF_PuI

Ноты:
« Последнее редактирование: Апрель 30, 2012, 16:12:39 от timalism »

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #90 : Май 01, 2012, 14:23:21 »
Тимур, здравствуйте. Хотел послушать Ваши сочинения, по ссылке зашел на этот ифолдер, и нигде не нашел кнопки скачать!!! Кроме того- как-то очень много "весит" Ваша музыка в мегабайтах. Для тех, у кого интернет лимитный- это проблема.

Мне кажется, для людей удобнее- не скачивать, а потом слушать-  а сразу нажать и слушать. Быть может, Вы куда-то в другое место выложите Вашу музыку? быть может вконтакте ?

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #91 : Май 01, 2012, 19:49:23 »
Тимур, здравствуйте. Хотел послушать Ваши сочинения, по ссылке зашел на этот ифолдер, и нигде не нашел кнопки скачать!!! Кроме того- как-то очень много "весит" Ваша музыка в мегабайтах. Для тех, у кого интернет лимитный- это проблема.

Мне кажется, для людей удобнее- не скачивать, а потом слушать-  а сразу нажать и слушать. Быть может, Вы куда-то в другое место выложите Вашу музыку? быть может вконтакте ?

На iFolder размещен нотный материал пьес, а с самими пьесами в авторском исполнении можно ознакомиться онлайн на youtu.be, ссылку на исполнение которых разместил Тимур чуть выше. На всякий случай, продублирую: http://youtu.be/n3FFyZF_PuI
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #92 : Май 01, 2012, 22:37:18 »
Мне кажется, для людей удобнее- не скачивать, а потом слушать-  а сразу нажать и слушать. Быть может, Вы куда-то в другое место выложите Вашу музыку? быть может вконтакте ?

Вконтакте я не зарегистрирован, и пока не собираюсь.

Целый ряд моих произведений можно послушать на youtube:

Концерт для виолончели с оркестром (2004-2005).
http://www.youtube.com/watch?v=hW_0JQN4dkg&feature=related

«Посвящение Джону Кейджу» (2001).
http://www.youtube.com/watch?v=63uvpLJ9K-E&feature=related

"Йәшен", по стихотворению Рашита Назарова (2011).
http://www.youtube.com/watch?v=wLfHZ2R5NrU&feature=related

Вариации на народную тему (1996).
http://www.youtube.com/watch?v=_XRS3rQp3rw&feature=feedu

«Два наброска и песня» для виолончели соло (2010).
http://www.youtube.com/watch?v=sqyynI606ZA

и т. д.
« Последнее редактирование: Май 01, 2012, 22:58:57 от timalism »

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #93 : Май 14, 2012, 14:43:34 »
Интервью о Рахманинове (с Дмитрием Бавильским):

- Вам не кажется, что Рахманинов написал очень мало? Меня всегда удивляла штучность его сочинений, когда каждое как бы лежит в отдельной коробочке. Совсем как у Шолохова какого-нибудь.

- Кажется. Но не потому, что он написал мало – количество его сочинений весьма внушительно. Просто я бы хотел больше, поскольку очень люблю его музыку.

Особенно я люблю медленные части его циклических произведений (фортепианные концерты, Вторая и Третья симфонии, виолончельная и обе фортепианные сонаты, «Колокола») за широту души, воплощённую в музыке. Третья часть Второй симфонии, на мой взгляд, уникальна – бесконечная восторженная медитация... Во время звучания коды «Колоколов» меня переполняет щемящее ощущение счастья и на глаза наворачиваются слёзы. Каждая нота заключительной страницы «Вариаций на тему Корелли» вписана в моё сердце. Утро первого января в этом году для меня началось с проигрывания на фортепиано романсов Рахманинова, которые я люблю с юности.

Возвращаясь к Вашему вопросу – часть наследия Рахманинова мало кто знает. Например, неоконченная опера «Монна Ванна». Между тем, она длится почти столько же, сколько и каждая из опер Рахманинова.

- Вообще, какая композиторская стратегия кажется вам более удачной, "многопись" или "штучность"?


- Здесь нет однозначного решения. Для одних верен принцип: чем больше, тем лучше. Для других – лучше меньше, да лучше.

- Какой опус Рахманинова вам нравится больше всего?

- Я не могу сказать определённо. Мне нравится почти всё его творчество. Среди самого любимого: Вторая симфония (особенно медленная часть), Четвёртый концерт, Первая соната, романсы ор. 38. Два романса из этого опуса («Ночью в саду у меня» и «Ау!») я переложил для фортепиано, чтобы иметь возможность играть самому.

- В стереотипном представлении Рахманинов является, прежде всего, "русским" композитором и выразителем "русского", "русскости". Срабатывает простая ассоциативная сцепка - широкие разливы фортепианных пассажей вполне естественно ассоциируются с родными просторами, лесами, полями, реками, куполами церквей. Рахманинов действительно "думает" в своей музыке о России или же ассоциативный ряд этот выстраивается из-за совпадения принятых композитором технических решений и того смыслового "выхлопа", который появляется?

- Известно высказывание Рахманинова: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Рахманинов безусловно русский композитор. Именно из-за его явной национальности он не вполне понимаем на Западе. Но русское Рахманинова выражается не в пассажах – они есть и у Листа, и у Шопена (причём очень разные).

Две определяющие национальные черты творчества Рахманинова – колокольный звон и длительно развёртывающиеся мелодии. На мой взгляд,  длина мелодий Рахманинова уникальна. Так, главная тема Второго концерта звучит полторы минуты, что крайне нетипично.

- Хочется расспросить вас, как сочинителя предпочтительно вокальной музыки, об особенностях вокальных сочинений Рахманинова – романсах и вокализах (если они, конечно, имеются, а если не имеются, просто поделиться наблюдениями).

- Дмитрий, Вы ошибаетесь. Я пишу в основном фортепианную и камерную музыку. Вокальных сочинений у меня не так уж много, в отличие, например, от Рахманинова – автора более 80 романсов.

Отличительная черта романсов Рахманинова – предельно разработанная и во многом самостоятельная партия фортепиано. Своего пика эта особенность достигает в романсах ор. 34 и ор. 38. По сути, это уже не романсы в традиционном смысле слова, а стихотворения для фортепиано с голосом.

Именно поэтому романсы Рахманинова часто перекладывают для фортепиано соло и получается удачно. Начало этому положил сам автор, фортепианными транскрипциями романсов «Сирень» и «Маргаритки».

- Такое ощущение, что именно Рахманинов «закрывает» своим творчеством не календарный, но эпистологический XIX век, подводя итог классической традиции. Насколько верно моё ощущение – Рахманинов композитор классический или новый («новый» в смысле «модерновый», «модернист»)?

- Ранние произведения Рахманинова написаны под сильным влиянием Чайковского, но уже в них много своеобразия. После трёхлетнего молчания, вызванного мучительными переживаниями из-за провала Первой симфонии, Рахманинов вернулся зрелым художником с абсолютно узнаваемым стилем. Стиль этот эволюционировал в сторону усложнения, и произведения 10-х годов я бы отнёс к эстетике модернизма. Это шесть романсов ор. 38 на стихотворения поэтов-символистов, «Остров мёртвых» по картине Бёклина, «Колокола» на тексты Эдгара По в переводе Бальмонта, этюды-картины ор. 39. После вынужденного отъезда за границу фактура произведений Рахманинова стала более графичной, но радикального изменения стиля не произошло.

В принципе, можно сказать, что Рахманинов закрывает эпоху романтизма в музыке, но никак не классическую традицию – в ней в ХХ веке продолжили работать Прокофьев, Шостакович, Бриттен, Шнитке и другие.

- Что вы понимаете под графичностью [именно] Рахманинова?


- Более скупую фактуру в произведениях зарубежного периода, характерное токкатно-моторное изложение материала. Звуковые линии очерчены более чётко, они не сливаются в единое красочное пятно.

- Можно ли, исходя из этого, сказать, что в свой заграничный период Рахманинов писал менее «русскую» музыку?

- Нет, особенно учитывая ностальгию. Сомневаюсь, чтобы живя в России он озаглавил своё произведение «Три русские песни».

- Какими особенностями отличается исполнительская манера Рахманинова как пианиста?

- Рахманинов – уникальный, совершенно самобытный пианист. Остаётся только сожалеть, что он не записал ни одного своего крупного сольного произведения. Например, Второй сонаты или Вариаций на тему Корелли. Впрочем, его фонографическое наследие довольно велико – девять компакт-дисков, включающих исполнение как собственных произведений, так и музыки других авторов.

Исполнение Рахманиновым миниатюр Шопена отличается редким благородством и значительной свободой, даже прихотливостью, вызывающей, как ни странно, ощущение простоты и естественности. Такова запись знаменитого ноктюрна ми-бемоль мажор, словно подёрнутая дымкой воспоминаний.

Даже при исполнении чужих произведений Рахманинов оставался в первую очередь композитором, иногда позволяя себе существенно переосмыслить авторскую идею. Так, в репризе похоронного марша из сонаты Шопена вместо авторского piano Рахманинов играет fortissimo, а вместо fortissimo – pianissimo; это производит большое впечатление. Во второй венгерской рапсодии Листа Рахманинов и вовсе исполняет развёрнутую каденцию собственного сочинения.

Известно, что Рахманинов тщательно выстраивал архитектонику своих интерпретаций. В 1907 году он писал в одном из писем: «… сплошная декламация, а главное, я не нахожу или не чувствую, где же в ней кульминационный пункт? Без него крышка! Надо до чего-нибудь дойти крайнего. Тогда и всё предыдущее простится».

Между тем, Рахманинов не стремился подавить слушателей мощью звучания. Владимир Софроницкий вспоминал, что при исполнении сонаты Листа «По прочтении Данте» сила звука в кульминации не превышала mezzo forte, однако впечатление было колоссальным. Это роднит Рахманинова с Шаляпиным, который, по его собственным словам, переданным в одних воспоминаниях,  создавал иллюзию мощи за счёт гибкого изменения динамики, а слушателям казалось, что его голос сотрясает стены.

- Кто из исполнителей музыки Рахманинова вам нравится?

- У меня сложился свой список предпочтений, который периодически трансформируется и дополняется:

«Колокола» – Кондрашин (правда, техническое качество записи оставляет желать лучшего), видеозапись под управлением Семёна Бычкова. Вторая симфония – Орманди, Семён Бычков. Третья симфония, «Остров мёртвых» – автор. «Симфонические танцы» – Бычков, Ярви.

Отдельно хочется отметить романсы «Здесь хорошо» и «Отрывок из Мюссе» в исполнении Дорлиак и Рихтера, романс «Ветер перелётный» в чудесной интерпретации Георгия Виноградова. Замечательна запись нескольких романсов с Дмитрием Хворостовским и Олегом Бошняковичем, в которой пианист равноправен солисту.

Первый концерт – автор, Рихтер, Плетнёв. Второй концерт – Рихтер (студийная запись с Вислоцким). Третий концерт – Горовиц, студийная запись с Райнером (1951) и концертная видеозапись с Метой (1978), Ван Клиберн. Четвёртый концерт – автор, и только автор. Жаль, что практически не существует записей первой редакции этого концерта, за неимением (или незнанием)  другой – Гиндин. Рапсодия на тему Паганини – автор, Рубинштейн.

Первая соната – прекрасный итальянский пианист Серджио Фиорентино. Вторая соната – Ван Клиберн (первая редакция), Горовиц (собственная редакция), чрезвычайно одарённый молодой пианист Елисей Бабанов (вторая редакция).

Прелюдии – Серджио Фиорентино, Рихтер (особенно концертная запись из Манчестера, 8 октября 1969 года), автор, Владимир Софроницкий, Мария Гринберг.

Этюды-картины – Рихтер, автор, Софроницкий. Действительно выдающиеся исполнения Вариаций на тему Корелли мне пока не встречались. Очень мало записей Вариаций на тему Шопена, но можно упомянуть исполнение Хорхе Боле.

- Одной из первых моих пластинок был рахманиновский Второй концерт в исполнении Виктора Ересько. Насколько Второй концерт является а) эмблематичным; б) экзаменационным? Можно ли (нужно ли) считать Второй концерт чем-то вроде теста на творческую (и какую угодно) зрелость?

- Я впервые услышал Третий концерт в исполнении Горацио Гутьерреса (один из лауреатов конкурса им. Чайковского). Кстати, замечательное исполнение, действительно очень хорошее.

Специально послушал сейчас Второй концерт с Виктором Ересько. Достойное исполнение, особенно понравилось звучание финала. Оркестр записан весьма подробно, но звук рояля отдаёт металлом (претензия в основном к роялю, а не к пианисту).

Показателем музыкальной зрелости служит прежде всего то, как пианист играет Баха и сонаты Бетховена. Если говорить о Рахманинове – это исполнение Третьего концерта: он масштабнее Второго, и из-за большей разноплановости музыки острее стоит вопрос лепки формы.

- Может быть, секрет эффекта, который произвела на меня эта запись, как раз и заключается в сочетании солиста и оркестра, сглаживаемом виниловым носителем. В финале второй части Второго концерта есть одно место, где особенно важна подробная и даже дробная проработка оркестрового рисунка – в том месте, где скрипичные, ровно «наструганные» «запилы» точно деревья в лесу пропускают сквозь себя осенние (?) солнечные лучи. В этот момент мне кажется (при правильной работе оркестра), что Рахманинову удалось передать само движение времени или даже вечности. При таком обилии записей зачем, всё-таки, следует ходить на концерты? Почему важно слушать музыку вживую (на самом деле, это не такой простой вопрос как кажется)?

- Я думаю, что впечатление на Вас произвёл в первую очередь сам Второй концерт. Исполнение, при всей его исключительной важности, всё-таки вторично по отношению к произведению. Впрочем, плохим исполнением можно и отвратить от музыки. Так, я недавно послушал Пятую симфонию Мясковского под управлением Светланова. Мне повезло, что я давно и хорошо знаю это произведение, потому что если бы я услышал его впервые именно в этой записи, я бы решил, что симфония затянута и велеречива. Чтобы «реабилитировать» музыку пришлось послушать запись с Константином Ивановым.

Почему нужно ходить на концерты? Вопрос, действительно, непростой. Я бы ответил, что по той же причине, что и смотреть картины в галерее вместо репродукций в альбоме, но сравнение довольно некорректное…

В звучании музыки в концертном зале важны сиюминутность, неповторимость происходящего, эффект присутствия. Запись же можно прокручивать неограниченное количество раз, и она не изменится (хотя может измениться её восприятие). С другой стороны очевидно, что хорошая запись лучше плохого концерта. Посещение концерта – это всегда определённый риск, но тем больше радость, если артист талантлив и «в ударе».

Есть ещё одна сторона этого вопроса – с точки зрения исполнителя. Некоторые музыканты предпочитают записываться в студии и именно там достигают наивысших результатов. В истории есть радикальный пример – Гленн Гульд, в 31 год отказавшийся от концертных выступлений и вплоть до конца жизни общавшийся со слушателями только посредством студийных записей. Нередки и противоположные случаи, когда студия сковывает музыканта, не даёт ему раскрыться в полную силу своего таланта – Владимир Софроницкий, возможно Генрих Нейгауз (впрочем, у Нейгауза есть потрясающие студийные записи). Другой вариант – Святослав Рихтер: у него много прекрасных студийных записей, но большинство его интерпретаций всё-таки зафиксировано с концертов.

- Кстати, о Рихтере. Как вам его рахманиновские интерпретации? У меня есть пластинка с его игрой всё того же Второго концерта (запись с ленинградского концерта 1958 года). Особой разницы с Ересько я не нахожу. На что стоит обращать внимание, чтобы эту разницу почувствовать?

- Очевидно, речь идёт о студийной записи 1959 года под управлением Курта Зандерлинга. Это была самая распространённая пластинка Второго концерта Рахманинова в Советском Союзе. Неудивительно, что Ересько подпал под влияние рихтеровской интерпретации. Однако я предпочитаю запись Второго концерта с Рихтером и Вислоцким, тоже 1959 года. Она гораздо лучше по качеству звучания и Рихтер там играет свободнее.

При всём уважении к Ересько (нельзя не уважать человека, к 100-летию Рахманинова исполнившего все его фортепианные произведения), его масштаб несопоставим с Рихтером. Мне сложно разложить это по полочкам, не буду даже пытаться.

Мария Юдина обронила однажды про Рихтера: «это пианист для Рахманинова». Несмотря на то, что это было сказано в ироническом ключе, это – сущая правда.

- Какого композитора, какую эпоху или стиль можно считать специализацией Рихтера? Вот про Гульда всё понятно – это Бах. А можно ли сказать в чём особенно силён Рихтер? Или он универсальный исполнитель?

- Рихтер – самый универсальный среди всех пианистов, но при этом и он не универсален. Высшие достижения Рихтера связаны с музыкой Бетховена, Шуберта, Шумана, Дебюсси, Мусоргского, Рахманинова и Прокофьева. Велика его роль в пропаганде западной музыки XX века в СССР: это Хиндемит, Шимановский, Барток, Бриттен, Берг.

В то же время, в музыке Моцарта, как мне кажется, Рихтер чувствовал себя немного неуютно. Косвенно это подтверждает цитата из его дневника: «…часто (почти как правило) забываю музыку Моцарта. Она почему-то (дефект мозга, что ли) не задерживается у меня в памяти».

Неравноценны рихтеровские записи Баха. С одной стороны – кристально ясные интерпретации 1948 года (Итальянский концерт, Соната ре мажор, Каприччио на отъезд возлюбленного брата, Фантазия и фуга ля минор), концертное исполнение I тома ХТК в 1969 году и замечательные студийные записи 1991 года. С другой стороны – студийная запись Хорошо темперированного клавира, вызывающая неоднозначные, порой противоположные отклики.

Совершенно не играл Рихтер музыку второй половины XX века, хотя и весьма ей интересовался. Нет в его репертуаре сонат Скарлатти, испанской музыки. Однако гораздо дольше можно перечислять композиторов, музыка которых входила в его почти необъятный репертуар.

- Отличается ли композиторская манера игры (Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского) от исполнительской? И, если отличается то чем? Почему надо слушать исполнителей, если есть авторские интерпретации?

- Многие гениальные композиторы были выдающимися пианистами: Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов. Сюда же можно отнести И. С. Баха – хотя в его время фортепиано ещё не имело широкого распространения, но он виртуозно играл на органе и клавесине. Характерно, что из четырёх названных Вами русских композиторов, трое получили высшее пианистическое образование (исключение составляет Стравинский).

Кроме того, среди композиторов немало гениальных дирижёров. Малер, Рихард Штраус, Бернстайн и Булез – ярчайшие примеры.
 
Кстати, верно и обратное. Многие выдающиеся исполнители – дирижёры, пианисты, виолончелисты, певцы – сочиняли музыку. Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Артур Шнабель, Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, Самуил Фейнберг, Мстислав Ростропович, Кэти Берберян – и это далеко не полный список.

Поэтому не совсем корректно разделять: это композиторская манера игры, а это исполнительская. Хотя различия, безусловно, существуют. Наиболее очевидное и лежащее на поверхности – композитор обладает более полной информацией о своём сочинении, чем исполнитель. Как пишет Г. Нейгауз, «в авторском исполнении яснее всего слышна та правда в искусстве, к которой испытываешь непреодолимую тягу, ибо каждому нормальному человеку свойственно предпочитать настоящее, неподдельное, всему фальшивому и поддельному».

В то же время, большому исполнителю нередко удаётся взглянуть на произведение под другим углом, показать новые грани известной музыки. Грани, не менее подлинные, просто другие. Тот же Нейгауз пишет: «Каюсь, что и я, грешный, несмотря на моё сознательное и инстинктивное преклонение перед автором-исполнителем, однажды получил большее наслаждение от исполнения прокофьевских «Сарказмов» В. Софроницким, чем от авторского исполнения. Так же трудно бывает решить, кто «лучше» играет Первый концерт Прокофьева: автор или С. Рихтер. На это я бы ответил: оба лучше».

Если же свести всё к шутке, то мой друг сказал однажды: «В отличие от исполнителя композитор играет то, что написано в нотах».

- Я на днях сформулировал, что фортепианная музыка остаётся «главной» для России в силу её литературоцентричности, так как широкоформатный концерт для фортепиано с оркестром можно, по глубине и точности проникновения и охвата, вполне приравнять к чтению какой-нибудь глубокой книги, с определённым стилем и связанностью наррации…


- Фортепианная музыка была, пожалуй, «главной» для эпохи романтизма, в первую очередь западного. Литературоцентричности там было, хоть отбавляй – достаточно вспомнить Шумана и Листа («Соната по прочтении Данте», «Сонеты Петрарки» и т. д.). Определяющим жанром русской музыки, во всяком случае в XIX-м и в первой половине XX века, была опера (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Прокофьев).

Хочу заметить, что литературоцентризм и нарративность – отнюдь не одно и то же. Симфонии Чайковского нарративны, однако о литературном первоисточнике говорить не приходится. В то же время, «Волшебное озеро» Лядова, несмотря на программный заголовок, – это статичная импрессионистическая картина.

Что же касается концерта для фортепиано с оркестром – это действительно значимый жанр для русской музыки, во многом благодаря концертам Рахманинова, но также и Чайковского, Скрябина, Метнера, Прокофьева, Щедрина.

http://www.topos.ru/article/iskusstvo/timur-ismagilov-chast-naslediya-rakhmaninova-malo-kto-znaet

« Последнее редактирование: Май 14, 2012, 16:11:58 от timalism »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #94 : Май 14, 2012, 15:49:59 »
Спасибо за интересное интервью !

Так же трудно бывает решить, кто «лучше» играет Первый концерт Прокофьева: автор или С. Рихтер. На это я бы ответил: оба лучше»

Вы, наверное, имели в виду 1-й концерт Рахманинова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #95 : Май 14, 2012, 16:08:33 »

Так же трудно бывает решить, кто «лучше» играет Первый концерт Прокофьева: автор или С. Рихтер. На это я бы ответил: оба лучше»

Вы, наверное, имели в виду 1-й концерт Рахманинова.

Это цитата из статьи Г. Г. Нейгауза. Он, очевидно, имел в виду то, что он имел в виду.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #96 : Май 14, 2012, 16:12:40 »
Это цитата из статьи Г. Нейгауза. Он, очевидно, имел виду то, что он имел в виду.

Ой, да ! Это же продолжение цитаты ! :) А я уж было удивился: ведь записи 1-го концерта Прокофьева в исполнении автора не существует - неужели, думаю, её нашли ?? Нейгауз мог слушать эту вещь в исполнении самого Прокофьева вживую - интересно, в какие годы ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #97 : Май 14, 2012, 16:24:37 »
Нейгауз мог слушать эту вещь в исполнении самого Прокофьева вживую - интересно, в какие годы ?

Первое исполнение концерта было в 1912 году - надо же, юбилей!
А Нейгауз - не знаю в какие годы услышал.

« Последнее редактирование: Май 15, 2012, 10:52:15 от timalism »

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #98 : Май 15, 2012, 03:05:59 »
Меня порадовал Дмитрий Бавильский своими вопросами! Видно, что человек - "в теме" ! Очень порадовало, что между строк он затронул связь между восприятием музыки - с аспектом звукозаписи/звуковоспроизведением !!! Смею предположить, что Бавильский- почитывает  Лихницкого  ;D И правильно делает! Ибо Анатолий Маркович открыл многим глаза на современные убогие (в музыкальном смысле) многомикрофонные системы звукозаписи....

А Тимуру спасибо, что поставил акцент на том, что Рахманинов создавал иллюзию мощи благодаря гибкому изменению динамики!!!
Хотя у Тимура были и откровенные "проколы" : Главная тема 2-го Концерта длится 1,5 минуты??? :o
Или затертая до дыр лже-история про то, якобы после "провала" 1-й Симфонии - Рахманинов ничего не сочинял аж до 2-го Концерта... Поглядите каталог сочинений СВР http://senar.ru/music/catalogue/   , как говорится - факты- вещь упрямая.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Тимур Исмагилов, композитор (род. 1982)
« Ответ #99 : Май 15, 2012, 09:36:50 »
... затертая до дыр лже-история про то, якобы после "провала" 1-й Симфонии - Рахманинов ничего не сочинял аж до 2-го Концерта... Поглядите каталог сочинений СВР http://senar.ru/music/catalogue/   , как говорится - факты- вещь упрямая.

Но сам Рахманинов говорил, что он несколько лет ничего не сочинял, хотя, конечно, хотелось бы уточнить, что он имел в виду под этим словом.
А что вам не понравилось в фактах ?
Давайте проверим по предложенной вами ссылке.

===============================================
 
Op. 13.  Первая симфония d-moll для оркестра. 1895. (Затем переложено для фортепиано в 4 руки.) Посв. А. Лодыженской. (Партитура уничтожена автором. Посмертно восстановлена по сохранившимся партиям.)
 
 Grave — Allegro ma non troppo
Allegro animato
Larghetto
Allegro con fuoco
 
 
Op. 14.  Романсы. 1896 (кроме № 1).
 
 «Я жду тебя»  F-dur — 1894. Сл. М. А. Давидовой, посв. Л. Д. Скалон
«Островок»  G-dur — Сл. К. Д. Бальмонта (из Шелли), посв. С. А. Сатиной
«Давно в любви»  fis-moll — Сл. А. А. Фета, посв. З. А. Прибытковой
«Я был у ней»  Es-dur — Сл. А. В. Кольцова, посв. Ю. С. Сахновскому
«Эти летние ночи»  E-dur — Сл. Д. М. Ратгауза, посв. М. И. Гутхейль
«Тебя так любят все»  g-moll — Сл. А. К. Толстого, посв. А. Н. Ивановскому
«Не верь мне, друг!»  C-dur — Сл. А. К. Толстого, посв. А. Г. Клокачёвой
«О, не грусти!»  f-moll — Сл. А. Н. Апухтина, посв. Н. А. Александровой
«Она, как полдень, хороша»  Es-dur — Сл. Н. Минского, посв. Е. А. Лавровской
«В моей душе»  D-dur — Сл. Н. Минского, посв. Е. А. Лавровской
«Весенние воды»  Es-dur — Сл. Ф. И. Тютчева, посв. А. Д. Орнатской
«Пора!»  es-moll — Сл. С. Я. Надсона
 
 
Op. 15.  Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. 1895–1896.
 
 «Славься»  G-dur — (Первоначально «Слава императору Александру II»)? Сл. Н. А. Некрасова
«Ночка»  F-dur — Сл. В. Н. Лодыженского
«Сосна»  a-moll — Сл. М. Ю. Лермонтова
«Задремали волны»  D-dur — Сл. К. Р.
«Неволя»  F-dur — Сл. Н. Г. Цыганова
«Ангел»  E-dur — Сл. М. Ю. Лермонтова
 
 
Op. 16.  Музыкальные моменты для фортепиано. 1896. Посв. А. В. Затаевичу.
 
 b-moll  Andantino
es-moll  Allegretto — Новая ред. 1940, Allegro
h-moll  Andante cantabile
e-moll  Presto
Des-dur  Adagio sostenuto
C-dur  Maestoso
 
 
 —   Квартет (№ 2) g-moll для 2 скрипок, альта и виолончели (только 2 части). 1896?
 
 Allegro moderato
Andante molto sostenuto
 
 
 —   «Импровизации» для фортепиано (4 пьесы). В соавторстве с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым и С. И. Танеевым. 1896?
 
 —   Симфония № 6 c-moll А. К. Глазунова (4 части). Переложение для фортепиано в 4 руки. 1897.
 
 —   Симфония для оркестра (в набросках). 1897.
 
 —   «Пантелей-целитель» e-moll для смешанного хора без сопровождения. 1899. Сл. А. К. Толстого.
 
 —   «Чоботы» d-moll. Украинская народная песня. Обработка для смешанного хора без сопровождения. 1899.
 
 —   Пьеса-фантазия g-moll для фортепиано. 1899?
 
 —   Фугетта F-dur для фортепиано. 1899.
 
 —   «Икалось ли тебе». Романс-шутка F-dur. 1899. Сл. П. А. Вяземского (с изменениями). Посвящение: «Нет! Не умерла моя муза, милая Наташа Сатина. Посвящаю тебе мой новый романс». (См. историю создания в воспоминаниях Е. Ю. Жуковской.)
 
 —   «Ночь». Романс a-moll. 1900. Сл. Д. М. Ратгауза.
 
Op. 17.  Вторая сюита для 2 фортепиано. 1900–1901. Посв. А. Б. Гольденвейзеру.
 
 Вступление  C-dur
Вальс  G-dur
Романс  As-dur
Тарантелла  c-moll — (На тему из сборника итальянских песен)
 
 
Op. 18.  Второй концерт c-moll для фортепиано с оркестром. 1900–1901. Посв. Н. В. Далю.
 
 Moderato
Adagio sostenuto
Allegro scherzando
 
 
Op. 19.  Соната для виолончели с фортепиано g-moll. 1901. Посв. А. А. Брандукову.
 
 Lento — Allegro moderato
Allegro scherzando
Andante
Allegro mosso
 
=========================================================


Последними опусами перед моральной катастрофой стали романсы op.14 (1896 г.) и "6 Муз.моментов" (1896 г.) Следующий опус формально - это 2-я сюита, но она явно тяготеет к более раннему стилю Рахманинова, и я подозреваю, что он задумал её раньше, но не реализовал. Переложения чужих вещей, музыкальные шутки вроде романса "Икалось ли" нельзя считать серьёзными работами, вещи без опуса, вероятно, были задуманы раньше, а квартет вообще был заброшен. Первым новым сочинением после кризиса стал именно 2-й концерт, а 1897-98 гг. вообще "выпали", так что не вижу противоречий.
Разумеется, в эти годы на рубеже веков Рахманинов пытался сочинять, только у него мало что получалось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица