Автор Тема: оперы Адамса (р.1947 г.), американского минималиста  (Прочитано 3941 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
 06.03.2011
«Никсон в Китае» Джона Адамса:
философический мелодраматизм эпохи постмодерна...

http://www.operanews.ru/11030601.html



 Сегодня мы публикуем репортаж с очередной премьеры театра «Метрополитен-опера». Одна из наиболее известных американских опер с весьма интригующим сюжетом была предложена завсегдатаям Мет в конце февраля, что само по себе случается не часто: оперы американских композиторов достаточно редко ставятся на лучшей сцене Соединенных Штатов. Речь идет об опере Джона Адамса «Никсон в Китае», мировая премьера которой состоялась в 1987 году в Хьюстоне. Мет впервые обращается к этому произведению, воспроизводя на своей сцене оригинальную историческую постановку 1987 года.

Опера, повествующая об эпохальном визите Ричарда Никсона в Китай в феврале 1972 года, скорее напоминает каркас из мелодраматических монологов, прерываемых хоровыми и хореографическими инсталляциями. На медитативный лад настраивает и сама спиральная композиция бесконечно повторяющихся примитивных инструментальных пассажей, ставшая визитной карточкой американского минимализма, ярчайшим представителем которого является известный у нас в России Филипп Гласс.

Однако, произведение Адамса на стихи Алисы Гудман не вызывает ощущения слухового зуда: динамическая яркость звуковой палитры хоть и проста до непристойности, но идеально подходит в качестве «саундтрэка» к рифмованным репортажам о реальных событиях исторического визита. Сам композитор, встреченный овацией зала и блестяще проведший спектакль в качестве дирижера, отмечал, что его опера затрагивает «глубинные пласты психологии» американского народа, базирующейся на общественно-политической мифологии. «Одним из главных американских мифов является миф президента, идея президентства как таковая, - говорил Адамс, - когда в конкретном человеке, занявшем этот пост, миллионы видят некое подобие нашей коллективной души, видят проявление как ее темных, параноидальных сторон, так и светлых, идеалистических». Кстати, ощущение кинематографичной демократичности произведения весьма обманчиво: простые по форме тексты главных героев и хора на самом деле представляют собой нагромождения ассоциативных блоков: вроде бы речь о бытовых деталях, но их соположение провоцирует сознание на символические обобщения. Таковы сомнения в эффективности предстоящего визита самого Никсона, воспоминания Мао о молодости, монолог Пэт Никсон о роли первой леди страны… Стоит заметить, что после гениального романа «Осень патриарха» Габриэля Гарсия Маркеса раскрывать тему внутреннего мира людей, оказавшихся на вершине властной пирамиды, крайне сложно, но авторам «Никсона в Китае» это удаётся: мы видим внутренне живых, но поведенчески мумифицированных персонажей.

Карикатурность этого дисбаланса блестяще отражена в мизансценной структуре спектакля: пародийная пластика Мао, эмпатическая несуразность Никсона, бессмысленная претенциозность мадам Никсон и металлическая жесткость жены Мао Цзедуна проявляется не только в их взаимодействии, но и в моноэпизодах. Вообще постановка Питера Селларса на редкость статуарна, если не принимать в расчет искрометную пародийность балетного эпизода в Китайской опере (те, кто представляют себе современный китайский балет, по достоинству оценят блестящее владение материалом хореографа Марка Морриса!). Мы видим героев говорящими тосты на торжественном банкете, сидящими на кроватях в своих спальнях, рассуждающими о политике во время переговоров, сопереживающими артистам в зрительном зале театра, но с ними действительно ничего не происходит: они за рамками внутреннего развития и психологического движения. Эта внешне репортажная тягучесть поддерживается иллюстративной лаконичностью декора. Даже посещения госпожой Никсон местной школы, фабрики и свинофермы представлены режиссером как смена символических инсталляций вокруг первой леди США, и благодаря этому внутренне гармоничному балансу между авторской иронией и вдумчивым анализом мы буквально физически ощущаем неразрешимость вопроса о реальных механизмах исторического процесса: он ли руководит людьми, используя их как материал для своих богом заданных и одному ему известных нужд, или всё-таки люди определяют направление движения мировой истории?..

Успех спектакля, несмотря на его трехактную громоздкость, во многом был обеспечен блестящим ансамблем солистов, начиная с виртуозно-харизматичной Кэтлин Ким в роли Цзян Цинн, жены Мао Цзедуна, и заканчивая исполнителями центральных партий – Джеймсом Маддаленой (Никсон) и Робертом Брубэйкером (Мао). Драматическая выразительность вокала в таких работах важнее его безупречной технической чистоты, но и бархатистый баритон Маддалены, и надрывно-импульсивный тенор Брубэйкера даже в непростых пассажах звучали превосходно. Опереточно выглядела только Дженис Келли, виртуозно исполнившая роль жены Никсона: её деревенские ужимки и туповатая прямолинейность дополнялись характерной хрипотцой тембра.

Удивил постоянно расслаивающийся хор: это было серьезной помехой с учетом того, что хоровых сцен в опере немало. Зато оркестр под управлением самого автора звучал экспрессивно и ярко как в экстатических сценах прибытия президентского лайнера и монологах Цзян Цин, так и в медитативных пассажах монологов героев о своей жизни.

Как это ни странно, но некоторая затянутость произведения (особенно последней «постельной» сцены, во время которой главные герои вспоминают о ярких моментах своей личной жизни, которая навсегда осталась в прошлом) идет ему только на пользу: при условии, что вы хорошо выспались и у вас есть желание поразмыслить над примитивной сложностью глобальных процессов в контексте «не боги горшки обжигают», опера «Никсон в Китае» найдет отклик в вашей душе.

Александр Курмачев, Нью-Йорк
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Смерть Клингхоффера" Адамса
« Ответ #1 : Октябрь 21, 2014, 20:28:24 »
В Нью-Йорке прошла акция протеста из-за оперы о палестинских террористах
21 октября 2014 года 17:16

http://www.interfax.ru/culture/403049

Москва. 21 октября. INTERFAX.RU - В Нью-Йорке у здания Метрополитен-оперы прошла акция протеста против постановки оперы "Смерть Клингхоффера", сообщает The New York Times.

Около 400 человек собрались перед зданием оперы в день ее премьеры 20 октября. Они держали в руках плакаты с такими надписями, как "Позор!", "Терроризм - это не искусство" и "Отмените расистскую оперу". По их мнению, постановщики "Смерти Клингхоффера" выступают с антисемитских позиций и прославляют терроризм. К митингу присоединились общественные деятели и политики, в частности бывший мэр Нью-Йорка, республиканец Рудольф Джулиани и его однопартиец Питер Кинг.
Представители Метрополитен-опера не считают, что в опере есть что-то предосудительное. В целом, публика в зале встретила "Смерть Клингхоффера" благожелательно, отмечает The New York Times. Постановку намерены показывать до 15 ноября.
"У каждого, кто посмотрел эту оперу, нет сомнений, что она не антисемитская. Она ни в коем случае не возвеличивает терроризм. Это гениальное произведение искусства, и его необходимо исполнять", - заявил "Би-би-си" директор Метрополитен-опера Питер Гелб.
Оперу "Смерть Клингхоффера" в 1991 году написал американский композитор Джон Адамс. В ее основе лежат события 7 октября 1985 года, когда четыре палестинца захватили итальянское круизное судно "Акилле Лауро" с 349 пассажирами на борту, двигавшееся из Александрии в Порт-Саид. Захватчики потребовали освободить группу палестинцев, содержавшихся в израильских тюрьмах. Один из заложников - 69-летний еврей Леон Клингхоффер, использующий инвалидную коляску, - был убит и выброшен за борт.
Впервые "Смерть Клингхоффера" поставили в Брюсселе в 1991 году. Впоследствии оперу показали в Германии, Финляндии, Новой Зеландии и США. Несколько запланированных постановок были отменены из-за протестов общественности.
На рекламных постерах нынешней постановки "Смерти Клингхоффера" в Метрополитен-опере содержится слоган "Посмотри это. Потом решай" (See it. Then decide).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
скандал с Адамсом
« Ответ #2 : Октябрь 21, 2014, 20:31:35 »
Вообще говоря, в этом происшествии нет ничего удивительного. Когда мы обсуждали ещё несколько лет назад авангардистские оперы и их сюжеты, уже тогда было ясно, что авторы-радикалы нарочно выбирают крайне политизированные сюжеты и спекулируют на этом с целью вызвать скандал и привлечь к себе внимание. Это удивительно, но в данном случае скандальный заряд сработал почти через 30 лет после создания оперы. Вот как нужно чувствовать конъюнктуру! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: "Смерть Клингхоффера" Адамса
« Ответ #3 : Октябрь 22, 2014, 13:07:05 »
....
Оперу "Смерть Клингхоффера" в 1991 году написал американский композитор Джон Адамс. В ее основе лежат события 7 октября 1985 года, когда четыре палестинца захватили итальянское круизное судно "Акилле Лауро" с 349 пассажирами на борту, двигавшееся из Александрии в Порт-Саид....
Мне вот помнится, что на эту тему был снят, причем, если не ошибаюсь в Голливуде, худфильм. Его у нас в России не раз показывали по ТВ. Что-то я не помню, чтобы создателей этого фильма обвиняли в антисемитизме и пропаганде терроризма.
« Последнее редактирование: Октябрь 22, 2014, 14:32:06 от Sergey »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
«Другое пространство»: премьера Рождественской оратории Адамса

http://newsmuz.com/news/2016/drugoe-prostranstvo-premera-rozhdestvenskoy-oratorii-adamsa-37751
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау