Автор Тема: Выступления капеллы В.Полянского  (Прочитано 62579 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Trovatore

  • Гость
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #50 : Март 21, 2008, 21:36:26 »
Но смотря кто напишет - если где-нибудь за рубежом, то он ведь может и газ навеки отключить :))

А вот и сюжет нарисовывается  :) Под музыку в стиле кавтины Фигаро герой мечется от вентиля к вентилю  :D

Оффлайн Boyarin

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #51 : Март 22, 2008, 17:17:12 »
Хватит политики. Лучше расскажите о исполнителях. В Киеве, в Нац. опере "Мазепа" поставлена Д. Гнатюком. Идея оперы: Мазепа - герой, борец за независимость державы, целует жовто-блакитний флаг Независимой Украины ( Р. Майборода, И. Пономаренко). Кочубей - доносчик ( Т.Штонда,  Магера, Шопша), партия графа Орлика разделена на Палача ( сцена пытки Кочубея) и самого Орлика (битва и побег Мазепы). Мария (С.Добронравова, О.Дикая, Ганина) и Любовь (Л.Юрченко, А.Позняк) яркие женские персонажи.В опере много массовых сцен. Прекрасно звучит хор (Л.Венедиктов). Опера поставлена удачно, всегда аншлаг, но идет редко.

Trovatore

  • Гость
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #52 : Март 23, 2008, 02:53:05 »
Хватит политики. Лучше расскажите о исполнителях. В Киеве, в Нац. опере "Мазепа" поставлена Д. Гнатюком. Идея оперы: Мазепа - герой, борец за независимость державы, целует жовто-блакитний флаг Независимой Украины

Говорите "хватит", а сами... Идея оперы вообще не в этом. Что в Киеве, что в Москве. И целование Мазепой сине-желтого флага (именно так звучит цветовая харакеристика флага, и именно так он выглядит, и именно так записано в Конституции, а не какой-то выдуманный "жовто-блакитний") можно отнести всего лишь к очередным режисерским ляпам Дмитрия Михайловича, ведь тогда такого флага не было, и у козаков был малиновый флаг. А как воспринимать Мазепу в политическом плане, дело каждого. Пушкин считал одно, а его кумир другое. Лично я воспримаю его, как человека попытавшегося, хоть и неудачно, совершить дальнейшие планы Богдана Хмельницкого.

Оффлайн Boyarin

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #53 : Март 23, 2008, 11:58:31 »
 Интересно, что в Мариинке "Мазепа" поставлена Молостовой - лучшим режиссером Киевской Нац. Оперы, которая прежде всего опиралась на музыку гениального Чайковского.Трогательные любовные сцены, правдивые народные персонажи. Занимательно, что один из исполнителей Андрея - украинец В. Луцюк.

Оффлайн Чацкий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 54
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #54 : Март 23, 2008, 15:30:39 »
Интересно, что в Мариинке "Мазепа" поставлена Молостовой - лучшим режиссером Киевской Нац. Оперы, которая прежде всего опиралась на музыку гениального Чайковского.Трогательные любовные сцены, правдивые народные персонажи. Занимательно, что один из исполнителей Андрея - украинец В. Луцюк.

а что здесь такого примечательно-занимательного? Опера-то как ни крути про украинцев. Можно по-разному трактовать, кто там плохой, кто там хороший, но в любом случае и Мазепа, и Кочубей, и Орлик, и Искра, и даже Матрена - все украинцы. Ничего антиукраинского ни в опере ни у Пушкина нет. Конечно Чайковский вслед за Пушкиным придерживается определенной позиции и речь может идти только о том, следуют ли постановщики этой версии. Можно подумать, что все поголовно современные украинцы придерживаются одних и тех же взглядов на союз с Россией, а вся Россия думает обязательно иначе. Досадное разделение общества, но авторы-то предлагают вниманию именно одну точку зрения и в соответствии с нею выстроены характеры. Причем далеко не только двух главных политических соперников. Например, какая коллизия стоит перед Марией? Пример это жертвенной любви или просто исторический предшественник Павлика Морозова? А вся сцена казни, появление пьяного казака и реакция на него? Очень трудно увязать все детали в логично выстроенном сочинении, если новая концепция не принуждает подтягивать их за уши.

PS: Поскольку тема о конкретном концертном исполнении, то хотелось бы чуть больше почитать об исполнителях.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #55 : Апрель 01, 2008, 14:42:06 »
Вчера (31.03.2008, БЗК) состоялся концерт капеллы В.Полянского - в программе:

Скрябин.
2-я симфония

Шимановский.
Симфония-концерт для ф-п с оркестром
Stabat Mater.

Скрябин прозвучал, что называется, "в лучших традициях" - но на мой взгляд, струнные слишком заслоняли звучностью все остальные оркестровые группы, даже медные духовые, что для Скрябина было довольно странно ! Ведь труба уже во 2-й симфонии превращается у него в "культовый" инструмент. Было полное ощущение, что если убрать если не половину, то треть струнных, особенно виолончелей и контрабасов, то звучание от этого только выиграло бы - сделалось бы более контрастным и управляемым, а струнные в целом - более подвижными. Вчера же в этом "море струнных" иной раз тонуло всё остальное.

В Симфонии-концерте Шимановского солировала дочь В.Полянского - по совместительству, один из концертмейстеров оркестра.
Играла хорошо: это сочинение весьма далеко от "идеалов романтики", а тем более, классики - всё же 20-й век ! - но в стилевом отношении и несмотря на некоторые почти неминуемые концертные издержки, пианистка справилась со своей задачей.

В Stabat Mater Шимановского я (наконец-то !) услышал, как солисты должны возвышаться над оркестром !
Ей-богу, за последний год, слушая различных солистов и различные коллективы, я уже почти "привык" к тому, что солисты даже в форсированных моментах поют, как умирающая Мими или застрелившийся Герман - чуть ли не на каждом концерте с участием вокалистов я с раздражением наблюдал, что они не могут пробить оркестр. И вот вчера, слава богу, я наконец услышал хороший баланс солистов и оркестра ! В этом, конечно, была большая заслуга дирижёра, да и оркестр в этом произведении подразумевается не слишком большой, но и солисты, и хор были на высоте.

Вообще, я бы не сказал, что в этом концерте звучали чересчур популярные произведения - лично я вообще не помню, чтобы хоть когда-то ВЖИВУЮ слышал Симфонию-концерт Шимановского. В записи - сколько угодно, начиная с Арт.Рубинштейна, лично знакомого с самим Шимановским, но в концертах - никогда.
2-ю симфонию Cкрябина тоже не назовёшь "популярной", так что дирижёра и коллектив надо поблагодарить за то, что они вытащили отличные произведения и предоставили их всеобщему вниманию.
Для контраста хочу отметить, что в КЗЧ вчера давали до смерти заигранные "Рапсодию" Рахманинова и 5-ю Симфонию Чайковского. Я очень люблю оба эти произведения, но так и хочется спросить, "ну сколько же можно, господа ??"
Что касается вчерашнего концерта в БЗК, то несмотря на его насыщенность разноплановыми музыкальными событиями (и крупная симфония, и концерт, и Stabat Mater), всё было сыграно и спето на высоком профессиональном уровне, сбалансированно и стилистически выдержанно. Я лично слушал с удовольствием.

P.S. Некоторые материалы по теме имеются здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=697.msg10156#msg10156
« Последнее редактирование: Апрель 02, 2008, 13:31:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #56 : Июнь 11, 2008, 21:30:53 »
Только что побывал на 1-м отделении концерта Капеллы Полянского.
Прозвучали Концерты Бортнянского для хоров a capella.
Доп. материалы здесь.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg13556#msg13556

Получив европейское музыкальное образование, Бортнянский творил на стыке нескольких культур, что определило уникальные свойства его композиций.
Его духовными Концертами для хоров a capella восторгался П.И.Чайковский, под редакцией которого эти произведения были изданы в 80-х годах 19-го века.
Если перейти, собственно, к обсуждению исполнения этих хоров Капеллой Полянского, то, наверное, специалисты могли бы указать на мелкие недостатки дикции, на слишком звучное исполнение шипящих согласных, всегда приобретающее "кумулятивный" эффект при исполнении большими вокальными коллективами, но с другой стороны, можно указать на точность интонирования, красоту тембра, тонкое ощущение стиля, скоординированность хоровых групп.
Под сводами БЗК, с учётом "божественной" акустики этого легендарного зала, хоры всегда звучали чудесно, поэтому и реакция публики была соответствующей: дирижёру аплодировали трижды, а потом, не удовлетворившись этим, аплодировали уходящему хору.
На 2-е отделение, где в данный момент исполняется 4-я симфония Чайковского, в силу целого ряда причин я не остался, но 1-е отделение произвело самое благоприятное впечатление.
« Последнее редактирование: Июнь 15, 2008, 14:08:45 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #57 : Октябрь 15, 2008, 10:19:16 »
Вчера (14.10.2008) в БЗК под управлением Полянского состоялось концертное исполнение оперы Чайковского "Черевички".
Кое-какие материалы имеются вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg16247#msg16247

Если кто был на спектакле, прошу изложить свои впечатления.
Со своей стороны ещё раз хочу отметить, что подобные исполнения с костюмами и с элементами сценического минимализма меня в плане восприятия оперы устраивают гораздо больше, чем навороченные постановки :)) Правда, жаль, что не нашли черевичек для этого представления - а жаль, было бы очень уместно: мне лично очень хотелось, чтобы они появились на сцене в руках персонажей как главный образ этой оперы :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Waldemar

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 13
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #58 : Октябрь 16, 2008, 20:11:29 »
Правда, жаль, что не нашли черевичек для этого представления - а жаль, было бы очень уместно: мне лично очень хотелось, чтобы они появились на сцене в руках персонажей как главный образ этой оперы :)
Так нужны же, "такие, как сама царица носит" - где ж их взять?   ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #59 : Октябрь 16, 2008, 20:37:30 »
Так нужны же, "такие, как сама царица носит" - где ж их взять?   ;D
:)
Мы из зала не разглядели бы !
Но это всё же было бы лучше, чем главному герою руками-то в воздухе разводить - всё же черевички символ оперы.
Уверен, что публика осталась бы довольна :))
Кстати, подобные детали (?) в таком минималистском сценическом показе произвели бы впечатление ничуть не меньшее, чем использованные певцами костюмы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Waldemar

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 13
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #60 : Октябрь 16, 2008, 21:05:14 »
Да, я с Вами полностью согласен! Действительно очень важная деталь!

Оффлайн Чацкий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 54
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #61 : Октябрь 17, 2008, 17:29:11 »
Концерты Бортнянского для хоров a capella.

Его духовными Концертами для хоров a capella восторгался П.И.Чайковский, под редакцией которого эти произведения были изданы в 80-х годах 19-го века.

Чайковский из переписки с Юргенсоном:
Цитировать
„Добрые 7/10 полного собрания составляют концерты, то есть самый плоский набор общих мест, никогда и нигде в церквах не исполняемых и лишь раз в год попадающих в программу духовного концерта.“

"Бортнянский был талант второстепенный, неспособный пролагать новые хотя бы тропинки. Он был музыкант отличный и превосходно владевший техникой и потому, если  ты и не оказываешь искусству большой услуги, издавая его полное собрание, то и постыдного ничего не делаешь... в его творениях все гладко, чисто, мило, но однообразно, как степь Херсонской губернии".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #62 : Октябрь 17, 2008, 19:59:02 »
Чайковский из переписки с Юргенсоном:
Цитировать
„Добрые 7/10 полного собрания составляют концерты, то есть самый плоский набор общих мест, никогда и нигде в церквах не исполняемых и лишь раз в год попадающих в программу духовного концерта.“

"Бортнянский был талант второстепенный, неспособный пролагать новые хотя бы тропинки. Он был музыкант отличный и превосходно владевший техникой и потому, если  ты и не оказываешь искусству большой услуги, издавая его полное собрание, то и постыдного ничего не делаешь... в его творениях все гладко, чисто, мило, но однообразно, как степь Херсонской губернии".
:))))))
Ну вы бы ещё привели его отклики о Вагнере и Брамсе, влияние которых он, несомненно, испытал, а потому особенно люто их ненавидел ИМЕННО ЗА ЭТО :))
А если говорить о Бортнянском, то, конечно, у Петра Ильича, да ещё в письме к его издателю, не нашлось других слов по отношению к его коллеге по цеху, зато правда состоит всё же в том, что он эту работу проделал, а пока он её делал - восторгался :)) Другое дело, что по её окончании редактируемая музыка набила ему оскомину, так, простите, объесться можно даже Шопеном и Бахом. Чайковский был личностью ранимой, нервической: он даже собственными произведениями тяготился и ужасно мучился, когда их надо было переделывать и редактировать и т.п., а потому даже собственные опусы начинал ненавидеть :)) Так что в истории с Бортнянским я более склонен доверять его непосредственной реакции, нежели реакции пресытившегося человека :)
Ничего личного.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Чацкий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 54
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #63 : Октябрь 17, 2008, 20:23:52 »
первая цитата относится к периоду, когда обсуждалась сама идея издания и пресытиться еще Чайковский не успел. в более полном виде этот текст выглядит так:
Цитировать
добрые 7/10 полного собрания составляют концерты, то есть самый плоский набор общих мест, никогда и нигде в церквах не исполняемых и лишь раз в год попадающих в программу духовного концерта.

Те из сочинений Бортнянского, в которых действительно есть потребность и которые везде поются, составляют небольшое число пьес, наперечет мне известных.

Положим, ты издашь их, а также два-три самых лучших концерта, и тогда получится вещь действительно нужная, и я ручаюсь тебе за то, что моя редакция выжмет из Бортнянского все годное и отбросит все негодное и не имеющее никакой будущности

Юргенсон же настоял на полном издании

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #64 : Октябрь 17, 2008, 20:37:06 »
Юргенсон же настоял на полном издании
:)))
Ну значит он увидел, что Пётр Ильич испытывает творческую ревность :))

Кстати, у Капеллы Полянского имеется свой сайт:

http://www.gaskros.ru/concerts/
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2008, 01:08:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #65 : Декабрь 05, 2008, 01:08:56 »
Кстати, у Капеллы Полянского имеется свой сайт:

http://www.gaskros.ru/concerts/
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн светлая голова

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #66 : Январь 22, 2009, 12:40:18 »
27 января 2009 года в БЗК капелла исполнит оперу "Евгений Онегин".
Участвуют А.Пегова, М.Пастер, А.Батуркин, А.Киселёв, В.Смольникова,
Л.Кузнецова, Л.Костюк, О.Долгов, А.Мочалов, А.Богомолов.
Дирижёр - В.Полянский.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #67 : Март 07, 2009, 22:42:08 »
Исполнение "Онегина" было не очень удачным - больше всего претензий к главным героям: их почти не было слышно, да и сам вокал был маловыразительным. Я ушёл после 1-го отделения.

Зато вот любопытное сообщение - как раз в связи с выступлением Полянского:

ВНИМАНИЕ! Я все-таки увидела вот такое сообщение на сайте КЗЧ:
http://www.meloman.ru/?id=32

 Ближайшее on-line вещание из Концертного зала им. П.И.Чайковского (тестовые трансляции)
20 марта /Пятница/ 19.00 мск.
М.П.Мусоргский: «Сорочинская ярмарка»
Симфоническая капелла России, дирижер В.Полянский

Для участия в тестовой трансляции пришлите, пожалуйста, заявку на адрес
test@meloman.ru.

Можно выслать заявку и попробовать подключиться :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #68 : Май 03, 2011, 12:41:57 »
Концертный зал Чайковского
05 05 2011 / четверг /
19.00

«Шедевры бельканто». ГАСК России и Валерий Полянский
Абонемент: No. 25 Из сокровищницы мировой классики (4 концерта)

Исполнители:

Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер Валерий Полянский

Дирижер – Валерий Полянский

Солисты:
Елена Евсеева (сопрано)
Ирина Долженко (меццо-сопрано)
Максим Пастер (тенор)
Михаил Дьяков (баритон)
Людмила Кузнецова (меццо-сопрано)
Олег Долгов (тенор)
Александр Киселёв (бас)
Сергей Топтыгин (бас-баритон)
Татьяна Федотова (сопрано)
Максим Сажин (тенор)
Андрей Антонов (бас)

В программе:

Вокальные и симфонические фрагменты из опер Россини, Доницетти, Беллини, Верди
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #69 : Май 09, 2011, 14:58:18 »
26 мая 2011 г.
четверг
19.00
Концерт абонемента «Модная опера»

Дж.ВЕРДИ. Опера «ДОН КАРЛОС»
концертное исполнение
Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и дирижер – Валерий ПОЛЯНСКИЙ
 
Светлановский зал

----------------------------
Уважаемые зрители!
В программе абонемента произошли изменения: заявленная ранее опера «Набукко» заменена на оперу «Дон Карлос».
Справки по тел. (495) 730-10-11.
Приносим извинения за доставленные неудобства.
Администрация ММДМ.

-------------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #70 : Сентябрь 22, 2011, 22:10:00 »
02.10.2011
Большой зал консерватории (Москва)

К 20–летию Капеллы России и к 40–летию Хора Капеллы России

Исполнители:

Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский

Дирижёр – Валерий Полянский

В программе:

Танеев (к 155-летию со дня рождения)
Четыре хора а саppella из цикла 12 хоров на слова Я. Полонского
«Иоанн Дамаскин» - кантата для хора и оркестра на слова А.К. Толстого

Скрябин (к 140-летию со дня рождения)
Симфония № 3 («Божественная поэма»)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #71 : Октябрь 02, 2011, 21:55:45 »
02.10.2011
Большой зал консерватории (Москва)

Дирижёр – Валерий Полянский

Танеев (к 155-летию со дня рождения)
Четыре хора а саppella из цикла 12 хоров на слова Я. Полонского
«Иоанн Дамаскин» - кантата для хора и оркестра на слова А.К. Толстого

Симфония № 3 («Божественная поэма»)

Я побывал сегодня на этом концерте - если ещё кто из наших читателей побывал там, прошу изложить свои впечатления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #72 : Октябрь 03, 2011, 15:25:39 »
Концерт Капеллы 02-10-2011 был довольно интересным:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5132.msg65594#msg65594

Поскольку отмечался юбилей хора, когда-то бывшего самостоятельной единицей (хоровой капеллой), первым номером программы были исполнены 5 хоров Танеева (из 12 хоров), а затем кантата "Иоанн Дамаскин".
3-я симфония Скрябина была дана во 2-м отделении. При её исполнении Полянский пошёл по пути максимально возможно детальной подачи партитуры. Я сам для себя никогда не мог решить, какой стиль исполнения оркестровых вещей Скрябина мне больше по душе: с уклоном в стихийно-романтический или с тенденцией к сдержанно-академическому. Казалось бы, как может идти речь об академизме применительно к Скрябину ? И тем не менее, громадное количество деталей, которыми насыщены партитуры всех его зрелых симфонических произведений (начиная со 2-й симфонии), подталкивает к тому, чтобы показать как можно больше партитурных богатств в реальном звучании.
Всю жизнь слушая скрябинские симфонические вещи, я давно пришёл к выводу, что при их исполнении неминуем жестокий компромисс: если недодать романтической горячности, то это будет не Скрябин; но если пренебречь обилием деталей и утопить их в оркестровой массе, то это тоже будет не Скрябин ! А одно с другим, как известно, находится в жёстком противоречии !
Этот тезис можно продемонстрировать на примерах скрябинских исполнений, допустим, Голованова и Светланова. Голованов, на мой взгляд - непревзойдённый толкователь Скрябина ! Ему была внятна скрябинская стихийность - все эти оркестровые обвалы, шквалы, смерчи, экстазы и восклицания нашли в нём самый живой оклик. И всё же, если вслушаться в ткань звучания 3-й симфонии Скрябина под его управлением, то можно прийти к выводу, что Голованов более склонялся в сторону стихийности, во многих случаях жертвуя членораздельностью (быть может, и правильно ?), в результате чего звучание полифонических слоёв многих моментов его исполнения невозможно дифференцировать - настолько монолитна оркестровая масса !
С другой стороны, Светланов пошёл по пути бОльшей дифференциации оркестровой фактуры, но пожертвовал стихийностью: в его исполнении 3-я симфония Скрябина выглядит едва ли не академичной ! На мой взгляд, это другая крайность.
Но самое главное, что у Голованова скрябинская партитура выглядит очень яркой, броской, кульминации его блестящи, эффектны, рубато чрезвычайно развито, оркестровая масса очень пластична; а у Светланова та же партитура выглядит облагороженно-нейтральной, темпы его более ровны, оркестровая масса более прозрачна, но более инертна.
Полянский своим исполнением попытался найти свой компромисс: темпы 1-й части существенно замедленные, что позволяет ему внятно озвучить разные слои партитуры и рассмотреть многие детали звучания; поначалу это слушается с интересом, но при таких темпах уходит скрябинская стремительность, исчезает порывистость. Кроме того, оркестровые контрасты были существенно сглажены - даже самая 1-я императивная тема, которой симфония открывается, которая по сути своей является типичной скрябинской "темой самоутверждения" и которая должна ОШЕЛОМЛЯТЬ, потрясать при своём появлении раскатистым тембром и мощью, у Полянского прозвучала почти академически успокоенно (это особенно ясно на фоне форсированного "выдувания меди" у Голованова). 2-я часть, напротив, была подана в значительно более подвижных темпах, нежели это обычно практикуется, в результате чего именно она, как мне представляется, наполнилась скрябинскими томлениям и порывами и выглядела адекватнее остальных частей в стилевом плане; 3-я часть была неплоха, но и в ней мне не хватало какой-то одержимости, порывистости, хотя полёт в ней был, но тоже какой-то очень спокойный ! :)
В общем, я убедился ещё раз, что исполнять Скрябина - задача очень сложная, причём, не столько в чисто техническом отношении, сколько в плане понимания стиля и ощущения его возможностей.

Но хоры и кантата Танеева были хороши ! Да и Скрябина я тоже прослушал с интересом, потому что любое исполнение 3-й симфонии - это всегда праздник. Как немного парадоксально (но по сути верно) высказывался по схожему поводу С.Е.Фейнберг, оркестровое произведение интересно само по себе, самим своим звучанием, своей "материей", независимо от того, кто и как его интерпретирует ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #73 : Октябрь 03, 2011, 18:36:53 »
Тоже послушала, спасибо! 3 симфония показалась мне уж очень спокойной и умиротворённой :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Выступления капеллы В.Полянского
« Ответ #74 : Октябрь 03, 2011, 20:31:10 »
Тоже послушала, спасибо! 3 симфония показалась мне уж очень спокойной и умиротворённой :))

Слишком умиротворённой: почти никаких контрастов в 1-й части - только и было "удовольствия", что от "грозного обвала" в начале разработки. И даже скАчки в конце этой части не были убедительны - так, небольшое колыхание, никакого порыва и экстаза.
Исполнение близко к тому, чтобы именоваться "академическим".
« Последнее редактирование: Октябрь 03, 2011, 20:54:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица