Ну вот, появилась моя статья о первых трёх симфониях на сайте "Бельканто":
http://www.belcanto.ru/12111702.htmlТри взгляда на листовские транскрипции
Валентин Предлогов
Некоторые тезисы:
--------------------------------
... текст листовских транскрипций наши музыканты, если перефразировать знаменитое изречение, восприняли отнюдь не как догму, а как руководство к действию ...
... в Первой симфонии Бетховена-Листа Грязнов акцентировал раннеклассицистские черты — в его исполнении проглядывала стилистика и эстетика творчества Гайдна и Моцарта, что вовсе не противоречило конкретному бетховенскому замыслу ...
... его исполнение слушалось как ещё одна очень хорошая фортепианная соната Бетховена ...
... Чернов подошёл к листовской транскрипции по-композиторски, что вполне явственно ощущалось и в выборе темпов, и в мастерстве лепки формы целого, и в импровизационности изложения, и в попытках пробиться к эстетике бетховенского оригинала, что было особенно трудно в финале Второй симфонии, заряженном Бетховеном изрядной долей юмора и даже, пожалуй, иронии и сарказма, и отнюдь не лишённом буффонных элементов ...
... В сравнении с игрой Грязнова я отметил бы у Алексея Чернова большее тяготение к симфонизму и даже некоторой благородной тяжеловесности оригинала ...
... по части симфонизма и оркестровых аллюзий всех превзошёл Юрий Фаворин ...
... пианист трактовал произведение в духе бетховенского прототипа и старался вызвать иллюзию объёмной оркестровой звучности на форте и фортиссимо, а на средней и слабой динамике — призрак разнообразия оркестровых тембров ...
... самое начало Скерцо просто поразило ... Это была изумительная имитация тембров и штрихов струнной группы оркестра — приглушённая пульсация, осуществляемая посредством невероятного туше, тут же через несколько тактов прорывающаяся в верхнем регистре яркими оркестровыми красками и радостным мелодическим всплеском ...
... Юрий Фаворин продемонстрировал не просто виртуозность ... пожалуй, именно в его игре явственнее всего ощущался бетховенский симфонический масштаб и оркестровый колорит.
Вячеслав Грязнов был более склонен к классицистской строгости и даже графичности, а Алексею Чернову досталась, пожалуй, самая непианистичная симфония из трёх предложенных на первом концерте цикла, из которой Листу удалось извлечь максимум того, что вообще было возможно, и Алексей справился со своей задачей.
... думаю, что нам не только сегодня есть кого послушать в России, но и будет кого слушать в перспективе .....
(полностью читать по ссылке)