Автор Тема: Оперетты Исаака Дунаевского  (Прочитано 23689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Оперетты Исаака Дунаевского
« : Август 28, 2010, 11:53:59 »

Однажды, в 1932 году, в Мюзик-холл к дирижеру Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Беларусь». Композитора пригласили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, и он его принял. Так началась работа Исаака Осиповича в кино. Всего он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала популярность. И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
Ровесник века, Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавской губернии. Начальное музыкальное образование мальчик получил там же в Лохвице, занимаясь у скрипача Г. Полянского. В 1910 году он поступил в Харьковское музыкальное училище, где обучался у И. Ахрона по классу скрипки и у С. Богатырева — композиции. К тому периоду относятся и первые сочинения Дунаевского. Одновременно он учился сначала в гимназии, а затем на юридическом факультете университета.
В 1919 году Дунаевский начинает работу в Харьковском драматическом театре. Композитор уже тогда понял и навсегда усвоил, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается. Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве молодого композитора. Этого принципа он придерживался и в дальнейшем в Московском эстрадном театре «Эрмитаж», музыкальным руководителем которого он был с 1924 по 1926 год, в Московском театре сатиры на посту заведующего музыкальной частью (1926—1929) и в Московском театре оперетты, где с огромным успехом была поставлена в 1927 году его оперетта «Женихи».
Этот спектакль стал не просто «первой ласточкой», возвестившей о приходе весны в еще не освоенный советским театром жанр. По сути, то было началом рождения советской оперетты, музыку которой И. О. Дунаевский видел через призму главной ее арии — песни. Не случайно, когда в 1927 году московский журнал «Рабис» попросил И. О. Дунаевского и некоторых режиссеров и артистов театра оперетты принять участие в дискуссионной анкете «Опереточный тупик. Как выйти из него», композитор высказался категорически советская оперетта должна нести слушателям песни, «параллельно с созданием оперетты должна идти борьба за новую советскую песню!»
В 1929 году композитор переселяется из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в качестве композитора и дирижера открывшегося эстрадно-музыкального театра Мюзик-холл.
Ко времени приезда в Ленинград музыкальный багаж композитора был уже достаточно солидным. Дунаевским была написана музыка к 62 (!) драматическим спектаклям («Взятие Бастилии» Р. Роллана, «Орленок» и «Романтики» Э. Ростана, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Слуга двух господ» и другим), к 23 эстрадным обозрениям, б водевилям, 2 балетам, музыка 8 оперетт («Женщины в аду», «Пассажир с Океаника»», «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и другие). Композитор много работал в области камерного творчества. Им было создано свыше 90 различных произведений — пьесы для фортепиано, квартеты, романсы.
В августе 1932 года создатель будущих советских музыкальных кинокомедий Г. В. Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма.
Александрову порекомендовали Дунаевского. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна — о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Наконец Дунаевский подошел к роялю
«Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать... » — И он в раздумье опустил руки на клавиши.
Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил «Похоже немножко» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав «До скорой встречи!» И Александров и Дунаевский, каждый по-своему, всегда вспоминали тот вечер, открывший их долгий совместный творческий путь.
Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров песню Анюты, песню Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену «музыкальной драки», частушки, мультипликационные заставки и многое другое. Утесов вспоминал, что он никогда не упускал возможности послушать игру Дунаевского «Музыку Дунаевского любят все, но тот, кто не сидел с ним у рояля, не может себе полностью представить всю степень дарования этого поистине замечательного музыканта».
Прежде чем выпустить на широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномастеров повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку.
Блистательным завершением Выставки было присуждение произведениям советской кинематографии первого приза — Золотого кубка, который был торжественно вручен делегации советских кинематографистов.
Особенно популярной в Венеции сразу же стала музыка фильма. «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду. Маленькие оркестрики, неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении и «Марш веселых ребят», и написанную в ритме танго, близком неаполитанским мелодиям, песню Кости.
В то время Дунаевского уже ожидало множество дел, в том числе снимающаяся на киностудии «Ленфильм» картина «Три товарища». Еще в самом начале 1934 года к Дунаевскому обратился режиссер С. А. Тимошенко с просьбой написать музыку к этой картине.
В отличие от предыдущих, в фильме «Три товарища» музыка лишь сопровождала действие, и только «Песня о Каховке» на стихи Михаила Светлова обрела самостоятельную жизнь.
Исаак Осипович вспоминал «Музыку к песне «Каховка» мне удалось записать буквально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца».
В 1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта».
Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма. Сейчас трудно представить себе, чтобы юный Роберт, поднимаясь на мачту шхуны «Дункан», не запел бы «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»
«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Однако главной в фильме стала «Песня о Родине».
О жизни этой песни можно было бы написать целую книгу, страницы которой поведали бы о том, как ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса, как этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии.
Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и порой вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
1938 год отмечен работой над музыкой к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии.
«Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» — утверждала газета «Кино».

«Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!»

«Волга-Волга», пожалуй, как ни один фильм Дунаевского, пронизана песнями, симфоническими картинами, куплетами, музыкальными эпизодами, танцевальными ритмами.
Главную песню музыкальной кинокомедии — «Песню о Волге» — можно назвать героиней фильма. Ее мелодия, словно впитавшая красоту и ширь величавой реки, как могучая волна переливается с экрана в душу человека, наполняя ее чувством беспредельной радости, которая «до самого солнца летела» и «до самого сердца дошла». Звучащая каждый раз в новых оркестровых вариациях, музыкально разрастаясь от кадра к кадру, песня обретает могучие крылья, которые помогают ей стать подлинно народной и в фильме и в жизни.
4 ноября 1937 года Ленинградский театр музыкальной комедии показал премьеру оперетты Дунаевского «Золотая долина». Появление «Золотой долины» на сцене ознаменовало собой не только рождение, но и утверждение советской оперетты как формы музыкального жанра. «Золотая долина» имела успех, — писал автор текста М. О. Янковский, — у композитора получилось сочинение, которое в музыкальном отношении стало одной из вершин творчества Дунаевского, несмотря на большие недостатки в либретто». Самокритичный драматург после премьеры почувствовал противоречие между яркостью и широтой музыкального мышления композитора и примитивностью своего текста.
Много лет спустя, прослеживая и анализируя путь развития советской оперетты почти за шестьдесят лет, тот же Янковский в книге «Советская оперетта» уверенно назовет Дунаевского ее классиком.
В 1940 году Александров снимал фильм «Светлый путь». Музыку и для этого фильма писал Дунаевский...
Когда уже окончательно определилась музыка основной темы марша, припев к маршу долго не сочинялся. «Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к «Маршу энтузиастов», — вспоминал Соловьев-Седой. — Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев к «Маршу». Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!»
И помог в этом композитору завод «Электросила». В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг «услышал» четкий ритм музыки будущего припева. Возвращаясь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов будто еще что-то подсказал Дунаевскому.
«Друзья мои! — воскликнул композитор, обращаясь к провожавшим его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть «Марш энтузиастов»! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!»
В годы Великой Отечественной войны, «избороздив» все, что только можно было избороздить «в нашей необъятной матушке-России», работая художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников, композитор создал более семидесяти музыкальных произведений на военную тему.
В первые послевоенные годы Дунаевский написал музыку оперетты «Вольный ветер», посвятив ее борьбе народов за мир. Все музыкальное богатство своей оперетты Дунаевский сосредоточил в «Песне о вольном ветре».
Словно солнечным светом мира наполнен прекрасный «Весенний марш» из кинокомедии «Весна» (1947).
В 1949 году он пишет песни к фильму «Кубанские казаки», среди них тут же ставшие популярными «Ой, цветет калина», «Каким ты был».
Лирическим гимном мира стала его песня «Летите, голуби!», впервые прозвучавшая в 1950 году в документально-художественном фильме «Мы за мир!» «Отсчет этой музыки, — говорил Дунаевский, — идет от войны».
Лебединой песней Дунаевского стала его оперетта «Белая акация», которую композитор назвал «весенним интермеццо». Мелодиями любви, искрящимися весенними красками, пронизана музыка этого произведения, словно его создавал не смертельно больной человек, а юноша, влюбленный и бесконечно талантливый.
Но 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра тяжелый спазм сжал сердце Дунаевского, и оно остановилось навсегда.
Информация взята с сайта: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=756

Исаак Осипович Дунаевский написал 9 прекрасных оперетт:
    * «И нашим, и вашим» (1924)
    * «Женихи» (1927)
    * «Ножи»
    * «Золотая долина» (1937)
    * «Соломенная шляпка» (1938)
    * «Дороги к счастью» (1940)
    * «Вольный ветер» (1947)
    * «Сын клоуна» (1950)
    * «Белая акация» (1955) (неокончена).

А вот записи его оперетт:
Золотая долина - http://intoclassics.net/news/2009-12-25-12400

Сын клоуна - http://intoclassics.net/news/2009-12-21-12269

Белая акация - http://intoclassics.net/news/2009-12-12-11923

Вольный ветер - http://intoclassics.net/news/2009-12-11-11882

Интересно ставят ли сейчас его чудные оперетты? И кто что думает по поводу его оперетт?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #1 : Август 28, 2010, 12:29:50 »

А вот записи его оперетт:
Золотая долина - http://intoclassics.net/news/2009-12-25-12400

Сын клоуна - http://intoclassics.net/news/2009-12-21-12269

Белая акация - http://intoclassics.net/news/2009-12-12-11923

Вольный ветер - http://intoclassics.net/news/2009-12-11-11882

Интересно ставят ли сейчас его чудные оперетты? И кто что думает по поводу его оперетт?


Шикарный набор записей !
Надо же, я даже не подозревал, что всё это записали.

P.S. Оперетты всё же даны во фрагментах. Неужели так и не записано всё целиком ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #2 : Август 28, 2010, 21:17:41 »
Как я понял эти записи транслировали по радио еще в советские времена. Насчет полных записей я ничего не знаю. Но в этих записях охватана большая часть музыки оперетты.
Чем мне нравятся оперетты Дунаевского так своей мелодичностью, выразительностью. Не зря Дунаевского называют солнечным композиторам.
А сами его оперетты мне чем то напоминают старые добрые мюзиклы.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809

Оффлайн Домохозяйка

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #4 : Август 29, 2010, 09:47:46 »
Прослушала с утра записи, настроение поднялось до невиданных высот. С детства не слушала этих оперетт, а зря, видимо. Последнее время лечилась "Моской. Черёмушки" Шостаковича, а теперь добуду оперетты Дунаевского. Спасибо за поднятую тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #5 : Август 29, 2010, 11:23:29 »
Не за что... :) Музыка Дунаевского и мне поднимает настроение. Ведь это композитор солнечный, и он всех заряжает своей лучезарной энергией. Сейчас такую музыку пишут мало >:(

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #6 : Август 29, 2010, 22:44:38 »
Мне помниться на заре эры телевидения прошла видеозапись оперетты Дунаевского "Женихи", причем полностью вся оперетта, а не только та ее часть,где все женихи поют "Аграфена,будь со мной", которую, единственную, хоть и очень редко, но, все-таки, показывают по телевидению. Может быть эта запись существует, и ее можно как-то показать? Или хотя бы
послушать всю  оперетту в том прекрасном исполнении великими артистами. Но ведь нет и более позднего варианта аудиозаписи Женихов. А была ли она?
  С глубоким уважением Svetlanabukki.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
    • Андрей Ковалев
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #7 : Сентябрь 06, 2010, 12:48:36 »
Увы. подобная тема во многом сводится к давнему и бесконечно длящемуся разговору, а существует ли сегодня оперетта? Пример - то жалкое состояние, в котором находится сегодня Московский театр оперетты, с очень сильной труппой и полным отсутствием каких либо интересных идей, программ, достойного репертуара. Любима ли сегодня оперетта, как к примеру. в 40-50 или 70-е годы прошлого века? Помните в фильме "Девушка без адреса" главный герой в исп.Н.Рыбникова, разыскивая свою любимую, как одну из ее примет вспоминает. что она любит оперетту. "Ну и что из этого?" - отвечает ему друг. "Все любят оперетту".  Вряд ли сегодня подобная фраза будет актуальной. И все средства массовой пропаганды делают максимум возможного, чтобы память об этом великолепном жанре была стерта, вычеркнута из памяти людей. Оперетты нет ни нарадио, ни на телевидении, о ней не пишут в популярных изданиях...
Что же касается возможности постановки советских оперетт и оперетт Дунаевского в частности, то об этом не раз уже говорилось, что их либретто либо утратили свою актуальность (а в основе советских оперетт чаще всего были именно злободневные, а не "вечные" темы), либо не отвечают нынешним художественным критериям. Ну кто, к примеру. поставит сегодня вполне добротную и "крепкую" с точки зрения либретто (не говоря уже о гениальной музыке!) оперетту "Вольный ветер", где положительными героями являются нищие моряки и их семьи (Стелла - дочь погибшего матроса), а отрицательными - продажная буржуазия(Георг Стан)?
Вот если б было наоборот, тогда еще можно было бы надеяться.
Представленные записи еще не слушал. Обязательно выскажу потом свое мнение. Но я не припомню случая, чтобы оперетты когда либо записывались целиком (даже классические). Чаще всего это был монтаж.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыка Исаака Дунаевского
« Ответ #8 : Октябрь 14, 2014, 21:54:01 »
Проект "Музыкальные истории Мосфильма" стартовал в Москве

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/120485

«Музыкальные истории Мосфильма» – проект с таким названием стартовал в Московском киноклубе «Эльдар». В программе шестидневного форума – показы советских кинолент, творческие встречи и гала-концерты. Первый вечер проекта был посвящён творчеству Исаака Дунаевского. Неизвестный портрет известного советского композитора представил драматург Дмитрий Минчёнок. Рассказывают «Новости культуры».

«О Дунаевском мало пишут. Мне повезло – он стал моей путеводной звездой. Один из самых загадочных его проектов – для Большого театра – «Рошель». Булгаков – автор проекта. Гремучая смесь – два гения», – говорит драматург Дмитрий Минчёнок.

Фрагменты из неоконченной оперы «Рошэль» исполнили саксофонист Никита Агафонов, баянист Эдуард Аханов и пианистка Наталья Черкасова. На вечере прозвучали версии Дмитрия Минчёнка о том, почему эта опера была не завершена. В числе предположений – напряженный график композитора. Особое место в рассказе драматурга было отведено истории создания музыки к кинофильму «Весёлые ребята». Интерес к фигуре легендарного композитора у него возник ещё во время создания книги из серии ЖЗЛ «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт». Труд был опубликован в 2006 году. В его основе – документы из личного архива Дунаевского.
Che mai sento!

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Re: Музыка Исаака Дунаевского
« Ответ #9 : Октябрь 15, 2014, 22:02:56 »
На вечере прозвучали версии Дмитрия Минчёнка о том, почему эта опера была не завершена. В числе предположений – напряженный график композитора. Особое место в рассказе драматурга было отведено истории создания музыки к кинофильму «Весёлые ребята». Интерес к фигуре легендарного композитора у него возник ещё во время создания книги из серии ЖЗЛ «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт». Труд был опубликован в 2006 году. В его основе – документы из личного архива Дунаевского.
Я имел удовольствие эту книгу о Дунаевском из серии ЖЗЛ прочитать.
Удачная книга относительно, если учесть в целом низкую планку ЖЗЛ.
Одной книги о Чайковском, главным образом о его вместе с представителями царской семьи и деятелями культуры гомосексуальных похождениях достаточно, чтобы считать планку ЖЗЛ крайне низкой.
В серии ЖЗЛ обычно хорошие книги о писателях.
Там литературоведы способны квалифицированно рассказать и о жизни писателя, и о тонкостях его творческой эволюции.
А вот с деятелями из других областей, кроме писателей, в ЖЗЛ проблемы.
В частности, если говорить о композиторах и музыкантах, то при низком уровне всеобщей музыкальной просвещенности просто нет журналистов, берущихся сочинять биографии для ЖЗЛ и способных квалифицированно осветить музыкальную сторону.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 685
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Музыка Исаака Дунаевского
« Ответ #10 : Октябрь 15, 2014, 22:11:09 »
На вечере прозвучали версии Дмитрия Минчёнка о том, почему эта опера была не завершена. В числе предположений – напряженный график композитора. Особое место в рассказе драматурга было отведено истории создания музыки к кинофильму «Весёлые ребята». Интерес к фигуре легендарного композитора у него возник ещё во время создания книги из серии ЖЗЛ «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт». Труд был опубликован в 2006 году. В его основе – документы из личного архива Дунаевского.
Я имел удовольствие эту книгу о Дунаевском из серии ЖЗЛ прочитать.
Удачная книга относительно, если учесть в целом низкую планку ЖЗЛ.

Очень в тему! О книге о Бетховене из серии ЖЗЛ http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10433.msg144481.html#msg144481
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 199
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #11 : Декабрь 04, 2014, 19:28:07 »
Мюзикл "Веселые ребята - 2"
http://calendar.fontanka.ru/events/6968
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперетты Дунаевского
« Ответ #12 : Декабрь 04, 2014, 21:45:09 »
Мюзикл "Веселые ребята - 2"
http://calendar.fontanka.ru/events/6968

Ой, а что это?? Какая-то современная компиляция из музыки Дунаевского?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 199
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #13 : Декабрь 07, 2014, 03:34:40 »
Сознательность скота: «Веселые ребята-2» в Мюзик-холле

Эту премьеру легко не заметить в пестрой городской афише – смета мюзикла «Веселые ребята-2», созданном при поддержке комитета по культуре, явно не предусматривала особых завлекательных мероприятий. Между тем пропустить этот спектакль в Мюзик-холле никак нельзя: красивые люди, забавляющиеся на крымском пляже под задорную песню, призывающую к готовности бить врагов, сознательный скот на подтанцовке, пионерский задор и венчающие все это великолепие светлые стерильные чувства главных героев на выходе дают зрителю невообразимую подпитку на зависть любому энергетику.

Без сомнения, мюзикл, поставленный Виктором Высоцким, актуальнее всего остального, что может увидеть в эти дни петербургский зритель. Сам режиссер признает, что идея вернуть на сцену «Веселых ребят» – а комедия Александрова, отмечающая в эти дни восьмидесятилетие, началась со спектакля «Музыкальный магазин», шедшего в начале тридцатых в ленинградском Мюзик-холле – вполне соответствует духу времени. В 1934 году первая советская звуковая кинокомедия обозначила смену культурной эстетики: фривольная эксцентричность и взращенный серебряным веком надломленный индивидуализм все больше и больше вытеснялись «большим стилем», хорошо известным нам по лентам второй половины 30-х – 50-х годов. Это культ мощного, временами бройлерного тела, готового к труду и созиданию, огромные и светлые пространства, величественные, как поставленные перед героями цели, благородство помыслов и миролюбивость советских посылов, разбивающих происки вездесущих врагов. Чуть позже этот стиль назовут «сталинским»; его доминирование в полной мере отразило те общественные перемены, которые произошли в тридцатые годы прошлого века. «Веселые ребята-2» в этом смысле отлично рифмуются с последней премьерой в «Санктъ-Петербургъ опера» – музыкальным спектаклем «Крым»: новые спектакли появились не просто так и являются отличным маркером того, что картина наших дней отчасти сходна. Пугаться этого не следует: нас должна успокоить истина о том, что история, если и повторяется, то в виде фарса. Кроме того, по сведениям «Фонтанки» первоначально речь шла о постановке «Цирка», но проект был зарублен – образов злобных американцев нам хватает и в новостях.

Отвлекаясь от идеологических моментов, необходимо вспомнить, что «Веселые ребята-2» являются первой премьерой возрождаемого Мюзик-холла. Одна из самых харизматичных площадок Петербурга была вручена для руководства Фабио Мастранжело в состоянии полуразложения. И то, что через год городской театр выпускает мюзикл без коммерческого участия, собственными силами – огромное достижение. Отсутствие финансовых вливаний со стороны сказывается: к огромному сожалению, спектакль идет без живой музыки, с минусовой фонограммой. Сильные стороны «Ребят» – в другопера.

...

Итак, Ленинград 30-х годов прошлого века, музыкальный магазин. Клиентов обслуживают трое придурочных юношей (Тимур Дятчик, Алексей Мельник, Артем Мельничук), мечтающих создать свой коллектив. Среди посетителей – и маэстро Фабрицио Итальяно (Владислав Щеглов), и вздорная бездарная «певица» Елена (Алена Булыгина-Рудницкая) со своей биг-мамой (Вера Зощенко), и прислуга-замарашка Анюта (Валентина Михайлова). В Елену влюбляется еще один гость магазина – Костя Потехин (Михаил Никаноров), присланный в культурную столицу за новыми пластинками для крымского скота (здесь и дальше авторы актуализируют действие, перенося его из Москвы и Гагр соответственно в Ленинград и Крым, и не забывая упоминать про важность духовных скреп для повышения надоев).

Судя по всему, ассортимент в лениградском магазине был подходящий – сцена в крымском колхозе просто фонтанирует красками, гэгами и аллюзиями. Под лозунгом «Сознательный скот – наша сила» идет дискуссия Кости Потехина и председателя о том, какие мелодии наиболее подходящи крымским животным для плодотворной жизни. «Нехай скот решает!» – демократично провозглашает председатель, и затем следуют две незабываемые сцены: танец доярок и выход того самого сознательного скота. Мужской балет, облаченный в бабьи платки и халаты, демонстрирует сверхъестественные способности, а команде, обеспечивающей «животную» часть спектакля, хочется сразу вручить какую-нибудь премию. Трудно поверить, но такой архаичный прием, как ряженые, заставил зал хохотать до слез – как, впрочем, и вышеупомянутые доярки. Зрелище феерическое. И вообще – сознательный скот сказал главное слово в спектакле, став его эмоциональным пиком.

Безмятежностью и светом напоены и сцены на пляже. Артисты балета демонстрируют
отличную форму под спортивный марш Дунаевского («Физкульт-ура! Ура! Ура! Будь готов, когда настанет час, бить врагов!»), а Леночка – отменную хватку в охоте на итальянского маэстро. «Он будет мой – и Крым тоже. Я это сделаю это тонко, вежливо», – делится экспансивными планами героиня с мамой. Дальнейшие события разворачиваются в соответствии с фильмом: любви на юге ни у кого ни с кем не получается, зато с курорта все возвращаются с твердой целью добиться поставленных творческих и матримониальных целей.

Второе действие носит подчеркнуто лирический, даже чувственный характер. Трудно забыть чудесную сцену сновидений Леночки, над девичьей постелью которой сразу четыре маэстро размахивают своими дирижерскими палочками. Замечателен финальный выход Кости и Анюты, которые наконец нашли друг друга. Но было бы несправедливым не отметить и недостатки постановки.

Перед нами не тот счастливый случай, когда публике предъявляется готовый,
«собранный» спектакль: много сырых мест, зачастую актеры не чувствуют друг друга в массовых сценах. Поэтому тем, кто ожидает увидеть идеальное исполнение, стоит подождать некоторое время и дать команде сыграться. Безукоризненно отработав ряд сцен, все-таки не стоит почивать на лаврах и режиссерам: эстетика постановки не выдержана до конца. Мне, например, не хватило финальной сцены в духе «Марша энтузиастов», трепещущих знамен и машущего рукой с портрета Сталина. Ну, или не Сталина. Большой стиль – он обязывает.

Но при всех находках и просчетах, аллюзиях и смысловых параллелях, замечаемых в новом спектакле Мюзик-холла, самым важным становится одно: после просмотра из зала выходишь по-настоящему отдохнувшим. Далеко не каждый петербургский театр способен так «разгрузить» зрителя, а это дорогого стоит.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Полностью:

Фонтанка.ру. 06 декабря 2014, 23:50
http://calendar.fontanka.ru/articles/1990/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 199
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #14 : Сентябрь 26, 2015, 05:23:51 »
«Белую акацию» Дунаевского поставили в «Театре с улицы Роз»

http://mir24.tv/news/culture/13299944
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 196
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #15 : Октябрь 02, 2015, 12:57:21 »
К сожалению, лучшая оперетта Дунаевского - "Вольный ветер" - вряд ли будет поставлена из-за идеологизма либретто. Но есть прекрасная запись с участием солистов Большого театра (Архипова, Кибкало, Наталья Соколова, Панков, Звездина). В ней сохранена вся музыка, например, оперный практически финал 2-го действия. А разговорная часть,  насколько помню, сведена к монтажу. Что касается "Белой акации", то ее неоконченность очень чувствуется. Если первое действие насквозь пронизано музыкой, то уже во втором музыки явно меньше. А третье действие - это, по сути, комедийный спектакль с небольшим количеством музыкальных номеров. В принципе при переделке либретто "Белая акация" может быть поставлена. Но! Действие-то происходит в Одессе... Главный шлягер первого действия - "Песня об Одессе". И Одесса ничем заменена быть не может. Без нее просто нет "Белой акации". Готов ли кто-то поставить спектакль, действие которого происходит в Одессе? Наконец, "Золотая долина". Прекрасная музыка! Одна увертюра чего стоит. Но опять "но". Действие-то в основном происходит в Грузии. И никакие переделки либретто не помогут, поскольку музыка во многом основана на грузинской мелодике. Как быть? Готов ли кто-то поставить спектакль на грузинскую тему? Что касается "Дорог к счастью" и "Сына клоуна", то на радио когда-то были сделаны монтажи этих оперет. Но, на мой взгляд, они все-таки уступают выше названным трем. Хотя в "Сыне клоуна" есть знаменитый цирковой марш. "Женихи" очень забавны и вполне могли бы заинтересовать какой-нибудь театр. Там и переделывать ничего не надо. А что касается остальных трех названий, то это не оперетты в полном смысле слова, а скорее комедии с музыкой.
« Последнее редактирование: Октябрь 02, 2015, 13:08:06 от zeffirelli »

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 196
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #16 : Октябрь 03, 2015, 13:47:56 »
На сайте "Старое радио" есть такие  записи оперетт И.О. Дунаевского: "Вольный ветер" (87 мин.) с участием солистов Большого театра, запись 1957 г.; "Белая акация" (85 мин.) с участием артистов Московского театра оперетты, в т.ч. Т. Шмыги (запись 1956 г.), "Дороги к счастью (107 мин.) с участием солистов Всесоюзного радио. "Сын клоуна" (под названием "Под куполом цирка") представлен, к сожалению,  лишь одной частью из трех. И эти записи можно реально послушать, в отличие от intoclassic.

Оффлайн Konstantin K.

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 98
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #17 : Октябрь 03, 2015, 23:34:42 »
Записи есть, причем очень качественные. Музыка, несмотря на откровенное влияние Э. Кальмана, яркая, талантливая, подчас шлягерная (в хорошем смысле слова). Но она не в состоянии сделать жизнеспособными спектакли, в которых либретто удручающе архаичны, драматургически беззубые, пресные по литературному стилю... Трудно даже представить, что можно было всерьез сочинять подобную "пургу" - бездарную, идеологизированную, несмешную, где нет ничего, кроме газетных штампов и чудовищно гипертрофированной "вампуки". В полном смысле слова - самопародия, злая пародия на неовенскую оперетту... Обидно, досадно!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 561
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #18 : Октябрь 12, 2015, 02:55:00 »
Что касается "Белой акации", то ее неоконченность очень чувствуется. Если первое действие насквозь пронизано музыкой, то уже во втором музыки явно меньше. А третье действие - это, по сути, комедийный спектакль с небольшим количеством музыкальных номеров. В принципе при переделке либретто "Белая акация" может быть поставлена. Но! Действие-то происходит в Одессе... Главный шлягер первого действия - "Песня об Одессе". И Одесса ничем заменена быть не может. Без нее просто нет "Белой акации". Готов ли кто-то поставить спектакль, действие которого происходит в Одессе?.. Готов ли кто-то поставить спектакль на грузинскую тему?

Что за странный вопрос? Теперь что, нельзя ставить спектакли, где упоминаются Украина или Грузия? Половину опер Чайковского в черный список? "Хануму" запретить?

С 2007 года в Ростовском музыкальном театре идет "Белая акация", ближайший спектакль 5 ноября в 19.00. http://www.rostovopera.ru/index.php?id=163

Кроме того, был хороший спектакль Краснодарского музыкального театра "И вновь цветет акация" (фантазия по мотивам оперетты "Белая акация" на музыку И.Дунаевского), режиссер Б. Цейтлин, получил приз Седьмого Всероссийского театрального фестиваля "Золотая маска" (в номинации «за художественное новаторство в области музыкального спектакля»).

Кстати, есть замечательный фильм "Белая акация" 1957 года к/с Молдовафильм (фактически перенос на экран постановки Одесского театра музкомедии) с участием М.Водяного (Яшка-буксир) и ныне здравствующих и состоящих в штате Одесской музкомедии Евгении Дембской и Идалии Ивановой (Лариса и Тоня). Фильм очень настроенческий, люблю его и всегда с удовольствием пересматриваю.

"Женихи" очень забавны и вполне могли бы заинтересовать какой-нибудь театр. Там и переделывать ничего не надо.

"Женихи" с 2012 года шли в Театре Наций и имели хорошую критику. http://www.smotr.ru/2012/2012_nation_zhenihi.htm

В Санкт-Петербургском театре музкомедии "Женихи" в репертуаре с 2014 года, ближайший спектакль 21 октября в 19.00. http://muzcomedy.ru/playbill/playbill/2015/october/21/grooms1/

Думаю, эти произведения идут и во многих других театрах, просто пишу о тех, что знаю.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 196
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #19 : Октябрь 12, 2015, 10:12:52 »
Что ж, такая информация может только порадовать.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 196
Re: Оперетты Исаака Дунаевского
« Ответ #20 : Октябрь 14, 2015, 09:35:14 »
На сайте i-dunaevsky.narod.ru есть следующие материалы.
ФИЛЬМЫ. "Белая акация", Молдова-фильм", 1957 г. "Вольный ветер", Ленфильм, 1983 г.
АУДИО. "Вольный ветер", версия фильма 1961 г., только музыкальные номера. "Белая акация", несколько музыкальных номеров из фильма "Только ты". "Дороги к счастью", музыкальные номера из спектакля Всесоюзного радио. Отдельные номера (в т.ч. в различном исполнении) из оперетт "Золотая долина", "Белая акация", "Вольный ветер", "Сын клоуна", "Дороги к счастью".