Автор Тема: о ком и о чём только не пишут нынче оперы, прости господи ......  (Прочитано 21319 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Иногда люди риторическиспрашивают: а почему у нас нет новых хороших опер?

Да есть же, есть. Только их либо не ставят вообще, либо ставят строго дозированно. Один, два, три спектакля - и всё. Где-нибудь на малой сцене (но спасибо МАМТ и за это!), или вообще на "выселках" - на Винзаводе, в центре Мейерхольда, и т.д.

Я ходила с сыном, который учится на продюсера. Ему тоже очень понравилось, однако, узнав про всего три показа, он удивился: "Так это же не окупится!". Разумеется, не окупится. Вообще-то опера - искусство неокупаемое в строго материальном смысле, если только не превращать ее в индустрию успеха наподобие попсы, устраивая концерты энного количества теноров на стадионе. Опера - это очень дорого, потому что дёшево хорошо не бывает, особенно в этом жанре. Но опера окупает себя в исторической перспективе. Она способна консолидировать нацию (так было в 19 веке, в частности, в Италии), она способна аккумулировать и выражать самые болевые проблемы современности (всегда, в любую эпоху, от "Представления о душе и теле" Кавальери до... хотя бы до опер Ноно, Берио, Штокхаузена, Шаррино, Тарнопольского), она способна нести тот самый свет, которого так не хватает жителям нашей пещеры.

Ряд современных композиторов тут назван мною не случайно. Его можно дополнить другими именами (скажем, оперы о Франциске  Ассизском есть у Оливье Мессиана и у Сергея Невского, но это совершенно разные вещи, хотя обе - о новом понимании святости).

Общее, что, на мой взгляд, объединяет всех создателей современного музыкального театра - это возвращение оперы к ее корням, к философской и символической основе dramma per musica, поскольку эта ниша - единственная, откуда оперу неспособны вытеснить ее милые родственники - драматический театр и кино. Правда, в 20 веке появились также артхаусные фильмы и спектакли, в которых не рассказывается некая "история" (допустим, про то, как Джон/Иван любит Мери/Марию, или про то, как некий герой расправился со всеми своими врагами). Но всё-таки от кинофильма или спектакля зритель ожидает некоего связного повествования, чтобы сопереживать персонажам и прожить с ними кусок жизни, выдуманной или реальной. В опере примерно эта же концепция господствовала примерно со второй половины 17 века до первой половины 20. Но в современной опере это уже давно не так. Бывают оперы и без сюжета, и без конкретных героев, и даже, как мы могли убедиться, написанные по мотивам философских и эстетических трактатов. И, как выясняется, следить за перипетиями развития абстрактных идей ничуть не менее интересно, чем за судьбами пары влюбленных или униженных и оскорбленных. Все эти идеи, пропущенные через нашу психику и выраженные посредством музыки и других искусств, оказываются отражением той истины, ослепительный свет которой выдержать нам не под силу.

Полностью:
http://cleofide.livejournal.com/896785.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Минимум о минимализме

Майя Шварцман, 29.03.2015 в 18:11

http://www.belcanto.ru/15032901.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
На сцене английского театра поставят оперу в память 11 сентября

10 апреля 2015 г., 16:38

Постановка «Между двумя мирами» посвящена последним часам жизни жертв трагедии.

http://365mag.ru/culture/na-stsene-anglijskogo-teatra-postavyat-operu-v-pamyat-11-sentyabrya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Группа "Несчастный случай" пишет башкирскую оперу "Акбузат"

http://www.filternews.ru/newsid36376.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Опера "Горбатая гора" в Аахене: небольшой фотоотчет

http://elizabetti.livejournal.com/689765.html#comments
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
"Введение
В опере всё построено на блефе, и потому вносить свою лепту в общее дело следует очень взвешенно и осторожно.

http://afishy.narod.ru/theatres/voa/teapot.html

Оч весело. Спасибо.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
В 2017 году мир увидит оперу о Стиве Джобсе

Опера будет поставлена на сцене театра Санта-Фе и будет носить название «(Р)эволюция Стива Джобса».

http://mir24.tv/news/world/13078637

********************************************************************************************

Опера, посвященная руководителю Apple Стиву Джобсу

Уже в сентябре планируется начать работу над оперой.

Постановкой оперы будет заниматься Кевин Ньюбери (Kevin Newbury) при непосредственном участии консерватории Сан-Франциско и Калифорнийского университета в Беркли.  Музыкальная часть — Майкл Кристи (Michael Christie).

http://www.intermonitor.ru/opera-posvyashhennaya-rukovoditelyu-apple-stivu-dzhobsu/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
В 2017 году мир увидит оперу о Стиве Джобсе
Опера будет поставлена на сцене театра Санта-Фе и будет носить название «(Р)эволюция Стива Джобса».
Помню, в90-е по ТВ показывали сериал про обезьянок; они там ещё на гитарах играли, а группа их называлась "Эволюция-революция"...
Что-то навеяло...  ;D
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
ПЕНСИОНЕРКЕ, ИСПОРТИВШЕЙ ФРЕСКУ С ИИСУСОМ, ПОСВЯТЯТ ОПЕРУ

ИСТОРИЯ О ПЕНСИОНЕРКЕ СЕСИЛИИ ХИМЕНЕС, КОТОРАЯ ИСПОРТИЛА ЦЕННУЮ ФРЕСКУ С ИИСУСОМ, ВДОХНОВИЛА АМЕРИКАНЦЕВ НА СОЗДАНИЕ ОПЕРЫ.

Оперу, получившую название «Behold the Man», уже репетируют. Опера расскажет о том, как набожная женщина с ее благими намерениями из оригинальной фрески Элиаса Гарсиа Мартинеса сделала нечто похожее на обезьяну с пятном вместо рта.

Премьера оперы состоится в Боулдере, штат Колорадо, следующей весной.

http://www.euromag.ru/spain/44052.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Опера современного венгерского классика Петера Этвеша "Золотой дракон"

Действие происходит в тайско-китайско-вьетнамском ресторане, месте встречи эмигрантской и европейской культур. Герой — молодой китаец, живущий без документов (поющая эту партию сопрано Катерина Каспер родом из Донецка, сейчас работает во Франкфуртской опере). Он мучается зубной болью, но денег на врача нет. В итоге зуб вырывают посетители, тот начинает кружиться по воздуху, попадает в тарелку с лапшой, затем в суп стюардессы-блондинки (ее партию поет баритон Хольгер Фальк), которая никак не хочет с этим зубом расстаться.

Для тех зрителей, кого не очень привлекает стоматологическая тема, одновременно с нею разворачивается история старого китайца (всего у тенора Симона Боде шесть партий) и его беременной внучки (меццо-сопрано Хедвиг Фассбендер исполняет и партию Дамы за шестьдесят), которую насилует ее друг, если, конечно, такого можно назвать другом (у тенора Ханса-Юргена Лазара еще четыре партии).

Стюардесса наконец прощается с чужим зубом.

Полностью:

Газета "Коммерсантъ" № 153 от 25.08.2015, стр. 11
http://www.kommersant.ru/doc/2795422
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Наталья Леонидовна

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 187
Вот потому и можно ходить только на концерты старой доброй классики. В консерватории еще пока не устраивают таких резких телодвижений. Пока безопасно:)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Вене готовится премьера оперы о "королевской драме" с Путиным и Ходорковским

В пятницу, 20 ноября, в венском оперном театре "Сирена" состоится премьера оперы "Ходорковский" в постановке Кристины Торнквист на музыку Периклиса Лиакакиса

В основу спектакля легла история отношений между Михаилом Ходорковским и Владимиром Путиным в период между 1989 и 2013 годами

Чтобы создать атмосферу описываемой эпохи, создатели оперы добавили в оркестр баяны, а оперных певцов смешали с артистами перфоманса. Среди действующих лиц есть как реальные, так и вымышленные персонажи

http://www.newsru.com/cinema/16nov2015/khod.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Пой, Ходорковский

Венский театр «Сирена» поставил оперу о Михаиле Ходорковском

http://m.gazeta.ru/culture/2015/11/19/a_7901861.shtml
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Барабаш

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=979075235471830&set=a.515599445152747.1073741825.100001080886512&type=3

В Вене в театре 'Сирена' прошла премьера оперы 'Ходорковский'. Смешная. Ходорковский баритоном все время советуется с мамой:

Мамуля, я хочу уйти из комсомола и основать банк!

-Мамуля, мне скучно: миллионом больше, миллионом меньше! Надоело золото! Хочу железо и ЮКОС!

Путин поет драматическим тенором, а бас-Сечин учит его всякому нехорошему. Русский народ в лице цыганимтого Ивана Ивановича в задорной черной жилетке с розами и жены Наташи в сарафане прячет водку в ковер и бесконечно жалуется на злую судьбу. Много медведей, большая матрешка с лицом Ельцина. Взял за душу хор чиновников 'Деньги валяются под ногами'... Девушка в золотом дождике, олицетворяющая золотого тельца и фортуну, сначала льнула к Ходорковскому, заглядывала в глаза, клала голову на колени, а потом сбежала к Путину.

В общем, все забавно, положительных героев нет, отрицательных - кроме Сечина - тоже. Но басам - им это по роли положено. Театрик сам маленький, актеры играют и поют хорошо, но никто никогда бы в мире о них не узнал, если бы не название спектакля.

Ходорковского они приглашали. Он отказался.

-И я могу его понять! - говорит режиссер и автор либретто Кристина Торнквист. Либретто она писала по заметкам из американских газет. Потому все и похоже на карикатуру. Такую далекую, что даже не обидную. Сказать, что спектакль веселый - вроде неуместно. Но посмеялись.

Вот здесь более полная версия этого рассказа, а также видео http://kp.ru/daily/26461.7/3331215/
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
В 2009 году, на заре моей любви к оперной музыке, я мечтал о том, чтобы написали оперу "Ракеты и люди" по одноимённой книге Бориса Чертока. Я даже начал придумывать сценарий. Хотел, чтобы Чертока пел баритон, Королёва - бас, а Глушко - тенор. И чтобы вторая ария Чертока исполнялись во время его "отсидки в двигательном отсеке ракеты Н-1", о которой он пишет в 4-м томе мемуаров. Даже представлял декорации в виде турбонасосных агрегатов на сцене любимой "Новой оперы". И мечтал, что эту оперу можно было бы поставить к 50-летию первого полёта человека в космос. Или к 100-летию Бориса Чертока (который не дожил до 100 лет два с половиной месяца). Но с весны 2011-го как-то уже перестал об этом мечтать.
Возможно, идея пришла ко мне под впечатлением от современной оперы Давида Тухманова "Царица", которую я слушал на сцене Александринского театра в Питере в июле 2009 года (и мне ещё тогда постановка очень понравилась).
Сейчас я считаю, что надо исполнять классические оперы, а не пытаться придумать что-то новое. Романсы на классические стихи писать желательно, и мне ОЧЕНЬ нравятся романсы Джулиана, но оперы всё-таки писать сейчас, на мой взгляд, не нужно.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
...но оперы всё-таки писать сейчас, на мой взгляд, не нужно.
С другой стороны, новые оперы — это единственный шанс канализировать неуёмную энергию режоперных режиссеров.
Немузыкальная музыка современных композиторов, она как будто создана для таких режиссеров: слушать ее все равно невозможно, поэтому ничего не останется, как смотреть постановку.

Оффлайн Наталья Леонидовна

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 187
А еще лучше - и не слушать, и не смотреть:::)))

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 708
Немузыкальная музыка современных композиторов
Кстати, а что сейчас мешает писать музыкальную музыку? Кто может мне открыть эту тайну - почему современная музыка такая?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Немузыкальная музыка современных композиторов
Кстати, а что сейчас мешает писать музыкальную музыку? Кто может мне открыть эту тайну - почему современная музыка такая?
Веяние времени.
Многая музыка уже написана, многие стили уже проработаны.
Музыка усложнилась, сочинять стало сложнее.
Чтобы сказать что-то новое и конгениальное творениям композиторов-монстров — нужно быть супергением.
Чтобы качественно высказаться по-старому — нужно быть выдающимся или хотя бы очень приличным стилистом.
Первое (наличие гениев) — сейчас на спаде (надеюсь, временно).
Последнее  — востребовано в кино.
Однако опера а ля «Евгений Онегин» или «Травиата» от прилежного студента консерватории композитора Тютькина сейчас вряд ли кого-то заинтересует.
Ведь и Верди, и Чайковского, и Вагнера никто пока не отменял.
А Тютькин пусть сериалы озвучивает или сочиняет для чиновников очередную ораторию про того или иного исторического деятеля. 6)

Кстати, современная музыка не обязательно немузыкальная, хотя она может быть немелодичной.
Например, опера Пуленка «Диалоги кармелиток», которую я посетил на днях в «Геликоне», написана на музыкальном языке XX века, в ней сложные гармонии, она речитативна, без ярко выраженных мелодий, но при этом музыка там — великолепна. Но это, правда, и современность уже очень условная, и композитор гениальный...

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Уже не раз писал о том, что оперу (а заодно и оперетту) в современном искусстве заменил мьюзикл. Есть ведь вполне музыкальные призведения этого рода, где музыка играет главную роль, как и в опере. Такие, как например, Призрак оперы, Кошки, Иисус Христос - суперстар и другие - от Эндрю Ллойда Уэббера. Он ведь способен написать и вполне традиционную музыку в классическом духе. Я был на московской премьере его Реквиема - которую с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского делал дирижер Дмитрий Китаенко. И даже, так получилось, сидел чуть ли не рядом с ним - и даже взял (чего обычно не делаю) у него автограф - помню как меня после этого окружающие стали спрашивать - а кто это? Дело в том, что его тогда в Москве мало кто знал.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2015, 03:06:44 от Читатель »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Уже не раз писал о том, что оперу (а заодно и оперетту) в современном искусстве заменил мьюзикл.
Пожалуй, да.
И таким образом, опера, по Вольфраму, остается чисто классическим искусством, а развитие жанра идет далее уже через мюзикл.
Всё, вопрос решен. :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
ОПЕРА «ХОДОРКОВСКИЙ»: ВОДКА, МЕДВЕДИ, ПУТИН

23 ноября 2015 года, 14:25

АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР «СИРЕНА» ПОСТАВИЛ ОПЕРУ «СИЗИФ». ВЫ СЛЫШАЛИ ОБ ЭТОМ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ? И Я НЕ СЛЫШАЛА. БОЛЕЕ ТОГО, ДАЖЕ ВЕНСКИЕ ТАКСИСТЫ НЕ МОГЛИ СРАЗУ НАЙТИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТОТ ТЕАТР. ТОЛЬКО ПО НАВИГАТОРУ.

Наталья Барабаш

Но когда небольшая труппа взялась в Вене за оперу «Ходорковский», где действующие лица - весь российский истеблишмент, включая Путина, Сечина, Абрамовича, о театре сразу написали все газеты. Все-таки большое это дело - правильно выбрать героев.

Все-таки непривычное это дело - современная опера. Даже знаменитое совещание у Путина, где Ходорковский выступил с докладом о коррупции, было старательно в ариях и речитативах воспроизведено.

Полностью: http://www.euromag.ru/euroblogs/132/45542.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
С другой стороны, новые оперы — это единственный шанс канализировать неуёмную энергию режоперных режиссеров.

Даже и не надейтесь! :D Они ни за что не согласятся этим ограничиться. На новых операх ни скандала, ни славы, ни денег не наживёшь! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 587
Der Standard: «Ходорковский» пропел всю правду Путину в лицо

В Вене поставили оперу под названием «Ходорковский», пишет Der Standard. В ней рассказана история о борьбе за власть одноименного российского олигарха и бывшего офицера КГБ Владимира Путина. Причем это сражение не просто двух честолюбивых мужчин, а противостояние политических философий, одна из которых прославляет «свободу», а другая – «безопасность», отмечает австрийское издание.

https://russian.rt.com/inotv/2015-11-28/Der-Standard-Hodorkovskij-propel-vsyu
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
(НИА "Нижний Новгород" - Татьяна Неровня)  Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина планирует выпустить три премьеры до конца 81 сезона. Об этом корреспонденту НИА "Нижний Новгород" сообщила заведующая литературно-драматургическим отделом театра Елена Третьякова.

По ее словам, 27-28 января 2016 года состоится мировая премьера оперы в двух действиях "Анна-Марина", посвящённая жизни двух знаменитых российских поэтесс Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Автор музыки - композитор Леонид Клиничев.

http://www.niann.ru/?id=485426
Che mai sento!