Автор Тема: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист  (Прочитано 298233 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sovsem novicsok

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #350 : Март 07, 2012, 19:16:28 »
Uvazsjemij Predlogoff!   Spasibo boljshoje za stolj razvernutij i iskljucsiteljno interesnij analiz!  I za Luganskogo radostno :D

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #351 : Март 08, 2012, 02:23:59 »
Ув. Predlogoff, спасибо за Ваш анализ!  Я тоже была на концерте, правда, сидела в партере  :). Мне показалось, что НЛ, если можно так выразиться, находится в прекрасной форме. В его игре появилась какая-то дополнительная виртуозность, полетность, а в этюде Листа, его темп, по-моему, сравнялся с темпом Л.Бермана.
Что касается ваших замечаний о наполнении зала звуком, то в партере, в районе 15-го ряда проблемы примерно такие же. На примитивном уровне могу объяснить свои ощущения так. Иногда  кажется, что надо куда-то нырнуть, чтобы быть ближе к звуку, потом это состояние само собой уходит. Но ведь это не очень хорошо?

Оффлайн Mishul

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #352 : Март 08, 2012, 16:34:09 »
Ув. Predlogoff! Большое спасибо за рецензию на концерт Николая Луганского. Была на концерте и полностью разделяю всеобщие восторги по этому поводу. Отдельная благодарность - за выложенную Вами запись. Раз уж Вы коснулись программности  "Долины Обермана", то как, на Ваш взгляд, следует объяснить само название этой пьесы (по всей видимости, оно поэтически-иносказательное) - "Долина скорби"?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #353 : Март 10, 2012, 21:42:13 »
Раз уж Вы коснулись программности  "Долины Обермана", то как, на Ваш взгляд, следует объяснить само название этой пьесы (по всей видимости, оно поэтически-иносказательное) - "Долина скорби"?

А почему "скорби" ?
У меня появилась вот какая мысль: "Долина Обермана" Листа - это очень глубокое произведение, которое к тому же может послужить примером его "фирменного" литературно-музыкально-программного способа построения произведения и декламационно-музыкального приёма порождения тематизма, чем-то родственного идеям Мусоргского, как известно, исповедовавшего приём "омузыкаленной речи", когда речевые интонации облагораживаются и передаются посредством музыки.
На эти мысли относительно музыкального тематизма Листа, который тоже можно без лишних сомнений именовать "программным", меня натолкнули многие интересные книги: об этом пишет Я.Мильштейн в своей книге "Лист", где он даже приводит отрывок из ранней редакции "Долины Обермана" С ПОДТЕКСТОВКОЙ по-французски (именно это замечание Мильштейна стало отправной точкой моих размышлений), о программном значении листовского тематизма и листовского формообразования разные писатели много рассуждали в связи с тематизмом и тематическими преобразованиями в других его произведениях ("Фауст-симфония", Соната h-moll и др.), а также в связи с их формой, не говоря уже о том, что идеи самого Листа - в его собственном изложении и в передаче других лиц - позволяют рассуждать в этом же русле, к чему можно добавить также его транскрипции как чужих, так и своих собственных произведений ("Грёзы любви", "Сонеты Петрарки" и т.д.), тематизм которых удивительно родственен многим темам его "бессловесных" - чисто инструментальных - произведений ! :)

Поэтому, Mishul, у меня к вам предложение: пока всё это у меня не вылетело из головы или пока я опять не отвлёкся на другие дела, заведите, пожалуйста, новую тему "Лист, "Долина Обермана"" в разделе "Классики и традиционалисты", а я там отвечу на некоторые вопросы, а также приведу всю цепочку своих рассуждений полностью, а не фрагментарно, как здесь.
« Последнее редактирование: Март 11, 2012, 09:10:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mishul

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #354 : Март 11, 2012, 03:36:40 »
Спасибо за отклик (правда, прямого ответа на вопрос услышать не удалось, но, возможно, это моя проблема). Тема "Лист, Долина Обермана" открыта -
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6020.0
« Последнее редактирование: Март 11, 2012, 08:44:11 от Predlogoff »

Оффлайн sovsem novicsok

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #355 : Март 26, 2012, 19:25:45 »
Uvazsajemije forumcsane!  22 marta v Budapeshte v ramkah jezsegodnogo "Vesennego festivalja" sostojalsja koncert RNO (dirizser Mihail Pletnev, solist Nikolaj Luganskij) .                                                                                                            Programma koncerta: 3 koncert Rahmaninova  i 1 simfonija Skrjabina.                                                                                Moi vpecsatlenija ne toljko opravdali, no i prevzoshli vse moi ozsidanija! Udiviteljnaja garmonija solista i orkestra, csuvstvo ansamblja, glubina, ob"emnostj i bogatejshaja palitra zvuka  kak orkestra, tak i rojala.  Garmonija formi i soderzsanija.              Eto  - moi vpecsatlenija.  Ogovorjusj srazu: ja ne muzikant i pishu dlja informacii. Publika prinimala prekrasno. Vse tri etazsa lozsi  i parter bili perepolneni, slushali molcsa.  Diski s razvalov prosto smetalisj, no eto, konecsno,  melocsi . Ocseni radostno i za RNO, i za Luganskogo.

Оффлайн sovsem novicsok

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #356 : Март 26, 2012, 19:43:03 »
Tekst vigljadit strannovato... Prinoshu izvinenija :( :(

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 695
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #357 : Апрель 23, 2012, 21:07:50 »
В посленем номере русского издания Harvard Business Review появилось небольшое интервью с Николаем Луганским. Вот ссылка: http://www.hbr-russia.ru/issue/78/3117/

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #358 : Апрель 23, 2012, 22:27:08 »
Ренне, спасибо за ссылку, прочитала интервью с удовольствием.
Интересно, а почему НЛ до сих пор  только "заслуженный"?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #359 : Апрель 24, 2012, 10:44:02 »
В посленем номере русского издания Harvard Business Review появилось небольшое интервью с Николаем Луганским. Вот ссылка: http://www.hbr-russia.ru/issue/78/3117/

Цитата:
--------------------------
Май 2012

Николай Луганский
Интервью брала Анна Натитник
(Анна Натитник - старший редактор "Harvard Business Review Russia")

Музыка — это мир, равновесомый самой жизни, но почти с ней не пересекающийся, — считает один из ярчайших пианистов современности, солист Московской филармонии, Заслуженный артист РФ Николай Луганский.

HBR: Чувствуете ли вы ответственность перед исполняемым произведением?

Луганский: Да. Есть ответственность формальная — нужно выучить произведение, уметь его сыграть. А есть более глубокая: если вы не любите это произведение, если оно не заставляет ваше сердце биться чаще, играть его непорядочно. Так же, как непорядочно жить с человеком, которого не любишь. Исполнитель должен все время пытаться подняться до состояния того немыслимого вдохновения, которое осеняло композитора. Если включается автопилот — это уже безответственность.


HBR: Как вы относитесь к тому, что классическая музыка превращается в шоу-бизнес?

Луганский: Я не думаю, что она превращается в шоу-бизнес. Были эпохи, когда люди об этом кричали гораздо громче. Когда Бетховен видел успех первых опер Россини, он думал то же самое. Правда, с тех пор шоу-бизнес изменился и его размах благодаря СМИ, стадионам и т.д. значительно увеличился. Да, элементы бизнеса могут проникать в сферу организации концертов, но сама музыка остается неизменной. Хотя определенная опасность все же есть: когда речь идет об очень больших деньгах, качество часто отходит на задний план. Один из самых успешных в финансовом плане музыкантов, скрипач и дирижер Андре Рьё, никогда не попал бы в финал серьезного конкурса.


HBR: Надо ли популяризировать классическую музыку или она должна оставаться, скажем так, элитарным искусством?

Луганский: Классическая музыка — не элитарное искусство. Это мнение активно навязывается людям, особенно в России, в рамках пропаганды рок-музыки. Рок рассчитан на стадионы, вмещающие 100—150 тысяч человек, — естественно, он приносит немыслимую прибыль. А концерт классической музыки в зале, в котором больше 3000 мест, полноценным не назовешь. Игра с микрофоном идет вразрез с природой классической музыки.
Популяризировать классическую музыку, конечно, нужно. Это делалось в СССР: были дневные концерты, открытые репетиции, телевизионные программы. Сегодня — почти нет, так как это не приносит быстрой прибыли. Можно перенимать европейский опыт: там проводят фестивали, билеты на которые стоят очень дешево, а концерты идут весь день при переполненных залах. Но пока в России все стремятся к мгновенному обогащению, популяризировать классическую музыку трудно.


HBR: Какую роль в становлении пианиста играет школа?

Луганский: Школа учит мастерству, необходимому для долголетия музыканта. В 20 лет прекрасно играют все, в 40 — отдельные пианисты, а в 60 — это большая редкость. С другой стороны, то, как пианист и произведение великого композитора идут навстречу друг другу, сродни любви. А в любви школа играет незаметную роль.


HBR: Кто из ваших педагогов оказал на вас наибольшее влияние и почему?

Луганский: Все мои педагоги были замечательными учителями: и Т.Е. Кестнер, и С.Л. Доренский, но самое сильное влияние на меня оказала Татьяна Петровна Николаева. Она была великой пианисткой, с каждым годом играла все больше, преподавала, сидела в жюри, давала мастер-классы, записывалась. Она была человеком немыслимой активности. Смотришь на нее и понимаешь: музыка — это богатство, от этого нельзя устать, это всегда безумно интересно, и чем ты старше, тем интереснее.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #360 : Апрель 25, 2012, 10:27:19 »

На канале "Культура" 3-го мая
http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=121337


 03.05 четверг в 20:45
 

Николай Луганский. Жизнь не по нотам
 
Документальный фильм (Россия, 2012).
Режиссер и автор сценария Алексей Бурыкин.

Сегодня Николай Луганский, пожалуй, один из самых востребованных российских пианистов. Он часто гастролирует и дома бывает, увы, редко. Но в эти редкие моменты он – обыкновенный сын, муж, отец троих детей. У пианиста – две жизни, мало похожие одна на другую. Одна – по нотам, другая – не по нотам; одна – растворенная в музыке, другая – как будто бы вне ее…

Концерты в Москве, в Белграде, в Париже; и рядом с этим – общение с семьей, родителями, друзьями, интересные, захватывающие увлечения.

В фильме участвуют: пианист Николай Луганский, его семья – жена Лада, сыновья Иван и Митя, дочь Анна; его родители: Анна Николаевна и Лев Борисович; виолончелист Александр Князев, дирижер Михаил Плетнев. Включены фрагменты выступлений Российского национального оркестра.



Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 137
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #361 : Апрель 26, 2012, 17:40:02 »
  Сегодня пианист Николай Луганский отмечает 40-летие

 
     
Его называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. Поклонники стараются не пропускать концерты, считая их чудом сотворения музыки. Николай Луганский не просто великолепный виртуоз, главное в его игре - изысканность вкуса и стилистическая безупречность. Сегодня музыкант принимает поздравления с сорокалетием. (ТВ Культура).




Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #362 : Апрель 27, 2012, 11:27:02 »
«Чем дольше занимаешься фортепиано, тем меньше шансов заняться чем-то еще»
http://izvestia.ru/news/523126#ixzz1tBVH5tiX

26 апреля одному из лучших российских пианистов Николаю Луганскому исполняется 40 лет. Маэстро сказал корреспонденту «Известий», что несуеверен и согласился отметить свой юбилей эксклюзивным интервью.

— Практически все пианисты топ-класса сейчас придумывают фестивали, фонды, акции. Вам эта суета не близка?

— Есть еще несколько пианистов, которые могут себе позволить не заниматься ничем, кроме фортепиано. Из великих — Григорий Соколов, Раду Лупу, Нельсон Фрейре. Я понимаю, насколько это крошечный фрагмент картины жизни — исполнительство на одном-единственном инструменте. И чем дольше ты этим занимаешься, тем меньше шансов заняться чем-то еще. Например, дирижировать умные инструменталисты начинают очень рано. В этом смысле я уже загнал себя в ловушку, но и не жалею пока.

— На пианистов и скрипачей, переквалифицировавшихся в дирижеры, вы смотрите без осуждения?

— Без малейшего. Играть до старости только на скрипке — вообще настоящий подвиг. Поэтому начать дирижировать значит облегчить себе будущее. Есть примеры, когда пианисты достигали очень высокого уровня в дирижерской профессии — Михаил Плетнёв, Даниэль Баренбойм. Оценка дирижерского мастерства очень сложна и немыслимо субъективна.

— Почему лично вас дирижирование не влечет?

— Меня отпугивает от этой профессии необходимость быть лидером, воздействовать на людей, в том числе на немузыкальном уровне. Мне биологически чужды такие свойства. Один раз в жизни я дирижировал во время репетиции. Да, это оказалось сложнее, чем я думал. С другой стороны, я по-прежнему не соглашусь, что вы не дирижер, если в 18 лет не поступили на соответствующий факультет и 5 лет не проучились.

— Разве в педагогике не нужно воздействовать на людей? Вы ведь педагог.

— Педагог — громко сказано, я лишь прихожу в класс послушать студентов. Когда ученик приходит и играет программу, он волнуется, а значит — готовится к концерту. Это уже урок.

— Вам комфортен темп вашей жизни?

— Сейчас уже нет. Но комфорт — не самая хорошая вещь. Мне нравится фраза «кто сказал, что должно быть легко?». Я иногда чего-то добивался, пытаясь прыгнуть выше головы. Физическая одаренность у меня не какая-то экстраординарная, есть люди с более хорошими руками.

— Технику пианиста можно сделать, или все решает природа?

— Можно. У Володося, Руденко, Мацуева — природная техника. У Кисина техника создана им самим и его педагогом. Рихтер и Микеланджели занимались на рояле огромное количество часов, с каждым годом все больше.

— А вы — трудоголик?

— У меня никогда не было периода запойных занятий. 6–7 часов в день я тратил не на сидение за роялем, а на слушание музыки. Начав выезжать за границу в 15 лет, почти все свои гонорары тратил на компакт-диски. Так что не приобрел бронебойной пианистической техники, которая может всегда вытащить. Зато, думаю, мой музыкальный кругозор в 18 лет был шире, чем у моих коллег.

— Если на концерте вы берете фальшивую ноту, вас это беспокоит?

— К сожалению, бывают случаи, когда задетая нота влияет на мое состояние. С этим надо бороться. Это трудный вопрос — почти что интимной гигиены.

— Музыка — «чистое искусство», или в ней есть идеи и содержание?

— Есть внутримузыкальное содержание, но оно не поддается переводу в слова. Зато любой человек в мире это содержание почувствует. Слова затрагивают значительно более узкую область жизни, чем музыка. Словами говорить о любви, страсти, страхе, ненависти? Ну о ненависти чуть проще. Даже если брать лучшие романы, то самые слабые места там — описания любви и страсти.

— То есть писатели, в общем, тратят свою жизнь даром?

— Помните, как Фауст переводит Евангелие от Иоанна? «Вначале было Слово». И Фауст говорит: «Я так высоко не ставлю слова, чтоб думать, что оно всему основа». И это пишет Гёте, который оперировал не звуками и не картинами. Один мой приятель очень хорошо сказал: «Никто не может увидеть всего слона. Мы можем увидеть только часть слона». Музыка — искусство, которое, пожалуй, в наибольшей степени видит слона в целом.

— Вы известны как, пожалуй, самый далекий от интернета пианист вашего поколения.

— Я не люблю свое состояние, когда полчаса посижу в интернете. Ну просто хуже себя чувствую — экран какой-то, кнопочки. Но я прекрасно понимаю, что это величайшая вещь для самых разных людей, живущих вдалеке от больших городов.

— Что вы чувствуете по отношению к Москве?

— Этой мой родной город, здесь происходили главные события моей жизни. Но если взглянуть глазами иностранца, то, наряду с Нью-Йорком, это самый тяжелый город. Нью-Йорк даже чуть-чуть жизнерадостнее Москвы. По абсурдности цен Москва идет, наверное, на втором месте после Лондона.

— Ощущаете ли вы оживление общественной жизни в России в последние месяцы?

— Оживление своеобразное. Массы людей убеждены, что самое главное — это противостояние власти и оппозиции. А суть совершенно в другом. Есть основополагающий экономический вопрос: могут ли земля и природные ресурсы принадлежать конкретным людям или нет. В разных странах мира на этот вопрос даются разные ответы. Везде разная степень хождения денег — даже сегодня, когда за деньги можно очень многое, почти все. В Америке, если вы протягиваете 100 долларов полицейскому, то рискуете оказаться в наручниках. В России хождение денег не ограничено ничем. Вы покупаете нефтяное месторождение, вы платите врачу, чтобы он выполнил свою обязанность по спасению жизни человека, вы платите полицейскому, и так далее. И действующая власть, и Немцов, и Касьянов выступают за неограниченное хождение денег. Гарри Каспаров скажет вам, что коммунизм умер. Это все равно что сказать «любовь мертва» или «музыка мертва». Идея о том, что твой труд должен идти на благо всех живущих в стране, существует вечно.

— Не ожидал, что вы окажетесь сторонником левых сил.

— У правых основополагающей является идея свободы, у левых — идея справедливости. Идея свободы у нас в стране воплощена в утрированной форме, а идея справедливости попрана. Поэтому на парламентских выборах я голосовал за КПРФ — за неимением более левых партий.

— Хорошо, таков ваш выбор из четырех думских фракций. А из четырех темпераментов?

— Я меланхолик, который пытается быть сангвиником.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #363 : Апрель 27, 2012, 11:48:49 »
У правых основополагающей является идея свободы, у левых — идея справедливости. Идея свободы у нас в стране воплощена в утрированной форме, а идея справедливости попрана. Поэтому на парламентских выборах я голосовал за КПРФ — за неимением более левых партий

Ого ! :))

В любом случае, Луганский может себе позволить иметь такие мысли, какие он имеет. Луганский, Володось, Володин, Фаворин - это имена, которыми мы можем гордиться, это музыканты, достигшие и превзошедшие позднесоветский уровень музицирования, и за это им всё можно позволить.
Способ мышления Луганского мне по-человечески, пожалуй, ближе всего.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #364 : Апрель 27, 2012, 21:58:47 »
http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=994612&cid=178

    15:42 27.04 Николай Луганский отметил день рождения концертом в Цюрихе


Однажды Николай Луганский признался: «Я чувствую, что у меня есть две жизни: жизнь музыканта и полнокровная жизнь обычного человека». Но порой эти две жизни сходятся в одну – именно так произошло в Цюрихе, где в свой юбилей Николай Луганский сыграл Третий концерт Рахманинова – композитора, который особенно ему близок и творчеством, и судьбой. Рассказывают «Новости культуры».




Крупнейший швейцарский город Цюрих по праву гордится двумя акустически совершенными площадками – своим Оперным театром и концертным залом Тонхалле.

Здание XIX века несколько раз реставрировали и даже достраивали. Но сохранили главное – дух старого города. Николай Луганский в свою гримерку идет через Большой зал Тонхалле. Он не был здесь 17 лет, но признается – это одна из его любимых зарубежных площадок. После разминки есть время для небольшой прогулки по живописной набережной Цюрихского озера.

«Из последних моих, наверное, пятнадцати дней рождения, может быть, три-четыре я был в Москве, а чаще всего бываю на гастролях. Это нормально. Странствующий музыкант – это нормальная ситуация», – говорит пианист.

Дни рождения в Париже, Лондоне или каком-нибудь американском городе – все это не важно. Телефон пианиста разрывается от поздравлений. Пока есть время до концерта, всем нужно ответить. Немецкоговорящую Швейцарию Луганский посещает не так часто, как французские или итальянские кантоны. Но цюрихская публика русского пианиста знает.

«Я знаю, что Третий концерт Рахманинова – одно из сложнейших произведений. И мне очень интересно, как справляется с ним Николай Луганский. И вообще я очень люблю русскую музыку», – говорит один из зрителей.

Большой зал Тонхалле рассчитан почти на 1500 мест. Это важнейший культурный центр не только Цюриха, но и всей Швейцарии.

«В Тонхаллле я стараюсь бывать несколько раз в месяц. Сегодня вот приехал на русского пианиста, слышал о нем очень много восторженных отзывов», – замечает еще один ценитель классической музыки.

История оркестра Тонхалле начинается с 1868 года. В качестве приглашенных дирижеров здесь выступали Иоганнес Брамс, Рихард Штраус. На этот раз на легендарной сцене не менее известная в Европе фигура – Шарль Дютуа, а в программе – Мусоргский и Рахманинов. Перед выступлением Николая Луганского рояль появляется, как по волшебству, из-под сцены.

«Мы с Николаем Луганским – добрые друзья. Уже столько раз играли этот Третий концерт Рахманинова в разных уголках планеты, что я могу с полной ответственностью заявить: он играет его лучше, чем кто бы ни было. У Луганского очень правильный стиль и восприятие композитора. Ведь Рахманинова нельзя чересчур романтизировать – надо играть чисто», – подчеркивает маэстро Дютуа.

Дирижера Шарля Дютуа с нашей страной связывает не только любовь к русским композиторам и дружба с Николаем Луганским. Вместе с Российским национальным оркестром и маэстро Плетневым он успел побывать в Новосибирске, Хабаровске, Иркутске. А в сентябре планирует выступить в Московской консерватории – впервые встанет за пульт Оркестра имени Светланова. И снова для совместного выступления он пригласил Николая Луганского. В программе обязательно будет Рахманинов.
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #365 : Май 06, 2012, 14:53:04 »
30
МАЯ
СРЕДА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Концерт Московской государственной академической филармонии. Абонемент № 77
Николай Луганский (фортепиано)
Майкл Коллинз (кларнет) (Великобритания)
Государственный квартет имени Бородина

В программе:
Гайдн – Квартет № 3 до мажор, соч. 33
Моцарт – Квинтет для кларнета и струнного квартета ля мажор
Франк – Фортепианный квинтет фа минор (FWV 7)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: пианист Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #366 : Май 12, 2012, 22:07:30 »
Вот интервью Николая Луганского газетке "Масонский сексомолец"

http://www.mk.ru/culture/article/2012/05/04/700753-pristup-muzyiki-na-festivale-rahmaninova.html

Приступ музыки на фестивале Рахманинова

  
материал размещен 4 мая 2012 в 20:22, просмотров: 1130

Николай Луганский: «Было страшно, когда Рахманинов кусками вычеркивал свою же музыку»

Рахманинов — удивительная фигура. Это плоть от плоти русская, духовная музыка, ставшая гиперсовременной на века... Любимец всех пианистов на свете, сделавший концерты для фортепиано поистине субкультурным явлением. И неудивителен такой ажиотаж вокруг II рахманиновского фестиваля «Белая сирень», который скоро откроется в Казани: по задумке идеолога феста дирижера Госоркестра РТ Сладковского, музыку Рахманинова будут снова играть пианисты разных музыкальных школ. С одним из них, Николаем Луганским, отметившем своё 40-летие, и пообщался «МК».
Николай Луганский
   Николай Луганский    
   фото: lugansky.homestead.com    

— Николай, во-первых, поздравляю с юбилеем, который, как знаю, Вы отметили потрясающим концертом в Цюрихе, а во-вторых... что для Вас — Рахманинов?

— Спасибо, очень рад слышать. Рахманинов... многие пианисты скажут — «он самый любимый», я в этом не оригинален... а о любви глупо говорить словами. Нет критериев. Нет объективности. Любишь и всё. А за что... да он самый родной.

— В Казани Вы, кажется, будете играть Третий концерт?

— Его исполнял еще на конкурсе им. Чайковского в 1994 году, играл и сейчас в День рождения, в Цюрихе. Что говорить — Рахманинов феноменально пианистичен. Есть три композитора за всю историю, которые для рояля физически писали самым лучшим, гибким и красивым образом. Шопен. Наверное, Лист. И разумеется, Рахманинов. Независимо — зашкаливало вдохновение или оно было «обычным» — всё равно выходило замечательно.

— И его музыка не устаревает?

— Популярность только растет и это поразительный факт, потому что Сергей Васильевич всегда был в стороне от главных мировых прогрессивных тенденций. В том числе, авангардных. Относился к ним с нескрываемой иронией и в своем творчестве прошел мимо. Даже с точки зрения отторжения. До Первой Мировой войны Шёнберг описал двенадцатитоновую технику... ну и что? Для Рахманинова ее не существовало. Верность себе, своей натуре...

   

Сергей Рахманинов

фото: ru.wikipedia.org
   
 

— То есть крепкий композиторский стержень: не метало из стороны в сторону?

— Нет. Он, видимо, с детства знал цену всем этим «влияниям» и посторонним мнениям... В этом его колоссальное отличие, скажем, от своего современника Стравинского: Стравинский как раз подслушивал что творилось, и тут же выдавал «по последнему слову моды». И еще. Стержень Рахманинова из всех русских композиторов  — самый музыкально древний. Для него главная опора была не столько на русскую-народную музыку, сколько на музыку церковную, на знаменный распев.

— Использовали его многие наши композиторы, тот же Чайковский.

— Рахманинов не «использовал»: это стало его языком. Массу рахманиновских вещей, которые народ может напевать на улице, основаны на знаменном распеве. Та же главная тема Третьего концерта, — его музыковеды спрашивали — из какого церковного сборника он ее взял. Сергей Васильевич отвечал, что ни откуда не взял, а просто решил сочинить мелодию, то есть для него эта почва — почва духовной музыки — была естественной.
 

— Слышал, что Вам предстоит запись двух сонат Рахманинова в Англии...

Интересно, что для этой записи я сам «делаю» версию Второй сонаты. Потому что существует две редакции — первая ранняя (1913 год) огромная и вторая очень коротенькая, сделанная в Америке в 1931-м. Что интересно: почти все композиторы, художники поэты обычно обожают свои опусы, относясь к ним трепетно и трогательно. У Рахманинова же случались приступы ненависти к своей музыке — вдруг считал, что написал ее плохо.

— Этакое самобичевание?

— Ну да, как у Гоголя. Вдруг начинал вычеркивать огромные куски. Самый страшноватый пример — это этюды из 33-го опуса, на которые Рахманинов в завещании наложил запрет даже на смотрины. Их, по счастью, нашли, теперь многие играют. Вот и во Второй сонате он опускает огромные фрагменты, считая, видимо, что это длинно, скучно, неинтересно. И вот я эти две редакции свожу: в основном, это получится первая длинная, моих нот там одна-две... Рад буду увидеться на фестивале!

Итак, на «Белой сирени», кроме Луганского выступят замечательные пианисты Дмитрий Майборода, Шон Боткин (США/Япония), Мурад Адигезалзаде (Азербайджан), — по аналогии с прошлым годом, когда Рахманинова играли столь непохожие друг на друга Мацуев, Березовский и Рамзи Ясса: объединение западной и восточной пианистических традиций — главная задача фестиваля в Казани. И не странно, что в качестве «плацдарма» для этого подошла исключительно глубокая, «корневая» музыка Рахманинова.

Так, на форуме прозвучат Первая и Вторая симфонии, концерты для фортепиано с оркестром (от Первого до Четвертого), Рапсодия на тему Паганини, сложнейшая сюита «Симфонические танцы» и симфоническая поэма «Остров мертвых».

Любопытно, что уже анонсируется и следующий, Третий фестиваль, который будет включен в программу Всемирной летней универсиады 2013 года (она также пройдет в Казани). Заранее приглашаются Денис Мацуев, пианисты Стивен Хаф, Фазиль Сай, Гаррик Оллсон, дирижеры Владимир Федосеев и Джанадреа Нозеда (Италия), известный по своим выступлениям в Мариинском театре.
 

материал: Ян Смирницкий
« Последнее редактирование: Май 13, 2012, 00:09:54 от Kleon »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #367 : Май 12, 2012, 22:23:42 »
Что говорить — Рахманинов феноменально пианистичен. Есть три композитора за всю историю, которые для рояля физически писали самым лучшим, гибким и красивым образом. Шопен. Наверное, Лист. И разумеется, Рахманинов

Безусловно, Скрябин.
Симптоматично, что Луганский его не назвал: это "не его" автор. Насчёт Листа я лично даже не сомневался бы.

Популярность [Рахманинова] только растет и это поразительный факт, потому что Сергей Васильевич всегда был в стороне от главных мировых прогрессивных тенденций. В том числе, авангардных. Относился к ним с нескрываемой иронией и в своем творчестве прошел мимо. Даже с точки зрения отторжения. До Первой Мировой войны Шёнберг описал двенадцатитоновую технику... ну и что? Для Рахманинова ее не существовало. Верность себе, своей натуре...

Любопытное замечание ! :)) Получается, что популярными до сих пор остались те авторы, кто меньше всего кривлялся. Насчёт отсутствия "отторжения" - смешно: Рахманинову это было до такой степени безразлично, что он даже не отторгал - ему было просто начхать ! :))

[Рахманинов], видимо, с детства знал цену всем этим «влияниям» и посторонним мнениям... В этом его колоссальное отличие, скажем, от своего современника Стравинского: Стравинский как раз подслушивал что творилось, и тут же выдавал «по последнему слову моды»

:))) Я когда пишу о Стравинском, излагаю то же самое и даже теми же словами !
Нет, ну есть же и среди музыкантов вполне адекватные люди ! :)

Интересно, что для этой записи я сам «делаю» версию Второй сонаты. Потому что существует две редакции — первая ранняя (1913 год) огромная и вторая очень коротенькая, сделанная в Америке в 1931-м году.
... во Второй сонате он опускает огромные фрагменты, считая, видимо, что это длинно, скучно, неинтересно. И вот я эти две редакции свожу: в основном, это получится первая длинная, моих нот там одна-две...

Любопытно ....... Вообще-то для Луганского какие-либо изменения в авторском тексте - большая редкость. Надо будет проследить, что именно он изменит во 2-й сонате.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #368 : Май 12, 2012, 23:58:08 »
Цитата: Predlogoff
Любопытно .......  Надо будет проследить, что именно он изменит во 2-й сонате.
А мне наоборот очень даже странно, тем более непонятно, зачем это делать? В.Горовиц давно уже, в 60-х годах исполнил и даже записал прекрасно сделанный им же  монтаж из двух редакций 2-ой Сонаты Рахманинова. Не длинно и не коротко, а в самый раз. Слушается очень органично. Действительно, 2-я редакция у автора очень куцая,  слышны грубые фактурные швы, особенно во второй части. А третья часть  - так и вовсе сплошной мозаичный калейдоскоп, и даже странное ощущение возникает при прослушивании. Темп в финале чуть ли не presto, а вся музыка словно стоит на месте. Слишком все громоздко и неуклюже. Короче говоря,  Сергей Васильевич так досокращался, что выплеснул ребенка из 1 редакции, то есть безжалостно вышвырнул массу красивых и дивно восхитительных эпизодов из первой редакции. Как известно В.Клиберн прекрасно записал полностью 1-ю редакцию 2-й Сонаты. Все замечательно красиво, но уж больно длинно. А вот как раз В.Горовиц сделал изумительный органичный вариант из двух редакций. Даже специально по нотам в свое время следил  и делал пометки, где и в каких местах монтировал.
И непонятно сегодня, зачем вдруг  неожиданно приспичило Луганскому что-то еще делать в этой Сонате. Что, лавры Горовица не дают спать спокойно? Поэтому и решил вставить парочку нот, чтобы отметиться в истории.;D

 
  

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #369 : Май 13, 2012, 00:13:49 »
... зачем вдруг  неожиданно приспичило Луганскому что-то еще делать в этой Сонате. Что, лавры Горовица не дают спать спокойно? Поэтому и решил вставить парочку нот, чтобы отметиться в истории. ;D

:) Мне кажется, в этом нет нужды, он и так уже отметился.
А вот что касается редакций 2-й сонаты, то 1-я ф-п Соната Рахманинова обсуждалась на нашем форуме, и мне кажется, разговор был интересный. Он начался здесь, в недрах потока о Луганском, в связи с его исполнением 1-й сонаты, а продолжился и закончился в отдельном потоке:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=310.msg22154#msg22154

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1941.0

О 2-й сонате как-то не довелось поговорить, хотя её постоянно играют в обеих редакциях – ранней и поздней, поэтому я предлагаю скачать ноты обеих редакций и что-нибудь по этому поводу изложить:

http://imslp.org/wiki/Piano_Sonata_No.2,_Op.36_(Rachmaninoff,_Sergei

Здесь есть обе версии 2-й ф-п сонаты Рахманинова.
В частности, интересен вопрос о причинах сокращения текста, на которое пошёл автор – каковы были цели создания 2-й редакции ? И вообще, что было сокращено и почему ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #370 : Май 13, 2012, 01:26:24 »
Цитата: Predlogoff
В частности, интересен вопрос о причинах сокращения текста, на которое пошёл автор – каковы были цели создания 2-й редакции ? И вообще, что было сокращено и почему ?
Касательно "что сокращено" , то это сделать не трудно, :D а относительно "почему", то здесь намного сложнее и запутаннее. Думаю, что примерно те же мотивы, которые руководили автором  при сокращении 3-ого Концерта, точнее, исполнительском варианте, которые делают кроме автора тот же Горовиц и  Гилельс. Говорю об известных купюрах  во всех трех частях Концерта.
Официальные причины сокращения текста при создании 2-й редакции до сих пор неизвестны и нет никаких печатных публикаций или высказываний автора по этому поводу. Поэтому остается только догадываться и создавать предполагаемые версии.
Одна из наиболее муссированных - это версия сокращения Сонаты для предполагаемой записи на пластинку, которая хотя и не была сделана  при жизни Рахманинова, но , очевидно , планировалась. Иными словами, надо было вписаться в жесткий временной формат студийной записи 78-й скорости. И как раз вторая редакция примерно вписывается в этот формат, так как звучит в среднем 20 минут, что по времени  и составляет две стороны пластинки.
Ну а вторая версия - это вечная и болезненная  неуверенность Рахманинова в созданной им форме многих фортепианных произведений, какая-то маниакальная страсть все сокращать, выбрасывать, переделывать, создавать бесчисленные "вторые редакции", начиная чуть ли не с юношеских опусов, где очень часто "вторые редакции", даже становятся гораздо неинтересней и бледнее основных. Например, я очень люблю первую редакцию 1-го фортепианного Концерта, и ставлю ее гораздо выше второй. Обожаю первую редакцию "Мелодии", а вторую не понимаю совсем, для чего менял. То же самое с "Юмореской", "Полишинелем", "Серенадой".
И по-видимому его постоянно одолевала внутренняя борьба со своей неуверенностью и боязнью, что слушатели не поймут 2-ю Сонату и не будут её воспринимать, потому что её "больно много и длинно". Видимо, поэтому и стал её резать по- черному, выбрасывая все подряд, хорошее и плохое.
И , наконец, третья, моя собственная версия. Что-то мне внутри подсказывает ,что его близкий дружок Володя Горовиц немного поднажал на своего старшего товарища, убедив его поработать с  Сонатой, типа, Серёженька, родной, доделай , пожалуйста, Сонатку, не катит она на публике, плохо слушают, зевают...Поэтому Серёженька и расстроился, больно впечатлителен был и доверчив, расстроился малость, и поэтому срочно пошел резать по живому, и как всегда переборщил. :-\

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #371 : Май 13, 2012, 10:52:01 »
Одна из наиболее муссированных - это версия сокращения Сонаты для предполагаемой записи на пластинку, которая хотя и не была сделана  при жизни Рахманинова, но , очевидно , планировалась. Иными словами, надо было вписаться в жесткий временной формат студийной записи 78-й скорости. И как раз вторая редакция примерно вписывается в этот формат, так как звучит в среднем 20 минут, что по времени  и составляет две стороны пластинки

Логично !
Но если сокращённую версию 3-го концерта Рахманинов никак не оформил документально, то новую редакцию 2-й сонаты он всё же издал. На самом деле лучшим выходом из положения был бы следующий: сыграть на записи редуцированную версию, но не издавать её: запись не имела бы такой же легитимности, как нотный текст.
Но что сделано, то сделано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #372 : Май 22, 2012, 22:05:33 »
Луганский только что сыграл сольный концерт в СПб, в связи с чем у меня спрашивают, что он играл на бис, а я вообще не имею понятия, что там было ! Знаю, что в основной программе была 1-я соната Рахманинова.
Если кто в курсе дела, прошу сообщить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #373 : Май 23, 2012, 11:26:32 »
Цитата: Predlogoff
Любопытно .......  Надо будет проследить, что именно он изменит во 2-й сонате.
... В.Горовиц давно уже, в 60-х годах исполнил и даже записал прекрасно сделанный им же  монтаж из двух редакций 2-ой Сонаты Рахманинова. Не длинно и не коротко, а в самый раз. Слушается очень органично. Действительно, 2-я редакция у автора очень куцая,  слышны грубые фактурные швы, особенно во второй части. ....Как известно В.Клиберн прекрасно записал полностью 1-ю редакцию 2-й Сонаты. Все замечательно красиво, но уж больно длинно...
А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн. Я  помню, как в годы моей юности, когда я только начинал слушать музыку и успел "освоить" сравнительно узкий круг произведений, таких как нечетные симфонии Бетховена, три последних симфонии Чайковского, фортепианные концерты Рахманинова, то есть т.н. популярную классику, мне попалась в магазине пластинка с записью Клиберна, сделанной на одном из его концертов, если не ошибаюсь, в 1960 г. На одной стороне - Вторая соната Рахманинова, на другой - Фантазия Шопена. Из всяких книжек, популяризирующих классику, а таких в то время издавалось немало, я узнал, что Фантазия - весьма популярное сочинение, в отличие от Второй сонаты. Каково же было мое удивление, когда при первом прослушивании Фантазия "прошла" совершенно мимо меня. А вот музыкой сонаты я буквально заболел: еду в автобусе в школу, а в голове звучит музыка из второй части. Мне эта соната почему-то совсем не казалась длинной. Правда нужно признаться, что в то время Рахманинов был моим любимым композитором. Я и к классической музыке то пристрастился после того как в фильме "Рапсодия" расслышал 2-й концерт Рахманинова, о чем как-то рассказывал на форуме.

Не удивительно, что пластинку, а вернее одну сторону этой пластинки (ту, где была соната) я буквально "запилил". Напомню молододому поколению, что в отличие от компакт-диска при проигрывании грампластинок имеет место постепенное ухудшение качества из-за разрушения канавки пластинки в результате механического контакта с иглой звукоснимателя. В итоге через пару лет качество звука этой пластинки (вернее, одной из её сторон) настолько ухудшилось, что её стало невозможно слушать. Естественно, я захотел купить новую пластинку с этой сонатой. Но, увы, ни в исполнении Клиберна, ни в чьем-либо другом мне довольно долгое время эта соната не попадалась. Даже когда в начале 1970-х я стал учиться в Москве. Её ведь в те годы не слишком часто играли, а тем более - записывали. Неудивительно, что когда в году 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил. Между прочим, эта пластинка была примечательна еще и тем, что это была едва ли не первая пластинка фирмы "Мелодия", выпущенная по лицензии западной фирмы. До этого Мелодия издавала записи, сделанные западными фирмами, попросту их пиратируя. То есть у кого-то из филофонистов брался фирменный западный диск, переписывался на магнитофонную ленту и с этой переписи на Мелодии уже делался свой тираж. Естественно, что его качество весьма зависело от качества и запиленности исходной пластинки.
А вот при выпуске "по лицензии", т.н. мастер-ленту Мелодия получала непосредственно у фирмы - первоисточника. Между прочим, лицензионные пластинки были дефицитом, поскольку выпускались ограниченным тиражом, который оговаривался при покупке лицензии.

Но не в этих подробностях, разумеется, суть дела. Это я непроизвольно пустился в воспоминания. Что наверное естественно для немолодого человека, так что прошу простить за это лирическое отступление. Так вот, с технической точки зрения (имею в виду качество звучания пластинки) запись была великолепна. Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, а тогда напомню уже появились в продаже отечественные проигрыватели стереопластинок: Аккорд-001, Вега-002. Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал.

А вновь услышать врезавшуюся в мою память клиберновскую запись мне удалось только лет через 15-20, когда в продаже в московских магазинах появились западные компакт-диски. Кстати, как писалось в аннотации к диску, он делался с советской пластинки, которую кто-то из московских фанатов Клиберна прислал ему в подарок. Причем Клиберн до этого даже не знал о существовании этой записи.

« Последнее редактирование: Май 23, 2012, 13:45:03 от Sergey »

Sergey

  • Гость
Re: Николай Луганский (р.1972 г.)
« Ответ #374 : Май 23, 2012, 13:43:12 »
…..Официальные причины сокращения текста при создании 2-й редакции до сих пор неизвестны и нет никаких печатных публикаций или высказываний автора по этому поводу. Поэтому остается только догадываться и создавать предполагаемые версии.
Одна из наиболее муссированных - это версия сокращения Сонаты для предполагаемой записи на пластинку, которая хотя и не была сделана  при жизни Рахманинова, но , очевидно , планировалась. Иными словами, надо было вписаться в жесткий временной формат студийной записи 78-й скорости. И как раз вторая редакция примерно вписывается в этот формат, так как звучит в среднем 20 минут, что по времени  и составляет две стороны пластинки.
На мой взгляд, это ошибочная версия. Во-первых, чрезвычайно сомневаюсь, что в то время предполагалось записать 2-ю сонату в авторском исполнении на пластинки. В те годы звукозаписывающие фирмы предпочитали записывать только то, что могло иметь коммерческий успех - сделать запись было делом хлопотным и, мягко говоря, недешевым. Давайте вспомним, что же было записано у Рахманинова пианиста. Из крупной формы это, прежде, всего очень популярный в Америке в те годы 2-й концерт. Он был записан первым, причем даже дважды: сначала в акустической, а затем и в электрической записи, т.е. в записи на рупор и на микрофон. Затем, если не ошибаюсь, записали 3-й концерт, затем Рапсодию, которая, между прочим была очень популярна в США. Помнится, у кого-то в воспоминаниях прочитал такую фразу, что в те годы можно было запросто услышать, как обычная американка с Дикого запада насвистывает лирическую тему из Рапсодии. Затем записали четвертый концерт, и самым последним – первый (естественно в последней редакции). Так что это нам еще повезло, что записали все концерты и Рапсодию. Могли и не записать. Как не записали же Бориса Годунова с Шаляпиным, да и вообще ни одной оперы с ним полностью.
Кроме фортепианных концертов с Рахманиновым были записаны из больших вещей только 2-я соната Шопена и Карнавал Шумана – произведения, входившие в стандартный филармонический набор тех лет и, безусловно, популярные у публики. Можно ли сказать тоже самое относительно 2-й сонаты Рахманинова? Нет. И вы сами приводите воображаемый диалог Рахманинова и Горовица о том, что
… не катит она на публике, плохо слушают, зевают
Зачем же было фирмам делать запись произведения, не пользующегося популярностью? Да и, насколько я знаю, не осталось никаких документальных свидетельств, что были у фирмачей такие намерения. Так что эта версия о том, что якобы Рахманинов сделал 2-ю (сокращенную) редакцию в расчете на запись – не имеет под собой оснований. Я уж не говорю о том, уважаемый наблюдетель, что вы ошибаетесь, когда пишете, что сокращенная до 20 минут соната вместилась бы на одну пластинку с 78 оборотов/минуту - как раз на две стороны. Ничего подобного. Максимально возможная длительность звучания одной стороны пластинки размером 300 мм (это наибольший размер грампластинки, так называемый "Гигант") не превышает 5 минут, а не 10, как вы ошибочно пишете. Это я вам с полной ответственностью заявляю – у моих дедушки и бабушки такие пластинки были, причем среди них даже был набор (правда неполный, несколько пластинок не хватало - разбились) с записью 3-го концерта в исполнении Рахманинова и Орманди.
« Последнее редактирование: Май 23, 2012, 16:08:04 от Sergey »