Автор Тема: Зденек Фибих / Zdeněk Fibich (1850-1900), замечательный чешский композитор  (Прочитано 3765 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Зде́нек Фи́бих (чеш. Zdeněk Fibich; 21 декабря 1850, Вшеборжице ― 15 октября 1900, Прага) ― чешский композитор. Один из наиболее значительных композиторов в чешской музыке после Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака.

Википедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%E1%E8%F5,_%C7%E4%E5%ED%E5%EA

Сайт Бельканто:
http://www.belcanto.ru/fibich.html

Композитор родился в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии. На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы, связанные с миром природы. Фибих был одним из самых эрудированных людей своей эпохи, он обладал глубокими и разносторонними знаниями в области музыки, литературы и философии.
В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма. Немалое значение имело я увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения были положены в основу многих сочинений композитора.
На оперном форуме нелишне будет напомнить, что Фибих не чуждался жанра оперы. Он создал патриотическую оперу-балладу «Бланик» (1877), а в дальнейшем обратился к жанру музыкальной драмы. Сочинив «Мессинскую невесту» (1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных. Конец 80 — начало 90-х гг. Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением — сценической мелодрамой-трилогией «Ипподамия».
Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны 4 оперы: «Буря» (1895), «Геды» (1897), «Шарка» (1897) и «Падение Арканы» (1899). В этот же период он постепенно создал уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение — цикл из 376 фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания», ознакомиться с которым можно на сайте международного музыкального архива:

http://imslp.org/wiki/Category:Fibich,_Zden%C4%9Bk

Кроме этого цикла на сайте размещены многие другие сочинения Фибиха. Уникальное собрание, подобного которому я доселе в интернете не встречал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С циклом из 376 фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания» можно ознакомиться на вышеупомянутом сайте международного музыкального архива:

http://imslp.org/wiki/Category:Fibich,_Zden%C4%9Bk

Ф-п цикл разбит на несколько сборников:

Moods, Impressions, and Souvenirs, Op.41 (Fibich, Zdeněk)
Moods, Impressions, and Souvenirs, Op.44 (Fibich, Zdeněk)
Moods, Impressions, and Souvenirs, Op.47 (Fibich, Zdeněk)
Moods, Impressions, and Souvenirs, Op.57 (Fibich, Zdeněk)


Чтобы получить доступ к этим страницам, нужно сначала войти на сайт и согласиться с правилами использования этих файлов (только для некоммерческого использования), щёлкнув по этой строке при попытке вызвать файл:

I accept this disclaimer, continue to download file
« Последнее редактирование: Декабрь 18, 2012, 16:27:58 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я надеюсь, что до опер Фибиха мы ещё доберёмся, а пока я хочу сказать кое-что об этом громадном ф-п цикле, на который я дал ссылки.
Я слышал об этом цикле давно, но знал его лишь в опубликованных в СССР небольших выборках, поэтому когда я, наконец, добрался до этого нотного интеграла, я несколько дней подряд понемножку изучал и проигрывал эти пьесы ! И передо мной раскрылся совершенно изумительный романтический мир, поражающий разнообразием "настроений и впечатлений". Это просто какая-то россыпь звуковых и мелодических сокровищ !
Я не хочу сказать, что в этом сборнике ВСЁ СПЛОШЬ гениально, о нет ! Потому что так не бывает ! У Шумана далеко не всё гениально, у Листа не всё, даже у Шопена и Скрябина не всё гениально, и в этом плане Фибих не исключение, и всё же, если говорить об этом фибиховском сборнике В ЦЕЛОМ, то другого слова кроме как "гениально" я произнести не могу.
Это гениально и уникально не только в количественном, но и в качественном отношении.
К великому сожалению, в нашей стране я НИ РАЗУ не слышал в живых концертах хотя бы каких-то небольших срезов этого громадного ф-п сборника, а ведь такую выборку вполне можно сделать и исполнить её, посвятив ей если не весь концерт целиком, то хотя бы одно отделение или его четверть.
И эта музыка того достойна, она полна подлинных сокровищ.
Удивительное, неповторимое сочинение ........
Да, кстати, если в сети появится информация, что кто-то - в одиночку или коллективно - записал этот сборник ЦЕЛИКОМ, то я прошу сообщить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица