Автор Тема: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !  (Прочитано 40524 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #50 : Сентябрь 06, 2011, 22:20:08 »
Храм взывает о помощи       

http://www.smol-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2157:2011-02-25-13-10-45&catid=51:2009-06-26-09-11-53&Itemid=84

Автор: Александр Березнев     
25.02.2011 13:09 

День поминовения М.И. Глинки – 15 февраля – власть светская не отмечает. Не принято. Вспоминают М.И. Глинку в день его рождения, 1 июня, когда в Новоспасском завершается ежегодная глинковская декада. Звучат речи, кипит народное гуляние. На следующий день сотрудники дома-музея, подобрав пустые бутылки и мусор, возвращаются к обычной жизни. Некоторых её подробностей коснусь несколько позже, сейчас о поминальном дне музыкального гения России на его «малой родине».

Настоятель храма Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерей о. Николай вот уже более 20 лет 15 февраля служит здесь литургию по случаю двунадесятого праздника Сретенье и панихиду по рабу Божьему Михаилу. Так было и 15 февраля 2011 года. В храме находилось 10 человек, по окончании службы батюшка обратился к прихожанам с проповедью. Вспомнив основные вехи жизни гения, приведя высказывания музыковедов мирового уровня, отзывающихся о творчестве нашего земляка только в превосходных степенях, а также мнения западных психологов о благотворнейшем воздействии на психику человека его музыки, напомнив, что именно Новоспасское формировало Глинку как человека, отец Николай завершил проповедь итожащим фрагментом:
- Здесь, в Новоспасском, находятся чистейшие родники и воды питьевой, и чистейшие родники воды духовной. Пусть они питают и укрепляют вас на всех путях жизни. Спаси вас Господи.
Но в Новоспасском соседствуют не только родники, упомянутые отцом-настоятелем. Здесь память живая и память мёртвая, формальное отношение к культурному наследию России. Результат данной антиномии налицо. В 2007 году в Новоспасском проживало 102 человека, а в 2011 году эта цифра сократилась до 20 постоянных жителей, из них 15 –  пенсионеры. Тенденция вымирания сёл возникла не вчера, но Новоспасское имело шанс выжить. Агропромышленного производства здесь нет. Но дом-музей и родовая церковь Глинок, привлекающие внимание цивилизованного человечества, давали властям шанс превратить село, которое Глинка называл «земным раем», в один из действительно самых процветающих уголков Смоленской области. Но власти этой возможности не использовали, не делают этого и сегодня.
Посетитель при въезде в село видит покосившиеся брошенные домишки да памятный крест. Прекрасно прочищена дорога, но и это, как пояснил настоятель храма, не попечение властей района или руководства дома-музея, а заслуга начальника Ельнинского ДРСУ А.Е. Ключникова, который по собственной инициативе приказывает чистить подъездной путь не только к селу и музею, но и к церкви, и к дому отца-настоятеля. Он, кстати, прихожанин Новоспасской церкви, поклонник творчества М.И. Глинки, не пропустивший ни одного фестиваля в Новоспасском, в день поминовения земляка присутствовал на поминальной службе.
По посещаемости Новоспасское занимает третье место среди музеев Смоленщины, так мне сказала директор дома-музея, она же председатель сельсовета Новоспасского сельского поселения Т.М. Чибисова, но пообщаться с нею подробнее не удалось. Председатель сельсовета срочно уезжала в Десногорск на встречу с депутатом областной Думы М.В. Лосенко для решения вопросов о поддержке жизни в Новоспасском. Так она меня заверила. Что ж, о повседневности села мне рассказали другие, а, поскольку полученная информация исходила не из уст первого лица, возможны какие-то неточности, но, надеюсь, в целом они не исказят всей мерзости запустения, здесь царящей.
Со дня открытия дома-музея в 1982 году здесь ничего не сделано по дальнейшему развитию инфраструктуры села, благоустройству парковой территории, возрождению второго каскада прудов (существующий бы удержать!). При открытии дома-музея в Новоспасском планировался и дом творчества композиторов, но что-то тогда не сложилось, более к этому вопросу власти Смоленщины не возвращаются. Так спокойнее? Имеющиеся два флигеля с прекрасной отделкой, дорогим хрусталём использовались партийным руководством для личных потребностей. Ныне и флигеля, и каретный сарай, а также людская и другие здания на балансе дома-музея не числятся. Кем-то приватизированы или готовятся к приватизации? Новоспасское не газифицировано, музей отапливается электроэнергией, что очень затратно. Сотрудники музея – жители окрестных деревень, на работу добираются пешком, транспортных средств дом-музей не имеет. Приходится людям идти до работы  5 километров туда и назад в любую погоду. Здесь построен трёхквартирный дом для сотрудников, но там никто не живёт. Сегодня в Новоспасском нет гостиницы, как, например, в Хмелите. Да что гостиница! Негде, простите, нужду справить, рук помыть места не предусмотрено. Не говоря уже - дух перевести, да пообедать, да переночевать, чтобы прикоснуться к родине гения Российской музыкальной культуры не в спешке, а неторопливо, внимательно, со вкусом. Имя Глинки всегда будет привлекать внимание цивилизованной части человечества, и такому вниманию властям необходимо соответствовать делом, а не декларациями. В противном случае потеряем и то, что есть. Уважаемый Сергей Владимирович, если развитие туризма входит в Ваши планы не на словах, то развивать инфраструктуру Новоспасского необходимо в первую очередь.
Ситуация с храмом Тихвинской иконы Божьей Матери в Новоспасском и вовсе тупиковая. Памятник федерального значения в умирающем селе не может сохраняться силами прихожан. Сотрудники НКВД в 1933 году разграбили родовую церковь Глинок, предоставив здание «милостям» природы и безнадзорности. Казалось бы, именно государственная власть и должна исправить дела рук своих предшественников. Нет. При реставрации усадьбы Глинок в 1982 году храм не восстанавливался, оставался брошенным, полным хлама и нечистот. К концу 80-х годов прошлого века единственное сохранившееся со времён Глинок здание – храм, где крестили М.И. Глинку, использовали под склад. А через дорогу блистал восстановленный дом-усадьба, куда возили экскурсии. В 1988 году сотрудник музея Н. Привалов в свободное время стал выносить из здания нечистоты. Бесплатно, сам, просто устыдился человек. Церковный приход в Новоспасском организовали по решению сельского схода в 1990 году. В результате совестливый сотрудник музея стал священником, настоятелем родовой церкви семьи М.И. Глинки.  С тех пор все заботы и работы по восстановлению этой святыни России легли на плечи только батюшки и его семьи. Всё. Их труды у всех перед глазами. И подход к храму, и внешнее убранство, и внутреннее исполнены благолепия и чистоты. Отец Николай ищет спонсоров, благодаря которым храм живёт и благоустраивается, но поддержка друзей прихода не в силах решить весь комплекс накопившихся проблем. Не закончена внутренняя роспись церкви, в последние годы стала обваливаться штукатурка внешней стороны стен, храм сегодня весь в выбоинах. Слово  отцу Николаю:
- В этом году исполняется 225 лет, как в 1786 году был построен ныне действующий храм села Новоспасское. Это – юбилейная дата. Храм является памятником федерального значения, находится на балансе государства в лице центра по охране памятников. Приход является только пользователем храма, но само здание юридически не принадлежит ни приходу, ни дому-музею, хотя и входит в комплекс усадьбы как объект музейного показа. У меня есть предписание из центра по охране памятников культуры с рекомендацией не препятствовать посещению храма посетителями, как единственного объекта, сохранившегося в комплексе усадьбы со времени Глинки. Что мы с семьёй и делаем. В 2007 году наш храм был включён в финансирование фонда заказчика – Московской патриархии, которая получает средства из Министерства культуры для памятников федерального значения. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II я  два года ездил в Министерство культуры, добивался этих средств, готовил необходимые документы, неделями пропадал в Москве. Добился, на реставрацию храма в Новоспасском Министерство выделило 2,5 миллиона рублей. Под эти средства известная смоленская фирма «Эккер» под руководством А. Дубровского, ремонтировавшая Успенский собор, при тесном сотрудничестве с тогдашним  секретарём епархии Игнатием, узнав о выделении нам этих денег, взялась ремонтировать фасад нашего храма. Привезли неквалифицированных пастухов-таджиков, которые и стали реставрировать памятник федерального значения. Смыли всю побелку и, зачистив места с обвалившейся штукатуркой, стали заливать их цементным раствором, что категорически недопустимо в реставрации зданий, построенных на известковом растворе. Я  запретил им эти работы до приезда их руководителя. Приехал Дубровский, с моими доводами согласился. У меня высшее строительное образование, прочитал несколько книг по реставрации, в которых категорически запрещается при реставрации старинных зданий применять цемент, показал это Дубровскому, выписал рецептуру растворов извести, он согласился с их применением и уехал. Но таджики после его отъезда вновь стали применять цемент. На мой вопрос ответили: «Нам сказал Дубровский работать цементным раствором, но так, чтоб батюшка этого не видел». Я запретил им штукатурить стены, а предложил проводить их зачистку. Вскоре приехал Дубровский с промежуточным актом о выполнении работ. Я согласился подписать его при условии, что цемент со стен уберут, а все работы реставрации выполнят качественно. На что он вспылил, забрал рабочих и уехал. Таким образом, деньги, выделенные Министерством культуры, Новоспасский храм  не получил. Епископ Игнатий потратил их на какие-то другие цели. Я обратился к тогда ещё митрополиту Кириллу, он заверил, что вопрос будет решён. А тут выборы Патриарха, уже владыке не до нас, а теперь он и вовсе в недосягаемости. С назначением в Смоленск владыки Феофилакта мы отправили на его имя письмо с подписями прихожан по данному вопросу. Его преосвященство какое-то время спустя сообщил, что фонда больше нет, предложил терпеть, и ныне вопрос реставрации Новоспасского храма тихо-тихо «спускается на тормозах». Нам предлагают забыть о выделенных Министерством культуры деньгах. Епископу Игнатию я сказал в глаза: «Ты – волк, ободравший, как овцу, маленький храм». Устыдил, просил помочь, всё напрасно. 9 июля 2011 года храму исполняется 225 лет, в каком облике он встретит юбилей? Времени для реставрации остаётся мало. Собственно, для проведения необходимых работ достаточно одного месяца, но где взять средства для их проведения?                           
А как выживает семья священника в практически мертвом селе, вам интересно? Ведением крестьянского хозяйства. Руки у о. Николая как у грузчика. Но ведь и он, и его супруга, и дети ещё трудятся над содержанием памятника федерального значения, почему же эти труды никем никак не оплачиваются?
А вот на снимке сыновья отца Николая: Ванечка и Серёжа, учащиеся православной гимназии Рославля, верные папины помощники. Они в храме и полы моют, и красят, и клумбы разводят, и траву выкашивают, и в колокола звонят, и свечи продают, и молятся за всех живых и за всех умерших, включая и М.И. Глинку. Преданные попечители памятника русской культуры федерального значения, на поддержку которых государство не выделяет ни копейки… Можете оказать помощь? Помогайте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #51 : Сентябрь 06, 2011, 22:23:33 »
2 июня 2011 года   |   www.rabochy-put.ru   |    123

В село Новоспасское Смоленской области за омоложением и исполнением желаний
Как живут сельские музеи в России.

http://www.smolnews.ru/news/94192

В Новоспасское мы нагрянули без предупреждения – в федеральных и региональных газетах стали появляться сообщения о том, что музей переживает не лучшие времена, а туристы начали жаловаться  «на умирание столь прекрасного уголка».

Итак, сливочные майские облака плыли над Новоспасским, коты развалились на крыше и, снисходительно щурясь, с любопытством глядели на нас…

«Новоспасское – рай земной»

«Здесь вы прикоснетесь сердцем к истокам величия глинковской музыки» - обещала надпись на щите, а из самой усадьбы доносились звуки фортепиано –музыка Глинки. Знания, выхваченные на уроках в музыкальной школе, мелкими нотами рассыпались в памяти. Сейчас уже трудно поверить, что Михаил Иванович очень сложно прорывался «через тернии к звездам». Признанная сейчас гениальной опера «Руслан и Людмила» в XIX веке в придворных кругах была принята в штыки придворными кругами. Известно, что брат царя великий князь Михаил Павлович посылал провинившихся офицеров вместо гауптвахты на спектакли «Руслана и Людмилы»...

От раздумий отвлек шум -  у дворца несколько женщин спорили о том, сколько человек должно окружить вековой дуб, чтобы обхватить руками  его огромный ствол. По преданию, именно в тени этого дерева-гиганта Глинка, слушая шум ветра в его могучих ветвях, писал партитуру оперы «Руслан и Людмила». Во времена композитора в оранжереях Новоспасского выращивались лимоны, абрикосы, персики и даже ананасы! Постоянно находясь в разъездах, композитор обретал здесь недостающий покой и домашний уют. Михаил Иванович любил повторять: «Новоспасское – рай земной». Между вековых деревьев, ажурных мостиков и прудов затерялся родник, который обязательно посещает каждый турист. По преданию, эта ледяная вода не только освежает, но и омолаживает. Если младенец  напьется этой воды, будет умным; если молодой человек –счастливым; если пожилой – здоровым.

Заведующая музеем Татьяна Чибисова обнаружилась в зале, откуда и лились чарующие звуки. Оказалось, что у учеников десногорской музыкальной школы есть замечательная традиция – все отчетные концерты проводить здесь, на родине великого композитора.

- Как жаль, что вы приехали во время концерта. Я не смогу дослушать ребят, вы лишили меня этого удовольствия, - с укором, но мягко сказала Татьяна Михайловна и неторопливо начала свой рассказ.

Туристы не посещают музеи из-за транспортных расходов

В этом году в Новоспасском зимовало около 20 человек, причем возраст большинства «перевалил» за 70. А когда-то здесь была средняя школа и больница, которую закрыли года три назад. Сейчас работает только магазин, библиотека, дом культуры и музей - «градообразующее предприятие». Ведь больше ни в Новоспасском, ни в радиусе ближайших 25 километров работать негде. Из 17 человек, трудящихся в музее-усадьбе, только четверо живут в Новоспасском, остальные - в близлежащих деревнях: Косичино и Лапино. Люди добираются сюда в любую погоду и время года – на велосипедах или пешком. Во время учебного года автобус из Ельни в Новоспасское курсирует два раза в день, расписание «подвязано» под учебное, хотя в самом Новоспасском нет ни одного… школьника. Самому молодому жителю уже за 40 лет. На последнем концерте, приуроченном ко Дню Победы, присутствовала половина села – 10 человек.

- Я никогда не говорю, что у нас в музее все замечательно, - продолжает Татьяна Михайловна.  - Только вдумайтесь: сотрудники музея, не взирая на должности, ухаживают за территорией в 27 гектаров! Да, есть у нас покосившиеся ворота и забор – и это наша боль. Надеюсь, что к пятому июня мы их все-таки поправим. В Новоспасском очень плохая почва с близлежащими грунтовыми водами. Страдает не только музей-усадьба, но и все жители, у которых оседают фундаменты домов.

Кроме того, мы очень надеемся восстановить каскад прудов и фонтан, сделанный руками работников десногорской АЭС.

- Татьяна Михайловна, Вы работаете здесь с 1991-го года. Это время тотального российского кризиса, особенно в культуре… Каким он был, этот кризис?

- Вы знаете, для простого человека кризис происходит именно сейчас. Я не могу сказать, что в 90-е годы у нас совсем не было посетителей – это неправда! Хотя мы по 9 месяцев не получали зарплату. Но если поднять отчеты десятилетней или пятнадцатилетней давности, то обнаружится; поток туристов в Новоспасском был большим. Провал с посещаемостью в музеях начался именно в нулевые и продолжается до сих пор.

Сейчас ожесточаются правила перевозки детей на дальние расстояния. Ученики школ перестали посещать сельские музеи, потому что нужно связаться с ГАИ и обеспечить сопровождение. Львиную долю в тратах туриста занимают именно транспортные расходы. Входная плата для взрослых у нас 40 рублей, для детей – 10. Согласитесь, неразорительные суммы. Недавно мне сообщили: четырехчасовая аренда автобуса для поездки из Смоленска в Новоспасское стоит 16 тысяч рублей!

Да, совсем недавно журнал заявок на экскурсии пустовал, а теперь все посещения записаны на месяц вперед! Началось лето, и в Новоспасском появились «одиночные туристы» – семьи, которые путешествуют в отпуске. Все больше становится людей, приезжающих на выходные в Смоленск и посещающих родину Глинки.

- А не было мыслей проводить в Новоспасском свадьбы, как это делают в подмосковных Архангельское и Кусково? В Смоленской области это пока не прижилось. Но, насколько мне известно, в талашкинском «теремке» уже практикуют выкуп невесты…

- Пока у нас такой услуги нет. Этот вопрос требует детальной проработки. Как и большинство музейных работников, я отношусь к этой идее с осторожностью. Но мы разрешаем проводить молодоженам фотосессии в интерьерах музея. В основном, это пары из Ельни и Десногорска, но есть и отчаянные смоляне, которые в день своей свадьбы едут за 120 километров, чтобы сфотографироваться в усадьбе Глинки.

Конечно, музей должен отвечать запросам времени, поэтому сейчас мы думаем  над его дальнейшей судьбой. Возможно, эту будет ставшее модным погружение посетителей в деревенский быт и интерактивную экспозицию. Многие туристы, обсуждая Новоспасское на интернет-форумах, спрашивают: «А почему у вас нет козы или коровы? Это было бы так здорово!». Другие с восторгом пишут, что в одном из залов им разрешили повальсировать. Помню, как-то у нас в гостях были представители смоленской областной администрации, и они восхищенно наблюдали за группой маленьких детей, которые пришли на экскурсию и тоже пытались танцевать под звуки полонеза Глинки.

На территории усадьбы есть хозяйственные постройки, которые не задействованы в работе музея. Может быть, откроем для посетителей каретный сарай – поставим  туда экипажи и лошадей. Со временем у нас появится небольшая гостиница - многие туристы хотят остановиться в Новоспасском на несколько дней. Может быть, это будет «сезонный» отель…

Принц из Новоспасского

О рождении Михаила Глинки рассказывают потрясающую историю: как  только раздался первый крик новорожденного, под самым окном спальни, в кроне дерева, зазвучала восхитительная трель соловья. Он любил слушать пение птиц, которые окружали его с детства и до последних лет жизни. В Новоспасском и сейчас есть комната птиц, где живут канарейки… «Птичьи заведения» были у Глинки не только в родном селе, но и в Петербурге, Париже, Севилье, Варшаве.

Последнее пополнение коллекции экспонатов в Новоспасском случилось в 2004 году. Потомок  Глинок, заслуженная артистка России, петербургская певица Ольга Нестерова передала в Новоспасское фамильную чернильницу. Туристы очарованно застывают и перед дорожным набором композитора с теми самыми карандашами, которыми были написаны гениальные ноты. Удалось сохранить зеркала, неоднократно «видевшие» Михаила Ивановича. Он подходил к ним, приглаживал свой непослушный вихор, который значился у него особой приметой в загранпаспорте, и приговаривал: «А я красивый малый!». Есть легенда: если подойти к зеркалу, пригладить волосы и повторить эти слова, вы сохраните свою привлекательность на долгие годы, будете счастливым и удачливым.

Стены главного дома драпированы обоями в стиле первой половины девятнадцатого века, мебель, как и было заведено тогда, сделана из особого дерева в стиле ампир, всюду зеркала, сверкающие паркеты, хрустальные люстры … Хочешь не хочешь, а почувствуешь себя Золушкой, которая попала на бал. Только из коридора вынырнул не прекрасный принц, а до боли знакомый человек «из телевизора».

- Это наш ректор пошел, -  тихо сказали мне шедшие следом студенты Московской консерватории им. П. И. Чайковского. - Вы не знаете нашего ректора? Вы не можете его не знать! Это же бывший министр культуры Соколов!

Я кивнула и поспешила к  редакционной машине, испугавшись, что моя «карета» превратится в тыкву.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
М.И.Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #52 : Сентябрь 06, 2011, 22:27:58 »
20 августа 2011 года   |   www.smolgazeta.ru   |    1

Село Новоспасское – медленно умирает

http://www.smolnews.ru/news/101649

К депутату Смоленской областной Думы Андрею ОВЧАРОВУ обратились жители Новоспасского, которые мечтают о возрождении родины Михаила Ивановича Глинки. На их взгляд, существует немало проблем, которые можно и нужно решать.
Вот что рассказал «СГ» депутат:

– Михаил Иванович Глинка принёс славу Смоленщине. В наше время родина гения – село Новоспасское – медленно умирает.

В музее-усадьбе великого композитора, одном из главных культурных центров Смоленщины, скоро некому будет работать: в селе живут 25 человек, из них пятеро трудоспособного возраста, двое школьников. Несколько женщин из окрестных деревень присматривают за домом-музеем, а до многих построек в усадьбе «дойти» не удаётся. Уже восстановленные за государственный счёт строения приходят в негодность, а большинство из них даже не взято на учёт. Так недавно разрушилось и было разобрано одно из самых новых восстановленных зданий – оранжерея. Другое уникальное здание – мельница – тоже медленно рушится, мостики-подходы к нему представляют опасность для туристов. Большие, капитальные здания каретного сарая, пекарни, людской, двух гостевых флигелей стоят пустующими муляжами. Один из флигелей с помощью Союза композиторов обставлен дорогой импортной мебелью, там имеются камин, хрустальная посуда. И всё это не используется уже больше 20 лет!

Любой другой регион включил бы громадный потенциал музея-усадьбы для пропаганды творчества великого земляка и для своего развития. К сожалению, мало уделяют внимания таким отдалённым местам. К развитию Новоспасского потерял интерес Союз композиторов РФ, который в своё время был инициатором и главным строителем музея. Парадокс – среди работников музея первого русского композитора никто не имеет музыкального образования и не знает нот. В то же время рядом с усадьбой стоит и фактически разрушается музейный трёхквартирный дом. Отсутствие элементарных удобств не позволяет пригласить в него образованных специалистов, и здание скоро придёт в полную негодность.

По этой же причине – из-за отсутствия туалетов с умывальниками – турфирмы области не могут сертифицировать въездные маршруты в Новоспасское. На родине знаменитого во всём мире композитора негде переночевать и выпить горячего чаю.

Весной 2010 года при проведении земляных работ по определению местоположения кабелей на территории Новоспасской церкви были обнаружены старинные предметы и мраморный памятник. После выемки одного из камней с места часовни и расчистки земли были обнаружены останки гроба и скелет человека. По заключению приглашённых специалистов, возраст умершего человека и время захоронения соответствует захоронению деда М.И. Глинки. Но дальше дело не идёт.

Возрождение сельской жизни на Смоленщине может и должно начинаться с таких известных и красивых мест, как Новоспасское. К таким местам есть определённый интерес у городских жителей, желающих переехать в деревню. При правильном государственном подходе есть реальная возможность возродить всю полноту жизни в известных местах Смоленской области, это можно и нужно сделать в наше время.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #53 : Сентябрь 07, 2011, 01:23:55 »
Уважаемый г-н Предлогофф, Вы и не представляете, как это для меня трогательно, что из моей искры разгорелось такое великолепное пламя! Спасибо Вам за все Ваши такие многогранные рассказы!

И насчет "гения места" - это именно те слова и то ощущение, которое не покадает меня до сих пор. Вот ведь сила искусства и человеческого гения!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #54 : Сентябрь 07, 2011, 10:16:17 »
... насчет "гения места" - это именно те слова и то ощущение, которое не покадает меня до сих пор. Вот ведь сила искусства и человеческого гения!

Да, безусловно. Но после этой поездки мои мрачные мысли о состоянии российского села сделались ещё мрачнее. Усадьбу Глинки, я уверен, спасут, но таких вот "новоспасских", но не освящённых великими именами, у нас по всей стране тысячи и десятки тысяч. Кто будет заниматься людьми ? Они ведь не могут жить, как при царе-батюшке, натуральным хозяйством и прежним тупым ограниченным бытом ! Ведь все бегут из села куда глаза глядят, чтобы найти хоть какую-нибудь работу, я уже не говорю о современных специальностях.
Это что - политика такая - выдавливать людей с земли ? А кто будет заполнять собою громадное пространство ? И вот ещё вопрос: кому достанутся обезлюженные пустующие земли ? Или, как по Марксу, образуется громадный спекулятивный земельный сектор - и что ? Что дальше-то ? Полный тупик.
От Смоленска до Ельни по местной ж\д через болото ходит дизельный поезд, а шоссе там имеется от Смоленска и от Рославля и Десногорска как раз (о чудо !) мимо Новоспасского через Ельню и Дорогобуж до Сафоново. В Десногорске живут атомщики, которые некоторое время шефствовали над Новоспасским (несколько лет назад у атомщиков сменился директор, и они это дело забросили) - а если бы не они, то до Новоспасского и добраться было бы невозможно ?
Всё это повергает меня в шок.
Сегодня никакое село и никакая усадьба не могут жить на подножном корму в отрыве от цивилизации, потому что это означает либо впадание в дикость, либо обезлюживание. Дикарями никто в современную эпоху становиться не желает, поэтому люди разбегаются прямо на глазах ! Статистику вы видели - она приведена смоленской прессой.
Я в ужасе.
Чтобы село по-настоящему существовало, люди должны там ЖИТЬ, а не просто туда "ходить на работу".
Мне поведали и о других ужасах тоже. Вот, к примеру, я рассказывал о Днепре - великой славянской реке, протекающей по территории России, Белоруссии и Украины. Исток Днепра известен: он находится в России, отмечен на карте, давно уже сделался сакральным местом; рядом с ним ещё недавно было село, где можно было остановиться и от которого до истока можно было с передышкой добраться - а теперь это село уже вымерло ! Т.е. понимаете, что происходит ?? Земля пустеет, люди разбегаются; самые святые, сакральные места утрачивают своих хранителей, которые за ними могли бы наблюдать и обухаживать. А для кого тогда эти святыни предназначены ?? Положение совершенно катастрофическое, и оно носит отнюдь не локальный, а системный, общегосударственный характер. Я считаю, что наше государство, начиная с конца 80-х начала 90-х попросту предало и забросило своих собственных граждан. И на кой нам такое государство ?
Необходимо какой-то радикальный поворот в отношении провинции, малых городов и сёл, но я не государственный деятель, не моего ума это дело - однако я вижу удручающий результат нынешней политики; вернее, её полнейшего отсутствия. Нет политической воли, либо она направлена прямопротивоположно тому, что реально нужно делать в отношении российского села.
Будем следить за тем, что происходит в Новоспасском: в каком-то смысле это лакмусовая бумажка - уж если такой сакральный объект не спасут, то это будет означать, что наши власти не выполняют своей основной функции.
« Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2011, 10:57:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Jemma

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #55 : Сентябрь 07, 2011, 21:13:12 »
Цитировать
Сам городок - Смоленск - очень приятный, особенно центр достаточно прилично ухожен, но в районе новостроек – нищета, конечно, страшная. Горбачевизм-ельцинизм – "вечно живое учение" наших псевдодемократов – как железным катком прошёлся по Руси. Какой уж там Мамай - демократы стали для нас хуже фашистов. Заброшенные заводы, мрачные недостройки, унылые индустриальные пейзажи. Лён не сажают, хотя поля все пустуют и сам бог велел что-то растить, да и климат подходящий для льна: в году много влажных туманных дней, типичных для Смоленщины (вот и поляки в типичном смоленском тумане на своём самолёте грохнулись).

Ну зачем уж так мрачно. И туманов у нас не больше, чем в Москве,(кстати, когда упал польский самолёт, туман был всего 3 часа) и новостройки такие же как во всех провинциальных городах. Что касается села, то оно вымирает по всей нечерноземной России.
А теперь о приятном. Город готовится к юбилею - 1150-летию в 2013 году, и к 200-летию войны 1812 года. Предстоят грандиозные праздники. Приезжайте, не пожалеете. Порядок в городе постепенно наводится,на праздники федеральные средства выделены,правда и воруют прилично (но, впрочем, как везде). И Глинковский фестиваль ежегодно проводится, уже 54 года подряд.1 июня  - праздник у памятника Глинки. Приезжают достаточно известные коллективы и солисты ( в этом нам повезло, Родину Глинки не обижают). Филармония замечательная, уютный небольшой зал с прекрасной акустикой, прямо напротив памятника Глинке. Правда рояли подкачали: два "Фёрстера" предпенсионного возраста.
                                                                  С уважением, из Смоленска
                                                                                                            Д.А.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #56 : Сентябрь 07, 2011, 21:50:43 »
Я, честно говоря, смоленшину увидела какими-то другими глазами - то, что везде разруха, настолько не новость,что ее принимаешь как само собой разумеещееся , этакий "фон", который перестаешь замечать, и глаз, наоборот. выхватывает все позитивное и оптимистичное. Я, кажется. упрминала, что по дороге мы заплутали и свернули на Старую смоленскую дорогу. которой очень быстро из грунтово-проселочной превратиилась в абсолютно непроезжую. И тут вголей-неволей пришлось расспрашивать все и каждого, как бы это на шоссе выьраться, чтоб по окончательно не увязнуть. И все, от трогательных старушек сестер-грибников с явно польскими корнями, судя по их внешности, до бравых хлопцев на Мазе и одинокового хуторянина в полупазвалившейся избушке крайне обстоятельно и доброжелательно пытались "заезжим московским барышням" и дорогу указать, и дельный совет дать. И в каждом из них было столько человеческого достоинства, что на московских улицах и за год не встретишь. За всю дорогу (не считая Московской области) мы не видели ни одной свялки, никакого намеренного свинства, ни одного пьяного. Надо сказать, что то же самое мы видели и в Тамбовской области - везде небогато, если не бедно, но как-то по-человечески очень достойно.

Соглашусь в одном - все хорошее не благодаря, а вопреки тому, что мы называем по-разному - системой, властью, эпохой... Но это-то и дает надежду.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #57 : Сентябрь 07, 2011, 23:59:09 »
Я, честно говоря, смоленшину увидела какими-то другими глазами - то, что везде разруха, настолько не новость,что ее принимаешь как само собой разумеещееся , этакий "фон", который перестаешь замечать

Но для меня это не "фон" ! Я же прекрасно помню ту русскую деревню, которую не сумел развалить даже Хрущёв своими безумными идеями и действиями, едва не приведшими к голоду в начале 60-х ! Даже в тех деревнях, в которых насчитывалось 15-20 домов, в каждом доме было полно народу, так что спали не только кроватях и печках, но и на всех лавках, на чердаках и на сеновалах; в садах и на грядках всё колосилось и жизнь кипела ! Да, крестьянам в те годы при Хруще не разрешали ничего продавать (боролись с частной собственностью), вводили ограничения на количество садовых деревьев, коров, свиней, гусей и курей (так их там называли во множественном числе :)), не разрешали продавать даже урожай яблок, от которых ломились сады - так они и осыпались на землю (при Сталине за это расстреляли бы как за вредительство), но крестьяне находили способ бороться с полоумной хрущёвской властью - яблоки скармливали коровам, так что те чуть ли не лопались от молока, а молоку уже находили разнообразный сбыт и т.д.
Я считаю, что русская деревня была очень крепка до войны и после войны при Сталине, когда на селе все были связаны двойной заботой - о колхозе и о своей семье; а сельчан в свою очередь отправляли в города для просвещения и обучения более современным с\х технологиям; мотористы изучали двигатели; водители осваивали новую технику; талантливые люди, проявлявшие природный дар в том или ином искусстве или науке, отправлялись в ВУЗы и т.п.
И вот на моих глазах в результате сумасбродств Хрущёва и дальнейшего наплевательства при Брежневе деревня начала стремительно деградировать; но даже это можно назвать "спокойным режимом", обусловленным ростом цивилизационных запросов. А вот что началось в отношении деревни при Горбачёве и при Ельцине - иначе как преступлением и не назовёшь. В общем, ясно, что правители, ненавидящие свой народ и постоянно жалующиеся с телекрана, что "пипл" не дорос до реализации их гениальных планов демократизации всего и вся, ничего хорошего для народа сделать не только не могли, но даже и не хотели.
И сейчас мы наблюдаем последствия и апогей этой свистопляски: народ оторвали и сорвали с земли, на которой он веками жил и природными благами которой кормился.
И всё это происходило на моих глазах ! Для меня это не "фон" ! Деревни моего детства, где я рос и где впервые меня посетила неосознанная ещё любовь к русской природе, которой я "заразился" там на всю жизнь - уже не существует ! Нету этих весёлых домиков, нет никакой кипучей жизни: даже дачников там нету, потому что зимой там никто не живёт и всё это находится в полном запустении. А деревня не может существовать без постоянных жителей, пусть их будет даже совсем немного там на зимовке. Я боюсь даже туда поехать посмотреть, что теперь находится на этом месте, потому что не хочу умереть там от морального шока !
Мало мне что ли изуродованной Москвы, которую невозможно узнать ? Но тут хоть остались знаковые объекты, без которых я не могу идентифицировать себя как "москвич" и которые ещё не угробили, хотя полны решимости это сделать.
За полвека изуродовали мою память: я помню тот мир провинциальных русских городов и русский сельский мир, которого больше нет; тот образ жизни, который никогда не повторится; тех людей с их неповторимым говором и лицами, которых я больше никогда не увижу - и если бы только их ! -  но их детей и внуков тоже не увижу, потому что все разбежались, испарились, прозябают в крупных городах, да и детей-то с внуками почти нет, прости господи.
И вот на Смоленщине я всё это увидел как бы в отражении - некий аналог того, что происходит с теми местами, которые мне были хорошо знакомы и куда я боюсь вернуться, чтобы не умереть от ужаса запустения и холода в сердце.
А кстати, в статьях же смоленских привели статистику: ещё несколько лет назад - в середине 2000-х - в Новоспасском проживало на постоянной основе более 100 человек, а в начале века, вероятно, было несколько сотен, а что сегодня ? Считанные единицы ? Кто будет изображать там "сельскую жизнь" ?
Такая природа, такие возможности ..... Хоть бы бизнес какой развели на полях-то пустующих, так ведь и на то нету политической воли. Пашни заброшены, как во время самой зверской войны: как будто вернулись времена польского ига и все загнаны в города и держат там круговую оборону, вымирая если не от цинги, то от пьянства и наркотиков ! Боже, сколько всякого отстоя пьёт молодёжь - это же просто дикий ужас какой-то ! На любое молодёжное сборище невозможно войти, чтобы к горлу не подступала тошнота от дикой смеси запахов густого табачного и пивного перегара, подслащённого наркотой, запах которой витает над каждой нашей дискотекой, словно над "Кварталом красных фонарей" в Амстердаме !
А вы говорите "фон" ! Для меня это не "фон" - это реальная деградация, которую я наблюдаю уже десятилетиями и которая теперь дошла до какой-то весьма опасной фазы, когда опустевают десятки и сотни квадратных километров в западной и центральной России ! Там не найти людей, как в пустыне или как в непролазной тайге, потому что скачала их дети, а затем и они сами сбежали в города. А там что же - одни дикие звери будут теперь гулять ?
И то же самое я реально увидел и в Новоспасском тоже. Не представляю себе, как такая усадьба сможет существовать в обезлюдевшем месте, словно на необитаемом острове ? В этом есть какая-то жуть: вся округа вымрет, а усадьба эта, искусственно поддерживаемая, останется ? Как это можно себе представить ?
Тут нужен целый комплекс мероприятий, нужно чем-то занять население, тем более, что работы везде, хоть завались - за что ни схватись, ничего не сделано. Но кто это будет делать и какие стимулы понадобятся ?
Мы все горазды давать нашим властям советы, сидя на кухне и попивая чай, но состояние русского села дошло до такой фазы, что я даже кухонных советов никаких уже не могу придумать, настолько всё запущено.
Мы призываем заботиться о каких-то зёрнах культуры, тогда как сам социум, её породивший, погибает. Не напоминает ли это желание навести макияж умирающему ? А для чего ? чтобы он в гробу хорошо смотрелся ?
Я шире скажу: примерно такое же впечатление у меня вызывает и Гнесинка, и ЦМШ при МГК, и сама Консерватория - да, они пока ещё существуют, но в каком окружении ? Смогут ли эти островки "отрицательной энтропии" противостоять мощному наезду тупого городского постиндустриального оболванивания и обезличивания ?.

"Те, кто выжил в катаклизме,
Пребывают в пессимизме".

Недаром же Николай Арнольдович Петров - царство ему небесное ! - как тигр, бросался на чиновников, издающих постановления в области культуры и образования, степень идиотизма которых с годами лишь нарастает. Он уже вошёл в прямую конфронтацию с министерствами, когда его подкосила болезнь и смерть.
Вот он - герой нашего времени ! Дон Кихот, бросавшийся на мельницы ! И чего он добился ? Что удалось ему радикально развернуть в нужную сторону ? Я затрудняюсь говорить об этом.

"Куда ж нам плыть ?" .......
« Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2011, 23:39:17 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #58 : Сентябрь 08, 2011, 15:46:32 »
Существовало раньше такое выражение - зов земли. Видимо, теперь либо люди оглохли, либо земля почему-то перестала нас звать. Часто ли Вам сегодня приходится слышать от "новых" эмигрантов о "тоске по родине"? А ведь это отнюдь не некое иделогическое или, шире, мысленное понятие. Это "подкожное", неодолимое ощущения "лишенства", о котором так много писали наши послереволюционные эмигранты. Эта тоска просто схъедала их сердца и души. Взять, хотя бы, Рахманинова - как остро он ощущал свою "неполноту" без любимой русской природы, колокольного звона, просто своих жизненных истоков! А сейчас даже по родителям-то не скучают! Все стало абстрактным и картонным, во всяком случае, для очень большого числа людей. Так что толку звать "Идите в деревню, берите землю, стройте там достойную человеческую жизнь", если  сердцем этого никто не слышит. А такие места, как Новоспасское (сама усадьба) как раз и заставляют почувствовать, что же на самом деле было, когда это была не "эта страна", а "моя родина", и что могло бы быть и сейчас, если бы не.... Дальше Вы сами все знаете.

Тут вспоминаются слова удивительной очень-очень пожилой, но очень энергичной и жизнерадостной дамы-экскурсовода из музея Мичурина в Козлове, куда мы заглянули по дороге из Ивановки. Город живет (точнее прозябает) исключительно торговлей, работают только рынки и магазины, абсолютно все предприятия закрыты. Так вот она с невероятной страстностью повторяла, что "беда в том, что никто не хочет работать на земле". И уж как ей этого не знать - сама она, по ее словам, кроме мичуринских гектаров, за которыми она с еще двумя такими же тетеньками сама ухаживает, еще и обрабытывает два приусадебных участка по нескольку десятков соток. А от этого "не хотят", "не любят" мы и видим заброшеную, неухоженую землю, такую же никому не нужную, как наши старики. Это все стороны одного и того же явления. Называют его по-разному - кто одичание, кто цивилизация, кто капитализм, кто большевизм. - выбирайте, что Вам больше нравится. А суть его одна - колоссальный надлом нравственности. Кстати. а с настоятелем Новоспасского храма Вам поговорить не довелось? Если да, думаю разговор был интересным,
« Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2011, 18:12:03 от Ренне »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #59 : Сентябрь 08, 2011, 17:08:06 »
Кстати, а с настоятелем Новоспаского храма Вам поговорить не довелось? Если да, думаю разговор был интересным

Он был занят крещением малышей - в церкви присутствовали очень молодые родители со своими детьми, видимо, жители окрестностей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
М.И.Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #60 : Сентябрь 20, 2011, 21:22:19 »
Глава администрации Смоленска вышел от следователя в наручниках
20 Сентября 2011

СМОЛЕНСК, 20 сен — РИА Новости, Илья Резников. Главу администрации Смоленска Константина Лазарева вывели из кабинета следователя в наручниках, сообщил РИА Новости во вторник сотрудник пресс-службы областного УВД.
Ранее источник в городской администрации сообщил о выемке документов в кабинетах сити-менеджера Константина Лазарева и его заместителей Александра Погуляева и Александра Бочкарева в понедельник.

«Глава администрации Смоленска Константин Лазарев с утра находился на допросе у следователя в областном УВД. После окончания следственных действий в кабинете, чиновника вывели в наручниках из здания УВД и увезли в неизвестном направлении», — сообщил собеседник агентства.

По данным сотрудника пресс-службы, глава городской администрации провел ночь не в здании областного УВД.

Ранее в неофициальных источниках сообщалось, что Лазарева доставили в областное УВД в ночь с понедельника на вторник. Пресс-секретарь Лазарева Юлия Адреева подтвердила информацию о том, что глава администрации не вышел на работу во вторник утром.

Подробнее: http://news.mail.ru/incident/6862516/?frommail=1
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
М.И.Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #61 : Сентябрь 20, 2011, 21:25:01 »
Главу администрации Смоленска Константина Лазарева вывели из кабинета следователя в наручниках

И знаете, после того, что я своими глазами увидел на Смоленщине, я этому совершенно не удивился. По-моему, им одним дело не должно ограничиваться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
М.И.Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #62 : Сентябрь 22, 2011, 15:16:19 »
Сумма взятки главе Смоленска составила пять миллионов рублей РБК | 11:04:38

http://www.utro.ru/news/2011/09/22/1000045.shtml

        Сумма взятки, в получении которой подозреваются глава администрации Смоленска Константин Лазарев и его заместитель начальник управления ЖКХ Николай Петроченко, составила 5 млн рублей. Об этом сообщили в пресс-службе Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России.
        Чиновников подозревают в незаконном получении денег от представителя ООО "Евро Дизайн" за возможность участия в тендере на госконтракты суммой более 1 млрд руб. по благоустройству и реконструкции муниципальных объектов в связи со 1150-летием основания Смоленска.
        Накануне Останкинский районный суд Москвы выдал санкцию на арест Лазарева, подозреваемого в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Смоленске открылся музыкальный фестиваль имени Глинки

Текст: Дмитрий Раичев (блог автора) (Смоленск) http://www.rg.ru/2014/05/30/reg-cfo/glinka.html
30.05.2014, 23:45

57-ой Всероссийский музыкальный фестиваль имени Глинки открылся в Смоленске в пятницу вечером концертом Большого симфонического оркестра имени Петра Ильича Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева.

Концерты классической музыки в Смоленске не редкость, но возможность попасть на "живое" выступление прославленного на весь мир оркестра Федосеева представляется горожанам раз в 10 лет. Знаменитый коллектив принимал участие в фестивале, посвященном 200-летию со дня рождения Михаила Глинки в 2004 году, и приехал снова - на очередной юбилей. К сожалению, сам маэстро Федосеев в этот раз посетить Смоленск не смог, дирижировал его ученик, швейцарец болгарского происхождения Миша Дамев, но это не помешало любителям музыки получить неописуемое удовольствие от великолепного концерта.

Первое отделение было отдано Чайковскому: в исполнении оркестра прозвучала увертюра-фантазия из оперы "Ромео и Джульетта" и ария Татьяны из "Евгения Онегина" в исполнении солистки Большого театра Елены Евсеевой, во втором отделении - 7-я симфония Бетховена. В конце концерта музыканты отдали дань уважения основоположнику русской классической музыки Михаилу Глинке, исполнив под бурные овации зала увертюру к опере "Руслан и Людмила". Этот концерт, несомненно, станет ярчайшим событием музыкального фестиваля имени Глинки, посвященного 210-летию со дня рождения композитора.

Всероссийский музыкальный фестиваль имени Глинки проводится в Смоленске с 1958 года и по праву считается одним из старейших в России. Появился он благодаря знаменитому русскому тенору Ивану Козловскому. Побывав в Смоленске и приняв участие в памятном концерте в честь 100-летия со дня смерти Михаила Глинки, певец отправил в редакцию областной газеты "Рабочий путь" открытое письмо Александру Марчуку, дирижеру духового оркестра, под аккомпанемент которого выступал, предложив учредить фестиваль.

- Я читал, что на родине Глинки колхозниками проводится праздник песни, - написал всенародно любимый исполнитель. - Но такие праздники можно и нужно проводить с гораздо большим размахом. Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу.

Идея пришлась смолянам по душе, ее активно обсуждали на страницах газеты, и первый фестиваль прошел уже на следующий год. С тех пор его концепция практически не изменилась: фестиваль длится десять дней, 1 июня у памятника композитору в сквере Блонье в историческом центре Смоленска проходят торжественные мероприятия, посвященные дню рождения композитора, в один из дней фестиваль полностью переносится на территорию музея-усадьбы Глинок в селе Новоспасском.

Фестиваль, несомненно, является достопримечательностью Смоленской области, однако размаха вагнеровских торжеств, который грезился Ивану Козловскому, он не достиг. Еще в 1983 году в свет вышла книга Георгия Сальникова "Глинка в Смоленске", в которой автор, повествуя о фестивале, пишет:

- Действительно, ежегодные музыкальные фестивали имени Глинки, проводимые на его родине, воспринимаются как своего рода памятник великому композитору от благодарных потомков. Хотелось бы только, чтобы они носили не местный характер, а приобретали черты всероссийского (если не всесоюзного) праздника музыки. Тогда, как и пушкинские дни поэзии, они станут привлекать внимание музыкальной общественности всей страны и найдут отражение в центральной прессе, на радио и на телевидении. Имя Глинки и то, что им сделано для расцвета отечественной музыки, заслуживают этого.

Через тридцать лет приходится констатировать: фестиваль имени Михаила Глинки в Смоленске так и остался событием местного масштаба, с ним не связаны громкие премьеры и шумные события. О причинах остается только гадать. Десять лет назад в Смоленске Владимир Федосеев отметил, что Глинка сложен для исполнения, "заигран" и звучит сейчас совсем не так, как звучать должен. Это, возможно, отпугивает от музыки композитора исполнителей. Что же до фестиваля, то, находясь в зависимости от бюджетного финансирования, его организаторы скованы ограниченностью средств и заботятся не столько о том, как провести фестиваль, сколько о том, как его вообще провести. В результате у смолян есть маленький, по-домашнему уютный фестиваль, о котором мало кто слышал, и который мало соответствует огромному вкладу Михаила Глинки в развитие русской классической музыки.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Выставка-посвящение М.И. Глинке в Берлине

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/07/item9499.html

Выставка "Михаил Иванович Глинка. «Музыка — душа моя». По автобиографическим «Запискам»", подготовленная на материалах ВМОМК имени М.И. Глинки откроется 3 июля в Берлине, в Российском доме науки и культуры.

Не случаен выбор места экспонирования выставки - с Берлином связаны яркие эпизоды из жизни композитора. Здесь он  посещал концерты, оперные спектакли, учился у известного педагога Зигфрида Дена, вдохновлялся новыми творческими замыслами, получал признание как композитор. В Берлине он и скончался.

В рамках выставочного проекта представлены творческие связи Михаила Ивановича с культурными деятелями того времени: Александром Пушкиным, Василием Жуковским, Антоном Дельвигом, Александром Грибоедовым и др.

Один из разделов выставки посвящен операм Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В числе экспонатов представлены изображения автографа клавира хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя», эскизы декораций к опере «Руслан и Людмила» — работы художников А. Роллера к первой постановке оперы в Большом театре Петербурга (1836) и И. Билибина для петербургского Народного дома (1913),  фотопортреты  Осипа Петрова — первого исполнителя партии Сусанина, Федора Шаляпина в роли Фарлафа, а также обложка прижизненного издания оперы «Руслан и Людмила», подготовленного  сестрой композитора Л.И. Шестаковой.

Создав классические образцы русской оперы, Глинка дал отечественному искусству и классические оркестровые сочинения, такие как «Вальс – фантазия», «Камаринская», в которой, по мнению П.И. Чайковского, «как дуб в желуде», вся русская симфоническая школа. Прижизненные издания этих произведений представлены в соответствующих разделах выставки.

Значительное место на выставке отведено теме путешествий композитора. На воспроизведенных литографиях и гравюрах середины XIX века запечатлены родина композитора (имение Новоспасское Смоленской губернии) и российские города, в которых он успел побывать. М.И. Глинка объехал почти всю Европу, посетив Германию, Францию, Италию, Испанию, Польшу, Швейцарию. В Париже он организовал концерт из своих произведений, встречался с современниками — Гектором Берлиозом и Джакомо Мейербером.

Выставку ВМОМК им. М.И. Глинки передает Обществу Глинки в Берлине как выражение благодарности и признательности за все мероприятия наших берлинских коллег и единомышленников, направленные на увековечение памяти великого русского композитора.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
210 лет Глинке (1804-1857)
« Ответ #65 : Сентябрь 09, 2014, 13:23:17 »
21 СЕНТЯБРЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00
«М. И. Глинка. К 210-летию со дня рождения»
Памяти А. М. Каца посвящается… (к 90-летию со дня рождения)

Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества
Дирижер — Дмитрий Орлов

Солисты:
Роман Улыбин (бас)
Наталия Полянинова (сопрано)

В программе:

М. И. Глинка
Фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Арагонская хота
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 210 лет Глинке (1804-1857)
« Ответ #66 : Сентябрь 09, 2014, 13:24:17 »
«М. И. Глинка. К 210-летию со дня рождения»

Умом понимаю, но представить не могу: Глинка уже не в прошлом, а в позапрошлом веке?? Уже больше 200 лет со дня рождения??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #67 : Сентябрь 22, 2014, 20:13:03 »
Один лишь миг

Письма из разных мест

Олег Ермаков

«Здравствуй, пестрая осинка, / Ранней осени краса, / Здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, / Здравствуй, речка Лучеса…» Строки Твардовского, конечно, сразу пришли на ум, когда увидел поворот на Глинку, большое село, центр района слева от дороги, бывшего Ельнинского большака, который и вел меня от Еленевских старинных крепостных ворот Смоленска. Село было названо в честь композитора. Твардовский запросто здоровается – и с великим земляком и с этим селом, наверное. Ведь строки из «Теркина», из главы о наступлении и освобождении вот этих мест: сначала освободили Ельню, потом Глинку.

Гимнический лучистый дух этой строфы охватывает туриста на велосипеде с рюкзаком, подуставшего уже, - и ведет в Ельню и дальше – в Новоспасское. Здесь к дороге подступают леса, о которых писал Глинка, что, мол, леса эти непроходимые сливаются со знаменитыми Брянскими. Сразу мелькает мысль – о ком? О Сусанине, конечно! Хотя врагов он увел в топи и чащобы костромские. Но – мощный голос ему дал Глинка, уроженец этих мест, мощный, трагический голос. Ария Сусанина в опере Глинки «Жизнь за царя» перед смертью морозцем продирает. Слушая ее, я впервые подумал о Сусанине как о живом человеке, а не персонаже анекдотов и вообще официальном герое. В этом голосе и смертная тоска, и упорство, и затаенная нежность. Вот не думал, что опера может сорвать с этого персонажа наслоения сусальных славословий, да еще перебить комичный привкус. Глинка магически оживил этот образ. И у меня уже не осталось никаких сомнений, был ли в действительности Иван Сусанин, точнее, свершилась ли именно так, трагически его судьба. Свершилась, и Глинка тому свидетель. Когда он писал музыку этой арии, то говорил, что у него волосы шевелились. И писал он музыку как раз в Новоспасском.

Но сейчас, впрочем, я напевал не арию Сусанина, а один из лучших романсов Глинки – «Я помню чудное мгновенье». Ведь ехал в гости к Глинке. Правда, должен признаться, что напевал немного дурачась. (На обратном пути – с толком, чувством, расстановкой.) Ну, никто и не слышал. Только ветер да птицы. Погода была свежая, по небу во все стороны шли облачные кибитки. Изредка по дороге проезжали грузовики с лесом и легковушки. Надо было поменьше пялиться на облачные трассы, чтобы не столкнуться ненароком с железной машиной.

«Православный веселится наш народ. / И быстрее шибче воли / Поезд мчится в чистом поле!» - вспомнился дифирамб стальной машине, написанный закадычным другом Глинки Нестором Кукольником на открытие первой железной дороги в 1837 между Петербургом и Царским Селом. Эту «Попутную песню» исполнял юморист Винокур и, в общем, дал почувствовать слушателям, в чем соль романса, - в энергичной музыке, а слова Кукольника уже вылетают из нее как клубы пара из трубы.

Действительно, «Попутная песня», под нее хочется сильнее давить на педали, переключать скорости, обгонять облака. Что я, кстати, и пытался делать. Облака грозили дождем. И там и здесь в полях по обеим сторонам от дороги то и дело повисали призрачными занавесами струи. И как-то удавалось не промокнуть. То вовремя подвернется автобусная остановка с прилепленными под крышей гнездами ласточек, то подует противный ветер, и тучи отстанут. Иногда дождь шел впереди, и колеса велосипеда наматывали светлые обручи с мокрого асфальта. Отличная погода! Да еще и макушка лета, медоносы благоухают так щедро, что на лице, на усах и бороде оседают ароматные волны, и чувствуешь себя на том сказочном пире, где пиво-мед рекой текли…

Земли вокруг лежали равнинные. Березы под облаками качали ветвями, извечные верстовые вехи русских дорог. Но в одном месте четыре сосны по две с обеих сторон образовали врата.

Продожение рассказа и фото - по ссылке http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Odin-lish-mig
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 348
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: 210 лет Глинке (1804-1857)
« Ответ #68 : Сентябрь 22, 2014, 22:55:02 »
21 СЕНТЯБРЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
14.00
«М. И. Глинка. К 210-летию со дня рождения»
Памяти А. М. Каца посвящается… (к 90-летию со дня рождения)

Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества
Дирижер — Дмитрий Орлов

Солисты:
Роман Улыбин (бас)
Наталия Полянинова (сопрано)

В программе:

М. И. Глинка
Фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Арагонская хота

Между прочим, я поддалась на рекламу и сходила на этот концерт. Не всё же мне итальянцев слушать :)) Это серия просветительских мероприятий – на концерте рассказали о биографии и творчестве Глинки. Были сыграны значительные фрагменты опер, позволившие неофитам вроде меня приобщиться к этой музыке. Вокальные фрагменты – каватина и рондо Антониды и каватины Людмилы вполне прилично были исполнены Натальей Поляниновой, приятный голос и аккуратный вокал, мне понравилось больше, чем исполнение партии Лючии вечером того же дня другой певицей. Роман Улыбин спел арию Сусанина (очень хорошо, можно было бы предположить, что она в его постоянном репертуаре в театре) и рондо Фарлафа (это уже фирменный номер, исполненный Улыбиным на нескольких последних концертах). Мне понравилась музыка Глинки – заметно и влияние итальянцев (арии сопрано – похоже на Доницетти и других белькантовых композиторов), в то же время искусно вплетены русские и другие (например, польские и испанские) национальные мотивы. Я теперь слушаю оперу "Руслан и Людмила". :)

Да, и добавлю, что БЗК было вполне прилично народу, примерно две трети в партере и сколько-то наверху (не смотрела, сколько).
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 876
Полный провал

Великие оперы, потерпевшие фиаско на премьерах

«Руслан и Людмила» — 9 декабря 1842, Михаил Глинка (Санкт-Петербург)

Самая известная опера Глинки была встречена довольно вяло. Вмешались обстоятельства: заболела исполнительница партии Ратмира, и замена оказалась не равнозначной. Во втором акте, где появляется Голова, вместо хора басов вышел какой-то вой быков, как сообщали очевидцы. К четвертому акту зрители утомились и перед пятым государь Николай Павлович и вся императорская семья покинули театр, так и не поняв, что Глинка создал новый жанр — эпическую оперу. После окончания представления вместе с аплодисментами раздалось и недовольное шиканье: «Я обратился, — вспоминал композитор, — к бывшему тогда в директорской ложе генералу Дубельту с вопросом: „Кажется, что шикают; идти ли мне на вызов?“ — „Иди, — отвечал генерал. — Христос страдал более тебя“».

Полностью:

Лента.ру. 09:02, 3 марта 2015 г.
http://lenta.ru/articles/2015/03/03/deadfailures/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 876
Путь Сусанина

«Жизнь за царя» как культурно-­государственный миф

В 1836-м году на открытии после пожара Петербургского Большого театра впервые была исполнена опера Михаила Глинки "Жизнь за царя" — национальный символ и музыкально-театральный шедевр, посвященный историческому единству народа и власти. Подготовленный не только лучшими силами русского театра, но и лучшими умами русской культуры, первый оперный триумф Глинки был одновременно и событием государственной важности. Ольга Федянина и Илья Кухаренко о том, как уже почти два века "Жизнь за царя" преследует судьба любого культурно-государственного мифа — зависеть от политической погоды каждой следующей эпохи.

http://kommersant.ru/doc/2990056
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 876
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #71 : Февраль 15, 2017, 03:46:15 »
Музыка бунта. «Жизнь за царя» Глинки была пощёчиной всем канонам

160 лет назад, 15 февраля 1857 г., в берлинском доме по адресу: Franzoesische Strasse, 8, умер русский. Диагноз - воспаление лёгких.

Простуду он подхватил, когда возвращался с триумфального исполнения своей оперы «Жизнь за царя» в Королевском Дворце. Звали его Михаил Глинка.

http://www.aif.ru/culture/person/muzyka_bunta_zhizn_za_carya_glinki_byla_poshchyochinoy_vsem_kanonam
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 876
Re: Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "наше всё" !
« Ответ #72 : Февраль 15, 2017, 18:12:30 »
Антонина Ерофеева

«Уж не Глинка, а фарфор». Неизвестные факты о последних годах композитора

15 февраля 2017 года исполняется ровно 160 лет со дня смерти основоположника русской классической музыки Михаила Глинки. О том, как великий композитор завершал свой жизненный путь, рассказывает SMOL.AIF.RU.

http://www.smol.aif.ru/culture/person/uzh_ne_glinka_a_farfor_neizvestnye_fakty_o_poslednih_godah_kompozitora
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау