Автор Тема: Что театры должны ? Какие театры нужны ?  (Прочитано 32131 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что происходит с московским театром Заместительница Сергея Капкова о том, зачем увольняют худруков

Интервью:  Елена Ковальская

http://www.afisha.ru/article/evgeniya-shermeneva/?utm_source=feedburner

В августе московский Департамент культуры, возглавляемый Сергеем Капковым, произвел сразу две скандальные перестановки в московских театрах: артисты Театра им. Гоголя, где сняли Сергея Яшина и назначили худруком Кирилла Серебренникова, разразились открытым письмом, а снятый директор «Новой оперы» Сергей Лысенко грозит Департаменту судом. «Афиша» выяснила у заместительницы Капкова Евгении Шерменевой, отвечающей за московские театры, что все это значит.

— Директор «Новой оперы» Сергей Лысенко намерен подать на Департамент в суд за оскорбление чести и достоинства. Чем он оскорблен?

— Наша формулировка при расторжении контакта к чести не имеет отношения — у нас претензии к ведению деятельности. В «Новой опере» в этом году не было ни одной премьеры. Сейчас на дворе август, в сентябре открывается сезон, остается несколько месяцев до окончания года, а театр должен две премьеры государству. Казалось бы, есть время до нового года, театр успел бы выпустить их, чтобы выполнить госзадание. Но эти месяцы, с сентября по декабрь, не время для премьер — это время, когда лучше эксплуатировать репертуар.


— Впервые слышу, чтобы к театру предъявляли подобные требования. Когда это началось?

— С этого года, когда московские театры стали работать по госзаданию. Зимой театры сами себе написали эти госзадания, согласовав их с Департаментом. В этом году все себе его немножко занизили, но мы пошли на это, понимая, что госзадание уже само по себе — это резкие перемены для театра. 2012-й — последний год, когда Москва должна была перейти на эту систему, вся страна на это стала переходить в 2006 году. В том числе десять федеральных театров в Москве. Для страны это плавный переход был, а в Москве процесс только сейчас начинается. Понятно, что толково это за один день не сделать. Хорошего в таком рывке мало. Идет переходный период, который немножко неверно был спланирован.


— С какой целью ввели госзадание?

— Оно дает возможность выстроить прозрачные отношения с государством. Государство говорит: «Мы вам даем сто рублей, а вы нам за это, пожалуйста, дайте столько спектаклей». В следующий раз театр говорит государству: «Мы не 100, а 120 спектаклей показать можем, дайте нам 120 рублей».


— Есть позитивные результаты?

— Есть. Например, с прошлого года в Департаменте стали выделять деньги на покрытие гастрольной деятельности театров. Театр подает нам заявку: «Через три месяца мы едем на гастроли, билеты будут стоит вот столько-то, пожалуйста, компенсируйте нам эту сумму». Более того, мы в этом году пошли на эксперимент: двум театрам — «Мастерской Петра Фоменко» и Театру им. Маяковского — выделили фиксированные суммы на гастрольную деятельность на весь год, чтобы каждый раз они к нам не обращались. Такая система существует в Бельгии или Голландии: к государству обращаются за фиксированной суммой на региональную и международную деятельность, и внутри этой суммы театр сам решает, с кем и как он будет делить расходы. Он понимает, что есть условие: 50-процентная компенсация расходов при поездках за рубеж, 70-процентная — при поездках в малые города. И имеет выбор — куда ехать и с какой целью. А затем в конце года театр отчитывается. Где-то есть фестиваль, который может оплатить их поездку, а где-то не могут, но им важно побывать там. Если театр представляет интерес вовне Москвы — и мы понимаем, что Москве за этот театр не стыдно, более того, он может служить московской маркой, — мы выстраиваем такие отношения. Я думаю, что это правильно. И мы абсолютно доверяем в этой ситуации директору театра, руководителю — а потом спрашиваем с него. Если есть внятные правила и доверие с нашей стороны к директору, мы не будем контролировать, как он тратит каждую копейку в течение года. Поэтому наша задача — чтобы директора всех организаций были настолько умные, талантливые и творческие, чтобы мы могли им доверять. Мы не спрашиваем, на что вы берете деньги, — но в конце года хотим получить подробнейший отчет об этих поездках, с обоснованием, почему они были там или там. Может быть, директора всех московских театров научатся писать отчеты. Пока сознание руководителей не может смириться с тем, что это нужно делать.


— Разве до сих пор не контролировалось, как театр тратит деньги? Директор Театра кукол им. Образцова, обвиненный в растрате бюджетных средств и год отсидевший под следствием, неделю назад получил пять лет условно. Кто-то же его проверил.

— Это разные вещи. Казначейство, счетная палата следят за тем, чтобы не нарушалось законодательство в области финансовых сделок. У нас в Департаменте с той же целью ревизионное управление появилось в прошлом году. А творческих проверок не было. И нет. По закону мы не можем директивно внедряться в творческую жизнь организации. Мы должны рассматривать творческие вопросы с организацией сообща. То есть, даже если организация финансово успешна, мы должны понимать, приводит это к развитию театра — или это приводит только к поддержке жизнедеятельности людей, которые в нем работают.


— Что театры должны городу?

— То, что прописано в госзадании: театр должен провести столько-то спектаклей в Москве, выпустить на государственные деньги не менее двух постановок в год — мы выделяем на новые постановки дополнительные средства. Мы ввели критерий расчета этих средств в зависимости от размера зрительного зала. Может быть, это не самый правильный критерий, но точнее пока мы не придумали, будем думать. И есть критерий посещаемости. Оптимальный — это 75 процентов.


— То есть основание задуматься о кадровом вопросе вам дают конкретные цифры ?

— Да. Есть, допустим, Камерный балет «Москва», который получает финансирование в размере около 100 миллионов рублей в год. А результат за такие огромные средства для Москвы мизерный. Сейчас Елена Тупысева (создательница агентства театров танца «Цех». — Прим. ред.) назначена туда директором. Укладываясь в тот бюджет, который был у театра, она предлагает нам качественно новый вариант деятельности.


— Назначение Тупысевой, приход новой команды в Театр кукол на Басманной — лично я это приветствую. Но хотелось бы в ваших действиях систему. Как, например, принимались решения в других случаях — когда худруком Театра им. Ермоловой назначили Олега Меньшикова, а актриса Ирина Апексимова стала директором Театра Романа Виктюка?

— Театр Ермоловой сам пришел к нам с предложением заменить Владимира Андреева на посту худрука Олегом Меньшиковым, нам это предложение понравилось. Роман Виктюк тоже сам принял решение, что ему нужен другой директор: почувствовал что-то неладное в управлении, но что — не мог понять и просил нас разобраться. Я сама ездила в театр — смотрела, разбиралась. Идея с Ириной Апексимовой пришла почти случайно, но, по счастью, устроила все стороны. Я думаю, что у театра будет выход на новый уровень.


— Часто вас можно застать в театре?

— Чтобы мне по одному разу заехать в каждый театр, нужно три месяца. Естественно, до кого-то я еще не доехала. С директором «Новой оперы» тоже история не одного дня. Первые письма мне стали приходить еще до Нового года.


— Письма из «Новой оперы»?

— Да, были письма с требованием проверки. И вот что мне странно: когда начинаешь разбираться, люди начинают защищать себя, а не столь любимые ими театры. Про ситуацию в Театре им. Гоголя, когда мы прекратили контракт с Яшиным в начале сезона, после сбора труппы, говорят: «Нехорошо так с людьми поступать». И я абсолютно солидарна: с людьми надо поступать по-честному. Но чем обычно люди в театре отвечают, когда ты с ними по-честному? Тем, что они плюют на театр и защищают свои права на этот театр. Евгения Ивановна Куриленко, с которой отказался работать в Театре им. Маяковского Миндаугас Карбаускис, была нами предупреждена о том, что мы расторгаем с ней контракт. Мы дали ей время на передачу дел. На следующий день она взяла больничный, и три месяца театр не мог нормально функционировать.


— Когда в кадровых действиях следует ждать прозрачности и системности?

— Когда мы переведем руководителей на срочные договоры. Сейчас большинство худруков имеет бессрочные договоры с городом. Нам придется прибегать к жестким мерам, одних снимать и других назначить, пока у нас не появится база и не заработают нормальные механизмы по смене руководителей.


— Что это за механизм?

— Истекает у худрука контракт — он приносит нам отчет за все пять лет. И доказывает, что при нем театр развивался, что управление бюджетными средствами велось эффективно. Что заработанное тратилось не на благоприобретение, а на поощрение людей и развитие театра. Будут эти доказательства — и у нас будет основание продлевать контракт.


— Что в своих реформах вы держите за образец?

— Я хорошо помню подробный разговор двухлетней давности с директором Томаса Остермайера (Остермайер в 1999-м в возрасте тридцати лет возглавил «Шаубюне», сейчас это едва ли не самый известный немецкий театр в мире. — Прим. ред.). Он объяснил: им государство выделяет средства на содержание театра, на постановки, но оценивает не только финансовые показатели, но и международное признание — участие в фестивалях, призы. При этом самый важный показатель — посещаемость. Если тебя признает театральное сообщество, но ты работаешь на 20 зрителей, у тебя не будет шанса получить государственную помощь в следующем году.


— Вы десяток лет работали директором фестиваля Нового европейского театра NET и лет пять — директором «Территории». У нас есть публика для новаторского театра?

— Я уверена, что публику можно и нужно образовывать, воспитывать. И делать это нужно очень постепенно. Фестиваль NET адресован довольно узкой аудитории, но если его не будет, если его не будут смотреть сами театральные люди, то и наш театр собственный не будет развиваться. Еще я точно знаю: нельзя играть в поддавки со зрителем. Иначе мы получим в театре то же самое, что мы сегодня имеем на телевидении. Когда заигрались в примитив настолько, что теперь самого низкого уровня продукция имеет самую большую популярность у зрителя.


— Вам самой какой театр нравится?

— Я с большим удовольствием смотрю самый разный театр, даже тот, который мне идеологически чужд. Чего я не терплю в театре, так это халтуры, пренебрежительного отношения к профессии, о чем бы ни шла речь — о режиссуре, декорациях или работе актеров. На меня производит впечатление не только эстетика, но и честность в работе.


— Вы в самом деле верите в то, что есть такие люди, которые пришли в театр, посвятили ему, так сказать, жизнь, и при этом халтурят? В театре много циников?

— Полно! Я одиннадцать лет проработала в театре и знаю его изнутри.


— Актеры Театра им. Гоголя, куда вы назначили Серебренникова, в своем письме главам государства и правительства пугают гибелью русского репертуарного театра. Что бы вы им ответили?

— Такими словами удобно защищаться. Но что такое репертуарный театр? Театральная труппа работает в определенном, закрепленном за нею здании и создает в этих стенах ряд спектаклей, которые эксплуатирует в течение длительного времени. Эта система уникальна и ценна. В ее интересах ею нужно эффективно, умно и талантливо распоряжаться. Уверена, рядом с нею право на существование имеет и проектный театр — в том числе чтобы создавать репертуарному театру конкуренцию, она только пойдет репертуарному театру на благо. Сейчас у нас конкурируют хорошие репертуарные театры с плохими.


— Все-таки Театр им. Гоголя станет проектным театром?

— Мне сложно сказать. Сейчас концепция Кирилла Серебренникова звучит именно так. Но Кирилл имеет возможность, проанализировав ситуацию, познакомившись ближе с людьми, изменить свое видение стратегии. Мы доверяем ему. У него — как у любого художественного руководителя — должна быть возможность регулировать труппу.


— Как вы объясните предубеждение артистов Театра им. Гоголя против Серебренникова?

— Они его не знают. Сказала же актриса Ольга Науменко в эфире «Эха Москвы»: «Я во МХАТ не хожу, Серебренникова не знаю».


— Сложно поверить. У меня впечатление, что в театр ходят не горожане, а сами театральные. На всех премьерах одни и те же лица.

— Поверь мне, когда я работала во МХАТе в девяностые, мой круг театральный был ограничен только театром. Театр-дом хорош своей семейственностью — и одновременно ужасен, потому что театр замыкается на себе и не видит ни жизни вокруг, ни театра другого. Режиссеру нужно иметь единомышленников, но полезно работать с другими актерами время от времени. Актерам тоже это полезно. В театре долго вариться в собственном соку попросту неумно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #1 : Август 17, 2012, 11:35:11 »
Эта статья оказалась гораздо более интересной, чем можно было подумать, и касается она не только "Новой оперы", но и театра им.Гоголя, где тоже только что сместили руководителя, а также других театров, поэтому я её разместил здесь для обсуждения. Мне показалось, что в этой статье вскрывается любопытный механизм управления московскими театрами со стороны департамента культуры Москвы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #2 : Сентябрь 09, 2012, 10:42:23 »
Только по ТВ показали Капкова, Серебренникова, актёров и деятелей театра им.Гололя, им.Маяковского, им.Станиславского (драматического), театра Виктюка; кое-что сказали А.Ширвиндт и Виктюк. Театр Виктюка перестраивается, сам Виктюк сказал, что он оптимист по вере и пессимист по знанию, сказав в результате, что победит пессимизм, но не уточнив, в чём это выразится.
Департамент культуры Москвы не отказывается от громадных дотаций московским театрам, но требует новых премьер и высокой посещаемости. Была названа цифра: только 15% московских театров отвечает этим критериям. Актёры держат в руках трудовой договор, а власти рассуждают о контрактной системе, когда с каждым человеком из любого театра - от рабочего до директора - подписывается индивидуальный контракт.
Ну что ж ...... Реформа давно назрела, а пройдёт ли она "с кровью" или как-то цивилизованно - пока неясно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какие театры нужны ?
« Ответ #3 : Октябрь 28, 2012, 15:14:55 »
Очень интересная передача из цикла "Что делать ?" В.Третьякова по ТВ "Культура". Нужно будет обязательно поискать ссылку на неё и пересмотреть. Тех, кто увидит в сети ссылку, прошу разместить.
Сегодняшняя передача целиком посвящена судьбе отечественных театров, режиссуре, экономическим моделям, способам управления, способам смены руководителей и обновления трупп и т.п.

Послушал я эту передачу, в которой участвовали в т.ч. некоторые режиссёры и критики, я пришёл к выводу, что в этой области у нас происходит нечто странное. Вернее, я и раньше знал, что государство не занимается этим вопросом и театральную реформу осуществлять не хочет, но я не думал, что оно до такой степени не хочет :))))
Реформа театра должна была быть проведена давным давно, ещё чуть ли не при совке, но не проводится уже целую четверть века, и сами деятели искусства открыто говорят о причинах этого: отсутствие политической воли. Власть бездействует ! Впрочем, она бездействует не только в этой сфере, так что в этом смысле ничего удивительного.
С другой стороны, сами же деятели требуют индивидуального подхода чуть ли не к каждому учреждению культуры в т.ч. и к каждому театру. На что Третьяков заметил, что это невозможно в условиях одновременного существования чуть ли не сотни (около 90 !) театров в Москве. Я только не понял, как он считал ? Считал ли он вместе драматические и оперные театры ? Он же предложил сократить количество театров до 12-15, на что приглашённые им деятели культуры завопили, что для Москвы это мало !
Ничего себе "мало", подумал я ! В этом же духе высказался и Третьяков.
Короче, что-то делать надо, но что ?
« Последнее редактирование: Октябрь 28, 2012, 16:42:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какие театры нужны ?
« Ответ #5 : Октябрь 28, 2012, 18:36:42 »
http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2012-10-28-14-45
Смотрите.

Ой.
Какая оперативность.
Я рад, что есть люди, которых подобная тематика ещё интересует, и что их, судя по всему, довольно много.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #6 : Февраль 04, 2013, 12:26:51 »
Капков: часть спектаклей в московских театрах будет начинаться в 20.00
04.02.2013 02:43   |  «Газета.Ru»

http://www.gazeta.ru/culture/news/2013/02/04/n_2738101.shtml

Департамент культуры Москвы предложит театрам начинать свои постановки на час позже — в 20.00 вместо 19.00 — для удобства работающих горожан, заявил глава ведомства, министр столичного правительства Сергей Капков.

«Вопрос в том, что постановки зачастую долгие, а метро закрывается. Мы хотим сделать одну из пятниц в течение месяца, когда (спектакли) будут начинаться в восемь вечера», — заявил Капков в интервью программе «Познер», вышедшей на Первом канале в ночь на понедельник.

Вместе с тем он подчеркнул, что власти будут лишь предлагать театрам изменить время начала спектаклей, так как сейчас «больше в культуре демократии».

«Большинство москвичей не смущает цена на билеты, а смущает то, что спектакли начинаются в семь вечера, они не успевают после работы», — цитирует Капкова «Интерфакс». Министр также рассказал, что «у нас есть великие театры, где официальная цена билета доходит до 7 тыс. руб., но есть билеты за 300 руб. — не на самые лучшие места».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
начинать в 20-00 ??
« Ответ #7 : Февраль 04, 2013, 12:34:25 »
«Вопрос в том, что постановки зачастую долгие, а метро закрывается. Мы хотим сделать одну из пятниц в течение месяца, когда (спектакли) будут начинаться в восемь вечера», — заявил Капков в интервью программе «Познер»

Что скажете, коллеги ?
На мой взгляд, это маразм, потому что, насколько мне известно, именно в пятницу у многих служащих - по крайней мере в Москве, о которой, собственно, и идёт речь - короткий день ! КОРОТКИЙ !
Раньше, при коммунистах, концерты и спектакли начинались в 19-30, но артисты, зрители и слушатели, которым нужно было в "лихих 90-х" возвращаться домой поздно вечером по бандитской Москве, умоляли власть перенести начало на 19-00, чтобы хоть успевать в приличное время домой вернуться. И перенесли. А теперь что, когда бандиты с ножами и пистолетами средь бела дня нападают на людей прямо в метро и в трамваях даже при громадном стечении народа, стало "безопаснее" ?? На мой взгляд, в Москве ЗА ВСЮ ЕЁ ИСТОРИЮ не было в невоенное время такого бандитизма, как сегодня. И что ? Начинать в 20-00, чтобы наши граждане по ночам в тёмных московских закоулках на бандитские ножи напарывались ?
Да они что ?
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2013, 13:02:17 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
    • Андрей Ковалев
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #8 : Февраль 04, 2013, 13:55:29 »
А может быть это сигнал к авторам и режиссерам - делайте камерные спектакли, протяженностью не более 2 часов. И не более двух действий!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
начинать в 20-00 ?
« Ответ #9 : Февраль 04, 2013, 14:27:13 »
А может быть это сигнал к авторам и режиссерам - делайте камерные спектакли, протяженностью не более 2 часов. И не более двух действий!

:)) Наверное ! Потому что во сколько тогда закончится, допустим, "Борис Годунов" - уже за полночь ! Я считаю, что это чересчур. Вон Гергиев, наоборот: продолжительные спектакли начинает раньше, например, в 18-00.
А вот, гляньте, что в Ярославской филармонии:

http://www.yar-filarmoniya.ru/afisha/list.php

О да, я понимаю, что Ярославль - это не Москва, но всё же: там в будни вечером концерты начинаются в 18-30, а в выходные - в 18-00. Наверное, не просто так, правда ?
В Москве могут быть всякие резоны менять время начала, но этот вопрос необходимо тщательно изучать, чтобы не попасть впросак: например, офисные работники могут трудиться до 18-00 и даже до 19-00, но составляют ли они основной контингент оперных театров и концертных залов ?
К примеру, я, когда при совке освобождался с работы, не знал, куда деть время до концерта, ведь при коммунистах не было таких возможностей провести в центре Мск пару часов досуга, как сейчас - ни ресторанов, ни кафешек, ни универмагов таких не было, где можно было бы погулять или посидеть час-другой, ни мобильных телефонов не было, ни интернета. А концерты начинались в 19-30, потом начало перенесли на 19-00 и время ожидания сократилось, а теперь что же - начало будет в 20-00 ? Ну пусть тогда объяснят, на кого это рассчитано и кто будет по окончании спектаклей и концертов ночами по Москве шарахаться ?
Да ещё в пятницу, ха-ха ! Когда половина жителей перепьётся и по всему городу пьяные уроды всех национальностей шляются, включая "зарубежных гостей", и по башке запросто можно получить даже в центре как раз где-нибудь в садочке рядом с театром ! И никто не узнает, где могилка твоя.
Уж не знаю, в чью многоумную голову пришла столь лучезарная мысль о 20-00, но всё это необходимо просчитать с учётом реальной обстановки. Я понимаю, что Капков сидит в своём кабинете, поэтому не особо представляет себе, как и чем живут в Москве её обитатели-меломаны, которых пока ещё не выслали на 101-й километр, чтобы они под ногами у Капкова не путались и не мешали ему мудро руководить культурной жизнью. Но нужно же как-то к реальности привязываться ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #10 : Февраль 17, 2013, 01:36:51 »
11.02.2013, 17:27

http://www.gazeta.ru/culture/news/2013/02/11/n_2749885.shtml

Московские театры будут переводить спектакли на немецкий и английский языки

Постановки в театрах, подведомственных департаменту культуры столицы, планируется сопровождать титрами с переводом на иностранные языки, заявил глава департамента Сергей Капков.

Как заявил Капков журналу «Афиша», планируется «хотя бы раз в месяц давать представления с переводом русского текста на английский и немецкий языки». Он объяснил это заботой об иностранных туристах и экспатах, работающих в Москве на постоянной основе.

Капков уточнил, что эксперимент с титрами планируется провести в театре «Мастерская Петра Фоменко».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #11 : Март 12, 2013, 11:34:26 »
По словам Павла Хомского, перенос времени начала постановок отрежет для какой-то части зрителей возможность бывать в театре

Москва, 11 марта – АиФ-Москва.
Художественный руководитель Театра Моссовета Павел Хомский прокомментировал инициативу руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова перенести время начала спектаклей в столичных театрах с 19:00 на 20:00.

http://www.aif.ru/culture/news/327849

«Я – противник этого переноса. Я считаю, что это неудобно для зрителей прежде всего. Когда Москва была в рамках Садового кольца, это была одна ситуация, можно было за 10–15 минут добраться даже из отдалённого района в театр. Сейчас огромные спальные районы, куда добираться нужно 1–1,5 часа, и перенос с 19 на 20 часов практически отрежет для какой-то части зрителей возможность бывать в театре, который находится в центре», – объяснил Хомский корреспонденту АиФ.ru.
Он подчеркнул, что есть театры и на периферии Москвы, но их мало, и они не являются ведущими.
«Все ведущие, основные театры сосредоточены в центре Москвы. Поэтому мне кажется, что это неразумный переход», – резюмировал Хомский.
По словам Сергея Капкова, постановки в большинстве театров начинаются в 19:00, и многие зрители не успевают попасть к началу, заявил он в интервью программе «Познер».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #12 : Март 12, 2013, 11:39:58 »
По словам Павла Хомского, перенос времени начала постановок отрежет для какой-то части зрителей возможность бывать в театре
Художественный руководитель Театра Моссовета Павел Хомский прокомментировал инициативу руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова перенести время начала спектаклей в столичных театрах с 19:00 на 20:00

На мой взгляд, Kaпкoв - типичный управленец-авантюрист времён пyтинщины, когда двигают время, как хотят, переносят сроки, как хотят, дёргают тарифы, как хотят, теперь вот время начала спектаклей решили сдвинуть, как на ум вдруг взбрело. Правильно, правильно Хомский говорит - что Капков не умеет и не может мыслить масштабами крупного мегаполиса, у него масштаб мелкого местечкового руководителя не крупнее квартала из 10 домов.
Вот и надо бросить его куда-нибудь руководить кружком художественной самодеятельности при ЖЭКе - вот его "масштаб".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #13 : Март 12, 2013, 12:42:25 »
По словам Павла Хомского, перенос времени начала постановок отрежет для какой-то части зрителей возможность бывать в театре

А почему какой-то официальный дядя решает подобные вопросы? Пусть театры сами подобные вопросы решают, а потом сами за свои решения отвечают. Официальные дяди и тети должны только действовать в рамках своих полномочий, установленных законодательством. Если же что-то выходит за рамки законодательства, театральные деятели могут реагировать, к примеру, вот так (правда, позитивный результат никто не гарантирует):

Марина Дмитриевская, главный редактор "Петербургского театрального журнала"
Баня не по Маяковскому

Главная идея государства, стремящегося сэкономить на культуре, формулируется легко и непринужденно: театр, содержи себя, окупайся, как и во всем мире. Но рассказы про «самоокупаемый» театр — вранье

Наконец-то выкристаллизовалась настоящая, неподменная национальная идея — уничтожение культуры и знания о ней. «Неэффективные» вузы, «никчемные» НИИ, лишние ученые. Государство осознало, что любой гуманитарно вооруженный человек потенциально опасен. На этом фоне сокращение субсидирования петербургских театров примерно на 200 миллионов рублей — событие рядовое. Вот уже два месяца директора театров не могут вызвать на диалог вице-губернатора Василия Кичеджи и получить от него разъяснения. В результате петербургское отделение Союза театральных деятелей подало иск в прокуратуру с просьбой установить законность происходящего.

(Полностью: http://www.novayagazeta.spb.ru/2013/14/4 )

Результат:

http://novayagazeta.spb.ru/2013/17/5

Прокуратура ответила СТД: Комитет по культуре нарушил закон

Не так давно я писала о ситуации противостояния городского культурного начальства и наших театров, обратившихся через Союз театральных деятелей (СТД) в прокуратуру за разъяснениями. Они просили рассказать, законны ли действия Комитета по культуре, сократившего субсидирование театров примерно на 200 миллионов рублей. Уменьшая зарплаты по всем театрам (это называется теперь «повышением эффективности»), авторы реформ не берут во внимание, что театры есть маленькие, а есть большие, что одно дело — штат уборщиц в Балтийском доме, а другое — штат в Театре Комедии…



Ни один театр не был привлечен к выработке показателей для нового госзадания, все это сочинялось в тиши смольнинских кабинетов. По мнению сотрудников театров, уменьшение субсидирования было произведено с нарушениями закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год», который предусматривает увеличение базовой единицы, применимой для расчета тарифных ставок (окладов) работников бюджетных учреждений.
   Прокуратура ответила театрам на прошлой неделе: Комитет по культуре, рассчитывая затраты, нарушил законодательство в нескольких пунктах. В частности, нарушен и технологический регламент, и Бюджетный кодекс РФ.
   Однако никакого эффекта прокурорская проверка не возымела. Театры все равно получили госзадание. А в нем ко всему прочему еще и требование обеспечить 80% посещаемости, против которого все долго и дружно протестовали; более того, казалось, чиновников удалось убедить в невозможности соблюдения такого критерия.
   С письмом к губернатору Полтавченко 26 января обратился СТД; в письме Александра Калягина происходящее в Петербурге названо безобразием… И снова никакой реакции! Наше городское начальство в диалоги теперь не вступает: собаки лают, а караван идет…
   Тезис о том, что пятимиллионный Петербург не в состоянии содержать 30 театров, выглядит абсурдно. Город, где каждый житель, по статистике, может попасть в театр один раз в 10 лет, накидывает театрам петлю на шею, произнося устами своих чиновников всякие нелепости: мол, будем определять неэффективные театры и их убирать, чтобы лучше финансировать эффективные. Ах, не тревожьте дух Аристотеля! Кто и когда мог определить «эффективность искусства»? Как это, каков инструментарий?
   Было бы понятно, если бы прошло профессиональное обследование каждого театра; я даже предлагала Комитету по культуре разветвленную процедуру подобного экспертного обследования. Вместо этого, по слухам, выяснять, какой театр хорош, а какой нет, собираются у случайных прохожих на улице… Пока эффективной у Комитета по культуре выходит только коммерция: заполняемость зала, а не качество спектакля, не художественные достоинства его. Выглядит это просто позорно.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Zver

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 136
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #14 : Апрель 19, 2013, 15:08:29 »
В августе 2012 года в разделе «Новости» сайта Департамента культуры города Москвы были размещены признанные Мещанским районным судом г.Москвы не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и деловую репутацию Лысенко С.А., об основаниях увольнения Лысенко С.А. с должности директора ГБУК «Московский театр «Новая опера», а именно: «Основанием для расторжения контракта послужили многочисленные претензии к организационной и финансово-хозяйственной деятельности директора государственного учреждения культуры».



Контракт с Лысенко С.А. расторгнут в соответствии с Приказом Департамента культуры города Москвы от 8 августа 2012 года №447/к. Лысенко С.А. был уволен с должности директора ГБУК г. Москвы «Московский театр «Новая опера» им.Е.В.Колобова на основании п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ – в связи с принятием уполномоченным собственником органом решения о прекращении трудового договора.

 

Приносим извинения за некорректную формулировку.
http://kultura.mos.ru/press/news/1122265.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #15 : Июль 04, 2013, 08:51:51 »
http://spb.itar-tass.com/c15/793810.html
Власти Москвы намерены децентрализовать театральную жизнь столицы

МОСКВА, 3 июля. /ИТАР-ТАСС/. Власти Москвы планируют децентрализовать театральную жизнь столицы и намерены показывать известные спектакли в районных домах культуры, которые находятся за пределами центра города. Об этом рассказал "Известиям" и.о. главы департамента культуры Москвы Сергей Капков.

"Мы хотим "поженить" театры и дома культуры, передадим часть площадей ДК для репетиций и спектаклей, — сказал Капков. — Районный театр несет большую социальную функцию, зачастую большую, чем центральные театры".

По мнению Капкова, постановки в районных театрах могут привлечь интерес детей к классическим произведениям литературы, которые они практически не читают. Важно «воспитывать театрального зрителя с детства», сказал он.

Со своей стороны и.о. замруководителя департамента культуры Елена Зеленцова рассказала, что "далеко не во всех домах культуры есть хорошо оборудованная сцена". "Поэтому в крупнейших ДК — "Москвич", "Меридиан", "Зеленоград", Культурный центр ЗИЛ, — сейчас идет переоснащение. Это наши ДК-гиганты, по 20 тыс. кв. м, с залами-тысячниками, все они находятся за пределами ЦАО", - отметила она.

По словам Зеленцовой, сейчас сложно назвать точные сроки и конкретные постановки, потому что в первую очередь надо закончить модернизацию домов культуры.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #16 : Июль 04, 2013, 08:54:18 »
Вот кто бы порассуждал на эту тему и объяснил мне, хорошо это или плохо - сия "децентрализация", Дома культуры и т.п. ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #17 : Август 19, 2013, 18:32:54 »
http://www.kommersant.ru/doc/2253851
19.08.2013

По премьерным подсчетам
Размышления заместителя гендиректора Большого театра Антона Гетмана


Минкульт вводит для театров план по валу

Антон Гетман, заместитель генерального директора Большого театра

Некоторое время назад Министерство культуры РФ приняло решение о необходимости увеличения количества мероприятий, которые проводят все подведомственные учреждения культуры. Мероприятия на бюрократическом языке — это спектакли и концерты. И несмотря на то что некоторым театрам действительно стоило бы всерьез задуматься о некотором увеличении собственных мероприятий (уж слишком часто на их афишах встречается унылое "спектакля нет"), чем руководствовалось министерство, давая указание всем без исключения увеличить количество мероприятий в 1,5 раза и более, да еще с последующим ежегодным повышением, сказать трудно. Возможно, необходимостью увеличения доходов, которые получают театры и филармонии от реализации билетов.

На фоне этого решения прозвучало смелое заявление выдающегося музыканта и руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, который вполне серьезно пообещал, что после открытия Мариинки-2 вверенный ему коллектив будет давать чуть ли не 1000 спектаклей и концертов в год. Таким образом, задача, поставленная учредителем, приобрела вполне легитимный с профессиональной точки зрения вид: если наш знаменитый коллега выступил с подобной инициативой, то кто же может усомниться в точности и правильности подобного решения министерства?

Однажды мне довелось стать свидетелем одного любопытного рассказа. Крупный российский предприниматель говорил, что после покупки им контрольного пакета акций большого отечественного предприятия выяснилось, что на этом предприятии работает 19 (!) вице-президентов. Он поручил новому менеджменту завода провести кадровый аудит — выяснить какова структура управления, компетенции и ответственность этих топ-менеджеров. Результат исследования его потряс. Из 19 вице-президентов 16 не смогли точно ответить на вопрос, что именно производит завод, на котором они работают, и только один точно описал, как устроено производство, какой цех что производит и как структурирован конвейер.

Думаю, что любой профессиональный театральный менеджер, знающий, из чего состоит театральный/концертный процесс, скажет, что увеличение количества спектаклей или концертов в первую очередь связано с увеличением расходов. Это и привлечение дополнительного персонала, и расходы на его содержание, и увеличение затрат на рекламу, и возможное снижение цен на билеты вследствие увеличения объема предложения. Так что привлечение дополнительных доходов возможно, но не безусловно. Но есть иные, куда более серьезные риски с точки зрения возможных последствий такой инициативы.

Вряд ли тот, кто знаком с театральной "кухней", станет спорить, что столь существенное увеличение количества спектаклей или концертов неизбежно повлечет падение их качества. Ведь для показа дополнительных спектаклей нужно время. А оно может быть найдено только за счет сокращения репетиционного и технического времени, когда труппа репетирует новые постановки и спектакли текущего репертуара, а постановочная часть монтирует и устанавливает сценическое оформление — многотонные декорации, современные компьютерные системы, художественный свет, современный звук, видеопроекцию, спецэффекты. Получается, что реализация принятого министерством решения неизбежно влечет за собой компромисс в области качества спектаклей, не подготовленных к показу публике вовсе или подготовленных "на коленке". И, оценивая инициативу министерства с этой точки зрения, похоже, что нам поручили заняться массовым производством подделок. Качество не имеет значения. Главное — количество. И чем не fake?

Помимо существенного сокращения репетиционного времени есть еще специфика творческого труда, который требует бережного и внимательного отношения. Артист "работает" своим аппаратом, своей актерской природой, душой, если хотите. И превращать труд актера в конвейер, который вдруг должен начать работать в полтора раза интенсивнее, значит, убить его качество. И не понимать его природу.

Невольно задаешься вопросом: откуда эта идея? Но не могла же она действительно прийти в голову только потому, что нужно больше зарабатывать! Есть масса других способов увеличить доходы учреждений культуры. Например, сократить необязательные расходы. Или сократить финансирование уже существующих подделок, а высвободившиеся средства грамотно перераспределить между теми, кто не занимается fake. Думается, причина в другом. Вопрос, зачем государство финансирует культуру, висит в воздухе давно. Во что государство вкладывает средства? Что оно покупает и по каким правилам? Не ясно. В конце концов, это вопросы государственной политики в области культуры, которые по сей день остаются без ответов. В бытность министром культуры Михаил Ефимович Швыдкой, отвечая на вопрос журналиста в связи с закрытием юмористической программы на одном из федеральных каналов, сказал, что задача государства в области культуры — создать условия для развития подлинной, настоящей культуры и тем самым предоставить публике возможность выбора. Противопоставить настоящее подделкам, которые естественным образом (как и везде) занимают и всегда будут занимать большую часть любого рынка. А публика решит сама, что ей больше по вкусу. И снятая с эфира передача не приведет к увеличению посещаемости филармонического зала, но поддержка государством филармоний предоставит возможность сравнения и в результате — правильного выбора. Может быть, не сразу. Но на длинном горизонте обязательно. Государство поддерживает культуру для того, чтобы способствовать воспитанию у своих граждан хорошего вкуса. А воспитывать хороший вкус за счет массового производства fake вряд ли возможно. Количество обязательно переходит в качество, но не всегда с положительным знаком. И задача государства в области культуры, вероятно, заключается и в том, чтобы поддерживать и культивировать качество того, что оно финансирует.

Подделки, приобретенные нами, всегда вызывают досаду, ощущение, что тебя надули, а ты попался на обман. Но если поддельный Rolex можно выкинуть, а сумку Louis Vuitton сдать обратно в бутик, испорченный в химчистке пиджак отремонтировать, телевизор выключить, а дрянной роман не дочитать, то что делать с испорченным вкусом, который так просто искалечить и так невозможно восстановить? Что делать потом с поколением, которое станет думать, что телесериалы дурного вкуса — это и есть кинематограф, бульварное чтиво — литература, неотрепетированный спектакль — театр, а плохой концерт — симфоническая музыка?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #18 : Август 19, 2013, 18:51:45 »
реализация принятого министерством решения неизбежно влечет за собой компромисс в области качества спектаклей, не подготовленных к показу публике вовсе или подготовленных "на коленке". И, оценивая инициативу министерства с этой точки зрения, похоже, что нам поручили заняться массовым производством подделок. Качество не имеет значения. Главное — количество. И чем не fake?

Вообще говоря, от деятельности Большого театра последнего времени именно ТАКОЕ ощущение складывается.

Подделки, приобретенные нами, всегда вызывают досаду, ощущение, что тебя надули, а ты попался на обман

Это о чём ? О "Руслане и Людмиле" Чернякова ? "Летучей мыши" Бархатова ? "Золотом петушке" Серебренникова ? О них можно сказать именно такими словами:

Подделки, приобретенные нами, всегда вызывают досаду, ощущение, что тебя надули, а ты попался на обман

Именно ! Именно!
Я не понимаю, чем возмущается Антон Гетман ? Не надо ставить режоперу, займитесь, наконец, делом - тем делом, символом которого был в XX веке Большой театр.
Какие-то проблемы ?
Не можете ?
Тогда уходите ! Плакать не будем!
Я считаю, что, имея несколько площадок, вполне можно поставить театральное дело - именно, на поток! Делать качественные спектакли, т.е. такие, на которых публика не будет плеваться, а будет на них с удовольствием ходить.
Не желаете портить ей вкус ? Не ставьте режоперу!
И брать нужно не количеством, а именно качеством, чтобы количество этому качеству никак не могло помешать, ибо гениальный спектакль можно смотреть бесконечное количество раз, потому что он не надоедает! Смотрел же я несколько раз баратовского "Бориса Годунова" - и ещё пойду, и мне не надоело! Пусть лучше будет ТАКОЕ количество, нежели реожперное качество!
Такое ощущение, что Антон Гетман не хочет работать: ему в условиях "плана по валу" будет трудно, а он не хочет надрываться. "Качество" нужно искать не там, где Большой театр его искать последние 20 лет, а особливо - 10 последних лет. Это вообще было НЕЧТО ........
В Большом театре нужно провести большую ревизию: 1) искоренить режоперу - вырубить, как мамонта; 2) разогнать и больше никогда туда не пускать постановщиков режоперы - Чернякова, Бархатова, Александрова, Любимова, Серебренникова. Путь в Большой театр должен быть закрыт им НАВСЕГДА; 3) искать других людей, других постановщиков, которые поставят классические спектакли в лучших традициях, а при этом и качество обеспечат, и количество получится после этого само собой.
В общем, замдир выступил не по делу, и мне кажется, его нужно гнать из Большого за нежелание работать.
« Последнее редактирование: Август 19, 2013, 19:28:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #19 : Сентябрь 12, 2013, 14:07:08 »
http://www.colta.ru/docs/31767
12.09.2013

Капков устал от культуры?

Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков в ближайшем будущем, возможно, оставит свою должность: он «устал от культуры».
Об этом сообщили «Ведомостям» несколько московских чиновников и источник, близкий к Кремлю. Представитель мэрии эту информацию комментировать отказался.
В марте 2011 года Сергей Капков был назначен директором Парка Горького, который он реконструировал и модернизировал. В сентябре 2011 года Капкова назначили руководителем департамента культуры Москвы.
На новом посту Капков отменил платный вход в парки и платные билеты в музеи во время новогодних и рождественских каникул. По его инициативе создан Совет по развитию общественных пространств, в который вошли урбанисты, архитекторы, дизайнеры и общественные деятели.
Теперь Капкову стало «тесно в этой должности», говорит один из его коллег. Полтора года назад, когда в Думу перешла заммэра Людмила Швецова, он претендовал на ее место, но назначили Леонида Печатникова. Вероятно, с Капковым еще будут вестись переговоры и удастся его удержать, утверждает чиновник мэрии

Вот это номер!
Понаделал дел и устал. Притомился. Здесь перечислено далеко не всё, что он успел натворить, и кто теперь разбираться с этим будет?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #20 : Сентябрь 16, 2013, 17:06:35 »
http://slon.ru/russia/sergey_kapkov_i_vozvrashchenie_bulata_okudzhavy-991757.xhtml
Сергей Капков и возвращение Булата Окуджавы

С чем точно (вне зависимости от того, случится отставка или нет) можно поздравить Сергея Капкова – так это с потоком посвященных ему прижизненных некрологов, которые все сейчас почему-то пишут. Прижизненный некролог – не то чтобы почетно, но всегда интересно, и вот он их читает и, наверное, в какой-то момент хлопает ладонью по айпаду: «Черт, каким я, оказывается, хорошим парнем был».

Сергей Капков действительно был прекрасным парнем – я использую прошедшее время не для того, чтобы зло подшутить над ним, а чтобы констатировать факт: в течение последних трех лет у Сергея Капкова была такая работа, человек работал хорошим парнем и отлично справлялся с этой работой. Есть чиновники такого типа – был бы начальником ГУВД, все бы его боялись и тихо ненавидели, был бы лидером оппозиционной партии – все бы над ним добродушно смеялись, отвечал бы в Кремле за внутреннюю политику – рассказывали бы о нем аппаратные легенды и называли бы демиургом. Но ему досталась должность покровителя московской интеллигенции – и, судя по тому, как его, еще не отставленного, сейчас оплакивают, со своими обязанностями на этой должности он справился блестяще.

Последнее утверждение, впрочем, многим может показаться спорным. С точки зрения итогов московских выборов, на которых подведомственные Капкову люди, как считается, проголосовали совсем не за Собянина (понятно, что голосование даже в России остается тайным, но я сам знаю людей, которые много лет были лояльны к Капкову и не стеснялись с ним дружить, а этой осенью отказывались участвовать в организованных департаментом Капкова мероприятиях ко Дню города именно потому, что не хотели даже косвенно поддерживать Собянина), может показаться, что возложенных на него начальством надежд он не оправдал. Но дело ведь не в локальных надеждах текущего политического момента; скажем прямо, любые выборы – суета, а миссия Капкова была важнее этих выборов, выше их, серьезнее их.

Не знаю, было ли так задумано с самого начала, или все получилось само собой, но за три неполных года (если начинать отсчет с марта 2011-го, когда он возглавил парк Горького) Капкову удалось провести крайне важный в российских условиях социальный эксперимент, результатами которого еще много лет будет пользоваться и Путин, и любой, кто придет ему на смену. Капков проверил и доказал на практике, что вечная оппозиционность и антисистемность российской (на самом деле – советской, но ведь другой у нас нет) и прежде всего московской интеллигенции – миф, не основанный ни на чем вообще, более того, у этой интеллигенции есть вполне четкий запрос на лояльность, ей хочется быть лояльной, а на площадь, наоборот, не хочется, что бы там ни советовал Галич и прочие формальные иконы этой социальной группы.

Никаких поводов для упрека здесь нет и быть не может, просто так есть – ну, объективная реальность такова. Социальная группа, с которой экспериментировал Капков, ведет свою родословную не от революционеров и диссидентов, а от нормальных членов КПСС и творческих союзов, авторов не самиздата, а книг из серии «Пламенные революционеры». Капков почти дословно разыграл со своей аудиторией (их неточно называют хипстерами) знаменитую сценку из фильма «Копейка», герой которого хочет вначале отправить вырученные от продажи автомобиля деньги Галичу, а жена отговаривает – Галичу опасно, давай Окуджаве. Капков доказывал и доказал своей аудитории, что Окуджавой быть тоже прикольно, это почти как Солженицын, но без неприятных опасностей, и аудитория с радостью согласилась – черт подери, она ждала этого много лет.

Деятельность Капкова невозможно по-настоящему оценить вне исторического контекста. В СССР была сложная система отношений между властью и интеллигенцией: в президиумах заседали всеми презираемые литературные, театральные и кинематографические чиновники, в антисоветском андеграунде по обе стороны границы жили и работали настоящие нонконформисты, а между президиумами и андеграундом существовал «Булат Окуджава» в самом широком смысле этого определения – от Юрия Никулина и Аллы Пугачевой до Андрея Вознесенского и Марка Захарова, и всем, в общем, было хорошо: и одним, и другим, и третьим. 1991 год эту систему отношений между властью и интеллигенцией сломал, не стало ни президиумов, ни враждебного государству подполья, и новая система отношений стала более линейной – либо ты рядом с властью, либо вам с властью друг до друга нет никакого дела. Трехэтажная система стала одноэтажной и неподвижной – двадцать лет подряд на каждый праздник президенты (разные!) вручают один и тот же орден одному и тому же Геннадию Хазанову. Набор творческих интеллигентов, лояльных к власти, со времен раннего Ельцина меняется только естественным и печальным образом – как бы цинично это ни звучало, но всем, в общем, понятна та единственная и грустная причина, по которой доверенным лицом Сергея Собянина на последних выборах не стали Юрий Никулин или, скажем, Александр Абдулов.

С расширением круга лояльных к власти деятелей искусства экспериментировал в свое время Владислав Сурков, но его хобби так и осталось на уровне хобби; однажды у меня была публичная дискуссия с, наверное, самым весомым творческим интеллигентом, которого Сурков смог привести под кремлевские знамена, – джазменом Игорем Бутманом. Выглядело это достаточно комично: на вопрос о причинах, заставивших его вступить в «Единую Россию», Бутман ответил рассказом о том, как напился на свадьбе у Суркова и пел со Львом Лещенко – вот что дала ему партия. В общем, дальше анекдотов в те времена дело не шло.

Капкову было уже не до анекдотов, да на него и посмотришь – сразу видно, что серьезный человек. Именно Капков воссоздал трехэтажную советскую систему, в которой есть общепрезираемые шансонье, поющие на митингах со сгоняемыми на них бюджетниками, есть бесспорные нонконформисты, поющие в автозаке «Давай разрушим эту тюрьму» или в храме – известно что – про Путина. И есть пространство межу ними, в котором можно комфортно существовать, не будучи обязанным маршировать с флагом и не рискуя при этом сесть в тюрьму. Именно Капков вернул обществу «Булата Окуджаву» – не конкретного Булата Шалвовича, а ту социальную роль конформистов с репутацией и самоощущением нонконформистов. «Вы видели новый спектакль Кирилла Серебренникова в „Гоголь-центре“?» – что-то в этом роде.

Капков доказал, что московской интеллигенции очень не хватало этого пространства и этой роли, и если их ей дать, она сама, даже бесплатно, будет готова дружить, лайкать, воспевать в своих журналах и оплакивать в случае отставки. Капков доказал, что если власть позовет, интеллигенция прибежит – даже сейчас прибежит, в 2013 году, после всего, что между ними было. Прибежит как миленькая.

Он это доказал, и поэтому ему уже действительно нет смысла оставаться в Департаменте культуры. Дальше – только Кремль.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #21 : Сентябрь 16, 2013, 18:45:28 »
Капков доказал, что если власть позовет, интеллигенция прибежит – даже сейчас прибежит, в 2013 году, после всего, что между ними было. Прибежит как миленькая.
Он это доказал, и поэтому ему уже действительно нет смысла оставаться в Департаменте культуры. Дальше – только Кремль.

:)) Как это там говорится в небезызвестной комедии: "Не поздоровится от эдаких похвал" (с)
А что наша интеллигенция в массе своей меркантильна, труслива, вшива, продажна и, если её приголубят, побежит за любой подачкой, брошенной властями, особенно если это концертный зал, театр, галерея, крупная должность или что угодно в этом роде, об этом только ленивый не пишет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #22 : Сентябрь 26, 2013, 13:26:04 »
Здание воронежского оперного театра, выстроенное с учетом специальной акустики и открытое в 1961-м году на главной площади города, давно нуждается в реконструкции. Но долгожданный капитальный ремонт может обернуться его бессрочным закрытием. Потому что деваться ему – со всеми артистами и оркестром – некуда. Отправиться на шесть-семь лет на гастроли нельзя, а дома репетировать и играть спектакли негде.

http://culturavrn.ru/society/10432
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #23 : Декабрь 16, 2013, 11:01:46 »
http://lenta.ru/news/2013/12/12/shermeneva/

Уволилась отвечавшая за театр помощница Капкова


Заместитель руководителя департамента культуры города Москвы Сергея Капкова Евгения Шерменева уволилась со своего поста. Об уходе она сообщила в блоге на сайте Snob.ru. В департаменте Шерменева курировала театральное направление.

По словам бывшей сотрудницы департамента культуры, решение об уходе было принято не спонтанно. Она отметила, что работала по срочному контракту и в любом случае сменила бы работу через два года.

Причин увольнения, по словам Шерменевой, много. В частности, в своей записи она отмечает, что сожалеет о сформулированных, но нереализованных идеях, касающихся свободных площадок и систем обеспечения исполнительского искусства. Также бывшая чиновница отметила, что считает важной «сменяемость и для дела, и для человека». «Время пришло. Нужны другие люди, наверное», — заявила Шерменева «Ленте.ру».

«Спасибо всем, кто мне завидовал и писал бесконечные кляузы — они сделали меня неуязвимой к подобной ерунде», — написала Шерменева в заключение. Бывшая чиновница рассказала «Ленте.ру», что пока не знает, где будет работать в дальнейшем. Кто займет ее пост, также не сообщается.

Также 12 декабря стало известно об уходе еще одной помощницы Сергея Капкова из городского ведомства. Екатерина Проничева, занимавшая пост первого заместителя главы департамента культуры Москвы, была назначена новым руководителем департамента культурного наследия министерства культуры РФ.

Евгения Шерменева окончила продюсерский факультет РУТИ-ГИТИС в 2001 году. Она курировала проекты «Театральный синдром», «Полнолуние» и Красноярскую ярмарку книжной культуры. Работала продюсером и директором фестивалей «Territoriя», «NET» и «Гаврош». В 2011 году Шерменева была назначена заместителем главы московского департамента культуры. За время ее пребывания на посту во многих московских театрах произошли резкие изменения. В частности, сменилось руководство театра имени Маяковского, театр имени Гоголя был реструктуризован в «Гоголь-центр», в Театр на Таганке пришла «Группа юбилейного года» для организации его 50-летия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Что театры должны ? Какие театры нужны ?
« Ответ #24 : Декабрь 17, 2013, 15:52:25 »
http://www.newizv.ru/culture/2013-12-16/194229-prazdnik-idet-katkom.html

«НИ» за 16 Декабря 2013 г. Культура
Праздник идет катком
Ольга ЕГОШИНА

Вот начнешь вникать и понимаешь: все-таки начальство – великая сила! Захотят властные структуры, чтобы солнце не всходило, и – опля! Встаешь – и где оно, солнце?! Через пару часов незаметно так, бочком, появляется на небосклоне… Захочет опять же начальство, чтобы, скажем, «Таганка» отпраздновала юбилей, – и изволь соответствовать! И кому какое дело, что «Таганка» рассталась со своим легендарным основателем и что порога созданного им театра Юрий Любимов не переступает…

Когда выяснилось, что ушедший из созданного им театра легендарный Юрий Петрович Любимов с грядущим юбилеем «Таганки» не хочет иметь ничего общего, я, помню, написала колонку с вопросом: мол, если отец-основатель не хочет, может, и не надо? Но старшие и более прогрессивные товарищи строго объяснили мне, что в своем почитании прав «автора театра» я решительно не права. Мол, кто спорит, «Таганка» – театр Любимова, но… там же есть и другие люди, которые на сцене и которые в цехах. И все они жаждут праздника, на который гуманная мэрия Москвы выделила деньги… Кстати, сколько именно выделено на праздник – государственная тайна, которая охраняется строже, чем чертежи космического спутника. В СМИ гуляет цифра 300 млн. рублей (для справки: это 300 спектаклей средней стоимости на большой сцене и бюджет примерно 10 фестивалей). Но эту внушающую уважение и трепет цифру никто не подтверждает, правда, никто и не опровергает.

Гуманные городские власти, озабоченные радостями простых трудящихся, даже наняли и оплатили команду по организации праздника. Нет, не банальных тамаду с тамадушечками, как вы могли подумать. А креативных выпускников Школы театрального лидера (ШТЛ), образовавших «команду юбилейного года» и отправившихся с молодым задором и эскортом наставников воплощать праздник.

Лекала праздника были выбраны обкатанные. Год назад юбилей Театра имени Маяковского тоже готовила молодая команда под руководством Саши Денисовой и Никиты Кобелева. Они расписали мелками фойе (очень славно получилось!). Придумали спектакль на основе воспоминаний – актеров, костюмеров, помрежей, даже буфетчиков. Прелестная постановка «Девятьподесять» до сих пор в репертуаре. Театр и зрители были счастливы, команда (приглашенная худруком Маяковки) вошла в труппу.

Юбилейные торжества на «Таганке» открылись выставкой Ксении Перетрухиной во вновь разрисованном (точнее, украшенном специально написанными цитатами) фойе на втором этаже. Чуть припоздав к началу и поднимаясь по лестнице, я услышала энергичные крики «Позор!», ставшие аккомпанементом праздничных торжеств.

Команда Дмитрия Волкострелова сплоченной кучкой стояла напротив столь же сплоченной кучки актеров, глаза сверкали взаимной ненавистью. А посередь двух стенок бегали наставники молодых, представители прогрессивной общественности и вся либеральная пресса, пришедшая защитить бедных лидеров от тех, кому они пришли сделать праздник. Глядя на сжатые кулаки лидеров, можно было наглядно убедиться, какую именно фрустрацию переживала кукуруза при Хрущеве. Стало понятно, что, языком Достоевского выражаясь, «от Смоленска до Ташкента» не с таким уж нетерпением ждут студента и что полгода совместной работы как-то не слишком сблизили лидеров с театральным народом…

Так начался юбилейный год.

Дальше – больше. В социальных лентах идет информация об актерах, бутафорах и прочих служащих, отозвавших свои интервью, данные для юбилейного спектакля «Репетиция оркестра» Андрея Стадникова, о саботаже занятых артистов, о принятых дирекцией мерах пресечения бунта, об уходе в знак протеста заместителя директора... Наконец, о криках «Позор!» и «Быдло!» на первой юбилейной премьере.

Надо сказать, в рамках празднования юбилея запланирована целая обойма премьер. Список запланированного впечатляет. Но вот, изучая афишу, можно подметить одну странность: премьеры юбилейного года играются один раз, а следующий показ спектакля запланирован через месяц-полтора (и снова один раз). Для любого театрального человека это звучит так же дико, как для земледельца информация, что растения высадили, а поливать будут через месяц. Премьера – штука живая, спектакль только становится, начинает дышать, не играть его полтора месяца – значит убить на корню…

И к этому акту вандализма таганские скандалисты и протестанты точно не причастны. Что же заставило дирекцию решиться на такое варварство? Мне кажется, ответ лежит в билетной кассе. На премьере «Присутствия» заполнена от силы четверть зала (то есть если играть два дня подряд, может вообще никто не прийти). Собравшиеся тоже были люди не с улицы, а гости дорогие, между собой знакомые: учителя молодых лидеров, их болельщики, представители прогрессивной прессы. На вторую премьеру юбилейного года перестала приходить даже оппозиция. Никаких выкриков и выступлений против. Так что в финале все те, кто с самого начала «за», убеждают друг друга в нужности и важности происходящего.

Работать в обстановке ненависти – штука тяжелая, поэтому обсуждение художественных достоинств постановки Семена Александровского выношу за скобки. В конце концов, существует понятие «условий, не совместимых с творчеством»…

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Юрий Петрович Любимов повернулся к юбилею своего театра широкой спиной. Актеры «Таганки», скажем вежливо, не выражают ни энтузиазма, ни радости по поводу своего праздника. Наконец, зритель «Таганки» решительно саботирует юбилейные спектакли…

Так кому это нужно?

Разумеется, для воли начальства нет преград. Но, как выясняется, людей можно заставить рано вставать, можно заставить работать дополнительно. Можно многое. Но вот заставить радоваться, заставить праздновать – оно как-то не выходит…
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)