Автор Тема: Родион Щедрин (р.1932 г.), выдающийся русский композитор  (Прочитано 21952 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Щедрин Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва), советский композитор, народный артист РСФСР (1976). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам — композиции у Ю. А. Шапорина, фортепьяно у Я. В. Флиера. Создал значительные произведения в разных жанрах.

(БСЭ)
=================================


Родион Щедрин: «Классика – доказательство Бога»
7 декабря 2010

http://www.nvspb.ru/stories/rodion-shchedrin-klassika-dokazatelstvo-boga-43943

Великий композитор считает, что только музыка может объяснить, как устроен мир

Для СМИ он «возмутитель спокойствия» и один из самых значительных композиторов прошлого столетия. Так, поставленная в Стокгольме «Лолита» спровоцировала тамошних феминисток на многолюдную демонстрацию. Директору Шведской королевской оперы пришлось даже объясняться с возмущенными безнравственностью постановки дамами в телеэфире. А полвека назад опера Родиона Щедрина «Не только любовь» с грохотом провалилась во многих театрах, включая Большой, – там публика, кстати, едва не побила автора. Причиной стал сюжет, в котором солидная женщина – председатель колхоза – преследовала совсем еще молоденького паренька своей безудержной любовью… Он и в нынешнем веке возмущает спокойствие и значит ничуть не меньше, чем в прошлом…



– Родион Константинович, каково это – ощущать себя живым классиком?

– Видите ли, я считаю себя одной из ветвей древа российской композиторской культуры. Насколько эта ветвь могучая, судить потомкам. Но когда я слушаю свою музыку в чьем-то исполнении, мне приятно…

– Но вам же не может не доставлять удовольствие то, что вы знаменитость!

– Знаменитости – это «Битлз» и Элвис Пресли. А серьезные композиторы… Некоторые из них уже при жизни узнаваемы в своем кругу, но не больше! И это нормально, потому что профессия композитора не стометровка, а марафон, в котором случаются и солнечные лучи удачи, и тучи мук творчества. Это только в голливудских фильмах бывает так, что человек написал одну арию, ее кто-то исполнил, вся страна сошла с ума от восторга, и композитор наутро становится признанным гением.

– А насколько вообще трудно пробиться в нашем мире таланту?

– Настоящий талант пробьется в любом случае. А гений – это термоядерная мощь, которая пробьет все.     

– Кого-то из нынешних творцов вы цените выше всех остальных?

– Одна из первых библейских заповедей звучит: не сотвори себе кумира. Поэтому у меня идолов нет… Но, честно говоря, была у меня в жизни маленькая история, я ее до сих пор не могу забыть. Несколько лет назад меня поразила девочка, которая в одном из концертов целое отделение играла четыре моих произведения. То есть изначально планировалось, что будет играть пианистка из Мюнхена. Но российское консульство отказало ей в визе за 8 дней до концерта, объявив, что она предательница Родины. Между прочим, предательницей она сделалась в 12 лет, когда папа с мамой увезли ее из страны, недооформив какие-то бумаги. Но дело не в этом. Я уже хотел было другую немку позвать, но замдиректора Госконцерта Александр Краутер мне говорит: «Подождите, подождите! У нас же есть своя способная девочка, она все выучит и подготовит!»

– За восемь дней?!

– Вот именно! Я даже возмутился: «За такой срок невозможно выучить четыре труднейших сочинения!» Но Краутер настоял на своем. И в первый же день, когда я пошел слушать эту девочку, она меня поразила. Играла – не побоюсь слова – просто гениально! Ни одного замечания!.. Я ходил на каждую репетицию и за два дня до концерта вдруг говорю ей с подхалимским акцентом: «Катя, а может быть, вы еще выучите мой «Дневник» – семь виртуозных совсем новых пьесок?» И что вы думаете? Она взяла ноты и сыграла на концерте все! Малый зал Консерватории встал! Вы ведь знаете, в России такие вещи не приняты. Но ее приветствовали именно так. А когда я еще сказал, что она все это подготовила за восемь дней, состоялся настоящий триумф.

Вот такие сейчас есть молодые люди. Мы всю музыку свели, условно, к Башмету. Он, разумеется, прекрасный музыкант! Но есть фантастически одаренные люди и нового поколения. Простите, что долго отвечал, – я ведь вообще-то болтлив.

– Девочка, безусловно, удивительная, таких талантов единицы. Но, согласитесь, даже таким одаренным молодым людям живется, как правило, труднее, чем посредственностям.

– Знаете, когда Стравинский написал в 1914 году «Весну священную», парижские дамы избили его зонтиками, потому что негодовали по поводу резкости этой музыки. Но, согласитесь, чем вместе бежать кросс по дороге музыкальной религии, лучше идти по маленькой, но своей дорожке. Той, что предопределена тебе небом…

– Значит, ваша слава была все-таки предопределена?

– Безусловно! Во всяком случае, я считаю, что меня вдохновляет Господь Бог. В какой-то момент вдруг чувствую: кто-то мне начинает диктовать, сразу сажусь за работу, и мне это доставляет необыкновенное счастье. По большому счету у меня с Богом свои отношения, более сложные, чем обряды. А классическая музыка – это вообще доказательство того, что Он точно есть. Ведь только музыка может объяснить, как устроен мир: почему сегодня идет снег, а через несколько месяцев все начнет расти и расцветать... Поэтому, когда в сотый раз слушаю сочинения Моцарта и они меня всего переворачивают, думаю: неужели люди глухие? Неужели эти бритоголовые парни, которые любят рок или попсу, никогда не испытают настоящих чувств?

– Родион Константинович, простите, но у меня бестактный вопрос. Когда вы живете в своем имении в Тракае в уединении – это одно, а когда в Москве или в Мюнхене… Одним словом, ваша музыка не мешает соседям по дому?

– Были моменты, когда мы вообще жили без рояля! Да он совсем и не обязателен! Вы знаете, был замечательный пианист, Лазарь Берман, он умер несколько лет назад во Флоренции. Так вот, у него была очень строгая мама, и в детстве в годы войны, когда у них не было рояля, она заставляла его заниматься на картонной клавиатуре. И когда он это делал, говорила: «Лялик, ты играешь фальшь! Тут не до, а си!»

– Занятная история. А Майе Михайловне любая ваша музыка нравится?

– Какие-то сочинения ей кажутся хуже, какие-то – лучше. Были, допустим, в Зальцбурге, где шел концерт под названием «Бах – Щедрин». Немецкие исполнители играли мою музыку, я сам играл, а во втором отделении выступала японская пианистка. И Майя Михайловна мне говорит: «Японская девушка ведь куда лучше тебя играла! Ты просто был опозорен, она тебя забила!»

– Обидно было это слышать?

– Ну что ж… Пришлось согласиться, потому что я знаю: Майя Михайловна не станет меня хвалить только потому, что я близкий ей человек. Наверное, мы генетически подходим друг другу. Мы оба одной масти – рыжие. Даже немножко похожи друг на друга. Но, наверное, чтобы быть счастливыми, должна быть некая заданность судьбы. Мы просто живем интересами и заботами друг друга, и это прекрасно, потому что люди должны дополнять или компенсировать друг друга. Хотя… Признаюсь: очень трудно быть Плисецкой, но не менее трудно быть и мужем Плисецкой.

– Майя Михайловна могла бы полностью заменить вам музыку?

– Нет, этого не могло бы случиться. Чем бы и когда бы я ни был занят, музыка во мне не просто живет – она ищет выход. Но скажу вам другое: без Плисецкой многое из того, что я сделал, не было бы написано вообще. Да и, наверное, сама музыка моя была бы совсем иной.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Меня попросили отыскать записи 6 фортепианного концерта Щедрина. Есть ли у кого-нибудь?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Меня попросили отыскать записи 6 фортепианного концерта Щедрина. Есть ли у кого-нибудь?
Наверно, только у Екатерины Мечетиной, попробуйте связаться с ней. У нее есть свой сайт.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Действительно, 6-й концерт Щедрина у нас играла, кажется, одна лишь Мечетина, и именно по этой причине я не слушал его: я не переношу игру Мечетиной, поэтому боюсь, что, даже если вещь приличная, пианистка с ходу испортит мне всё впечатление. Что в Мечетиной нашёл Щедрин, ума не приложу, Впрочем, нашёл же он что-то в Чернякове в плане возможной постановки своих опер, поэтому я понял, что мне Щедрина в его выборе исполнителей никогда не понять.

Убеждён, что к настоящему времени сделаны хорошие записи 6-го концерта, но я их ещё не слышал и даже не видел.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нашёл интересный ресурс с музыкой Щедрина, встретил там кое-что новенькое:

http://musvid.net/search/%D0%EE%E4%E8%EE%ED+%D9%E5%E4%F0%E8%ED/0/0

Кроме того, с удивлением обнаружил, что Щедрин в 1997 году написал 2-ю сонату для ф-п, о существовании которой я ничего не знал по сей день.
Вот тут ноты лежат:

http://nlib.org.ua/ru/pdf/all/7089

24 прелюдии и фуги
Соната № 1
Соната № 2
Тетрадь для юношества. 15 пьес для фортепиано

А фонограммку 2-й сонаты надо бы поискать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А фонограммку 2-й сонаты надо бы поискать.

Нашлась, вот она:

Щедрин - 2-я соната для ф-п (с нотами)
http://www.youtube.com/watch?v=cGon0k3BGNw&feature=related
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
80 лет Родиону Щедрину (р.1932 г.)
« Ответ #6 : Декабрь 16, 2012, 12:28:11 »
16.12.2012
Родион Щедрин награжден орденом "За заслуги перед Отечеством"

http://lenta.ru/news/2012/12/16/schedrin/

Президент России Владимир Путин наградил композитора Родиона Щедрина орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Соответствующий указ, подписанный 13 декабря, размещен на портале правовой информации.
Путин отметил Щедрина за "большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность". Сегодня, 16 декабря, Родион Щедрин отмечает 80-летний юбилей.
Родион Щедрин - один из самых известных современных российских композиторов, автор множества вокальных, симфонических, камерных сочинений и балетов. Щедрин также писал музыку к фильмам, среди которых "Анна Каренина" Александра Зархи и "Нормандия - Неман" Жана Древиля.
Щедрин награжден Государственной премией Российской Федерации, Ленинской премией, Государственной премией СССР и имеет звание народного артиста СССР. Кроме того, Щедрин - лауреат премии "Золотая маска" и ряда зарубежных музыкальных премий.
Стоит отметить, что Щедрин в 2002 и 2007 годах соответственно был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и II степеней. Почему орденом IV степени его наградили только сейчас, неясно: к этому ордену представляют последовательно от низшей ступени к высшей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
80 лет Родиону Щедрину (р.1932 г.)
« Ответ #7 : Декабрь 16, 2012, 12:31:20 »
Стоит отметить, что Щедрин в 2002 и 2007 годах соответственно был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и II степеней. Почему орденом IV степени его наградили только сейчас, неясно: к этому ордену представляют последовательно от низшей ступени к высшей.

По всей видимости, наши власти надеются, что до I-й степени он не доживёт.
А я в свою очередь желаю Родиону Константиновичу долгих лет жизни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
80 лет Родиону Щедрину
« Ответ #8 : Декабрь 16, 2012, 17:22:23 »
Коллеги !
Мне подсказали, что сегодняшний юбилейный концерт в КЗЧ будет транслироваться по радио:

------------------------------------------------------

Радио Орфей
http://www.fonotron.ru/#
16 декабря
19:00

Концертный зал Чайковского (прямая трансляция)
80-летие Родиона Щедрина. Открытие 49-го Фестиваля искусств «Русская зима»

Исполнители:
Российский национальный оркестр
Дирижер – Михаил Плетнев
Солисты:
Павел Милюков (скрипка)
Владислав Лаврик (труба)
Ведущий концерта — Святослав Бэлза

В программе:
Р. ЩЕДРИН
«Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»
Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром
«Старинная музыка российских провинциальных цирков» – Концерт № 3 для оркестра
«Озорные частушки» – Концерт № 1 для оркестра
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Щедрин у Познера
« Ответ #9 : Декабрь 16, 2012, 23:43:02 »
Щедрин пришёл в передачу Познера, тот его расспрашивает. Передача сейчас в эфире.
Нужно будет потом поискать запись этой передачи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Щедрин у Познера
« Ответ #10 : Декабрь 25, 2012, 23:19:38 »
Щедрин пришёл в передачу Познера, тот его расспрашивает. Передача сейчас в эфире.
Нужно будет потом поискать запись этой передачи.

Ой, коллеги, я уже позабыл об этой передаче - не появилась ли она ?
Если кому не лень, приведите, пожалуйста, ссылку на официальную её запись, если она появится. Заранее спасибо, у меня просто рук на всё не хватает !
« Последнее редактирование: Декабрь 25, 2012, 23:38:15 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А тем временем .......
Я побывал сегодня на вечере из произведений Родиона Щедрина: звучали исключительно фортепианные концерты - 1, 2, 3 и 4-й.
Солировали, как и было обещано, Алексей Володин (фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано), Еол Еум Сон (фортепиано) /Корея/ и Олли Мустонен (фортепиано) /Финляндия/.


------------------------------------

Концертный зал Чайковского
25 12 2012 / вторник / 19.00

80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев
Фестиваль: 49-й Фестиваль искусств «Русская зима»

Исполнители:

Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижёр – Валерий Гергиев

Солисты:
Денис Мацуев (фортепиано)
Алексей Володин (фортепиано)
Еол Еум Сон (фортепиано) /Корея/
Олли Мустонен (фортепиано) /Финляндия/

Концерт ведёт Святослав Бэлза

В программе:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Вариации и тема)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром («Диезные тональности»)

---------------------------------------


Святослав Бэлза предварил каждое выступление интересной общей характеристикой исполняемого произведения и в нескольких чертах обрисовал контекст появления каждого из них. Произведения отделяют друг от друга десятилетия, поэтому так вышло, что концерты эти являются как бы вехами на композиторском пути Щедрина.
Я уже где-то говорил, что страшно сожалею, что талантивейшего Родиона Константиновича буквально "сбили с пути истинного", на который он, русский композитор, столь впечатляюще ступил в 1-м своём ф-п концерте, который я и по сей день считаю лучшим не только из всех четырёх, прозвучавших сегодня, но и лучшим из всех шести, созданных Щедриным к настоящему моменту.
Как выяснилось, слушать все эти вещи ПОДРЯД ужасно утомительно - это всё же не концерты Рахманинова, Чайковского, Листа или Шопена ! Дело даже не в продолжительности, ибо концерты Щедрина не слишком продолжительные, т.е. форму он ощущал очень хорошо, но всё же в них слишком много медитативности, т.е. повторения одного и того же материала. Нечто вроде современного минимализма и сонорики в одном флаконе.
Это, знаете ли, на любителя.
Талант МАСТЕРА виден в каждом из них, но талант ХУДОЖНИКА прослеживается далеко не всегда ...... Конечно, не мне выносить окончательные оценки, да я и не претендую ....
Хотелось бы также услышать оставшиеся два концерта - 5 и 6-й, но, к сожалению, в рамках заявленных торжеств к 80-летию композитора они не фигурируют.
Гергиев дирижировал великолепно, солисты - выше всех похвал: от Володина я просто вповалку, Мацуев сыграл хорошо, хотя кое-где слишком смело менял текст, и дополнительно на бис выдал нечто космически-феерическое про "не кочегаров и не плотников" :)) Сон и Мустонен играли просто великолепно: я, кстати, ощутил, что недаром Сон вручили 2-ю премию на конкурсе Чайковского, хотя я всей душой болел тогда за Чо и считал, что ему должны были дать или 1 или 2-ю премию. Но тут уж она себя показала: с Щедриным не просто справилась, а великолепно подала материал. Возможно, были какие-то погрешности, но я не хочу о них говорить, потому что в такой сложной музыки все они настолько тонут, что нет смысла их искать.
Мустонен - замечательный пианист с замечательной техникой и звучностью, но на таком специфическом материале я не могу его должным образом оценить: вижу и слышу, что мастер, но детализировать впечатления очень тяжело.
Ну а 5-й и 6-й могли бы сыграть тот же Мацуев и Мечетина. Да и Мустонен тоже играл 5-й, ведь он ему посвящён.

Кстати, этот концерт записали на телекамеры и, видимо, покажут по ТВ.
Так что давайте и это событие тоеж покараулим: кто увидит в программе ТВ-передач, прошу сообщить.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2012, 00:07:31 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Кто не желает ждать - http://www.meloman.ru/?id=6199&full=Y

Концертный зал Чайковского
25 12 2012 / вторник / 19.00

80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев
Фестиваль: 49-й Фестиваль искусств «Русская зима»

Исполнители:

Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижёр – Валерий Гергиев

Солисты:
Денис Мацуев (фортепиано)
Алексей Володин (фортепиано)
Еол Еум Сон (фортепиано) /Корея/
Олли Мустонен (фортепиано) /Финляндия/

Концерт ведёт Святослав Бэлза

В программе:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Вариации и тема)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром («Диезные тональности»)
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2012, 18:02:44 от Demian Poor »

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Re: Щедрин у Познера
« Ответ #13 : Декабрь 26, 2012, 18:01:49 »
Щедрин пришёл в передачу Познера, тот его расспрашивает. Передача сейчас в эфире.
Нужно будет потом поискать запись этой передачи.

Ой, коллеги, я уже позабыл об этой передаче - не появилась ли она ?
Если кому не лень, приведите, пожалуйста, ссылку на официальную её запись, если она появится. Заранее спасибо, у меня просто рук на всё не хватает !

http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si=5756&fi=20115

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Благодарю вас !
Надо же, интервью довольно быстро появилось. Посмотреть было довольно интересно, потому что Щедрин вспоминал о давно минувшем в свете собственной эволюции.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Каштан

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
К 80-летию Родиона Щедрина...
http://www.youtube.com/watch?v=SNrifAQErMU

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев
Солисты:
Денис Мацуев (фортепиано)
Алексей Володин (фортепиано)
Еол Еум Сон (фортепиано) /Корея/
Олли Мустонен (фортепиано) /Финляндия/



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
24 июня 2013
 
«Музыка всегда ждет нового гения»
 
Родион Щедрин — о «Левше», судьбе молодых композиторов, критиках и Мариинке

http://lenta.ru/articles/2013/06/24/schedrin/




На второй сцене Мариинского театра 26 июня состоится мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша», созданной специально по заказу петербургского театра. Двухактная опера классика отечественной музыки прозвучит в этот день в концертном исполнении, премьера сценической версии назначена на 27 и 28 июля. Именно «Левшой» завершится XXI фестиваль «Звезды белых ночей».
 
«Лента.ру» встретилась с Родионом Щедриным в Петербурге, в Мариинке, где он ежедневно проводит репетиции, и поговорила о его новом сочинении, Лескове-провидце и нелегкой участи молодых композиторов. Родион Щедрин также рассказал, чему учил своих учеников, как возглавлял Союз композиторов РФ и почему не стоит слушать музыкальных критиков.

 
Вы уже обращались к произведениям Лескова, написали оперу «Очарованный странник». Как возник «Левша»? Это идея Валерия Гергиева или ваша?
 
Родион Щедрин: Выбор темы в достаточной степени был за мной. Его идея заключалось в том, чтобы для новой сцены Мариинского театра написать новую оперу. И с этим предложением он обратился ко мне, а уже ответно я, обдумывая возможный сюжет оперы, назвал «Левшу» по целому ряду причин. Потому что я думаю, что Лесков — один из величайших писателей земли русской. Обращался я к нему дважды: один раз в жанре оперы — это был «Очарованный странник», а второй — литургия «Запечатленный ангел». Гергиев положительно отнесся к предложенному мной сюжету.
 

Чем вам интересен Лесков? Тем, что так искусно рисует русский национальный характер?
 
Лесков — я думаю, это не вызывает ни у кого сомнения — существует в нашей истории вместе с прилагательным «великий». На Западе он известен менее, чем следовало бы, но этому есть обоснование: у него настолько яркий, колоритный, сочный, многоликий русский язык, что его очень трудно переводить. Я вам расскажу маленькую историю. Ко мне поступило предложение от Лорина Маазеля, когда он пришел руководить Нью-Йоркской филармонией, написать определенного рода сочинение. Он перечислил те компоненты, которые ему хотелось там видеть: солисты, хор, русские песнопения, колокола, цыгане — и я ему назвал «Очарованного странника». Он сказал, что хочет прочесть, прежде чем мы будем подписывать контракт, и я дал ему английский перевод. После этого Маазель сказал: «Знаете, давайте искать другой сюжет, мне не кажется это очень интересным». Но я все-таки настаивал на том, что не ошибся, пошел в магазин, разыскал не без труда немецкий перевод «Странника» в цюрихском издании и дал ему прочесть. Он прочел, позвонил и сказал: «Соглашаюсь, мне очень понравилось». И его жена мне потом рассказывала, что этот томик Лескова долго лежал у него на спальном столике. Так что Лескова переводить очень трудно. На Западе главным образом его знают как автора «Леди Макбет Мценского уезда», по опере Шостаковича.
Вообще, я думаю, что русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.
 

Вы поэтому обращаетесь так часто именно к русскому классическому сюжету?
 
А зачем искать больше того, что написано великими людьми на моем материнском языке? Вполне хватает. У меня были случаи, когда немцы, например, предлагали мне написать «Идиота» по-немецки — лет 15 назад, для очень известного в те же годы контртенора. Но мне показалось, это негожая затея: Достоевский по-немецки.
Лесков — действительно один из моих любимых писателей. Если бы у меня была вторая жизнь, я бы еще не раз обратился к нескольким его произведениям, потому что это кладезь характеров. Даже сам Левша — это ведь концентрат всех черт русского человека, от «а» до «я». Дар, смекалка, достоинство, полное презрение к понятию «что такое смерть», он неспешен, с самоиронией, при этом склонный к злоупотреблению нашим национальным напитком...
 

Неоцененный и ненужный.
 
Да, у Лескова это специальная тема. Непризнанность гения на родной земле, даже не непризнанность, а именно ненужность гения. Гений — всегда обуза. А вообще, тут множество тем, народ и власть, или даже население и небожители. Противопоставление иррациональной формы бытия русского сознания рациональной британской.
«Левша» — произведение концентрированное, богатое на события, перемену мест действия, очень динамичное. Опера тоже динамичная?
Там много что происходит. Во-первых, сюжет оперы всегда должен быть, как мне кажется, немножко «странноватым». Температура для сюжета оперы не должна быть 36,6, она должна быть 38,5. У Лескова еще выше, потому что, с одной стороны, это гротеск, с другой — притча о праведнике, поучение, очень религиозное, как все у Лескова насквозь. Он не раз в своих текстах опирается на десять заповедей. С другой стороны, в какой-то степени это буффонада, даже роман-путешествие. В «Левше» исключительно сочные характеры, очень выпуклые, гипертрофированные. Здесь есть то, что нужно опере как воздух, — яркие характеры. Задача композитора или того, кто будет это воплощать, — выразить их.

 
А сколько главных героев в вашей опере?
 
Я ничего не ввел, кроме эпизодических ролей. Левша, два царя — один «ласковый», другой солдафон, но поскольку они братья, их поет один певец. Это лежало на поверхности. Атаман Платов, блоха, английский полшкипер...
 

То есть блоха все-таки есть?
 
Конечно, «придумки» есть, но карты открывать пока не буду. Оперу ставит та же команда, которая осуществила «Очарованного странника» в Мариинке, с режиссером Алексеем Степанюком. Это было моим желанием, я очень рад, поскольку мы понимаем друг друга.
 

В ваших операх обычно очень важную роль выполняет хор. В «Левше» ему тоже отводится особое место?
 
Да, здесь очень емкая, большая, трудная, местами виртуозная партия хора. Он участвует только в русских сценах, в английских сценах его нет, там только солисты и миманс.
 

У Лескова чрезвычайно комический язык, комические ситуации, сама фабула, а финал ведь совсем трагический. Какая интонация вам важнее и в чем для вас назидательный смысл этой притчи?
 
Здесь все гораздо более многокрасочно и многослойно, чем просто одна какая-то мораль или нравоучение. Книга чрезвычайно насыщена — это свойство гениальности. А суть, мне кажется, выражена во фразе английского полшкипера. Помните, он говорит: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Вот это в какой-то степени сентенция. Главная задача книг Лескова, мне кажется, — это все-таки докопаться до сути, до истины, до анализа характера, анализа национального мышления.
Мне думается, что Лесков был не только описателем, но и философом. Я читал всю его переписку, конечно, знаменитый том переписки с Толстым. Есть письма, из которых понятно, что он бедствует, он же был отверженный всеми, отверженный монархией и либералами, которые объявили, что роман «Некуда» написан по заказу Пятого отделения. Церковь вообще видела в нем врага. Позже, когда после революции большевики составляли план монументальной пропаганды, Ленин из готового списка, который ему принесли на утверждение, вычеркнул только одно имя — Лескова. Так что он всегда всем был неугоден. Тем, что докапывался до истины, до сути нашей русскости, нашего географического и, я бы сказал, идеологического существования на планете Земля. Почему мы такие, отчего мы такие?
Лесков в какой-то степени был провидцем. У него есть замечательные слова о том, что либералы возьмут власть и тотчас же первого квартального изберут в вожди. Я считаю, что безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы.
 

Безразличие к человеку?
 
Да, безразличие к человеку всякому и в первую очередь одаренному. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе. Игорь Моисеев часто говорил: «Ничего, иностранцы вас спасут».
Поэтому мне кажется, что «Левша» и автобиографическая повесть, в ней закамуфлирована собственная отверженность Лескова. Я рассказывал певцам, что нам с Майей Михайловной в конце жизни Шагала удалось у него погостить на юге Франции. И он сказал такую фразу, которую я очень хорошо помню: «Россия — богатая страна, что вам стоит потерять 10-20 гениев?»

 
Вы пишете не только музыку, но и либретто...
 
Это уже моя шестая опера. Первую, «Не только любовь», я писал на готовое либретто в сотрудничестве с Василием Абгаровичем Катаняном, последним мужем Лили Брик. Кстати, первую свою театральную работу, как раз на пьесу Катаняна, я писал здесь, в Петербурге, для Александринки — «Они знали Маяковского», где главные роли играли Черкасов, Фрейндлих-отец, Горбачев. После этого Катанян написал для меня либретто моей первой оперы, по Сергею Антонову. А все остальные я делал уже сам. У меня был хороший базис, потому что я брался за великие книги — «Мертвые души», «Житие протопопа Аввакума», набоковскую «Лолиту», «Очарованный странник» и вот «Левшу».

 
Про вас иногда говорят, что вы «ироничный фольклорист». Кажется, лучшего материала для проявления иронии и обращения к фольклорным мотивам не придумаешь.
 
Фольклорист — всегда коллекционер, но я все-таки фольклор специально не собираю. Я его извлек не из книг и фолиантов, а из слуха и жизненного опыта. Хотя я родился в Москве, но все свое детство — от снега до снега — я проводил в городке Алексин Тульской области. Мой отец кончил тульскую духовную семинарию. Два его брата там преподавали, а мой дед был священником в Алексине. Тогда же не было ни телевизора, ни даже картонной радиотарелки. А было звучание пастухов через Оку — другого способа собрать коров не существовало. Я помню, как у соседей кто-то умирал, приглашали плакальщицу. И вот она приходила, «вопила» причитания. Или пели терпкие песни с не очень цензурными текстами. Обязательно устраивали праздники семейные, свадьбы играли. Я все это на всю жизнь запомнил. В моем познании мира, в том числе музыкального, оно сыграло огромную роль. Только позже я открыл классическую музыку, Бетховена, Чайковского, Баха.

 
Вы используете в «Левше» какие-то редкие народные инструменты?
 
У меня очень обильный состав оркестра, кое-что неожиданное будет.

 
Вы посвятили эту партитуру Гергиеву. Как складывались ваши творческие отношения?
 
Мы с ним много раз в жизни пересекались, еще когда он только начинал. Первый раз творчески я встретился с ним тут же, в Мариинском театре, когда он ставил «Конька-Горбунка», которого делал покойный Дмитрий Брянцев. Гергиев тогда, по-моему, только начинал работу в театре и, конечно, сильно обратил на себя внимание. За последние годы наша творческая и человеческая дружба очень окрепла. Он в Мариинском театре блистательно осуществил несколько моих работ — «Анну Каренину», «Мертвые души», «Очарованный странник».
 

Гергиев уже сказал, что «Левша» — возможно, ваше главное сочинение.
 
Время рассудит. Ясно только, что это некий итог.


На какой стадии сейчас репетиции? Вы уже оценили новую сцену Мариинского театра?
 
Я сейчас регулярно хожу на репетиции, и первое, что хочу сказать, — могучая труппа у Мариинского театра. Столько талантливых, одаренных людей, с замечательными голосами, очень профессионально оснащенных. Сейчас певцы учат партии. Вместе с Гергиевым мы прослушали весь первый акт. С роялем, естественно, не с оркестром. Но уже были первые хоровые и оркестровые репетиции. Хожу в вокальные классы, у нас на каждую роль минимум два, а то и три состава. Мне кажется, что подбор артистов очень хорош. Какие-то партии равноценны, даже не знаешь, кто лучше.
У новой Мариинки потрясающие акустические возможности. И это огромная заслуга Гергиева, который изначально прицельно об этом думал. Раньше ему удалось блестяще решить акустические проблемы в Концертном зале. Театр построен для певцов и оркестра, музыке здесь уютно, она наполняет деревянный зал.
 

К оперной музыке обычно стараются относиться бережно, но иногда, по замыслу постановщиков, партитура сокращается или меняется. Как вы воспринимаете, если кто-то меняет ваш музыкальный текст?
 
Кроме моей первой оперы «Не только любовь», когда я дал разрешение, карт-бланш, режиссеру Пасынкову и он сделал удачный спектакль, в остальных никто не менял ни ноты. Ни в «Очарованном страннике», ни в «Мертвых душах», которые ставили и в Большом театре, а в Мариинском делал Василий Бархатов. Ни одной ноты не тронули. Это означает, что работали высокие профессионалы.

 
Сейчас в Европе невероятный всплеск интереса к классической опере, ее очень много ставят. Пишется же в целом мало. Как вам кажется, какие перспективы в ближайшем будущем у этого жанра? Возможно, какие-то другие формы академической музыки более жизнеспособны?
 
Опера вечна. Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера. Но скрипку ведь создали в XVI веке, и лучше люди ничего не придумали, это вечность. Мне кажется, жанр оперы тоже останется навсегда.
 

Я хотела еще спросить вас о том времени, когда вы возглавляли Союз композиторов России. Сейчас союзы либо при смерти, либо решают проблемы, скажем так, очень узкого круга людей. Вы руководили российским Союзом почти 20 лет, как вы формулировали для себя основные задачи деятельности этой организации?
 
Во-первых, давайте посмотрим на его истоки: этот Союз основал Шостакович. В том же доме, в том же подъезде, где он жил. Четыре этажа на лифте — и вот его офис. Он, знавший меня с девятилетнего возраста, несколько раз мне говорил: «Я уже не очень хорошо себя чувствую, я хочу, чтобы вы... » Для меня это была эстафета из рук очень дорогого человека, которого я считал богом. Если Господь Бог говорит тебе: «Сядь вместо меня, подежурь», — то как можно к этому отнестись? С гигантским пиететом.
И мне кажется, тут можно постараться найти формулу, которой, как думается, руководствовался Шостакович и которой мы старались следовать. Помочь коллеге, музыканту, в чем только можно помочь. Вот сейчас все начальники очень труднодоступны стали. Я испытал это на себе: меня просили за кого-то попросить, позвонить, звоню туда, жду, секретарша меня не соединяет, они заняты, государственные заботы...
Это приобретенная с годами чиновничья важность.
А раньше ведь можно было до всех спокойно добраться. Шостакович был безумно доступен, Хренников тоже. Вот недавно вспоминали с Гергиевым: когда его забирали в армию, он в три часа ночи звонил Хренникову, будил его, и Гергиева спасли от армии. Неизвестно, как бы все иначе сложилось. И российскому Союзу, и мне тоже приходилось спасать (говорю это с теплом в душе). Когда Илье Калеру, который сейчас живет в Чикаго, скрипачу, получившему первые премии конкурсов имени Паганини, Чайковского, Сибелиуса, надо было идти в армию. Как тут бездействовать? И Майя Михайловна с Улановой ходили к министру обороны, просили за балетных, это помогало.
Значение профессии композитора очень сильно изменилось, статус совсем не тот. В советские годы заказов было больше, кажется, композитор ценился выше, другое дело, что там были идеологические установки.
У меня перед юбилеем брали интервью в «Огоньке» и спросили, как жилось молодому композитору при советской власти. Я сказал: «Композиторы жили как у Христа за пазухой». К ним было профессиональное внимание, уважение. Некоторые из них высказывали претензии, капризы, например, не ту дачу на лето бесплатно в Рузе дали, — не ту. К нему приедет теща и нужна еще одна комната. И старались помочь с этим. Так что люди чувствовали, что они нужны и что они могут обратиться за помощью. Государство, конечно, выступало спонсором и, как всякий спонсор сегодня, косило глазом, что человек поделывает.

 
Как сейчас пробиться молодым композиторам?
 
Тяжело. Я думаю, нынешним поколениям очень тяжело. Я иногда даю мастер-классы, сейчас реже, но проводил их в Америке, Канаде, Европе, Китае. Это очень интересная форма общения с молодежью. И я должен сказать, что за годы общения с молодыми людьми (я сейчас в первую очередь говорю об иностранных композиторах) я «поставил» на двух-трех человек. Очень талантливые, с собственным видением, мне казалось, что из одного, грубо говоря, должен получиться мощный яркий композитор, так много в нем природа заложила. Я регулярно получаю музыкальные журналы, каталоги издательств, ищу знакомые имена — нет никого, пропали. Начал интересоваться, где они. Он, оказывается, в Массачусетсе преподает в консерватории, у него семья, дети, писать бросил...

 
Как вы объясняете то, что молодые и талантливые люди не могут пробиться? Есть какая-то системная ошибка или это стечение обстоятельств?
 
К сожалению, главное заблуждение — корректировать свою природу, нутро, генетику, суть. Корректировать на мнение коллег, учителей и — худшее — музыкальных критиков. Они пытаются подстроиться к некой музыкальной очень сегодняшней «религии». Думаю, это бесперспективно и вредно. Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».
 

Критик критику рознь все-таки. Я понимаю, что сейчас качественной критики мало, но искусству она нужна, мне кажется. В XX веке были целые десятилетия, когда драматический театр развивался не в последнюю очередь благодаря критикам. Даниил Дондурей часто повторяет, что кино без критики не существует. Неужели в вашей жизни не было ни одного критика, который своим анализом, наоборот, помог бы?
 
Были, я прежде читал рецензии. Случались какие-то интересные анализы моих прелюдий и фуг, которые мне помогли. Я делал многое интуитивно, а потом понял благодаря им, что можно двигаться более осознанно. Но уже последние лет 15-20 я не читаю. Мне кажется, это мне мешает.
Сейчас много композиторов, которые пишут музыку либо для критиков, либо для композиторов, чтобы те оценили, как это «сшито» и «скроено». Советовать бесполезно, но нужно каждому выбирать свой путь.
 

Вы преподавали в Консерватории, но потом ушли. Чему вы учили своих учеников тогда?
 
У меня был конфликт, я ушел, хлопнув дверью, потому что в 1968 году отказался подписать письмо в поддержку ввода войск в Чехословакию. Я непартийный, но на меня сразу стали давить, я ушел и хорошо сделал. И Андрей Эшпай ушел в знак солидарности со мной. Про преподавание я две вещи могу сказать задним числом. Первое — быть самим собой, но и знать технологию, которой можно научить. Конечно, в истории музыки были исключения. Например, Мусоргский мало знал ее, но это такая глыбища, которая словно пришла к нам из другой галактики. Он слушал самого себя, не прислушивался к тому, что ему говорил композитор и критик Цезарь Кюи.
 

Как вам кажется, у вас есть какие-то последователи?
 
Среди моих коллег были люди, которым было интересно, что я делаю, в каком направлении я двигаюсь. Но сами они могли двигаться в совершенно противоположную сторону. В музыкальной юности мы росли в системе, где было два солнца — Шостакович и Прокофьев. Запад был закрыт, но эти два солнца достаточно грели... трава росла.
Насколько Россия сейчас интегрирована в мировой музыкальный контекст? По вашим ощущениям.
Исполнительски — абсолютно интегрирована. Я бы даже сказал, что Запад интегрируется в нас. Исполнительский уровень по-прежнему высочайший. Один Мариинский театр чего стоит. Я думаю, он сегодня не имеет себе равных в мире по творческим возможностям. Что касается композиторов, трудно говорить. Музыка и те, кто ее сочиняют, переживают не лучшие времена. Мне думается, что музыка всегда ждет своего нового гения.
 
Беседовала Татьяна Ершова
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Разместил целиком, потому что много интересных мыслей, которые можно использовать в разных потоках.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Канал Культура
2 декабря 2013 13:10
Страсти по Щедрину
Документальный фильм (Россия, 2012).
Автор Валентин Тернявский.

"Страсти по Щедрину" - это юбилейный фильм о композиторе. Общеизвестны интернациональный характер жизни и творчества Родиона Щедрина, его умение "держать руку на пульсе" и соответствовать самым современным запросам эпохи. Между тем, авторы стремятся за всем этим показать глубоко национальные истоки композитора: в его музыке сочетаются новейшие технологии и "проклятые" русские вопросы, в его личности ирония и рационализм соседствуют с глубокими и непростыми размышлениями. Не случайно столь созвучными в фильме оказываются готический Нюрнберг и провинциальный русский город Алексин (родина композитора), собор святого Лоренцо и Ферапонтов монастырь…

Каждодневная жизнь Родиона Щедрина - это действительно "страсти": умирает его любимый друг - и композитор пишет реквием; намечается долгожданная премьера в Зальцбурге - и вдруг она под угрозой срыва… Его терзают звонки, раздирают на части импресарио, чередой идут заказы, лучшие дирижеры мира борются за право исполнять его музыку.

Основу фильма составляет эксклюзивное интервью юбиляра,  в которое вплетаются съемки его рабочих будней, уникальные архивные кадры, фрагменты концертов (многие из которых - мировые премьеры). О Щедрине говорят знаменитые дирижеры Валерий Гергиев, Лорин Маазель и другие известные деятели культуры.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/35225

Оффлайн le Bardo

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Я уже где-то говорил, что страшно сожалею, что талантивейшего Родиона Константиновича буквально "сбили с пути истинного", на который он, русский композитор, столь впечатляюще ступил в 1-м своём ф-п концерте, который я и по сей день считаю лучшим не только из всех четырёх, прозвучавших сегодня, но и лучшим из всех шести, созданных Щедриным к настоящему моменту.
Как выяснилось, слушать все эти вещи ПОДРЯД ужасно утомительно - это всё же не концерты Рахманинова, Чайковского, Листа или Шопена ! Дело даже не в продолжительности, ибо концерты Щедрина не слишком продолжительные, т.е. форму он ощущал очень хорошо, но всё же в них слишком много медитативности, т.е. повторения одного и того же материала. Нечто вроде современного минимализма и сонорики в одном флаконе.
Это, знаете ли, на любителя.
Меня из четырёх прослушанных фортепианных концертов пока больше всего увлёк 3-й. Хотя тоже показалось, что многовато повторений и это влечёт за собой некую медитативность(в средней части).
Известно, что об этом концерте Щедрина довольно подробно писал Альфред Шнитке. В сети нашёл много упоминаний об этом факте, но самого текста не нашёл. Если кто-то может поделиться ссылкой - буду очень благодарен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Меня из четырёх прослушанных фортепианных концертов пока больше всего увлёк 3-й. Хотя тоже показалось, что многовато повторений и это влечёт за собой некую медитативность(в средней части)

Понимаете, в 3-м применены тогдашние композиторские технологии, а 1-й, как ни странно, был более новаторским, потому что этот частушечный народный слой никто до той поры не использовал в академических жанрах, и Щедрина больше всего ругали, как ни странно, именно за него, хотя в нём музыкальный язык самый традиционный. Как и в опере "Не только любовь". А тем не менее, именно с этими сочинениями связаны настоящие новации, а вовсе не с теми, что были сочинены позже как дань "современности", как её тогда понимали.
Как выясняется со временем, современным можно быть весьма по-разному, и при этом совсем не обязательно избегать традиционализма, а даже наоборот.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн le Bardo

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Понимаете, в 3-м применены тогдашние композиторские технологии, а 1-й, как ни странно, был более новаторским, потому что этот частушечный народный слой никто до той поры не использовал в академических жанрах, и Щедрина больше всего ругали, как ни странно, именно за него, хотя в нём музыкальный язык самый традиционный. Как и в опере "Не только любовь". А тем не менее, именно с этими сочинениями связаны настоящие новации, а вовсе не с теми, что были сочинены позже как дань "современности", как её тогда понимали.
Как выясняется со временем, современным можно быть весьма по-разному, и при этом совсем не обязательно избегать традиционализма, а даже наоборот.

Да, частушки - это, конечно, очень удачная находка Щедрина. Хочется думать, что это пришло само, а не в результате сознательного поиска чего-то, чего ещё никто не делал. Хотя, не всё ли равно?  Ведь и Прокофьев, после разговоров с Дягилевым, сознательно воспитывал себя в духе: "я русский композитор и шуты мои русские"(в такой форме, во всяком случае, он отразил это в дневнике). 
"Современность" у Щедрина я воспринимаю как пряную приправу к традиционализму, от которого он полностью никогда не отказывался.
"Не только любовь" - на данный момент, просто - самое любимое у Щедрина.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Мариинский-2
22 июня воскресенье 18:00
Боярыня Морозова
pусская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных
(концертное исполнение)

Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора на основе текстов из «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой»

Дирижер – Валерий Гергиев
Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/6/22/2_1800/

Интересно, а можно ли затаиться где-нибудь в недрах нашего чудо-комплекса и без дополнительных затрат прослушать и следующий концерт, который с участием Мацуева?

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Особенно радует надпись: Cостав исполнителей будет объявлен позднее.
Сегодня 20 число, однако.

И чтоб два раза не вставать:

Мариинский-2
27 июня пятница 19:00
Левша

Дирижер – Валерий Гергиев
Левша, тульский мастеровой – Андрей Попов
Атаман Платов – Эдуард Цанга
Александр I, Николай I – Владимир Мороз
Принцесса Шарлотта – Мария Максакова
Блоха   – Кристина Алиева
Английский полшкипер – Андрей Спехов
Граф Кисельвроде – Александр Тимченко
1-я разговорная женщина – Екатерина Гончарова
2-я разговорная женщина – Варвара Соловьева

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/6/27/2_1900/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 786
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Риге состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник»

Спектакль Мариинского театра стал значительным событием программы «Рига - культурная столица Европы 2014».

(Рига, 18 июля, «Татар-информ», Дмитрий Родионов). Вчера, 17 июля, в Риге состоялась европейская премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник». Спектакль Мариинского театра стал значительным событием программы «Рига – культурная столица Европы 2014».

Специально на рижскую премьеру приехал композитор Родион Щедрин с супругой, великой балериной Майей Плисецкой. Спектаклем дирижировал Валерий Гергиев.

Во время спектакля в Латвийской национальной опере состоялась бесплатная открытая трансляция оперы. В сквере перед зданием оперного театра были установлены большой экран и кресла – посмотреть трансляцию мог любой желающий, сообщает латвийское радио «LR4».

Премьера оперы в Риге организована при поддержке оргкомитета «Рига 2014», Министерства культуры РФ, Государственного фонда культурного капитала Латвии, Рижской Думы и компании «Уралхим».

http://www.tatar-inform.ru/news/2014/07/18/414950/
Che mai sento!