Автор Тема: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы  (Прочитано 18506 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://bechstein.com/ru/koncerty-i-pianisty/pianisty/b/boris-blokh.html



Блох родился в 1951 году в Одессе. Ученик Дмитрия Башкирова.
После завершения учёбы в Москве Борис Блох многократно побеждал на международных фортепианных конкурсах, в частности, в 1976 году он завоевал первый приз на Конкурсе молодых концертных исполнителей в Нью-Йорке, в 1977 году – серебряную медаль на Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, а в 1978 году – первый приз на Международном конкурсе пианистов имени Ферруччо Бузони в Больцано. Ему была вручена золотая медаль Международного Листовского общества в Вене. Он много выступал на различных фестивалях, таких как Рурский фестиваль фортепианной музыки, Шопеновский фестиваль, «Каринтийское лето» в Оссиахе, Моцартовский фестиваль в Сальсомаджоре-Терме, Фестиваль фортепианных раритетов в Хузуме, Летний фестиваль в Варне, Фортепианный фестиваль «Русская школа» во Фрейбурге, Музыкальный фестиваль Рейнгау, 1-й Фортепианный фестиваль имени Бузони в Больцано, Фестиваль в Сантандере и Европейская ночь Листа в Веймаре. Некоторые записи Блоха на компакт-дисках считаются эталонными, в частности, оперные парафразы Листа, получившие Международный Гран-при в категории «Записи музыки Листа». А его запись фортепианных произведений Мусоргского была отмечена призом Excellence Disque. В 1995 года Борис Блох получил место профессора по классу фортепиано в Фольквангской высшей школе в Эссене (Германия). Он регулярно входит в состав жюри крупных фортепианных конкурсов, а в 2006 году был художественным руководителем 1-го Международного фортепианного конкурса имени Карла Бехштейна.
« Последнее редактирование: Декабрь 13, 2012, 23:54:56 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
У меня имеется несколько дисков Б.Блоха, я давно заприметил этого пианиста, почти не играющего в нашей стране. Кстати, он был в своё время одним из наставников Е.Божанова, и хочется верить, что для Евгения это не прошло даром по крайней мере в Шопене и в русской музыке ! :)
А завтра (30 декабря) Борис Блох даст концерт в МЗК:

30
ДЕКАБРЯ
ПЯТНИЦА
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

К 80-летию Дмитрия Александровича Башкирова

Alma Mater представляет…
Лауреат международных конкурсов пианистов, профессор Высшей школы музыки в Эссене

Борис Блох (фортепиано) /США/
В программе:
Д. Скарлатти
Десять сонат

В. А. Моцарт — Ф. Бузони
Андантино из Концерта ми-бемоль мажор, KV 271

Ф. Бузони
Камерная Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен»

Ф. Лист (200-лет со дня рождения)
Сарабанда и Чакона из оперы Г. Ф. Генделя «Альмира», S.181
Полонез № 1 до минор(«Polonaise mélancolique»), S.223
Два концертных этюда: «Шум леса» и «Хоровод гномов» S.145
Багатель без тональности, S.216a
«Серые облака», S.199
«Смерть Изольды» из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда», S.447
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скарлатти был ну очень романтизированный ! :)) И всё же выбор произведений соответствовал манере их исполнения. Из 1-го отделения лучшим номером был, пожалуй, Бизе-Бузони.
Во 2-м отделении Блох демонстрировал чудеса звукоизвлечения - Лист был необычайно живописен, просто какое-то излияние красоты. "Смерть Изольды" прозвучала после 2-х поздних пьес как-то особенно лирично и интимно - здесь у Блоха не было "вселенской трагедии", а была некая личная интимная драма, очень тонко и деликатно отражённая пианистом при исполнении этой вещи.
Кстати, концерт записан, в зале были установлены микрофоны, так что, быть может, мы его ещё услышим в приличном аудиоварианте.
На бис Блох сыграл 2 Вальса Шопена, причём, перед бисами он сказал, что обычно после "Смерти Изольды" ничего не играет, потому что всё уже сказано, но раз уж он в кои-то веки оказался в Москве, да ещё под Новый год, он сыграет Вальс Шопена. В зале все сияли ! :)) А затем он сыграл ещё один Вальс ! :) В зале все бились в экстазе ! :))
После этого пианист произнёс небольшой предновогодний спич и всех поздравил с наступающим НГ.

Чтобы сказать о таком мастере что-то членораздельное и глубокое, необходимо хорошенько подумать, дабы не впасть в трюизм ("в лучших традициях", "игумновский звук", "нежнейшее туше", "первоклассное мастерство", "рафинированный пианизм", "изысканная педаль" и т.п.). Как видите, я всё же трюизмы перечислил - но что поделаешь, если это всё правда ?? :))
Вечер совершенно изумительный, в зале были известные музыканты, которые, разумеется, не могли пропустить такой подарок судьбы, каким является клавирабенд такого большого мастера. Я считаю, что каждый такой концерт - это важный урок, который напоминает о том, для чего, собственно, существует музыка и музыкальное исполнительство.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Я слышала немного  Блоха в записи (Листа, Чайковского) и очень удивлялась, что мы практически не знаем этого превосходного пианиста.
Жаль, что не смогла пойти сегодня на его концерт.
 Спасибо за информацию.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я слышала немного  Блоха в записи (Листа, Чайковского) и очень удивлялась, что мы практически не знаем этого превосходного пианиста.
Жаль, что не смогла пойти сегодня на его концерт

Будет возможность посетить вскоре концерт Б.Блоха, вот анонс:

12/12/2012, Культурный центр Чайковского. Борис Блох (фортепиано). Сольный концерт
1 отделение

Й. Гайдн — Соната для фортепиано c-moll, Hob.XVI:20
Ф. Лист — «Капелла Вильгельма Телля»
«На Валленштадтском озере»
«Пастораль»
«На берегу ручья»
«Гроза»
(из фортепианного цикла «Годы странствий. Первый год. Швейцария»)
К. Дебюсси — «Образы», Вторая тетрадь
«Колокольный звон сквозь листву»
«Развалины храма при свете луны»
«Золотые рыбки»

2 отделение
Посвящается великой русской певице Галине Павловне Вишневской, выдающейся исполнительнице музыки Чайковского.

П. Чайковский — «Думка», ор.59
П. Чайковский — Четыре пьесы из цикла «Времена года»: «Святки. Декабрь», «У камелька. Январь», «Подснежник. Апрель», «Белые ночи. Май»
П. Чайковский — А. Зилоти — Ноктюрн из музыки к драме А. Островского «Снегурочка»
П. Чайковский — П. Пабст — «Ната-Вальс», «Колыбельная»
П. Чайковский — М. Плетнев — Andante maestoso из концертной сюиты из балета «Щелкунчик»

Цена билетов — 400 р.
Цена билетов для студентов и пенсионеров — 100 р.

Начало в 19.00
Билеты при входе
Адрес Культурного Центра П.И.Чайковского: м. Баррикадная, Кудринская площадь, д.46/54.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #5 : Ноябрь 10, 2012, 22:02:51 »
Да, я собираюсь на этот концерт. А вчера в ММДМ увидела  афишу, извещающую о том, что 15 декабря Борис Блох в Светлановском зале будет исполнять  20-й концерт Моцарта с итальянским камерным оркестром (дирижер Стефано Сабене). В концерте прозвучит также симфония №28 Моцарта.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #6 : Ноябрь 10, 2012, 22:32:09 »
Да, я собираюсь на этот концерт

О, замечательно !
Ждём вас с отчётом и сопутствующими материалами ! :)
Раз уж я всё время повторяю, что задача критики состоит не только в том, чтобы описывать прошедшее, но и в том, чтобы предвидеть грядущее, очень рекомендую любителям фортепианной музыки этот концерт Б.Блоха посетить. Не пожалеете.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #7 : Декабрь 12, 2012, 22:10:05 »
Завтра у меня будет больше времени и я постараюсь дать небольшую информацию о концерте в потоке о Задерацком. А сейчас я собираюсь на концерт Б.Блоха  :)

Как мило !
Ждём комментариев !!
А я вот жалею, что не пошёл туда, а отправился на концерт посредственного певца ! :)) Надо было на Блоха сходить, хотя я и без этого похода знаю, что он замечательный музыкант, но лишний раз послушать такую игру и такой фортепианный звук никому не повредит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #8 : Декабрь 12, 2012, 23:34:11 »
Весь концерт прошел под знаком памяти Галины Вишневской, посвящение второго отделения (с пьесами Чайковского) Галине Вишневской было задумано задолго до вчерашнего трагического известия о ее уходе и явилось каким то мистическим знаком.
Оказалось, что Борис Блох является коленнопреклоненным почитателем Галины Вишневской -когда-то в детстве он услышал ее в арии Амнерис в Аиде и  редкостная гармония прекрасного голоса, божественной красоты и актерского мастерства была явлена ему   как  воплощением его грезы и мечты и с тех пор сопровождала его по жизни.
Перед вторым отделением он сел перед слушателями на стул и немного рассказал обо всем этом и о многом другом.
Пианист он, конечно, превосходный. Играет  очень ярко, выпукло с заострением контрастов  и даже  создавая их там, где вроде они и не должны  быть. Мне он понравился в Гайдне и Листе.  Дебюсси и Чайковский были исполнены довольно крупнопомольно без особоых изысков и тонкостей, а в Чайковском даже удивили кое-где  современные ритмы. Особой красоты звука я не заметила, но надо сказать, что зал  в центре Чайковского совсем небольшой, на мой взгляд в таких залах звук всегда кажется плоским, резковатым и грубоватым.
(надо разобраться вообще с физикой восприятия звука. В больших залах я интуитивно располагаюсь   в дальней половине зала и прекрасно все слышу:и обертоны и ауру звука, а в маленьких ничего этого не замечаю)/
 Интересный факт: в октябре 2012 г Борис Блох сыграл на Международном фестивале Листа в Райдинге (родина Листа) все три тома "Годов странствий" в один вечер.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #9 : Декабрь 12, 2012, 23:50:47 »
А как там дела обстояли с народом ? Пришли люди ?

Интересный факт: в октябре 2012 г Борис Блох сыграл на Международном фестивале Листа в Райдинге (родина Листа) все три тома "Годов странствий" в один вечер.

Ого !!
ХОЧУ В МОСКВЕ !!!
Ну и в записи - уж обязательно ! Я не понимаю, как вы могли не оценить его звук, это можно объяснить лишь тамошней акустикой и роялем, но Блох - один из немногих пианистов, кто может сыграть "Годы странствий" целиком и максимально убедительно. Грандиозная работа !
Судя по всему, он играл этот цикл в 3-х отделениях - по одному на каждый "год странствий". Этот цикл Листа тоже ведь мистический: заря жизни, энергия и очарование молодости, восторг перед лицом мироздания, затем расцвет сил и творчества, осмысление реальности, а в конце - угасание, философские размышления, мрачный взгляд на реальность, думы о смерти телесной и о вечной жизни души .........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #10 : Декабрь 13, 2012, 16:17:17 »

Народу было порядочно, человек 70 :)  Концерт был организован ForumKlassika.ru, Лифановский представлял Б. Блоха.
Программа второго отделения была несколько изменена - прозвучали пьесы Чайковского "Думка, "Вальс-Ната", 6 пьес из "Времен года" и в заключение Блох сыграл Колыбельную Чайковского, в обработке Пабста. Это та "Колыбельная, которую пела Галина Вишневская. Перед ее исполнением Блох предупредил, что это последнее, что он исполнит, намекая на то, что бисов не будет (а я думаю, что и аплодисменты после этой пьесы тоже были излишни)
Да, Блох отметил, что Чайковский благодаря Г.Вишневской стал его любимым композитором, хотя пианисту в Чайковском делать практически нечего (за исключением Первого концерта).
Дополнительно
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6939.msg99247#msg99247
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #11 : Декабрь 13, 2012, 17:19:40 »
Блох отметил, что Чайковский благодаря Г.Вишневской стал его любимым композитором, хотя пианисту в Чайковском делать практически нечего (за исключением Первого концерта)

Ну это он призагнул, конечно ! Пианистам есть чем заняться и в Сонате G-dur, и в Скерцо-фантазии соч.72, не говоря уже о грандиозном Трио, а также о 2-м и 3-м ф-п концертах ! Тем более, что Блох играл и даже записал 3-й концерт ЦЕЛИКОМ в 3-х частях, как он может говорить такие вещи ? Я вижу, что даже лучшие наши пианисты никак не могут избавиться от школьно-консерваторской привычки пинать пианизм Чайковского. Почему-то феноменальный виртуоз Григорий Гинзбург осознавал своеобразие фортепианного стиля Чайковского и даже утверждал, что технические решения его собственных транскрипций происходят вовсе не от Листа, как многие думали, а от Чайковского ("Фигаро" Россини-Гинзбурга), а большинство пианистов всё ещё никак не отойдёт от школьной риторики.
Странно это.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #12 : Декабрь 14, 2012, 19:32:14 »
Ну, вы набросились на Блоха, а между тем, я несколько по другому поняла это высказывание. Из его слов я поняла, что в фортепианных сочинениях  Чайковского нет той  виртуозной составляющей трансцендентального наполнения, которая соответствовала бы  классу такого пианиста как Б. Блох  :)
Кстати, этим высказванием, сделанным как бы между прочим, Блох раскрыл  (прямо по Фрейду) свою пианистическую ориентацию.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #13 : Декабрь 15, 2012, 22:41:57 »
Кстати, этим высказванием, сделанным как бы между прочим, Блох раскрыл  (прямо по Фрейду) свою пианистическую ориентацию

:)) Может быть !
И всё же не Чайковский, как ни странно, сделался венцом вечера 12.12.12 :)) А Лист и Дебюсси.
Хотя я должен отдать должное и блоховскому Чайковскому тоже, его замечательному умению подавать на фортепиано вокально насыщенную мелодию, что так типично для русской ф-п школы, к которой пианист, несомненно, принадлежит. И всё же я понял, почему вы говорили о том, что его звук не произвёл на вас большого впечатления: именно в Чайковском он был не слишком хорош.
Но Дебюсси ....... "Золотые рыбки" - нечто волшебное ! Потрясающе: какие краски, какое изящество, какая гибкая фразировка. Редкий француз с таким пониманием сыграет. Дебюсси мог сколько угодно возмущаться, что его назвали "импрессионистом", но это и есть самый настоящий импрессионизм в музыке. Сказочная, неземная красота: эти рыбки живут в раю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #14 : Декабрь 15, 2012, 22:52:46 »
Сказочная, неземная красота: эти рыбки живут в раю.

Как сказал один французский писатель: "Дебюсси сочинял свою музыку сидя в аквариуме" :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #15 : Декабрь 15, 2012, 23:10:14 »
Как сказал один французский писатель: "Дебюсси сочинял свою музыку сидя в аквариуме" :))

Да уж, вспоминая, в какую эпоху ему пришлось творить, можно понять, что сочинять тогда в таком стиле можно было лишь максимально абстрагировавшись от всего окружающего.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #16 : Декабрь 15, 2012, 23:14:40 »
Как сказал один французский писатель: "Дебюсси сочинял свою музыку сидя в аквариуме" :))
Ну вот, а мы сидели в мансарде старинного особняка (где жил Чайковский 1-2 года) и слушали концерт под непрерывный вой сирен от проезжающих машин, хорошо слышных в зале :(
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #17 : Декабрь 15, 2012, 23:28:08 »
Как сказал один французский писатель: "Дебюсси сочинял свою музыку сидя в аквариуме" :))
Ну вот, а мы сидели в мансарде старинного особняка (где жил Чайковский 1-2 года) и слушали концерт под непрерывный вой сирен от проезжающих машин, хорошо слышных в зале :(

Так ещё бы, там же с одной стороны нет стены, а только крыша. Но почему-то сирены практически не попали в фонограмму :)
Любопытно, кстати, что там было до того, как эту крышу поставили и разместили под ней этот небольшой концертный зальчик ? Открытая площадка что ли ? Предлагаю назвать этот зал "Под крышей у Чайковского" ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #18 : Январь 02, 2013, 18:08:57 »
Случайно обнаружила статью, в виде которой оформлен небольшой рассказ Бориса Блоха, предваряющий второе отделение концерта, посвященного Галине Вишневской (в Культурном центре им Чайковского 12 декабря 2012 г)
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/Boris-Bloh-Galina-Vishnevskaja-ne-ljubila-sravnenii-s-Mariei-Kallas/

Я родился и рос в Одессе, где находится знаменитый оперный театр. И даже когда я был еще в начальных классах школы, какая-то сила влекла меня к опере. Видимо, это было врожденное, поскольку никто меня к этому специально не подталкивал. Я очень ждал первого посещения оперного театра. А когда мне, наконец, купили билет, это была «Пиковая дама» Чайковского, посещение которой я ждал с большим трепетом и каждую ночь подходил к шкатулке, чтобы проверить, в сохранности ли заветный билет на этот спектакль.
Шло время, уже появилось центральное телевидение, которое транслировало спектакли Большого театра на всю советскую страну. Еще живя в Одессе, я услышал в одной из таких трансляций вердиевскую «Аиду». Это был 1964-й год и, вероятнее всего, пел традиционный состав того времени: Ирина Архипова – Амнерис, Иван Петров – Рамфис, Зураб Анджапаридзе – Радамес, Павел Лисициан- Амонасро, а дирижировал наверняка Мелик-Пашаев… Хотя, скорее всего, Одиссей Димитриади, поскольку Мелик-Пашаев скончался 18 июня того года. Так или иначе, никого из исполнителей я в этом спектакле тогда не запомнил. Кроме самой Аиды, которую пела Галина Вишневская.
Саму эту оперу я к тому времени уже знал по пластинкам и по спектаклю в Одесском оперном театре. Но оказался совершенно не готов к тому, чтобы внезапно услышать эту музыку в таком воплощении, которое до того момента казалось мне лишь неосознанной мечтой. Сам того не подозревая, я услышал и одновременно увидел идеал оперного исполнения, когда оно становится искусством. Этот идеал в опере я искал и тянулся к нему всю жизнь, и таким идеалом стала для меня Галина Вишневская.
С тех пор эта певица притягивала меня, как магнит. Каждый раз, когда я имел возможность ее слушать – тогда еще только по телевидению - по всем моим жилам разливалось необыкновенное чувство полного счастья, осуществление всех неосознанных или подспудных желаний. В ее пении было не только абсолютное совершенство и красота - как и весь ее романтический облик, который неотделим от оперной героини - она всегда пела еще и о том, что стояло за словами и нотами: несла в себе тот идеал красоты, любви и мечты, которые, собственно, и составляют венец подлинного оперного искусства. Точнее сказать, изначально я даже не представлял себе, что хотел услышать именно такое исполнение, но потом не мог забыть и бредил этим исполнением днями, месяцами, годами.
В ней присутствовала целая совокупность качеств - среди которых и голос, и талант актрисы, и внешность, и многое другое – которые делали ее совершенной и уникальной. Лишь потом, много позже, когда многие из нас оказались на Западе, мы узнали, что похожей совокупностью качеств обладала другая великая оперная актриса XX века - Мария Каллас. Кстати, это большая трагедия для всех любителей оперы, что ни одного спектакля с участием Галины Павловны Вишневской нет в видеозаписи. И этот печальный факт тоже объединяет ее с Каллас.
Интересно, что Галина Павловна почему-то не любила сравнения с Марией Каллас. Хотя в их судьбах можно увидеть довольно много параллелей, которые было бы интересно отметить. Незначительное, на первый взгляд, совпадение: в Париже они жили на одной улице, на Авеню Жорж Мандель в 19 районе - самый аристократический район города. Не в одно и то же время, конечно. Каллас жилa на Авеню Жорж Мандель 36. Позже Галина Павловна жила на Авеню Жорж Мандель 42, в трех домах от того дома, где жила и скончалась (16 сентября 1977-го года) Мария Каллас.
Другая интересная параллель. В Советском союзе была принята единственная модель существования оперного театра - так называемая репертуарная модель. Было принято, что в каждом театре, помимо оркестра и хора, есть свои штатные певцы, которые, за редким исключением, только в этом театре и работают. Вишневская работала в труппе Большого театра и царила там - ей не было равных. На Западе модель была другая: оперные театры были антрепризными, то есть на каждую новую постановку приглашали новых певцов. Но если взглянуть на афишу театра Ла Скала пятидесятых-шестидесятых годов, то можно подумать, что Мария Каллас была "штатной“ солисткой театра Ла Скала - хотя такого звания там не было. Но она была незаменима: ее приглашали практически на каждую оперу, которая ставилась в каждом сезоне в течение тех десяти лет в Ла Скала. И когда Вишневской исполнилось 60 лет, то крупнейшая газета Германии - «Frankfurter Allgemeine Zeitung» - написала большую статью в честь ее юбилея, которая была озаглавлена «Мария Каллас Большого театра». Хотя в то время Вишневская, конечно, уже не жила в Москве и не работала в Большом театре.
Я имел счастье три года подряд работать с Галиной Павловной во время летней международной академии «Моцартеум», в Зальцбурге, где мы вместе вели курс итальянской и русской оперы и русского романса для певцов и пианистов. И говорил ей о том, что ее голос - будто греза, которую я услышал наяву и которая потом уже меня не оставляла ни на один момент. А она сказала: «Знаешь, мне похожее говорила коллега моя в Большом театре в те годы - пятидесятые, шестидесятые...» Была такая певица Мария Звездина, которую я, к сожалению, уже не застал, когда приехал в Москву. Оказывается, она говорила Вишневской: «Галка, ты поешь мечту!». Это действительно так - во всех смыслах этого слова.
А когда в 1968 году я приехал из Одессы в Москву, учиться в Московской консерватории, то имел счастье уже лично посещать спектакли Большого театра с ее участием. И так совпало, что я закончил консерваторию в 1973 году, а покинул Советский Союз в 1974, как и Вишневская с Ростроповичем. Таким образом, я имел возможность слушать ее последние великие премьеры в Большом театре, в частности, «Тоску» Пуччини и «Игрока» Прокофьева. Разумеется, и репертуарные спектакли тоже – «Царскую невесту», например. В феврале 1974 года я слушал «Царскую» с Вишневской, а когда потом мы говорили с ней об этом спектакле, выяснилось, что это была ее последняя "Царская". Хотя тогда даже она сама еще об этом не знала, поскольку решение уехать, как известно, было принято ими довольно быстро, весной. И они уехали – Ростропович в мае, а Вишневская после того, как состоялся вступительный экзамен ее старшей дочери в Московскую консерваторию.
Марфа в «Царской невесте» - одна из короннейших партий Галины Вишневской. Я говорил ей, что Марфу она будто бы даже не играла актерски. Да, есть сцена сумасшествия в четвертом акте, но до этого - Марфа впервые появляется во втором акте - есть ария, чуть позже квартет, и все. Но Вишневская выходила во втором акте, и с этого момента на сцене как будто больше никого не было. Галина Павловна говорила: «Да, и для этой роли, и вообще для такого типа персонажей, очень важно присутствие». Вот это ее «присутствие» - оно до сих пор меня волнует, я до сих пор его помню. Это один из аспектов искусства примадонны: царить на сцене! Она добивалась этого как вокальными средствами, так и строжайшей дисциплиной, не позволяющей расслабляться, набирать в весе и т.д., потому что сама свято служила своему искусству и своему театру! Ну, конечно, еще и ее божественная красота... Хотя, безусловно, важна совокупность всех качеств, которыми она обладала. Редко бывает, когда артист настолько полно все в себе соединяет, чем Вишневская и уникальна! Все остальное отходит на задний план, и остается только искусство, которому ты служишь и во имя которого ты живешь.
Она была очень счастливая женщина: имела и признание, и семью, родила замечательных детей, у нее был такой фантастический муж! Тем не менее, когда в Зальцбурге она рассказывала мне о жизни в СССР, то говорила, что иногда вместо того, чтобы думать и беспокоится о каких-то вещах, которые волновали семью, она отсекала все, что могло бы оторвать ее от ее работы, от ее искусства, и думала: «Да идите вы! Мне нужно квартет во втором акте «Царской» спеть!» (Речь о трудном, тесситурно неудобном квартете из «Царской невесты», ведь эту партию по традиции в России всегда пели колоратурные сопрано). Но когда она спела Марфу, стало понятно, что Римский-Корсаков написал это не для колоратурного сопрано, а для такого голоса, какой был у Вишневской.
И, конечно, в этой связи сразу хочется заговорить о других партиях, не спетых ею. Она писала об этом в книге – неспетые роли ей снились по ночам. Повторюсь, решение уехать, оставить Большой театр, было неожиданным, а для нее в какой-то степени стало и трагическим. Она подготовила партию Волховы и должна была вводиться в следующем сезоне в «Садко». Это партия, которую опять-таки по традиции пели у нас колоратурные сопрано. И уже только после того, как Вишневская должна была вводиться и не ввелась, потому что она уже уехала, эту партию стала петь Тамара Милашкина, которая тоже является лирико-драматическим, а не колоратурным сопрано.
Вспоминаются Мария в «Мазепе» Чайковского и «Иоланта». Марию она так никогда и не спела, пела только «Колыбельную». Мы много с ней говорили об этой партии, она мне часто цитировала строчки Марии в сцене сумасшествия в третьем акте:
«...Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен:
В его глазах блестит любовь,
В его речах такая нега!
Его усы белее снега,
А на твоих застыла кровь!..»
и можно лишь представлять себе, какой бы она была Марией - такой никогда не было! К сожалению, такой мы уже никогда не увидим.
Иоланту она спела только в концертном исполнении, уже на Западе. Это было в Париже и в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. Ростропович с Вашингтонским оркестром организовал фестиваль из произведений Чайковского, и в последний день шла «Иоланта» в концертном исполнении. Заглавную партию пела Галина Вишневская, а Водемона пел Николай Гедда. Я был на этом концерте - успех был колоссальный. И она была необыкновенной. Есть запись этого исполнения, правда, не из Нью-Йорка, а из Парижа, но состав тот же самый, уникальный.
Когда меня пригласили выступить в Культурном центре П. И. Чайковского, я решил все второе отделение концерта составить из произведений именно этого композитора и посвятить Галине Вишневской. Я подумал, что весь мой Чайковский – это она. Она. Конечно, Ростропович тоже, но прежде всего – Вишневская.
Мы все любили Чайковского – больше, меньше, сознательно, подсознательно... Для пианистов Чайковский, возможно, не такой знаковый композитор, как для певцов и дирижеров - если, конечно, не брать в расчет его Первый фортепианный концерт. Кстати, раньше я совершенно не выносил вопроса о том, кто мой любимый композитор. Но проходит время и приходит определенный возраст, когда начинаешь понимать: да, есть любимый композитор. Любимый композитор мой, совершенно однозначно – Чайковский. И он стал для меня таковым благодаря Вишневской. Кстати, как-то журналисты обратились к Ростроповичу с вопросом о Чайковском, на французском языке, и он им сказал: с этим вопросом обращайтесь к моей жене (c´est ma emme, qui pourrait vous repondrè á cette question: elle a chantè tous ces operas et ces chansons).
Последнюю пьесу в программе сегодняшнего концерта мне будет и сладко, и бoльно играть. Это «Колыбельная» Чайковского coч.16 №1 на слова Майкова, которую она пела всю жизнь. Концерт, составленный из романсов Чайковского в Большом зале Московской консерватории, к счастью, сохранился на пленке. Партию фортепиано там исполняет Ростропович – тогда он еще играл по нотам, хотя впоследствии аккомпанировал ей исключительно на память.
Это произведение, как и многие другие, например, романс Рахманинова "Они отвечали", никто не пел так, как она, и никто не сможет так спеть. Она, например, умела идеально брать на пиано высокие ноты - ля-бемоль, си-бемоль... И потом филировать эти ноты. Так не умел никто.
Но благодаря тому, что сохранились аудиозаписи, все до сих пор могут услышать, как Галина Вишневская пела и эту «Колыбельную», и многие другие произведения, для которых ее исполнение является эталонным. Поэтому, хоть это и трудно сегодня - не грустить о том, что ее больше нет с нами - лучше еще раз осознать, что мы в ее лице приобрели: идеал оперной примадонны, актрисы, певицы-Царицы. B радоваться, что благодаря хотя бы звукозаписям ее искусство осталось с нами.
Борис Блох
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #19 : Январь 02, 2013, 18:16:45 »
Случайно обнаружила статью

Ну Боря Лифановский запрятал ! Мне бы и в голову не пришло там искать !
А где же обещанные им аудиофайлы ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #20 : Январь 02, 2013, 22:35:50 »
Ну Боря Лифановский запрятал ! Мне бы и в голову не пришло там искать !
А где же обещанные им аудиофайлы ?
Аудиофайлы, наверно, тоже можно будет найти совершенно случайно. Я искала информацию о дирижере Альтрихтере и на одной странице с  упоминанием  о нем оказалась и эта статья ;))   В ю-тубе пока  записей из КЦ Чайковского нет,зато можно послушать другие, в т.ч. не совсем обычную Кампанеллу (2001 г.)
http://www.youtube.com/watch?v=NwBMhbtCJXA
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #21 : Январь 02, 2013, 23:00:55 »
... можно послушать другие, в т.ч. не совсем обычную Кампанеллу (2001 г.)
http://www.youtube.com/watch?v=NwBMhbtCJXA

Это Паганини-Лист-Бузони

Но это не самая удачная запись Блоха: очень много дыр в аккордах и пассажах - не фальши, а именно дыр, т.е. недоигранных нот и монтажных швов на переходах между эпизодами и от одного вида техники к другому. Здесь пианист не в лучшей своей форме.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #22 : Ноябрь 05, 2014, 09:11:30 »
Одесскую оперу возглавит дирижер из Германии

Спустя годы одессит-эмигрант вернется в родной город

Валерий Болган

Одесский национальный академический театр оперы и балета получит нового художественного руководителя.

Как заявил министр культуры Украины Евгений Нищук, им станет Борис Блох.
...
Следует отметить, что Борис Эмильевич Блох — пианист и дирижер. Он родился в Одессе, окончил здесь школу им. Столярского, а затем Московскую консерваторию. В 70-х эмигрировал из СССР.

Полностью:

Вести. 4 ноября | 21:03
http://vesti-ukr.com/odessa/76220-odesskuju-operu-vozglavit-dirizher-iz-germanii

Пытаюсь понять, что это может означать.
Одобрение Блохом нынешней украинской политики партии и правительства? Сотрудничество с бандеровскими властями? Или это будет созидательная работа в тылу врага? Ведь работал же Фуртвенглер при Гитлере...
Назначение явно политического свойства, А нынешняя украинская власть ПРОСТО ТАК сегодня никого не назначает без того, чтобы назначенец не присягнул ей, но не могу пока представить себе вектор развития, который будет иметь место.
Очень любопытное назначение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #23 : Ноябрь 05, 2014, 14:14:23 »
Пытаюсь понять, что это может означать.
Одобрение Блохом нынешней украинской политики партии и правительства? Сотрудничество с бандеровскими властями?
Дело в том, что бандеровской украинскую власть называют исключительно по российскому ТВ, которое Блох, скорее всего, не смотрит.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Блох (р.1951), пианист русской школы
« Ответ #24 : Ноябрь 05, 2014, 14:30:47 »
Дело в том, что бандеровской украинскую власть называют исключительно по российскому ТВ, которое Блох, скорее всего, не смотрит.

Ну да: он договорился о работе в стране, где имеются столь дивные праздники! Он тоже будет их праздновать? К годовщинам УПА оперки ставить, да? Дирижировать? Праздновать сожжение людей и кричать "Слава Украине - героям слава"?
Куды ж он денется, болезный? При диктатурах по-другому не бывает: кто не с ними, тот против них - так они рассуждают. Так что Блох не отвертится: всего в грязи изваляют. Уж это они умеют.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица