Автор Тема: Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908). Какие его произведения мы любим и за что ?  (Прочитано 39747 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 220
Оперы Н.А.Римского-Корсакова

http://www.aveclassics.net/news/2011-05-10-411

"Майская ночь"
Голова…….С. Красовский (бас)
Левко………С. Лемешев (тенор)
Ганна………В. Борисенко (меццо-сопрано)
Панночка…..И. Масленникова (сопрано)
Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Дирижёр В. Небольсин
1959

"Кащей бессмертный"
Кащей бессмертный …………Павел Понтрягин (тенор)
Царевна Ненаглядная Краса …Наталия Рождественская (сопрано)
Иван Королевич ………………Павел Лисициан (баритон)
Кащеевна ……….……………..Людмила Легостаева (меццо-сопрано)
Буря-богатырь ………………...Константин Поляев (бас)
Хор и оркестр Всесоюзного Радио
Дирижёр Самуил Самосуд
1949

"Боярыня Вера Шелога"
Боярин Иван Семенович Шелога………………В. Габрюшов (бас)
Боярыня Вера Дмитриевна Шелога, его жена…В. Панова (сопрано)
Надежда Насонова, сестра Веры………………..Е. Грибова (меццо-сопрано)
Власьевна, кормилица Надежды ......……………М. Левина (контральто)
Оркестр Государственного Академического Большого Театра СССР
Дирижёр С. Сахаров
1947

"Сервилия"
фрагменты из оперы
Сервилия……………Ольга Пиотровская (сопрано)
Валерий……………..Георгий Нэлепп (тенор)
Эгнатий……………..Павел Лисициан (баритон)
Оркестр Всесоюзного Радио
Дирижёр Онисим Брон
1949

"Моцарт и Сальери"
Моцарт ………………Иван Козловский (тенор)
Сальери ………………Марк Рейзен (баритон)
Хор и оркестр Всесоюзного радио
Дирижёр Самуил Самосуд
1951

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я так понял, это запись с гастролей Большого театра в Японии:

Н.Римский-Корсаков. Золотой петушок
http://intoclassics.net/news/2009-08-21-8206
Царь Додон - Максим Михайлов
Шемаханская царица  - Ирина Журина
Царевич Гвидон  - Аркадий Мишенькин
Царевич Афрон  - Мовсар Минцаев
Воевода Полкан  - Николай Низиенко
Ключница Амелфа  - Елена Заремба
Звездочет  - Юрий Маркелов
Голос Золотого петушка  - Ирина Удалова
Дирижер: Евгений Светланов
Режиссер: Георгий Ансимов
Балет Большого Театра
Хор Большого Театра
Оркестр Большого Театра
Год записи: 1989
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В потоке о Казанцевой я пишу:

Не хочу говорить за всех, но только что опубликованная "Аквариусом" запись "Золотого петушка" под управлением Гаука и с Казанцевой в роли Шемаханской царицы представляется мне самой удачной из тех, что довелось слышать ! До этого момента я считал лучшей запись из ГАБТа с живого спектакля под управлением Светланова – я и сейчас от неё не отказываюсь, но такое впечатление, что даже её в художественном плане затмевает тот вариант, который предложил "Аквариус".
С этим можно спорить, но в чём я уверен абсолютно, так это в том, что Казанцева – ЛУЧШАЯ Шемаханская царица из всех. Ничего подобного с тех пор не было и, наверное, в ближайшее время не появится. Не говоря уже о феноменальной технике, можно утверждать, что Казанцева, на мой взгляд, идеально попала в образ: в её исполнении Шемаханская то любуется собой, то погружена в свои грёзы, то насмехается над Додоном, то капризно верезжит, то издевательски комментирует события ! В общем, настоящая стерва ! :)) И при этом персонаж просто очаровывает своей самовлюблённостью, а певица при этом погружается в чарующую атмосферу "искусства для искусства" – вероятно, этот образ так и был задуман Римским-Корсаковым ? Спето и "сыграно голосом" просто великолепно, даже гениально: Шемаханская выглядит у Казанцевой сказочной фигурой, словно и впрямь занесённой откуда-то с юго-востока в нашу северную бытовуху, в которой её всё расстраивает и раздражает.
В этой записи ценно то, что можно услышать вокал Казанцевой в самых разнообразных ситуациях и сочетаниях, да и хронометраж солидный, что позволяет оценить не только степень схожести данной трактовки партии Шемаханской с подходами других певиц разных эпох, но и её индивидуальную специфику.


А в этом потоке я кое-что хочу сказать о трактовке в целом, в частности, о подходе дирижёра Гаука.
Я с удивлением обнаружил, что Гаук - выдающийся оперный дирижёр ! И притом - русский дирижёр, которому вполне внятно всё то, что происходит в "Золотом петушке", причём, не только в чисто музыкальном, но и в эмоциональном и в сценарном, и в идейном плане. Нет нужды напоминать, что в этой опере полным полно пародийных моментов: сама обстановка ленивого сонного царства, ситуации, в которые попадают герои, противопоставление различных миров и т.д. В частности, миры Додона и Шемаханской символизированы различными музыкальными средствами и даже, пожалуй, стилями, и в этом смысле опера Римского-Корсакова уникальна. Нет, понятно, что не он первый это придумал, и всё же.
Шемаханская царица погружена в мир восточных грёз, каких-то видений, мечтаний, а при этом вынуждена постоянно возвращаться к грубой реальности, которая её раздражает и над которой она издевается. Апофеозом этой грубости выглядит помпезный и нарочито безвкусный в музыкальном смысле марш, под который Додон возвращается из своего военного похода, в котором он подцепил Шемаханскую. Современники прекрасно понимали, что композитор пародировал в нём официальные празднества александровско-николаевской эпохи, всегда опошляемые подобной солдафонской музыкой тех лет: чуть ли не лопающиеся ударные, завывающие медные - весь этот гам долженствовал выразить идею пошлости додоновского (александровско-николаевского) царствования.
И Гаук тоже великолепно ощущает пародийность музыки Римского-Корсакова, причём, не только этого момента, но и, допустим, эпизода "общения" Додона со своими военными, где совершенно уморительны дурацкие реплики придурков-военачальников, а вся ситуация обрисована в музыкальном плане виртуозно и, несмотря на отсутствие изображения - зримо-художественно. А с другой стороны, в его подаче изумительны пленительные гармонии и тонко стилизованные восточного склада интонации, волшебные картины, воплощённые посредством гениальной оркестровки Римского-Корсакова.
В общем, эта фонограмма "Аквариуса" стала для меня открытием, которое изменило мои представления и о Казанцевой, и о Гауке, а также позволило ещё раз убедиться в глубокой преемственности советской исполнительской школы и музыкально-театральной традиции по отношению к дореволюционной русской.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Большое спасибо за ссылочку, уважаемый Predlogoff!

Повеяло воспоминаниями. "На заре туманной юности" я пел Афрона. :)
"На-а-аше доблесное во-о-ойско-о по-о-о-лно п-ы-ылкости-и ге-е-ро-йской..."  ;D

Обязательно скачаю и послушаю такой прекрасный состав!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Обязательно скачаю и послушаю такой прекрасный состав!

Вы имеете в виду светлановский состав ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Его.  Я-то, конечно, "пожиже" был Афрон, чем Мовсар Минцаев.  ;D

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 198
Уважаемые Господа-любители!
Не баньте меня только!
А слабо профинансировать оставшиеся 6 опер в 2012?
Хотя бы те, что никогда не видели свет в CD -"Пана воеводу" и "Сервилию"?
Я имею в виду в нормальном CD?


Morales

  • Гость
На "слабо" взрослых людей взять хотите? ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На "слабо" взрослых людей взять хотите? ;D

Здесь уже был такой опыт, причём, удачный:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3012.60

Были и другие проекты.
Вообще, спонсорство в данном случае очень перспективная вещь. Кстати, можно увидеть фамилии спонсоров на обложках выпущенных дисков - разве плохо ?
Другое дело, что прежде чем "Сервилию" выпускать на дисках, её нужно, как минимум, записать ! :)) А эта опера нерепертуарная, и я даже не представляю, кто её может поставить или хотя бы исполнить в концертном варианте. По пути исполнения опер Римского-Корсакова последовательно идёт Гергиев: быть может, он до неё доберётся ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 198
Таки на слабо - мне не интересно, мне интересен как у Петра Кузьмича Анохина - полезный приспособительный результат.
В следующем году можно сброситься на "Пана Воеводу".
Эта опера выходила только на виниловых дисках.
А ишшо можно попробовать в следующем году доиздавать Николая Андреевича.
Просто сам я не смогу.
Кишочки повылазят. А с помощь - самое оно.
У Сервилии хотя бы фрагменты есть. Часть издана.
Просто опять же словами Верещагина "За державу обидно".
Это будет действительно выражение уважения к Николаю Андреевичу!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
В общем, эта фонограмма "Аквариуса" стала для меня открытием, которое изменило мои представления и о Казанцевой, и о Гауке, а также позволило ещё раз убедиться в глубокой преемственности советской исполнительской школы и музыкально-театральной традиции по отношению к дореволюционной русской.

Самое удивительное для меня то, что у Гаука больше нет оперных записей. Есть арии, оратории. Например, одна из интереснейших записей, до сих пор так и не опубликованных - оратория Шапорина "Сказание о битве за русскую землю" в исполнении М.П. Максаковой, А.С. Пирогова и Ф.П. Федотова.

Святославу - огромное спасибо за участие в издании "Золотого петушка". Других желающих участвовать в изданиях опер у нас  пока нет - соответственно, и дальнейшая публикация подобного рода уникальных фонограмм под вопросом. Из того, что хотелось бы выпустить в будущем из опер лично мне - "Добрыня Никитич" Гречанинова (с прекрасным баритоном Владимиром Захаровым в заглавной партии, дир. В. Смирнов), "Ямщики на подставе" Е. Фомина (с А. Орфеновым), "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (с А. Орфеновым, А. Клещевой, К. Поляевым), "Дубровский" Э. Направника (с С. Лемешевым), детская опера Ц. Кюи "Кот в сапогах" (с Г. Виноградовым), "Князь Игорь" (с К. Держинской, 36-38 гг., дир. Л. Штейнберг). Это только малая часть из того, что уже готово и ожидает своей участи.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Самое удивительное для меня то, что у Гаука больше нет оперных записей

Да, поразительно ! И вдруг такой шедевр !
Словно бы какой-то большой кусок из громадного репертуара случайно вывалился, а всё остальное просто не было записано. Эта ситуация мне напоминает историю с записями других артистов, например, Фаины Петровой, которая почти ничего не записала, или Якова Флиера, от репертуара которого тоже остались в грамзаписи отдельные куски. Но даже по этим почти случайным вырезкам можно понять, каков был размах деятельности, каков был их исполнительский класс !
Когда слушаешь оперу с Петровой или сонату Бетховена с Флиером, то сразу ясно, что они могли бы записать на порядок больше !
Вот такое же впечатление у меня и от этой единственной оперной записи Гаука: у меня просто все представления о нём как о дирижёре перевернулись, потому что я понял, каков был его подлинный класс и размах, какова глубина понимания исполняемого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 198
Кстати в 2009, в издательстве Классика 21 вышла книга воспоминаний Пауля Хауга.
Сына Александра Васильевича Гаука, где он приводит довольно много очень интересных моментов.
Особенно замечательными  получились образы Льва Николаевича Оборина и Святослава Николаевича Кнушевицкого.
Том получился объемом более 700 страниц.
Читать - очень интересно, поскольку атмосфера передана очень здорово!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати в 2009, в издательстве Классика 21 вышла книга воспоминаний Пауля Хауга.
Сына Александра Васильевича Гаука
Том получился объемом более 700 страниц.
Читать - очень интересно, поскольку атмосфера передана очень здорово!

Ой, как интересно.
А где же она продавалась ? Почему-то я даже не встречал её нигде в продаже ...

А вот, нашёл:

http://www.classica21.ru/books/music/885

Вот поток, посвящённый дирижёру А.Гауку:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5609.0
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2011, 22:30:42 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Кащей" Римского-Корсакова
« Ответ #64 : Май 14, 2012, 14:42:11 »
Разыскал очень милую запись времён заката "золотой эпохи" Большого театра:

http://intoclassics.net/news/2012-03-19-4557

"Кащей Бессмертный", опера (осенняя сказочка) в трёх картинах (1902)
Либретто композитора по сценарию Е. Петровского

1. Картина 1: Принцесса и Кащей 9:12
2. Принцесса, Кащей и Буря-богатырь 4:08
3. Ариозо Кащея 3:22
4. Хор Метель 8:38
5. Картина 2: Ариозо и песня Кащеевны 6:32
6. Сцена и ариетта Ивана Королевича 6:44
7. Дуэт Кащеевны и Ивана Королевича 4:00
8. Кащеевна, Иван Королевич и Буря-Богатырь 5:02
9. Картина 3: Колыбельная Ппринцессы 3:36
10. Дуэт Принцессы и Ивана Королевича 2:48
11. Кащеевна, Принцесса, Иван Королевич и Кащей 9:06
12. Финальный хор 1:59

Действующие лица и исполнители:

Кащей Бессмертный - Александр Архипов, тенор
Царевна Ненаглядная Краса - Ирина Журина, сопрано
Буря-богатырь - Владимир Маторин, бас
Кащеевна - Нина Терентьева, меццо-сопрано
Иван-королевич - Владислав Верестников, баритон

Хоровая капелла им. А.Юрлова. Хормейстер: Станислав Гусев

Оркестр Большого Театра

Дирижер - Андрей Чистяков

декабрь 1991г.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
В "Аквариусе" завершается подготовка уникального издания - оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" в концертной версии С.А. Самосуда. Запись по трансляции 1955 г.

Это самая первая из всех известных записей "Китежа". Опера была исполнена силами солистов Всесоюзного радио и Большого театра и стала важной вехой в истории постановок этой оперы. Однако до сих пор эта запись ещё не публиковалась и остаётся никому не известной. Не указана она и в списке записей Самосуда в книге о нём, хотя в самой книге имеются воспоминания Н.П. Рождественской и В.Л. Сухаревской (редактора Всесоюзного радио, дочери Е. Бекман-Щербины) о работе Самосуда над постановкой "Китежа" на радио. Гораздо более известна студийная запись п/у В.В. Небольсина, хотя именно Самосуд был главным вдохновителем и музыкальным руководителем этого исполнения. На мой взгляд, живое исполнение п/у Самосуда гораздо интереснее студийного, хотя, конечно, никоим образом не может его заменить, поскольку в студийной записи были восстановлены все купюры концертного исполнения.

В записи под управлением С.А. Самосуда принимают участие солисты, которых мы уже знаем по студийной версии - Н.П. Рождественская, Д.Ф. Тархов, В.В. Ивановский, но есть и отличия. Партию князя Юрия исполняет молодой А.Ф. Ведерников, партию темника Бурундая очень сочно поёт С.А. Красовский, в партии Медведчика занят Павел Понтрягин. Но главное - это общее вдохновение, с которым играет оркестр п/у С. Самосуда, и пение всех солистов, которые словно истосковались по этому великому произведению. Как вспоминала Наталия Петровна Рождественская, на репетициях помногу раз повторяли сцену Февронии только, чтобы просто "понаслаждаться музыкой".

Историческое значение этого исполнения трудно переоценить. В течение многих лет именно концертная запись "Китежа" звучала по радио. В 1956 г. в Москву привезли латвийскую постановку "Китежа" с Ж. Гейне-Вагнер и Артуром Фринбергом в главных партиях (кстати, запись этого спектакля тоже сохранилась), потом была сделана студийная запись, после чего "Китеж" был поставлен в Большом театре. Выпуская в свет запись п/у С.А. Самосуда, мы, тем самым, восстанавливаем историческую справедливость - ведь именно Самосуду принадлежит решающая роль в возрождении интереса к "Китежу".

Примерное время выхода альбома - июнь.
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Запись Самосуда - это, конечно, удивительная находка. Просто счастье, что она сохранилась, а ведь судьба её могла быть иной. Особенно с учётом наличия других записей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
На следующей неделе эта уникальная запись уже выходит свет:


http://aquarius-classic.ru/album?aid=289&tid=3

Князь Юрий Всеволодович . . . . . . . . . АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ
Княжич Всеволод Юрьевич . . . . . . . . ВЛАДИМИР ИВАНОВСКИЙ
Феврония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .НАТАЛЬЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
Гришка Кутерьма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ДМИТРИЙ ТАРХОВ
Федор Поярок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ИЛЬЯ БОГДАНОВ
Отрок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .ЛИДИЯ МЕЛЬНИКОВА
Гусляр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . БОРИС ДОБРИН
Медведчик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПАВЕЛ ПОНТРЯГИН
Бедяй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕОНИД КТИТОРОВ
Бурундай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СЕРГЕЙ КРАСОВСКИЙ
Алконост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .НИНА КУЛАГИНА

Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер - Самуил Самосуд
Запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории 19 января 1955 г.
Текст читает Борис Плотников

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Партию Сирина кто исполняет?
спасибо

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
также и другие исполнители, не указанные в релизе, известны (лучшие люди и т.д.)?
спасибо

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
Партии Сирина в концертной версии Самосуда нет. Опера заканчивается смертью Февронии в лесу. Сцена с лучшими людьми тоже была купирована. Гришка сразу набрасывается на Февронию. )

Кстати, в связи с этим, надо отметить, что в отличие от нынешнего времени, когда любому дозволяется корёжить классические оперы на свой лад, в те годы купюры, которым подверглись наиболее сакральные сцены "Китежа", а также изменённые реплики, намекающие на церковное содержание, были восприняты критиками и худ. советом крайне отрицательно. Не случайно сразу же было решено произвести студийную запись с раскрытыми купюрами и восстановленным оригинальным текстом. Что и было сделано в 1956 году.
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2013, 14:15:19 от Максим »

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Спасибо.
Выпуск трех последних дисков настоящий праздник. С нетерпением жду!

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Но все-таки несмотря на принятое решение и в записи Небольсина есть купюры, и текст на религиозный мотив по-максимуму заменен

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
Вполне возможно, давно не переслушивал студийную запись. Обо всей этой истории можно прочитать в воспоминаниях В. Л. Сухаревской, фрагменты из них приведены в буклете. Лично мне больше понравилось живое исполнение. Такое ощущение, что исполнители изо всех сил стараются сказать публике - смотрите, какое сокровище мы вам показываем. Тогда ведь ещё не было известно, что будет студийная запись, постановка в Большом, гастроли Латвийской оперы с Гейне-Вагнер и Артуром Фринбергом (вот бы и эту запись когда-нибудь выпустить...). Поэтому исполняли как будто в первый и последний раз. Но это моё сугубо личное ощущение. Интересно будет узнать о впечатлениях от этой записи, само неожиданное появление которой можно считать чудом. Вообще, Самосуд - это настолько огромная фигура в нашем оперном искусстве, которую ещё предстоит оценить, поскольку примерно треть, если не половина его оперных постановок до сих пор не издана.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
например, что с Самосудом еще не выпущено?
спасибо