Автор Тема: Скорбим о Сальери...  (Прочитано 34554 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Скорбим о Сальери...
« : Январь 15, 2008, 00:06:10 »
Однажды я заговорил с другом о Пушкине и Сальери - мол, Пушкин непонятно что имел ввиду, когда написал реплику Сальери "поверил я алгеброй гармонию". Вообще-то теория музыки математически  очень строгая... начал было я. 
- Сальери? Да он бездарный был! - Вырвалось у моего друга.
Я воспринял это как личное оскорбление. Это сказал человек, который повелся на пафос маленькой трагедии "Моцарт и Сальери", и не знает произведений ни того, ни другого.

Мне стало грустно. Я представил себе учеников, которые со школьной скамьи впитывают одно - Сальери - подлый и гнусный завистник, отравивший небесного гения. И конечно это самый бездарный композитор в мире. Они не представляют себе жизнь этого человека, они даже смутно представляют себе, что он был человеком. Путаница художественного образа с реальной личностью остается у них в мозгах, надолго.
Да уж, Пушкин, имевший репутацию хулигана и повесы, хулиганил до конца, - погнавшись за "красным словцом" и цельностью образа "завистника", он опустил все детали и условности. 
***Говорят, что искусство требует жертв. В данном случае искусству понадобилось человеческое жертвоприношение*** пишет Борис Кушнер в книге "В защиту Антонио Сальери".

Эта книга написана сочувствующим человеком. Она развенчивает множество мифов, которое создает богатое общественное воображение.

Я предлагаю вам изучить этот большой труд и разобраться в недоразумениях вокруг Пушкина, Моцарта и Сальери. 

http://www.peoples.ru/art/music/composer/salieri/index.html



Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #1 : Январь 17, 2008, 15:00:48 »
Спасибо за интересный материал !
Сальери как композитор был весьма плодовит и оказал заметное влияние на музыкальную жизнь своего времени, потому сбрасывать его со счетов никак нельзя.
Даже сегодня многие коллективы записывают оперы Сальери и выступают с его инструментальными произведениями, так что считать его "забытым" нельзя, но и "популярным", пожалуй, тоже.
Я хотел было эту тему перенести в раздел "Композиторы", но потом подумал и оставил её здесь - дело в том, что всё зависит от вектора развития этой темы: если она станет повествованием о "житии" Сальери и о его произведениях, то это одно, а если она сделается площадкой для обсуждения легенд и литературных небылиц, в т.ч. и пушкинских, имеющих значение ХУДОЖЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННОЕ, а не мемуарное, а также если зайдёт речь о соотношении легенд о великих людях и той исторической правды, которая на самом деле имела место, то это как раз тема для "бесед на галёрке" :)) Возможно также обсуждения типажей, представленных двумя выдающимися людьми - Моцартом и Сальери, и характера их взаимоотношений.
Да мало ли о чём ещё можно поговорить в этой многовекторной теме .............
« Последнее редактирование: Январь 17, 2008, 15:02:46 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #2 : Январь 17, 2008, 22:53:15 »
Даже сегодня многие коллективы записывают оперы Сальери и выступают с его инструментальными произведениями, так что считать его "забытым" нельзя, но и "популярным", пожалуй, тоже.
Совершенно верно! Часто приходится слышать произведения Сальери по "Орфею", оттуда же узнаешь, что его ставят и играют лучшие театры мира... неизвестно по каким причинам, однако факт.
А как вам анекдоты? В тему да?

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #3 : Январь 18, 2008, 07:15:23 »
Я представил себе учеников, которые со школьной скамьи впитывают одно - Сальери - подлый и гнусный завистник, отравивший небесного гения. И конечно это самый бездарный композитор в мире... Путаница художественного образа с реальной личностью остается у них в мозгах, надолго.

Да уж, Пушкин, имевший репутацию хулигана и повесы, хулиганил до конца, - погнавшись за "красным словцом" и цельностью образа "завистника", он опустил все детали и условности. 

Ничего подобного!!!
Как раз у А.С. Сальери далеко не бездарен.
Пушкинская тема - ТАЛАНТ vs. ГЕНИЙ и раскрывается она виртуознейшим образом!
Сделано это настолько тонко, что совершенно ускользает от поверхностного читательского наблюдения :)))

В связи с этим, позвольте порекомендовать всем БЛИСТАТЕЛьНУЮ статью Гаспарова «ТЫ, МОЦАРТ, НЕДОСТОИН САМ СЕБЯ»: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v77/v77-115-.htm
Если кто не читал, прочтите обязательно - ОБАЛДЕЕТЕ :))))

 
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #4 : Январь 18, 2008, 11:45:38 »
Пушкинская тема - ТАЛАНТ vs. ГЕНИЙ и раскрывается она виртуознейшим образом!
:) Именно.
Прочитав ваши слова, я вспомнил знаменитое высказывание. Не суть в его точной формулировке, но смысл в том, что талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.
Я вижу, что данная тема имеет перспективу раскрыться именно в таком ключе, поэтому она остаётся в этом разделе. Впрочем, это не исключает обсуждения творчества Сальери, если кто пожелает высказаться :)

Подолью масла в огонь - один деятель искусства высказывается следующим образом:

"Мой подход к искусству элементарно прост - живое оно или нет.
Живая душа чувствует живое искусство без объяснений и анализа.
Неживая прибегает к холодной рассудочности в своих оценках, теоретизированию, псевдонаучности, бесконечному мусору псевдофилософских терминов и т. п. и... остаётся неживой. Всё в таком случае превращается в бесконечный фарисейский бред самодовольной бездарности".

Оставим эмоциональную оценку аналитического подхода, т.к. в данном случае меня интересует другое - в цитате чётко обозначен примат ИНТУИТИВНОГО начала.
Отсюда вопрос - а действительно ли творчество, в т.ч. и музыкальное, в т.ч. и творчество музыканта-исполнителя всегда и везде должно осуществляться исключительно на основе инуитивного подхода ?
Не указывает ли принципиальный отказ от "объяснений и анализа" на тот простой факт, что человек не хочет дружить с собственной головой ?

А помните ещё одну поразительную вещь у Пушкина - этот его "спор" о том, чем отличается "поэт" от "импровизатора" ? :))
Разве не та же идея ?
Но что любопытно - Пушкин тоже всегда артикулирует мысль о "живом искусстве", но он никогда не забывает о "ремесле", как "подножии искусства" и, между прочим, поручает эти слова ...... Сальери:

"...Ремесло
Поставил я подножием искусству"

А помните слова другого писателя:
"Искусству всегда угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником".

Разве не поразительно ? :))
Очень даже по теме.

Я только хотел бы, чтобы мы отделяли "Сальери пушкинского" от "Сальери реального".
Кстати, было бы любопытно уточнить одну вещь, до которой я не удосужился добраться - имелось ли на самом деле в чертах характера Сальери нечто такое, что явилось основой для произведения Пушкина - ведь легенду об отравлении Моцарта придумал не Пушкин !

котдор

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #5 : Январь 18, 2008, 12:26:16 »
а если вместо этих славословий  просто взять, да и послушать диск бартоли? все сразу и станет понятно без пушкина, кушнера, и тд. и тп. ;D ;D что ж мы так любим перепевки вместо собственных впечатлений?
надо ж, скорбим о сальери.. ну просто родственник скончался :D

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #6 : Январь 18, 2008, 12:43:50 »
позвольте порекомендовать всем БЛИСТАТЕЛьНУЮ статью Гаспарова «ТЫ, МОЦАРТ, НЕДОСТОИН САМ СЕБЯ»: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v77/v77-115-.htm
Если кто не читал, прочтите обязательно - ОБАЛДЕЕТЕ :))))
А вы не хотели бы прокомментировать статью по вашей ссылке ? :)

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #7 : Январь 19, 2008, 01:38:49 »
Котдор взял и послушал диск Бартоли - и что ему стало понятно?

(и перестаньте меня цеплять, вы серьезно разговаривать умеете?)

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #8 : Январь 19, 2008, 13:49:06 »
...талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.

Конечно.
Весь цимес однако в том КАК у Пушкина обозначена сия (невидимая для Сальери) цель, причем не абстрактная, а вполне КОНКРЕТНАЯ, связанная с конкретным эпизодом конкретной моцартовской оперы, на которую недвусмысленно указывается.
Как пишет Гаспаров, "перед нами не просто тип художника, не олицетворенное «моцартианство», но именно Моцарт, который БУКВАЛьНО СОЗДАЁТ свою музыку на наших глазах, и создает её такой, какой она предстает в реальных произведениях композитора."
В свете этого выявляется скрытый подтекст одного из ключевых моментов трагедии - сцены со слепым скрипачом, смысл которой, без этой пушкинской идеи, остался бы не вполне понятным.

...один деятель искусства высказывается следующим образом:

"Мой подход к искусству элементарно прост - живое оно или нет.
Живая душа чувствует живое искусство без объяснений и анализа.
Неживая прибегает к холодной рассудочности в своих оценках, теоретизированию, псевдонаучности, бесконечному мусору псевдофилософских терминов и т. п. и... остаётся неживой. Всё в таком случае превращается в бесконечный фарисейский бред самодовольной бездарности".

Оставим эмоциональную оценку аналитического подхода, т.к. в данном случае меня интересует другое - в цитате чётко обозначен примат ИНТУИТИВНОГО начала.
Отсюда вопрос - а действительно ли творчество, в т.ч. и музыкальное, в т.ч. и творчество музыканта-исполнителя всегда и везде должно осуществляться исключительно на основе инуитивного подхода ?

Но тот же самый деятель высказывался и иначе, что мол "надо учить историю, быт, нравы каждого времени, изучать
"персональное дело" каждого композитора под микроскопом." :))) Так что... Понимаете, не в декларациях дело...
Тот же Рихтер говорил о своей нелюбви к анализу. А его фантастические музыкально-литературно-художественные ассоциации - это что, результат аналитической работы? :))) Да ни в коем случае! Однако же рихтеровское искусство трудно назвать интуитивным : )))

Что касается приведенной цитаты (безотносительно к автору)- то мне все это представляется редкостным бредом и даже пошлостью; собственные ощущения, сколь бы тонкими они ни были :), не могут являться критерием гениальности и общецивилизационной значимости. Все эти разговоры, что "живая" душа, дескать, че-то там почувствует - уже достали! НИ ЧЕРТА никто не "почувствует"!!! Точнее, непосредственному восприятию доступна лишь верхушка айсберга (в лучшем случае). Идеи гения нетривиальны и понимание их никому не гарантировано, никакому интуиту с живой душой, который не просто до них не докопается, а даже не поймет, что вообще надо где-то копать :)))
Да вот, к примеру, - та же пушкинская идея, прекрасно описанная Гаспаровым. Ну как это можно, любопытно узнать, просто взять и "почувствовать", не обладая исчерпываюшим знанием музыки Моцарта и содержащейся в ней специфической и нетривиальной символики??

По поводу же теоретических изысканий  - да любому теоретику, который сумел хотя бы приблизить нас к пониманию авторского замысла, надо памятник поставить нерукотворный, а не нести всякий бред по поводу холодной рассудочности и т.п.  Вообще, поразительная наглость - ученый-аналитик безвозмездно (т.е. ДАРОМ :)))) дает ответ, на поиски которого можно потратить жизнь (и так и не найти). И вместо бесконечной благодарности начинаются какие-то высокомерные бредни: это, мол, не "живое", где же "душа" etc. Поразительно!
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #9 : Январь 19, 2008, 23:48:54 »
Но тот же самый деятель высказывался и иначе, что мол "надо учить историю, быт, нравы каждого времени, изучать "персональное дело" каждого композитора под микроскопом." :)))

:))
Вы тоже отметили это противоречие в его высказываниях ? :))
Я так думаю, что он сам не помнит, что написал раньше.
Ну "интуит", одно слово - сегодня брякнет одно, а завтра противоположное, а сам и не заметит даже .....

...талант поражает цель, в которую никто не может попасть, а гений поражает цель, которой никто не видит.
Т.е. гений видит цель, которой не видит талант.

Конечно.
Весь цимес однако в том КАК у Пушкина обозначена сия (невидимая для Сальери) цель, причем не абстрактная, а вполне КОНКРЕТНАЯ, связанная с конкретным эпизодом конкретной моцартовской оперы, на которую недвусмысленно указывается.
Как пишет Гаспаров, "перед нами не просто тип художника, не олицетворенное «моцартианство», но именно Моцарт, который БУКВАЛьНО СОЗДАЁТ свою музыку на наших глазах, и создает её такой, какой она предстает в реальных произведениях композитора."
В свете этого выявляется скрытый подтекст одного из ключевых моментов трагедии - сцены со слепым скрипачом, смысл которой, без этой пушкинской идеи, остался бы не вполне понятным.

Да !
ТАКАЯ трактовка идеи Пушкина меня "пробила" !
Я впечатлился !
Но должен отметить, что многое из "объяснений" этой статьи остаётся всё же в области домыслов и предположений ......
« Последнее редактирование: Январь 19, 2008, 23:51:11 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #10 : Январь 20, 2008, 17:20:29 »
На этом сайте есть подборка материалов по теме "Моцарт и Сальери":
http://mozart.belcanto.ru

И еще, одна из последних статей на эту тему:

Елена Антонова
ТАЙНА МОЦАРТА
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/733/82.html

Небольшая цитата:

     Заговор сильных мира сего, увидевших в Моцарте с его ярким гением, чувством собственного достоинства и нонконформизмом угрозу вечной своей власти, так же, впрочем, как потом в Пушкине и Лермонтове, тоже обреченных на раннюю насильственную смерть, без статистов свершиться не мог. А их, готовых ради сиюминутных привилегий безоговорочно исполнять все приказы, во все времена предостаточно. В книге эти статисты, сыгравшие разную роль в гибели Моцарта, и обрисованы по-разному. Вот — один из самых близко стоящих к маэстро в последние месяцы людей, его ученик и почти что прислужник — Франц Ксавер Зюсмайр. Да-да, тот самый, который завершил его Реквием и по его подсказке написал некоторые, не слишком значимые фрагменты "Милосердия Тита", так как сам Моцарт просто не успевал все сделать в спешно заказанной ему Леопольдом II для коронации в Праге опере. Но ведь Зюсмайр, попросившийся к Моцарту в ученики, прежде был учеником Сальери, все время сохранял к нему добрые чувства и хорошие отношения, а в 1794 году по протекции Сальери был сделан капельмейстером Венского оперного театра! Так что маэстро Сальери даже не требовалось самому подсыпать в чашу Моцарта яд. Да и так близок в последние месяцы был к моцартовскому семейству этот "свинмайр", что часто, когда сам композитор был занят (а занят он был постоянно), тот сопровождал на воды в Баден жену Моцарта Констанцию, которая и стала, как считали тогда многие венцы, его любовницей и даже родила от него сына — Франца Ксавера Моцарта. Плохо, однако, кончают свои дни апологеты и статисты зла. В 1803 году 37-летний Зюсмайр скончался при симптомах, похожих на симптомы Моцарта и был похоронен в общей! могиле. Кстати сказать, 1803 год был критичен и для властных недругов Моцарта: в этот год приказали долго жить Зальцбургский архиепископ Иеронимус Колоредо и Венский архиепископ Кристофоро Мигацци. Ну а уж смерти, как у Сальери, в психиатрической лечебнице никто не пожелает.

котдор

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #11 : Январь 21, 2008, 12:06:05 »
Котдор взял и послушал диск Бартоли - и что ему стало понятно?

(и перестаньте меня цеплять, вы серьезно разговаривать умеете?)
странно, что никому кроме меня после прослушивания диска бартоли не стало ничего понятно ;D композиторское наследие сальери в полной мере подкреплено выдающимся мастерством всемирноизвестной певицы. но не впечатляет и не застявляет себя любить с первой ноты, как музыка моцарта. дарования не равны, более того, и рядом не стояли. так что - у сальери был, разумеется,  мотив, но к сожалению из области уголовного права ;D
по поводу вашей просьбы- это обоюдно. узнаю руку мастера, из прошлой жизни ;D человек может поменять имя, он не способен поменять свою сущность. так что - не начинайте первой, и не получите отдачи :D

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #12 : Январь 21, 2008, 12:16:48 »
На этом сайте есть подборка материалов по теме "Моцарт и Сальери":
http://mozart.belcanto.ru

Да, на сайте, к которому прикреплён форум, имеется много информации. Жалею, что сразу не догадался дать ссылку, т.к. полагал, что те, кто приходит на форум, посещают соответстующий сайт :)

А вот что касается музыки Моцарта и Сальери, я должен рассказать о любопытном факте.
Дело в том, что стилистически эти композиторы весьма близки, т.к. жили в те времена, когда ещё можно было рассуждать о "стиле эпохи", и не всякий профессионал, если только он не знаком с творчеством Моцарта в ПОЛНОМ объёме, иной раз сможет различить музыку этих композиторов.
"Хиты" Моцарта всем известны, профессионалы знакомы с более широким кругом его произведений, но если взять громадный пласт редкоисполняемой музыки Моцарта, т.е. второстепенной, проходной в его творчестве, то запросто можно впасть в заблуждение, если сыграть или спеть что-либо из Сальери, а потом из Моцарта.
Не всякий профессионал возьмётся в такой ситуации распознать имя автора !

Basil

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #13 : Январь 22, 2008, 12:44:25 »
Вот ещё любопытная ссылка.

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_334.html

Многие идеи тут носят ключевой характер, поэтому я хотел бы чуть-чуть процитировать:

"Платов:
Вот что я обнаружил, работая с моими студентами. Я им играю музыку Сальери и задаю вопрос: Моцарт это или нет? Ввести студентов в заблуждение легко. Музыка Сальери и музыка Моцарта стилистически настолько похожи, что только эксперт способен их различить".

"Кантнер:
Повсюду можно прочесть: Моцарт намного более велик, чем Сальери. Но у меня есть любимое выражение: я не знаю композиторов, я знаю только произведения. У Моцарта есть сочинения, которые превосходят все, что написано его современниками. Но есть и такие, которые не исполнялись бы никогда, если б не были сочинены Моцартом. Моцарт демонстрирует более высокое мастерство в инструментовке и в развитии тем, в обработке и в масштабности развертывания - в этом Моцарт выше".

"Платов:
Влияние на творчество Моцарта оказывали не столько отдельные конкретные фрагменты или мелодии, сколько то обстоятельство, что Моцарт, регулярно посещая оперу, мог видеть, какие из произведений имели успех у публики. Сам он пытался работать в том же духе.
Слушая музыку Сальери, Моцарт получал четкое представление о вкусах венской публики. Множество ходов обеспечивает их сюжетную и стилистическую связь".

"Кантнер:
В известной мере Сальери, вместе с Паизиелло, являлся музыкальным образцом для Моцарта. Не надо забывать, что после больших успехов Моцарта как вундеркинда в Милане в его карьере наступил определенный застой, и Зальцбург с точки зрения музыкальной жизни был скорее провинциальным. Был, конечно, Мюнхен, но и Мюнхен далеко не Вена. До Вены, до его венского периода, Моцарт сочинил, если отвлечься от его юношеских произведений, только один шедевр - "Идоменео".
В Вене Моцарт сразу попал под влияние последних достижений в области оперного творчества - Паизиелло, Сальери и Чимароза. Эти три композитора были хозяевами репертуара в Вене, все трое и стали для Моцарта образцами".

"Кантнер
Что Сальери завидовал гению Моцарта - это взгляд романтизма XIX века. Конечно же, Сальери сознавал, что Моцарт был гением. Себя с ним он вел всегда по-дружески. И Моцарт сам в последний год жизни добивался расположения Сальери. Он взял Сальери с собой на одно из представлений "Волшебной флейты". Он пишет: "Сальери все очень понравилось". Стало быть, радуется, что Сальери его похвалил. Для зависти к Моцарту у Сальери не было причин, у Сальери было вполне прочное положение".

"Успех Сальери был огромный. И вообще его оперы ставились гораздо чаще, чем оперы Моцарта. Чем это объяснить? Вот что говорит об этом чешский музыковед Камила Халова.

Халова:
В восемнадцатом веке музыку, в частности оперу, воспринимали иначе, чем воспринимают ее в наше время. Это нужно учесть, если мы хотим понять, почему, например, творчество Сальери воспринималось в свое время с восторгом и почему в наше время это не происходит. Оперные зрители того времени имели совсем другой музыкальный опыт, и эстетические критерии, эстетические требования, предъявляемые к опере, были другие. Было иное ощущение времени и, следовательно, темп жизни был другой.
Современный оперный зритель знаком не только с оперой XVIII и предыдущих веков. Но и с оперой последующих двух столетий, то есть XIX и ХХ веков".

"Кантнер:
В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось.
От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию - "итальяшки" - и все валил на "итальяшек". Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это ему представлялось препятствием для собственного успеха. И именно Моцарт, несмотря на то, что произведения его заслуживают самой высокой оценки, пытался оттеснить от императора итальянцев ради собственного преуспеяния".


---------------------


Чем больше погружаешься в эту тему, тем больше удивительных вещей выплывает из тьмы времён :))

Оффлайн Дагот Гарес

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #14 : Январь 26, 2008, 02:20:16 »
Спасибо! Очень!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #15 : Март 17, 2008, 14:37:31 »
Ещё любопытный материал, на сей раз "Бетховен и Сальери" :)

http://www.21israel-music.com/BeetSal.htm

Отсюда любопытный штришок к характерам и Бетховена, и Сальери.

Цитата:
---------
     Музыканты же, учившиеся у него (у Сальери), или люди, тесно общавшиеся с ним, либо просто не придавали значения этим слухам, как Бетховен, либо вставали на защиту оклеветанного старика. Так поступили, например, первый биограф Сальери - И.Мозель, автор первого некролога Сальери - Ф.Рохлиц, автор брошюры в защиту Сальери - Дж.Карпани, а также И.Мошелес, донесший в своих воспоминаниях слова Сальери, сказанные на пороге смерти в момент просветления рассудка: "Поскольку это моя последняя болезнь, то я могу искреннейше заверить Вас, что весь этот абсурдный слух не содержит ни йоту правды; Вы же знаете, говорят, будто я его отравил. Но нет же, тут злоба, обычная злоба; скажите это всему миру, милый Мошелес; это Вам говорит старый Сальери, который скоро умрет".

     Не верил в сплетню и Россини, отважившийся однажды пошутить с маэстро по этому поводу, заявив ему: "Какое счастье, что Бетховен из чувства самосохранения избегает приглашать вас к столу, - иначе вы бы и его отправили на тот свет, как сделали это с Моцартом". "Я по-вашему похож на отравителя?" - спросил Сальери. "О нет! Вы больше похожи на отъявленного труса", - ответил я, а он таким и был".

---------

:)
Однако, Россини всегда был довольно бесцеремонным........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #16 : Апрель 22, 2008, 15:51:43 »
Сальери далеко не бездарен.

Кстати, не пришла ли пора послушать парочку его опер ?
Таких, к примеру, как "Тарар" и "Фальстаф" ?
К сожалению, они у меня на DVD, но если кто-то предложит программку и способ перевода в аудиоформат, то я переведу :)

Также имеет смысл ознакомиться с его концертами и др. инструментальными произведениями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кристи

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 114
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #17 : Апрель 22, 2008, 21:33:50 »
Вышла новая художественная книга Геннадия Смолина "Гений и злодейство". Очередное подражание Дэну Брауну.
"Увлекательным остросюжетным романом Геннадия Смолина "Гений и злодейство" открывается новая серия книг автора по тематике "Слава и безумие, гениальность и злодейство", предназначенной как для специалистов, так и для массовой читательской аудитории. Интеллектуальная трагедия Геннадия Смолина будет интересна читателям - это загадочная история жизни, любви и смерти Бога музыки Вольфганга Амадея Моцарта, тонко переплетенная с современностью. Сюжет романа динамично разворачивается в пределах трех европейских государств: России (Москва), Германии (Берлин, Мюнхен, Майнц) и Австрии (Вена, Зальцбург) в XVIII веке и в наши дни. Автор романа подводит читателя вплотную к раскрытию одной из величайших тайн XVIII века, закодированной в гениальном шедевре А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"."

Кое-что по теме:  http://vamozart.narod.ru/
http://vamozart.narod.ru/1.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #18 : Апрель 23, 2008, 10:52:19 »
Вышла новая художественная книга Геннадия Смолина "Гений и злодейство". Очередное подражание Дэну Брауну.

Да, материал сам по себе интересен, особенно меня заинтересовали ссылки на "Бюллетень по атомной энергии" - или по второй ссылке как раз приведён текст из бюллетеня ?
Любопытны все обстоятельства, особенно же более подробное пояснение к истории происхождения "волос Моцарта", а также к экспертизам химического состава этих волос - неужели только в 2007 году додумались провести экспертизу на наличие ртути в этих волосах ? Любопытно, насколько прочно обоснование того, что это именно Моцарта волосы ? Предположение об отравлении Моцарта соединением ртути было высказано очень давно, в т.ч. и в советской ещё печати оно тоже появлялось, поэтому более чем странно, что при наличии важнейшего "вещественного доказательства" никакие работы нигде не были проведены. Ведь, к примеру, "волосы Наполеона" давно уже исследовали на предмет наличия мышьяка. Как бы не столкнуться на этой почве с ещё более изощрённой мистификацией :)) Кстати, в статье сказано, что есть ещё одна прядь волос Моцарта - посмертно ли срезана прядь или при жизни Моцарта - я не понял. Параллельная экспертиза другой пряди была бы крайне уместна - вот это будет настоящий фурор, когда подтверждение поступит из другого источника.
Доводилось также в разных источниках видеть радикальные высказывания о жене Моцарта как о сообщнице убийцы, которая хотела избавиться от мужа-неудачника (в плане карьеры) - насколько достоверны такие выводы ? Ведь Моцарту кто-то должен был подсыпать яд в пищу - и этот "кто-то" должен был быть рядом с ним, чтобы незаметно подмешивать отраву.
Но причём тут Сальери в таком случае ? Он "руководил операцией" ? Или тут был целый заговор и они все по очереди подмешивали ?
Ещё что меня смутило в данной истории, так это то, что Смолин явно что-то досочинил, использовав известные факты.
Я всегда в таких вопросах сохраняю "нейтралитет", который заключается в том, что меня интересуют любые гипотезы, и я приму любые выводы, если они имеют достаточное подтверждение.
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2008, 11:04:31 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buldy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #19 : Сентябрь 03, 2009, 11:14:08 »
Если посмотреть откуда, вообще, пошел слух об отравлении Моцарта? Его источник? И что его подкрепило? То получается что основа всего - это взаимный предсмертный бред этой вечной пары: Моцарт и Сальери. Моцарт умирая от просовидной лихорадки повторял в бреду, что кто-то его отравил. Это зародыш сплетни. А подкрепил её сам Сальери через 30 с лишним лет, также в предсмертном бреду "сознавшись" в том, что именно он и отравил гения: Моцарт и Сальери

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #20 : Август 25, 2010, 21:30:42 »
Моцарт нервно дергался и непроизвольно матерился

http://medportal.ru/mednovosti/news/2004/09/01/mozart/

Британский композитор Джеймс Макконел (James McConnel), сам страдающий синдромом Жиля де ля Туретта, утверждает, что Моцарт также страдал этим расстройством, сообщает Medical Condition News.

Синдром Жиля де ля Туретта, известный также как синдром генерализованных тиков - это врожденное неврологическое заболевание, характеризующееся непроизвольными двигательными и речевыми тиками. В некоторых случаях болезнь сопровождается неконтролируемым выкрикиванием ругательств.

Французский невропатолог Жиль де ля Туретт первым в XIX веке описал свою пациентку, маркизу де Дампьер, с детства страдавшую странным заболеванием. У нее были многочисленные импульсивные подергивания мышц лица и рук (из-за чего больная не могла писать, держать в руках ложку и т. д.), сочетавшиеся с непроизвольным выкрикиванием бранных слов.

По мнению Макконела, пристрастие Моцарта к каламбурам, его навязчивый характер и засвидетельствованные многими современниками подергивания указывают на то, что Моцарт страдал этим редким неврологическим расстройством.

Этим же заболеванием, как полагают теперь, страдал и английский писатель Самуэль Джонсон. У него были лицевые тики, а его речь иногда прерывалась странными восклицаниями.

Синдром де ля Туретта не лечится, однако его проявления сглаживаются с возрастом. В некоторых случаях симптомы полностью исчезают в зрелом возрасте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #21 : Август 25, 2010, 21:32:00 »
Врач насчитал 118 возможных причин смерти Моцарта

http://www.lenta.ru/news/2010/08/25/mozart/


 
Доктор Уильям Доусон (William J. Dawson), хирург-ортопед на пенсии, проанализировал научную литературу, посвященную кончине Моцарта, и насчитал 118 гипотез о причинах смерти композитора. Результаты исследования Доусона, работающего библиографом Медицинской ассоциации исполнительских видов искусства, пересказывает The New York Times.
Доусон, который сам играет на фаготе, разделил все версии на пять типов: отравление, инфекция, болезнь сердечно-сосудистой системы, заболевание почек и все прочие диагнозы. Пускание крови как метод лечения также мог ускорить смерть композитора. Версии об отравлении были в основном отвергнуты как основанные на слухах; по некоторым данным, Моцарт сам сначала считал, что был отравлен, однако затем переменил мнение.

Среди наиболее вероятных диагнозов - уремия, ревматизм, туберкулез, септический эндокардит. Сам Доусон заявил, что если бы ему пришлось поставить два цента на одну из гипотез, он бы выбрал почечную недостаточность. Проанализировав все версии, Доусон пришел к выводу что среди них нет одной наиболее убедительной, а следовательно, дискуссии на этот счет будут продолжаться.

О течении болезни Моцарта не осталось письменных свидетельств, вскрытие произведено не было, а тело захоронили в общей могиле. Историки вынуждены полагаться только на свидетельства сына композитора, его вдовы и ее сестры, сделанные много позже смерти композитора. Также остались записи врача, который беседовал с медиками, лечившими Моцарта. Исследователи изучали и болезни родственников Моцарта.

Композитор слег 20 ноября 1791 года после периода напряженной работы, когда были созданы "Волшебная флейта", "Милосердие Тита", концерт для кларнета с оркестром, "Маленькая масонская кантата" и части "Реквиема". У него были жар, тошнота и общая апатия. Врача к 35-летнему композитору вызвали лишь вечером 4 декабря; в час ночи 5-го Моцарт умер. Врач назвал болезнь милиарной лихорадкой, однако современные медики считают, что это скорее описание, нежели точный диагноз.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #22 : Февраль 03, 2011, 19:24:09 »
Реквием от Сальери

http://www.rg.ru/2011/02/02/salieri.html

Московская филармония представила детектив

Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5396 (20) от 2 февраля 2011 г.

 
Фото: Википедия 
Очередной органный перформанс, вкус к которым в филармонической аудитории прививает известная органистка Екатерина Мельникова и постановщик, пианист Юрий Берестенников, оказался посвящен "делу" Антонио Сальери.

Вопреки мифу, придуманному человечеством и навеки утвержденному Пушкиным в гениальной трагедии "Моцарт и Сальери", "делом" итальянского маэстро было вовсе не страшное убийство Моцарта, а "Школа Антонио Сальери", через которую прошли многие гении того времени: Бетховен и Шуберт, Карл Черни и Ференц Лист. Особо одаренных Сальери учил бесплатно, в том числе и сына Моцарта - Франца Ксавьера, которого к Сальери привела вдова Моцарта Констанца. Маэстро при жизни ценили Глюк и Россини, Бомарше и Бетховен. Он имел невероятный успех в Вене и лично рекомендовал Моцарту либреттиста да Понте, с которым Моцарт написал лучшие оперы - "Свадьба Фигаро", Cosi fan tutte, "Дон Жуан".

Однако в истории маэстро остался не как успешный музыкант, а как черный завистник, интриган и убийца, отравивший величайшего гения музыки. И хотя в эту "молву" не верили его современники, а двести с лишним лет спустя, в 1997 году, на специальном судебном процессе, проходившем во Дворце юстиции Милана, Сальери был посмертно оправдан "за отсутствием состава преступления", проклятие с его имени не сошло. Потому что бессмертны слова Пушкина о его предназначении: "Судьбе моей: я избран, чтоб его (Моцарта. - И.М.) остановить - не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки...". Правда, у Пушкина Сальери "убивает" гения сам, подсыпав ему яд в бокал вина. Изощренная же венская версия отводит Сальери место посредника в сложной цепи масонского заговора: эрцгерцог Леопольд II - граф Вальзегг цу Штуппах, заказавший Моцарту "Реквием", - Антонио Сальери - Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик и секретарь Моцарта, убравших гения посредством "меркурия" (ртути).

Странным образом исполнение программы, придуманной Екатериной Мельниковой в жанре музыкального перформанса-"расследования", совпало с днями памяти Моцарта, родившегося 27 января. Как заметила Мельникова, "вышло это случайно, никаких параллелей не планировалось". Наоборот, по набору композиторских имен в афише выяснялось, что цель участников перформанса, выходящих на сцену во время повествования Нарратора (засл. арт России Виктор Шутов), "увести" Сальери от мифа в реальный жизненный и музыкальный контекст. По традиции Екатерина Мельникова сделала органные транскрипции всех исполняемых сочинений Моцарта и Сальери, Черни, Глюка, Россини, Бетховена, Шуберта, Листа. И звучание этих транскрипций было таким же неожиданным, как и детали самого "детектива". Торжественный органный звук, переступающий мерными крупными аккордами, создавал новую музыкальную краску и шубертовским песням в романтически-приподнятом исполнении юной Термине Егиазарян, и "Грезам любви" Листа, и Рондо-каприччио в азартном исполнении пианиста Рустама Мурадова. Кульминацией же самого "детектива" и одновременно его эпилогом стало первое в Москве исполнение "Реквиема" Сальери (Мельникова и Московский молодежный хор под руководством Рината Бикташева). И надо заметить, что традиционные части этого "Реквиема" меньше всего соответствовали образу Сальери с его сухим, "алгебраическим" талантом. Это была величественная картина "красоты", с ажурным движением голосов, со струящейся в тихих аккордах гармонией. Реквием, не погружающий в скорбь, но возвышающий. И музыка все сказала о своем творце.

----------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
оперы Сальери...
« Ответ #23 : Февраль 04, 2011, 20:59:19 »
Коллеги, а не послушать ли нам какую-нибудь выборку из самых известных опер Сальери ? Кто может предложить названия, хорошие исполнения и ссылки на них ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #24 : Февраль 04, 2011, 21:13:49 »
Поддерживаю Вашу идею и предлагаю послушать его оперу "Признанная Европа"

ПРИЗНАННАЯ ЕВРОПА.
Музыкальная драма в 2 действиях.
Европа      Diana Damrau
Семела      Désirée Rancatore
Астерий    Genia Kühmeier
Иссей        Daniela Barcellona
Эгист         Giuseppe Sabbatini
TEATRO ALLA SCALA DI MILANO
Дирижер Риккардо Мути
2004 г.
http://intoclassics.net/news/2009-09-14-8822

Опера была впервые поставлена при открытии театра «Ла Скала» 3 августа 1778 года.
Действие оперы происходит в Тире, опера рассказывает историю любви, жестокости и политической борьбы в древние времена. Главный персонаж, Европа, была когда-то любовницей Зевса; она помогает разрешить все разногласия, открыв свою подлинную личность — отсюда название «Признанная Европа»

А вот полное либретто на итальянском
http://www.librettidopera.it/zpdf/euroric.pdf

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #25 : Апрель 01, 2012, 01:36:45 »
Подниму старую тему. Наткнулась на это обсуждение, остро интересующее меня профессионально, и не могу удержаться от пары деталей. Во-первых, о том, откуда взялась история об отравлении. Несколько лет назад, работая над своей частью комментария к "Моцарту и Сальери", я решила проверить, что имел в виду Пушкин, когда в заметке "О Сальери" написал: "Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении". Я засела в библиотеки и просмотрела все доступные в Питере подборки немецких и французских (поскольку Пушкин читал скорее перепечатки в них) музыкальные газеты и журналы с 1791 г. (год смерти Моцарта) по 1830, когда была написана пушкинская трагедия. Результаты меня ошеломили. НИ ОДНОЙ статьи, действительно обвиняющей Сальери, я не нашла. Нашла несколько статей (в основном - переводы, перепечатки и пересказы письма Сигизмунда Нейкома), отрицающих вину Сальери, однако ни одной конкретной ссылки на источник обвинений мне обнаружить не удалось. Наиболее правдоподобную гипотезу высказал А. А. Долинин - он предположил, что, как это ни парадоксально, источником легенды стало сообщение Мошелеса, пытавшегося оправдать Сальери. По всей видимости, Сальери действительно в бредовом состоянии попросил его защитить его доброе имя от слухов, существовавших, вероятно, только в воображении больного старика, а он честно напечатал опровержение, тем самым пустив эту историю в мир. Однако до Пушкина это была совершенно маргинальная версия, над которой можно было разве что посмеиваться (что периодически делали европейские музыкальные критики). Кстати, разговорные тетради Бетховена, если читать их в оригинале, а не в русских пересказах, свидетельствуют о том, что Бетховен крайне резко реагировал на слух об отравлении - судя по репликам его собеседников, его еще долго пришлось успокаивать, после беседы с журналистом Иоганном Шикхом на эту тему. Так что, увы, ответственность за появление стойкой легенды лежит, похоже, на Пушкине...
Что же касается статьи Гаспарова, то, боюсь, тут в нем меломан победил филолога. Ни письма, ни заметки Пушкина не свидетельствуют о глубокой музыкальной культуре и серьезном интересе к музыке. Если "Дон Жуана" он, вероятно, видел в постановке, то из "Свадьбы Фигаро", скорее всего, слышал только фрагменты в домашне-концертном исполнении, то есть, ни о какой полной оркестровой версии там речи не было. Интерпретация Б. М., как обычно, тонка и изящна, но, увы, очень сомнительна.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #26 : Апрель 01, 2012, 02:14:42 »
Прежде всего позвольте вас поблагодарить на крайне любопытную информацию !
Я ни разу не слыхал и не читал, чтобы кто-то, кроме вас, проделал ту работу, о которой вы пишете в своём сообщении:

Я засела в библиотеки и просмотрела все доступные в Питере подборки немецких и французских (поскольку Пушкин читал скорее перепечатки в них) музыкальные газеты и журналы с 1791 г. (год смерти Моцарта) по 1830, когда была написана пушкинская трагедия. Результаты меня ошеломили. НИ ОДНОЙ статьи, действительно обвиняющей Сальери, я не нашла. Нашла несколько статей (в основном - переводы, перепечатки и пересказы письма Сигизмунда Нейкома), отрицающих вину Сальери, однако ни одной конкретной ссылки на источник обвинений мне обнаружить не удалось

Это грандиозно ! Без всякого преувеличения: столько материала поднять !
Но можете ли вы быть уверены, что вы просмотрели ВСЕ источники, которые могли бы попасться в руки Пушкину ? Ведь пестрота тогдашней прессы, её разнокалиберность и малые тиражи вряд ли могут гарантировать, что ныне нам доступно всё, что существовало тогда.
Интересно также, сохранял ли Пушкин дома ту прессу, которую читал, подшивал ли её и т.п. - об этом можно было бы спросить в СПб на Мойке, 12.

P.S. Да, кстати, в настоящее время музей-квартира Пушкина на Мойке, которую я в обязательном порядке традиционно посещаю в каждый свой приезд в СПб, находится на реконструкции.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2012, 02:25:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #27 : Апрель 01, 2012, 02:32:49 »
Ну, в принципе, академический комментарий предполагает выполнение подобной работы. Параллельно со мной (и независимо) ее проделал для своего комментария А. А. Долинин.
Конечно, я не могу быть уверена, что просмотрела все, хотя то, что могло попадать в руки Пушкина, вероятнее всего, мною учтено. Отчасти я дополнила эти изыскания недавно, подняв еще и материалы виртуальных библиотек в Интернете - сейчас многие старые периодические издания полностью отсканированы и доступны. Результат тот же. Похоже, что ссылкой на "некоторые газеты" маскировалось просто сарафанное радио, ссылаться на которое в приличных изданиях было неприлично.
Что касается газет, читавшихся Пушкиным - вырезок и подборок он не делал, но некоторые годовые подписки в его библиотеке сохранились. Полное описание пушкинской библиотеки напечатано Модзалевским. А хранится эта библиотека в Пушкинском Доме - на Мойке 12 подобрана аналогичная, выглядит похоже, но это не пушкинское собрание. Кстати, они уже открылись :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #28 : Апрель 01, 2012, 02:43:29 »
в Пушкинском Доме - на Мойке 12 подобрана аналогичная, выглядит похоже, но это не пушкинское собрание. Кстати, они уже открылись :)

О, как мило ! Ну слава богу, что открылись, а то я прошлым летом уже начал думать, что это на долгие годы.

Отчасти я дополнила эти изыскания недавно, подняв еще и материалы виртуальных библиотек в Интернете - сейчас многие старые периодические издания полностью отсканированы и доступны

Интересно ! Приведите, пожалуйста, ссылки ! Это в рамках оцифровки библиотек ?
У нас что-то было сказано по этому поводу:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2420.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2546.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3957.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5826.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #29 : Апрель 01, 2012, 11:08:17 »
А Вы не предполагаете, что эти издания погли вообще никогда не пересекать российской границы, и информация была "доставлена" в устной форме кем-нибудь из путешествовавших - Тургеневым, Вяземским, Финкельмон?..(Но тут нужны даты.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #30 : Апрель 01, 2012, 11:40:55 »
А Вы не предполагаете, что эти издания погли вообще никогда не пересекать российской границы, и информация была "доставлена" в устной форме кем-нибудь из путешествовавших - Тургеневым, Вяземским, Финкельмон?..

Но это подтверждает то предположение, что "ссылкой на "некоторые газеты" маскировалось просто сарафанное радио". Впрочем, это не отменяет возможности существования печатного первоисточника.
Мне кажется, что уважаемая zewaka высказала наиболее правдоподобную мысль, что из "маргинального" состояния версию об отравлении Моцарта вывел сам Сальери, который попросил защитить его имя от этого навета.
Это, кстати, к вопросу о печатных источниках, которые иной раз увековечивают разные нелепости и слухи, которые без них попросту канули бы в Лету.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #31 : Апрель 01, 2012, 12:03:06 »
Я просто попыталась противопоставить термин "сарафанное радио" гипотетическому источнику из ближайшего окружения Пушкина, заслуживающему доверия.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #32 : Апрель 01, 2012, 12:34:17 »

Интересно ! Приведите, пожалуйста, ссылки ! Это в рамках оцифровки библиотек ?
У нас что-то было сказано по этому поводу:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2420.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2546.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3957.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5826.0

Да, в первую очередь, конечно Google Books, но есть еще прекрасные библиотеки, например http://archive.org/ - сводный сайт американских библиотек; по французским источникам многое можно найти на Галлике: http://gallica.bnf.fr/ (это сайт французской Национальной библиотеки) и, особенно о том, что связано с театром, на http://www.cesar.org.uk/cesar2/
Немецкая литература в большом количестве выложена на Гутенберге: http://www.gutenberg.org/
Разумеется, во всех этих библиотеках есть книги на разных языках, я только отметила, какие где наиболее широко представлены.

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #33 : Апрель 01, 2012, 12:44:12 »
Я просто попыталась противопоставить термин "сарафанное радио" гипотетическому источнику из ближайшего окружения Пушкина, заслуживающему доверия.

Это понятно - речь о том, откуда это "ближайшее окружение" могло почерпнуть информацию - то есть, о первоисточниках легенды.
Ну и некоторые печатные источники точно могли быть Пушкину известны: в частности, письмо Нейкома и еще одна заметка в защиту Сальери были напечатаны в «Journal des Debats», издании, которое Пушкин регулярно читал.
Кстати, из ближайшего пушкинского круга наиболее авторитетным в области биографии Моцарта был Улыбышев, уже в это время собиравший материалы для своего обширного биографического труда о нем. Так вот, Улыбышев категорически не признавал версию об отравлении достойной какого-бы то ни было внимания.

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #34 : Апрель 01, 2012, 16:53:02 »
А Вы думаете, фактическая сторона легенды имела для Пушкина значение или сплетня явилась "информационным поводом", совпавшим с его болдинскими размышлениями о борьбе жизни со смертью, если брать "Маленькие трагедии" как единое целое?

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #35 : Апрель 01, 2012, 17:44:07 »
А Вы думаете, фактическая сторона легенды имела для Пушкина значение или сплетня явилась "информационным поводом", совпавшим с его болдинскими размышлениями о борьбе жизни со смертью, если брать "Маленькие трагедии" как единое целое?
Конечно для Пушкина была важна фактическая сторона легенды. Сюжет волновал его еще задолго до Болдина: уже в 1826 году, по возвращении из Михайловского, он говорил Погодину об этом замысле и тогда же внес его в "проект из десяти названий". По всей видимости, выстроенная на основании сплетни сюжетная коллизия так его увлекла, что он пошел на сознательную клевету, к чему вообще-то относился отрицательно - в том же Болдине, осенью 1830 г. в «<Опровержении на критики>» он писал: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною». Думаю, что "Заметка о Сальери" - слабая попытка оправдаться в собственных глазах.

дилетант

  • Гость
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #36 : Апрель 01, 2012, 18:09:17 »
Думаю,Вы правы. Хотя в целом и получилась одна из "иллюстраций" к общей идее.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #37 : Апрель 01, 2012, 18:45:37 »
Думаю, что "Заметка о Сальери" - слабая попытка оправдаться в собственных глазах.

Я прочитал эти ваши слова и сразу подумал, что Пушкину стоило бы взять для главных героев "Моцарта и Сальери" какие-нибудь псевдонимы, чтобы снять с реальных исторических персонажей любые "подозрения", которые волей-неволей на них падают, если использовать реальные имена.
С другой стороны, с заменой имён исчезло бы такое хорошее название ! К примеру, "Вольфганг и Антонио" - это не столь эффектно ! :))
Но зато можно было бы, с одной стороны, рассказать ту же историю о гении и ремесленнике, с другой стороны, избежать прямых наветов, а в-третьих, напомнить об этом историческом анекдоте, потому что вполне очевидных коннотаций всё равно не удалось бы избежать.
Но, как говорится, что сделано, то сделано. Как мы знаем, Пушкин мог быть довольно злым и даже жестоким: вспомним хотя бы его эпиграмму на Гнедича ("Крив был Гнедич"). Правда, поэт не пустил её по миру, но всё равно.
Однако у меня для него имеется и другое "оправдание": дело в том, что ко времени написания "Моцарта и Сальери" эти имена уже вошли в историю, поэтому УЖЕ ТОГДА можно было вешать на них всех собак, списав это на "художественный вымысел". Быстро, однако, вошли они оба в историю, а имена их сделались нарицательными .........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #38 : Август 21, 2012, 15:48:00 »
Те представления о Моцарте, Сальери, их эпохе и взаимоотношениях музыкантов вообще, которые наши сограждане усваивают с самого детства, во многом связаны с историей, рассказанной Пушкиным, использовавшим ПОДЛИННЫЕ исторические имена. Я могу предположить, почему он счёл возможным трактовать эти имена как нарицательные. Полагаю, Александр Сергеевич – при всём моём к нему уважении как к нашему гению и солнцу – ощущал тогдашнюю Россию настолько провинциальной по отношению к Европе, что Моцарт и Сальери в тогдашней России всё равно воспринимались как личности мифические, сказочные. В самом деле, никто же не будет обижаться за Бабу-Ягу или Соловья-разбойника и пытаться идентифицировать Иванушку-дурачка или Царя Додона ? Вот и Пушкин, видимо, полагал, что его сказки о Моцарте и Сальери до Европы не дойдут и никого там не взволнуют примерно по той же причине.
Но ситуация изменилась, и сегодня мы имеем то, что имеем. Я считаю, что Пушкин недооценил возможные варианты развития событий. А может, он не верил, что кто-то вспомнит о нём после смерти и лишь мечтал об этом ? И вот теперь его сказочка, в т.ч. и благодаря его великому имени, воспринимается младшими возрастами чуть ли не как быль, и я уверен, что этот момент в школах ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно подчёркивать, объясняя детям всё то, о чём я сказал выше, т.е. преподнося им это как легенду, как художественный вымысел "Гений и Мастер", а не как быль.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #39 : Август 22, 2012, 00:24:07 »
Не думаю, что дело тут в провинциальности России. Реальные имена были нужны Пушкину, потому что именно имя Моцарта было выражением всего пласта мифов о гении-вундеркинде, с первых шагов отмеченном богом, гении легком, природном, импровизационном. Природа пушкинского творчества - предельный лаконизм, возможный благодаря широкому использованию культурных кодов (он частенько в первоначальных планах-набросках прямо именовал героев в соответствии с этими кодами - например, "Калибан" или "Пелам"). Поэтому совершенно немыслимо было бы ему создавать персонажа, дублирующего миф о Моцарте, заново описывая все те составляющие, которые можно было бы заменить одним словом "Моцарт". Сальери же, скорее всего, был для него просто давно и глубоко забытым композитором, чье имя утратило связь с реальностью и готово к наполнению любыми смыслами. Не забывайте, что это было время, когда очень мало исполнялась старая музыка (Моцарт был одним из немногих исключений) - в основном звучали сочинения современников, "свеженькие", а уж оперы, сошедшие со сцены лет десять назад воспринимались как глубокая и невозвратимая история.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #40 : Август 22, 2012, 01:49:36 »
совершенно немыслимо было бы ему создавать персонажа, дублирующего миф о Моцарте, заново описывая все те составляющие, которые можно было бы заменить одним словом "Моцарт". Сальери же, скорее всего, был для него просто давно и глубоко забытым композитором, чье имя утратило связь с реальностью и готово к наполнению любыми смыслами

Наоборот, Сальери был очень известен, иначе и Пушкин о нём ничего не знал бы ! :) Ведь Сальери дожил до глубокой - а по тем временам до глубочайшей ! - старости, он умер значительно позже Моцарта, а во времена Моцарта он был гораздо более удачливым в карьерном и финансовом плане автором, в том-то и заключалась вся соль этой истории: Сальери сопутствовал успех ! Кроме того, Сальери был выдающимся педагогом, у него учились Бетховен, Мошелес, Шуберт, Лист, Мейербер ... Любого из этих имён было бы достаточно, чтобы прославить педагога, а у него их - целая россыпь !
О нет, Сальери не мог быть "наполнен любыми смыслами" ! Это был синоним успеха и процветания, состоявшейся жизни. Но ! При всём при том было ясно, что композиторский гений Моцарта, конечно, недосягаем несмотря на его "неуспешность" карьерную. Видимо, отсюда и идёт корень легенды: завистникам Сальери так хотелось чем-нибудь его уязвить, что была придумана история с "завистью" успешного, но "бездарного" автора к Моцарту и с "отравлением" его, для которой нет фактических оснований.

Не забывайте, что это было время, когда очень мало исполнялась старая музыка (Моцарт был одним из немногих исключений) - в основном звучали сочинения современников, "свеженькие", а уж оперы, сошедшие со сцены лет десять назад воспринимались как глубокая и невозвратимая история.

Это вы говорите о предшествующих эпохах, которые обобщают общим наименованием - "эпоха премьер", когда ещё не было как таковой "истории музыки", а была одна лишь современность, вечно менявшаяся. Да, интересное было времечко, но он уже уходило в начале XIX века. Конечно, по времена Пушкина ещё рано было говорить о возрождении старинных пластов музыкальной истории, но ещё задолго до рождения Пушкина умерший Моцарт к моменту написания маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" всё ещё считался гением, слава его не меркла, и его всё ещё не забыли, хотя после него вовсю блистал Россини и другие авторы !
Уже всё было не так просто - пробивалась слава малоизвестного тогда в России Бетховена, выходили из тьмы времён и тумана современности другие имена, здравствующий Сальери тоже не давал о себе забыть ! :))
Короче, Сальери вовсе не был какой-то дремучей стариной: он умер всего за 5 лет до написания маленькой трагедии. Быть может, проживи Сальери чуть дольше, пушкинского произведения могло бы и не быть !
В общем, я не думаю, что соображения Пушкина были таковы, как вы их изложили, да и сама эта легенда была им использована лишь как повод.
Но вы правы в том, что Пушкин имел дело с культурными кодами, но он их не только использовал, но и сам создавал. В том, наверное, и мораль: он наделил реальных персонажей свойствами вымышленных культурных кодов, тем самым превратив реальные имена в нарицательные. И ничего уже тут не поделаешь, хотя мы прекрасно понимаем, что ни Моцарт не был таким, как он выписан у Пушкина, ни Сальери не соответствует его психологическому портрету, выписанному в трагедии Пушкина.
« Последнее редактирование: Август 22, 2012, 01:59:51 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #41 : Август 22, 2012, 12:15:26 »
"Между тем гуманистический дух пушкинского историзма покоился на иных основаниях. Один «ужасный век» сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше «железного века», прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным. Свобода — закон жизни, растворение в любой безличности и несвободе — окаменение и смерть. Столкновение любых форм окостенения (от камней памятника Командора до догматизма Сальери) с жизнью несет смерть, но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, всегда поэтичен. Зависимость от внешней среды — это лишь обязательный низший уровень человеческой личности, борьба со средой за духовную свободу и отказ принимать ее бесчеловечность за норму — удел высокой личности. Поэтому, например, ограничение характера пушкинского Моцарта историческими рамками романтизма выглядит натяжкой. Но если ядро цикла («Моцарт и Сальери» и «Каменный гость») дает столкновение жизни, бьющей через край, с жизнью окаменевшей и превратившейся в смерть, то обрамление построено несколько иначе. В «Скупом рыцаре» и Барон и Альбер — люди определенных эпох, Барон не лишен адского величия, Альбер — рыцарских добродетелей, но оба они растворены каждый в своей эпохе и оба жестоки, как их среда («ужасный век, ужасные сердца»). В «Пире во время чумы» и Председатель, и Священник — оба в трагическом положении: они оба враги и жертвы чумы и оба выше автоматического следования обстоятельствам. Председатель борется с чумой погружением в безудержную свободу, а Священник — призывом к нравственной ответственности. Но свобода и ответственность — две нераздельные стороны единого, и «Пир во время чумы» — единственная из пьес цикла, где борьба враждующих героев заканчивается не гибелью одного из них, а нравственным их примирением."
Ю.М.Лотман "Пушкин. Очерк творчества"

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #42 : Август 22, 2012, 23:08:37 »
Короче, Сальери вовсе не был какой-то дремучей стариной: он умер всего за 5 лет до написания маленькой трагедии.
В том-то и дело - умер он за пять лет до написания трагедии, но выпал из активной музыкальной жизни еще раньше - а этого по тем временам уже было достаточно, чтобы уйти в "дремучую старину" (повторяю, Моцарт был исключением, мифом, символом, поэтому его музыка продолжала звучать) - музыка Сальери практически не исполнялась, о его педагогической деятельности знали только в узких кругах музыкантов. Пушкин, скорее всего, знал о нем главным образом из предисловия Бомарше к публикации "Тарара" (это предисловия Пушкин читал - там рассказывалось об отношении композитора к реформе Глюка и еще много чего) - и, по всей видимости, из публикаций в "Journal des débats" по поводу слухов об отравлении.
На самом деле, я примерно в тех же выражениях, в которых Вы возражаете мне, несколько лет назад спорила с А. А. Долининым, впервые сформулировавшем приведенную мною точку зрения. Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю и убедил в правоте Долинина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #43 : Август 23, 2012, 00:27:06 »
Интересно !

Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю

Вы имеете в виду газеты и объявления каких стран и на каких языках ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #44 : Август 23, 2012, 01:00:36 »
Интересно !

Но внимательный просмотр газет, объявлений о концертах, музыкальных рецензий и т. п. очень изменил мой взгляд на эту историю

Вы имеете в виду газеты и объявления каких стран и на каких языках ?

В первую очередь, конечно, на немецком, французском и русском - но попутно (не подробно) заглядывала и в английские и итальянские.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #45 : Август 23, 2012, 09:09:15 »
В первую очередь, конечно, на немецком, французском и русском - но попутно (не подробно) заглядывала и в английские и итальянские

Так это пресса пушкинских времён или моцартовских ? У Пушкина в трагедии-то описываются времена моцартовские, и, если быть требовательными, то статистику нужно брать оттуда. В поздние годы Сальери преподавал и был очень известен как педагог, неполный список его учеников я приводил. Кроме того, ещё в моцартовские времена Сальери дирижировал оркестровыми вещами и операми Моцарта, особой вражды между ними не было, хотя колкие высказывания были (уж не нам в России этому удивляться :) ). При жизни Моцарта Сальери был очень плодовитым (как все тогда) и гораздо более успешным в карьерном плане музыкантом, в чём нет причин сомневаться. Моцарту пришлось с переменным успехом бороться за место под солнцем, и Сальери ему уж никак не мог завидовать, ибо был прекрасно устроен.
Ну, кстати, на схожем противопоставлении успешного, внешне блестящего автора и неуспешного, но глубокого композитора построена знаменитая пьеса "Случайная встреча", где обыгрывается гипотетический разговор Генделя и Баха - этот спектакль шёл с участием М.Козакова и Е.Стеблова, его показывали и по ТВ тоже.
Ну это такая же фантастика, как и "Моцарт и Сальери", хотя отличие в том, что по сценарию Гендель Баха во время трапезы не отравил ! :)))) А так - всё то же самое почти в точности. И такая же чепуха на самом-то деле, если иметь в виду психологически-биографически-исторические моменты.
Успешные люди такой ерундой, как отравление конкурентов, не занимаются. Психологический же момент неубедителен и в случае Сальери историческими свидетельствами не подтверждается. Ну не завидовал он никому "глубоко, мучительно" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #46 : Август 23, 2012, 09:58:50 »
Да, конечно все верно! Именно так все в реальности и было. Вопрос только в том, как воспринимал эту реальность Пушкин и насколько был о ней осведомлен. Разумеется, Сальери в свое время был очень широко известен и как композитор и как педагог - и вообще как милый человек :) И, конечно, описанной коллизии не было и быть не могло. Но для Пушкина (в силу доступной ему информации) в 1830 году он, по-видимому, был уже давно забытым композитором, о котором едва ли еще кто-то вспомнит. Речь, разумеется, только об этом, а не о реальных заслугах и славе Сальери, которые неоспоримы.
Да, газеты я просматривала в интервале от 1791 года (смерть Моцарта) до 1830. Более подробно - сразу после смерти Моцарта и в 1820-е годы (после 1823, когда пошли слухи о болезни Сальери).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #47 : Август 23, 2012, 12:06:39 »
Разумеется, Сальери в свое время был очень широко известен и как композитор и как педагог - и вообще как милый человек :) И, конечно, описанной коллизии не было и быть не могло. Но для Пушкина (в силу доступной ему информации) в 1830 году он, по-видимому, был уже давно забытым композитором, о котором едва ли еще кто-то вспомнит

Как говорит у Пушкина сам Сальери: "С моей глухою славой" (с) :))
Ну т.е. наш великий поэт совместил в своей фантазии свойства нескольких эпох: 1) эпохи успехов, активного творчества Сальери и восхождения звезды Моцарта и 2) эпохи поздней "глухой славы" Сальери, когда его былые композиторские заслуги уже отошли в тень, а слава Моцарта уже пробилась через пелену славы его современников и уже никогда не меркла, тогда как остальные имена в большинстве своём погружались во тьму забвения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скорбим о Сальери...
« Ответ #48 : Август 24, 2012, 00:03:50 »
Столкновение любых форм окостенения (от камней памятника Командора до догматизма Сальери) с жизнью несет смерть, но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, всегда поэтичен

Да, всё это, как всегда у Лотмана, отлично сказано, но это не об историзме ситуации и не о реальных отношениях, которые на самом деле связывали Моцарта и Сальери ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #49 : Январь 28, 2014, 14:53:39 »
Вышла такая вот книжка:

http://gvardiya.ru/shop/books/zhzl_malaya/710

Нечаев С. Ю.

Сальери



Сальери / Сергей Нечаев.; науч. ред. В. И. Ражева. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 313[7] е.: ил. — (Жизнь замечательных лю¬дей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 53).

Антонио Сальери (1750—1825) известен всем, но главным образом в связи с безвременной кончиной Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря пушкинской трагедии Сальери в России считают завистником, коварно отравившим своего гениального конкурента. На самом деле он был замечательным композитором, музыкантом и педагогом, оставившим после себя огромное музыкальное наследие. В свое время он был невероятно популярен, успешен и занимал самые высокие музыкальные должности при австрийском дворе. Среди его учеников достаточно назвать имена Бетховена, Шуберта и Листа. Окружающие любили его за отзывчивость, доброту и веселый нрав, и у него не было ни малейшего повода завидовать Моцарту, а тем более желать его смерти. В этом можно убедиться, изучая биографию Сальери не по слухам и художественным произведениям, а по документам его эпохи. Книга писателя и историка Сергея Нечаева является попыткой исторической реабилитации незаурядного человека и талантливого композитора, который совсем не заслуживает того, чтобы остаться в памяти потомков «отравителем» Моцарта.

=================================

Об авторе ничего не знаю.

Кто-нибудь уже читал?

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 154
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #50 : Февраль 19, 2016, 22:06:19 »
Совместное произведение Моцарта, Сальери и Корнетти исполнили в Праге

http://ria.ru/culture/20160216/1375701643.html
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 321
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #51 : Июль 04, 2016, 22:03:31 »
Любопытная дискуссия по поводу строк Пушкина: "Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...":
http://stroganov.livejournal.com/199967.html

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 904
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #52 : Август 18, 2016, 21:46:09 »
Сальери, любимец Вены: три жемчужины незаслуженно обвиненного отравителя Моцарта

Благодаря "солнцу русской поэзии" Александру Сергеевичу Пушкину венский композитор, итальянец по происхождению, Антонио Сальери обрел посмертную славу за тот поступок, которого не совершал. В "Маленьких трагедиях" он – заклятый враг Моцарта, его убийца. Съедаемый чувством зависти, Сальери осквернил "чашу дружбы" ядом. Эту историю повторил в своей пьесе Питер Шеффер, по сценарию которого Милош Форман снял легендарный фильм "Амадей". В настоящее время образ Сальери-антигероя, порождения зла пропагандирует французский мюзикл Дова Аттья и Альбера КоэнУвы.

Поразительно, но исследователи оперного искусства конца XVIII – начала XIX века не проявляют большого энтузиазма по отношению к наследию Сальери. Фактически, его сочинения преданы анафеме. Их не услышишь даже в программах самых прогрессивных оркестров, дирижеров, не говоря уже о театрах.

18 августа исполняется 266 лет со дня рождения Сальери. В этот день редакция m24.ru предлагает послушать три (или чуть больше) замечательных произведения, созданных композитором в разные годы. А заодно и вспомнить несколько фактов из его биографии.


Оперное наследие Антонио Сальери, востребованное имперской Веной конца XVIII века, в наши дни смиренно покоится на архивных полках. Созданные композитором партитуры – "Данаиды", "Тарар" – безусловно, заслуживают изучения и исполнения не только потому, что рассказывают о своем создателе и оперном жанре той эпохи. Ценности им добавляет и тот факт, что некогда эта музыка доставляла подлинное наслаждение европейской публике. Многие оперы Сальери имели успех не только в ставшей ему родной Вене, но и в Париже, Лондоне, Праге, Варшаве, Лиссабоне и Милане. Современники Сальери восторженно отзывались о его сочинениях. "Десятки раз я проливал слезы. Это было слишком сильным потрясением для меня", – такую запись в своем дневнике сделал поэт Генрих фон Герштенберг после "Армиды" в Гамбурге (1776 год). Эрнст Гофман в 1795 году так отозвался об "Аксуре, царе Ормузском", поставленном в Кенигсберге: "Музыка Сальери как всегда прекрасна: богатство идей и вокальное совершенство – на том же уровне, что и у Моцарта... Если бы я мог написать одну такую оперу, это бы стало успехом всей моей жизни".

Далее: http://www.m24.ru/articles/113419
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Modus

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 63
Re: Скорбим о Сальери...
« Ответ #53 : Январь 01, 2017, 19:53:46 »
Кстати, такой вопрос к поклонникам Сальери.

В творчестве любого автора могут быть и сильные, и слабые стороны. А в каких моментах, на ваш взгляд, Моцарт проигрывал Сальери в мастерстве?