Автор Тема: Бетховен-Лист: ф-п переложения симфоний в исполнении ведущих пианистов  (Прочитано 30401 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
И ещё: на сцене стояли [вроде бы профессиональные] микрофоны - что насчёт записи ? Предполагается ли издание дисков ? Или хотя бы радиопередачи ?

Уважаемые Наталия и Яна! Не могли бы Вы в самом деле прокомментировать ситуацию с записью - уж очень хочется, чтобы запись этого концерта - тем более профессиональная - стала доступна!.. Концерт же был просто великолепным и вполне заслуживает увековечения!!.. :) Вспоминию каждое исполнение с большим удовольстием, а Юрино - так просто как 50 минут полного счастья!.. :)

Запись сделали - и аудио, и видео.

Пока что публикацию разрешил только Вячеслав Грязнов - http://www.youtube.com/watch?v=eTNu6V2Kz0I
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Запись сделали - и аудио, и видео.

Пока что публикацию разрешил только Вячеслав Грязнов - http://www.youtube.com/watch?v=eTNu6V2Kz0I
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.
О, спасибо!! Будем надеяться, что хотя бы Юра надумает! :) Уж очень хороша была 3-я симфония в его исполнении (на мой взгляд)!..

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.

О чём ?
Грязнов совершенно правильно поступил, что без комплексов и без особых раздумий выставил себя таким, какой он есть. Не понимаю, зачем бояться самих себя ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.
Неудивительно, что Юрий думает -он в этом выступлении сделал ставку на сверхвиртуозность, а этого мало для Героической симфонии.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.
Неудивительно, что Юрий думает -он в этом выступлении сделал ставку на сверхвиртуозность, а этого мало для Героической симфонии

Причём тут "виртуозность" да ещё "сверх" ?
Я никак не пойму, что вы имеете в виду: симфония и так продолжалась 50 минут, сколько же она продолжалась бы без "виртуозности" ?
Вообще-то, как я считаю, подобные вечера НЕОБХОДИМО проводить с 2-мя антрактами, чтобы каждое произведение воспринималось отдельно и чтобы каждое из них можно было обдумать в перерыве.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Алексей Чернов и Юра Фаворин думают.
Неудивительно, что Юрий думает -он в этом выступлении сделал ставку на сверхвиртуозность, а этого мало для Героической симфонии.
В этот раз не соглашусь с Вами, дорогая Лорина, и присоединюсь к мнению уважаемого мэтра :)
Для мне исполнение Юрием 3-й симфонии было 99% попаданием - 1 % оставляю на всякие случайности "живого" выступления! Другое дело, что Юрий, видимо, как перфекционист может быть чем-то не доволен, так что решать в любом случае ему - а нам придется смириться с его решением... ::)
Что же касается сверхвиртуозности (в положительном смысле) :), то не надо забывать, чья это транскрипция... ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, появилась моя статья о первых трёх симфониях на сайте "Бельканто":

http://www.belcanto.ru/12111702.html

Три взгляда на листовские транскрипции
Валентин Предлогов

Некоторые тезисы:
--------------------------------
... текст листовских транскрипций наши музыканты, если перефразировать знаменитое изречение, восприняли отнюдь не как догму, а как руководство к действию ...
... в Первой симфонии Бетховена-Листа Грязнов акцентировал раннеклассицистские черты — в его исполнении проглядывала стилистика и эстетика творчества Гайдна и Моцарта, что вовсе не противоречило конкретному бетховенскому замыслу ...
... его исполнение слушалось как ещё одна очень хорошая фортепианная соната Бетховена ...
... Чернов подошёл к листовской транскрипции по-композиторски, что вполне явственно ощущалось и в выборе темпов, и в мастерстве лепки формы целого, и в импровизационности изложения, и в попытках пробиться к эстетике бетховенского оригинала, что было особенно трудно в финале Второй симфонии, заряженном Бетховеном изрядной долей юмора и даже, пожалуй, иронии и сарказма, и отнюдь не лишённом буффонных элементов ...
... В сравнении с игрой Грязнова я отметил бы у Алексея Чернова большее тяготение к симфонизму и даже некоторой благородной тяжеловесности оригинала ...
... по части симфонизма и оркестровых аллюзий всех превзошёл Юрий Фаворин ...
... пианист трактовал произведение в духе бетховенского прототипа и старался вызвать иллюзию объёмной оркестровой звучности на форте и фортиссимо, а на средней и слабой динамике — призрак разнообразия оркестровых тембров ...
... самое начало Скерцо просто поразило ... Это была изумительная имитация тембров и штрихов струнной группы оркестра — приглушённая пульсация, осуществляемая посредством невероятного туше, тут же через несколько тактов прорывающаяся в верхнем регистре яркими оркестровыми красками и радостным мелодическим всплеском ...
... Юрий Фаворин продемонстрировал не просто виртуозность ... пожалуй, именно в его игре явственнее всего ощущался бетховенский симфонический масштаб и оркестровый колорит.
Вячеслав Грязнов был более склонен к классицистской строгости и даже графичности, а Алексею Чернову досталась, пожалуй, самая непианистичная симфония из трёх предложенных на первом концерте цикла, из которой Листу удалось извлечь максимум того, что вообще было возможно, и Алексей справился со своей задачей.
... думаю, что нам не только сегодня есть кого послушать в России, но и будет кого слушать в перспективе .....

(полностью читать по ссылке)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, я хотел бы призвать вас - всех, кто ходит на концерты цикла симфоний Бетховена-Листа - взять за правило перед посещением очередного клавирабенда прослушивать оркестровое воплощение симфоний. Мне кажется, это очень полезно во всех отношениях: во-первых, вы освежите в памяти музыку Бетховена, во-вторых, вы сможете оценить, что сумел сделать Ф.Лист, а в-третьих, вы сможете понять, что удалось сделать исполнителям ! :)
Так что имеет смысл подготовиться, чтобы достойно воспринять услышанное.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Юрий Фаворин исполняет Симфонию №3 ор.55 Ми-бемоль мажор в транскрипции для фортепиано Ференца Листа
http://www.youtube.com/watch?v=noWtHdDPovQ


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрий Фаворин исполняет Симфонию №3 ор.55 Ми-бемоль мажор в транскрипции для фортепиано Ференца Листа
http://www.youtube.com/watch?v=noWtHdDPovQ

Заголовок на youtube нужно поменять: там же сейчас не указано, что играет Фаворин !
Как так можно ?? Фамилию нужно в заголовке указывать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Итак, следующий концерт цикла состоится 21 декабря: 4 и 5-ю симфонии Бетховена-Листа сыграет Кристофер Тейлор, которому на нашем форуме посвящён отдельный поток:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5496.0

Как видим, пианист уже оставил довольно яркий след в умах московской публики :), так что имеет смысл посетить его выступление, тем более, что я не уверен, что он ещё когда-нибудь где-нибудь выступит с такой программой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
напоминаю, что сегодня

21 декабря 2012 года. Камерный зал ММДМ, 19.00
Бетховен-Лист, Симфонии №№ 4, 5 - Кристофер Тейлор (США)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
21 декабря 2012 года. Камерный зал ММДМ, 19.00
Бетховен-Лист, Симфонии №№ 4, 5 - Кристофер Тейлор (США)

Итак, коллеги, кто был сегодня на Кристофере Тейлоре ?
Какие будут мнения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Я была на Кристофере Тейлоре.
5-я симфония: вот настоящий Бетховен - неистовый, неукротимый, яростный- человек, кторый не склонялся перед королями, напротив, они расшаркивались перед ним. Таков был Бетховен Тейлора.
Грандиозно исполнил Бетховена (хоть  вроде забывал местами текст, это все неважно)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)))))) Ему можно простить многое, чего иным не простили бы никогда ! Но в его игре есть нечто такое, что заставляет с интересом выслушивать всё, что он делает, и даже мириться с недостатками.
Да, он не был в полной мере готов к этому концерту, как он был готов к прошлому, когда играл Вариации Ржевски и остальное, но самое поразительное, что он даже с теми выкрутасами, которые допускал на сегодняшнем (уже вчерашнем) концерте, своё выступление не угробил  ! :)) Наоборот, все были в восторге, хотя я допускаю, что большинство не расслышало, что он в отдельных местах вытворял.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: Бетховен-Лист: ф-п переложения симфоний в l
« Ответ #40 : Декабрь 22, 2012, 11:48:47 »
Я тоже была на концерте К.Тейлора. Когда он появился перед публикой в веселеньком
песочного цвета пиджаке с кокетливым красным платком в кармашке и в таких же веселеньких ботинках, я подумала: ой, надо было брать билеты в СЗММДМ на юбилейный концерт! Так было и в первые его секунды за роялем, но уже через пару минут стало ясно, что:
     Цитата от Lorina:
Цитировать
вот настоящий Бетховен - неистовый, неукротимый, яростный
Да, Бетховен был явлен слушателям со всем своим накалом страстей, с бетховенскими аккордами, с переходами от яростного форте к прощающему пианиссимо. (Мне особенно понравилась у него третья часть четвертой симфонии).И стало ясно, что
     Цитата от Predlogoff:
Цитировать
Ему можно простить многое, чего иным не простили бы никогда ! Но в его игре есть нечто такое, что заставляет с интересом выслушивать всё, что он делает, и даже мириться с недостатками.
Да, мы простили ему практически постоянное "озвучивание" исполняемого, несклько сбоев, когда, видимо, он забыл текст (в четвертой части четвертой и в третьей и четвертой частях пятой симфоний), "мимоноты" в аккордах и все то, о чем пишет Predlogoff.
Я даже не представляю, кто еще мог бы предложить слушателям такие "энергетически заряженные", по-настоящему бетховенские транскрипции 4 и 5 симфоний. За это огромное спасибо организаторам фестиваля Арт-ноябрь.
У меня после концерта до сих пор еще сохраняется приподнятое настроение и прекрасное "послевкусие". И просмотренный вчера по TV концерт из СЗММДМ подтвердил, что все пришедшие на концерт К.Тейлора не ошиблись с выбором. :)

P.S. Парадоксально, но сейчас перечла написанное и подумала: пойду ли я еще раз на Тейлора, если будет такая возможность? Это будет зависеть от того, что будет исполняться...
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2012, 13:59:24 от Passer-by »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Бетховен-Лист: ф-п переложения симфоний в l
« Ответ #41 : Декабрь 22, 2012, 15:14:37 »
!У меня после концерта до сих пор еще сохраняется приподнятое настроение и прекрасное "послевкусие".
А у меня не то, что приподнятое настроение до сих пор, а вообше какой-то сдвиг в сознании произошел, как будто он переместил меня в другой слой реальности  :))  Давно я ничего подобного не испытывала от  музыки.
Интересно, что в маленьком листке буклете  ММДМ написали, что К.Тейлор - выдающийся американский пианист, профессор Университета Висконсина, умолчав о том, что он является там профессором математики.
Вот играют математики!!!
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:) Да,Тейлор был не особо готов играть такую сложную программу. В этом (!) смысле пианистам, игравшим на предыдущем концерте данного цикла, было проще: каждый исполнил только одну симфонию. Могу предположить, что Тейлор пожелал играть клавирабенд целиком, ни с кем его не деля, и, в общем, это ему вполне по силам. Видимо, что-то - во всей видимости, остальные его увлечения и служебные обязанности - помешало нормально подготовиться. Это, конечно, очень жаль, но самое парадоксальное, что я лично не ощущаю себя "обделённым" ! :))
Было ясно, что он хотел сказать своей игрой, и хотя он в некоторых местах запинался, замысел его был вполне внятен.
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2012, 21:32:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
К сожалению, я не смог побывать на первом концерте цикла, а вот на второй сходил. Наутро переслушал запись фаворинской 5-й Симфонии (увы, пока не добрался до записи Грязнова, а Чернова вообще в сети не видел). Поэтому о Тейлоре мне совершенно естественно говорить в сопоставлении с Фавориным, благо, тема наша – не об одном Тейлоре и не об одном Фаворине, а обо всем цикле концертов.

Надо сказать, что для меня остается спорным вопрос об оправданности исполнения этих транскрипций как концертных номеров. Интересно, конечно, посмотреть, как тот или иной пианист справится с этой довольно необычной и, конечно же, очень трудной задачей. Но все же меня очень часто посещает та мысль, что в симфониях Бетховена рояль говорит на чуждом ему языке – уж очень сильно отличается арсенал пианистических звуковых приемов от того, что достигается в оркестре. Я здесь говорю не о «богатстве» и не о «бедности» звучания, а просто о качественном различии подходов к звуковым выразительным средствам. (Интересно, что при прослушивании, скажем, «Щелкунчика» Чайковского – Плетнева или листовской транскрипции «Тангейзера»  у меня такого внутреннего «музыкально-языкового» конфликта не возникает.) Мне даже не очень верится в то, что сам Лист мыслил эти транскрипции как пьесы концертного репертуара. Для пианиста высокого класса желание передать на рояле бетховенскую партитуру само по себе настолько интересно и может дать ему настолько много в понимании бетховенского музыкального мышления, что нужно благодарить Листа за то, что он их написал и издал;  а вот играть их в концертах, может, и не обязательно.

Впечатления от вчерашнего концерта у меня, как сейчас модно говорить, неоднозначные, хотя в целом положительные. Сразу же скажу, что из двух прозвучавших симфоний исполнение Пятой мне показалось значительно более ярким и интересным. Уж очень много было в Четвертой Симфонии невнятностей и нечеткостей, в конечном счете – звуковых недоделок. Да и композиционной целостности, драматургической законченности лично мне не хватало. Но я готов согласиться с тем, что было сказано о Пятой Симфонии:

5-я симфония: вот настоящий Бетховен - неистовый, неукротимый, яростный- человек, кторый не склонялся перед королями, напротив, они расшаркивались перед ним. Таков был Бетховен Тейлора.
Грандиозно исполнил Бетховена...

Здесь исполнение гораздо больше соответствовало тому образу произведения, с которым я живу, и слушал я эту транскрипцию с гораздо большей увлеченностью.

Теперь насчет вот этого мнения:

Я даже не представляю, кто еще мог бы предложить слушателям такие "энергетически заряженные", по-настоящему бетховенские транскрипции 4 и 5 симфоний.

Вот тут я готов сказать с полной ответственностью: Фаворин вполне мог бы. Потому что в «Героической» у него этой самой энергетической заряженности было больше чем достаточно. Со всеми оговорками на тему условности сравнения живого и записанного звучания осмелюсь сказать, что Ю.Ф. исполнил Третью Симфонию великолепно, показав такое богатство красок, которое хоть и уступало с неизбежностью оркестровому, но тем не менее создавало звуковую атмосферу бетховенской симфонии. Вдобавок владение «горизонталью» – на мой взгляд, чрезвычайно сильная сторона фаворинского дарования, и в композиционном плане произведение было необычайно стройным, построенным очень убедительно.
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2012, 22:35:59 от avg »

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: Бетховен-Лист: ф-п переложения симфоний в l
« Ответ #44 : Декабрь 23, 2012, 22:24:32 »
!У меня после концерта до сих пор еще сохраняется приподнятое настроение и прекрасное "послевкусие".
А у меня не то, что приподнятое настроение до сих пор, а вообше какой-то сдвиг в сознании произошел, как будто он переместил меня в другой слой реальности  :))  Давно я ничего подобного не испытывала от  музыки.
Интересно, что в маленьком листке буклете  ММДМ написали, что К.Тейлор - выдающийся американский пианист, профессор Университета Висконсина, умолчав о том, что он является там профессором математики.
Вот играют математики!!!

Как интересно! Знаете, Lorina, я не удивлюсь, если он еще и пишет картины.  Видимо, это тот случай, когда "талантливый человек талантлив во всем".
« Последнее редактирование: Декабрь 24, 2012, 13:55:24 от Passer-by »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бетховен-Лист
« Ответ #45 : Март 23, 2013, 22:39:42 »
24 марта в Камерном зале ММДМ Петр Лаул вместе с Андреем Гугниным  исполняют  Симфонии №№ 6 и 7 Бетховена в транскрипции Листа

Между прочим, это уже завтра вечером !
Как пишет Пётр, пожарные выходы он уже разыскал :)) Судя по всему, Пётр или уже в Москве, или завтра утром приедет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Бетховен-Лист
« Ответ #46 : Март 24, 2013, 03:48:41 »
Вообще-то я в Женеве, а прилетаю завтра в Москву в 4 вечера. Если с полетами все будет нормально. Сегодня был концерт трио, играл новые вещи, в последние 3 дня почти не мог добраться до Бетховена. Это вышло потому, что концерт трио давно был, а Бетховен изначально планировался на 26-е, но дата перенеслась.
Но ничего, пожарный выход наготове. :-)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бетховен-Лист
« Ответ #47 : Март 24, 2013, 10:29:28 »
Вообще-то я в Женеве, а прилетаю завтра в Москву в 4 вечера. Если с полетами все будет нормально.

Ну вот, как же так?
Вообще говоря, я не вижу ничего крамольного в том, чтобы держать на пюпитре ноты. В частности, на предыдущем концерте цикла это очень пригодилось бы Тейлору.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бетховен-Лист
« Ответ #48 : Март 24, 2013, 16:34:31 »
Судя по погоде, останемся мы сегодня без 7-й симфонии .......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 969
Бетховен-Лист
« Ответ #49 : Март 24, 2013, 17:02:31 »


  Если речь шла о рейсе  LX 1336   из Женевы, то он прибыл  в Домодедово  в 15.02. Но оттуда тоже еще надо добраться...