Автор Тема: Тихон Хренников (1913-2007), выдающийся русский советский композитор  (Прочитано 25044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ти́хон Никола́евич Хре́нников (28 мая (10 июня) 1913, Елец — 14 августа 2007, Москва).

Выдающийся советский композитор, народный артист СССР (1963). Профессор МГК имени П. И. Чайковского с 1966 года. Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1974), трёх Сталинских премий второй степени, Государственной премии СССР (1967).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

По ходу потока можно было бы развернуть интересный рассказ о его необычной биографии, а пока ограничусь этими сухими цифрами и скупыми сведениями.

Официальный сайт, посвящённый Тихону Николаевичу и созданный ещё при жизни выдающегося композитора:

http://www.khrennikov.ru/worklist/opus/
« Последнее редактирование: Март 03, 2013, 14:35:56 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нашёл интересный фономатериал.
По ссылке предлагается послушать гениальные скрипичные концерты Хренникова в исполнении выдающихся советских скрипичей:

http://intoclassics.net/news/2010-05-28-16483

Концерт №1 для скрипки с оркестром C-dur:
Записи двух исполнений: Вадим Репин и Леонид Коган.

Концерт №2 для скрипки с оркестром - тоже, видимо, C-dur - по крайней мере, он заканчивается в этой тональности :) :
Представлен в исполнении Вадима Репина, Григория Жислина и Игоря Ойстраха.

-------------


Я обожаю эти концерты и считаю их замечательными художественными памятниками русской композиторской школы.
« Последнее редактирование: Март 09, 2011, 19:06:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Я буквально на днях хотел открыть поток об этом прекрасном композиторе. Он был не только талантливый музыкант, но и хорошим руководителем. 36 лет руководить союзом композиторов - это значит многое.
Можно по разному относится к его творчеству. Кто-то считает его бездарностью и плохим композитором, который не сделал ничего выдающегося. Я не понимаю таких людей, которые разбрасываются своей историей. Лично я люблю Хренникова. Особенно его симфонии и оперу "В бурю".
Его 1 симфонию я просто обожаю и слушаю постоянно. Яркий мелодизм, выразительные интонации, практически нет проходных мест. Слушается на одном дыхании. Вот есть отличная запись:
http://intoclassics.net/news/2009-02-25-3929

А не любят Хренникова, как я понял не из-за его музыки, а из-за его "семерки", гонений на авангардистов. Кстати, он не первый, которого из-за подобной критики с не особым энтузиазмом исполняют - это Цезарь Кюи.
Вообще, его музыка, как и музыка всех советских композиторов - это больше, чем классика, это - мощнейший пласт нашей культуры, сильнейший по воздействию на наши души, неразрывно связанный с нашей историей. Этот пласт нужно беречь и лелеять. По музыке можно изучать саму историю того времени.

А вот еще потрясающая подборка сочинений:
3 поэмы для хора a capella на стихи Некрасова Op.20 (1970)

3 поэмы для хора a capella на стихи Некрасова Op.36 (1990)

3 пьесы для скрипки и ф-но Op.26 (1978)

балет «Любовью за любовь» по пьесе У.Шекспира «Много шума из ничего» Op.24 (1976)

балет «Наполеон Бонапарт» Op.40 (1994)

Концерт для виолончели с оркестром №1 Op.16, C dur (1964)

Концерт для виолончели с оркестром №2 Op.30 (1986)

Концерт для скрипки и оркестра №1 Op.14, C dur (1959)

Концерт для скрипки и оркестра №2 Op.23 (1975)

Концерт для фортепиано с оркестром №1 Op.1, F dur (1933)

Концерт для фортепиано с оркестром №2 Op.21, C dur (1972)

Концерт для фортепиано с оркестром №3 Op.28 (1983)

Концерт для фортепиано со струнным оркестром и ударными (№4) Op.37 (1991)

Симфония №1 Op.4, b moll (1935)

Симфония №2 Op.9, c moll (1944)

Симфония №3 Op.22, A dur (1973)

Соната для виолончели и фортепиано Op.34 (1989)

Струнный квартет Op.33 (1988)

Вальс 'Татьянин День'

- песни -
http://intoclassics.net/news/2009-02-27-3982

Я в ближайшее время еще послушаю его сочинения и отпишусь.



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Инструментальные концерты Хренникова, его симфонии, балеты, оперы, музыка к спектаклям, песни - всё это принадлежит к лучшему, что было им создано. Балет "Гусарская баллада" содержит множество страниц, достойных сравнения с музыкой балетов Чайковского и Глазунова, Шостаковича и Прокофьева: это безусловный шедевр. Многие песни Хренникова сделались суперхитами, которые до сих пор знает вся страна и вряд ли когда-либо забудет.
Особое место в его творчестве занимает фортепианная музыка: четыре ф-п концерта, ф-п пьесы (к сожалению, немногочисленные). Тихон Николаевич некоторое время как пианист творчески соприкасался с Г.Г.Нейгаузом, и тот сказал ему, что Хренников имеет все шансы сделаться неплохим пианистом. В устах такого придирчивого человека, как ГГН, который третировал на занятиях самого Гилельса, подобные слова выглядят весьма обнадёживающе ! И всё же Тихон Николаевич не пошёл по этому пути и не пожелал становиться концертирующим пианистом, оставшись – к нашей всеобщей радости – прежде всего композитором. Трудно не увидеть абсолютную правильность этого выбора ! Но пианистическая ипостась Хренникова давала о себе знать регулярным появлением замечательных сочинений с участием фортепиано.
Его ф-п пьесы и все четыре концерта для ф-п с оркестром великолепны, но мои личные симпатии сосредоточены, в основном, на двух из них – на 2-м и 3-м, что, впрочем, говорит лишь о моих личных вкусах и не более того. Что интересно и вполне закономерно, Хренников САМ играл свои ф-п концерты ! Композиторский стиль этих сочинений абсолютно типичен для Хренникова, а в фактуре их ф-п партий отразились неповторимые черты собственного пианистического почерка замечательного музыканта, что позволяет проводить параллели опять-таки с Шостаковичем и Прокофьевым, а в более отдалённой ретроспективе – с Рахманиновым, Метнером, Балакиревым, Аренским, Антоном Рубинштейном и др. (имею в виду тех авторов, кто сам был способен сыграть свои ф-п концерты).
Вспоминаю любопытные эпизоды, типичные для музыкального быта советской эпохи: выступление ГАСО под управлением Светланова с участием Т.Н.Хренникова в качестве солиста, исполняющего собственные ф-п концерты ПРЯМО В ЦЕХУ одного из промышленных предприятий ! :))
Представьте себе картину - обеденный перерыв на предприятии: цех, станки, какие-то громадные промышленные механизмы, полукругом стоят рабочие и служащие завода в своей рабочей одежде, а посреди помещения – большой симфонический оркестр, перед ним – Светланов, в центре рояль, за инструментом – Тихон Хренников, солирующий в собственных концертах. Я сейчас вспоминаю это, и из нашего сегодняшнего "прекрасного далёка" мне кажется, что это какая-то фантасмагория ! :))
Но такими были императивы эпохи: "единение рабочего класса и творческой интеллигенции", "искусство – в массы" (причём, в БУКВАЛЬНОМ смысле :)) , стремление "приобщиться к прекрасному, не отходя от станка" и т.п. Да, "Так это было" (название знаменитой книги Хренникова :)). Сегодня трудно представить нечто подобное, но в те годы это было довольно типичной картиной, хотя, быть может, более типичной она была для 30-40-х годов.
Как это воспринималось во времена создания музыки концертов Хренникова ? Как нечто совершенно естественное и даже само собой разумеющееся: и я сам, и все мои знакомые относились ко всему подобному как к части нашего быта, и никаких вопросов не возникало; все считали, что такая популяризация вполне уместна, нормальна и даже должна быть приветствуема. Эта пропаганда не вызывала отторжения у сторон-участниц пропагандистского процесса, потому что в конце концов всё это если и было несколько наивно, но воспринималось как некая "культурная традиция", доставшаяся нам от революционных и послереволюционных лет.
В любой традиции есть нечто такое, что требует бережно-снисходительного отношения, как, впрочем, к любой частице прошлого.
Короче говоря, музыка Хренникова, исполняемая в концертах, сопровождающая спектакли и кинофильмы, была очень популярна, узнаваема и всегда была на слуху у самой широкой аудитории. Это была другая эпоха, когда пропаганда классики и хорошей современной музыки считалась делом государственной важности, а Тихон Николаевич и как умеренно-консервативный композитор, и как руководитель, и как общественный деятель весь свой труд и талант поставил в СССР на службу музыке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот ещё одна замечательная запись - Хренников: балет "Гусарская баллада":

http://intoclassics.net/news/2009-10-07-9617
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Елец: дом-музей Хренникова
« Ответ #5 : Сентябрь 13, 2011, 20:07:12 »
10 сентября 2000 года состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т.Н. Хреннникова.





Большую помощь при создании экспозиции оказал сам Тихон Николаевич. В настоящее время, за небольшим исключением, в доме сохранена его историческая планировка.

В экспозиции музея размещены предметы, принадлежавшие Тихону Николаевичу. Наиболее ценные среди них: рукописи, клавиры, партитуры, книги с автографами композитора, фотографии, картины, грамзаписи, предметы обихода и т.п., подаренные им, а так же родственниками и почитателями его таланта во время посещения родного и любимого города Ельца и в частности дома-музея Т.Н. Хренникова.

Дом-музей композитора радушно открывает свои двери для гостей и жителей города Ельца, для всех, кто желает познакомиться с детством и юностью Тихона Николаевича Хренникова, с его творческой биографией.

Музей проводит обзорные и тематические экскурсии, консультации.

Посетителям предлагается прослушивание лекций, аудиозаnисей, просмотр видеофильмов.

Памятные даты и ежегодные мероприятия:

дата основания – 10.01.1997
дата открытия – 10.09.2000 9 мая – День Победы
18 мая – Международный день музеев
8 марта – Международный женский день
7 января – Рождество Христово
9 декабря – День освобождения г. Ельца от немецко-фашистских захватчиков
10 июня – День рождения Т.Н.Хренникова
7 сентября – День города Ельца
14 августа – День памяти Т.Н. Хренникова
Основатель: Администрация Липецкой области по ходатайству общественности и интеллигенции г. Ельца

Телефон: (47467) 4-9476

Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Маяковского, 16

Проезд: От областного центра г. Липецка, г. Орла, г. Воронежа – автобус, поезд, электричка. Внутри города: авт. №1, 2, 3, 5, 7, 14 – до ост. "Вознесенский собор"

Режим работы: Ежедневно с 9.30 до 16.30, кроме понедельника и вторника. Каждый последний рабочий день месяца – санитарный.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
5 марта 2013 года в 16:00
Презентация Программы юбилейного года Тихона Хренникова

http://www.glinka.museum/poster/detail.php?ID=13237

5 марта 2013 года в 16:00 в Центральном музее музыкальной культуры состоится презентация Программы юбилейного года Тихона Хренникова. Одному из основоположников русской советской музыки ХХ века Тихону Хренникову 10 июня 2013 года исполнилось бы 100 лет.
Организаторы презентации – Министерство культуры Российской Федерации, Региональный благотворительный общественный Фонд Тихона Хренникова в поддержку музыкальной культуры, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
 Партнерами презентации выступают:
 Фирма «Мелодия»
 Радио «Орфей»
 «Музыкальный журнал»
 Банк торгового финансирования
 Эквитес-клаб
 Презентация состоит из официальной части и камерного концерта. В официальной части ожидаются выступления представителей Министерства культуры РФ, Союза композиторов России, ведущих солистов симфонических оркестров и музыкальных театров страны, а также деятелей искусства, лично знавших Тихона Хренникова. В презентации участвуют: Александра Пахмутова, Владимир Казенин, Юрий Башмет, Александр Чайковский, Владимир Зельдин, Юрий Кричевский.
 В концерте выступят Вадим Репин (скрипка), Тихон Хренников-мл. (фортепиано), артисты ГАБТа и Театра оперетты.
 
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического труда бессменный руководитель Союза композиторов СССР, профессор Московской консерватории, академик ряда иностранных музыкальных академий, единственный из российских композиторов, удостоенный медали Моцарта ЮНЕСКО, Тихон Хренников всю жизнь посвятил народу. Без преувеличения можно сказать, что его песни пела вся страна. Кто не слышал «Песню о Москве» из кинофильма «Свинарка и пастух», «Уходил казак на войну» и «Марш артиллеристов» из кинофильма «В 6 часов вечера после войны», «Плыла-качалась лодочка по Яузе-реке» и «Что так сердце растревожено» из кинофильма «Верные друзья», «Давным-давно» и «Колыбельная Светлане» из кинофильма «Гусарская баллада». Т. Хренников известен каждому любителю музыки как автор оперы «В бурю», балета «Любовью за любовь». Всего же за свою долгую творческую жизнь он написал 3 симфонии, 4 концерта для фортепиано с оркестром, 2 концерта для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, 4 оперы, 3 комические оперы, 2 оперетты, 5 балетов, музыку к десятку театрально-драматических постановок и 24 кинофильмам.
 Произведения Хренникова входили в репертуар выдающихся дирижеров современности: советских – Евгения Светланова, Кирилла Кондрашина, Николая Голованова, Александра Гаука, Константина Иванова, Арвида Янссонса, Неэме Ярви; зарубежных – Леопольда Стоковского, Юджина Орманди, Шарля Мюнша, Артуро Тосканини, Франца Конвичного, Франца Ваксмана, Ефрема Курца, Пааво Берглунда; и российских – Владимира Федосеева, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Геннадия Рождественского.
 Тихон Хренников более 40 лет преподавал в Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Среди его учеников много известных имен:
 Валерия Беседина Михаил Богданов
 Михаил Броннер Александр Градский
 Максим Дунаевский Алемдар Караманов
 Валерий Кикта Александр Кобляков
 Игорь Лученок Вячеслав Овчинников
 Русудан Тохадзе Александр Чайковский
 Александр Чернышев Татьяна Чудова

 Сам Тихон Николаевич получил профессиональное музыкальное образование в Музыкальном училище имени Гнесиных и Московской консерватории. Его наставниками были Михаил Гнесин, Виссарион Шебалин, Генрих Нейгауз. После войны, в 1948 году началась активная общественная деятельность Хренникова. Он назначается генеральным (впоследствии первым) секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту Хренников бессменно оставался 43 года вплоть до распада СССР в 1991-м.
 Он также был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, президентом музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, президентом музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В последние годы возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П. И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. Архив Т. Н. Хренникова, поступивший в фонды ВМОМК имени М. И. Глинки еще при жизни композитора, представляет собой уникальные материалы, отражающие все периоды творческой деятельности музыканта, – более тысячи фотографий, нотных автографов, писем, программ и афиш, печатных книг и нот. Особое место занимают эскизы декораций и костюмов к музыкальным спектаклям композитора, выполненные его дочерью Натальей Тихоновной Хренниковой. Часть экспонатов будет представлена на юбилейной выставке, которую ВМОМК имени М. И. Глинки готовит к 100-летию Т. Н. Хренникова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дом-музей Тихона Николаевича Хренникова:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6QnQ8OSphCE
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
Вот бы к 100-летию издать 2-ю симфонию Т. Н. Хренникова п/у Н. С. Голованова.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот бы к 100-летию издать 2-ю симфонию Т.Н.Хренникова п/у Н.С.Голованова.

Да уж, было бы неплохо, я уже больше 30 лет рассматриваю эту симфонию в списке фонограмм Голованова, но ни разу её не слышал в его исполнении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да уж, было бы неплохо, я уже больше 30 лет рассматриваю эту симфонию в списке фонограмм Голованова, но ни разу её не слышал в его исполнении.

В самом деле - что может быть лучше для юбилейного издания, чем целая симфония в интерпретации великого Голованова? Запись эта ещё не издавалась и сама по себе представляет исключительную ценность. Мне она попадалась на радио. При желании её можно было бы выпустить, в т. ч. и в "Аквариусе".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В самом деле - что может быть лучше для юбилейного издания, чем целая симфония в интерпретации великого Голованова? Запись эта ещё не издавалась и сама по себе представляет исключительную ценность. Мне она попадалась на радио. При желании её можно было бы выпустить, в т. ч. и в "Аквариусе".

Между прочим, у нас на форуме присутствует внук Тихона Николаевича, так что можно было бы его тоже заинтересовать этой проблемой. Он хотя и под нейтральным ником, но не скрывается ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 393
    • Русское исполнительское наследие на CD
Авторский вечер Т.Н.Хренникова 1973 г. (видео)
(2:39:00)

Произведения Т.Хренникова в исполнении симфонического оркестра ГАБТа СССР под управлением В.Нельсона, Академического Большого хора ЦТ и ВР под управлением Л.Ермаковой, В.Норейки, Г.Дударева, М.Магомаева, артистов Московского театра оперетты, Эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР под управлением Ю.Силантьева.
http://gtrf.info/35_1421.html


Балет "Гусарская баллада"

В ролях: Большакова Надежда (Шура Азарова), Гуляев Вадим (Ржевский).
Запись по трансляции из Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им.С.М.Кирова. Дирижер – В.Гергиев.
В зале присутствует Т.Хренников.
http://gtrf.info/35_1440.html

Авторский вечер Т.Н.Хренникова 1981 г.
(1:11:22)

 В программе произведения Т.Хренникова в исполнении И.Архиповой и Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии п/у Д.Китаенко.
http://gtrf.info/35_1419.html
« Последнее редактирование: Апрель 22, 2013, 18:00:53 от Максим »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
100-летие Т.Н.Хренникова
« Ответ #13 : Июнь 10, 2013, 12:43:31 »
Поздравляю, коллеги!
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Тихона Николаевича!
Замечательный композитор прожил такую долгую жизнь, что перешёл с нами в XXI век и едва не отметил своё 100-летие - до круглого юбилея не хватило нескольких лет. В двух словах о такой крупной фигуре не скажешь, но я убеждён, что самые яркие образцы музыки Хренникова переживут века, ибо они - плоть от плоти русского музыкального искусства и создавались в лучших традициях отечественной и мировой композиции.
Хренников обладал своеобразным талантом, ведущей отличительной чертой которого я бы назвал оптимистичность, присущую его творчеству в целом, хотя многие нотные страницы, вышедшие из-под пера композитора, весьма серьёзны и мрачны, а светлая печаль отнюдь не была чужда его стилю. Творчество его весьма многообразно - это и сверкающие остроумием инструментальные концерты, и симфонии, и камерные ансамбли, и сольные пьесы, и песни, и произведения для музыкального театра; и всё же музыкальная комедия как жанр и музыкальный юмор как таковой, присущий в т.ч. и инструментальному творчеству Хренникова, были для него путеводной звездой, определявшей тонус его деятельности в целом. А если добавить к этому его поразительный мелодический дар, то станет ясно, почему его произведения будут любимы многими поколениями музыкантов и слушателей.
Всякого рода конъюнктура - политическая и музыкальная - неизбежно уходит и по сменой вех превращается в пыль, а истинное творчество, вызванное к жизни движением сердца и блеском разума, нетленно.
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2013, 14:07:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Тихон Хренников, радио Орфей
« Ответ #14 : Июнь 10, 2013, 21:10:35 »
радио Орфей
10 июня 20:00
Фестиваль "К 100-летию со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова".  Вечер четвертый. Гость программы - Олег Виноградов.
Исполнители: Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио п/у Владимира Федосеева и ГАСО России им. Светланова п/у Марка Горенштейна.
В программе – музыка к балетам "Гусарская баллада" и "Любовью за любовь".
Записи Фирмы "Мелодия", 1983 г.

10 июня 21:00
концерт из КЗЧ от 9 июня 2013
СОМТ, дир. В.Гергиев

Это программа конц. в СПб (какой она должна была бы быть), теоретически, в Мск было то же самое.
Симф. сюита из музыки к спектаклю "Много шума из ничего"
Конц. д/скр. с орк. №1 (солист В.Репин)
Симф. №3
Увертюра к опере "В бурю"
Ария Натальи "Одна, одна..." из оперы в "В бурю" (М.Баянкина)
Колыбельная Лёньки из оперы "В бурю" (С.Семишкур)
Ария Фрола "Богата, именита..." из оперы "Фрол Скобеев" (Э.Умеров)
Песня Пьяного купчика из оперы "Мать" (С.Семишкур)
"Как соловей о розе" из спектакля "Много шума из ничего" (О.Сычёв)
"Песня пьяных" из спектакля "Много шума из ничего" (О.Сычёв)
"Казак уходил на войну" из к/ф "В 6 часов вечера после войны" (М.Баянкина)
"Песня о Москве" из к/ф  "Свинарка и пастух" (М.Баянкина и С.Семишкур)
"Что так сердце растревожено" из к/ф "Верные друзья" (Э.Умеров)
"Московские окна" (Е.Семенчук и О.Сычёв)
песни из к/ф "Гусарская баллада"


11 июня 20:00
Вечер пятый. Музыка Хренникова к драматическим спектаклям, романсы, песни из кинофильмов.
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2013, 21:25:08 от rpb »

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Да, друзья. это действительно праздник для всех, кому дорога русская классическая традиция, приоритет певучести, мелодизма в музыке, кому дорого все лучшее, что было в Советском Союзе.
Сейчас в июне - пик "года Хренникова", может быть, не самое лучшее время для фестивалей, праздничных мероприятий, научных конференций. Хочется надеяться, что яркие торжественные концертные мероприятия еще впереди, как вне сомнения просто необходимо проведение к 100-летию композитора большой научной конференции о его творчестве, его месте в культурном "поляризме" XX века, об отражении в его творчестве эпохи и мн. другом. Это очень важно еще потому, что нынешнее официальное музыковедение, для которого кумирами являются Губайдулина, Денисов, Шнитке не очень то жалует Тихона Николаевича (Как,  впрочем и Шапорина, Шебалина, Кабалевского, Хачатуряна). Да, Хренников не изобретал новых жанров, не "болел" авангардистскими новациями, ему вполне хватало традиционных выразительных средств мелодики, гармонии, полифонии. сложивщихся к началу XX века и прежде всего родного провинциального мелоса, народно-певческой культуры, мелодий городского романса, которые во много стали основой хренниковского музыкального языка.
Что, к примеру,  плохого в том, что его первая опера "В бурю" (1939) была "песенной", как ее потом пренебрежительно называли противники Хренникова? Проникновенный мелодизм, лиричность, задушевность ничуть не снижают драматического накала этой оперы, ее конфликтности (как в социальном аспекте, так и во взаимоотношениях главных героев). Вспомнить, хотя бы знаменитую 4 картину, открывающуюся скорбным звучанием женского хора (плач по расстрелянным антоновцами крестьянам). продолжающуюся остро эмоциональной арией Натальи "Как я тебя любила, Леня", переходящий в напряженнейшее объяснение главных героев и заканчивающуюся нежной колыбельной Леньки. А 2 картина (сцена встречи двух братьев, оказавшихся в разных лагерях в доме своей матери, беднячки Аксиньи) вся построена на смене ярких контрастов: напряжения - разрядки, взрыва эмоций - успокоения. Типичный пример "эмоциональной формы" (по терминологии В.Холоповой). А уж мужской хор из 4 действия "Пахать бы теперь" в традиции глинкинских вариаций (только теперь не на неизменную мелодию, а на неизменную хоровую фактуру!), думается, стал настоящей хоровой классикой. Беда только, что тема и либретто оперы не могут восприниматься адекватно современным зрителем. Думается, еще должно пройти время, что б все страсти по поводу антоновского мятежа, времени становления советской власти, влияния личности В.И.Ленина успокоились.
Сегодня единственной телепередачей, посвященной великому композитору была 40-минутная программа по Культуре. Несмотря на краткий формат, думаю, удалось сказать главное - Хренников уверенно занял свое ни с кем не делимое место в музыкальной культуре XX века и как замечательный композитор, и как не имеющий себе равных общественный деятель. В этом может быть как раз и разгадка того феномена, почему, говоря о месте Хренникова в истории прежде всего вспоминают его общественную деятельность. а не замечательные песни, симфонические произведения, оперы, камерную музыку. Ну тут уж ничего не поделаешь. Думается, что к словам благодарности за все доброе, что сделал Хренников для музыкантов, озвученным с экрана А.Пахмутовой, В.Задерацким, В.Репиным, Е.Кисиным присоединились бы очень многие. И еще радует тот факт, что новое поколение музыкантов с большим интересом к музыке композиторов XX века, писавших в русской классической традиции.
Особая тема - Хренников и Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко. Именно благодаря Немировичу-Данченко Хренников  окунулся в мир музыкального театра, написав сначала свою первую оперу "В бурю" и потом в течение долгих лет именно на этой сцене с особым успехом шли оперы Хренникова. Да, не все здесь было равноценным. Поставленные в 80-е годы оперы "Доротея" и "Золотой теленок" удачными не назовешь. Это и вторичность, иллюстративность музыкального материала, и слабая драматургия. Балетов специально для Театра Станиславского Хренников не писал, однако содействовал приглашению Брянцева на пост главного балетмейстера в 1985 г., который поставил балет "Оптимистическая трагедия", музыку к которому написал ученик Хренникова М.Броннер. Так или иначе, если  Театр Станиславского. ведомый сегодня директором Уриным, никак не откликнется на 100-летие Хренникова, это театру не сделает чести.
Что ж будем ждать, дальнейших мероприятий, концертов, выступлений, продолжения "года Хренникова".

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Беда только, что тема и либретто оперы не могут восприниматься адекватно современным зрителем.

Мне, честно говоря, текст обеих арий, прозвучавших на концерте, не понравился именно как текст. Не с точки зрения идеологии. Каковой именно в этих ариях и нет.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Беда только, что тема и либретто оперы не могут восприниматься адекватно современным зрителем.

Мне, честно говоря, текст обеих арий, прозвучавших на концерте, не понравился именно как текст. Не с точки зрения идеологии. Каковой именно в этих ариях и нет.
А каких арий?

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Ария Натальи "Одна, одна..." из оперы в "В бурю"
Колыбельная Лёньки из оперы "В бурю"

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Понятно. Эти фрагменты из 4 картины именно по тексту мало понятны вне общего содержания и развития действия. Поэтому. как бы они ни были впечатляюще музыкально, думаю, их не стоит исполнять в концерте.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Я имела в виду, там текст местами корявый. Когда целиком оперу слушаешь, такие моменты проскакивают, если музыка хорошая и поют прилично. А на концерте как-то не очень. Музыка, да, отличная.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Тихону Хренникову посвящается
« Ответ #21 : Июль 02, 2013, 22:42:38 »
7 июля 2013 воскресенье 16:25
Канал Культура
Тихону Хренникову посвящается...
Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев. Концерт в Концертном зале им. П.И. Чайковского от 9 июня 2013.

Симф. сюита из музыки к спектаклю "Много шума из ничего"
Конц. д/скр. с орк. №1 (солист В.Репин)
Симф. №3
Увертюра к опере "В бурю"
Ария Натальи "Одна, одна..." из оперы в "В бурю" (М.Баянкина)
Колыбельная Лёньки из оперы "В бурю" (С.Семишкур)
Ария Фрола "Богата, именита..." из оперы "Фрол Скобеев" (Э.Умеров)
Песня Пьяного купчика из оперы "Мать" (С.Семишкур)
"Как соловей о розе" из спектакля "Много шума из ничего" (О.Сычёв)
"Песня пьяных" из спектакля "Много шума из ничего" (О.Сычёв)
"Казак уходил на войну" из к/ф "В 6 часов вечера после войны" (М.Баянкина)
"Песня о Москве" из к/ф  "Свинарка и пастух" (М.Баянкина и С.Семишкур)
"Что так сердце растревожено" из к/ф "Верные друзья" (Э.Умеров)
"Московские окна" (Е.Семенчук и О.Сычёв)
песни из к/ф "Гусарская баллада"

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
В Ельце почтили память Тихона Хренникова   
 
Всемирно известный композитор ушел из жизни 14 августа 2007 г в возрасте 94 лет. Похоронен на своей малой родине в Ельце в саду собственного дома-музея. Народный артист СССР, лауреат ленинской и трех сталинских премий Тихон Хренников - автор сотен произведений. Оперы, симфонии, песен и романсов на стихи Пушкина, Есенина. Он написал музыку к таким известным кинофильмам, как «Московские окна», «Гусарская баллада», «Таланты и поклонники». Почтить память композитора пришли деятели культуры, представители городской власти, учащиеся школы, названной его именем. В Елец приехал правнук музыканта Тихон Хренников. Как и его знаменитый прадед, он занимается музыкой и пишет собственные произведения.

Тихон Хренников, правнук Т.Н. Хренникова: «Мы стараемся каждый год сюда приезжать. В прошлом году были на дне рождении. Как-то чередуется. В июле не смогли приехать, приехали в августе. Очень приятно, что люди помнят, приходят. Ладно помнить, это могут все, но прийти и возложить цветы - это очень приятно».

Липецкое время.  17:01, 14 августа 2014 г.
http://lipetsktime.ru/news/culture/v_eltse_pochtili_pamyat_tikhona_khrennikova_/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Концертный зал Мариинского театра

26 февраля 2015 г., четверг, 19:00

Тихон Хренников

В бурю

Опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/2/26/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Концертный зал Мариинского театра

26 февраля 2015 г., четверг, 19:00

Тихон Хренников

В бурю

Опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/2/26/3_1900/

On-line трансляция: http://mariinsky.tv/n/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Замена:

26 февраля 2015 г., четверг, 19:00

Дмитрий Шостакович. «Москва, Черемушки»

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/2/26/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Концертный зал Мариинского театра

26 февраля 2015 г., четверг, 19:00

Тихон Хренников

В бурю

Опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/2/26/3_1900/

НОВАЯ ДАТА:

19 марта 2015 г., четверг, 19:00

Тихон Хренников. «В бурю»

Опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/3/19/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
ИСПОЛНИТЕЛИ:


Наталья – Наталья Павлова
Ленька – Артем Мелихов
Аксинья – Анна Кикнадзе
Фрол Баев – Юрий Евчук
Листрат – Ярослав Петряник
Сторожев – Андрей Серов
Афонька – Динар Джусоев
Андрей – Николай Емцов
Косова – Елизавета Захарова
Карась – Дмитрий Колеушко
Антонов – Виталий Дудкин

Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева 

Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижер – Павел Петренко

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/3/19/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
В Москве увековечат память композитора Тихона Хренникова

МОСКВА, 10 апреля. Министр культуры России Владимир Мединский 13 апреля откроет в Москве мемориальную доску выдающемуся композитору, народному артисту СССР Тихону Хренникову. Доска появится на доме №10 в Плотниковом переулке, где жил Хренников.

Подробнее: http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/04/10/1387468.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Россия извинилась перед Хренниковым мемориальной доской

В Москве на доме в Плотниковом переулке сегодня появилась мемориальная доска композитору Тихону Хренникову.

«Тихон Николаевич тогда уже был выдающимся композитором, крупнейшим деятелем советского искусства, к нему тянулось громадное количество молодых музыкантов – композиторов и исполнителей, — вспоминает Гергиев. — Если я сейчас попытаюсь перечислить известных артистов, которым помог Тихон Николаевич, мы не разойдемся с вами до завтра! Буквально каждый день в Союз Композиторов приходили молодые исполнители и всегда находили поддержку».

Полностью:

ФАН. 18:29 13 АПРЕЛЯ 2015 Г.
http://riafan.ru/241800-rossiya-izvinilas-pered-hrennikovyim-memorialnoy-doskoy/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Сегодня — День памяти Т. Н. Хренникова

Сегодня в Ельце отмечается День памяти нашего земляка, знаменитого композитора Тихона Николаевича Хренникова.

http://elets-adm.ru/culture/3687
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
Зал Прокофьева (Мариинский-2), 19 марта 2016 г., 12:00

Мальчик-великан
Опера-сказка

Музыка Тихона Хренникова
Либретто Натальи Сац и Николая Шестакова

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/3/19/8_1200/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 482
В Ельце сегодня весь день несут цветы к памятнику Тихону Хренникову

Сегодня — 103-я годовщина со дня рождения прославленного композитора

http://vesti-lipetsk.ru/v-elce-segodnya-ves-den-nesut-cvety-k-pamyatniku-tixonu-xrennikovu/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В ЕЛЬЦЕ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ТИХОНА ХРЕННИКОВА
15 Августа 2016

http://lipetsktime.ru/news/society/v_eltse_pochtili_pamyat_tikhona_khrennikova1/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В доме-музее Тихона Хренникова открылась выставка «Память»

http://vesti-lipetsk.ru/v-dome-muzee-tixona-xrennikova-otkrylas-vystavka-pamyat/
Che mai sento!