Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 373675 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 663
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Паата Бурчуладзе: https://izvestia.ru/news/686051

— Стало быть, вы на стороне консервативного подхода к постановке?

— Да. Уже всё написано, композитор и драматург между собой уже договорились. Нужен просто неглупый человек, который предложит, как это сделать на сцене. Он должен быть образованным и профессиональным, не надо мудрить. К сожалению, я в этом убежден, многие режиссеры ищут скандала, чтобы прославиться. У некоторых это получается, и мы знаем их имена.

Вспомним Франко Дзеффирелли. Что он делал? Да ничего особенного, просто красивые спектакли. Мы сегодня проснулись, собираемся пойти в театр. Что мы там надеемся увидеть? Тьму, проблемы? Или мы хотим побывать в сказке? В Германии сейчас такие спектакли, что их все можно поставить в одной декорации. Везде черно-белое и везде ступеньки. Можно исполнить «Севильского цирюльника», а можно «Аиду» — всё что угодно. Так и делают. И все почему-то в шинелях. Но человек, приходя в театр, стремится приобщиться к искусству и отдохнуть. Давайте дадим ему эту возможность, и тогда он к нам вернется.
Che mai sento!

Оффлайн Veiro

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 46
"Бертольд Брехт - Примечания к опере "Расцвет и падение города Махагони"

С некоторых пор все жаждут обновления оперы... возникает стремление к "демократизации" оперы

...непонимание своего положения, господствующее в среде музыкантов, писателей и критиков, имеет серьезные последствия, на которые слишком редко обращают внимание... Творцы становятся поставщиками. Ценность их творений определяется ценой, которую за них можно получить.

Искусство - товар!

Опера, существующая ныне, - "опера кулинарная".

Почему "Махагони" - опера? В своей основе она - кулинарное изделие, как и любая другая опера. Отобран ли ее материал с позиций гурмана? Да, отобран. Служит ли "Махагони" для наслаждения? Да, служит. Ибо "Махагони" - забава.

"Опера "Махагони" сознательно построена на условности этого вида искусства". Эта условность оперы заключается в том, что в ней используются рациональные элементы, привносятся черты физической достоверности и реальности, но все это тут же снимается музыкой. Умирающий человек реален. Но если он, умирая, поет, то вся сцена приобретает условный характер. (Если бы и "слушатель", глядя на него, пел, то этого бы не случилось.) Чем расплывчатее, нереальнее становится реальность под воздействием музыки, - в результате их взаимодействия возникает нечто третье, некое сложное единство, само по себе опять-таки совершенно реальное, способное производить вполне реальное воздействие, но не имеющее ничего общего с изображаемой, исходной реальностью, - тем больше наслаждения доставляет все в целом: мера наслаждения прямо пропорциональна мере нереальности.

Что касается содержания этой оперы, то "содержание ее - наслаждение". Итак, "Махагони" - развлечение не только по форме, но и по самому предмету, изображения.

Музыка, текст и декорации должны были получить больше самостоятельности

Музыка - важнейший элемент целого

Текст не должен был быть ни сентиментальным, ни морализующим, он должен был показывать сентиментальность и мораль персонажей.

Старая опера начисто исключает какие бы то ни было дискуссии по поводу содержания... Однако в старой опере, например у Вагнера, вся философия обычно была низведена до роли так сказать кулинарной приправы, и смысл этих опер, постепенно отмирая, превратился окончательно в компонент развлекательности. Но когда "смысл" в собственном значении этого слова исчез, опера... сама стала своим содержанием.

Подлинное новаторство заключается не в том, чтобы быть впереди, а в том, чтобы идти вперед... Причиной подлинного новаторства является неблагополучное положение вещей, а следствием - его изменение.

Современное общество, так сказать, "немыслимо" без старой оперы. Порождаемые ею иллюзии выполняют общественно важные функции... Где, как не в опере, человеку предоставляется возможность оставаться человеком!

Пусть "Махагони" в высшей степени кулинарное изделие, - как и всякая другая опера, - она тем не менее обладает уже и социально-преобразующей функцией: она подвергает дискуссии именно кулинаризм, она нападает на общество, нуждающееся в таких операх; она, так сказать, все еще прочно сидит на старом суку, но уже по крайней мере понемногу подпиливает его (нечаянно или намеренно)..."