Автор Тема: Морис Равель (1875 1937)  (Прочитано 8495 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Морис Равель (1875 1937)
« : Август 30, 2010, 19:51:57 »
Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной.
М. Равель

В музыке М. Равеля - крупнейшего французского композитора, великолепного мастера музыкального колорита - сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. Его перу принадлежат 2 оперы ("Испанский час", "Дитя и волшебство"), 3 балета (в т. ч. "Дафнис и Хлоя"), произведения для оркестра ("Испанская рапсодия", "Вальс", "Болеро"), 2 фортепианных концерта, рапсодия для скрипки "Цыганка", Квартет, Трио, сонаты (для скрипки и виолончели, скрипки и фортепиано), фортепианные сочинения (в т. ч. Сонатина, "Игра воды", циклы "Ночной Гаспар", "Благородные и сентиментальные вальсы", "Отражения", сюита "Гробница Куперена", части которой посвящены памяти друзей композитора, погибших в годы первой мировой войны), хоры, романсы. Смелый новатор, Равель оказал большое влияние на многих композиторов последующих поколений.

Он родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике. Интерес к механизмам, игрушкам, часам сохранился у композитора на всю жизнь и даже нашел отражение в ряде его произведений (вспомним хотя бы вступление к опере Испанский час с изображением лавки часовщика). Мать композитора происходила из баскской семьи, чем композитор гордился. Музыкальный фольклор этой редкой национальности с необычной судьбой Равель неоднократно использовал в своем творчестве (фортепианное Трио) и даже задумывал Концерт для фортепиано на баскские темы. Мать сумела создать в семье атмосферу согласия и взаимопонимания, способствующую естественному развитию природных дарований детей. Уже в июне 1875 г. семья переехала в Париж, с которым связана вся жизнь композитора.

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. В 1889 г. он поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает по классу фортепиано Ш. Берио (сына знаменитого скрипача) с первой премией на конкурсе 1891 г. (вторую премию в тот год получил крупнейший французский пианист А. Корто). Окончание консерватории по классу композиции не было для Равеля столь счастливым. Начав заниматься в классе гармонии Э. Прессара, обескураженного чрезмерным пристрастием своего ученика к диссонансам, он продолжает занятия в классе контрапункта и фуги А. Жедальжа, а с 1896 г. обучается композиции у Г. Форе, который, хотя и не принадлежал к защитникам чрезмерной новизны, оценил дарование Равеля, его вкус и чувство формы и сохранил до конца дней теплое отношение к своему ученику. Ради окончания консерватории с премией и получения стипендии для четырехлетнего пребывав Италии Равель 5 раз участвовал в конкурсах (1900-05), но так и не был удостоен первой премии, причем в 1905 г. после предварительного прослушивания его даже не допустили к участию в основном конкурсе. Если вспомнить, что к этому времени Равель уже сочинил такие фортепианные пьесы, как знаменитая "Павана почившей инфанте", "Игра воды", а также струнный Квартет - произведения яркие и интересные, сразу завоевавшие любовь публики и оставшиеся до наших дней одними из самых репертуарных его произведений, решение жюри покажется странным. Это не оставило равнодушной музыкальную общественность Парижа. На страницах печати разгорелась дискуссия, в которой на стороне Равеля выступили Форе и Р. Роллан. В результате этого "дела Равеля" Т. Дюбуа вынужден был покинуть пост директора консерватории, его преемником стал Форе. Сам Равель не вспоминал об этом неприятном инциденте даже в кругу близких друзей.

Нелюбовь к излишнему общественному вниманию и официальным церемониям была ему присуща на протяжении всей жизни. Так, в 1920 г. он отказался от получения ордена Почетного легиона, хотя имя его было опубликовано в списках награжденных. Это новое "дело Равеля" опять вызвало широкий отзвук в прессе. Сам он об этом говорить не любил. Однако отказ от ордена и нелюбовь к почестям вовсе не говорит о равнодушии композитора к общественной жизни. Так, в годы первой мировой войны он, будучи признан негодным к военной службе, добивается, чтобы его отправили на фронт сначала в качестве санитара, а потом водителем грузовика. Не удалась лишь его попытка перейти в авиацию (из-за больного сердца). Небезразличной оказалась ему и организация в 1914 г. "Национальной лиги защиты французской музыки" и ее требование не исполнять во Франции произведений немецких композиторов. Он написал в "Лигу" письмо с протестом против подобной национальной ограниченности.

Событиями, вносившими разнообразие в жизнь Равеля, были путешествия. Он любил знакомиться с чужими странами, в юности он даже собирался отправиться служить на Восток. Мечте побывать на Востоке суждено было сбыться в конце жизненного пути. В 1935 г. он посетил Марокко, увидел увлекательный, сказочный мир Африки. По пути во Францию он проехал ряд городов Испании, в т. ч. Севилью с ее садами, оживленной толпой, корридой. Несколько раз композитор бывал на родине, присутствовал на празднике в честь установления мемориальной доски на доме, где он родился. С юмором Равель описывал торжественную церемонию посвящения в звание доктора Оксфордского университета. Из концертных поездок наиболее интересными, разнообразными и успешными были четырехмесячные гастроли по Америке и Канаде. Композитор пересек страну с востока на запад и с севера на юг, концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В своей беседе о современной музыке он, в частности, призывал американских композиторов активнее разрабатывать элементы джаза, проявлять больше внимания к блюзу. Еще до посещения Америки Равель открыл в своем творчестве это новое и колоритное явление XX в.

Стихия танца всегда привлекала Равеля. Монументальное историческое полотно его обаятельного и трагического "Вальса", хрупкие и изысканные "Благородные и сентиментальные вальсы", четкая ритмика знаменитого "Болеро", Малагуэнья и Хабанера из "Испанской рапсодии", Павана, Менуэт, Форлана и Ригодон из "Гробницы Куперена" - современные и старинные танцы различных народов преломлены в музыкальном сознании композитора в лирические миниатюры редкостной красоты.

Не остался глух композитор и к народному искусству других стран ("Пять греческих мелодий", "Две еврейские песни", "Четыре народные песни" для голоса и фортепиано). Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке "Картинок с выставки" М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.

Принадлежность французской культуре сказывается у Равеля и в эстетической позиции, и в выборе сюжетов для своих произведений, и в характерности интонаций. Гибкость и точность фактуры при гармонической ясности и остроте роднит его с Ж. Ф. Рамо и Ф. Купереном. В искусстве Франции коренятся и истоки взыскательного отношения Равеля к форме высказывания. В выборе текстов для своих вокальных произведений он указал на особенно близких ему поэтов. Это символисты С. Малларме и П. Верлен, близкий искусству парнассцев Ш. Бодлер, Э. Парни с ясным совершенством его стиха, представители французского Возрождения К. Маро и П. Ронсар. Равелю оказались чужды поэты-романтики, разбивающие бурным наплывом чувств формы искусства.

В облике Равеля законченно полное выражение получили отдельные истинно французские черты, его творчество естественно и закономерно входит в общую панораму французского искусства. В один ряд с ним хочется поставить А. Ватто с мягким очарованием его групп в парке и скрытой от мира скорбью Пьеро, Н. Пуссена с величаво-спокойным обаянием его "Аркадских пастухов", живую подвижность смягченно-точных портретов О. Ренуара.

Хотя Равеля справедливо называют композитором-импрессионистом, однако характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях, в остальных же преобладает классическая четкость и соразмерность структур, чистота стиля, ясность линий и ювелирность в отделке деталей.

Как человек XX в. Равель отдал дань увлечению техникой. Подлинный восторг вызвали у него огромные массивы заводов во время путешествия с друзьями на яхте: "Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один - он похож на романский собор из чугуна... Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас. Над ними - красное, темное и пылающее небо... Как все это музыкально. Непременно использую". Современная железная поступь и скрежет металла слышатся в одном из самых драматичных произведений композитора - Концерте для левой руки, написанном для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.

Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием "лишних слов". В отличие от Бальзака у Равеля было время "писать короткие рассказы". Обо всем, что связано с творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т. к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий - все говорит о внимании к каждой "мелочи", о длительной работе.

Равель не относится к числу композиторов-реформаторов, сознательно изменявших средства выражения и осовременивавших темы искусства. Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке. Круг тем равелевского творчества очень широк. Часто композитор обращается к чувствам глубоким, ярким и драматичным. Его музыка всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Равель не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание не на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.
В. Базарнова

Как вам творчество этого великого композитора?

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Морис Равель (1875 1937)
« Ответ #1 : Август 31, 2010, 09:44:52 »
Вот список произведений этого композитора:
    * 1, Часть фортепианной сонаты (1888), утрачена
    * 2, Вариации на тему Грига («Смерть Озе») для фортепиано (1888)
    * 3, Вариации на тему Шумана (хорал «Freu dich, o meine Seele» из Альбома для юношества, соч. 68) для фортепиано (1888)
    * 4, Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte d’aimer), песня для голоса и фортепиано на слова Ролана де Маре (1893)
    * 5, Серенада-гротеск (Sérénade grotesque) для фортепиано (1892-1893)
    * 6, Мрачный сон (Un grand sommeil noir), песня для низкого голоса и фортепиано на слова Верлена (1895)
    * 7, Старинный менуэт (Menuet antique) для фортепиано (1895), для оркестра (1929)
    * 8, Хабанера для двух фортепиано (1895)
    * 9, Святая (Sainte), песня для голоса с фортепиано на слова Малларме (1896)
    * 10, D’Anne jouant l’espinette, песня для голоса с клавесином или фортепиано на слова Маро (1896)
    * 11, Парад (La parade) для фортепиано (1896)
    * 12, Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1897, одночастная, издана посмертно)
          o Allegro
    * 13, Среди колоколов (Entre cloches) для двух фортепиано (1897)
    * 14, Вальс ре мажор для фортепиано (1898)
    * 15, Песня прялки (Chanson de rouet), песня для голоса с фортепиано на стихи де Лиля (1898)
    * 16, Угрюмость (Si morne!), песня для голоса с фортепиано на стихи Эмиля Веререна (1898)
    * 17, Шехеразада (Shéhérazade), увертюра для оркестра (1898)
    * 18, Олимпия (Olympia), опера по новелле Гофмана «Песочный человек», наброски уничтожены, за исключением Симфонии часов (Symphonie horlogère), которая вошла в оперу Испанский час
    * 19, Павана на смерть инфанты (Pavane pour une infante défunte) для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
    * 20, Фуга для фортепиано (1899), утрачена
    * 21, D’Anne qui me jecta de la neige, песня для голоса и фортепиано на слова Маро (1899)
    * 22, Каллироя (Callerhoe), кантата (1900), утрачена
    * 23, Фуга ре мажор для фортепиано (1900)
    * 24, Четырёхголосная фуга фа мажор для фортепиано (1900)
    * 25, Баядерки (Les Bayadères) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
    * 26, Прелюдия и фуга для фортепиано (1900)
    * 27, Фуга фа мажор для фортепиано (1900)
    * 28, Tout est lumière для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
    * 29, Мирра (Myrrha), кантата для сопрано, тенора, баритона и оркестра (1901)
    * 30, Игра воды (Jeux d’eau) для фортепиано (1901)
    * 31, Семирамида (Semiramis), кантата (1902), утрачена
    * 32, Фуга ми-бемоль мажор для фортепиано (1902)
    * 33, Ночь (La nuit) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902)
    * 34, Альсион (Alcyone), кантата для сопрано, контральто, тенора и оркестра (1902)
    * 35, Струнный квартет фа мажор (1902-1903)
          o Allegro moderato
          o Assez vif, très rythmé
          o Très lent
          o Vif et agité
    * 36, Фуга ми минор для фортепиано (1903)
    * 37, Утро в Провансе (Matinée en Provence) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1903)
    * 38, Алиса (Alyssa), кантата для сопрано, тенора, баритона и оркестра (1903)
    * 39, Плащ цветов (Manteau des fleurs), песня для голоса и фортепиано на слова Поля Граволля (1903)
    * 40, Сонатина для фортепиано (1903-05)
          o Modéré
          o Mouvement de menuet
          o Animé
    * 41, Шехеразада, цикл песен для сопрано или тенора с оркестром на слова Тристана Клингзора (1903)
          o Asie
          o La flûte enchantée
          o L’indifférent
    * 42, Менуэт до-диез минор для фортепиано (1904)
    * 43, Отражения (Miroirs) для фортепиано (1904-1905)
          o Ночные бабочки (Noctuelles)
          o Печальные птицы (Oiseaux tristes)
          o Лодка в океане (Une barque sur l’océan), оркестрована в 1906
          o Альборада, или Утренняя серенада шута (Alborada del gracioso), оркестрована в 1918
          o Долина звонов (La vallée des cloches)
    * 44, Фуга до мажор для фортепиано (1905)
    * 45, L’aurore для тенора, смешанного хора и оркестра(1905)
    * 46, Интродукция и Allegro для арфы, флейты, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1905)
    * 47, Рождество игрушек (Noël des jouets), песня для голоса с фортепиано (1905), для голоса с оркестром (1906)
    * 48, Великие ветры, пришедшие из-за моря (Les grand vents d’outre-mer), песня для голоса с фортепиано на слова Анри де Реньера (1906)
    * 49, La cloche engloutie, наброски оперы (1906-1912), уничтожены Равелем
    * 50, Естественные истории (Histoires naturelles), цикл песен для среднего голоса и фортепиано на слова Ренара (1906)
          o Павлин (Le paon)
          o Сверчок (Le grillon)
          o Лебедь (Le cygne)
          o Зимородок (Le martin-pêcheur)
          o Цесарка (La pintade)
    * 51, Вокализ-этюд в форме хабанеры (Vocalise-étude en forme de habanera), песня для низкого голоса и фортепиано (1907)
    * 52, Испанский час (L’heure espagnole), опера (1907)
    * 53, На траве (Sur l’herbe), песня для голоса и фортепиано на слова Верлена (1907)
    * 54, Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole) для оркестра (1907)
          o Прелюдия к ночи (Prélude à la nuit)
          o Малагенья (Malaguena)
          o Хабанера (Habanera) — оркестровка "Хабанеры" для двух фортепиано, соч. 1895 г.
          o Ферия (Feria)
    * 55, Ночной Гаспар, или Ночные призраки (Gaspard de la nuit) для фортепиано по стихотворениям в прозе Алоизия Бертрана (1908)
          o Ундина (Ondine)
          o Виселица (Le gibet)
          o Скарбо (Scarbo)
    * 56, Павана красавице, спящей в лесу (Pavane de la Belle au bois dormant) для фортепиано в 4 руки по Шарлю Перро (1908)
    * 57, Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), балет (1909-12)
    * 57a, Дафнис и Хлоя, сюита № 1 для оркестра (1911)
          o Ноктюрн (Nocturne avec choeur a capella ou orchestration seulement)
          o Интерлюдия (Interlude)
          o Воинственный танец (Danse guerrière)
    * 57b, Дафнис и Хлоя, сюита № 2 для оркестра (1912)
          o Восход солнца (Lever du jour)
          o Пантомима (Pantomime)
          o Общий танец (Danse générale)
    * 57c, Грациозный танец Дафниса (Danse gracieuse de Daphnis), сюита для фортепиано (1913)
          o Ноктюрн (Nocturne)
          o Интерлюдия и воинственный танец (Interlude et Danse guerrière)
          o Сцена Дафниса и Хлои (Scène de Daphnis et Chloé)
    * 58, Менуэт на имя Haydn для фортепиано (1909)
    * 59, Святой Франциск Ассизский (Saint François d’Assise) для солистов, хора и оркестра (1909-1910), произведение утрачено
    * 60, Моя матушка Гусыня (Ma Mère l’Oie), пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д'Онуа (1908-1910), оркестрованы в 1911
          o Павана красавице, спящей в лесу (Pavane de la belle au bois dormant)
          o Мальчик-с-пальчик (Petit poucet)
          o Дурнушка — императрица пагод (Laideronnette, impératrice des pagodes)
          o Беседы красавицы и чудовища (Les entretiens de la belle et de la bête)
          o Волшебный сад (Le jardin féerique)
    * 61, Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales) для фортепиано (1911), оркестра (1912)
    * 62, Моя матушка Гусыня (Ma Mère l’Oie), балет, оркестровка пьес сюиты № 60 с добавление двух пьес
    * 63, В манере… (À la manière de…) для фортепиано (1912-1913)
          o В манере Бородина
          o В манере Шабрие
    * 64, Три поэмы Стефана Малларме (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé), цикл песен для голоса и флейты-пикколо, двух флейт, кларнетов, бас-кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1913), переложение для голоса с фортепиано (1913)
          o Soupir
          o Placet futile
          o Surgi de la croupe et du bond
    * 65, Прелюдия для фортепиано (1913)
    * 66, Zaspiak-Bat, наброски на баскские темы для фортепиано с оркестром (1913-1914)
    * 67, Фортепианное трио ля минор (1914)
          o Modéré
          o Pantoum. Assez vite
          o Passacaille. Très large
          o Final. Animé
    * 68, Гробница Куперена для фортепиано (1914-1917)
          o Прелюдия (Prélude)
          o Фуга (Fugue)
          o Форлана (Forlane)
          o Ригодон (Rigaudon)
          o Менуэт (Menuet)
          o Токката (Toccata)
    * 68a, Гробница Куперена, оркестровка нескольких пьес из сюиты № 68 (1919)
          o Прелюдия (Prélude)
          o Форлана (Forlane)
          o Менуэт (Menuet)
          o Ригодон (Rigaudon)
    * 69, Три песни для хора a cappella на слова Равеля (1914-1915), переложение для среднего голоса и фортепиано (1915)
          o Николета (Nicolette)
          o Три чудо-птицы райских кущ (Trois beaux oiseaux du paradis)
          o Рондо (Ronde)
    * 70, Фронтиспис (Frontispiece) для двух фортепиано в 5 рук (1918)
    * 71, Дитя и волшебство (L’enfant et les sortilèges), лирическая фантазия по Колетт с 21 партией для сопрано, меццо-сопрано, теноров, басов, смешанного и детского хоров и оркестра
    * 72, Вальс (La Valse), хореографическая поэма для оркестра (1919-1920)
    * 73, Соната для скрипки и виолончели (1920-22)
          o Allegro
          o Très vif
          o Lent
          o Vif, avec entrain
    * 74, Колыбельная на имя Fauré (Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré) для скрипки и фортепиано (1922)
    * 75, Ронсар — своей душе (Ronsard à son âme), песня для голоса с фортепиано на слова Ронсара (1923-1924), оркестрована в 1935
    * 76, Цыганка (Tzigane), рапсодия для скрипки с фортепиано (или оркестром) (1924)
    * 77, Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1923-1927)
          o Allegretto
          o Blues. Moderato
          o Perpetuum mobile. Allegro
    * 78, Мадагаскарские песни (Chansons madécasses), цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано по Парни (1925-1926)
          o Нахандова (Nahandove)
          o Ауа! (Aoua)
          o Хорошо улечься в зной (Il est doux)
    * 79, Мечты (Rêves), песня для голоса с фортепиано на слова Фарга (1927)
    * 80, Фанфары (Fanfare), часть коллективного балета Веер Жанны (L'Éventail de Jeanne) (1927)
    * 81, Болеро (Boléro), балет (1928), переложение для фортепиано в 4 руки (1929)
    * 82, Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром ре мажор (1929-1930)
    * 83, Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (1929-1931)
    * 84, Три песни Дон Кихота к Дульсинее (Don Quichotte à Dulcinée), цикл песен для баритона и оркестра на слова Поля Морана (1932-1933)
          o Романтическая песня (Chanson romanesque)
          o Эпическая песня (Chanson épique)
          o Застольная песня (Chanson à boire)
    * 85, Morgiane, оратория-балет для солистов, хора и оркестра (1932), наброски

Оффлайн aria

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Морис Равель (1875 1937)
« Ответ #2 : Октябрь 30, 2011, 20:04:25 »
........Монументальное историческое полотно его обаятельного и трагического "Вальса".......
Как вам творчество этого великого композитора?

:) удивительная музыка! роскошная, чувственная...как самая сокровенная, сладкая,  страстно желаемая, ускользающая и наконец свершившаяся мечта...апофеоз любовной страсти...

А чего-то исторического мне тут совсем не слышится :) мне кажется, это все муз. критики придумали и приписали Равелю  ;) Этот вальс писался для Дягилева как балетная музыка. Неужели Равель имел в виду исторический контекст? :-\