Автор Тема: А.А.Алябьев (1787-1851), мастер русского романса, водевиля и инструментальной музыки  (Прочитано 29555 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
водевиль Алябьева
« Ответ #25 : Декабрь 01, 2012, 14:42:16 »
Страшно любопытно, обязательно постараюсь пойти. Кстати. билеты можно купить в Музее Глинки и в музее Чайковского.

Так что же - вы побывали на водевиле Алябьева ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 372
    • Русское исполнительское наследие на CD
Водевиль прозвучал, о нём - в теме об Алябьеве:

Скажите, что Вы побывали и сделали запись!  :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Там должны была побывать Ренне, поэтому я ждал её отклика. А она молчит ! :))
Да, я тоже там побывал - я вообще впервые побывал в этом зале на чердаке, который правильно было бы назвать "Под крышей у Чайковского" :)))) Это последний этаж, прямо над ним - крыша, никаких перекрытий. Я так понял, это какая-то пристройка, вернее, надстройка, с одного боку которой, по-видимому - бывшая наружная стена здания, а по плану там должен был быть то ли балкон, то ли веранда, то ли крыша нижнего этажа, а вот обустроили это в виде симпатичного чердачка.
Водевиль Алябьева просто чудесный - замечательная музыка часа на полтора (!), сюжет самый простенький, но дивные вокальные ансамбли, хорошая инструментальная проработка, в общем, композиторская работа высокого класса.
Между прочим, там были микрофоны, так что вполне вероятно появление официальной записи на 2-х дисках.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 372
    • Русское исполнительское наследие на CD
Водевиль Алябьева просто чудесный - замечательная музыка часа на полтора (!), сюжет самый простенький, но дивные вокальные ансамбли, хорошая инструментальная проработка, в общем, композиторская работа высокого класса.

Спасибо большое! ))

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Да, и билеты уже купила, но, возвращаясь из Консерватории с концерта Березовского, брела по колено в снежной жиже и свалилась с жуткой простудой! Прошу всемилостливейше меня извинить!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, и билеты уже купила, но, возвращаясь из Консерватории с концерта Березовского, брела по колено в снежной жиже и свалилась с жуткой простудой! Прошу всемилостливейше меня извинить!

Боже, что делается ! Восстанавливайтесь, желаю вам крепкого здоровья !
А именно в тот день - да ! Такое на улицах творилось, что ни подойти, ни подъехать ! Сугробы в метр высотой, а между ними - лужи, которые только в сапогах переходить. В центре кое-где машины тонули, не то что прохожие.
Но я всё же доплыл дотуда :))
Там было тепло, светло и уютно - в зале "Под крышей у Чайковского" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Спасибо сердечное за сочувствие! Лечусь. А зал в центре Чайковского. действительно, очень симпатичный и по формату, и по атмосфере. И события бывают очень любопытные. Как я поняла, водевиль Алябьева периодически показывают, так что надеюсь в следующий раз его увидеть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Спасибо сердечное за сочувствие! Лечусь. А зал в центре Чайковского. действительно, очень симпатичный и по формату, и по атмосфере. И события бывают очень любопытные. Как я поняла, водевиль Алябьева периодически показывают, так что надеюсь в следующий раз его увидеть.

А я и не знал, что его дают там регулярно !! Очень симпатичный ! И инструментальная часть тоже незаурядна !
А вот, кстати, записи камерных ансамблей Алябьева с участием Эмиля Гилельса:

Алябьев Александр Александрович — Соната для скрипки и фортепиано ми минор
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано), скрипка-Цыганов (2-я половина 1940-х гг.)

http://classic-online.ru/ru/listen/41271

Алябьев Александр Александрович — Фортепианное трио ля минор
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано), скрипка - Цыганов, виолончель - Ширинский (1947 г.)

http://classic-online.ru/ru/listen/40981

Алябьев Александр Александрович — Квинтет для фортепиано и струнного квартета
Исполнитель: Эмиль Гилельс (фортепиано) и Квартет им.Бетховена (2-я половина 1940-х гг.)

http://classic-online.ru/ru/listen/41269
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 372
    • Русское исполнительское наследие на CD
Еще один фильм про Алябьева (2008, ведущий - Л. Николаев):

http://video.mail.ru/mail/svitlana-odessa/24450/24821.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера оперы "Буря" Алябьева состоится в Москве

http://ria.ru/culture/20141128/1035589778.html

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Мировая премьера оперы Александра Алябьева "Буря", созданная по одноименной пьесе Шекспира, пройдет в Москве в рамках фестиваля "Английские сезоны в "Царицыно".

Этот проект осуществлен Московской консерваторией им. Чайковского при поддержке министерства культуры РФ. Спектакль состоится 30 ноября в концертном зале Государственного музея — заповедника "Царицыно".

"Открытие шедевра — всегда волнующий момент. Рукопись партитуры оперы Алябьева "Буря" ровно 175 лет ждала возможности быть услышанной, — сказала в интервью РИА Новости художественный руководитель фестиваля, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. — Ноты более столетия хранились в архивах — с начала в Музее Московской консерватории, а затем — в Музее музыкальной культуры им. Глинки, пока не стали предметом изучения в кандидатской диссертации Ярославны Кабалевской ""Буря" Шекспира в музыкальном искусстве".

По словам Кривицкой, на пути к постановке оперы потребовалась особая исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. "Буря" написана в жанре семи-оперы или драматического спектакля с увертюрой и музыкальными номерами, расставляющими важнейшие смысловые акценты. Этот жанр существовал как в Англии, так и в России.

"Слушая музыку к "Буре", зритель откроет для себя "нового" Алябьева — не автора салонных романсов, в том числе и знаменитого "Соловья", но композитора, органично соединяющего традиции отечественного романса с принципами романтической оперы, — отметила Кривицкая. — Как пьеса, так и спектакль рассказывают историю любви главных героев, которые должны пройти испытания, чтобы завоевать право быть вместе. И несмотря на то, что Шекспир написал "Бурю" более 400 лет назад, она, конечно, и про нас".

Музыкальный руководитель постановки известный дирижер Феликс Коробов. В спектакле занят Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории, солисты Большого театра и драматические артисты. Режиссер Петр Татарицкий, лауреат премии "Персона России", выступает в этой работе в двух ипостасях — постановщика и исполнителя роли Просперо.

Читайте полностью http://ria.ru/culture/20141128/1035589778.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мировая премьера оперы "Буря" Алябьева состоится в Москве

Мировая премьера более чем через полтора века после смерти автора - это круто! :))) Только Вивальди ждал дольше! Даже великому Баху пришлось полежать в архивах всего лишь век!
Между прочим, премьера Алябьева - это сенсация. И неплохой подарок слушателям.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Второй раз эту оперу споют 4 декабря в Музее им. А.С. Пушкина

04.12 – «Буря», опера А.  Алябьева по У. Шекспиру – Денис Макаров (бас), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Сергей Радченко (тенор), Дарья Давыдова (сопрано), Камерный оркестр и хор Московской консерватории, дирижер Феликс Коробов, орган – Евгения Кривицкая, режиссер и актер Петр Татарицкий, артисты Московских театров.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/sviatoslav_richter_100/index.php
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Второй раз эту оперу споют 4 декабря в Музее им. А.С. Пушкина

Ну вот, я сегодня побывал в Царицыно и, получается, захватил как бы кусочек "Декабрьских вечеров" нынешнего года? :)
Действо в целом мне понравилось, хотя я шёл, конечно, из-за музыки, в основном. Мне показалось, драматические актёры переигрывали, но певцы выступили хорошо. Роли там были разделены.
Музыки, к сожалению, маловато :(( Но опера осталась, как выяснилось, недописанной, так что уж чем богаты, тем и рады. Спектакль из неё вполне можно слепить, причём, неплохой.
Мне показалось, что драматическая мысль была донесена не очень хорошо, но это я списываю на мою неготовность проглотить такое количество драмтеатра наряду с чистой музыкой.
Алябьев - гений. Шикарный мастер. И тоже трагическая судьба.
Там выступала со введением Кривицкая, рассказывала об этом всём - и о постановке. Удивился, увидев Кривицкую: я читал её книги об органном искусстве и почему-то представлял её себе старой мымрой, а она оказалась милой длинноносой женщиной, причём, довольно обаятельной :)) Вот так и поймёшь, что нельзя судить о людях заочно :)) Как так получилось, что я её не видел, не знаю - наверное, не попадал туда, где она чаще всего мелькает.
Спектакль в интерьерах Хлебного дома был настолько импозантен, что я получил истинное наслаждение. Там и лесенки, и несколько входов-выходов, и закулисные помещения дворца, так что для представления вполне удобно, хотя сама площадочка, может, и маловата. На полу внутреннего дворика, накрытого стеклянной крышей, на одном уровне со зрителями.
Но очень-очень милое помещение, можно рекомендовать.
Одно только: зимой одевайтесь тепелее и берите с собой шарфы или даже тёплую одежду :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера оперы "Буря" на музыку Александра Алябьева состоялась в "Царицыно"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/124482
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Премьера оперы "Буря" на музыку Александра Алябьева состоялась в "Царицыно"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/124482

они вот тут пишут:

-------------------------------------
Царицынский ансамбль – идеальные декорации к романтической опере Алябьева. А крытый двор хлебного дома как будто создан для пения: акустика здесь как в соборе
-------------------------------------

Это правда! Акустически там вполне прилично, но ещё лучше - внутренние постройки, лестницы, они и правда смотрелись как декорации для Шекспира!
И я хочу сказать, что просто не представляю себе, как после простора внутреннего дворика Хлебного дома Царицына они всё это впихнут в маленький музейный зальчик "Декабрьских вечеров".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мировая премьера оперы Алябьева «Буря»

Валентин Предлогов, 05.12.2014 в 20:36
 
Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), выдающегося композитора, мастера русского романса, водевиля и инструментальных жанров, известно каждому отечественному любителю классической музыки хотя бы потому, что его гениальный «Соловей» ещё при жизни автора сделался одним из символов русского музыкального искусства наряду с самыми яркими романсами М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Показателен тот факт, что алябьевского «Соловья» переложил для фортепиано Ференц Лист, чрезвычайно чуткий ко всему новому, свежему и качественному в художественном отношении.

http://www.belcanto.ru/14120504.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Неоконченная «Буря» для камерного хора с оркестром

http://portal-kultura.ru/articles/music/73918-neokonchennaya-burya-dlya-kamernogo-khora-s-orkestrom/

11.12.2014

Александр МАТУСЕВИЧ

«Декабрьские вечера» и Московская консерватория представили оперу Алябьева «Буря».
Традиционно зимний музыкальный сезон в столице открывается «Декабрьскими вечерами Святослава Рихтера». Вокальные программы разного формата всегда составляли важную часть «Вечеров»: не зря супругой и многолетним сценическим партнером Рихтера была выдающаяся камерная певица Нина Дорлиак (когда фестиваль стартовал, она уже не выступала, но на сцене блистали ее многочисленные знаменитые ученики). Не стал исключением и нынешний 24‑й фестиваль, одним из важных событий которого оказалась мировая премьера оперы Александра Алябьева «Буря». В основу ее легла одноименная пьеса Шекспира.

Доглинкинская русская музыкальная культура (название условное, хронологически простирающееся фактически до середины XIX века) в России по-прежнему представлена мало, а если уж и исполняются те старинные произведения, то в основном только самые популярные. Алябьева это касается в первую очередь: что, кроме хрестоматийного «Соловья», знает рядовой меломан или даже музыкант-профессионал из наследия композитора? Поэтому инициатива музыковеда Московской консерватории Ярославы Кабалевской, не только «раскопавшей» в недрах Музея Глинки фрагменты неоконченной «Бури», но и вложившей вместе с профессором Евгенией Кривицкой много сил в то, чтобы опера стала достоянием слушателей, заслуживает всяческих похвал.

На Западе сегодня не только стряхивают архивную пыль со многих произведений, но и стремятся их обязательно исполнить и записать. У нас с этим пока не блестяще, а жаль, ибо есть интересные образцы как русского барокко, так и доглинкинского пласта, о которых мы даже не подозреваем.

Прозвучавшая на «Декабрьских вечерах» музыка алябьевской «Бури» по-настоящему прекрасна — ярка, выразительна, волнующа, в ней чувствуется несомненная витальная энергия, чарующая нежность и одухотворенная возвышенность. Ощущается веберовское влияние, творчеством которого в 1830‑е годы в России были очарованы все поголовно. Блистательна алябьевская увертюра, восхитительны хоры, бальзамом для меломанских ушей звучат его изящные и одновременно эмоционально выпуклые арии, очевидно незаурядное мастерство в ансамблях, драматическое чутье композитора в контрастах и развитии музыкальной мысли. Жаль только, что Алябьев не окончил оперу: у публики осталось ощущение недосказанности, недополученных эмоций.

В исполнении приняли участие Камерные хор и оркестр Московской консерватории, обеспечившие высокий уровень музицирования (дирижер — Феликс Коробов). Бас Денис Макаров (Просперо), меццо Александра Кадурина (Миранда), сопрано Дарья Давыдова (Ариэль) доставили удовольствие красивыми голосами и выразительным пением.

За недостатком музыкального материала «Бурю» дополнили драматической составляющей, тем более что замыслу Алябьева и его практике как автора опер-водевилей это не противоречит. Однако постановка Петра Татарицкого, сделавшего интересную инсценировку, и игра молодых театральных актеров (главные персонажи были поделены между ними и вокалистами), оказались недостаточно убедительными, чтобы тягаться с прекрасной музыкой Алябьева, ставшей подлинным открытием и главной героиней вечера.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 679
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
От «Соловья» до «Бури»

http://www.trud.ru/article/16-12-2014/1320553_ot_solovja_do_buri.html

 22 декабря - последняя возможность насладиться спектаклем. Фото: из открытых источников.
Наталья Филиппова
 
Московская консерватория заканчивает премьерную серию спектаклей оперы «Буря»

22 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории — последний показ премьерной серии спектаклей оперы «Буря» классика отечественной музыки XIX века Александра Алябьева по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Рукопись партитуры никогда не издавалась и более столетия хранилась в архивах.

...

Автор инсценировки, режиссер и исполнитель роли Просперо — лауреат премии «Персона России» Петр Татарицкий — придумал необычный формат, «досказав» недостающие страницы оперы вкраплением драматических сцен.

В отзывах критиков на первое представление в Царицыно читаем: «Спектакль в интерьерах Хлебного дома был настолько импозантен, что доставил истинное наслаждение».

Музыкальный руководитель премьеры — заслуженный артист России, дирижер Феликс Коробов (на фото). Вместе с ним на сцену Рахманиновского зала выйдут Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель — Александр Соловьев), солистка Московского музыкального театра «На Басманной» Ирина Суханова (меццо-сопрано), приглашенные солисты Большого театра Дарья Давыдова (сопрано), Сергей Радченко (тенор), Максим Кузьмин-Караваев (бас).
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 167
«Буря мглою небо кроёт…»: неизвестная опера Алябьева

Нет, нет, речь пойдёт не о стихотворении Пушкина и не о русской зимней вьюге, а о мировой премьере неизвестной оперы русского композитора XIX века Александра Алябьева «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира. Классическая

История её появления такова. Рукопись оперы, которой исполнилось 175 лет, никогда не издавалась и хранилась в архивах. Сначала в Музее Московской консерватории, затем — в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Но вот настал момент выхода из забвения алябьевского опуса — им заинтересовалась Ярослава Кабалевская, когда работала над диссертацией «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве». После успешной защиты диссертации родилась идея постановки неизвестного доселе произведения Алябьева, которую осуществила Московская консерватория при поддержке Министерства культуры России в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры Москвы.

Художественным руководителем проекта стала доктор искусствоведения, профессор Евгения Кривицкая, а исполнительным продюсером и научным консультантом — Ярослава Кабалевская.

Конечно, для постановки «Бури» была необходима исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. Часть ее оказалась бесследно утраченной. Решили ввести сюжетнообразующие фрагменты из шекспировской «Бури» для целостного восприятия оперы. К тому же выяснилось, что Алябьева еще ранее интересовала «Буря» Шекспира, он создал музыку к ней в русскоязычной версии князя Шаховского и сочинил как самостоятельное произведение оркестровую пьесу под тем же названием. Над партитурой оперы трудился Кузьма Бодров, сделав специальную редакцию для камерного оркестра и включив в неё оркестровую пьесу «Буря».

В постановке приняла участие серьёзная творческая бригада: два коллектива Московской консерватории: Камерный оркестр и его музыкальный руководитель, и дирижёр Феликс Коробов и Камерный хор под художественным руководством Александра Соловьёва, автор сценической версии, режиссёр и актёр Петр Татарицкий, молодые певцы, в том числе выпускники и студенты Московской консерватории, и драматические актёры.

«Бурю» Алябьева показали три раза: в Концертном зале Хлебного дома Музея-заповедника «Царицыно», на фестивале «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в Рахманиновском зале Московской консерватории. Я побывала на последнем представлении. Оно оказалось очень удачным. Замечательная акустика, наличие сцены, где было удобно оркестру, певцам и актёрам, и верхняя галерея для хора.

Проект Московской консерватории познакомил слушателей с другими гранями творчества русского композитора. Для широкого зрителя Алябьев известен как автор салонных романсов и прежде всего знаменитого «Соловья». Здесь же мы услышали композитора, исповедующего эстетику романтизма, умело соединившего традиции русской романсовой культуры и принципы немецкой романтической оперы, в том числе и Вебера. Конечно, строго говоря, «Бурю» назвать чистой оперой трудно. Она приближается к жанру музыки к драматическим спектаклям, что было распространено и во времена Шекспира, и в годы творчества Алябьева. Но сочиненные композитором арии, дуэты и ансамбли принадлежат оперному искусству. И постановка, наполненная подтекстами и скрытыми смыслами, осуществлённая Московской консерваторией, несмотря ни на что, позволяет причислить «Бурю» Алябьева к оперному жанру.

...

«Бурю» посвятили двум датам — 450-летию со дня рождения Шекспира и 175-летию с момента написания оперы Александром Альябьевым. Спектакль получился не о прошлом, а о настоящем. Он никого в зале не оставил равнодушным, потому что в яркой сценической форме поднял извечные проблемы человеческих взаимоотношений в их контрастности: жажда власти, предательство и чистая любовь, победа человеческого разума и низость людских поступков…
 
Хочется, чтобы «Буря» Алябьева-Шекспира не осталась только единожды представленным проектом, а продолжала свою активную творческую жизнь.

Елизавета ДЮКИНА

Полностью:

NEWSmuz.com. 14/01/2015 - 18:20
http://newsmuz.com/news/2015/burya-mgloyu-nebo-kroyot-neizvestnaya-opera-alyabeva-33243
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 372
    • Русское исполнительское наследие на CD
Очень хорошее исполнение романсов Алябьева (А. Федин):

http://www.youtube.com/watch?v=a1HIh7PXCZI