Автор Тема: Всеволод Задерацкий (1891-1953), композитор и пианист (автор цикла "24 прелюдии и фуги")  (Прочитано 22164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 143
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #25 : Декабрь 15, 2014, 00:12:57 »
Потрясена и поражена. Невозможно представить, что все это было написано без инструмента, такой разнообразный и разнохарактерный цикл.... Надо слушать несколько раз. Надеюсь, что это можно будет осуществить.
Действительно все играли хорошо, но мне больше всего понравились Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров.

Понимаю, что это не по теме, но нашла два концерта, к которых принимает участие Федор Амиров в ближайшее время:
Концертный зал «Оркестрион»
11 января 2015, 14:00
«Когда поют деревья»
Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
Александр Фомин (бас), Павел Студенников (флейта), Федор Амиров (фортепиано), Евгений Талисман (фортепиано), Константин Казначеев (скрипка)
В программе:
И. С. Бах, Лист, Сен-Санс, Дебюсси, Равель, Бородин


 Концертный зал «Оркестрион»
22 февраля 2015, 14:00
«Конь-огонь»
Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
 Сергей Карякин (художественное слово), Федор Амиров (фортепиано), Евгений Талисман (фортепиано)
В программе:
П. Чайковский, Шуман, Шуберт, Глиэр, Лист, Римский-Корсаков
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 00:34:35 от Алька »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
lorina, так вы там побывали?
Да, побывала - цикл грандиозный и масштабный, очень  впечатлил. Все играли хорошо, но мне показалось, что Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров смогли глубже проникнуть во внутренний мир автора, в экстраординарных обстоятельствах сотворившего этот монументальный цикл. Обоим пианистам стоит играть этот цикл целиком.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 11:20:43 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В журнале «Piano-Форум» №№3-4 (15-16) за 2013 год в разделе ПЕРСОНА (который так порадовал Predlogoffa

За какой-какой год??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
цикл грандиозный и масштабный, очень  впечатлил. Все играли хорошо, но мне показалось, что Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров смогли глубже проникнуть во внутренний мир автора, в экстраординарных обстоятельствах сотворившего этот монументальный цикл. Обоим пианистам стоит играть этот цикл целиком.

Возможно.
Всё же Амиров слабоват как пианист, но в записи, возможно, это не будет иметь существенного значения, т.к. в студии всегда можно переписать.
Тарасевичу немного не повезло, хотя и не повлияло существенно на художественный результат: когда он играл, к окнам Рахманиновского зала подогнали какой-то мощный дизель, и он грохотал в продолжение его выступления. Мне хотелось выйти на улицу и отматерить там, кого надо. Еле сдержался.
Также я ожидал обещанных нот, но их не было. Не особо надеясь на результат, я поискал их в интернете - и нашёл! Следить можно было по нотному тексту на планшете.
Кстати, Гугнин применил передовое ноу-хау - он играл по нотам, которые высвечивались перед ним на планшете, а листал страницы ногой, под которую подложил электронную педаль. Я ДАВНО ГОВОРИЛ, ЧТО ПОРА К ЭТОМУ ПЕРЕХОДИТЬ! Сколько можно листать ноты?
Конечно, устройства должны быть надёжны и удобны. Так, у Гугнина экранчик был слишком маленький, половина А4 примерно. Ну это чересчур мелко! Тем не менее, ему этого хватало: у него юношеская близорукость ещё не перешла в старческую дальнозоркость :)) Амиров и вовсе раскладывал расшитые страницы горизонтально на опущенном пюпитре, чтобы не листать.
Я так понял, что все они пользовались тем же электронным текстом, который нашёл и я.
В общем, было весело.
Есть у меня и замечания - не столько к кому-то конкретно, сколько сразу ко всем - ко всей нашей школе, которая тут проявилась во всей красе со всеми своими достоинствами и недостатками. Но это уже нужно сопоставлять с нотным текстом. Если буду делать отклик для Бельканто, то я об этом напишу.
В свете только что сказанного мне больше всех понравился Никита Мндоянц: он играл роскошно. Да, именно так - не просто технично и мощно, но именно роскошно. У других пианистов это качество не проявилось, а Мндоянц лучше всех владел не только градациями динамики, но и тембром. Так, у него единственного мне удалось расслышать ремарки, которые я обнаружил у автора, например, "пасторально" и т.д. У Мндоянца и впрямь было "пасторально" - ну просто очаровательно. А вот Мечетиной досталась ремарка "как орган" - ну ни черта у неё никакого не было даже намёка на органную звучность - сидела и однообразно долбила, как всегда., как отбойным молотком.
Вообще, многое было забавно ! :)) Вышла Мечетина и, поводя своими разудалыми плечами, по-мужицки своё отгрохала, а затем вышел Гугнин - и так нежно по-девичьи подал пиано :)) Обоих роднит только одно: однообразно-серый тембр. Ну не одарила их природа-мать свеобразием туше. А вот Мндоянца и Тарасевича - одарила. Даже Амиров В ЭТОМ плане был на высоте - но его звук был уж очень развратен местами до неприличия :), а манера игры развязна. Этакий музыкальный Распутин.
Играли все по нотам, но это правильно. Хотя я заметил, что многие знали почти весь текст наизусть.
У всех был разный динамический уровень, сразу ощущалось, что друг друга они до концерта не слушали - по крайней мере, не слушали внимательно. Конечно, если эту запись будут публиковать, инженеры уровень подравняют, но всё равно.
Впрочем, когда играют разные пианисты в одном концерте, такие различия почти неизбежны.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2014, 12:25:40 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 
Даже Амиров В ЭТОМ плане был на высоте - но его звук был уж очень развратен местами до неприличия :)
это что-то совсем новенькое  и неслыханное  :o - укажите, пожалуйста эпизоды или такты такого распутства,чтобы хоть знать (и ссылку на ноты, конечно)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 мне уже подсказали, где искать ноты
http://classic-online.ru/uploads/000_notes/10600/10567.pdf

Кстати, о нотах, мы с  Алькой располагались сильно справа от сцены и  не заметили, что Гугнин , оказывается,применил суперсовременную технологию считывания нот.  Хорошо, что вы это отметили. Как это прекрасно, как это стильно, молодец, Андрей! Сейчас, я, конечно, вспоминаю, что при его исполнении я не видела никакого мелькания рук. Действительно, пора уже уходить от  допотопного метода перелистывания нот вручную, зачастую приводящего к различным казусам. Хотя и с применением электронных устройств возможны накладки, но все-таки, надеюсь, они  не так часто будут случаться, как при старом способе.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 17:11:34 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 143
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #31 : Декабрь 15, 2014, 17:31:44 »
Недавно в треде Андрея Гугнина   rpb написала:
"Вот народец! Всё о себе, всё только о себе."

Rpb, я знаю, что Вы и не только Вы не могли быть на вчерашнем концерте и поэтому пишу для Вас и всех тех, кто вчера не слушал…
Премьера Цикла Прелюдии и фуги  Задерацкого настолько ГРАНДИОЗНА, что о ней нельзя написать два слова. Наверняка мои эмоции будут малопрофессиональны, но до сих пор не могу выйти из состояния потрясения и поэтому опишу весь концерт  поподробнее…

Народу пришло много,  просто гуляющих по Москве и зашедших на огонек не было. Из известных лиц, которые успела разглядеть - В.В. Горностаева с  Лукасом Генюшасом и А.Б.Любимов. В антракте собирались большими кучками и обсуждали. Было много цветов, особенно у Екатерины Мечетиной и В.В. Задерацкого.
До начала концерта в конференц-зале В.В.Заредацкий давал пресс-конференцию для избранных. Начали с небольшим опозданием,  В.В.Задерацкий говорил долго и интересно, а в это время исполнители высовывались из-за двери и ждали своего часа. Им досталось «много ожидания», но на качестве исполнения это не сказалось.

В.В.Задерацкий говорил о многом про своего отца: и о самых больших «проступках» Всеволода Петровича – наставничестве цесаревича Алексея в 1915-1916 годах и вступлении в белогвардейский Добровольческий батальон имени Деникина, и о собственноручной надписи Ф.Э. Дзержинского на личном деле «Сохранить музыканту жизнь», и о долгих годах забытия и запрета на любую композиторскую и публичную деятельность, и о многоразовых  арестах и ссылках в разные лагеря.

Сын Задерацкий рассказал, что в качестве «нотной бумаги» кроме телеграфных бланков, насыщенных трафаретными  начертаниями, в ход шли малюсенькие обрывки бумажек, где умещалось по одному такту....
Как это все удалось расшифровать и сложить воедино - так же непостижимо, как и то, что ЭТО ВСЕ ВЕЛИЧИЕ и НЕОБЫЧНУЮ ГАРМОНИЮ можно было написать. При всем кошмаре окружения - цикл естественно драматичный, но он не  удручающий. И слушать его не трудно, даже несмотря на большую протяженность по времени – больше 3 часов.

Могучий цикл, надрывый и в тоже время  очень мелодичный, красивый. Действительно неоромантизм. Такая обалденная полифония, причем в совершенно разных проявлениях. А уж на сколько он сложен технически - я вообще молчу. Это не подражания великим, совершенно самостоятельная музыка, но временами мне чудился то Скрябин, то  Рахманинов, то Дебюсси. Написано задолго до Прелюдий Шостаковича..... Как он мог слышать всю эту махину!! Хочется сказать «НЕ ВЕРЮ», но верить приходится – сама слышала этого КОЛОССА... Сознанием принять и охватить этот цикл, зная условия его написания,  нельзя. Так не бывает, потому что такого быть не может. Но он есть...

Весь цикл построен по принципу квинты: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор и т.д. Играли по 4 Прелюдии и фуги: Екатерина Мечетина,  Андрей Гугнин,  Никита Мндоянц,  Арсений Тарасевич-Николаев,  Федор Амиров,  Андрей Ярошинский. Все играли действительно хорошо. Даже если что-то мне не очень нравится в манере определенных исполнителей, именно в этих Прелюдиях и фугах все  как не странно слушалось адекватно. Все "четверки" Прелюдий и фуг абсолютно разнохарактерные и непохожие.

Тарасевич-Николаев играл очень лирично и это его  4 Прелюдии отличало от других - не знаю, на сколько это отвечает замыслам автора, но звучало великолепно.

Андрею Гугнину  достались  самые "немелодичные" 4 Прелюдии и фуги: 3 из них  - сплошное стаккато, сложный синкопированный рисунок, мне кажется ему трудно было проявить себя. Но Андрей сыграл очень вдумчиво, продуманно  и колоритно. На мой взгляд его Прелюдии были самыми сложными не с точки зрения техничности, а с точки зрения передачи настроения. Они как бы высвечивали внутренний настрой автора. Мне подумалось, что это мысли Задерацкого на нотном стане: печальные, ироничные, сумбурные,  стремительные и одновременно обо всем на свете и о ВЕЛИКОМ.

А Федор Амиров - это просто какой-то иной уровень исполнения, прорыв в другое пространство. Какая-то ворожба, таинство, от которого захватывает дух и плывет сознание. Он весь другой – в нем живут другие галактики и он их проявляет. Не знаю на сколько дар Амирова проявляется при исполнении произведений других авторов, но именно в Прелюдиях и фугах Задерацкого его «ворожба» была очень уместна. Я вспомнила, как А.Б.Любимов аккумулировал энергию по время исполнения Прелюдий К.Дебюсси – в какой-то мере я почувствовала вокруг себя живую энергию при исполнении Амирова.

Вот таким сумбуром я могу описать ЧУДО, с которым вчера довелось соприкоснуться. Уверена, что многие исполнители захотят играть весь цикл полностью – это явление невозможно отстранить от себя, один раз к нему прикоснувшись.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #32 : Декабрь 15, 2014, 18:14:31 »
Rpb, я знаю, что Вы и не только Вы не могли быть на вчерашнем концерте и поэтому пишу для Вас и всех тех, кто вчера не слушал…

Спасибо большое!
Хотя я имела в виду другое (это было бы слишком - и самой не писать, и других упрекать за это): критику программ. "Я это произведение 500 раз в молодости послушал, и хватит поэтому уже его играть."

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #33 : Декабрь 15, 2014, 20:27:38 »
Написано задолго до Прелюдий Шостаковича.....

Задолго не до Прелюдий, а до Прелюдий и фуг.
Прелюдии его Задерацкий явно знал - и это слышно в его цикле. А вот Прелюдий и фуг его он знать не мог, ибо они были сочинены лишь в начале 50-х.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #34 : Декабрь 15, 2014, 20:39:03 »
Это не подражания великим, совершенно самостоятельная музыка, но временами мне чудился то Скрябин, то  Рахманинов, то Дебюсси

Абсолютно верно! Колокольность Рахманинова и Мусоргского в одних вещах, изящество и звуковой колорит импрессионистов - в других, принцип романтической Прелюдии и фуги Танеева, некоторые композиторские приёмы позднего Скрябина, а также Прокофьев, Шостакович и многие другие авторы, в т.ч. русские XIX века. Всё это там было, и всё это было переплавлено Задерацким во что-то своё, так что не воспринималось как плагиат, а скорее как идейное наследование.
Но я не согласен с одной мыслью, которую высказал во вступительном слове В.В.Задерацкий - ныне живущий и работающий сын композитора. Он сказал, что композитор Задерацкий сочинял фуги романтической эпохи, в которых есть нарастания и спады, кульминации, а у Баха, дескать, их нету, что его фуги "ровные". Я обратил внимание, что Горностаева на этих словах насторожилась :)) Меня так и подмывало подойти к ней и спросить: неужели она согласна с этой мыслью? Но я не стал подходить, потому что понял, что она (как и я) не согласна с этим утверждением. Дело не в том, что клавесин не мог обеспечивать динамических нарастаний, дело в самих свойствах музыки: я уверен, что кульминации в фугах Баха ИМЕЮТСЯ! Другое дело, что в старину их невозможно было подчеркнуть динамически, но идея-то нарастания и кульминации во многих его фугах явно имеется, и отнюдь не все фуги у него "ровные", хотя есть и такие.
Но это спор для теоретиков, а я своё мнение высказал.
Тем не менее, кульминациям Задерацкого отсутствие или присутствие кульминаций у Баха никак помешать не может :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 143
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #35 : Декабрь 17, 2014, 12:42:55 »
О концерте 14 декабря 2014 года

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/125386

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Во-первых, огромная благодарность всем, кто 14 декабря пришел!!!
Во-вторых, про ноты. То, что Вы нашли в инете, это набор издательства "Композитор". Там много ошибок. Пианисты играли по абсолютно выверенному (с рукописей) сыном композитора и мною набору, который осуществило Русское музыкальное издательство. Но тираж они выпустить не успели, обещают к марту. Всем желающим готова предоставить этот выверенный вариант!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Во-первых, огромная благодарность всем, кто 14 декабря пришел!!!
Во-вторых, про ноты. То, что Вы нашли в инете, это набор издательства "Композитор". Там много ошибок

Но хоть что-то для ориентира!
А официальное издание, конечно, ждём. В нём всё должно быть сделано по высшему разряду - такие вещи нужно выверять сразу. Если это не сделать, то впоследствии будет много проблем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 152
Голос из прошлого

Мировая премьера 24 прелюдий и фуг Задерацкого

Валентин Предлогов, 21.12.2014 в 17:27

14 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории при участии шести пианистов состоялось уникальное музыкальное представление: мировая премьера 24 прелюдий и фуг Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) — отечественного композитора и пианиста. То обстоятельство, что произведение было впервые целиком исполнено спустя 75 лет после его создания, невольно напоминает возрождение в исполнительской практике творений великого И. С. Баха в середине XIX века, пролежавших в полузабвении целый век, ибо даже «забракованная» в своё время Четвертая симфония Д. Д. Шостаковича не ждала своего часа так долго.

Концерт прошёл в двух отделениях. Он начался в 18 часов, а закончился чуть ли не в 22 часа! По окончании было такое ощущение, будто довелось впервые выслушать то ли полную версию «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, то ли «Гибель богов» Р. Вагнера!

Далее: http://belcanto.ru/14122102.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Свершилось долгожданное: на фирме "Мелодия" вышел диск с 24 прелюдиями и фугами Всеволода Задерацкого!
Еще не слушала - только что сама узнала :)
Вот ссылка на релиз: http://melody.su/catalog/classic/36438/
В записи участвуют наши замечательные молодые исполнители: Ксения Башмет, Юрий Фаворин, Никита Мндоянц, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин и Андрей Ярошинский.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 619
21
ФЕВРАЛЯ
ВТОРНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Концерт в рамках Международной научной конференции «В.П. Задерацкий: возвращение в историю»

Всеволод Петрович Задерацкий (1891-1953). Авторский вечер

К 125-летию со дня рождения композитора

Даниил Екимовский (фортепиано)

Яша Немцов (фортепиано) Германия

Анджей Белецкий (баритон)

Михаил Сегельман (фортепиано)

Оркестр и хор ДМШ Академического музыкального училища при Московской консерватории

Дирижёр –

Александр Хургин

Хормейстер –

Марина Цатурян

В программе:
В. П. Задерацкий
Соната №2 для фортепиано (1928)
Вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на стихи А. Твардовского (1946)
Соната фа минор для фортепиано (1939)
«Арктическая симфония» для детского оркестра и хора (1935)